Особенности развития государства и права россии в 1990 е гг

Обновлено: 24.09.2022

Распад СССР уже шёл полным ходом. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права республик (его вариант был представлен в ноябре 1990 г.). 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР проголосовал за сохранение СССР. 17 марта 1991 г. в 9 республиках СССР был проведён референдум, в ходе которого ¾ высказались за сохранение Союза. В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и в учреждениях.

Путч 19—21 августа 1991 г.

Эти события стали попыткой консервативных сил не допустить подписания союзного договора. Создаётся Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Причины провала путча:

Недооценка ГКЧП демократических сил страны;

Решительность Б.Н. Ельцина и его сторонников;

Переоценка степени готовности к участию в перевороте партаппарата и желания офицерства армии следовать за ними.

Утрата Горбачёвым власти;

Ускорение распада СССР;

Запрещение деятельности КПСС;

Усиление авторитета Ельцина;

Полное обновление руководства.

Распад СССР и его основные причины:

Обострение социальных проблем;

Стремление союзных республик к независимости («парад суверенитетов»);

Проблема приоритета союзного и республиканского законодательств (конфедеративные и федеративные тенденции создания нового союза).

После августа 1991 г. 8 республик СССР объявили о своей независимости, а Прибалтийские добились признания их независимости СССР. 8 сентября 1991 г. в Беловежской пуще было подписано соглашение Российской Федерации, Белоруссии и Украины о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря 1991 г. к этому присоединились ещё 8 республик (Алма–Ата). 25 декабря 1991 г. произошло сложение Горбачёвым функций Президента и СССР прекратил существование.

В период перестройки произошло большое число законодательных изменений, особенно в сфере «переходной» экономики: в феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле; в марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР»; в июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР»; в декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности. В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция. В целом законодательство периода «перестройки» заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Современные тенденции государственного и правового развития России получали своё начало преимущественно в 1992—1993 гг.:

Возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства;

Обновление законодательства, связанное на первом этапе—до 1989 г.—с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем—с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике.

Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В области национального устройства 31 марта 1992 г.был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между субъектами РФ, который обозначил границы государства (в апреле 1992 г. он был одобрен VI съездом народных депутатов России). В рамки его действия вошли все, кроме Татарстана и Чечни. Этот документ стал первым шагом конституционной реформы. 21 апреля 1992 г. изменяется официальное наименование государства, которое учитывает перемены общественного строя, уже произошедшие, и те перемены политического строя, которые должны ещё произойти. РСФСР внесением изменения в Конституцию переименовывается в Российскую Федерацию—Россию. Причём оба названия равнозначны.

В нач. 1993 г. было созвано Конституционное совещание, подготовившее несколько проектов Конституции, один из которых был разработан с участием самого Б.Н. Ельцина (противостояние: президентский проект—«сильный Президент—сильный парламент»; Съезд народных депутатов, Верховный совет—«сильный парламент—сильный Президент»). Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 25 апреля 1993 г. состоялся Всероссийский референдум, в результате которого большинство поддержало курс Президента и президентский проект Конституции. 21 сентября 1993 г. вышел Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (роспуск Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, выборах новых органов государственной власти и референдуме, о новой Конституции России). После событий 3—4 октября 1993 г. и ликвидации советской системы начинается формирование новых органов власти. 12 декабря 1993 г. одновременно прошли выборы в Федеральное Собрание (Государственная Дума—нижняя палата парламента) и всенародным голосованием была принята новая Конституция РФ (вступила в действие с момента её опубликования—25 декабря 1993 г.).

Конституция РФ (12 декабря 1993 г.).

Это основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой (верховенство закона) на всей территории РФ. Её проект готовился специальной конституционной комиссией по поручению М.С. Горбачёва, высказанному на IСъезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и возглавлял её) будущий первый президент РФ Б.Н. Ельцин.

Программа «крупного реформистского прорыва», предложенная Б.Н. Ельциным (октябрь 1991), включала:

- либерализациюцен, т.е. освобождение их из-под контроля государства;

- отказ от монополии государства на внутреннюю и внешнюю торговлю;

- приватизацию и акционирование предприятий с целью создания класса собственников и т.д.

Методреализации - «шоковая терапия» (разовый отпуск цен, ликвидация государственного регулирования экономики). В ноябре 1991 г. создано «правительство Гайдара», куда вошли сторонники радикальных экономических реформ (Е.Гайдар, А.Шохин,А.Чубайс).

Реформа началась 2 января 1992 г. Летом1992г. утверждена программа приватизации государственной собственности (первый этап – выдача всем россиянам бесплатных ваучеров - приватизационных чеков). Надежды на экономический рост не оправдались и в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар был отправлен в отставку.

С конца 1992 по май 2000 сменилось 5 председателей правительства:

- декабрь 1992 - март 1998гг. – правительство В.С. Черномырдина оказало поддержку топливно-энергетическому комплексу, создало систему Государственных краткосрочных обязательств - ГКО, продолжило приватизацию (второй - денежный - этап), осуществило деноминацию рубля (1998). К 1997 г. удалось добиться относительной стабилизации экономики;

- апрель - август 1998г. – правительство С.В. Кириенко 17 августа 1998 г. объявило дефолт (временный отказ от выплаты внешних долгов и выполнения финансовых обязательств внутри страны). В результате рухнула финансовая пирамида ГКО, произошел скачок инфляции и резкое падение обменного курса рубля;

- сентябрь 1998 - май 1999гг. – правительство Е.М. Примакова приняло меры по административному регулированию валютного рынка, ограничению денежной эмиссии, реструктуризации долгов по ГКО;

- май - август 1999г. – председателем правительства стал С.В. Степашин, а 16 августа 1999 г. его сменил на этом посту В.В. Путин.

Политическое развитие России.

- 12 июня 1990 г. - Декларация о государственном суверенитете стала началом формирования российской государственности;

- 12 июня 1991 г. - президентом РСФСР избран Б.Н. Ельцин;

- 25 декабря 1991г. - РСФСР переименована в Российскую Федерацию (Россию);

- 31 марта 1992 г. подписан Федеративный договор, разграничивший полномочия центра и регионов;

- 21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Попытка отстранить Б. Ельцина от власти усилила противостояние;

- 3-4 октября 1993 г. конфликт между Президентом и Верховным Советом перешел в вооруженное противостояние. Руководители сопротивления (Р. Хасбулатов, А. Руцкой и др.) арестованы;

- 12 декабря 1993г. - на референдуме одобрен проект новой Конституции. Она предоставила президенту России широкие полномочия, высшей законодательной властью России стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ действует по настоящее время.

- 12 декабря 1993 г. - выборы вСовет Федерации и Государственную Думу (1994-1995);

- 1994-1996гг. - война в Чечне;

- 17 декабря 1995г. - выборы вГосударственную Думу 2 созыва (1995-2000);

- 16 июня 1996г. - президентские выборы. Во втором туре (3 июля 1996) участвовали два кандидата – Г. Зюганов и Б. Ельцин (одержал победу);

- 31 декабря 1999 г. Б. Ельцин объявил о добровольной отставке с поста Президента РФ.

- 7 мая 2000 г. – президентом РФ избран В.В. Путин.

Внешняя политика России.

- 1992 г. –президенты США и России подписали декларацию«О прекращении холодной войны»;

- 24 июня 1994г. – двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РФ;

- 28 февраля 1996г. – вступление Российской Федерации в Совет Европы;

- 1999г. – подписание Белоруссией и Россией Договора о создании Союзного государства.

Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депутатов РСФСР – высший орган государственной власти РСФСР. Он избирал двухпалатный Верховный Совет РСФСР – законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР (постоянно действующий парламент). Первым председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. был избран Б.Н. Ельцин.

Важной вехой становления российской государственности явилась принятая 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В ней:

- провозглашалось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- признавалось равноправие политических партий и общественных организаций;

- объявлялось верховенство законов РСФСР над союзными на всей российской территории;

- предусматривалась необходимость существенного расширения прав российских регионов.

Вслед за провозглашением независимости Россией, начался «парад суверенитетов» – провозглашение независимости других союзных и автономных республик. В борьбе с Горбачевым Ельцин опирался на региональные элиты. Стремясь получить их поддержку, 8 августа 1990 г. Б.Н. Ельцин произнес знаменитую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Воспользовавшись ситуацией, летом-осенью 1990 г. автономные республики РСФСР приняли собственные декларации о суверенитете. Это грозило распадом уже самой России.

12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР. Вместе с ним вице-президентом был избран А.В. Руцкой. Председателем Верховного Совета России избирается Р.И. Хасбулатов. Главной задачей новых органов власти становится проведение экономической реформы, поскольку положение в экономике становилось близким к катастрофе.

По поручению Б.Н. Ельцина экономист Е.Т. Гайдар подготовил программу радикальных экономических реформ, с которой президент выступил перед депутатами. После бурного обсуждения для их проведения Съезд 1 ноября 1991 г. предоставил президенту дополнительные полномочия сроком на 13 месяцев и назначил исполняющим обязанности Председателя Правительства РСФСР. Своим заместителем по экономике Б.Н. Ельцин 6 ноября назначил Е.Т. Гайдара.

25 декабря 1991 г. Верховный Совет переименовал РСФСР в Российскую Федерацию (Россию).

В течение 1992-1993 гг. между законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство) властью росло противостояние. В его основе лежали расхождения во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России.

Верховный Совет выступил против проводившихся рыночных реформ, которые показали неудовлетворительные результаты, настаивал на сохранении государственного регулирования в экономике, высказывался в пользу парламентской республики.

Ельцин со своей командой проводил радикальные рыночные преобразования и выступал за президентскую республику с сильной президентской властью. В декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар был отправлен в отставку, Председателем Правительства РФ становится В.С. Черномырдин, но ожидаемой смены курса не произошло.

Противостояние достигло своего пика в сентябре-октябре 1993 г. (конституционный кризис). 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал неконституционный указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов, Верховного Совета и референдуме по новой Конституции. В свою очередь Верховный Совет РФ, по представлению Конституционного суда РФ, объявил о прекращении полномочий президента и временном переходе президентских полномочий к вице-президенту А.В. Руцкому.

2-3 октября 1993 г. в Москве сторонниками Верховного Совета были организованы демонстрации, а также неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В Москве было объявлено чрезвычайное положение и введены войска. Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Армия выступила на стороне Президента.

Апогеем конституционного кризиса стали события 3-4 октября 1993 г., завершившиеся расстрелом по приказу Б.Н. Ельцина здания Верховного Совета (4 октября) и последующим арестом Р.И. Хасбулатова, А.В. Руцкого и других защитников «Белого дома». По данным официального расследования, погибло 123 человека, было ранено – 384 (абсолютное большинство – защитники Верховного Совета). Итогом кризиса стала ликвидация в России системы Советов.

Праздновавшая победу президентская команда подготовила устраивавший Ельцина проект Конституции, который был принят на референдуме 12 декабря 1993 г. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый на 4 года всенародным голосованием Президент РФ. Конституция 1993 г. предоставила президенту очень широкие полномочия. Выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В его руках вся полнота исполнительной власти и существенные законодательные полномочия (включая право роспуска Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра).

Конституция РФ установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть – двухпалатное Федеральное Собрание РФ (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ (по два от каждого). Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Исполнительная власть – Правительство РФ, состоящее из Председателя (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров.

Судебная власть – Конституционный Суд РФ (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд РФ (разрешает экономические споры).

По Конституции РФ 1993 г. в состав России входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Межнациональные отношения. После распада СССР актуальной задачей стало сохранение территориальной целостности России, поскольку многие российские регионы заявили о своей независимости (Чечня, Татарстан и др.). В целях сохранения единого государства в марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, разграничивший предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ. Договор не подписали Татарстан и Чечня. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия. Руководство Чечни во главе с президентом Д. Дудаевым не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

В 1991-1994 гг. Чечня фактически стала независимым государством. Здесь сложился криминальный режим, проводилось вытеснение нечеченского населения, процветал захват заложников и работорговля, происходили убийства и т.д. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к тому, что в декабре 1994 г. на территорию республики были введены федеральные войска. Это положило начало Первой чеченской войне (1994-1996), хотя официально конфликт назывался «мерами по поддержанию конституционного порядка». В ходе войны федеральные войска понесли большие потери (не менее 5 тыс. человек), большими были потери среди мирного населения (по данным правозащитников – до 50 тыс. человек). В апреле 1996 г. в результате спецоперации был убит Д. Дудаев.

Трагическим событием в ходе войны стал захват в июне 1995 г. отрядом чеченских боевиков под руководством Ш. Басаева около 1600 заложников в Буденновске. Погибло почти 150 человек. В январе 1996 г. боевики С. Радуева захватили почти 3700 заложников в дагестанском городе Кизляр, погибло около 80 человек.

Желание переизбраться на президентских выборах 1996 г. вынудило Б.Н. Ельцина остановить непопулярную войну. 31 августа 1996 г. были подписаны Хасавюртовские соглашения, предусматривавшие прекращение боевых действий и вывод федеральных войск из Чечни.

Чечня вновь оказывается независимой, в ней опять расцветает криминал, регион превращается в центр мирового терроризма, сюда стекаются наемники, создаются базы по подготовке террористов. В 1999 г. чеченские боевики провели серии взрывов в Буйнакске, Москве, Волгодонске. В качестве ответной меры российское правительство приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

В 1999 г., с вторжением на территорию Дагестана отрядов боевиков, началась Вторая чеченская война. Несмотря на поддержку международных террористических организаций, народы Кавказа и российская армия не допустили экспансии терроризма на Северном Кавказе.

Парламентские и президентские выборы. Одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную думу I созыва (1993-1995) возглавил И.П. Рыбкин.

В результате выборов в Госдуму вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили: ЛДПР В.В. Жириновского, проправительственный блок Е.Т. Гайдара «Выбор России», Аграрная партия под руководством М.И. Лапшина и КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым.

В декабре 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную думу II созыва (1995-1999). За места вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 5% барьер: КПРФ, ЛДПР, проправительственному блоку «Наш дом – Россия» во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным, «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским. Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Председателем Госдумы был избран Г.Н. Селезнев. Эти выборы показали, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны.

16 июня 1996 г. состоялись вторые выборы Президента России. Основная борьба развернулась между Б.Н. Ельциным и Г.А. Зюгановым. Победитель определился только во втором туре выборов 3 июля, победу одержал Б.Н. Ельцин.

В 1996-1999 гг. существенным фактором российской политики стало состояние здоровья президента, поскольку из-за болезни сердца Б.Н. Ельцин уже не мог эффективно работать. Летом-осенью 1996 г. возросло политическое влияние сил, обеспечивших победу Б.Н. Ельцина на выборах. Главный «менеджер» избира­тельной кампании Ельцина А.Б. Чубайс был назначен главой прези­дентской Администрации Президента РФ, став фактически вторым лицом в государстве.

В 1996 г. родилось понятие «семибанкирщина», означавшее группу из семи наиболее богатых и влиятельных российских банкиров, объе­динившихся для финансирования избирательной кампании Ельцина. Свое состояние Б.А. Березовский, В.А. Гусинский, М.Б. Ходорковский, М.М. Фридман, П.О. Авен, В.О. Потанин и А.П. Смоленский получили в результате залоговых аукционов 1995 г., означавших привилегированный доступ к разделу государственной собственности. После победы Ельцина, контролируя более 50% российской экономики, влияли на принятие важнейших внутриполитических решений в России. Их же стали называть «олигархи».

Термин «олигархия» стал широко использоваться для обозначения узкого круга политически влиятельных крупнейших предпринимателей. В число олигархов зачисляли не просто глав крупнейших финансово-промышленных групп страны, но и имевших политические связи.

Во время второго срока Ельцин часто менял премьер-министров, подыскивая себе преемника. В апреле 1998 г. премьер-министром становится С.В. Кириенко, в сентябре 1998 г. – Е.М. Примаков, в мае 1999 г. – С.В. Степашин, в августе 1999 г. – В.В. Путин. Весной 1999 г. депутаты Госдумы попытались провести импичмент (процедура отрешения от должности) в отношении президента, но неудачно.

На выборах в Государственную думу III созыва (1999-2003) в 1999 г. наибольшее количество голосов получили КПРФ и блок «Единство» («Медведь»). Председателем Госдумы был вновь избран Г.Н. Селезнев.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий В.В. Путину, который 26 марта 2000 г. был избран Президентом РФ. С приходом к власти Путина государственность страны стала укрепляться.

Процесс формирования современной российской правовой системы начался еще в период перестройки. Его характеризовали две основные тенденции. Первая заключалась в необходимости подготовки законодательных актов, обеспечивавших правовое регулирование новых общественных отношений, возникших в связи с кардинальными изменениями экономического и политического строя. Вторая тенденция была обусловлена необходимостью кодификация российского законодательства, в котором до середины 1990-х гг. действовали некоторые нормативные акты бывшего СССР и Российской Федерации, которые нередко содержали противоречия.

В 1990-е гг. изменения затронули практически все отрасли российского права. В этот период активно развивались конституционное, гражданское, трудовое и административное законодательство. Это было вызвано необходимостью обеспечить правовое регулирование развития рыночных отношений, деятельности высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации и органов местного самоуправления, прав и свобод граждан и т.д.

В связи с тем, что современное отечественное право подробно изучается в курсах, посвященных отдельным отраслям права, мы лишь кратко охарактеризуем некоторые из них.

Гражданское право. На первом этапе в суверенной России гражданско-правовые отношения регулировались следующими законодательными актами, принятыми еще в советский период: законом «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. и др.

30 ноября 1994 г. была утверждена первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая положила начало третьей кодификации гражданского права в России. В первой части ГК РФ устанавливались основные принципы частного права и определялся правовой статус физических и юридических лиц. Кроме того, в ней регулировалось право собственности и иные вещные права, а также была представлена общая часть обязательственного права.

Во второй части ГК РФ, принятой 26 января 1996 г., главное внимание уделялось способам возникновения обязательств. Это касалось договоров, а также внедоговорных способов возникновения обязательств, к которым относятся, прежде всего причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. К специфическому виду возникновения обязательств был отнесен публичный конкурс.

26 ноября 2001 г. была утверждена третья часть ГК РФ, в которой регулировались вопросы наследственного и международного частного права.

18 декабря 2006 г. была принята четвертая часть ГК РФ, в которой вместо термина «интеллектуальная собственность» применяется понятие «право на результаты интеллектуальной деятельности». Это вызвало большие споры у юристов.

Семейное право. 29 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что семейное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации. Это положение способствует учету в семейной политике государства национальных и местных особенностей. В Семейном кодексе нашли отражение принципы добровольности союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения споров в семье по взаимному согласию, а также защиты прав детей и нетрудоспособных членов семьи.

Семейный кодекс устанавливал единый возраст в 18 лет для мужчин и женщин, не имевших препятствий к вступлению в брак. В нем указывается, что выявление у одного из супругов сокрытой венерической болезни или ВИЧ-инфекции может являться основанием для признания брака недействительным.

Кодекс предусматривает внесудебный порядок расторжения брака в органах ЗАГС при взаимном согласии и отсутствии несовершеннолетних детей. Брак может быть расторгнут также по заявлению одного из супругов в случае признания судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужденным на срок более 3 лет.

В Семейном кодексе уделяется большое внимание вопросам воспитания и образования детей, установления отцовства и имущественных отношений супругов.

Трудовое право. 30 декабря 2001 г. был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором главной задачей провозглашалось создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. В Кодексе определяется система источников трудового права и их соотношение, вводится новое понятие «трудовое правоотношение», а также указываются основания его возникновения и прекращения. Более четко сформулированы нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав работников и введение дополнительных отпусков.

В нормах Трудового кодекса предусматриваются меры защиты прав работников и ответственности работодателей в случаях задержки выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, причиненного неправомерным действием или бездействием работодателя. Кроме того, устанавливается ответственность работников за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Уголовное право. 13 июня 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), в соответствии с которым главной задачей являлась охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также предупреждение преступлений.

В УК РФ устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется какие деяния признаются преступлениями и указываются виды наказаний, а также иные меры за совершение преступлений. В статье 32 УК устанавливается норма об умышленном характере соучастия в преступлении.

8 декабря 2003 г. был утвержден закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласного которому из УК РФ исключался институт неоднократности преступлений. Вместо термина «неоднократность» законодатель предложил использовать термин «совокупность», что допускало возможность сложения наказаний и в целом увеличивало срок наказания.

29 февраля 2012 г. были также внесены изменения и дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми усиливалась ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних и вводилась ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов.

Таким образом, становление и развитие суверенной российской государственности происходило в сложных международных условиях. После ликвидации организаций социалистического содружества (Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора) руководство СССР допустило непростительную ошибку, не добившись закрепления в соответствующих соглашениях устных обещаний руководителей США и других западных стран о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Однако после распада СССР эти обещания были нарушены и военные базы Североатлантического блока стали продвигаться к границам России. В условиях невнятной внешней политики России в 1990-е гг. США удалось быстро распространить свое влияние на те регионы мира, которые до этого находились под контролем СССР. США навязали мировому сообществу однополярный порядок и стали навязывать всем странам и народам якобы демократические ценности. При этом они часто использовали вооруженные силы, полностью игнорируя нормы международного права и нарушая основополагающие принципы ООН. Последующие действия США в Сербии, Ираке, Афганистане и Сирии, а также их активное участие в так называемых «демократических» революциях в Грузии, в странах Северной Африки, на Украине подтвердили их стремление к тотальному доминированию в мире, не считаясь с огромными жертвами и разрушениями.

К сожалению, президент России Б.Н. Ельцин и его окружение в 1990-е гг. не только не смогли отстаивать интересы России, но и нередко поддерживали такую политику США, пользуясь рекомендациями американских советников, которых было немало при отдельных ведомствах правительства России. Второму президенту РФ В.В. Путину удалось постепенно избавиться от диктата США в международных делах. Однако США организовали государственный переворот на Украине и фактически способствовали развязыванию гражданской войны на ее территории. Кроме того, под руководством США НАТО стало распространять свое влияние не только на территории восточноевропейских государств и прибалтийских стран, но и непосредственно на территорию Украины, граничащей с Россией.

Тем не менее меры, принимаемые нынешним руководством страны в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствуют о том, что ни экономические санкции, ни политическое давление со стороны США и западных стран не смогут поставить Россию на колени. Мобилизационный ресурс, заложенный в действующей системе органов государственной власти, а также практически всеобщая поддержка политики президента России В. В. Путина со стороны населения, несомненно, помогут преодолеть препятствия и трудности, искусственно созданные США и их союзниками.

Российская Федерация стала правопреемником СССР. Она заняла место СССР в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Как и Горбачев, Ельцин медлил с непопулярными реформами. К концу 1991г. запасы продуктов иссякли, нависла реальная угроза голода. Реформы пришлось срочно "начать с конца". И.о. премьера Е.Т. Гайдар провел в январе 1992 г. либерализацию цен и отменил фондирование ресурсов.

Реальна была на рубеже 1991-1992 гг. и угроза распада России. Сепаратизм проявился в Татарстане, Башкортостане, Якутии. Трудные переговоры и взаимные уступки позволили в марте 1992 г. подписать Федеративный договор. Но в Чечне возник кровавый конфликт. Национальная политика Ельцина терпела провал, как и когда-то царей и коммунистов. Прорыв, достигнутый в августе 1996 г. на переговорах А.И. Лебедя с чеченскими сепаратистами, вызвал надежды на решение проблемы, но ненадолго.

В декабре 1993 г. референдум утвердил новую Конституцию Российской Федерации. На проведенных выборах 1993, 1995 и 1999 гг. были избраны новые законодательные органы – Совет Федерации и Государственная дума, составляющие верхнюю и нижнюю палаты Федерального собрания - Парламента Российской Федерации.

Открылся новый этап в развитии российской государственности.

Началась правовая реформа. Обострение экологических проблем вызвали потребность совершенствования экологического законодательства. В 1995-1996 гг. вступили в силу часть I и II

нового Гражданского кодекса, новый Семейный кодекс 1995 г. Рост уголовной преступности потребовал принятия нового Уголовного кодекса. Соответственно встал вопрос о принятии нового уголовно–процессуального кодекса и налогового кодекса. В целом правовая реформа касается всех отраслей права

1. Уголовно-правовая политика и практика уголовного преследования за преступления характерны для любого государственного устройства, вне зависимости от формы государственного правления и от методов обеспечения государственной власти.

2. Смена этапов экономического развития общества влечет за собой смену государственно-политической надстройки, а присвоение государственной власти группой лиц, объединенных родовыми, экономическими, идеологическими или иными признаками – влечет действия по закреплению этой власти с использованием экономических, идеологических и правовых методов, вплоть до военного террора и физического уничтожения противников.

3. Власть, как признак государственности, обеспечивает свою безопасность, применяя формы убеждения (политического, философского, идеологического и духовного), формы реального экономического, практического воздействия через проведение экономических реформ с практическим улучшением уровня жизни, и формы принуждения через государственно-правовые институты власти (армию, полицейско-тюремный аппарат, суд).

4. Власть, укрепляя свои позиции, вне зависимости от формы государственного устройства, стремиться обеспечить для себя статус законности, для чего изменяет или приспосабливает уже наработанные государственно-правовые нормы. Не меняя сути конституционных правовых норм, но меняя способы их применения и круг лиц, для которых выполнение конституционных и правовых норм становится необязательным, властные структуры приспосабливают нормы права для своих, узко кастовых интересов.

5. В период смены государственно-политических надстроек основными задачами правовой политики являются задачи по укреплению власти, в первую очередь путем террора, преследования и подавления идейных противников; политическая борьба занимает первое место, времени для борьбы с уголовной преступностью нет.

6. Преступность, при смене государственно-политических структур, определяется, в первую очередь, как деяния, опасные для государственно-политической системы, а уже затем в понятие преступности входят их опасности для прав, интересов и свобод личности, т.е. на первое место выдвигаются задачи политической, идеологической борьбы, а борьба с уголовной преступностью отходит на второй план.

7. Чем больше сомнений у групп лиц, обеспечивших себе захват власти, тем в большей степени эти лица используют методы подавления соперников, в первую очередь насильственные, развивая тем самым государственные структуры однобоко, т.к. политическая борьба требует тем больших затрат, чем слабее власть.

8. Стремление удержаться у власти любой ценой порождает противоречия между властью и обществом, которым эта власть управляет, внося тем самым элементы гражданской нестабильности, перерастающие в гражданскую войну.

9. Гражданская нестабильность, отражая политическую нестабильность, на фоне экономических проблем вызывает волну уголовной преступности, как формы защиты части населения от экономических, политических потрясений, как метод создания запасов экономического капитала, способного обеспечить существование при любой государственно-политической системе правления. Именно это происходит и сейчас в виде наращивания капиталов теневой и преступной экономики, в виде создания экономического благополучия любым, в первую очередь преступным путем.

10. Только в условиях равенства экономических и государственно-политических интересов общества и личности, в условиях стабилизации государственно-политических отношений, возможно принятие действительно эффективных мер по борьбе с преступностью в общепринятом понимании этого общественного явления.

11. Преступность, как общественное явление, только тогда будет признана общественно-опасной, когда ее состояние будет угрожать существующей государственно-политической системе.

Таким образом, преступность как общественное явление, вне зависимости от ее понимания, характерна для любой формы государственно-политического устройства, при этом, чем в большей степени преступность угрожает самой государственно-политической системе, тем в большей степени осуществляется и борьба с этой преступностью.

В борьбе с преступностью органы власти применяют как методы убеждения, так и методы принуждения, а в зависимости от поставленных целей эти методы облекаются в законы.

Уголовная преступность, в своем развитии может стать настолько опасной, что начинает влиять и на процесс смены власти, при этом есть две формы такой смены: замена власти на коррумпированные структуры, объединяющие институты власти с преступными организациями, и вторая – замена власти на иную, в связи с неспособностью прежней власти обеспечить безопасность общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: