Ответственность органов местного самоуправления перед населением судебная практика

Обновлено: 26.11.2022

Конституционным Судом РФ принято постановление от 27.06.2013 № 15-П по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.

Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (абзац второй). В части 10 той же статьи Федерального закона установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Часть первая статьи 83 Трудового кодекса РФ относит к числу оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, неизбрание на должность (пункт 3).

Оспоренные заявителем законоположения являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в той мере, в какой на основе этих законоположений решается вопрос о возможности прекращения полномочий главы муниципального образования, восстановленного судом в этой должности как незаконно удаленного в отставку, в связи с проведением досрочных выборов и вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования до окончания судебного разбирательства по делу удаленного в отставку главы муниципального образования.

Конституционный Суд РФ, оценивая институт удаления главы муниципального образования в отставку, пришел к следующему выводу: как мера ответственности перед представительным органом, и перед населением процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в порядке удаления в отставку не является отступлением от Конституции РФ, поскольку в действующем правовом регулировании она предполагает, в частности, возможность судебной проверки по заявлению удаленного в отставку главы муниципального образования законности соответствующего решения представительного органа муниципального образования, а также проведение досрочных выборов главы муниципального образования в установленные федеральным законом сроки, притом что удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться на этих выборах в качестве кандидата (определения от 04.10.2011 № 1264-О-О, от 02.11.2011 № 1464-О-О и от 17.11.2011 № 1489-О-О).

Признание судом решения об удалении главы муниципального образования в отставку незаконным влечет восстановление гражданина в его прежнем статусе – иное означало бы отрицание гарантий судебной защиты мандата выборного лица.

Вместе с тем в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, часть 8 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает проведение досрочных выборов главы муниципального образования в сроки, установленные федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может применяться вне связи с процессом судебной защиты прав удаленного в отставку с должности главы муниципального образования лица, а досрочные выборы не должны создавать препятствий для реализации соответствующих судебных гарантий его прав. В свою очередь, судебная защита должна осуществляться в максимально короткий срок, с тем чтобы исключалось необоснованно продолжительное по времени сохранение ситуации неопределенности в отношении правового статуса указанного лица.

Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд РФ признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки – в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти – досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.

Вместе с тем, названные законоположения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным.

Федеральному законодателю предписано внести в правовое регулирование отношений, связанных с удалением главы муниципального образования в отставку и проведением – в случае признания судом законности соответствующего решения представительного органа местного самоуправления – досрочных выборов главы муниципального образования, изменения, обеспечивающие максимально возможное сокращение сроков судебного обжалования такого решения и незамедлительное рассмотрение судом дела о проверке его законности.

Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения надлежащих законодательных изменений правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

12 февраля 2014, 10:04

Конституционный Суд РФ сформулировал позицию по процедуре досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в порядке удаления в отставку

Конституционным Судом РФ принято постановление от 27.06.2013 № 15-П по делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.

Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (абзац второй). В части 10 той же статьи Федерального закона установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Часть первая статьи 83 Трудового кодекса РФ относит к числу оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, неизбрание на должность (пункт 3).

Оспоренные заявителем законоположения являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в той мере, в какой на основе этих законоположений решается вопрос о возможности прекращения полномочий главы муниципального образования, восстановленного судом в этой должности как незаконно удаленного в отставку, в связи с проведением досрочных выборов и вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования до окончания судебного разбирательства по делу удаленного в отставку главы муниципального образования.

Конституционный Суд РФ, оценивая институт удаления главы муниципального образования в отставку, пришел к следующему выводу: как мера ответственности перед представительным органом, и перед населением процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в порядке удаления в отставку не является отступлением от Конституции РФ, поскольку в действующем правовом регулировании она предполагает, в частности, возможность судебной проверки по заявлению удаленного в отставку главы муниципального образования законности соответствующего решения представительного органа муниципального образования, а также проведение досрочных выборов главы муниципального образования в установленные федеральным законом сроки, притом что удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться на этих выборах в качестве кандидата (определения от 04.10.2011 № 1264-О-О, от 02.11.2011 № 1464-О-О и от 17.11.2011 № 1489-О-О).

Признание судом решения об удалении главы муниципального образования в отставку незаконным влечет восстановление гражданина в его прежнем статусе – иное означало бы отрицание гарантий судебной защиты мандата выборного лица.

Вместе с тем в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, часть 8 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает проведение досрочных выборов главы муниципального образования в сроки, установленные федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может применяться вне связи с процессом судебной защиты прав удаленного в отставку с должности главы муниципального образования лица, а досрочные выборы не должны создавать препятствий для реализации соответствующих судебных гарантий его прав. В свою очередь, судебная защита должна осуществляться в максимально короткий срок, с тем чтобы исключалось необоснованно продолжительное по времени сохранение ситуации неопределенности в отношении правового статуса указанного лица.

Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд РФ признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки – в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти – досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.

Вместе с тем, названные законоположения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным.

Федеральному законодателю предписано внести в правовое регулирование отношений, связанных с удалением главы муниципального образования в отставку и проведением – в случае признания судом законности соответствующего решения представительного органа местного самоуправления – досрочных выборов главы муниципального образования, изменения, обеспечивающие максимально возможное сокращение сроков судебного обжалования такого решения и незамедлительное рассмотрение судом дела о проверке его законности.

Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения надлежащих законодательных изменений правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

В ст. 70 и 71 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, депутаты, выборные должностные лица несут ответственность перед населением. В каких случаях и в каких формах наступает ответственность перед населением?

Ответ

Ответственность за действия (бездействие), причинившие материальный или иной ущерб или составляющие угрозу общественной безопасности и безопасности граждан, дифференцируется на уголовную, административную и гражданскую.

Органы местного самоуправления могут привлекаться к ответственности в порядке гражданского и административного производства.

Должностные лица, так же как и граждане, могут привлекаться к ответственности в порядке уголовного, гражданского и административного производства.

Должностные лица также несут дисциплинарную ответственность в степени, установленной регулирующими их права и обязанности по замещаемой ими должности законодательными и локальными актами.

Депутаты и выборные должностные лица также несут моральную и политическую ответственность за свои решения и действия перед жителями муниципального образования. Эти формы ответственности не определяются формальными актами, и указанные лица не могут привлекаться к ответственности по политическим и морально-нравственным критериям.

Моральная и политическая ответственность выражается в оценках жителями муниципальных образований поведения и деятельности депутатов и выборных должностных лица местного самоуправления, решений, которые они принимали, и соответствия результатов интересам граждан и представлениям граждан о справедливости этих решений и их соответствия общественному благу.

Эти оценки реализуются в доверии или недоверии населения этим лицам, отражающихся в общественном мнении и результатах голосования на выборах в органы местного самоуправления.

Вместе с тем в ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ не раскрыто содержание ответственности перед населением (чем она отличается от уголовной, административной и гражданской и в чем она может состоять, например, в возмещении ущерба, нанесенного муниципальной казне или имуществу, общественном порицании, частичном ограничении гражданских прав на территории муниципального образования и т.п.), так же как не раскрыто и содержание понятия «основания наступления ответственности».

В ч. 10 ст. 36 и ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц, следовательно, в порядке ответственности указанных лиц перед населением не может предусматриваться досрочное прекращение полномочий (за исключением их отзыва населением).

В п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ отзыв указанных лиц населением включается в понятие ответственности перед населением указанных лиц.

Вместе с тем в ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ основания для отзыва связываются с конкретными противоправными решениями или действиями (бездействием), установленными судебным решением.

В соответствии с УК РФ должностные лица, в том числе замещающие выборные должности, могут наказываться лишением права занимать государственные должности и должности в органах местного самоуправления, что влечет досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц и увольнение с муниципальной службы муниципальных служащих.

Работа с обращениями граждан. Как защититься от обвинений в бездействии

  1. Как доказать, что местную администрацию напрасно обвиняют в бездействии.
  2. Из-за каких ошибок органы местного самоуправления проигрывают суды по искам заявителей.

Субаренда муниципального имущества. Каких ошибок избегать местной администрации

  1. Муниципалитет сначала запретил передачу имущества в субаренду, а затем передумал и внес в договор изменения. Можно ли так поступать.
  2. Компания передала в субаренду часть земельного участка, несмотря на отказ местной администрации. Почему муниципалитет не смог отстоять свою позицию в суде.

Обзор судебной практики о местном самоуправлении за 3 квартал 2021

Основные темы выпуска № 3:

Прокуратура Хабаровского края: Информация о правотворческой работе по внесению изменений в уставы муниципальных образований края и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, сентябрь 2021

В текущем году приняты федеральные законы, требующие нормативной реализации органами местного самоуправления, в том числе в уставах муниципальных образований края.

Как защитить муниципалитет в споре о строительстве объекта вблизи трубопровода

  1. Определяйте границы территории вокруг трубопровода с учетом СНиПов.
  2. Не отказывайте в присвоении адреса зданию, которое было построено вблизи газопровода.
  3. Когда муниципалитет должен возместить убытки, причиненные сносом объекта.

Информация о мониторинге законодательства август 2021

По результатам мониторинга федерального и регионального законодательства установлены основания для принятия и корректировки муниципальных нормативных правовых актов.

Конституционный Суд опубликовал Обзор практики за второй квартал 2021 г.

Конституционный Суд опубликовал Обзор практики за второй квартал 2021 г., в который включены 22 постановления и 4 наиболее важных определения.

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.

Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распускается законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, либо указом Президента Российской Федерации.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

5. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.

6. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо указом Президента Российской Федерации.

7. В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

8. Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.

9. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.


В статье обоснована необходимость выделения муниципально-правовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности, определены особенности муниципально-правовой ответственности, сформулировано определение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, юридическая ответственность, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципально-правовая ответственность, муниципальное правонарушение.

The article substantiates the necessity of separating municipal legal responsibility into an independent type of legal responsibility, defines the features of municipal legal responsibility of responsibility, formulates the definition of responsibility of bodies and officials of local self-government.

Key words: local self-government, local self-government bodies, legal responsibility, responsibility of local self-government bodies and officials, municipal legal responsibility, municipal offense.

На современном этапе развития публичная власть в Российской Федерации представляет собой систему, включающую в себя три равноценных и равнозначимых уровня власти: государственная власть (федеральная власть), государственная власть субъектов РФ (региональная власть) и местное самоуправление (муниципальная власть). Муниципальная власть осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления, которые, будучи звеном публичной власти, наделены публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования.

Наличие публично-властных полномочий обусловливает важность адекватного и эффективного механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Процесс формирования демократического, правового государства, начатый в 1993 г. с принятием Конституции РФ, обусловил повышение актуальности института юридической ответственности органов и должностных лиц как государственной власти, так и местного самоуправления.

Местное самоуправление в России является одной из основ конституционного строя. Оно представляет собой уровень власти, наиболее приближенный к населению, поэтому его основное предназначение, помимо решения вопросов местного значения и удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципального образования, заключается в ликвидации социальной напряженности в обществе, а также принятии мер, способствующих повышению доверия населения к власти. В связи с этим ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наряду с контролем и надзором за их деятельностью, безусловно, является важнейшим инструментом обеспечения эффективного функционирования местного самоуправления во благо населения, граждан и всего общества в целом.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления обладает всеми основными характерными признаками юридической ответственности в целом:

– представляет собой один из видов государственного принуждения;

– наступает за совершение правонарушения;

– выражается в претерпевании нарушителем определенных ограничений и лишения, в основном, имущественного, личного или организационного характера:

– связана не только с общественным, внутренним, а, в первую очередь, с государственным осуждением;

– реализуется в установленной законом процессуальной форме.

Помимо традиционных видов юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная и т. д.) органы и должностные лица местного самоуправления являются субъектами конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность, по определению В. А. Виноградова, представляет собой закрепленную нормами Конституции РФ обязанность субъектов конституционных правоотношений нести ответственность за несоответствие своего юридически значимого поведения предписанному данными нормами, обеспечиваемую возможностью применения мер государственного либо общественного воздействия [1].

Основополагающим нормативным актом, определяющим основания и порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности, выступает Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 70 которого установлено, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством, населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законодательством.

В силу того, что население муниципального образования законодательно закреплено как одна из инстанций ответственности органов и юридических лиц местных органов власти, в современной научной литературе существует мнение о необходимости выделения особой разновидности ответственности — муниципально-правовой ответственности. В частности, по мнению Е.С Шугриной, перед государством органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционно-правовую ответственность, а перед населением — муниципально-правовую. Под муниципально-правовой ответственностью автор понимает ответственность за ненадлежащее осуществление муниципальной власти [8].

С точки зрения Д. А. Лисовицкого, под маниципально-правовой ответственностью следует понимать ответственность выборных муниципальных органов и выборных лиц местного самоуправления, установленную нормами муниципального права [5].

По мнению М. А. Ивановой, муниципально-правовая ответственность является особым видом юридической ответственности, возникающим в связи с нарушением органами и должностными лицами органов местного самоуправления норм муниципального права в процессе реализации своих полномочий [3].

Как отмечает С. В. Корсакова, муниципально-правовая ответственность — это отраслевой вид юридической ответственности, выражающийся в обусловленной нормами муниципального права правовой связи между органами и должностными лицами местного самоуправления, обязанными в силу своего статуса эффективно и добросовестно реализовывать свои функции, задачи и должностные обязанности, с одной стороны, и населением муниципального образования, которое управомочено на осуществление контроля над их деятельностью, а также при нарушении ими требований норм муниципального права — на применение мер муниципально-правового принуждения, с другой стороны [4].

Законодательное определение муниципально-правовой ответственности, несмотря на ее значимость в России, как демократическом, правовом государстве, и широкого использования данного понятия в научной и учебной юридической литературе, в настоящее время отсутствует. Более того, вопросы, связанные с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления, интерпретированы в законодательстве лишь фрагментарно, недостаточно полно. Большая часть норм, закрепляющих и регламентирующих такую ответственность, являются отсылочными, и, соответственно, санкции, применяемые за противоправное поведение данных субъектов, содержатся в различных отраслях права. Как справедливо отмечает Е. М. Заболотских, постоянная отсылка к нормам конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права не способствует обеспечению полноценной защиты и надлежащего применения всего круга муниципально-правовых предписаний, в связи с чем ряд норм муниципального права оказываются не обеспечены силой государственного принуждения [2].

Таким образом, муниципально-правовая ответственность в настоящее время рассматривается преимущественно в качестве составной части института юридической ответственности в целом. Однако, по справедливому мнению А. С. Чуевой и И. В. Шапиро, существует необходимость выделения муниципально-правовой ответственности в отдельный, самостоятельный вид юридической ответственности, а также в принятии единого законодательного акта, устанавливающего нормативные положения, содержащие муниципально-правовые санкции. Выделение муниципально-правовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности, по мнению авторов, требует четкого определения, во-первых, состава правонарушения в сфере местного самоуправления, то есть муниципального правонарушения; во-вторых, системы санкций за нарушение муниципально-правовых норм, а также особого порядка их применения [7].

А. В. Филиппова выделяет следующие основные особенности муниципально-правовой ответственности:

– муниципально-правовая ответственность наступает при совершении муниципального правонарушения, то есть противоправного деяния, являющегося следствием несоблюдения норм законодательства в сфере местного самоуправления и выражаемого в действии либо бездействии органа или должностного лица местного самоуправления;

– муниципально-правовая ответственность материализуется в форме правоотношения, которое, как правило, выступает следствием выявления муниципального правонарушения. Сторонами такого рода правоотношения являются: орган или должностное лицо местного самоуправления, совершившие правонарушение; представитель власти, к полномочиям которого относится привлечение к муниципально-правовой ответственности; субъекты, интересы которых были нарушены в результате совершения правонарушения, то есть государство, население муниципального образования, а также физические и юридические лица;

– муниципально-правовая ответственность является формой государственного принуждения. Действительно, как разновидность юридической ответственности, муниципально-правовая ответственность, представляет собой претерпевание органом или должностным лицом местного самоуправления неблагоприятных последствий, выражающихся в принудительном ущемлении (ограничении) его субъективных прав;

– муниципально-правовая ответственность реализуется в законодательно установленном процессуальном порядке;

– привлечение органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности имеет свои цели, к которым относятся: охрана личности от противоправных посягательств; охрана правопорядка в государстве и обществе; восстановление социальной справедливости, иначе говоря, восстановление прав, нарушенных в результате совершения правонарушения; наказание правонарушителя; предупреждение новых правонарушений [6].

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. На наш взгляд, данная правовая категория может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления представляет собой претерпевание органом или должностным лицом местного самоуправления, совершившим правонарушение, являющееся результатом несоблюдения норм законодательства в сфере местного самоуправления и выражающееся в действии или в бездействии, мер государственного принуждения на основании соответствующих нормативно-правовых предписаний. В узком смысле под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать обязанность органа или должностного лица местного самоуправления, совершившего муниципальное правонарушение, претерпеть неблагоприятные последствия в виде мер государственного принуждения.

  1. Виноградов В. А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2005. — 348 с.
  2. Заболотских Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. — М.: Проспект, 2015. — 224 с.
  3. Иванова М. А. Муниципально-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — Т. 8. — № 4 (29). — С. 337–340.
  4. Корсакова С. В. Формирование научной доктрины муниципально-правовой ответственности как стратегическое направление правовой политики в сфере местного самоуправления // Верность Конституции: сборник трудов научной конференции. — М.: РГУП, 2018. — С. 299–308.
  5. Лисовицкий Д. А. Правовое регулирование ответственности выборных лиц местного самоуправления и выборных муниципальных органов перед населением: дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. — Санкт-Петербург. 2004. — 215 с.
  6. Филиппова А. В. Границы муниципально-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 11. — С. 30–35.
  7. Чуева А. С., Шапиро И. В. К вопросу о понятии и особенностях муниципально-правовой ответственности (ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — № 8. — С. 174–176.
  8. Шугрина Е. С. Организация публичной власти в конституционном государстве // Юридическое образование и наука. — 2016. — № 3. — С. 166–171.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципально-правовая ответственность, юридическая ответственность, ответственность органов, лицо, муниципальное образование, государственное принуждение, должностное лицо, муниципальное правонарушение, конституционно-правовая ответственность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: