Особенности формирования правового государства в туркменистане
Обновлено: 07.12.2023
Непременным условием становления государственности является создание ее правовой основы. Последнее предполагает развитие, совершенствование существующих и создание новых отраслей национального права. Формирование правовой системы Туркменистана, выразившееся в образовании эффективно функционирующей системы правоохранительных органов и принятии в соответствии с общепризнанными международными нормами законов, регулирующих различные сферы, началось с первых дней обретения государственного суверенитета.
Конституционное право занимает особое место в национальной правовой сфере любого государства. Это, в первую очередь, обусловлено верховенством Конституции – Основного Закона страны – в иерархии нормативно-правовых актов. Во-вторых, развитие остальных отраслей права непосредственно базируется на основополагающих принципах конституционного права.
Если говорить об особенностях туркменского конституционализма, то необходимо отметить, что 18 мая 1992 года первым на постсоветском пространстве высший законодательный орган Туркменистана принял Основной Закон страны, который отразил в себе многовековую мечту туркменского народа о независимом сильном государстве.
Другая особенность государственного строительства была определена стремлением туркменского народа жить в условиях мира, благополучия, добрососедства, созидания и прогресса, межнационального согласия и межконфессиональной толерантности, что явилось основой для становления Туркменистана демократическим, правовым, светским государством. Демократический характер государства в конституционном формате является правовой основой для осуществления власти народом. Кроме того, плюрализм в общественно-политической жизни также свидетельствует о постоянном демократическом развитии. Это выражается в принятии национальными парламентариями в 2012 году Закона Туркменистана «О политических партиях», создании и функционировании в стране наряду с Демократической партией Туркменистана Партии промышленников и предпринимателей, Аграрной партии, а также множества общественных объединений, являющихся неотъемлемыми элементами гражданского общества.
Правовой характер Туркменского государства обусловил один из основных конституционных принципов о верховенстве права, в соответствии с которым государство, все его органы и должностные лица связаны правом и конституционным строем. Конституция Туркменистана является Основным Законом государства. Законы и другие законодательные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. В связи с этим конституционным определением установлено, что нормы и положения Основного Закона имеют прямое действие.
Светский характер государства обеспечивает свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. В связи с этим важной конституционной нормой является отделение государства от религиозных организаций, которые не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования в Туркменистане также отделена от религиозных организаций и носит светский характер.
Положения основных законов государств, гарантирующих права и свободы человека, являются в международном сообществе ключевым критерием их гарантирования и обеспечения на национальном уровне. В Туркменистане человек объявлен высшей ценностью государства и общества. При этом в полной мере были приняты во внимание, более того, практически целиком интегрированы в Конституцию Туркменистана положения международного Билля о правах, включающего в себя нормы признаваемой нашей страной Всеобщей декларации прав человека, а также ратифицированных Меджлисом Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Несомненно, что важнейшей характеристикой любого государства, определяющей его цивилизованность и приверженность общепринятым международным стандартам, является конституционное структурирование системы государственной власти. Поэтому закономерно, что утвержденный Конституцией Туркменистана принцип разделения государственной власти на три ее ветви – законодательную, исполнительную, судебную, которые, действуя самостоятельно, уравновешивают друг друга, в этом аспекте является основополагающим.
Система органов государственной власти, построенная с учетом конституционного принципа ее разделения, призвана обеспечить прогрессивное развитие страны, всестороннее обеспечение прав и свобод человека, достойную интеграцию в международное сообщество. Утвердив осуществление в Туркменистане государственного правления в форме президентской республики, Основной Закон определяет Президента Туркменистана главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана, который выступает гарантом государственной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, его территориальной целостности, соблюдения Конституции и выполнения международных обязательств.
Общепризнанные нормы международного права в вопросе обеспечения прав и свобод человека особое внимание уделяют созданию и деятельности независимых судов. В соответствии с нормами международного права функционирование независимой судебной системы является одной из основных гарантий защиты прав человека. Конституцией Туркменистана установлено, что судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы. Гражданам гарантируется судебная защита чести и достоинства, личных и политических прав и свобод человека и гражданина. Заслуживающей особого внимания является конституционная норма о праве граждан обжаловать в суде решения и действия государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.
Важным элементом судопроизводства, предусмотренным Основным Законом, является осуществление правосудия на основе равенства и состязательности сторон. Вместе с тем, предоставляя гражданам право на судебную защиту, наряду с их правом на профессиональную юридическую помощь на любой стадии судопроизводства, Конституцией Туркменистана сторонам процесса также предоставляется и право на обжалование решений, приговоров судов.
Развитие государственного строительства, национальной экономики, международных отношений, создание основных государственных институтов, нормотворческая деятельность, а также правоприменительная практика во вновь образованных государствах не только допускают, а иногда настоятельно требуют своевременного (если не опережающего) законодательного реагирования и регулирования, гибкости правовых норм, в том числе конституционных. Поэтому является закономерным периодическое реформирование Основного Закона, связанное с общественно-политическими новациями международного и национального уровня, имеющими место в Туркменском государстве.
Первый этап кардинального реформирования Конституции Туркменистана имел место в 2008 году, в результате которого была принята ныне действующая редакция базового закона страны. Принимая во внимание «наращивание темпов осуществляемых в нашем независимом Отечестве социально-экономических преобразований и значительное расширение их масштабов», в мае прошлого года главой государства было принято решение о создании Конституционной комиссии по совершенствованию Конституции Туркменистана.
Основные цели проведения конституционных реформ были обозначены национальным лидером на заседании Кабинета Министров Туркменистана 16 мая 2014 года. Среди приоритетов, которые должны быть отражены в Конституции Туркменистана, Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым были определены значительное укрепление суверенитета государства, полный переход к рыночной экономике, совершенствование системы органов государственной власти, введение должности полномочного представителя по правам человека, повышение взаимной ответственности личности и государства.
На современном этапе государственного развития перед национальным парламентом, как и перед всем туркменским народом, поставлена задача совершенствования Основного Закона страны, идущей вперед по пути развития и процветания.
В реестре государственных, национальных праздников и памятных дат нашей страны 18 мая занимает особое место, так как — это День Конституции Туркменистана и Государственного флага Туркменистана. Конституция страны выражает общую волю народа, обладает наивысшей юридической силой и определяет общественное и государственное устройство, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и деятельности государственных органов, избирательную систему. Словом, Конституция закрепляет важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни туркменского общества и государства.
Конституция Туркменистана начинается знаменательными словами: «Мы, народ Туркменистана, основываясь на своём незыблемом праве на определение своей судьбы, исходя из ответственности за настоящую и будущую судьбу нашего Отечества. », то есть, Основной Закон - это выражение воли народа.
Провозгласив Туркменистан демократическим, правовым, светским государством, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики, Конституция закрепила конституционный статус народа как источника государственной власти и стала источником формирования национального законодательства.
В Основном Законе страны нашли своё отражение фундаментальные правовые положения о том, что Туркменистан как независимое государство обладает всей полнотой власти на всей территории, которая является единой и неделимой, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. В Конституции зафиксировано, что государство защищает независимость, суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй Туркменистана, обеспечивает законность и правопорядок, а постоянный нейтралитет Туркменистана признан основой его внутренней и внешней политики.
«Конституция Туркменистана имеет ключевое значение в упрочении политической, экономической, культурной, правовой базы нашего государства, во всесторонней защите и соблюдении прав человека, успешном осуществлении социально-экономических, правовых реформ», - подчёркивает Президент Гурбангулы Бердымухамедов.
В целях обеспечения в Туркменистане развития и совершенствования демократических и правовых основ государственности в 1995, 1999, 2003, 2005, 2006, 2008 и 2016 годах проведены конституционные реформы. Последнее дополнение в Основной Закон было внесено в октябре 2017 года на Совете старейшин Туркменистана и было связано с преобразованием Халк Маслахаты Туркменистана - высшего представительного органа, представляющего интересы всего народа. Одновременно был принят и Конституционный закон «О Халк Маслахаты Туркменистана».
Чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик: связанность государства правом, разделение властей, определённая система принципов, институтов и норм. Суть правового государства — именно в характере самой Конституции и законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета государства и личности.
Исходя из этого можно сказать, что Туркменистан - правовое государство, где обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Прошедшие 25 марта текущего года на широкой демократической основе всенародные выборы депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты и Генгешей наглядно продемонстрировали стремление туркменистанцев принимать активное участие в происходящих в стране демократических процессах.
Выступая на встрече с депутатами нового созыва Меджлиса Туркменистана, Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов отметил: «Наш девиз «Государство - для человека!» остаётся таковым и на ближайшую перспективу. В этом контексте приоритетной задачей депутатов Меджлиса Туркменистана нового созыва станет продолжение работы по формированию правовой базы наших грандиозных преобразований. В этой связи хочу также отметить, что нашими первоочередными задачами являются глубокий анализ ныне действующих правовых документов и принятие новых законов. Цель этих законодательных актов - дальнейшая модернизация правовой базы всемерного развития суверенной Отчизны на основе положений и норм, закреплённых в Конституции страны».
Особое внимание глава государства уделил вопросам законодательной поддержки экономических преобразований, совершенствованию законодательных актов, направленных на повышение эффективности национальной экономики и её активную интеграцию в систему глобальной экономики.
В этом плане важное значение приобретают вопросы сохранения высокого инвестиционного уровня, использования правовых механизмов для укрепления стабильности национальной экономики посредством совершенствования законодательных актов, касающихся бережного использования государственных средств, а также бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и инвестиционных вопросов. В контексте этих мер важна всемерная законодательная поддержка предпринимательских инициатив граждан, стимулирование частного предпринимательства, предоставление возможностей всем, кто намерен открыть своё дело.
Немаловажная задача - на прочной законодательной базе поощрять открытие современных предприятий разных форм собственности с дальнейшим прямым инвестированием, оснащённых высокотехнологичным оборудованием, и создавать для инвесторов наиболее благоприятные организационно-правовые условия.
Ещё в XVIII веке французский учёный-энциклопедист Жан Лерон Д'Аламбер писал: «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». В соответствии с общепризнанными нормами международного права в нашей стране права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются Конституцией и законами. Эти права и свободы неприкосновенны и неотчуждаемы. Они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно Основному Закону в Туркменистане осуществление прав и свобод каждого человека не должно нарушать права и свободы других лиц, а также нормы морали, требования закона, общественного порядка, причинять ущерб национальной безопасности.
В туркменском обществе каждый человек имеет право на защиту чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Туркменистана.
В Конституции закреплены право на труд, выбор профессии, отдых, жильё, благоприятную окружающую среду, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом. Граждане страны имеют право защищать через суд свои политические, экономические, социальные права и свободы. Государство также равным образом защищает как государственную, так и частную собственность.
Поэтому мы сегодня говорим о том, что современное Туркменское государство — это правовое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, отвечающие самым высоким международным стандартам, в том числе и участие народа в осуществлении власти непосредственно или через представителей. А это, в свою очередь, свидетельствует о достаточно высоком уровне правовой и политической культуры туркменистанцев, активно формирующемся в Туркменистане гражданском обществе.
Этому во многом способствует решительная и непримиримая борьба с коррупцией, реально укрепляющая доверие народа к государственной власти и государственным служащим, которые должны обладать высокими нравственными и деловыми качествами. Эти требования предусматривают соблюдение каждым госслужащим принятых в нашем обществе этических норм, выполнения обязанностей и установленных правил поведения. По словам лидера нации Гурбангулы Бердымухамедова, они должны добросовестно служить стране и народу, направив все свои силы, знания и опыт на эффективное исполнение должностных обязанностей,
Говоря о Конституции Туркменистана вполне уместно будет привести и следующие слова главы государства: «Ныне стали явью мудрые слова туркменского народа о том, что человека узнают по поступкам, а страну - по Флагу». В соответствии с Основным Законом страны символами Туркменистана как суверенного государства являются его Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Поэтому очень мудрой и дальновидной является инициатива лидера нации о праздновании 18 мая Дня Конституции Туркменистана и Государственного флага Туркменистана. Как подчёркивает Президент Гурбангулы Бердымухамедов, история происхождения флага Туркменского государства уходит корнями в глубь тысячелетий, и в эпоху могущества и счастья зелёный стяг, являющийся символом независимости, мирной и сплочённой жизни, стал величайшей национальной святыней.
И это поистине так. Сегодня сердце каждого гражданина нашей страны наполняется законной гордостью, когда торжественно под звуки гимна поднимается Государственный флаг Туркменистана. Особенно красивы наши города, посёлки и сёла в дни государственных и национальных праздников. Тысячи и тысячи зелёных стягов взмывают ввысь, заявляя всем о том, что на земном шаре существует единственное в мире государство, статус постоянного нейтралитета которого был официально признан Организацией Объединённых Наций.
2022-nji ýylyň 15-nji iýulynda Türkmenistanyň DIM-niň binasynda Daşary işler ministriniň orunbasary Wepa Hajiýewiň BMG-niň Syýasy we parahatçylyk gurluşyk meseleleri boýunça departamentiniň wekili Swetlana Galkina bilen duşuşygy geçirildi.
Marynyň «Röwşen» aýakgap öndürýän kärhanasynda kiçi ýaşly mekdep okuwçylary üçin on müň jübüt aýakgap öndürildi. Bu önümler aýakgap öndürijileriň yglan eden möwsümleýin çäresiniň çäklerinde ýerleşdiriler.
Türkmenistanyň Döwlet şekillendiriş sungaty muzeýi ýurdumyzda bellenilýän baýramçylyklarda we belli senelerde türkmen suratkeşleriniň işleriniň sergisini guramak işlerini yzygiderli alyp barýar. Şeýle sergilerde köplenç suratkeş Nikolaý Çerwýakowyň eserleri hem goýulýar.
Türkmenistanyň demirgazygynda suwly - emulsiýa reňkini we kafel ýelimini öndürjek ilkinji kärhananyň gurluşygy tamamlanyp barýar.
Futzal boýunça ýurdumyzyň çempionlygy ugrunda 8 topar bäsleşýär. Olardan – «Köpetdag», «Gümrükçi», «Senagatbank» we «Mlli goşun» - Aşgabada, TNGZT hem-de Türkmenbaşy şäheriniň «Deňizçi» toparlary Balkan welaýatyna, «Ahal» we «Daşoguz» degişlilikde Ahal we Daşoguz wealýatlaryna wekilçilik edýärler.
В скором времени мы станем свидетелями поистине исторического события. На предстоящем в этом году в Ашхабаде Совете старейшин депутатам Меджлиса предстоит принять новую редакцию Конституции Туркменистана, проект которой вынесен сейчас на всенародное обсуждение.
Конституцию не случайно называют Основным законом страны. Она обладает высшей юридической силой, закрепляет политическую и экономическую систему государства, устанавливает принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, а также основные права, свободы и обязанности граждан. Конституция несет в себе огромный созидательный потенциал, отражая приоритеты общества, он служит их реальному воплощению в жизнь.
Подготовка новой редакции Конституции страны – важный и ответственный момент в общей стратегии комплексной модернизации страны. Главная цель конституционной реформы - привести наш Основной Закон в соответствие с международными стандартами и требованиями времени. В данном направлении проделана большая работа. От граждан страны – специалистов в области права, уважаемых старейшин, от коллективов предприятий и учреждений, политических и общественных организаций поступило и продолжает поступать множество предложений по совершенствованию Основного Закона. Эти предложения всесторонне рассматриваются в рабочих группах, созданных в национальном парламенте и Конституционной комиссии Туркменистана.
Выступая на состоявшемся 2 февраля заседании Конституционной комиссии, в своей программной речи Президент Гурбангулы Бердымухамедов подробно остановился на приоритетных целях и задачах дальнейшего реформирования Основного Закона государства. Как подчеркнул лидер нации, в международных отношениях Туркменистан проводит политику позитивного нейтралитета. Правовой статус постоянного нейтралитета нашего суверенного государства был дважды признан Резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
«Мы намерены придать особую значимость этим историческим Резолюциям, более четко отразив в Конституции статус постоянного нейтралитета нашей страны», – сказал глава государства.
Конституция провозгласила Туркменистан демократическим, правовым и светским государством, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики (Статья 1). Демократия – это такая организация общества, при которой все социальные слои населения и каждый член общества имеют возможность свободно выражать свои мысли и участвовать в управлении государственными и общественными делами.
Правовое государство и истинная демократия неотделимы от сильной государственной власти, развития прав и свобод граждан и усиления их гарантий. В нашей стране признаются политическое многообразие и многопартийность, свобода религий и вероисповедания, их равенство перед законом. (Ст.17 и 18). Государственным языком Туркменистана является туркменский язык. Наряду с этим, всем гражданам Туркменистана гарантируется право пользования родным языком (Ст.21).
«В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек. Защита, поддержка человека и служение ему являются главными задачами органов государственной власти. Государство ответственно перед каждым гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина», - говорится в Статье 4 проекта новой редакции Конституции.
Забота о человеке, благополучии граждан – стержневой элемент туркменского общества, основной приоритет политики, проводимой Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. В Конституции Туркменистана это подробно изложено в Разделе П. «Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Туркменистане». В частности, государство гарантирует право на труд, отдых, жилье, образование, охрану здоровья, включая бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения, а также право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы и по иным законным основаниям.
Основой экономического процветания Туркменистана, залогом его динамичного развития, осуществления широкомасштабных социальных программ служат богатейшие природные ресурсы. Сохранить их для будущих поколений, обеспечить экологическую безопасность окружающей среды, как важнейшего фактора, обеспечивающего здоровье и долголетие людям – на это нацелена статья 53.
Конституционные правовые основы системы органов управления Туркменистана, а именно, полномочия, права и обязанности Президента, Меджлиса, Кабинета Министров, судебных органов и органов местной власти определены в статьях III раздела Конституции.
В целом, в проекте новой редакции Основного Закона 143 статьи, включающие в себя конкретные нормы, из них 28 – новые статьи, а 80 – это статьи, в которые добавлены новые нормы, или измененные.
Усовершенствованная Конституция Туркменистана, основанная на демократических принципах и вбирающая в себя лучший мировой опыт в данной сфере, будет служить надежной основой дальнейшего успешного развития нашего государства и общества, обеспечения благополучной жизни туркменского народа.
Фото: centralasia.news
Политический аналитик электронного издания CentralAsia.news доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Туркменистана Мурад Хаитов рассказал об изменениях Конституции страны.
Национальная модель
Конституция независимого Туркменистана была принята 18 мая 1992 года, в этом году ей исполнилось ровно 30 лет. За эти годы кардинально изменилась страна, обновилось национальное законодательство – были принят современные законы и правовые акты, способствовавшие развитию государственных и общественных институтов. Туркменистан за годы независимости достиг серьезных успехов в установлении внешнеполитических контактов и занял достойное место в мировом сообществе.
«Отечественный опыт позволяет утверждать, что Конституция Туркменистана является результатом единения народа для достижения национального согласия. Общественно-политическое согласие туркменского народа 18 мая 1992 года получило свое выражение при выборе современной модели развития национальной государственности, основанной на исторических истоках, и посредством закрепления принципов организации и функционирования публично-властных институтов, их ориентации на достижение ряда конституционно-значимых целей».
Конституция государства закрепляет достигнутый уровень общественных отношений на момент своего принятия. Каждая новая ступень развития государства отражается на развитии и преобразовании его Основного закона. Развитие Туркменистана отличается наличием исторически сложившихся институтов власти, выражения народной воли и соответствует доктрине конституционной идентичности.
«Конституция Туркменистана как правовое явление, закрепляя основы организации и функционирования публично-властных институтов, взаимодействия общества и государства, в то же время является необходимым политико-юридическим инструментом, отражающим свою модель конституционного устройства и иных жизненно важных вопросов государственного и общественного строительства».
Этапы модернизации
Конституция Туркменистана формировалась в сложный переходный период формирования государства. Несмотря ни на что, стране удалось создать гибкий политико-правовой документ, сохранивший актуальность, национальную самобытность и традиционные формы народовластия. Несмотря на изменения, Конституция доказала свою жизнеспособность и состоятельность без кардинальной смены механизмов своей работы и внесла существенный вклад в стабильность внутриполитической и экономической ситуации.
«Известно, что будущее коренится в прошлом и настоящем. В процессе своей эволюции Конституция Туркменистана пережила несколько этапов. За прошедшие годы государственно-правовое развитие Туркменистана пережило несколько этапов конституционных реформ, в 1995, 2003, 2005, 2006, 2008, 2016, 2017 и 2020 годах. Каждая из них обусловила кардинальные изменениями в социально-экономической и политической областях, внеся значительный вклад в развитие страны».
В 1995 году в связи с провозглашением постоянного Нейтралитета Туркменистана в Конституцию была внесена соответствующая поправка на основе Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН, принятой 12 декабря 1995 года. В 2003 году в Конституцию были внесены положения о Халк Маслахаты велаятов, этрапов и городов.
В 2008 году в ходе конституционной реформы был преобразован Халк Маслахаты, чьи функции были перераспределены между законодательной и исполнительной властью. В ходе следующей конституционной реформы, 2016 года, были внесены изменения во втором разделе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», также появился новый раздел VII «Экономика и финансово-кредитная система». Объем обновленной Конституции составил 142 статьи.
Новая платформа парламентаризма
Важным этапом становления современной туркменской государственности стал прошлый год, когда были реализованы задачи конституционной реформы, инициированной Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. Благодаря этой реформе впервые были внесены изменения в парламентскую систему страны и совершен переход к двухпалатной структуре парламента.
«За 30 лет своего действия Конституция Туркменистана также сделала значительный шаг вперёд в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она отражает не то, что уже существует в реальности, а то, по какому пути в перспективе должен развиваться Туркменистан».
Автор статьи

Читайте также:
- Судити суд истинен и нелицемерен кто сказал
- Чем руководствуются суды при применении аналогии права в семейных отношениях тест с ответами
- Наблюдение и анкетирование в методологии государства и права относятся к методу
- По результатам проверки в какой срок возможно обжалование в суд решения контрольно надзорных органов
- Мировой суд текстильщики какой участок