Основы налоговой политики государства конспект

Обновлено: 24.09.2022

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сущность налоговой политики

1. Налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования.

Для обеспечения процесса постоянного поступательного эко­ номического развития, решения социальных проблем общества государство должно использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Государство должно создать необходи­ мые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы

Важнейшим инструментом государства в реализации постав­ ленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценооб­разование, структурная реформа экономики, торгово-промыш­ ленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, госу­ дарство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном счете является обеспечение экономического роста. Именно с эконо­ мическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государст­ венного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений.

Создавая налоговую систему страны, государство стре­мится использовать ее в целях определенной финансовой поли­ тики. В связи с этим она становится относительно самостоятель­ ным направлением — налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-терри­ториальным устройством, отсутствием или наличием и характе­ром взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финан­ совых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдель­ных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последователь­ными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важней­ших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

2. Формы налоговой политики

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на дан­ном этапе развития экономики государство считает приоритет­ными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

Одной из этих форм выступает политика максимальных нало­гов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последст­виях. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом прак­тически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстра­ординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в Рос­сии с самого начала экономических реформ, с первого дня введе­ния налоговой системы в стране в 1992 г.

Другой формой налоговой политики является политика эко­номического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискаль­ные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый прессинг для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, причем в первую очередь — на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расши­рение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагна­ция экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подоб­ные методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 1980-х гг. и получили название «рейганомика».

Третья форма налоговой политики — политика разумных нало­гов — представляет собой нечто среднее между первой и второй формами. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

3. Стратегия и тактика налоговой политики

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае — это налоговая страте­гия, во втором — налоговая тактика..

Классификация налоговой политики в зависимости от длитель­ности реализации ее целей:

Налоговая стратегия: разработка концепции и тенденций развития налоговой системы

Налоговая тактика: достижение целей конкретного этапа развития экономики

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасш­табных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана с экономической, финансовой, а также социальной стратегией соответствующего государства. Она рассчитана на длитель­ную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направ­лена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения эле­ментов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения так­тических задач.

4. Субъекты, принципы формирования, механизм, цели и методы налоговой политики

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», «механизм», «прин­ципы формирования», «цели» и «методы».

Субъектами налоговой политики в зависимости от государс­твенного устройства выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и др.) и муни­ципалитеты (города, районы и др.). В Российской Федерации субъ­ектами налоговой политики являются федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значе­ния — Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные обра­зования — городские округа, муниципальные районы и поселения.

Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым сувере­нитетом в пределах полномочий, установленных налоговым зако­нодательством: Как правило, субъекты федерации и муниципали­теты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также налоговой базы. Проводя налого­вую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономиче­ские интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих нало­гоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зави­сит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.

Основные принципы построения налоговой системы:

Ø соотношение прямых и косвенных налогов

Ø непрерывность налогообложения

Ø использование системы вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность

Ø степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя налого­вую политику. В современной мировой практике наиболее широ­кое распространение получили такие методы, как изменение нало­говой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распростране­ния тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и соци­альная ситуации в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением обще­ства, стратегическими задачами развития экономики страны, меж­дународными финансовыми обязательствами государства.

Экономические цели — повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

Фискальные цели — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения эко­номической и социальной политики, а также выполнения соот­ветствующими органами власти и управления возложенных на них функций.

Социальные цели — обеспечение государственной политики регу­лирования доходов, перераспределение национального дохода в инте­ресах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные цели — выполнение международных финансо­вых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществля­ется через налоговый механизм. Именно он признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Нало­говый механизм представляет собой совокупность организацион­ных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма явля­ется налоговое законодательство, которое определяет совокуп­ность налоговых инструментов.

5. Инструменты налоговой политики

Участие государства в регулировании экономики при проведе­нии налоговой политики осуществляется с помощью таких налого­вых инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, нало­говые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные методы исполь­зования налоговых инструментов.

Инструменты регулирования налоговой политики:

Ø налоговые ставки

Ø налоговые льготы

Ø налоговые санкции

Ø формирование налоговой базы

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, пра­вительство может, не изменяя всего массива налогового зако­нодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осу­ществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет диф­ференциации налоговых ставок для определенных категорий налогоплательщиков в отдельных регионах и отдельных отрас­лях. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регу­лирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различных ста­вок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень дохо­дов различных категорий налогоплательщиков, но и формирова­ние доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам единая централизованная нало­говая система является достаточно гибкой, что обеспечивается за счет уточнения ставок налогов и приведения налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реали­зации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения пос­ледствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выпол­нения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой — нацеливают налогоплательщика на использование более эффек­тивных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйст­вования. Кроме того, их действенность определяется эффектив­ностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инс­трументом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств раз­личных категорий налогоплательщиков, что создает дополнитель­ные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения про­изводства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основны е модели налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.

Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей, сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса. Подобная модель налоговой политики эффективно использовалась в США в 1980-х гг. администрацией Р. Рейгана и потому получила название «рейганомики». Приоритетными в данной политике выступают экономические цели.

Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

  • регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
  • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
  • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
  • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
  • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
  • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Поставленная цель может достигаться альтернативным или параллельным применением определенных методов с приданием им соответствующей направленности в сторону повышения или уменьшения соотношения, состава и т.д. Например, одна из социальных целей — сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения — может решаться либо отказом от «плоской шкалы» и увеличением прогрессии ставок подоходного налога, либо увеличением числа налоговых льгот, вычетов, различных изъятий, ориентированных для населения с низкими доходами, и т.д. Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, необходимо сначала оценить эффективность применения каждого метода и далее на основе сравнительного анализа аргументировано сделать этот выбор.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.

, Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования.

Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

  1. функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
  2. функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
  3. функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
  4. функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
  5. функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
  6. функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
  7. функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

1. Развитие государственной экономики, разрешение проблем социального порядка требуют от правительства использования всех возможных инструментов влияния на экономику страны.

Важнейший инструмент государства в осуществлении поставленной цели заключается в налоговой политике.

Налоговая политика оказывает влияние на деятельность почти всех социально-экономических сфер государства и плотно взаимосвязана с большим количеством элементов государственного управления: с кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др.

Налоговая политика - это комплекс государственных мер экономического, финансового и правового характера по созданию налоговой системы государства с целью обеспечить его финансовые потребности, потребности различных слоев населения, а также развивать экономику страны, перераспределяя финансовые ресурсы. В данной деятельности государство основывается на налоговых функциях и применяет их для того, чтобы проводить активную налоговую политику.

2.При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1) фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2) экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

3) социальную — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4) экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

5) контрольную — за счет проведения выездных проверок, соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

6) международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

В зависимости от продолжительности сроков осуществления и поставленных перед ней задач налоговая политика обладает стратегическим или тактическим характером.

Налоговая стратегия нацелена на то, чтобы решать крупномасштабные задачи, связанные с выработкой концепций и тенденций формирования налоговой системы государства. Налоговая стратегия является долгосрочной.

целью налоговой тактики является решение задач определенной стадии экономического развития.

Анализируя налоговую политику, важно отличать понятия субъектов, принципов формирования, инструментов, целей и методов налоговой политики.

В нашей стране субъекты налоговой политики представлены Федерацией, республиками, областями, краями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, Севастополем, а также местным самоуправлением - городами, районами, городскими округами, поселениями, районами в городах.

У каждого субъекта налоговой политики есть налоговый суверенитет в рамках его полномочий, оговоренных в налоговом законодательстве. Обычно у субъектов Федерации и муниципалитетов есть право на введение или отмену налогов в рамках реестра налогов регионального и местного уровней, оговоренного в федеральном налоговом законодательстве.Они обладают широкими полномочиями по определению налоговой ставки, льгот и иных преференций, а также по установлению налоговых баз.

На эффективность проведения налоговой политики влияют принципы, заложенные государством в основу такой политики.

Приведем главные принципы создания построения налоговой системы:

- соотношение прямого и косвенного налога;

- использование прогрессивной ставки в налогообложении и степень ее прогрессии или преобладание пропорциональной ставки;

- непрерывность или дискретность в налогообложении;

- широта использования налоговых льгот, их характер и цели;

- применение системы, предусматривающей вычеты, скидки и изъятия, и их нацеленность.

С применением указанных принципов государство при условии стабильного экономического развития способствует расширению объема производства продукции, работ и услуг, инвестиционной активности, качественному экономическому росту. Во время кризиса налоговая политика, пользуясь указанными принципами, помогает решить некоторые задачи, направленные на то, чтобы страна вышла из этого кризиса.

Налоговую политику проводят (осуществляют) при помощи методов:

1. Метод управления. финансовые и налоговые органы реализуют организующую и распорядительную деятельность, нацеленную на то, чтобы создать совершенную систему обложения налогом.

2. Метод информирования (пропаганды). Он основан на том, что финансовые и налоговые органы занимаются деятельностью, нацеленной на то, чтобы довести до плательщиков информацию, необходимую для соответствующего выполнения налоговых обязательств.

3. Метод воспитания. Этот метод нацелен на то, чтобы привить плательщикам налога осознанную необходимость добросовестно исполнять свои налоговые обязанности, и подразумевает просветительскую работу в сфере разъяснения необходимости обложения налогом для страны и социума.

4. Метод консультирования. финансовые и налоговые органы разъясняют субъектам, на которых возложены обязательства по уплате налогов, положения законодательства о налогах и сборах, с применением которых на практике а налогоплательщиков могут возникнуть сложности.

5. Метод льготирования. финансовые органы предоставляют некоторым категориям плательщиков возможность невыплаты налогов и сборов.

6. Метод контролирования. налоговые органы используют специальные методы и формы по определению нарушителей налогового законодательства. Результатом применения этого метода должно стать повышение уровня налоговой культуры среди плательщиков и налоговых агентов.

7. Метод принуждения. Данный метод подразумевает, что налоговые органы занимаются деятельностью по принудительному выполнению налоговых обязательств, применяя по отношению к недобросовестным налогоплательщикам меры взыскания и другие санкции.

В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика страны, от того, какие цели рассматриваются государством в качестве приоритетных на данной стадии экономического развития, могут применяться саамы разные методы реализации налоговой политики. Как составная часть финансовой и экономической политики, на налоговую политику влияют также формы и методы проводимой государством финансовой и экономической политики.

Налоговая политика каждым государством строится по определенному типу, отвечающему его потребностям в определенный период времени.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Минусы сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Второй яв политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика". Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

Понятие и сущность налогово-бюджетной политики государства

На сегодняшний день в научной среде существует множество подходов к трактовке понятия налогово-бюджетной политики. Однако единства подходов к определению ее сущности не выработано до сих пор.

В общем смысле под налогово-бюджетной политикой государства принято понимать политику правительственных органов, основанную на реализации возможностей взимания налогов и расходования средств государственной казны для регуляции деловой активности и решения социальных задач. Иначе ее принято называть фискальной политикой.

Бюджетно-налоговая политика государства основана на реализации мероприятий в области налогообложения, нацеленных на пополнение госбюджета, рост эффективности национальной экономики страны и экономический рост в целом, а также обеспечения стабильного денежного обращения и занятости населения.

Непосредственной сферой осуществления налогово-бюджетной политики выступают налоги, взимаемые государством, и его расходы. Именно они определяют ее состав (рисунок 1).

Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Состав налогово-бюджетной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, фискальная или налогово-бюджетная политика может быть определена в качестве системы государственного регулирования национальной экономики, в основе которой лежит управление доходами и расходами государственной казны. Иначе говоря, она сводится к целенаправленной манипуляции налогами и государственными расходами.

В условиях функционирования и развития рыночной среды налогово-бюджетная политика выступает в роли одного из основополагающих инструментов макроэкономического регулирования. Именно благодаря ей происходит формирование государственного бюджета. Она же регулирует и направляет его расходы, формирует трансферы и обеспечивает реализацию государственных закупок.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды налогово-бюджетной (фискальной) политики государства

Направления фискальной политики определяются ее видами. На практике налогово-бюджетная политика государства может принимать различные формы (рисунок 1). Единой их классификации не выработано до сих пор. Рассмотрим их более подробно.

Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Виды налогово-бюджетной политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дискреционная (гибкая) фискальная политика государства основана на сознательном регулировании системы налогообложения и расходов государственного бюджета в целях повышения объемов производства, совокупного спроса, занятости населения и пр., посредством наращивания расходов бюджета и увеличения его дефицита при снижении налогов.

В основе не дискреционной (автоматической) фискальной политики государства лежит использование автоматических стабилизаторов, таких как изменение величины налоговых поступлений в бюджет в зависимости от стадии экономического цикла.

Помимо этого бюджетно-налоговая политика государства может быть сдерживающей или стимулирующей.

Так, выделяют сдерживающую фискальную политику, активно используемую государством в условиях инфляции. Иначе ее называют фискальной рестрикцией. В ее основе лежит повышение налогов и сокращение расходов государственного бюджета.

В противовес сдерживающей фискальной политике выступает стимулирующая фискальная экспансия, которая находит свое применение в период спадов в экономике. Она основана на сочетании снижения налогов и увеличением государственных расходов.

Выбор того или иного типа фискальной политики определяется стадией развития экономического цикла и целями национальной экономики страны.

Реализация фискальной политики и ее результаты в определенной степени зависят от временного периода ее осуществления. Основными периодами являются:

В долгосрочном периоде реализация бюджетно-налоговой политики приводит к обеспечению стабильности темпов роста экономики страны.

В краткосрочном периоде основной целью реализации фискальной политики выступает поддержание стабильного уровня цен, полной занятости и стабильного уровня валового внутреннего продукта (совокупного объема выпуска).

Так или иначе, фискальная политика является одним из основных способов правительственного влияния на национальную экономику. От правильности и справедливости ее реализации зависит не только состояние экономики страны, но и будущее ее граждан.

Преимущества и недостатки налогово-бюджетной политики государства

Фискальная политика как способ воздействия государства на экономику страны имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Рассмотрим их более подробно.

К ее основным достоинствам принято относить:

  • достижение мультипликативного эффекта, позволяющего сбалансировать все отрасли экономики и росту совокупных расходов;
  • отсутствие внешнего лага (задержки), то есть вступление изменений после принятия соответствующих законов;
  • действия встроенных стабилизаторов, автоматически стабилизирующих экономику посредством стимулирования деловой активности и ее сдерживания в случае перегрева.

В то же время, несмотря на наличие очевидных преимуществ, у политики фискального типа имеются определенные недостатки. Основным из них принято считатьналичие так называемого «эффекта вытеснения», возникающего при росте объемов государственных закупок в целях стимулирования национальной экономики страны. Мультипликативный рост доходов приводит к повышению спроса на деньги, в результате чего повышается процентная ставка на денежном рынке. В результате удорожания кредитов происходит «вытеснение» части инвестиционных расходов экономических субъектов в краткосрочном периоде. Все это способствует уменьшению запасов капитала в экономике и снижению потенциала ее развития в долгосрочной перспективе.

Помимо этого к недостаткам фискальной политики относится ее влияние на рост дефицита госбюджета и недостаточная гибкость в виду наличия внутреннего временного лага.

Таким образом, государственное регулирование национальной экономики посредством налогово-бюджетной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так или иначе, ее разработка и реализация политики требуют взвешенных решения органов государственной власти и правительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: