Особенности психики больных при проведении трудовой военной и судебной экспертизы изучает

Обновлено: 06.02.2023

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психическойдея-тельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации исамореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С.

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.Конфликт в конфликтологии

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

По направленности все психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что «объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием», которое реализуется в различных расстройствах (М. Перре и У. Бауманн, 1998).

1) Клиническая психология - самая человечная из всех психологий.

Цель клинической психологии - помогать страждущим людям, т.е. с человеком, который наиболее нуждается в помощи; имеет дело непосредственно с индивидом, с живым человеком. Занимается исследованием не видовых, а индивидуальных особенностей субъекта.

2) Клиническая психология - наиболее практически внедренная.

С момента зарождения клиническая психология привязана к практике. благодаря этому она получила наименьший ущерб в период гонений на психологию.

3) Для клинической психологии свойственна гармоничность развития практического и научно-теоретического аспектов.

Несмотря на то, что научно-теоретические основы зачастую шли за практической работой, они весьма разработаны. Первая лаборатория экспериментальной психологии была создана В.М. Бехтеревым и ориентирована на клиническую психологию.

4) Клиническая психология - дисциплина, жизненно важная для человека.

Знания клинической психологии, так как они связаны с конкретно-индивидуальными особенностями, позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе - в повседневном общении с окружающими людьми.

5) Клиническая психология - наиболее масштабная и приоритетная среди других психологических наук.

В мире клинические психологи составляют большинство среди психологов. Так, например, в США около 150000 психологов, из них 90000 - клинические психологи.

6) Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем и инициирует их решение:

- психика и сома (соотношение души и тела);

- структура психических функций;

- психология индивидуальных различий.

6) Клиническая психология - мультидисциплинарная наука.

Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии. Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.

КП представляет собой отрасль наиболее интенсивно развивающихся современных психологий. Она является не только фундаментальной наукой, но и признанной высоко ценимой в области профессиональной деятельности психологов.

Социальная значимость КП выражается в том, что в психологических ассоциациях различных стран мира Клинических Психологов насчитывается около 60%.

Зарубежные клинические психологи: Фрейд, Юнг, Корнер, Роджерс, Маслоу.

У истоков отечественной психологии стояли профессора Московского университета: Лурия и Зигарник. Последние годы в КП произошли значительные изменения. Это касается прежде всего предметной области. Сегодня КП нельзя рассматривать как сферу приложения профессионального психологического знания. Для решения чисто психологических проблем все более значимой областью работы клинического психолога становится его деятельность в сфере профилактики психических расстройств: Сохранение и продление психического здоровья граждан, продление их жизни и улучшение ее качества.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по разному понимаются специалистами и не однозначно освящены в учебниках. Общим является то, что медицинская психология занимает пограничную область между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

В большинстве стран употребляется термин не медицинская психология (МП), а КП. Именно в КП включается еще и терапия, психодиагностика, консультативная помощь, психогигиена, психологическая реабилитация, разделы дефектологии и психосоматики.

Согласно Платонову К.К. КП является частью МП. КП для него имеет прикладное значение и отвечает потребностям клиники, психологической, неврологической и соматической.

КП состоит из 4х разделов (по Платонову):

  • Патопсихология,
  • Психосоматика,
  • Нейропсихология,
  • Пограничное состояние.

В зависимости от характера решаемых задач существует 3 самостоятельных определения КП:

1. КП- это область профессиональной деятельности психолога направленная на охрану и укрепление здоровья человека.

Здесь психологические знания используются в целях профилактики заболевания, постановки диагноза, восстановления здоровья и трудовой адаптации больного.

2. КП- это область психологической науки изучающей частные и общие закономерности нарушения и восстановления психологической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития

указание на роль КП в решении общих психологических проблем содержится в третьем определении.

3.КП- это область теоретической психологии решающая

фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики в условиях измененной нарушенности психической деятельности.

Предмет МП и КП.

КП сформировалась в последние десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику. Прежде всего это признанные всем мировым психологическим сообществом такие отрасли как:

А также сформировавшиеся несколько позже психологии телесности:

  • Психосоматика
  • Психология аномального онтогенеза
  • Психологическая коррекция
  • Психология здоровья

В рамках этих дисциплин КП изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.

Роль психических факторов возникновения и преодоления различных недугов в укреплении здоровья подобно тому как общая психология изучает психику вообще, а дифференциальная психология изучает психику конкретного человека так и в МП по направленности психологических исследований на выявление общих закономерностей, либо на особенности конкретного больного выделяют общую и частную МП. Каждая из них имеет свой предмет и применяет присущие ей методы.

В нашей стране клиническая психология сформировалась в последние десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику. Прежде всего это признанные всем мировым психологическим сообществом такие области психологии, как нейропсихология и патопсихология, а также сформировавшиеся несколько позже психология телесности <психосоматика), психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья.

В рамках этих дисциплин клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья.

Подобно тому, как общая психология изучает психику вообще, а дифференциальная психология изучает психику данного конкретного человека, так и в медицинской психологии по направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) выделяют общую и частную медицинскую психологию. Каждая из них имеет свой предмет и применяет присущие ей методы. Общая медицинская психология включает следующие разделы:

1) особенности психики больного человека (временно измененной и болезненной), психологию врача (медицинского работника), психологию общения врача и пациента, психологическую атмосферу лечебно-профилактического учреждения;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) психологию индивидуальных различий (темперамент, характер, личность), их эволюцию (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы;

4) медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиену, психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни. Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного;

6) общую психотерапию.

Частная медицинская психология, как уже отмечалось, изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдаюших различными заболеваниями: сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и др.;

4) психику больных с сенсорными дефектами (слепота, глухота и т. п.);

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертиз;

6) психику больных, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости;

7) частную психотерапию.

3. История развития клинической психологии

Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

- Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге.

Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

- Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось.

- Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии.

Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета.

В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. В этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью. В 1907г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины.

В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919г вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция. В результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом, что определения самой клинической психологии еще не было.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Он решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавший в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии.

Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Сначала он, как и Крепелин, стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему подходу.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике. Крепелин был сторонником эмпирической клинической психологии, а Фрейд — приверженцем герменевтического научного подхода, нашедшего наиболее яркое выражение в глубинной психологии.

В России предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шаркен, П. Жане). В России патопсихологические исследования вели С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В.М. Бехтеревым в 1885г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.

Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, и другими.

Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В.П. Осипов, Г.Н. Вырубов, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б.Д. Карвасарский.

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А.Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков и др.);

нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

Психическое заболевание нарушает правильное отношение больного к обществу, изменяет его трудоспособность, лишает некоторых больных возможности пользоваться своими гражданскими правами и нести ответственность за совершенные действия. Врач-психиатр может привлекаться в качестве эксперта при решении вопросов о трудоспособности, дееспособности, уголовной вменяемости, годности к военной службе в отношении лиц, которые вызывают сомнение в состоянии их психического здоровья.

Трудовая экспертиза. Острые психические заболевания, которые влекут за собой госпитализацию больных, определяют временную утрату трудоспособности (больной получает больничный лист). Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащим врачом и врачебно-контрольной комиссией (ВКК) В их обязанность входит определение временной нетрудоспособности, изменение условий работы и перевод на более легкую работу. На инвалидность вследствие стойкой утраты трудоспособности переводятся больные, страдающие психическими заболеваниями, принявшими затянувшееся или хроническое течение, или болезнью с исходом в тот или иной тип стойкого дефекта или в слабоумие. Экспертиза трудоспособности психически больных проводится в большинстве случаев специализированными психиатрическими врачебно-экспертными комиссиями (ВТЭК), работающими на базе психоневрологических диспансеров и больниц. Состоит из врачей психиатров (один из них председатель). В обязанности ВТЭК входит определение потери трудоспособности (группы инвалидности) и причины инвалидности. ВТЭК также дает трудовые рекомендации относительно вида и условий работы, профессии для переобучения и лечебно-восстановительных мероприятий. В Белоруссии введены три группы инвалидности. Инвалидность устанавливается только при наличии затяжного, неблагоприятно текущего заболевания, резистентного ко всем известным мерам лечения или при наличии необратимого изменений психики, обнаруженного по выходе больного из острого периода болезни. Для экспертного заключения о нетрудоспособности недостаточно нозологического диагноза. Необходим также диагноз функциональный, отражающий динамику болезни и реальные трудовые возможности больного. ВТЭК может рекомендовать продолжение лечения и продлить сроки временной нетрудоспособности свыше 4-5 месяцев. У большинства инвалидов из числа психически больных заболевание носит прогредиентный характер и приводит к дефекту психики. В этих случаях группа инвалидности и социально-трудовые рекомендации могут изменяться в зависимости от стадии течения процесса.

Установлены следующие категории годности к воинской службе: Г — годен к воинской службе; ГО — годен к воинской службе с незначительными ограничениями; НГМ — ограниченно годен к воинской службе; ВН — временно негоден к воинской службе; НГИ — негоден к воинской службе. Лицам с легкими кратковременными психическими нарушениями вследствие органических поражений головного мозга, а также с умеренно выраженными астеническими состояниями при симптоматических психозах предоставляется отсрочка по призыву в армию от 6 до 12 мес. для прохождения лечения. Больные, единожды признанные негодными к воинской службе, остаются и далее в этой категории. Лица же, признанные ограниченно годными, проходят повторное переосвидетельствование каждые 2 - 3 года вплоть до окончания призывного возраста. Если в предшествующие десятилетия в приписное свидетельство и военный билет вносился номер статьи, по которой больной признавался негодным к воинской службе, то теперь в них указывается только категория годности, что позволяет сохранить врачебную тайну в отношении имеющегося у освидетельствованного психического заболевания.

При выявлении психических нарушений в период прохождения воинской службы проводится стационарная военная экспертиза на предмет досрочного освобождения от дальнейшего выполнения воинских обязанностей. Наибольший процент среди таких лиц приходится на больных с резидуально-органическими заболеваниями головного мозга, у которых в условиях несения воинской службы легко развиваются состояния декомпенсации.

Судебнопсихиатрическая экспертиза. В тех случаях, когда у суда или следствия возникает сомнение в отношении психического здоровья обвиняемого, назначают судебнопсихиатрическую экспертизу. Экспертами могут быть только врачи-психиатры. Заключение экспертизы содержит мнение специалистов, которое облегчая суду решение вопроса о вменяемости, но не является для него обязательным. В случае несогласия с экспертизой суд имеет право назначить повторную экспертизу. При судебнопсихиатрической экспертизе перед психиатрами ставят вопрос: может ли испытуемый нести ответственность за совершенное им правонарушение, т.е. был ли он вменяемым в момент совершения правонарушения, может ли он по своему состоянию в данное время предстать перед судом и отбывать наказание.

В Уголовном кодексе понятие невменяемости лиц сформулировано следующим образом: не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. В тех случаях, когда устанавливается наличие психического заболевания, его диагноз, эксперт должен определить, насколько психическое заболевание изменило личность больного и сделало его неспособным отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения преступления. Большие трудности при проведении экспертизы могут представлять случаи, когда правонарушение было совершено больным в период кратковременного расстройства психики (например, помрачение сознания, делирия). В этих случаях обычно ко времени производства экспертизы у испытуемых уже нет выраженных расстройств психической деятельности. Поэтому большое значение в данных случаях имеют материалы следственного дела, которые для эксперта являются объективными сведениями о поведении испытуемого в период совершения правонарушения. Если эти материалы недостаточны, эксперт имеет право вынести заключение о доследовании, т.е. о дополнительном опросе свидетелей. При признании испытуемого вменяемым обязанности экспертизы исчерпаны. При признании испытуемого невменяемым к нему применяют меры социальной защиты медицинского характера. Основной мерой является принудительное лечение. Оно назначается только судом. При этом дело прекращается, а признанного невменяемым направляют в психиатрическую больницу. На больницу возлагается ответственность за лечение больного и создание условий, предотвращающих побег принудительно лечимого. Выписка находящегося на принудительном лечении больного осуществляется комиссией врачей, которые составляют акт, указывающий, что в связи с улучшением психического состояния больного необходимость в принудительном лечении отпадает. Этот акт направляется в суд, который новым определением снимает принудительное лечение, и больной переходит на положение обычного пациента. Другой мерой медицинского характера в отношении психически больных, признанных невменяемыми, являются лечение в психиатрической больнице на общих основаниях или отдача на попечение родных и под диспансерное наблюдение врачей-психиатров. Эти меры применяются в отношении больных, не опасных для окружающих. Если испытуемый был вменяем в момент совершения правонарушения, а потом заболел психическим заболеванием и это заболевание не дает ему возможности предстать перед судом и нести наказание, вопрос решается в зависимости от характера заболевания. Если заболевание носит временный характер (например, острая реакция на стресс), то дело приостанавливают до выздоровления испытуемого и его направляют на лечение в больницу. После выздоровления дело возобновляют вновь. Если возникшее заболевание имеет хронический характер, то дело прекращают и к испытуемому применяют меры медицинского характера. Испытуемых, заболевших в период отбытия наказания хронической психической болезнью, также направляют на экспертизу и при установлении хронического психического заболевания освобождают от дальнейшего отбытия наказания: к ним применяют меры медицинского характера. Право назначения экспертизы предоставлено органам следствия, суда и администрации мест заключения. Ходатайствовать о проведении экспертизы могут родственники привлекаемого, сам правонарушитель, администрация учреждения, в котором он работал. Экспертиза может проводиться в амбулатории или в стационаре, специальными комиссиями, в камере у следователя и в зале судебного заседания. В редких случаях экспертиза проводится заочно, по материалам следственного дела. На экспертизу могут направлять свидетелей и потерпевших для определения их психического состояния на предмет возможности или невозможности давать показания на следствии и суде. По гражданским делам решению подлежит вопрос о дееспособности подэкспертного. Недееспособными, т. е. не могущими осуществлять свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности, признают тех психически больных, заболевание которых выражено в такой степени, что лишает их возможности рассудительно вести свои дела. Лиц, страдающих хроническим психотическим состоянием или обнаруживающих выраженную степень слабоумия, признают недееспособными. В случае необходимости оградить права и имущество недееспособного над ним назначают опекуна. Опекун назначается Исполнительным комитетом, наблюдение за деятельностью опекуна осуществляет психоневрологический диспансер, где состоит на учете психически больной. Критерии и границы состояния нетрудоспособности, невменяемости, недееспособности, негодности к военной службе не совпадают: больной, являющийся нетрудоспособным, может быть признан вменяемым и дееспособным. Больной, признанный трудоспособным может быть признан негодным к военной службе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: