Особенности совершения сделок с недвижимостью находящейся в государственной собственности

Обновлено: 28.09.2022

Купля-продажа недвижимости: правила исключения рисков

Особенности правового регулирования и специфика предмета договора купли-продажи недвижимости существенным образом отличает его от других видов договора купли-продажи. Поговорим о форме и содержании договора купли-продажи недвижимости, о целесообразности предварительной договоренности между сторонами и о том, как оформить такую договоренность, о рисках, которые необходимо предвидеть, и о краеугольных камнях, которые не удастся обойти обеим сторонам заключаемого договора.

Правило № 1. Соблюдаем форму договора

Несоблюдение сторонами формы договора купли-продажи недвижимости в силу прямого указания закона (ст. 550 Гражданского кодекса) влечет его недействительность. Для договора купли-продажи недвижимого имущества предусмотрена обязательная письменная форма.

Существуют различные способы заключения договора в письменной форме: помимо составления одного документа, подписанного сторонами, также допускается обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами, электронными документами и т. д. (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Однако применительно к договору купли-продажи недвижимости законодатель не просто установил обязательную письменную форму, но и императивно указал на способ ее совершения: составление одного документа, подписанного сторонами.

Несоблюдение сторонами других формальностей (например, если листы договора не прошиты и не пронумерованы, на прошивке отсутствуют подписи или печати сторон) не свидетельствует о дефекте формы заключенного договора. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Уральского округа от 2 апреля 2009 г. № Ф09-1785/09-С6 по делу № А07-9447/2008).

Сложившаяся практика применения указанных норм показывает, что иные письменные доказательства, подтверждающие факт заключения и исполнения договора купли-продажи недвижимости зачастую оцениваются судами как несоблюдение сторонами надлежащей формы совершения сделки. Например, Московский городской суд не принял в качестве доказательства соблюдения сторонами обязательной формы договора купли-продажи недвижимости составленную продавцом расписку о получении от покупателя денежных средств за проданное недвижимое имущество (апелляционное определение Московского городского суда от 28 апреля 2014 г. по делу № 33-15366).

Правило № 2. Предусматриваем существенные условия

Для того чтобы договор купли-продажи недвижимости считался заключенным, сторонам необходимо не только соблюсти предусмотренную законом форму, но и прийти к соглашению по всем существенным условиям договора.

Применительно к любому договору существенным является условие о его предмете. Причем определение предмета в договоре купли-продажи недвижимости должно содержать конкретные сведения, позволяющие идентифицировать недвижимое имущество (ст. 554 ГК РФ). К числу обязательных относятся сведения о расположении продаваемого объекта недвижимости на земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (например, при передаче права собственности на помещение в доме).

Также существенным является условие о цене продаваемого недвижимого имущества (ст. 555 ГК РФ). Стоимость недвижимого имущества может быть определена сторонами в твердой денежной сумме за весь объект либо установлена на единицу ее площади, которую также необходимо указать в договоре.

Применительно к купле-продаже жилого дома, квартиры либо доли в указанном недвижимом имуществе, право проживания в которых сохраняют третьи лица, существенным условием является перечень таких лиц. Помимо перечня условиями договора должно быть предусмотрено, какое именно право и в каком объеме покупатель обязан предоставить данным лицам.

Обходим острые углы:

ВС РФ в Определении от 16 июня 2015 г. № 4-КГ15-21 отметил, что условие об идентификации предмета договора считается выполненным в случае, когда обе договаривающиеся стороны имеют о данном предмете одинаковое представление и могут его определить. Однако в случае судебного спора доказывать, что именно представляла себе другая сторона под предметом договора, придется вам. Поэтому лучше не строить ненужных иллюзий и максимально точно описать в договоре передаваемое имущество (указать площадь, назначение, точное место нахождения и другие сведения).

Покупателю перед приобретением жилого дома, квартиры либо доли в указанном имуществе необходимо потребовать от продавца предоставить выписку из домовой книги. Этот документ позволит воссоздать полную хронологию регистрации граждан. Выписка содержит сведения о перечне лиц, имеющих (когда-либо имевших) право проживания в жилом помещении, даты постановки на регистрационный учет и снятия с него. Во избежание неприятных сюрпризов в дальнейшем желательно собрать максимальную информацию об этих гражданах. Не исключено, что с этими лицами придется жить под одной крышей вам и членам вашей семьи. Например, в случае отмены решения о снятии с регистрационного учета ранее проживавших в жилом помещении граждан.

Правило № 3. Не забываем о применении специального закона

Объектом купли-продажи земли может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет (ст. 37 Земельного кодекса РФ). Пунктом 1 указанной статьи предусмотрена обязанность продавца земельного участка предоставить покупателю всю имеющеюся у него информацию об обременениях участка и ограничениях его использования.

Заведомо недействительными (в силу прямого указания закона) являются следующие условия:

  • устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
  • ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  • ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков, если при заключении договора продавец предоставил ему заведомо ложную информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования, разрешения на застройку земельного участка и других, поименованных в законе, существенных характеристиках такого земельного участка (ч. 3 ст. 37 Земельного кодекса РФ).

Так, ВАС РФ в Определении от 20 марта 2013 г. № ВАС-2738/13 по делу № А02-1049/2011 указал, что сокрытие продавцом информации о наличии на территории земельного участка несанкционированного захоронения экологически опасных инсектицидов (дихлор-дифенил-трихлорэтана), является достаточным основанием для расторжения договора купли-продажи и взыскания с продавца причиненных покупателю убытков.

Правило № 4. Оформляем предварительную договоренность

Согласитесь, что договор купли-продажи недвижимого имущества редко заключается одномоментно. Необходимо проверить объект недвижимости и права третьих лиц на него, достигнуть соглашения о порядке исполнения договора, наконец, собрать весьма значительную сумму денег. При таких обстоятельствах преддоговорные споры могут затянуться на несколько месяцев, а то и на год. За это время намерения сторон могут измениться, а достигнутые договоренности благополучно позабыться. Для того чтобы в итоге прийти к тому, о чем договаривались изначально, рекомендуем оформить устную договоренность в виде самостоятельного соглашения (предварительного договора).

ОБРАЗЕЦ

Предварительный договор купли-продажи жилого помещения

Основной целью предварительного договора является заключение сторонами основного договора на заранее согласованных условиях. Срок заключения основного договора должен быть установлен условиями предварительного договора (п. 4 ст. 429 ГК РФ). При недостижении сторонами соглашения по сроку заключения основного договора на правоотношения между ними будет распространяться срок, ограниченный законом (один год с момента заключения предварительного).

Предварительный договор устанавливает необходимость обязательного заключения основного договора. Поэтому на правоотношения сторон распространяются правила п. 4 ст. 445 ГК РФ (о понуждении к заключению договора). Такое требование сторона вправе заявить в суд в течение шести месяцев с момента неисполнения другой стороной обязательства по заключению договора. В этом случае договор купли-продажи недвижимости будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента его вступления в законную силу. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные таким уклонением убытки.

Обходим острые углы:

Несоблюдение обязательной формы предварительного договора влечет его ничтожность (п. 2 ст. 429 ГК РФ). Предварительный договор всегда заключается в той форме, которая предусмотрена для основного договора. При этом если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Предварительный договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен в простой письменной форме (поскольку такое требование предусмотрено законом для основного договора купли-продажи). В отдельных случаях (обсудим их ниже) требуется нотариальное удостоверение как предварительного, так и основного договоров.

В предварительном договоре целесообразно предусмотреть способ обеспечения исполнения сторонами своих обязательств. Например, задаток (п. 4 ст. 380 ГК РФ) либо неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2013 г. № 13585/12 по делу № А43-25969/2011).

Если отчуждаемый объект недвижимого имущества продавцом еще не создан, а оплату за него покупатель произвел, то заключаемый между сторонами договор не будет являться предварительным (как бы стороны его не поименовали). Применительно к рассматриваемой ситуации необходимо учитывать позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 11 июля 2011 г. № 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем". Пленум ВАС РФ подчеркнул, что предварительный договор, устанавливающий обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену недвижимого имущества или существенную его часть, суды должны квалифицировать как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате.

С 1 июня 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", были изменены требования к обязательным условиям предварительного договора. Ранее предварительный договор должен был содержать, наряду с предметом, иные существенные условия договора. После вступления в силу поправок необходимыми, помимо предмета, стали те условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В связи с чем в настоящее время отсутствует необходимость договариваться об условиях, которые поименованы в законах (в том числе в ГК РФ) или иных нормативных актах в качестве существенных (о стоимости продаваемой недвижимости, например), если ни одна из сторон не заявляет о необходимости достижения соглашения по данному условию.

Такие изменения необходимо учитывать при заключении договора купли-продажи недвижимости, а также при изучении судебной практики.

Правило № 5. Не забываем о нотариальном удостоверении сделки

Общий принцип единой формы предварительного и основного договора, закрепленный в п. 2 ст. 429 ГК РФ, ставит необходимость удостоверения у нотариуса предварительного договора в прямую зависимость от того, требуется ли удостоверять основной договор купли-продажи недвижимости.

Обязательному нотариальному удостоверению подлежат:

В остальных случаях предварительный и основной договор купли-продажи недвижимости могут быть нотариально удостоверены по желанию сторон – например, в целях проверки законности совершаемой сделки и наличия у сторон полномочий на заключение договора (ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I).

Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества

1. Продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются:

сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;

сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;

иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, уплатой денег.

3. Право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нарушение порядка проведения продажи государственного или муниципального имущества, включая неправомерный отказ в признании претендента участником торгов, влечет за собой признание сделки, заключенной по результатам продажи такого имущества, недействительной.

Статья 12.1. Особенности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ)

1. Единый институт развития вправе совершать юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, другого имущества в качестве агента Российской Федерации со дня подписания уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и единым институтом развития передаточного акта, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом заключение агентского договора не требуется.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Со дня подписания предусмотренного частью 1 настоящей статьи передаточного акта ограничение права собственности Российской Федерации на указанные в части 1 настоящей статьи земельные участки, иные объекты недвижимого имущества считается установленным. Совершение юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении указанных в части 1 настоящей статьи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, другого имущества осуществляется только единым институтом развития способами, предусмотренными частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Единый институт развития совершает юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, без установления срока агентирования.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Агентирование может быть прекращено по решению указанного в статье 12 настоящего Федерального закона межведомственного коллегиального органа, принятому, в частности, по предложениям единого института развития.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По сделкам, совершенным единым институтом развития с третьим лицом в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, приобретает права и становится обязанным единый институт развития.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Выдача единому институту развития доверенности не требуется на совершение предусмотренных частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Финансирование совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, предусмотренных частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, а также в целях подготовки предложений, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона, осуществляется единым институтом развития.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В результате совершения единым институтом развития предусмотренных частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона юридических и иных действий, в том числе сделок, с земельными участками, иными объектами недвижимого имущества единого института развития, а также указанных в части 4 статьи 12.2 настоящего Федерального закона сделок с земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, на счет единого института развития поступают денежные средства в виде:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) арендной платы (в том числе первого арендного платежа) за земельные участки, платы по договорам купли-продажи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) поступлений от иного использования земельных участков, иных объектов недвижимого имущества;

4) неустойки, иных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения договоров, сумм возмещения убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами от физических и юридических лиц в связи с ненадлежащим исполнением ими обязательств по договорам, заключенным с единым институтом развития, и сумм, полученных от взыскания денежных средств, в том числе в виде возмещения судебных расходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Вознаграждение единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации составляют все поступившие в единый институт развития в соответствии с частью 8 настоящей статьи денежные средства за вычетом расходов, связанных с исполнением единым институтом развития функций агента Российской Федерации и подлежащих компенсации единому институту развития за счет указанных в части 8 настоящей статьи средств, а также за вычетом денежных средств, полученных единым институтом развития в качестве обеспечительного платежа, в случае, если внесение такого платежа предусмотрено договором, заключенным с единым институтом развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и такой платеж подлежит возврату. Вознаграждение единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации также составляет имущество, полученное им по договору, предусмотренному статьей 16.6-3 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 405-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Расходы, связанные с исполнением единым институтом развития функций агента Российской Федерации и подлежащие компенсации единому институту развития за счет указанных в части 8 настоящей статьи средств, включают в себя расходы на:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подготовку предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для комплексного развития территории, для жилищного строительства, для строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) совершение юридических и иных действий, в том числе сделок, с земельными участками единого института развития и иными объектами недвижимого имущества единого института развития, предусмотренных частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, в качестве агента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление реконструкции, капитального и (или) текущего ремонта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках единого института развития, в качестве агента Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 401-ФЗ)

11. Сумма вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации указывается в отчете об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации утверждается единым институтом развития в жилищной сфере не реже одного раза в квартал. Утвержденный отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации включается в состав годового отчета единого института развития.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 405-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации включаются сведения о:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) суммах денежных средств, полученных за отчетный период в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) суммах расходов, понесенных единым институтом развития в соответствии с частью 10 настоящей статьи и подлежащих компенсации из сумм, указанных в пункте 1 настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) сумме вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации, определенной в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Денежные средства в виде компенсации расходов, понесенных единым институтом развития и связанных с исполнением функций агента Российской Федерации, и вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации используются им для достижения предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

1. Область вправе совершать сделки в отношении объектов государственной собственности области с юридическими лицами, гражданами, субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, а также иностранными юридическими лицами, гражданами и государствами, если это не противоречит законодательству.

2. В отношении объектов государственной собственности области могут совершаться любые сделки, не противоречащие гражданскому законодательству и законодательству области, в том числе:

а) договоры купли-продажи;

б) договоры мены;

в) договоры безвозмездной передачи (дарения);

г) договоры аренды (имущественного найма);

д) залоговые сделки;

е) договоры безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

ж) кредитные договоры (договоры займа);

з) договоры о передаче объектов в доверительное управление;

и) иные сделки, связанные с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Статья 18 . Обмен объектов государственной собственности области

Обмен объектов государственной собственности области осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 19 . Безвозмездная передача (дарение) объектов государственной собственности области

1. Безвозмездная передача объектов государственной собственности области может осуществляться исключительно при:

а) отчуждении объектов государственной собственности области в федеральную собственность и муниципальную собственность;

б) выделении средств для поддержки пострадавших в результате стихийных бедствий и на другие общественно полезные цели в соответствии с законодательством;

в) принятии решений областной Думой, Губернатором области, Правительством области о поощрении отдельных граждан и юридических лиц, в том числе по результатам проведения смотров, конкурсов;

г) передаче в собственность религиозным организациям культовых зданий, строений и иного имущества религиозного назначения.

2. Безвозмездная передача объектов государственной собственности области в федеральную собственность и муниципальную собственность производится в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 20 . Общие положения об аренде объектов государственной собственности области

1. В аренду (имущественный найм) могут быть сданы находящиеся в государственной собственности области:

а) земельные участки;

в) исключен с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

г) здания, сооружения, нежилые помещения;

д) иное имущество в соответствии с федеральным законодательством.

2. Объекты государственной собственности области могут сдаваться в аренду в целях:

а) обеспечения деятельности органов государственной власти области и местного самоуправления;

б) поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования и просвещения, науки и культуры;

в) размещения общественных и благотворительных организаций;

г) эффективного использования государственного имущества;

д) в иных случаях, предусмотренных законодательством области.

3. Правительство области в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом утверждает положения о порядке сдачи в аренду объектов государственной собственности области.

Статья 21 . Аренда памятников истории и культуры

1. Сдача в аренду зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, находящихся в собственности области, производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом.

2. При сдаче в аренду памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности области, обязательно заключение охранного договора между уполномоченным органом по управлению объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) и арендатором или оформление охранного обязательства.

Статья 22 . Субаренда объектов государственной собственности области

1. Арендуемые объекты государственной собственности области могут быть сданы арендатором в субаренду, если это предусмотрено условиями договора аренды имущества в соответствии с законодательством.

В других случаях сдача арендуемых объектов государственной собственности области в субаренду может осуществляться только при наличии предварительного письменного согласия арендодателя.

2. Не могут быть сданы в субаренду:

а) помещения в административных зданиях;

б) памятники истории и культуры;

в) другие объекты в случаях, предусмотренных законодательством области.

3. В случаях и порядке, предусмотренных договором аренды, арендатор обязан согласовать с арендодателем условия субаренды арендованного имущества в соответствии с законодательством.

Статья 23 . Решение о залоге объектов государственной собственности области

1. Решение о залоге объектов государственной собственности области, за исключением закрепленных за областными государственными унитарными предприятиями, учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, принимается в порядке, установленном для принятия решений об отчуждении имущества области.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 6 октября 2003 г. N 57-ЗСО в пункт 2 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

2. Недвижимое имущество, закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, может быть заложено ими с предварительного письменного согласия органа исполнительной власти области по управлению государственной собственностью. Порядок согласования залоговых сделок с имуществом, закрепленным за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, определяется Правительством области.

3. Движимое имущество, закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, может быть заложено ими самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством или в соответствии с ним в уставе предприятия.

Статья 24 . Залоговые сделки с объектами государственной собственности области

1. Залоговые сделки, обеспечивающие исполнение обязательств области, областных государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, участником которых является область, а также иных юридических и физических лиц, включая иностранные, заключаются в качестве залогодателя органом исполнительной власти области по управлению имуществом области.

2. Залоговые сделки с объектами государственной собственности области, закрепленными за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, заключаются в качестве залогодателя самими предприятиями.

Орган исполнительной власти области по управлению имуществом области осуществляет учет подлежащих согласованию залоговых сделок с имуществом областных государственных унитарных предприятий.

3. Залоговые обязательства могут быть включены в обеспечиваемую залогом сделку.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 29 июня 2005 г. N 64-ЗСО в статью 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

Статья 25 . Передача объектов государственной собственности области в безвозмездное пользование (ссуда)

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 1 июня 2006 г. N 60-ЗСО в часть 1 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

1. Объекты государственной собственности области, составляющие государственную казну области, могут быть переданы в безвозмездное пользование, если имущество передается:

а) в пользование государственных органов области и органов местного самоуправления;

б) общественным организациям инвалидов и учрежденным ими организациям, в которых число работающих инвалидов составляет более 50 процентов;

в) некоммерческим организациям в случае выполнения ими социально полезных функций в сфере здравоохранения и социальной защиты, образования, культуры, физической культуры и спорта. Некоммерческим организациям, которым предоставлено государственное имущество области на праве безвозмездного пользования, запрещено передавать данное имущество в аренду, в пользование третьим лицам и иным способом распоряжаться указанным имуществом.

2. Не допускается передача объектов государственной собственности области в безвозмездное пользование коммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, которым данное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование в случае выполнения работ в интересах области. Решение о передаче государственным и муниципальным унитарным предприятиям и безвозмездное пользование государственного имущества области принимается Правительством области.

3. Передача объектов государственной собственности области в безвозмездное пользование осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 1 июня 2006 г. N 60-ЗСО в часть 4 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

4. Договор безвозмездного пользования объектами государственной собственности области (ссуды) заключается в качестве ссудодателя органом исполнительной власти области по управлению имуществом области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством области.

Договоры на передачу в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности области объектов недвижимости, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями, у которых эти объекты находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, подлежат учету органом исполнительной власти области по управлению имуществом области.

Порядок учета таких договоров определяется органом исполнительной власти области по управлению имуществом области.

5. Переданные в безвозмездное пользование объекты государственной собственности области в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом, могут быть отчуждены в собственность либо переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление пользователям этих объектов, а также третьим лицам.

Статья 26 . Передача объектов государственной собственности области в доверительное управление

1. Объекты государственной собственности области, в том числе пакеты акций (доли, паи), иное имущество, не переданное в хозяйственное ведение, могут быть переданы в доверительное управление другим лицам (доверительным управляющим).

Доверительные управляющие обязаны осуществлять управление объектами государственной собственности области в интересах области.

2. Решения о передаче объектов государственной собственности области в доверительное управление принимаются Правительством области, если иное не предусмотрено законодательством области.

3. Договоры о передаче объектов государственной собственности области в доверительное управление заключаются органом исполнительной власти области по управлению имуществом области.

4. В договоре о передаче объектов государственной собственности области в доверительное управление предусматриваются объем полномочий доверительного управляющего по управлению объектами государственной собственности области, условия содержания и обеспечения сохранности переданных в доверительное управление объектов, условия вознаграждения доверительного управляющего, условия имущественной ответственности сторон, основания досрочного расторжения договора, а также иные условия в соответствии с законодательством.

5. Порядок и условия передачи объектов государственной собственности области в доверительное управление определяются Правительством области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в наименование статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

Статья 12.1. Особенности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

1. Единый институт развития вправе совершать юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, другого имущества в качестве агента Российской Федерации со дня подписания уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и единым институтом развития передаточного акта, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом заключение агентского договора не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 2 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

2. Со дня подписания предусмотренного частью 1 настоящей статьи передаточного акта ограничение права собственности Российской Федерации на указанные в части 1 настоящей статьи земельные участки, иные объекты недвижимого имущества считается установленным. Совершение юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении указанных в части 1 настоящей статьи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, другого имущества осуществляется только единым институтом развития способами, предусмотренными частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 3 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

3. Единый институт развития совершает юридические и иные действия, в том числе сделки, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, без установления срока агентирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 4 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

4. Агентирование может быть прекращено по решению указанного в статье 12 настоящего Федерального закона межведомственного коллегиального органа, принятому, в частности, по предложениям единого института развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 5 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

5. По сделкам, совершенным единым институтом развития с третьим лицом в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, приобретает права и становится обязанным единый институт развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 6 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

6. Выдача единому институту развития доверенности не требуется на совершение предусмотренных частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 7 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

7. Финансирование совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, предусмотренных частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, а также в целях подготовки предложений, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона, осуществляется единым институтом развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 8 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

8. В результате совершения единым институтом развития предусмотренных частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона юридических и иных действий, в том числе сделок, с земельными участками, иными объектами недвижимого имущества единого института развития, а также указанных в части 4 статьи 12.2 настоящего Федерального закона сделок с земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, на счет единого института развития поступают денежные средства в виде:

Информация об изменениях:

1) арендной платы (в том числе первого арендного платежа) за земельные участки, платы по договорам купли-продажи земельных участков, иных объектов недвижимого имущества;

2) утратил силу с 1 марта 2015 г.;

Информация об изменениях:

3) поступлений от иного использования земельных участков, иных объектов недвижимого имущества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 4 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

4) неустойки, иных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения договоров, сумм возмещения убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами от физических и юридических лиц в связи с ненадлежащим исполнением ими обязательств по договорам, заключенным с единым институтом развития, и сумм, полученных от взыскания денежных средств, в том числе в виде возмещения судебных расходов.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 11 января 2018 г. - Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

9. Вознаграждение единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации составляют все поступившие в единый институт развития в соответствии с частью 8 настоящей статьи денежные средства за вычетом расходов, связанных с исполнением единым институтом развития функций агента Российской Федерации и подлежащих компенсации единому институту развития за счет указанных в части 8 настоящей статьи средств, а также за вычетом денежных средств, полученных единым институтом развития в качестве обеспечительного платежа, в случае, если внесение такого платежа предусмотрено договором, заключенным с единым институтом развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и такой платеж подлежит возврату. Вознаграждение единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации также составляет имущество, полученное им по договору, предусмотренному статьей 16.6-3 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 10 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

10. Расходы, связанные с исполнением единым институтом развития функций агента Российской Федерации и подлежащие компенсации единому институту развития за счет указанных в части 8 настоящей статьи средств, включают в себя расходы на:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

1) подготовку предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для комплексного развития территории, для жилищного строительства, для строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 2 части 10 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

2) совершение юридических и иных действий, в том числе сделок, с земельными участками единого института развития и иными объектами недвижимого имущества единого института развития, предусмотренных частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, в качестве агента Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 10 дополнена пунктом 3 с 2 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 401-ФЗ

3) осуществление реконструкции, капитального и (или) текущего ремонта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках единого института развития, в качестве агента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 11 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

11. Сумма вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации указывается в отчете об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 12 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

12. Отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации утверждается единым институтом развития в жилищной сфере не реже одного раза в квартал. Утвержденный отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации включается в состав годового отчета единого института развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 13 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

13. В отчет об исполнении единым институтом развития функций агента Российской Федерации включаются сведения о:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 405-ФЗ в пункт 1 части 13 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

1) суммах денежных средств, полученных за отчетный период в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 2 части 13 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

2) суммах расходов, понесенных единым институтом развития в соответствии с частью 10 настоящей статьи и подлежащих компенсации из сумм, указанных в пункте 1 настоящей части;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в пункт 3 части 13 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

3) сумме вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации, определенной в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 11 января 2018 г. - Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

14. Денежные средства в виде компенсации расходов, понесенных единым институтом развития и связанных с исполнением функций агента Российской Федерации, и вознаграждения единого института развития за выполнение функций агента Российской Федерации используются им для достижения предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: