Особенности швартовки судов в открытом море
Обновлено: 29.05.2023
На ходу для передачи груза, топлива, воды или снабжения могут быть следующие варианты швартовки: швартовка борт о борт (контактный способ), швартовка траверзным способом (без контакта бортами) и швартовка в кильватер (постановка на бакштов).
Швартовку борт о борт применяют при благоприятных погодных условиях, когда волнение моря не превышает 3 баллов.
Скорость судов должна быть минимальной, при которой оба судна сохраняют управляемость для выполнения согласованных маневров.
Большее по тоннажу судно удерживает постоянный курс и скорость в направлении лагом или под углом к волне так, чтобы борт, к которому будет швартоваться другое судно, был подветренным и прикрытым от волны (рис. 16.5).
Рис. 16.5. Маневрирование при швартовке на ходу
Швартующееся судно ложится на параллельный курс и удерживает его на расстоянии около кабельтова от курса судна-причала. Контролируя сближение судов неизменностью пеленга на выбранную точку в районе швартовки, задают соответствующие курс и скорость малыми перекладками руля и постепенным изменением частоты вращения винта. Когда носовая часть швартующегося судна окажется на траверзе судна-причала (положение I), оно малыми последовательными изменениями курса в сторону судна-причала сближается на расстояние, достаточное для подачи выбросок и швартовов (положение II). Первыми крепят носовые швартовы (положение III) и когда после уравнивания скоростей обоих судов все носовые швартовы будут равномерно обтянуты, подают кормовые швартовы.
Дальнейшее совместное движение судов, изменение курса и скорости или остановка ошвартованных судов выполняются согласованными действиями капитанов по указанию с судна-причала.
Если по условиям работы судна-причала оно не может идти против ветра и волнения или курсом бейдевинд, швартовку производят по ветру. При этом следует учитывать, что на попутном волнении при более плавной продольной качке оба судна хуже слушаются руля, а швартовы получают дополнительную нагрузку во время попеременного продольного движения ошвартованного судна.
В течение всего времени совместного плавания на обоих судах машина находится в условиях маневренного режима.
Перед отходом отдают все концы, за исключением двух швартовов, поданных в качестве носового продольного и кормового шпринга, перекладывают руль на 5—10° в сторону от борта судна-причала и добавляют обороты винта. Когда у швартовов появится слабина, их выбирают, увеличивают частоту вращения винта и угол перекладки руля.
Швартовка траверзным способом позволяет проводить передачу груза и бункера на одно и два судна одновременно с двух бортов. Этот способ применяют при погодных условиях, не позволяющих контактную швартовку борт о борт, и при наличии специального оборудования в виде леерного устройства, кранов или телескопических выстрелов.
Маневрирование ведут на малом ходу, уравнивая курс и скорость, поочередно сокращая траверзное расстояние до 30—50 м, а при благоприятной погоде и на меньшее расстояние. После подачи линя с помощью линеметательной установки или выброски подают проводник из синтетического троса, который используют для передачи дистанционкого линя, леерного устройства и гибких шлангов. Дистанционный линь маркируют яркими флагдуками для контроля расстояния между судами. Для сохранения постоянного расстояния между бортами могут быть использованы швартовные тросы, закрепленные на баке (рис. 16.6).
Рис. 16.6. Крепление швартовов при траверзном способе
Суда среднего и малого тоннажа, работающие в экспедициях юго-восточной части Тихого океана, используют такой прием в случаях, когда швартовка борт о борт становится небезопасной.
Гибкие шланги, поданные с запасом длины, не должны погружаться в воду во избежание обрыва или повреждения леерного устройства. Поэтому на руль ставят опытных рулевых, строго сохраняющих курс, заданный ведущим судном. Вахта на мостике непрерывно наблюдает за положением дистанционного линя или натяжением швартовных тросов. По окончании швартовки, т. е. после закрепления всех снастей, понемногу увеличивают ход до среднего для лучшего управления судами, внимательно наблюдая за взаимным положением судов. При ухудшении погоды или окончании грузовых операций выбирают на борт шланги и все снасти леерного устройства в порядке, обратном началу швартовки.
Швартовка в кильватер применяется для передачи топлива, воды или жидкого груза при неблагоприятных погодных условиях и волнении моря, не позволяющих осуществить на ходу швартовку лагом или траверзным способом.
Этот способ швартовки на ходу иногда называют постановкой на бакштов, искажая понятие термина «бакштов», означающего трос, поданный на шлюпку или другое судно с кормы судна, стоящего на якоре.
Танкер — ведущее судно следует малым ходом против ветра и зыби. Ведомое судно приближается в кильватер для приема проводника, который подают с танкера при помощи линя линеметательной установки или вытравливают синтетический проводник с поплавками в виде буйков или небольших пустых бочек (рис. 16.7). Длина проводника должна быть достаточной для безопасного маневрирования
Рис. 16.7. Постановка в кильватер к танкеру на ходу:
/ — начальная операция; б —подача шланга;
/_ светящийся буек; 2 — поплавки (пустые бочки или спасательные круги); 3 — синтетический проводник; 4 — буксирный трос в бухте; 5 — буксирный трос; 6 — грузовой шланг; 7 — бункеруемое судно
(100 м или более). Приняв проводник на борт ведомого судна, крепят к нему буксирный трос и проводник. Уменьшают ход до самого малого и на танкере выбирают буксир длиной 150—200 м, после закрепления которого на обоих судах приводят ведомое судно на буксир. Затем на танкере крепят к проводнику, поданному с ведомого судна, шланг, отакелаженный стальным леером. Потравливают шланг длиной, превосходящей длину буксирного троса с тем, чтобы на волнении всю нагрузку от буксировки воспринимал только буксирный трос (см. рис. 16.7,6).
После соединения концевого фланца шланга с приемным фланцем на буксируемом судне и проверки всех соединений увеличивают ход каравана постепенным наращиванием частоты вращения винтов и начинают передачу груза, непрерывно обеспечивая радиосвязь по УКВ.
Движение каравана против ветра и зыби обеспечивает лучшую управляемость обоих судов, чем при плавании на попутном волнении, но создает частые рывки в буксирной линии, опасные для ее прочности при относительно короткой длине, ограниченной длиной шлангов. При следовании в галфвинд лагом к зыби создаются более благоприятные условия для обеспечения прочности буксирной линии, однако такой курс ставит оба судна в тяжелые и небезопасные условия вследствие бортовой качки. При сильном ветре и значительном волнении капитаны обоих судов должны рассчитывать и согласовывать курс и скорость для избежания попадания в резонансную зону качки и с учетом важнейшего критерия остойчивости — критерия погоды.
С окончанием перегрузочных операций на буксируемом судне отсоединяют фланец шланга, ставят на нем металлическую заглушку или забивают деревянный чоп и выпускают шланг со стальным леером в воду. Скорость каравана уменьшают до минимальной, при которой сохраняется управляемость. На танкере выбирают шланг и после его приемки на борт отдают буксирный трос.
Швартовные операции в открытом море и на открытых рейдах в зависимости от целей швартовки, района плавания и состояния моря могут выполняться различными способами к судну, имеющему ход, лежащему в дрейфе или стоящему на якоре. При этом возможны следующие варианты: швартовка борт о борт контактным способом на стоянке и на ходу; постановка на бакштов к судну, стоящему на якоре; бесконтактная швартовка при следовании в кильватер или на параллельных курсах.
Швартовные операции в открытом море относятся к наиболее сложным и ответственным этапам работы морских судов. Сложность швартовки и риск, существующий при подходе к другому судну, обусловлены наличием таких факторов, как огромная инерция судна и относительно малая местная прочность его корпуса.
В отличие от швартовных операций, выполняемых в портах к причалам, швартовка в открытом море или на рейде происходит без помощи буксирных судов, причем объект швартовки, как правило, имеет перемещение вследствие рыскания на якоре, ветрового дрейфа или находится на ходу. Волнение моря и ветер создают дополнительные трудности для маневрирования швартующегося судна, тем более, что на малом ходу ухудшается управляемость судна и возрастает роль воздействия ветра.
Успех швартовки зависит от согласованности действий швартующихся судов и постоянной надежной связи между ними.
В этой главе рассматриваются различные варианты швартовки в открытом море обычных судов не оборудованных средствами активного управления и подруливающими устройствами, когда они подходят к другому судну для перегрузки, передачи снабжения и запасов.
Рис. 16.1. Кранец из четырех баллонов
Особые условия, в которых выполняются швартовки в открытом море, относят их к категории работы судна в условиях повышенного производственно-хозяйственного риска. Обеспечение безопасности швартовки должно осуществляться за счет предварительной подготовки и грамотного умелого управления швартующимся судном.
Суда, выполняющие перегрузочные операции в открытом море, снабжаются специальными пневматическими кранцами, состоящими из больших резинотканевых баллонов, скомплектованных в блоки из двух — четырех кранцев, соединенных между собой цепями (рис. 16.1). Для защиты бортов и надстроек применяют кранцы из больших автомобильных покрышек, соединенных в гирлянды и надетых на такелажную цепь или стальной трос.
Пневматические кранцы перед швартовкой опускают до воды, закрепляют и подвешивают на бортах, добавляя к бортовым кранцам гирлянды автопокрышек (рис. 16.2).
Суда, идущие на швартовку в открытом море, кроме специальных кранцев, должны быть обеспечены: дополнительными швартовными тросами; бакштовами; линеметательной установкой; синтетическими тросами для использования их в качестве проводников перед подачей буксиров, бакштовов или швартовов; поплавками для подачи проводников на плаву; блоками и скобами для обеспечения леерного сообщения между судами; шлангами для воды и топлива.
При случайных, непланируемых швартовках, например, для оказания помощи бедствующему судну используется штатное снабжение судна. Швартовные тросы, используемые при передаче грузов как контактным, так и бесконтактным кильватерным способом, должны отвечать следующим требованиям: быть достаточно прочными и эластичными, чтобы удержать одно
Рис. 16.2. Кранцевая защита борта
судно у борта другого или на бакштове и при этом принимать на себя все рывки и напряжения, возникающие при рыскании судов на волне;
быть достаточно легкими и удобными для работы;
подвергаться наименьшему износу от постоянных рывков и трения в клюзах и на кнехтах.
Рис. 16.3. Составные швартовы:
/—стальной трос; 2 — строп из стального троса; 3 — капроновый амортизатор
Рис. 16.4, Такелаж шланга:
/ — капроновый шланг; 2 ~ фланец с заглушкой; 3—капроновая схватка; 4 — леер; 5 — проводник
Наилучшие качества — прочность и эластичность имеют синтетические тросы: капроновые, нейлоновые, куралоновые и др. Для предохранения от перетирания на кнехтах, киповых планках и швартовных клюзах эти тросы оклетневывают или обматывают парусиной в месте перехода через киповую планку или швартовный клюз. Для этой же цели используют заранее надетые на трос куски пожарных шлангов.
В некоторых случаях применяют составные швартовные тросы. В средней части такого швартова ставят амортизатор (пружину) из синтетического троса длиной 15—30 м в зависимости от общей его длины (рис. 16.3). Составные швартовы обладают достаточной эластичностью и меньше подвержены перетиранию.
Шланги для передачи жидких грузов в открытом море применяют главным образом капроновые диаметром 100 и 150 мм и сравнительно редко — гофрированные из прорезиненной хлопчатобумажной ткани того же диаметра. Длина их должна быть достаточной с запасом на случаи рыскания судов. Конец шланга должен иметь фланец, соответствующий приемному фланцу буксируемого судна. Шланг, предназначенный для передачи нефтепродуктов, должен иметь заглушку на болтах или деревянную пробку.
Перед подачей шланга его крепят к лееру при помощи схваток, К ходовому концу леера крепят проводник (рис. 16.4), который, в свою очередь, крепят к выброске или концу линя, используемого в ли-неметательной установке.
Предварительная подготовка начинается с установления радиосвязи между судами, во время которой капитаны обоих судов договариваются о варианте швартовки. При этом учитывается степень опасности в зависимости от состояния погоды и моря. В условиях хорошей видимости, но при наличии сильного ветра и волнения моря вероятность навала при швартовке к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе, значительно больше, чем при швартовке к судну, имеющему ход.
Капитаны обмениваются информацией об особенностях судов, их размерах, маневренных характеристиках, швартовных устройствах, кранцевой защите, осадке, высоте борта, дифференте и о других характеристиках судов, имеющих значение при выполнении швартовной операции.
Затем капитаны обсуждают порядок маневрирования при сближении, курс и скорость при бесконтактной швартовке или место у борта судна. Уточняется прогноз погоды, назначается время начала швартовки, вариант грузовых работ или оказания помощи.
В случае расхождения мнений по способу маневрирования приоритет отдается капитану швартующегося судна.
Когда согласованы все основные элементы швартовной операции, капитаны знакомят штурманский состав с предполагаемым вариантом маневрирования, распределяют членов экипажа по разработанному швартовному расписанию. Судам придают крен 1—3° в сторону, противоположную борту швартовки, заваливают внутрь все выступающие за борт детали, вывешивают большие кранцы и разносят по палубе борта швартовки переносные мягкие кранцы.
Перед подходом к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе, рекомендуется сделать контрольный проход для лучшей оценки обстановки и уточнения амплитуды рыскания или величины дрейфа судна-причала. Если у капитана швартующегося судна возникают сомнения в безопасном завершении маневра подхода, он должен повторить маневр, но не идти на риск.
По завершении маневра на сближение и после подачи первого швартова команды о месте швартовки и расположении швартовов подают с судна-причала, которое, как правило, значительно больше подошедшего судна-снабженца или танкера-буксировщика.
В дальнейшем при совместной стоянке все указания по обеспечению безопасности ошвартованных судов дает капитан принимающего судна.
В течение всей стоянки ошвартованное судно держит свой главный двигатель и рулевое устройство в постоянной готовности.
В мире водного транспорта существует масса терминов, которые не используются в обычной жизни. Швартовка – один из них. Под этим определением понимается процесс крепления судна к причалу. Существует несколько разных способов швартовки, весь процесс осуществляется по определенному алгоритму. Для швартовки судна на нем имеются специальные канаты – швартовы. В следующей статье вы сможете ознакомиться с разновидностями швартовки, а также узнать об особенностях этого процесса.
Швартовка
Швартовка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производится с помощью синтетических или стальных тросов, называемых швартовными концами. Для швартовки команда судна должна принять решение о способе таковой и выполнить несколько последовательных манёвров.
Швартовка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну
Необходимые манёвры: выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала; подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении; подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может использоваться буксир); удержание на месте на время подачи швартовов; подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в т. ч. ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна).
Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и т д. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений борта снабжаются мягкими кранцами.
Способы швартовки:
- швартовка кормой;
- швартовка носом;
- швартовка бортом кораблю, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе;
- швартовка к борту или к корме идущего корабля.
Что такое швартовка
Движение и стоянка судов в порту регулируются Правилами плавания судов на каналах и акваториях портов и Правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов.
Движение судов по искусственным каналам возможно только при достаточном запасе воды под килем и наличии разрешения капитана порта. Скорость движения на каналах и акватории устанавливается приказом начальника порта в зависимости от технического и естественного состояния гидротехнических сооружений и грунта в порту.
Швартовка судна
Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.
Швартовка судна — сложный и ответственный процесс
В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала. Причал должен иметь отбойную раму и другие защитные приспособления. Привальные брусья должны быть по всей длине сплошными.
С судна подаются следующие швартовные концы : продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы.
Крепление швартовных концов за береговой пал, позволяет снять концы в любой последовательности. Огон последующего конца продевается снизу вверх через огоны предыдущих и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.
После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.
Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.
Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну
Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы (надувные или из автомобильных шин) — по два-три в носовой и кормовой частях судна, и особенно у выступающих частей.
В рейдовых условиях и в открытом море для швартовки лучше использовать синтетические тросы или стальные с капроновыми амортизаторами. Чаще всего швартуются к правому борту судна, стоящего на якоре, так как на заднем ходу нос швартующегося судна отходит от судна, к которому швартуются.
При швартовке судов друг к другу в открытом море особое значение имеют кранцы. Для этой цели используют кранцы, изготовленные из пакетов автопокрышек, надувные резиновые кранцы, дополнительные кранцы из бревен мягкого дерева длиной 2 м, оклетневанные 8—10-дюймовым растительным тросом.
При швартовке танкеров к китобазам и китобойных судов к танкерам в качестве кранцев используют добытых китов. Три- четыре кита-кранца вдоль корпуса и надувные резиновые кранцы в районе спардека и кормы обеспечивают безопасную швартовку при ветре силой до 6—7 баллов и волнении моря до 4 баллов. Иногда практикуется парное расположение китов-кранцев.
Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы. Крепление швартовных концов за береговой пал, показанное на рис. 185,б, позволяет снять концы в любой последовательности.
Огон последующего конца 2 продевается снизу вверх через огоны предыдущих 1 и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.
Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная
После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.
Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.
Швартовка судна кормой к причалу
Выполняется с отдачей одного или двух якорей в зависимости от условий стоянки и ее продолжительности. Суда малого тоннажа в тихую погоду или при легком прижимном ветре (до 3—4 баллов) могут ее производить без помощи буксиров. Под действием отжимного или дующего вдоль причала ветра швартовка кормой без помощи буксиров или подруливающих устройств невозможна.
Швартовка кормой к причалу требует тщательной подготовки и опыта, так как ошибка в расчетах может привести к навалу на причал или же, в лучшем случае, к необходимости повторить маневр подхода и постановки.
Предварительно намечают место стоянки, определяют по карте контрольные пеленги для выхода в точки отдачи якорей, рассчитывают необходимые для укладки на грунт количество якорных цепей и угол между ними (30—60°). Подход к месту отдачи якорей может быть выполнен движением как вдоль причала, так и под прямым углом к нему.
При швартовке перпендикулярно причалу судно подходит к нему под углом, близким к 90.° Скорость на подходе должна быть минимальной. На расстоянии не менее двух корпусов от причала и, находясь в 50—60 м от расчетной линии швартовки, стопорят двигатель и отдают «внутренний» по отношению к месту швартовки якорь. Продолжая двигаться по инерции, травят якорную цепь.
После выхода в воду трех-четырех смычек, руль перекладывают в сторону отданного якоря и дают ход вперед. После поворота кормой к причалу отдают второй якорь, работают двигателем назад, травят и выравнивают якорь-цепи, подводят судно кормой к причалу и подают швартовы. При другом варианте швартовки двигаются на самом малом ходу вдоль причала на расстоянии двух дл.
Основные принципы швартовки яхты
Швартовка морского судна является одним из самых важных элементов в освоении практики управления яхтой, наряду с навигацией или лоцией. Есть несколько объективных факторов, из-за которых швартовка может даваться непросто.
Каждая лодка имеет свои особенности, к которым необходимо привыкнуть, также, как необходимо привыкнуть к управлению авто, за рулем которого вы находитесь впервые. Управление парусной яхтой осложняется ее значительными габаритами, весом и инерцией, за счет чего, время между поворотом руля и реальным движением яхты существенно больше, чем у легкового автомобиля.
В-третьих, судно особенно подвержено внешним факторам, таким как ветер и морское течение, что значительным образом влияет на процесс управления яхтой. И наконец, в-четвёртых, швартовка, так или иначе, представляет собой стрессовую ситуацию, которая активно сопровождается психологическим страхом повредить своё или чужое судно, либо нанести ущерб себе и команде. Несмотря на все кажущиеся трудности в овладении навыками швартовки, овладеть ими можно, а начать надо, конечно же, с теории.
Действия перед швартовкой яхты
Если на борту яхты вы выступаете в роли шкипера, то непосредственно перед швартовкой вам необходимо проделать следующие действия:
- провести подробный инструктаж команды: каждый член экипажа должен хорошо знать, что, когда и как он должен делать не только в случае швартовки судна, но и вообще в любой ситуации в море, от слаженной работы команды зависит практически все;
- хорошо изучить схему марины, в которой команда собирается «встать на якорь»: заранее и детально спланировать свой маршрут к пирсу, обратить внимание на мелководные участки акватории и другие, потенциально опасные места, встречающиеся по ходу вашего движения;
- перед входом в марину (примерно за 300 – 500 м.) поставить дизель на холостой ход и убрать паруса: приближаясь к маякам, кранцы необходимо вывесить по бортам, разобрать кормовые швартовые концы и закрепить их за ближайшие к корме утки по бортам, собрать в бухты и обнести снаружи кормовых релингов. Подготовить к работе якорную лебедку;
- зайти в марину на малом ходу: (не более 3-х узлов для минимизации влияния ветра) и держаться правой стороны. Начать поиск свободного места для стоянки;
- не следует торопиться с выбором места: рекомендуется тщательно оценить ситуацию, сделав круг на малом ходу по местной акватории.
Швартовка яхты
После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке. Первое, что необходимо сделать – это правильно расставить команду.
После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке
Вот классический пример расстановки: шкипер или рулевой стоит за штурвалом, регулируя скорость и направление движения судна, два матроса для подстраховки располагаются по бортам, на носу стоит – «якорный», а на корме – «кормовой» с наветренным швартовым концом. Задача матроса на носу по команде шкипера отдать якорь (или подобрать его), а задача кормового сойти на берег и закрепить швартов за утку.
Для того чтобы начать швартовку необходимо, чтобы рулевой развернул судно кормой перпендикулярно к пирсу, а «якорный» выпустил примерно 4-8 глубин якорной цепи. Кормовой матрос должен спрыгнуть на берег и временно задать кормовые швартовы за кольцо на пирсе, таким образом, чтобы шкипер смог немного отойти назад и выровнять лодку.
Как только яхту удалось выровнять перпендикулярно к пирсу, швартовы крепят окончательно и отдают якорь. Далее необходимо проверить, стоит ли яхта на месте при включённом движении назад. Если да, то все хорошо и положение судна можно подрегулировать швартовыми концами, если же якорь не забрал, придется отходить и бросать его повторно.
Когда якорь взял, необходимо постепенно выпускать якорную цепь, контролируя двигателем расстояние между кормой и пирсом. Когда это расстояние будет примерно полметра, якорь требуется остановить. «Кормовой» должен перейти на пирс и задать наветренный швартовый, вернуть его на борт и закрепить на утку. Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. Готово, судно пришвартовано!
Что такое швартовы
На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы. Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке). Для подачи швартовов на берег или другое сооружение обычно используется бросательный конец – лёгкий пеньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце .
Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз. Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.
На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним
Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.
Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля . Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой .
Процесс постановки судна к причалу , швартовным бочкам и другим сооружениям, предназначенным для стоянки судов, а также к другому судну называется швартовкой. Отход судна от объекта, к которому оно было пришвартовано, называется отшвартовкой .
Под термином «швартовные операции» следует понимать все действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - один из самых ответственных и сложных элементов рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и т. д.).
Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко , действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник (старший матрос).
Подготовка к швартовке - необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.
За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.
На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение - старший механик.
По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.
До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.
Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости - быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца.
Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012
Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.
Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.
По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.
рис. 45 Швартовка к причалу лагом
По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!» , сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки.
Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.
По окончании швартовки убирают бросательные концы и кранцы, излишнюю часть стальных швартовных тросов наматывают на вьюшки, а растительных и синтетических - укладывают на банкетки. На все швартовы надевают стандартные противокрысиные щиты.
рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос
а - растительного; б - цепного
Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.
рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу
а - при параллельном подходе к причалу; б - при перпендикулярном подходе к причалу
В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.
Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.
Завоз тросов осуществляют , как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, буксир принимает пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозит его на бочку.
Трос крепится к рыму бочки швартовной скобой или заводится дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым сверху и завозят обратно на судно, где он крепится).
Другой конец троса берется за турачку брашпиля, обтягивается втугую и крепится на кнехте. Крепление дуплинем предпочтительнее, чем скобой, так как при съемке с бочки можно будет выбрать трос, не посылая людей на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как люди сойдут с бочки.
Аналогично завозят, крепят на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы. При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка с матросами подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают трос с запасом в 2—3 м в носовой части шлюпки.
Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.
рис. 48 Отход судна от причала на шпринге
При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.
Автор статьи

Читайте также:
- Как проехать до красногвардейского суда
- Условия вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению
- Образец иска о признании завещания недействительным
- Сложившийся порядок пользования земельным участком верховный суд
- Какой договор предусматривает условия и процедуру выхода какого либо государства из союза