Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов

Обновлено: 02.10.2022

1. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - организация, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах")*(459).

Особенности правового регулирования банкротства НПФ проявляются в основаниях применения мер предупреждения их банкротства, особенностях рассмотрения дел о банкротстве НПФ и процедурах, применяемых к ним в деле о банкротстве. Рассматриваемые особенности объясняются необходимостью специальной защиты прав и законных интересов кредиторов НПФ.

Правила о банкротстве НПФ дифференцированы в зависимости от вида деятельности, осуществляемого НПФ: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению; деятельность по обязательному пенсионному страхованию; совмещение деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

К отношениям банкротства НПФ применяются общие нормы Закона о банкротстве, включая общие нормы о банкротстве финансовых организаций (§ 4 гл. IX Закона о банкротстве), с особенностями, установленными ст. 186.2-186.11, 187.2-187.12 Закона о банкротстве. При этом банкротство НПФ, осуществляющих одновременно деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, осуществляется в порядке, установленном ст. 187.1-187.12 Закона о банкротстве, а положения ст. 186.4-186.10 Закона о банкротстве применяются к банкротству указанных фондов, если ст. 187.2-187.12 Закона о банкротстве не установлены иные правила.

2. Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, сводятся к следующему. В случае введения в отношении НПФ процедуры наблюдения временный управляющий выявляет обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению и учитывает их в реестре требований кредиторов.

В случае признания НПФ банкротом и введения в отношении него конкурсного производства конкурсный управляющий: уведомляет об этом вкладчиков и участников; определяет обязательства по пенсионным договорам; определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности; определяет рыночную стоимость активов, составляющих пенсионные резервы, а также иных активов НПФ.

В течение 6 месяцев со дня введения конкурсного производства конкурсный управляющий обеспечивает:

1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;

2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ в соответствии со ст. 186.9 Закона о банкротстве.

Формирование конкурсной массы и продажа имущества НПФ осуществляются с учетом правил ст. 186.10-186.11 Закона о банкротстве. В частности, не допускается продажа предприятия и замещение активов НПФ. Что касается продажи имущества НПФ, в которое размещены средства пенсионных резервов, то все операции с ним подлежат учету специализированным депозитарием в порядке, установленном Банком России. Ценные бумаги, принадлежащие НПФ и допущенные к организованным торгам, подлежат продаже на указанных торгах.

Конкурсный управляющий обязан использовать отдельные специальные банковские счета должника для зачисления средств пенсионных резервов (которые не включаются в конкурсную массу) и средств, составляющих конкурсную массу НПФ.

Со специального банковского счета, на котором находятся средства пенсионных резервов, осуществляются выплаты выкупных сумм вкладчикам, участникам НПФ в соответствии с пенсионным договором. Обязательства перед вкладчиками удовлетворяются за счет средств пенсионных резервов в следующем порядке:

- в первую очередь - требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии путем выделения из состава пенсионных резервов активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных обязательств;

- во вторую очередь - требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок;

- в третью очередь - требования вкладчиков и участников НПФ - физических лиц;

- в четвертую очередь - требования вкладчиков НПФ - юридических лиц;

- в пятую очередь - требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

С основного счета должника - НПФ, на котором находятся средства, составляющие конкурсную массу НПФ, осуществляются выплаты кредиторам в следующей очередности (ст. 186.8 Закона о банкротстве).

В составе требований кредиторов первой очереди подлежат удовлетворению:

1) требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов в порядке, установленном подп. 1 п. 1 ст. 186.7 Закона о банкротстве;

2) требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующей очередности:

1) не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков, участников НПФ - физических лиц;

2) не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков НПФ - юридических лиц;

3) требования иных кредиторов.

3. Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, предусмотрены ст. 187.2-187.12 Закона о банкротстве и в основном сводятся к следующему. При рассмотрении дела о банкротстве указанного НПФ процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения не применяются.

Конкурсное производство вводится сроком на 1 год и может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. Конкурсным управляющим в деле о банкротстве НПФ является Агентство по страхованию вкладов.

Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами НПФ, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 187.11 Закона о банкротстве. В Агентстве по страхованию вкладов открываются счета должника, с которых осуществляются расчеты с застрахованными лицами и их правопреемниками, а также другими кредиторами НПФ.

Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:

- в первую очередь - требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;

- во вторую очередь - требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в Пенсионный фонд РФ средств пенсионных накоплений;

- в третью очередь - требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Если средств пенсионных накоплений недостаточно для удовлетворения указанных требований, такие требования в неудовлетворенной части подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в следующем порядке:

- в составе требований кредиторов первой очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения, требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств;

- в составе требований кредиторов третьей очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Многие граждане перевели накопительную часть пенсии из ПФР в негосударственный пенсионный фонд в надежде на то, что в будущем за счет инвестирования сумма вложенных пенсионных средств увеличится. Вместе с тем существует риск банкротства НПФ, что может привести к потере накоплений. Разберем, какие особенности банкротства НПФ предусмотрены законодательством, как проходит банкротство фонда и какие последствия наступают. Также рассмотрим, что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится и что делать вкладчикам в случае банкротства.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – это организация, которая занимается страховой деятельностью по обязательному пенсионному страхованию с целью увеличения пенсионных накоплений граждан за чет инвестиций.

Фонды занимаются своей деятельностью на основании лицензии, выданной Центральным банком. Обычно банкротству организации предшествует отзыв лицензии по причине выявления нарушений, отрицательного баланса активов.

Необходимо следить за тем, какую отчетность публикует НПФ. Это позволит своевременно заметить признаки возможного банкротства:

  • отсутствие доходности на пенсионном счете;
  • слишком высокая доходность с использованием рискованной инвестиционной стратегии;
  • снижение рейтинга НПФ.

НПФ признается банкротом, если имеется подтвержденная судебными актами задолженность в размере от 100 000 руб., которая не погашена в течение 14 дней со дня наступления обязательства по выплате долга из-за отсутствия активов.

Важно! Процедура банкротства НПФ регламентируется специальными нормами Закона о банкротстве. Если фонд занимается деятельностью по обязательному пенсионному страхованию, то в отношении него не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения.

Как проходит банкротство НПФ?

В отличие от общих правил банкротства перед обращением в арбитражный суд в отношении НПФ предпринимаются меры по предупреждению финансовой несостоятельности.

Банкротство фонда проводится в несколько этапов:

  1. Предпринимаются меры к предупреждению банкротства НПФ.
  2. Вводится конкурсное производство.

Разберем особенности каждого этапа.

Этап 1 – Применение мер по предупреждению банкротства НПФ

При возникновении у НПФ финансовых трудностей назначается временная администрация, которая проводит работу по предупреждению банкротства фонда и восстановлению его платежеспособности.

Когда в отношении НПФ применяют меры по предупреждению банкротства?

Меры по предупреждению банкротства НПФ вводятся при наличии следующих обстоятельств:

  • фонд в течение месяца неоднократно отказывал в выплате накоплений вкладчикам и удовлетворении требования иных кредиторов;
  • в течение десяти дней не исполнялись обязательства по уплате обязательных платежей;
  • у фонда недостаточно средств для своевременного исполнения финансовых обязательств;
  • по итогам квартала снизился нормативный размер пенсионных резервов;
  • в текущем году установлен дефицит по результатам ежегодного оценивания деятельности по сравнению с предыдущим годом;
  • не исполнены обязательства по восстановлению выплатного резерва или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
  • у фонда недостаточно резерва по обязательному пенсионному страхованию.

Какие меры применяются для восстановления платежеспособности НПФ?

Для восстановления платежеспособности НПФ проводится несколько мероприятий:

  • учредители оказывают фонду финансовую помощь;
  • увеличивается уставный капитал организации.

Меры по выходу из кризиса должны быть описаны в плане восстановления платежеспособности НПФ. К плану приобщаются документы, подтверждающие реальность исполнения мероприятий. Финансирование проводится с участием контрольного органа и Агентства по страхованию вкладов.

Следует знать! Контролирующий орган вправе провести выездную проверку деятельности НПФ с целью выявления признаков банкротства. Если по результатам анализ финансового состояния будет обнаружено, что восстановить платежеспособность фонда невозможно, подается заявление о банкротстве.

Как назначается временная администрация и какую работу она проводит?

В течение 30 дней с даты направления в контрольный орган плана восстановления платежеспособности принимается решение о назначении временной администрации.

Временная администрация – это специальный орган, назначенный с целью восстановления платежеспособности НПФ и сохранения его имущества. Срок деятельности временной организации составляет полгода.

В процессе своей деятельности временная организация проводит следующую работу:

  • дает обязательные распоряжения работникам фонда;
  • оспаривает сделки НПФ в судебном порядке и возвращает выведенное имущество;
  • принимает участие в общих собраниях учредителей;
  • применяет меры по предупреждению банкротства;
  • проводит анализ финансового состояния должника;
  • контролирует выполнение плана восстановления платежеспособности;
  • обеспечивает сохранность имущества фонда.

На период действия временной организации руководитель фонда ограничивается в своих полномочиях. Если в отношении НПФ возбуждено дело о банкротстве, администрация действует до даты утверждения конкурсного управляющего.

Нужно помнить! По результатам применения мер по предупреждению банкротства финансовое состояние фонда может быть восстановлено. Также возможны еще два варианта развития событий. В первом случае погашаются все требования кредиторов и проводится ликвидация НПФ. Во втором случае при недостаточности имущества для выплаты всех долгов подается заявление о банкротстве и открывается конкурсное производство с последующим прекращением деятельности фонда.

Этап 2 – Введение конкурсного производства

Если меры по предупреждению банкротства не дали положительного результата и у НПФ были выявлены признаки финансовой несостоятельности, в арбитражном суде возбуждается банкротное дело. По итогам рассмотрения заявления открывается процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий.

Какие мероприятия проводит конкурсный управляющий?

В первую очередь конкурсный управляющий занимается решением проблемы с пенсионными накоплениями. Обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов передаются в другой НПФ.

В течение двух месяцев управляющий проводит следующую работу:

  • составляет реестр требований кредиторов;
  • отдельно составляется реестр обязательств по пенсионным договорам и реестр кредиторов, требования которых погашаются за счет пенсионных резервов;
  • открывает специальные счета должника отдельно для пенсионных накоплений и средств от продажи имущества фонда;
  • формирует конкурсную массу;
  • продает имущество фонда;
  • погашает требования кредиторов.

Для пополнения конкурсной массы должника управляющий оспаривает сомнительные сделки по выводу имущества.

Важно! Если НПФ занимается деятельностью по пенсионному страхованию, то в качестве конкурсного управляющего назначается Агентство по страхованию вкладов. Для выполнения своих обязанностей управляющий выдает доверенность представителю.

Особенности продажи имущества НПФ и погашения требований кредиторов в ходе конкурсного производства

В ходе конкурсного производства фонда управляющий осуществляет продажу имущества должника, составляющую пенсионные накопления. За счет вырученных средств проводятся расчеты с застрахованными лицами, их правопреемниками, а также иными кредиторами.

Задолженность перед кредиторами погашается в следующем порядке:

  1. В первую очередь выплачиваются долги перед Агентством по выплате гарантийных возмещений.
  2. Во вторую очередь погашаются требования застрахованных лиц и их правопреемников за минусом выплаченного гарантийного возмещения.
  3. В третью очередь погашаются требования кредиторов за счет средств пенсионных накоплений.

Если пенсионных накоплений недостаточно, то оставшиеся долги погашаются за счет конкурсной массы.

Банкротство ЗАО

Банкротство ЗАО

Банкротство ООО

Банкротство ООО с долгами

Банкротство ОАО

Банкротство акционерного общества

Последствия банкротства НПФ

С даты признания фонда банкротом и открытия конкурсного производства наступают следующие последствия:

  • договоры об обязательном пенсионном страховании прекращаются;
  • накопления не могут быть переданы в ПФР или другой НПФ по заявлению страхователя без включения в реестр кредиторов;
  • застрахованное лицо не может отказаться от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии;
  • прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты за счет пенсионных накоплений.

Конкурсное производство вводится на три года. Если этого срока оказалось недостаточно для завершения всех мероприятий, процедура может быть продлена на шесть месяцев.

Что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится?

В течение трех месяцев с даты признания НПФ банкротом управляющий письменно уведомляет всех вкладчиков о начале конкурсного производства.

Далее проводятся следующие мероприятия:

  1. Страховым организациям, разместившим средства вкладчиков в фонде, делаются выплаты выкупных сумм.
  2. Обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий или средств пенсионного резерва передаются в другие НПФ.

Вкладчики получают выкупные суммы в соответствии со своими пенсионными договорами. По заявлению вкладчика накопления могут быть переданы в другие фонды.

Обязательства по выплате пожизненных пенсий по всем вкладчикам передаются в один НПФ. При этом получать согласие кредитора на перемещение средств не нужно. Решение о передаче обязательств в другой фонд должно быть опубликовано на портале ЕФРСБ.

Что делать вкладчикам в случае банкротства НПФ?

В случае предполагаемого банкротства НПФ вкладчик вправе перевести свои средства в другой фонд. Это возможно до момента назначения временной администрации. Достаточно обратиться в выбранную организацию, написать заявление и заключить новый договор.

Если процесс банкротства уже начат, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Обратиться в НПФ и выяснить, на какой стадии находится организация, назначена ли временная администрация или конкурсный управляющий.
  2. Обратиться к временной администрации или управляющему для включения в реестр кредиторов.
  3. Зайти на сайт Агентства по страхованию вкладов и изучить информацию по порядку получения страхового возмещения.

В дальнейшем на протяжении всей процедуры вкладчику необходимо будет следить за ходом погашения требований перед кредиторами.

Заключение эксперта

  1. Следует регулярно отслеживать результаты деятельности НПФ, чтобы своевременно выявить признаки банкротства. Особое внимание необходимо уделять отчетности о доходности деятельности фонда.
  2. Процесс банкротства НПФ проводится в два этапа. Сначала предпринимаются меры по восстановлению платежеспособности организации. Если они не дали результата, в арбитражный суд подается заявление и открывается конкурсное производство.
  3. В процессе банкротства решается вопрос с пенсионными накоплениями. Часть средств выплачивается Агентством по страхованию вкладов. Непогашенный долг может быть переведен в другой НПФ.
  4. Если процесс банкротства НПФ уже начался, необходимо связаться с временной администрацией или конкурсным управляющим и выяснить, как включиться в реестр требований кредиторов.

Банкротство НПФ – сложная процедура, поэтому обычному гражданину сложно разобраться, какие действия он должен предпринять для сохранения своих пенсионных накоплений. Для решения этой проблемы желательно обратиться к квалифицированному юристу, который специализируется по данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать граждан по всем вопросам, касающимся банкротства пенсионного фонда. Оставьте заявку и получите консультацию.

Банкротство застройщика

Чем грозит банкротство застройщика при долевом строительстве?

Преднамеренное банкротство юридического лица

Преднамеренное банкротство юридического лица

Фиктивное банкротство юридического лица

Фиктивное банкротство юридического лица

Банкротство при налоговой задолженности

Банкротство при налоговой задолженности

Как подать на банкротство физическому лицу самостоятельно

Как самостоятельно подать на банкротство физическому лицу?

Банкротство индивидуального предпринимателя

Банкротство индивидуального предпринимателя (ИП) с долгами

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Статья 187.7. Особенности конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

1. Конкурсное производство вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом и об открытии конкурсного производства:

прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании. Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Абз. 3 п. 2 ст. 187.7 (в ред. ФЗ от 28.06.2022 N 212-ФЗ) распространяется также на случаи, когда производство по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, возбуждено до 28.06.2022.

не допускается передача (перевод) в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой негосударственный пенсионный фонд средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи и статьей 187.11 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.

3. В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:

составляет реестр заявленных требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре заявленных требований кредиторов:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий);

состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.

Установление требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 183.26 настоящего Федерального закона. Ведение реестра заявленных требований кредиторов и реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда осуществляется конкурсным управляющим.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4 ст. 187.7 (в ред. ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ) применяется в отношении НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

4. С даты открытия конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет ведение реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами, предусмотренного Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - реестр обязательств).

Сумма обязательств перед застрахованными лицами подлежит уменьшению на сумму произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо на сумму средств, перечисленных Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В деле о банкротстве и в ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает правами конкурсного кредитора по требованиям застрахованных лиц и правопреемников умерших застрахованных лиц, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся после произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо перечисления средств Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в том числе правом голоса на собрании кредиторов.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

Застрахованные лица и правопреемники умерших застрахованных лиц не являются конкурсными кредиторами.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

4.1. Инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства.

В случае, если функции временной администрации негосударственного пенсионного фонда осуществлялись Агентством и инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда не была завершена такой временной администрацией, инвентаризация проводится по состоянию на дату аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. В случае завершения инвентаризации такой временной администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

5. В течение трех месяцев с даты продажи имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, конкурсный управляющий осуществляет расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками) путем передачи средств (части средств), вырученных от продажи указанного имущества, в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

П. 5.1 ст. 187.7 распространяется также на случаи, когда производство по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, возбуждено до 28.06.2022 (ФЗ от 28.06.2022 N 212-ФЗ).

5.1. В случае, если сумма средств пенсионных накоплений (в том числе средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления) превышает размер требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, указанные средства в части такого превышения после окончания расчетов с данными кредиторами направляются в Пенсионный фонд Российской Федерации для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с ликвидируемым негосударственным пенсионным фондом.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 212-ФЗ)

6. Конкурсный управляющий обязан использовать отдельный специальный счет должника для зачисления средств пенсионных накоплений, а также средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления.

С указанного специального счета должника - негосударственного пенсионного фонда осуществляются расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками), а также кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.

Счета должника, предусмотренные статьей 186.6 настоящего Федерального закона и настоящим пунктом, в ходе конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, открываются в Агентстве.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для поступлений в конкурсную массу (в состав имущества должника) денежных средств в иностранной валюте конкурсный управляющий использует счета негосударственного пенсионного фонда, открытые до даты признания его банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства в кредитных организациях - резидентах, и (или) при необходимости открывает в кредитных организациях - резидентах иные счета в иностранной валюте, соответствующие валютам имеющихся требований негосударственного пенсионного фонда к третьим лицам, в установленном контрольным органом порядке.

8. Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 9 ст. 187.7 (в ред. ФЗ от 28.12.2013 N 410-ФЗ) применяется в отношении НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

9. Требования Агентства, приобретенные им в связи с выплатой гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", а также требования Банка России, приобретенные в результате перечисления средств Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона, включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 167-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. С даты открытия конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда не применяются положения пункта 1 статьи 32 и статьи 32.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".

Порядок предоставления конкурсным управляющим отчетов, а также иной информации о ходе конкурсного производства и требования к их составу устанавливаются контрольным органом.

11. Конкурсный управляющий вправе запрашивать и получать у управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, и актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).

Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.

12. Конкурсный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона. При этом, если до признания негосударственного пенсионного фонда банкротом назначалась временная администрация, периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной администрации.

Конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.

13. Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества негосударственного пенсионного фонда в размере, установленном сметой текущих расходов негосударственного пенсионного фонда.

14. При недостаточности имущества негосударственного пенсионного фонда для возмещения расходов, связанных с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованием указанных в настоящем Федеральном законе сведений, если дело о банкротстве негосударственного пенсионного фонда возбуждено по заявлению временной администрации или контрольного органа, их опубликование осуществляется в официальном издании Центрального банка Российской Федерации - "Вестнике Банка России" и они включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без взимания платы.

1. Конкурсное производство вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом и об открытии конкурсного производства:

прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании. Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом;

не допускается передача (перевод) в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой негосударственный пенсионный фонд средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи и статьей 187.11 настоящего Федерального закона;

не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации;

прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.

Средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.

3. В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:

составляет реестр заявленных требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства;

в случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре заявленных требований кредиторов:

обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий);

состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.

Установление требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 183.26 настоящего Федерального закона. Ведение реестра заявленных требований кредиторов и реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда осуществляется конкурсным управляющим.

4. С даты открытия конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет ведение реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами, предусмотренного Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - реестр обязательств).

Сумма обязательств перед застрахованными лицами подлежит уменьшению на сумму произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо на сумму средств, перечисленных Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

В деле о банкротстве и в ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает правами конкурсного кредитора по требованиям застрахованных лиц и правопреемников умерших застрахованных лиц, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся после произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо перечисления средств Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в том числе правом голоса на собрании кредиторов.

Застрахованные лица и правопреемники умерших застрахованных лиц не являются конкурсными кредиторами.

4.1. Инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства.

В случае, если функции временной администрации негосударственного пенсионного фонда осуществлялись Агентством и инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда не была завершена такой временной администрацией, инвентаризация проводится по состоянию на дату аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. В случае завершения инвентаризации такой временной администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется.

5. В течение трех месяцев с даты продажи имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, конкурсный управляющий осуществляет расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками) путем передачи средств (части средств), вырученных от продажи указанного имущества, в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5.1. В случае, если сумма средств пенсионных накоплений (в том числе средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления) превышает размер требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, указанные средства в части такого превышения после окончания расчетов с данными кредиторами направляются в Пенсионный фонд Российской Федерации для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с ликвидируемым негосударственным пенсионным фондом.

6. Конкурсный управляющий обязан использовать отдельный специальный счет должника для зачисления средств пенсионных накоплений, а также средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления.

С указанного специального счета должника - негосударственного пенсионного фонда осуществляются расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками), а также кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.

Счета должника, предусмотренные статьей 186.6 настоящего Федерального закона и настоящим пунктом, в ходе конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, открываются в Агентстве.

7. Для поступлений в конкурсную массу (в состав имущества должника) денежных средств в иностранной валюте конкурсный управляющий использует счета негосударственного пенсионного фонда, открытые до даты признания его банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства в кредитных организациях - резидентах, и (или) при необходимости открывает в кредитных организациях - резидентах иные счета в иностранной валюте, соответствующие валютам имеющихся требований негосударственного пенсионного фонда к третьим лицам, в установленном контрольным органом порядке.

8. Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.

9. Требования Агентства, приобретенные им в связи с выплатой гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", а также требования Банка России, приобретенные в результате перечисления средств Банком России в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона, включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

10. С даты открытия конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда не применяются положения пункта 1 статьи 32 и статьи 32.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".

Порядок предоставления конкурсным управляющим отчетов, а также иной информации о ходе конкурсного производства и требования к их составу устанавливаются контрольным органом.

11. Конкурсный управляющий вправе запрашивать и получать у управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, и актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).

Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.

12. Конкурсный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона. При этом, если до признания негосударственного пенсионного фонда банкротом назначалась временная администрация, периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной администрации.

Конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.

13. Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества негосударственного пенсионного фонда в размере, установленном сметой текущих расходов негосударственного пенсионного фонда.

14. При недостаточности имущества негосударственного пенсионного фонда для возмещения расходов, связанных с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованием указанных в настоящем Федеральном законе сведений, если дело о банкротстве негосударственного пенсионного фонда возбуждено по заявлению временной администрации или контрольного органа, их опубликование осуществляется в официальном издании Центрального банка Российской Федерации - "Вестнике Банка России" и они включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без взимания платы.

1. Для целей настоящего параграфа обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению предусматривают:

1) выплату выкупных сумм или их перевод в другие фонды;

2) передачу обязанности по выплате пожизненно назначенных участникам негосударственного пенсионного фонда негосударственных пенсий (далее - пожизненные негосударственные пенсии) и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду по согласованию с контрольным органом для исполнения указанной обязанности.

2. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ.

3. Временный управляющий определяет и отдельно учитывает в реестре заявленных требований кредиторов:

1) обязательства по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий);

2) состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности.

3.1. Форма реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда устанавливается нормативным актом контрольного органа по согласованию с Агентством.

4. Временный управляющий привлекает оценщика для определения рыночной стоимости пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, а также иных активов, составляющих собственное имущество негосударственного пенсионного фонда, в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.

5. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются договоры негосударственного пенсионного обеспечения.

Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:

1) уведомляет в письменной форме вкладчиков и участников такого фонда о принятии арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства не позднее тридцати дней с даты принятия арбитражным судом указанного решения;

2) определяет обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий) по сведениям, имеющимся в негосударственном пенсионном фонде;

3) определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности. В целях определения суммы обязательств по пожизненным негосударственным пенсиям конкурсный управляющий привлекает актуария;

4) определяет рыночную стоимость активов, составляющих пенсионные резервы, обращающихся на организованных торгах, привлекает оценщика для определения рыночной стоимости иных активов, составляющих пенсионные резервы, а также иных активов, составляющих собственное имущество указанного фонда, в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.

7. В течение шести месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет мероприятия, обеспечивающие:

1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;

2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду в соответствии со статьей 186.9 настоящего Федерального закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: