Особенности финансирования публично правовых компаний государственных корпораций и компаний

Обновлено: 02.02.2023

В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация созда­ется на основании федерального закона (ст. 7.1).

Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т. е. в интересах всего общества.

Особенности административно-правового статуса государст­венных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.

Органы управления государственных корпораций по многим сво­им параметрам (определению правового статуса, порядка образова­ния, состава, взаимодействия, характеру полномочий и т.д.) не име­ют своих аналогов в системе государственных органов.

Органами управления государственной корпорации являются:

· наблюдательный совет — высший орган управления;

· правле­ние — коллегиальный исполнительный орган;

· генеральный ди­ректор (президент корпорации «Олимпстрой») — единоличный ис­полнительный орган;

· ревизионная комиссия — орган внутреннего финансового контроля корпорации.

Их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т. д., причем каждого из них, определены ФЗ о соот­ветствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравне­нию с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус ФОИВ.

На них возложено осу­ществление публично-правовых полномочий (например, управление принадлежащей им собственностью и др.) и частно-правовых полно­мочии (юридического лица), предоставленных корпорации в целом. Они призваны обеспечить единство управления корпорации - генеральный дирек­тор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельно­стью.

Органы корпораций должны быть отнесены к государственным органам корпо­раций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые це­лями деятельности корпораций. В законах порядок фор­ мирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации.

В законах имеются нормы, предусма­ тривающие особенности организации управления соответствующей корпорации: функции, полномочия и порядок деятель­ности всех органов управления корпорации «Росатом» определяются законом о данной корпорации, а корпорации «Роснанотех» — толь­ко наблюдательного совета, других же ее органов они определяют­ся, кроме того, положениями о них, утверждаемыми наблюдатель­ным советом на основе Закона о корпорации. Члены наблюдательного совета «Ростехнологии» назначаются Президен­том РФ, «Роснанотех» — Правительством РФ. Имеются различия в количественном составе наблюдательного совета, правления, пра­ вовом положении их членов; не во всех корпорациях предусмотрено создание научно-технического совета в статусе консультативного ор­ гана и т. д.

В управленческом аспекте существенными особенностями обла­дает корпорация «Росатом»:

уполномоченный ор­ган управления использованием атомной энергии, наделенный полномочиями от имени РФ осуществлять го­сударственное управление использованием атомной энергии, госу­дарственное управление при осуществлении деятельности, связан­ной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атом­ной энергии.

«Росатом» наделен широкими полномочиями и функ­циями в области государственного управления использованием атом­ной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Издаваемые корпорацией норма­тивные правовые акты являются обязательными для федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц (п. 4 ст. 8 Закона).

На корпорацию возложены функции «оказания госу­дарственных услуг, управления имуществом в области использова­ния атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейно­го комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопас­ности, нераспространения ядерных материалов и технологий, разви­тия атомной науки, техники и профессионального образования, осу­ществления международного сотрудничества в этой области» (ст. 4 Закона). Следовательно корпорация осущ отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.

«Росатому» предоставлены отдельные полно­мочия в области защиты государственной тайны, которые могут при­надлежать только органам государственной власти.

Росатом наделен рядом публичных полномочий, связанных с обеспечением особо­го режима безопасного функционирования атомных объектов, ли­цензированием, связанным с использованием ядерных материалов и проведением работ по использованию атомной энергии.

Но! корпорация как единый субъект права не является государственным органом. Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют ее органы управления.

Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет особенности:

Наблюдательный совет корпорации формируется Президен­том РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного со­вета. 9 членов: 8 — представители Президента РФ и Правительства РФ и генеральный директор корпо­рации по должности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Исключительные полномочия (утверждение основных направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности корпорации на очеред­ной год; одобрение проекта программы деятельности корпорации на долгосрочный период и направление его в Правительство РФ; ут­верждение финансового плана деятельности корпорации на не менее чем трехлетний период; утверждение годового отчета корпорации и направление его в Правительство РФ и т.д. ) на­блюдательного совета, закрепленные в ст. 24 Закона, не могут быть переданы другим органам корпорации. НО перечень полномочий наблюдательного совета, данный в ст. 24 является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Его изме­нение возможно лишь законом.

Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он присут­ствует на заседаниях Правительства РФ, приглашается на заседания ФОИВ, органов государст­венной власти субъектов РФ. Осущ руководство текущей дея­тельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным ор­ганом, он действует от имени корпорации и представляет без дове­ренности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.

Генеральный директор возглавляет правление корпорации, орга­низует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.

· представление на утверждение наблю­дательного совета финансового плана деятельности корпорации;

· ут­верждение директив представителям корпорации в советах директо­ров (наблюдательных советах) акционерных обществ корпорации.

· право назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей, распределять обязанности между ними; утверждать организационную структуру корпорации;

· прини­мать решения о создании филиалов, об открытии представительств и о создании учреждений корпорации и утверждать положения о них либо их уставы.

· решает многие вопросы, связан­ные с приемом и увольнением работников, оплатой их труда и др.

· издает приказы, положения, инструкции и рас­поряжения по вопросам деятельности корпорации.

Правление корпорации образуется в составе генерального дирек­тора, являющегося его членом по должности, и других членов (назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генераль­ного директора и работают в корпорации на постоянной основе). Деятельностью правления руководит генеральный директор корпо­рации.

· представление на утверждение наблюда­тельного совета предложения по основным направлениям деятель­ности и финансово-экономическим показателям деятельности кор­порации на очередной год;

· разработка проектов программы деятель­ности корпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности корпорации;

· подготовка предложений о направлении использования прибыли корпорации;

· создании филиалов и откры­тии представительств и создании учреждений корпорации и др.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.




Любая организация является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают источники финансирования организации.

Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.

Функционирование финансов предприятий связано с движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.

Различные источники могут быть использованы для долгосрочного и краткосрочного финансирования (таблица 1).

Источники капитала для долгосрочного и краткосрочного финансирования [3]

Субъект, предоставляющий источник финансирования

Виды источников долгосрочного финансирования

Виды источников краткосрочного финансирования

Краткосрочная финансовая помощь предприятию

Долгосрочный банковский кредит

Краткосрочный банковский кредит

Юридические лица — поставщики

Вексельный кредит на покупку оборудования

Вексельный кредит на покупку сырья

Кредиторы фондового рынка

Инвестиционный налоговый кредит

Выбор источников финансирования и их структура формируется под влиянием ряда внутренних и внешних факторов.

Одним из важнейших факторов формирования источников финансирования являются средства государства. В этом случае говорят о корпорациях с государственным участием.

Создание правительствами специализированных структур (корпораций с государственным участием) с целью решения крупных социально- экономических задач, требующих государственного вмешательства, широко распространено во многих, как развитых, так и развивающихся странах. В диапазон целевых направлений корпораций с государственным участием включаются как коммерческие, так и некоммерческие цели, а именно, занятость населения, финансирование социальной сферы, деятельность в социально важных отраслях производства, в том числе убыточных.

Зачастую, создание государством крупных корпоративных структур осуществляется с целью поддержки и развития тех сфер экономики, которые не являются привлекательными для инвестирования в долгосрочной и краткосрочной перспективе для бизнеса, что в целом имеет негативные последствия для социально-экономической сферы страны. Функциональное назначение корпораций с государственным участием является весьма разнообразным: начиная с реализации отдельных программ, инновационных и инвестиционных проектов, осуществления содействия отдельным предприятиям в определенных сферах деятельности до управления комплексом предприятий и отраслями.

С помощью корпораций с государственным участием государство объединяет свои активы для того, чтобы они стали работать эффективнее. Статус государственной корпорации дает возможность, с одной стороны, за счет полученного в собственность имущества, осуществлять представление интересов государства, а с другой — становиться учредителем других акционерных обществ, осуществлять покупку акций, управление государственными пакетами акций, т. е. осуществлять предпринимательскую деятельность как полноправному участнику рынка.

Государственная корпорация выступает специально созданным государством органом управления денежными ресурсами, имеющими строго целевую, социальную направленность.

Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность, направленную на прямое извлечение прибыли (ограничений на которую практически не устанавливается). В данном случае управление превращается в хозяйственную деятельность, а государственная корпорация, с одной стороны, будет управлять ею, а с другой, выступать связующим звеном между государством и обществом. При этом корпорации с государственным участием, в отличие от частных структур, могут рассчитывать на дополнительную поддержку государства для приобретения, например, нужных активов или обеспечения продвижения на рынки.

Государственные корпорации, являясь масштабными программами капиталовложений, используя рынок капитала, как механизм привлечения инвестиций, могут удовлетворить стратегические потребности субъектов экономики в капитале, поскольку имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций.

Кроме того, государственные корпорации могут мобилизовать и частный капитал, который мог бы сотрудничать с государственным на вполне рыночных началах, но в направлениях, определяемых властями.

Одним из наиболее ярких примеров осуществления финансирования корпораций с государственным участием является ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.

Компания была создана путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2003 году. В процессе приватизации был создан единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО «РЖД». Единственным акционером компании является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, первоначальное финансирование деятельности ОАО «РЖД» российским правительством осуществлялось путем наделения компании имуществом.

Имущество Компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 предприятий федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. На основе сводного передаточного акта Компании были переданы все права и обязательства реорганизуемых организаций.

В настоящее время финансирование Компании осуществляется за счет собственных средств, кредитных и привлеченных средств, а также средств, получаемых из государственного бюджета. В целом динамика и структура источников финансирования ОАО «РЖД» представлена в таблице 2.


Статья посвящена вопросу сущности такого субъекта российской правовой системы, как государственные корпорации. Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие деятельность каждого конкретного субъекта, выводят государственные корпорации за рамки гражданского права и оборота, делая их уникальным правовым явлением.

Ключевая особенность рассматриваемой категории юридических лиц, имеющая место в общих нормах закона, заключается в том, что регулирование каждой конкретной государственной корпорации и государственной компании регулируется отдельным федеральным законом, в соответствии с которым создаются указанные юридические лица.

Отсюда исключительность государственной корпорации и государственной компании как юридических лиц. В данном случае нельзя признать их абстрагированными организационно-правовыми нормами. По своей сути, речь идёт об особой аккумуляции государственного капитала, а иногда и создание особого субъекта, обладающего публично-правовыми полномочиями.

Особенно ярко эта особенность государственных корпораций проявляется в случае госкорпорации «Росатом». Так, ФЗ «О Росатоме», устанавливает целый спектр полномочий публично-правового характера. По этому поводу Д. Г. Биченов и В. В. Колобов пишут следующее: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти. В силу ст. 8 указанного закона Росатом принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории РФ акты органов власти РФ и бывшего СССР. …Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст.ст. 7–14 указанного Закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу, данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти. При этом властные полномочия осуществляются Росатомом в отношении других участников рынка — субъектов гражданского права (ст.ст. 23, 33, 38–40 названного Закона)» [1].

Госкорпорации имеют привилегированное положение и исключены из-под действия норм антимонопольного законодательства в части запрещения на ограничивающие конкуренцию нормативные акты, что установлено п. 3 с. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Анализируя положение иных госкорпораций, в научной литературе можно встретить следующие выводы и предложения: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти…фонд… хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций» [2].

Соглашаясь с тем, что государственные корпорации являются особыми субъектами, выходящими за рамки такого института гражданского права, как юридические лица, представляется, что ограничение государства в части возможности создания новых госкорпораций недопустимо, как и изменение статуса уже существующих госкорпораций. Оценка необходимости создания подобных правовых субъектов, а также их функционирования выходит за рамки гражданского права, потому при их изучении невозможно основываться только на положениях данной отрасли права и науки, как и исключительно положениях корпоративного права.

В свою очередь, О. С. Ивашкина пишет следующее: «Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация — юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты» [3].

В данном случае, соглашаясь, что госкорпорации, фактически, не являются корпорациями, следует отметить, что попытка втиснуть госкорпорации в рамки гражданско-правового института юридических лиц является некорректной.

Следует признать, что в данном случае в отечественном правопорядке создан особый субъект, место которого в главе 5 ГК РФ, наряду с прочими публично-правовыми образованиями.

Данный факт подтверждается тем, что госкорпорации могут обладать и отдельные из них обладают целым перечнем прав публично-правового характера, имеют исключительное положение в части антимонопольного законодательства. Более того, тот факт, что создание госкорпорации обусловлено актом публичного права — отдельным законом, ещё более обособляет данный субъект от института юридических лиц. Таким образом, госкорпорации и, потенциально, госкомпании, следует признать особыми субъектами гражданского права.

Основные термины (генерируются автоматически): госкорпорация, Государственная корпорация, государственная власть, антимонопольное законодательство, государственная компания, исключительное положение, корпорация, особый субъект, публично-правовой характер, юридическое лицо.


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.

Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ па основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций [6].

Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается. Учредителем корпорации является РФ в лице Федерального собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации. Закон о создании корпорации фактически выступает в роли учредительного документа государственной корпорации. В настоящее время созданы следующие государственные корпорации [10]:

1. Государственная корпорация по атомной энергии Росатом;

2. Государственная корпорация Ростехнологии;

3. Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

4. Государственная корпорация Олимпстрой;

5. Государственная корпорация Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

6. Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов.

Государственные корпорации наделяются специальными функциями и рядом преимуществ: возможностью заниматься лицензируемой деятельностью без лицензии, неприменимостью процедуры банкротства, отсутствием устава. Госкорпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Имущество государственной корпорации формируется также за счет:

- доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

- регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством РФ, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности федерального и иного имущества, передаваемого госкорпорации в ходе ведения ее деятельности и др.

Корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных Законом о создании корпорации. Так как РФ является единственным учредителем госкорпорации, то государство может в любой момент ликвидировать ее, вернув все имущество обратно. Статус государственной корпорации позволяет ей, с одной стороны, представлять интересы государства, а с другой — выступать учредителем акционерных обществ и, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

В связи с неэффективной деятельностью госкорпораций Правительство РФ должно выработать предложения об их преобразовании. Имущество, переданное РФ государственной корпорации, является ее собственностью и автоматически вычеркивается из реестра госсобственности. Расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами государственного финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям. Полностью отсутствует парламентский контроль.

Многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствуют арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Неясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса. Необходимо усилить государственный контроль за деятельностью госкорпораций и привести их деятельность в рамки четкого правового поля либо проводить финансирование важных госу­дарственных задач программно-целевым методом [10].

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления [6]. Государственная компания создается на основании федерального закона. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании. К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

- утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (стратегии);

- утверждение системы оплаты труда, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

- определение порядка использования прибыли;

- принятие решения о передаче части имущества в государственную казну РФ.

Инвестирование временно свободных средств государственной компании осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство РФ вправе установить их перечень, порядок и условия инвестирования, механизмы контроля над инвестированием, порядок совершения сделок по ним. Предельный объем инвестируемых временно свободных средств определяются высшим органом управления государственной компании.

В настоящее время создана единственная государственная компания — Российские автомобильные дороги. Цель ее деятельности — оказание государственных услуг и выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог, переданных компании в доверительное управление, увеличение их пропускной способности, обеспечение движения по ним, повышение качества услуг, оказываемых пользователям этих дорог, развитие объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос [12].

Имущество Государственной компании Российские автомобильные дороги формируется за счет имущественных взносов РФ, доходов, полученных от использования этого имущества и осуществления деятельности компании за исключением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, иных не запрещенных законом источников. Имущество государственной компании является ее собственностью.

Доходы компания должна получать от деятельности по доверительному управлению (за исключением платы за проезд транспортных средств по автомобильным порогам компании, остающейся в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением, полномочия концедента по которому осуществляет компания), от передачи в субаренду земельных участков и от участия в коммерческих организациях. Тем не менее, создание госкомпании приводит к появлению на рынке большого монополиста, а, следовательно — к ограничению конкуренции. Государство в лице высших структур власти и контролирующих органов должно осуществлять постоянный мониторинг и контроль за деятельностью госкомпании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: