Особенности судебной власти рб

Обновлено: 24.09.2022

Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Конституционный суд РБ

КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Порядок формирования КС РБ:

КС РБ формируется в следующем порядке:

6 судей назначаются Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.

В случае досрочного выбытия из состава КС РБ назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном К РБ и Кодексом РБ О судоустройстве и статусе судей.

Компетенция КС РБ:

КС РБ рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений.

КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания РБ, ВС РБ, ВХС РБ, Совета Министров РБ дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции РБ и международно - правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции РБ, международно- правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ;

Суды общей юрисдикции

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входит:

· Верховный Суд Республики Беларусь

· суд города Минска

· городские (районные) суды

Хозяйственные суды в Беларуси

Система хозяйственных судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

В систему хозяйственных судов Беларуси входит:

· Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

· хозяйственные суды областей

· хозяйственный суд г. Минска

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

1. быть не старше 70 лет

2. иметь соответствующее высшее образование

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Структура Верховного Суда РБ. Его полномочия.

ВС РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВС РБ состоит из судей ВС РБ, в том числе Председателя ВС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВС РБ. Количество заместителей Председателя ВС РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя ВС РБ.

Компетенция:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и даёт разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель ВС РБ:

- организует деятельность ВС РБ и иных общих судов;

- утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- вносит на утверждение Пленума ВС РБ представления по составу судебных коллегий ВС РБ;

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. На основе и в соответствии с Конституцией Президент имеет право издавать законодательные акты – указы. Указы Президента обязательны на всей территории Беларуси и не должны противоречить законам.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С предварительного согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет три основные функции. Первая функция судебной власти – осуществление правосудия (для Конституционного Суда – осуществление конституционного правосудия путем контроля за конституционностью нормативных актов). Вторая и основная функция судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан. Третьей функцией судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов».

Судебной власти уделено значительное внимание в Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы о судебной власти содержаться в разделе 1 – «Основы конституционного строя», разделе 2 – «Личность, общество, государство», разделе 5 – «Местное управление и самоуправление», главе 7 раздела 6 «Прокуратура». В разделе 4 судебной власти посвящена специальная глава 6 «Суд».

Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что:

· государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6);

· каждому гарантируется защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом (ст.60);

· судебная власть принадлежит судам (ст.109);

· образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109);

· судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110);

· правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112);

· дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113);

· разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114);

· правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114);

· обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115);

· право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115);

· возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие их права, свободы и законные интересы (ст.122).

В Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» кроме уже отмеченных основных начал судебной власти специально выделяется принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств (ст.5), а также указывается на право граждан выступать в суде на родном языке (ст.10) и пользоваться квалифицированной юридической помощью (ст.12).

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Беларусь.

Судебная власть -это вся система правосудия, т. е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную деятельность по окончательному разрешению правовых споров.

Судебная власть принадлежит судам. Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Система судовстроится по принципу территориальности и специализации и представляет собой следующие виды: Конституционный суд, хозяйственные и общие суды.

Судьи назначаются на должность Президентом. Судьёй может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 2лет.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республикё Беларусь относятся:

- Верховный Суд Республики Беларусь;

- областные и Минский городской суды;

- районные (городские) суды;

К хозяйственным судам относятся:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Конституционный Суд Республики Беларусь представлен в качестве самостоятельного судебного органа. Состоит из 12 судей. Срок полномочий Конституционного суда 11 лет.

Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: