Отец андроник церковный суд за что отвечает

Обновлено: 15.04.2024


Кроме того, по словам Митрополита Илариона, в правоохранительных органах Австралии открыто следствие по делу архимандрита Алексея Розентула. Известно, что полиция штата Новый Южный Уэльс (NSW POLICE FORCE) в данное время сотрудничат с священниками Австралийско-Новозеландской Епархии.​ Поручение о сотрудничестве с правоохранительными органами было дано лично Митрополитом Иларионом.​ Членами духовного суда по делу Розентула являются:

1. Протоиерей Гавриил Макаров (г. Брисбан)

2. Протоиерей Николай Даленкевич (г. Мельбурн)​

3. Протоиерей Владимир Дедухин (г. Аделаид).

Архимандрит Алексей Розентул запрещен в служении

По благословению церковной иерархии, следуя церковно-каноническим и гражданским нормам, запрещение в священнослужении, наложенное на архимандрита Алексия, как и временное его отстранение от всех обязанностей, оставляется в силе впредь до завершения следствия.​

Это заявление митрополита было год назад. С той поры следствие продвинулось далеко вперед. Похоже, что арест архимандрита - дело нескольких недель.


В сентябре этого года появилось заявление викария:

""

Этот циркуляр Викарного Епископа Георгия Канберского четко говорит о том что
"распространяются слухио том, что духовный суд завершил расследование, дело закрыто и отец Алексей может вернуться к своим литургическим и пасторским обязанностям. К сожалению, это не правда"


Речь идет о его преступлениях 70х-80х годов. Потерпевших, предоставивших полиции свои показания, более десятка. Австралийские следователи даже летали в Нью-Йорк. Гомоистория самого Алексия уходит корнями в Бостонский монастырь времен скандала с тамошним о. Пантелеимоном (Archimandrite Panteleimon Metropoulos)

Пострадавшие, их родители и даже священники об этом сообщали епископам РПЦЗ,в том числе Илариону Капралу - и все было бесполезно. "Мы все будем молиться. Не будем подставлять под удар авторитет Церкви. ".


На фото 2005 года о. Алексей с послушниками. Они все от него ушли, и некоторые подали в суд.
Отец Сергей Шатров (слева) сотрудничает с полицией и духовным судом против Архимандрита Алексея. К сожалению Розентул довел отца Сергия до ухода из сана. В суд подает полиция, а пострадавшие дают показание.

Один юноша, серб, Николай, передал в епархию подробный рассказ. Услышан не был. Покончил с собой.

Из комментариев;
"В 1988 году ездили на Святую землю с семьей. Архимандрит Алексей был начальником миссии в то время и все знали еще тогда, что он спит с мальчиками в одной постели. Например юноша Михаил Николаевич Парамонов с родителями из Австралии в это время прибыл на паломничество. Архимандрит Алексей с ним переспал в одной кроватке. Все знали. Все молчали. Наконец-то взялись за это дело. Розентула на кол! "

Аналогичное расследование ведется и в отношении одного из самых медийных иеромонахов Сретенского монастыря в Москве. Андроник Пантак тоже запрещен в служении и ждет церковного суда.

Игорь Бессонов

Александр, а не подскажете, где Бог вот заповедал пороть в детстве.
Желательно, чтобы начиналось в ВЗ со слов "Тако глаголет Господь. ", а в НЗ со слов "а Я (или и Я) говорю Вам. ".

Александр Волков

Игорь Бессонов

Я же просил заповеди, прямую речь Бога Израиля Иеговы или Сына Божьего Иисуса Христа.
А это умные изречения живших в то время, но не слова Создателя в форме заповеди.
Для сравнения в тех же притча много чего написано, но возводить их в ранг заповеди. Вы понимаете?
Т. е. если бы в Вашем комментарии было написано, что в Библии советовали иудеям со времен Соломона пороть розами, то все было бы верно. Но влагать в уста Бога слова про порку - это перебор.

Александр Волков

Игорь, твоё непонимание - это из-за твоего сочетания с сатаной, что в свою очередь также следует из-за отсутствия розг, кнута и прочих позволенных Богом инструментов душеспасения на твоём теле. Всё слово Божие - оно духновенно непосредственно Святым Духом. Бога - Его невозможно видеть человеческими очами, поэтому всякое общение и научение человеков Он производит посредством Своего Духа.

Игорь Бессонов

Печально, но длинная и седая борода ума не прибавляет.
Книга Притчей учительная, это не Закон как таковой, книга Иисуса сына Сирахова так вообще неканоническая.

В Евангелии, где БОГ ГОВОРИЛ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ И ЕГО ПРЯМАЯ РЕЧЬ ЗАПИСАНА ОЧЕВИДЦАМИ вообще ни одного слова про полезность розог.
Вы застряли в Ветхом завете, детоводителю ко Христу, по словам ап. Павла, читали такого?

Что Вы тут проповедуете телесные наказания как панацею от всего? Православный садизм?

Александр Волков

Игорь, что ж делать, раз ты такой любвеобильный, канонически выверенный и человеколюбивый: жду подтверждения твоего христосования с невинно пострадавшим за веру, недообласканным в детстве иеромонахом Андроником! Как знать, какие ужасы детства терзают ныне трепетную душу Андроника: может отец-садист приложился ремнём к святой попе этого венца эволюции или бессердечная мать, строго окрикнув, нанесла его святой душе, этому хрустальному в своей чистоте созданию, непоправимую травму. "Дети - цветы жизни": по законам светской драматургии, наверно, надо добавить, да?

Игорь Бессонов

В следующий раз, прежде чем открыть рот сверяйтесь с мат.частью.
Я не знаю, в чем провинился этот иеромонах, надо разбираться. А уповать на целительную силу розог - уповайте, только Бога сюда не приплетайте.
Моя реакция - на Ваши слова, неужели непонятно.
Хотя очевидно, что непонятно.

Александр Волков

Игорь, не нуждаюсь в советах, а тем паче в плане богообщения и изысканиях в установленных Им законах человеческого общежития, ибо Бог по Его милости евхаристическое обеспечение предоставил. Занимайся дальше детским идолопоклонением и целуй в розовые попки тех, кто по своему недостатку знаний об окружающем мире наиболее чувствителен и подвержен бесовским нападкам: Бог свободы выбора не отнимает, но и Своего справедливого наказания не отвращает. Наполучают по три-четыре высших богословских образования, пообцелуют до красноты, а потом спрашивают в пустоту: почему дочь блудница, почему сын вор. Ах, ох, так ведь нельзя, неканонично детей от геенны огненной спасать - это всего лишь этнографические мифологемы дикарей Востока!

Игорь Бессонов

Александр Волков

Игорь, сейчас, жди: а по поводу цитат из "неканоничных" Притч Соломона про наказание что выдумаешь, буквоед любвеобильный? Со всеми сатанистами так: знают, что неправы и сеют семена своеволия, но будут извиваться ужами и придумывать оправдывающую их хрень за хренью.
Показать полностью. Как Бог говорит о Себе, что Он наказывает любимых Им для их спасения, а нераскаявшихся грешников, осушивших чашу Его терпения, так и вовсе буквально казнит и предаёт геенне огненной без всякой метафоричности, отвлечённости и приписываемой Ему легионерами "вселюбви, всепрощении", так и на практике все любящие отцы наказывают своих детей за всякую провинность для их вразумления и исправления. Но, нет, надо развести бесовскую розовую блевотину про "Бог есть любовь и всепрощение" и "дети - наше всё". Не говоря уже про "не суди и не судим будешь": будут видеть, что человек в ад идёт, разрушая данную ему Богом природу, но и слова предостережения не скажут по своему бесовскому злорадству и такому же бесовскому гуманизму! "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр. 12:6-7): уже из одного этого можно вывести всё прочее, что и происходит на практике. Муж наказывает жену, своих детей, начальник - своих работников, игумен - монахов своего монастыря и так далее, ровно по Божьей заповеди! Ты так совсем обабишься с балалайкой, если не начнёшь внимать гласу Господня! Дай Бог вразумления!


В годовщину преставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, докторанта Фрибургского Университета (Швейцария), автора книги «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)»

Служение Богу и ближним

Довольно часто мы устремляем свой взор в прошлое, в котором пытаемся найти для себя идеалы и примеры для подражания. Много поучительного узнаем из житий святых, читая которые, постигаем подвиги первых христианских мучеников и великих подвижников. По великому замыслу Божию, святые люди жили во все времена и сейчас могут быть среди нас, правда, нам не всегда бывает открыто об этом.

Зиновий Чесноков. Фото: izdatsovet.ru

Преподобный Андроник (Лукаш) был поистине святым, и еще живы те люди, которым посчастливилось общаться с ним при жизни. В тяжелое время гонений XX столетия он укреплял в вере, а также духовно и молитвенно поддерживал православных верующих. Тихость и скромность нрава батюшки привлекали к нему любовь и доверие окружающих.

Отец Андроник был духовным отцом не только для братии Глинской пустыни, но и для многих верующих, как в России, так и в Грузии, и на Украине. Как послушный сын обращается за советом и разрешением к своему отцу, так и к батюшке приезжали десятки тысяч духовных детей, чтобы получить его совет и благословение в разных жизненных вопросах.

Будучи опытным духовником, преподобный Андроник не только молился за своих духовных чад, но и внимательно относился к их письмам. Он давал советы людям в зависимости от тех жизненных ситуаций и условий, в которых они жили. К каждому он подходил индивидуально.

Уникальность духовной мудрости заключается в том, что опытный духовник в одной и той же ситуации двум разным людям может дать совершенно разные ответы на одни и те же вопросы. От Господа старец был наделен даром прозрения и рассуждения, поэтому говорил и советовал не от себя, а обращался с молитвой к Богу и возвещал людям волю Создателя.

Приходящим к старцу не нужно было много рассказывать о себе, отец Андроник видел и понимал человека без лишних слов, поскольку обладал даром прозорливости. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Хороший пастух не только отгоняет волков, но и со всею заботливостью лечит заболевших овец: ибо какая польза, когда овцы, хоть и избегают пасти зверей, зато истребляются болезнью?» [2, с. 7]

Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Именно так и поступал преподобный Андроник. Обращаясь с кротостью и милосердием к нераскаянным грешникам, он умягчал их сердца и приводил к раскаянию и осознанию грехов [5, с. 116]. На примере старца мы видим, что лучше обращаться к погибающим грешникам не со словом сурового обличения, а в духе евангельской кротости.

Господь даровал преподобному Андронику дар духовного рассуждения, и его душа, «очищенная многими скорбями, была преисполнена благодатных даров Святого Духа» [3, с. 464]. Святитель Феофан Затворник говорит: «Чтобы вести, надобно видеть все распутия, опытно знать их и знать, как они отклоняются; а для сего надобно стоять на некоторой высоте, с коей можно бы обозревать и все пути, и всех идущих, и того между ними, кто вверился» [7, с. 11]. Батюшка, вверивших ему свои души, направлял на прямой путь, ведущий ко спасению без уклонений и распутий.

О силе молитв и прозорливости старца

В прозорливости преподобного Андроника никто из приезжавших к нему не сомневался. Он был настоящим старцем, и люди обращались к нему, зная, что он может разрешить любое жизненное затруднение, ответить на любой вопрос. На исповеди он нередко сам называл грехи, забытые или утаенные исповедающимися.

Секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве, протоиерей Владимир Диваков, незадолго до окончания семинарии решил идти в монастырь. Он отправляется к старцу за благословением вместе со своим приятелем Евгением, рясофорным послушником, который, напротив, решил монастырь оставить и жениться. Поздним вечером, после службы, они ждут старца в его келье. Он забегает, говорит с ними на ходу, что-то при этом поправляя, переставляя, снова куда-то убегает, снова забегает.

Евгений спрашивает благословения жениться. Преподобный Андроник отвечает: «Как жениться, зачем жениться? Да они сейчас такие! Свяжешься — не распутаешь! Да на всю страну ославит! Да зачем это надо! Да затвориться лучше в келье и молиться. »

Владимир стоит благостный, слышит как раз то, что ему нужно. Отец Андроник продолжает: «Нет-нет-нет — вон, молодежь, ей и жениться!» — указывая на Владимира. Какая молодежь, полгода разницы?! Владимир говорит: «Батюшка, я как раз в монастырь хотел спросить!» — «А что в монастырь, зачем в монастырь? А в миру-то надо послужить. Миру надо послужить, надо послужить, надо послужить», — и убегает куда-то на кладбище служить литию.

Потом с ним говорит мать Евгения, пытается объяснить подробнее. Он говорит: «Да я-то что понимаю? Я глупый человек, необразованный. Они же ученые, лучше понимают, как поступать, ко мне-то что обращаться». В итоге Владимир послушался и женился. И никогда об этом не жалел. Евгений не послушался и тоже женился. Из-за сильного конфликта жены со свекровью они развелись. В процессе раздела имущества бывшая жена написала о нем статью в газете, что было в самый пик хрущевской антирелигиозной пропаганды. Затем эта статья попала во все газеты. «На всю страну ославила» [1, с. 56–57]. Вот так и сбылись слова святого старца.

Схиархимандрит Андроник в Глинской пустыни

Схиархимандрит Андроник в Глинской пустыни

Как-то долго стояла жара, и отец Андроник стал всех собирать на молебен в поле. Богомольцы поставили в поле список чтимой иконы Рождества Пресвятой Богородицы, зажгли свечи. Отец Павлин читал ектении, отец Андроник просил у Господа дождя. Просил теми же словами, что в Требнике: «Даждь дождь земле жаждущей, Спасе!» — с уверенностью обращаясь к Богу, Который рядом тут же присутствует, Который не может не услышать и не исполнить просьбы. На небе не было ни единого облачка, от земли пышет теплом, как от неостывшей золы, увядшая зелень обвисает тряпкой…

Помолились и пошли все в храм. По дороге каждая старалась хоть немного понести чтимый образ. Одни, пройдя немного, передавали другим, а некоторые никому не хотели уступать. Приходилось в таком случае вмешиваться о. Павлину и брать образ у таких, чтобы отдать более спокойным, не настырным, которых скорее оттеснят «смелые». Занятые этим, богомолки не заметили, как вошли в калитку. Едва переступили порог, как хлынул дождь. Чуть раньше — и все промокли бы до нитки. Среди удивленных восклицаний потеряли о. Андроника. Он будто исчез. Когда? Как? [9, с. 87]

Память о Глинской пустыни

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Отец Андроник всю жизнь хранил в своем сердце память о Глинской пустыни. Уже спустя годы после второго закрытия обители он писал своему духовному сыну, поздравляя его с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с преддверием Воздвижения Креста Христова: «Это наши престольные праздники» [6, с. 157]. Старец называет эти праздники престольными, потому что Глинская пустынь называлась Рождества-Богородицкой, и там был большой Крестовоздвиженский храм.

До конца своих дней старец сохранял духовное единство со своими собратьями по Глинской пустыни и по возможности навещал их. Из писем старца мы знаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова) [6, с. 156], ныне прославленного в лике святых [12, с. 76].

Митрополит Исидор (Кириченко) неплохо знал всех трех старцев:

«Господь сподобил меня с ними общаться, исповедоваться и просить их святых молитв. Будучи уже на приходе священником-иеромонахом, если испытывал какие-то трудности — пишу письмо, и их молитвами Господь укреплял, и я неоднократно ездил в Тбилиси и в Сухуми к отцу Серафиму один раз» [4].

Всю жизнь батюшка хранил в своей памяти наставления дореволюционных Глинских старцев и часто писал в своих письмах: «старцы нас учили…».

Тетрадка

По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни. Старец не просто записывал на бумагу евангельские заповеди, но слагал их в своем сердце, держал их в своем уме и жил, руководствуясь ими.

Кроме этого, преподобный Андроник размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Нам удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы.

Достать Библию тогда было не просто да и хранить у себя тоже опасно. Только за это можно было на долгие годы угодить в лагеря. Именно благодаря собственноручным записям старца, люди имели возможность узнавать живое слово Священного Писания.

Сейчас же каждый имеет возможность приобрести Библию и хранить ее дома, поэтому из письмен старца были выбраны только его собственные высказывания и цитаты из святоотеческих творений. Чтобы не осложнять чтение статьи, все наставления старца из тетрадки приводятся в статье курсивом без кавычек и сносок, а наставления из писем — со сноской на конкретное письмо.

Тематика поучений старца разнообразная, но все их объединяет то, что они касались совершенствования в каждом человеке той или иной добродетели или способствовали искоренению пороков. Многие из наставлений относятся не ко всем людям, а, в первую очередь, к монашествующим, потому что отец Андроник долгое время был благочинным в Глинской пустыни, где ему часто приходилось исповедовать монахов. Впоследствии они и многие другие священнослужители приезжали к нему за наставлением в Грузию.

Пастырские наставления

О силе Креста

Преподобный Андроник завещал своим духовным чадам никогда не снимать с себя нательного креста, даже если человек моется в бане. Он рассказывал случай из своей молодости. Однажды юноши пошли на речку, и его сосед, лучший пловец среди них, перед тем как зайти в воду, снял с себя крест и положил на берегу. Отец Андроник почувствовал что-то неладное и спросил у него, зачем он это сделал. Тот ответил: «Дух мне сказал». Отец Андроник предупредил его: «Ты знаешь, какой дух боится креста?» Но тот уже по-другому стал оправдывать свой поступок: «Как я нагим буду носить крест? Когда поплаваю, тогда надену снова». Он, как будто влекомый какой-то силой, бросился в реку, нырнул и больше не выплыл. Домой принесли только его одежду и оставленный на камне крестик.

Старец говорил: «Христианин без креста подобен воину, оставившему свое оружие… Как охотник сторожит свою добычу, так диавол день и ночь следит за человеком. Когда увидит, что человек снял крест, то свободно действует в его душе, как входят в дом без ворот».

Об отношении к смерти

Пока жив — спасайся, время не теряй, плачь, молись, смиряйся;

будь готов и знай, что когда оставишь свет, будешь позван на ответ.

Помни последняя твоя и во веки не согрешишь.

Боюсь трех вещей: когда умру, как умру, и где обрящуся.

Что в юности не посеешь, то в старости не пожнешь.

Человек, имеющий смерть пред очима, постоянно побеждает уныние (Из Патерика).

Вспоминай о геенне и возненавидь дела, влекущие в нее.

Приготовляйся предстать Ему, и будешь творить волю Его.

О памятовании грехов своих

Помышляй всегда и говори себе: «Не останусь в этом мире долее этого дня», — и не будешь согрешать пред Богом.

Непрестанно печалься о грехах твоих, как бы ты имел постоянно мертвеца в доме твоем.

И днем, и ночью болезнуй о грехах твоих.

Зажги светильник твой елеем очей твоих: слезами.

Всеусильно старайся приносить непрестанные молитвы со слезами, чтобы Бог умилосердился над тобою и совлек с тебя ветхаго человека.

Плачем изгоняются из души все страсти.

О творении милостыни

Будь благосклонен и милостив к неимущим, чтоб не постыдиться пред святыми, когда они за милость будут вступать в вечное блаженство.

Милостыня руководствует к любви.

Благость к ближнему — матерь чистоты.

Жестокосердие — отец гнева.

Превосходнейшая из добродетелей — добродетель никого не презирать (Авва Феодор).

Мощи преподобного Андроника

Мощи преподобного Андроника

О тщеславии

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Кто ищет славы Божией, тот старается уничтожить в себе всякую нечистоту.

Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.

Не будем любить похвалы и не будем порицать сами себя (Из Патерика).

Мы знаем, что всю свою жизнь отец Андроник служил Богу и людям с любовью и горячим усердием. И хотя ко времени кончины телом старец был уже очень немощным, он принес к алтарю Господню принятый и умноженный им талант (спасения душ человеческих), очищенный огнем великих скорбей.

В заключение приведем последний абзац из тетрадки старца Андроника:

Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое пред Богом, чтоб уразуметь невидимых деятелей, живущих в сердце твоем, нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, которые представляются тебе в нем, если найдешь такой яд в сердце твоем, то знай, что оно будет заражено им и не может благоугождать Богу.

Преподобне отче Андрониче, моли Бога о нас!

Преподобный Андроник (Лукаш). Краткие биографические сведения

Андроник (Лукаш Алексей Андреевич; 12.02.1889, с. Луппа Лохвицкого у. Полтавской губ. — 21.03.1974, Тбилиси), схиархим., старец Глинской Рождества-Богородицкой пуст.

Род. в крестьянской семье, закончил церковно-приходскую школу. В 1906 г. поступил в Глинскую пуст. под начало иером. Антония (Ветра) [8, с. 178]. В 1915 г. направлен в действующую армию, попал в плен и 3,5 года прожил в Австрии. В 1918 г. вернулся в Глинскую пуст., нес послушание на мельнице, был возведен в должность эконома. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем А. После закрытия пустыни в 1922 г. поступил в келейники к еп. Рыльскому, вик. Курской епархии Павлину (Крошечкину) и был рукоположен во иеродиакона.

В 1923 г. сослан на Колыму по обвинению в контрреволюционной деятельности. В тюрьме совершил достойное погребение еп. Иринарха (Синькова), за что в 1936 г. награжден золотым крестом. В 1928 г. вернулся из ссылки и еп. Павлином был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г., тяжело заболев, принял схиму и вскоре выздоровел. В 1939 г. за исповедание правосл. веры вторично осужден и сослан на Колыму.

В 1948 г. А. смог вернуться в Глинскую пуст., открытую в 1942 г. В 1949 г. назначен благочинным и ризничим монастыря. В 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I возведен в сан схиигумена, в 1960 г. награжден палицей.

После закрытия Глинской пуст. в 1961 г. А. подвизался в Тбилиси под непосредственным попечением бывш. глинского насельника митр. Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца [10, с. 53]. В 1963 г. А. был возведен в сан архимандрита [5, с. 101].

Он совершал богослужение и исповедовал в тбилисском храме св. Александра Невского, отвечал на многочисленные письма. Оставил обширное эпистолярное наследие. Преподобный Андроник похоронен на Грмагельском кладбище в Тбилиси, куда приезжает множество богомольцев почтить его память.

К лику святых причислен в 2009 году Синодом Украинской Православной Церкви. Дата памяти — 9 сентября (22 сентября по н. ст.) [11, с. 56].


Сегодня, когда события меняются так молниеносно, священники обращаются к нам со словом утешения. В эти дни, когда закрыты школы, сотрудников переводят на удаленную работу, мы вынуждены сидеть дома и боимся за здоровье близких, за наше будущее, хочется спросить: «Господи, Ты видишь, что происходит?»…

«Правмир» начинает серию видео, записанных специально для вас священниками. Это слово Церкви, которая всегда остается с нами, которая — и есть мы. Сегодня к нам обращается иеромонах Андроник (Пантак), клирик Сретенского монастыря (Москва).

— Сейчас в связи со всякими противовирусными мерами наша жизнь меняется, и конечно, мы на это реагируем. И конечно, есть и растерянность, есть и недопонимание, есть некоторые сложности в восприятии того, что с нами сейчас происходит.

Но ко всему можно относиться по-разному. И если мы понимаем, что эти меры карантинные, это изменившаяся наша жизнь, это некий как бы новый интересный вызов, который помогает нам на свою жизнь посмотреть под другим углом, — то мы будем к этому немножко по-другому относиться.

Ведь даже в жизни – почему мы так расстраиваемся и переживаем? Потому что любые изменения для нас всегда травматичны, всегда любое изменение связано со страданием. И это объясняется даже просто на уровне нашей физиологии. Потому что наш мозг привыкает к тому, чтобы было понятно и привычно. И вот когда становится непонятно и непривычно, мы начинаем расстраиваться и страдать.

И вот сейчас стало все максимально непонятно и непривычно. И конечно, люди начинают впадать в какие-то странные состояния от двух вещей. Во-первых, потому что привычный ритм жизни изменяется. Во-вторых, непонятно, что будет дальше. Но это все можно рассматривать как какое-то интересное приключение. Ведь мы на самом деле забываем учиться у детей, которые на многие вещи смотрят как на приключение, как на интересный новый этап в жизни. И вот сейчас все эти меры, которые связаны с профилактикой вируса, помогают нам действительно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И мы видим, что мы не привыкли к изменениям. Мы видим, что мы очень сильно закоснели в своих привычках. Мы не всегда умеем оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства жизни. А это всегда очень важно для того, чтобы наша жизнь не останавливалась.

Мы начинаем видеть, что в нас не хватает доверия Богу. Мы смотрим в будущее и, конечно, понимаем, что у всех этих сложных мер будут последствия, в том числе экономические. И это, конечно, отразится на каждом из нас. Мир поменяется. Но меняется он не первый раз! И во всех этих изменениях, если бы мы, христиане, не полагались на Бога, то можно было бы сойти с ума. Но мы знаем, что есть Тот, Кто нас любит, Тот, Кто о нас заботится. И поэтому вся эта история с вирусом и с мерами, которые принимают в связи с ним, — это история про то, как научиться доверять Богу.

Это очень похоже на те истории, когда в Библии народ Божий подвергался каким-то испытаниям для того, чтобы немножко задуматься, вернуться и обратиться к разговору с живым Богом. Господь неоднократно в Ветхом Завете говорит, что посылает эти испытания не потому, что он не любит свой народ, а наоборот, потому что он хочет с ним каких-то особенных отношений. А люди от этих отношений убегают, прячутся. И вот сейчас, когда перед нами сложное, непонятное, неизвестное будущее, наступает время, когда нам стоит обратиться к Богу и осознать, что Господь хочет нас взять за руку и вести. И нам нужно эту руку Ему протянуть.

Некоторые переживают, что приходится сидеть дома или очень много времени проводить в своих домах. Если расстраиваться по этому поводу, то теряется драгоценное время. Можно смотреть на это совсем по-другому. Если я сижу дома, и допустим, у меня нет большой семьи, то это время встретиться с самим собой – самым интересным и самым непонятным для себя собеседником.

Если мы живем в семье – то это время глубже узнать своих родных, это время, когда мы можем узнать, что им нравится, как они понимают любовь по отношению к себе. И научиться любить именно так, как они этого хотят, а не как хочется нам. Это время глубже познакомиться со своим супругом или супругой, время познакомиться со своими детьми и научиться выстраивать с ними отношения. Потому что часто из-за того, что у нас много дел, много работы, мы много времени проводим вне дома, мы упускаем какие-то очень важные моменты в общении с нашими дорогими людьми.

Некоторые сильно переживают, что у нас не будет возможности посещать храмы. И такая проблема есть уже в некоторых епархиях, за границами России, даже уже сейчас на территории Российской Федерации. Но давайте тоже воспримем это как некое особое время. Как некое послушание от Бога. Когда Господь учит нас домашней молитве. Когда Господь учит нас перестраивать свою христианскую жизнь и не ставить ее в жесткую зависимость от внешних удобных для нас вещей. Даже таких как храм, богослужение. Мы можем в этой сложной ситуации научиться быть христианами по-другому. И конечно, это не связано ни с какими гонениями, потому что никто не мешает нам быть христианами, никто не мешает исповедовать нам христианскую веру, никто не мешает нам сейчас проповедовать – в том числе в интернете.

И это все, конечно, просто как некое послушание для нас, христиан. Когда не мы идем к посту, а пост пришел к нам. И эти ограничения сами пришли к нам и вошли в нашу жизнь.

Сейчас особое время, когда мы можем по-настоящему понять: мы христиане, мы в Церкви или нет? Мы являемся Церковью или нет?

Потому что Церковь это, конечно, не армейская система. Церковь — это сообщество людей, объединенных верой во Христа, объединенных благодатью Божьей и объединенных главной любовью. Но с чего начинается любовь? Любовь начинается с умения услышать и понять другого человека. И вот сейчас для нас особое время, в том числе, для того, чтобы научиться слышать и понимать другого. В христианстве это называется послушание. Послушание не от слова «слушаться», а от слова «слышать» или «прислушаться». Это производное, от которого происходит слово «послушание».

Вот сейчас наступает время, когда мы учимся друг другу доверять. Мы учимся доверять священноначалию. Священноначалие учится доверять нам. Мы учимся доверять друг другу и не смотреть друг на друга оценивающе или с осуждением за разные взгляды, за разные оппозиции по определенным вопросам. Наша задача сейчас – в то время, когда происходит вызов, происходят сложности, наша задача в это время – объединиться в любви. Объединиться в послушании друг другу, в умении друг друга услышать и понять. И дай Бог, чтобы вот то, что сейчас происходит, для нас было бы таким инструментом, о котором в мультфильме «Летучий корабль» говорит один из персонажей: «Удержишь инструмент — построишь летучий корабль».

Все, что с нами сейчас происходит, – это инструмент. Я думаю, что если мы его удержим, мы сможем построить что-то очень глубокое, красивое, что поможет и нам лично, и всей нашей Церкви в дальнейшем развиваться и прийти к какому-то абсолютно новому пониманию отношений с Богом. Пониманию отношений друг с другом по какому-то совершенно новому и интересному пути.


Отец Андроник

21 марта Церковь празднует день памяти одного из последних старцев Глинской пустыни, схиархимандрита Андроника (Лукаша).

Постриг

Алексей Лукаш – один из последних Глинских старцев. Будущий архимандрит родился 12 февраля 1889 года в бедной многодетной крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, работал волостным кучером. Эта работа дала возможность Алексею обрести первые навыки молитвенного делания. В пути, когда он ехал по разным поручениям начальства, Алексей любил погружаться в молитву, в тот мир, «где непрестанно славится Имя Божие».

Однажды на пути он повстречал странника, который побывал во многих святых местах. Его рассказы пробудили в Алексее внутреннее стремление к монашескому служению, которое у него постепенно зрело уже давно, с самых юных лет. Взяв благословение у матери и втайне от отца, который был бы однозначно против такого выбора сына, в 1906 году, семнадцати лет отроду, Алексей уходит в монастырь Глинской пустыни.

Первая мировая

Из всех послушников обители Алексей отличался особым прилежанием к послушанию и трудолюбию. На это сразу обратили внимание опытные Глинские подвижники. Но духовный путь монашеского восхождения прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Глинская обитель отправляет на фронт семьдесят пять послушников, среди которых оказался и Алексей. В первом же бою взвод, где он служил, попал в окружение и большинство солдат были взяты в плен и перевезены в Австрию. Пленных почти не кормили и давали очень тяжелую работу. Они строили дороги, копали глубокие канавы под канализации. Многие пленные тогда умерли от истощения. В плену Алексей пробыл три с половиной года.

Первый арест

По окончании войны ему удалось вернуться в родную обитель, но революционное лихолетье дошло и до стен Глинской пустыни. В 1922 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, а в помещениях обители был размещен детский городок имени Ленина. К тому времени Алексей уже был пострижен в монашество с именем Андроник.

После закрытия монастыря, он трудится чернорабочим на мельнице, а в 1925 году становится помощником епископа Курского Павлина, будущего новомученика, который рукополагает его в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1929 году следует первый арест и заключение в Сиблаг, где отец Андроник будет находиться до 1935 года.

После освобождения начинаются его скитания по стране, которые длились три с половиной года. В течение этого времени отец Андроник не мог нигде приписаться и постоянно подвергался угрозам повторного ареста. Наконец батюшке удалось остановиться в Перми, где он получил прописку и должность сторожа одного из храмов. Но идет 1938 год. Нарастает новая волна репрессий и гонений на духовенство.


Второй арест

В 1939 году отца Андроника повторно арестовывают. С июля 1939 до мая 1940 года он находится в пермской тюрьме, где постоянно подвергается всяческим пыткам и издевательствам. Его избивают, неоднократно выводят ночами на «расстрел», а допросы с истязаниями длятся иногда до десяти часов сряду. При всем этом отец Андроник хранил глубочайшее смирение. Как-то раз старца завели в большую комнату с раскаленной печкой и сказали: «Ну, Лукаш, садись на печку». Отец Андроник спросил: «Как разуваться? Босым лезть?» И собрался было уже залазить, но чекисты его удержали.

В другой раз батюшку раздели до нижнего белья, вывели во двор и заперли в огромный железный ящик на сорокаградусном морозе. Доведя старца почти до смертельного состояния, открыли ящик и вынесли оттуда батюшку – сам он идти уже не мог.

В мае 1940 года отца Андроника осуждают на пять лет лагерей и ссылают на Колыму. Это был самый жестокий период жизни лагерных заключенных в северо-восточном ИТЛ. Мизерные дозы питания, тяжелый нечеловеческий труд приводил к тому, что люди погибали в лагерях тысячами. Молитвенный, внутренне благородный отец Андроник, вызывал уважение даже тюремной шпаны.

Каждую ночь он читал Акафист Страстям Господним. Однажды во время такого чтения старец услышал, как дверь их барака открывается, и уж было подумал, что будет наказан за нарушение лагерного распорядка, как увидел, что в барак входит его покойная мама. «Мамочка!» – вскричал отец Андроник. «Сынок, – ответила та, – не скорби, тебя Матерь Божия не оставит». Мама отца Андроника, деревенская женщина, разговаривала на украинском языке и не знала русского, здесь же она говорит на чистейшем русском. По всей видимости, в самые тяжкие дни ему явилась Сама Матерь Божия. В это время его жизненного подвига было много других чудесных проявлений заступничества Божьего.

После освобождения отца Андроника, его, как и других заключенных, не выпускали из Колымы, поскольку еще шла война. Начальник лагеря, где содержался старец, проникся к нему глубоким уважением и взял к себе домой в качестве прислуги. Жена начальника также полюбила старца, как родного отца, и после окончания войны они не хотели с ним расставаться. Но когда поняли, что удержать отца Андроника будет невозможно, дали денег на дорогу и проводили как близкого человека.

Возвращение в Глинскую пустынь

А старец торопился вернуться в родной монастырь, который снова стал возрождаться, благодаря смягчению репрессивной сталинской политики в отношении верующих, которая началась с 1943 г. В монастырь он стремился всей душой, как в свой родной, любимый всем сердцем, дом.

По приезде в Глухов он, не мешкая, пошел в монастырь, до которого было тридцать километров пути. Братия, узнав о приближении старца, вышли его встречать с иконой Божией Матери. Подойдя к монастырю, отец Андроник упал в обморок, по его словам, от усталости. Но по некоторым, случайно оброненным в последствии фразам, можно думать, что ему вновь было явление Божией Матери.

Жизнь в обители

Читая о том, как подвизались в эти голодные послевоенные годы старцы Глинские, становится стыдно за себя. Утреннее богослужение начиналось в четыре утра и заканчивалось в семь тридцать. Далее читали Акафист Богородице и служили литургию, потом требы. Так в молитве они проводили время до обеда. В полдень был обед, а после обеда послушания. Вечернее богослужение начиналось в четыре и заканчивалось в девять вечера. Ужина после службы было не положено, ели раз в день, пост был строгий. После общественного богослужения, каждый вычитывал свое колейное правило, которое заканчивалось далеко за полночь. Короткий отдых и снова подъем в пол четвертого ночи на богослужение.

По воспоминанию свидетелей, старец Андроник был подобен легкому, стремительно летающему, ангелу. Он всегда был в движении, даже говорил все на ходу, между делом, как правило, очень коротко. В его послужном списке было указано: «Отличается особым смирением, кротостью, трудолюбием, послушлив, любвеобилен».

Незлобие его было удивительным. Однажды в монастырь принесли икону Богородицы, всю обезображенную от уколов ножей, которые в нее метали красноармейцы. Старец, увидев икону, упал перед ней на колени и стал молиться о прощении грехов тех, кто это сделал. Ни слова упрека, возмущения или раздражения на богохульников!

К людям всегда относился с большой любовью. С благоговением относился к священноначалию. Единственный раз, когда он восстал против епископа, был случай, связанный с постановлением владыки о не разрешении кормить паломников в монастырской столовой. Распоряжение было сделано под давлением коммунистических властей, которых раздражало то, что в обитель сьезжается все больше и больше людей. На что отец Андроник ответил: «Богомольцы кушают не наше, а свое, ибо шлют и везут все сюда». И общая трапеза для всех продолжилась.

Старец Андроник был наделен от Бога дарами прозорливости и чудотворений. Он видел насквозь все, что находится в сердце человека. Описать все случаи его чудесной помощи и прозорливости нет возможности ввиду множества таких свидетельств. Нужно сказать, что благодаря двум великим Глинским старцам – чудотворцам, отцу Андронику (Лукашу) и отцу Серафиму (Романцову), обитель стала известна на весь Советский Союз.

Народ прибывал в Глинскую пустынь, ища встречи с прозорливыми старцами, прося их святых молитв. А сама обитель стала за эти годы постепенно возрождаться. Но период оттепели проходил и наступали времена хрущевских гонений.


Митрополит Зиновий (Мажуга) и отец Андроник (Лукаш)

Закрытие обители

С 1953 года начинается жесткий контроль над обителью со стороны партийный структур. Позже к этому подключается и КГБ. Учащаются проверки паспортного режима, приезды комиссий санэпидстанций и прочь. Все это было предзнаменованием скорого закрытия монастыря. Сама Глинская пустынь была закрыта 14 июля 1961 году. План мероприятий по ликвидации монастыря был разбит на двадцать шесть пунктов и проводился, как крупномасштабная военная операция, в которой участвовали несколько сот милиционеров, дружинников, сотрудников КГБ и партийных активистов.

После закрытия монастыря, старец Андроник вместе с схиигуменом Серафимом оказались в далекой Грузии, где в то время подвизался другой Глинский старец, митрополит Зиновий (Мажуга).

Закавказье

В дороге отец Андроник потерял документы, и ему пришлось, опасаясь ареста, не один раз менять место жительства, пока он не оказался в Тбилиси, под покровительством митрополита Зиновия. В это время старца уже мучили множество болезней, тяжелы годы лагерной жизни давали о себе знать. Но отец Андроник продолжал смиряться, как и прежде. Он смирялся, когда его унижала монахиня, во дворе которой он жил в небольшом домике, смирялся, когда его унижали служащие храма, не давая старцу места для отдыха и покоя. Таким было общее отношение к русским монахам. Нередко спать ему приходилось свернувшись калачиком на клиросе или в часовне при храме.

По свидетельствам очевидцев, любимым делом старца была молитва. Его духовная дочь вспоминала: «Как иные люди бывают жадные до денег, так батюшка был жадный до молитвы». В своих письмах батюшка, уже будучи прозорливцем и чудотворцем, искренне называет себя «ничтожным старичком, дедушкой», обвиняет себя в лени и нетерпении. Собственно главным поучением старца было одно – учиться безграничному смирению перед Богом, перед обстоятельствами жизни, перед каждым человеком. В этом вся соль и суть жизни отца Андроника.

Очень трогательными были его взаимоотношения с митрополитом Зиновием. Два маститых старца, как два маленьких ребенка, смирялись друг перед другом, относились друг к другу с таким благоговением, что нельзя было без умиления смотреть на их взаимоотношения. «Владыка и старец, как два послушника. Слушали друг друга, любили друг друга. Любо-дорого было смотреть на наших отцов», – вспоминали их духовные чада.

Вот истинный пример того, какими должны быть отношения среди духовенства. Когда отца Андроника наградили митрой, он смутился, обомлел, потом сказал: «Что же вы сделали, я же недостоин этого», и даже заболел после такого переживания. Никогда больше старец митру не одевал.

Болезнь и смерть

Последней для отца Андроника стала служба восьмого ноября, в день Архистратига Михаила. За литургией он причастился и, выходя из храма, встретил грузинского патриарха Давида. Тот, благословляя старца, сказал: «Отец Андроник, я благословляю во время богослужения одевать Вам митру». «Я же схимник», – ответил батюшка. «Я благословляю», – настоял святейший. Старец очень расстроился, потому что был сыном послушания. «Я нигде не надевал митру и не могу…» – сказал он своему духовному сыну. На следующий день со старцем случился инсульт. Отнялась вся левая часть тела. Врачи думали, что отец Андроник уже вот-вот умрет, но через три дня речь восстановилась, хотя и не полностью.

Далее началось мучительное восхождение старца на свою последнюю Голгофу. Умирал старец тяжело, но с глубочайшим смирением и благодарностью Богу за тяжкий крест последней болезни, которая длилась четыре месяца. Предчувствуя близкую кончину, отец Андроник позвал владыку Зиновия: «Отхожу от Вас к отцам нашим. Прошу, Владыка, оберегайте иноков обители нашей, не оставляйте их, и вас Матерь Божия не оставит». Владыка Зиновий заплакал, заплакал и старец. 1

9 марта старец тихо сказал окружающим: «Я буду умирать». Пульс его стал слабеть, на лице выразилось ясное и полное спокойствие. В шесть часов утра 21 марта 1974 года отец Андроник предал свой дух Господу. Похоронен старец на городском Грмагельском кладбище города Тбилиси.

На третий день после успения старца, его духовной дочери, монахине Марии Ворониной, которая сильно унывала по поводу его смерти, приснился удивительный сон: «Вижу во сне старца в окружении Ангелов. Подбежала к нему, смотрю: батюшка в золотой одежде служит у престола. Подошел ко мне и сказал: «Чего ты плачешь? Передай братии, что я вижу и слышу все их скорби. Пусть все говорят мне, я буду им помогать».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: