Организуйте дискуссию на тему государство и граждане подумайте какие проблемы

Обновлено: 14.04.2024

Государство возникает на определенной стадии развития обще­ства как политическая организация, необходимая для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общностями и защищать общество от посягательств извне.

В реальной жизни государство как институт управления всегда стремится к возможно большему контролю над обществом. Это стремление заложено в самой структуре политического управления, основу которого составляют властные отношения — господство и подчинение. И чем жестче структура соподчинения, чем прямолинейней вертикаль власти, тем проще механизм управления. Поэтому государство стремится, насколько это возможно, придать обществу свои структурные формы. Там, где ему удается подчинить своей власти все иные социальные институты, возникают абсолютные монархии и тоталитарные режимы, которые структурируют все общество по своему образу и подобию.

Общество в лице представителей определенных социальных слоев и классов также стремится, насколько это возможно, ограничить пределы полномочий государства. Для этих целей создаются различные органы контроля за деятельностью государства. В России в разные исторические периоды возникали такие органы ограничения государственных полномочий (вече, боярская Дума, Святейший Синод, Государственная дума и др.).

В период формирования гражданского общества для ограниче­ния пределов полномочий государства и для регламентации поведения всех граждан общества появляется специальный свод законов — конституция.

Доконституционный этап развития общества и государства счи­тается традиционным. Наиболее типичным воплощением такого типа государства является монархия. Пределы властных полномочий традиционного государства определялись спонтанно, в зависимости от расстановки политических сил в обществе и государстве.

С возникновением конституционных норм появляются созна­тельно создаваемые правовые рамки, ограничивающие деятельность государства и общества. Пределы полномочий государства значительно сужаются. Одновременно возрастают пределы компетенции негосударственных институтов и организаций. Таким образом, создаются условия для возникновения гражданского общества и правового государства. Конституция является той законодательной базой, тем общественным договором, на основании которого строятся взаимоотношения общества и государства.

Конституция (от лат. constitution — устройство, установление) — это свод законов (Основной закон), в котором зафиксированы принципы политического, социально-экономического и общественного устройства страны. В конституции закреплены также принципы и механизмы образования и функционирования государственных органов, политических и общественных организаций и институтов, права и обязанности граждан. Конституция является нормативной правовой базой, на основе которой строятся отношения между гражданским обществом и государством.

В то же время наличие конституции еще не является гарантией того, что в обществе будут соблюдаться права и свободы граждан, а государство будет действовать в строгом соответствии с принятыми законами. В России конституции принимались пять раз — в 1918, 1925, 1938, 1978 и 1993 гг., но от этого наша страна не стала более демократической. Напротив, самые жестокие (сталинские) репрессии пришлись на период действия наиболее демократической (по содержанию) Конституции 1937 г. Объективности ради следует сказать, что и во многих других странах со времени принятия конституции до возникновения правового государства и гражданского общества проходили многие десятки и даже сотни лет.

Гражданское общество — это объединение граждан, отстраненных от рычагов государственной власти; объединение общества за рамками властно-государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество всегда противостоит государству. Государство призвано защищать интересы общества, но практика показывает, что единство в гражданском обществе часто является помехой для функционирования государственных органов, вследствие чего государство вынуждено противостоять этому единству. Поэтому гражданское общество разделено на социальные общественные группы, которые должны самоорганизовываться для эффективной защиты своих интересов.

Во многих западных странах органам государственной власти удалось сбалансировать отношения общества с государством. Это было достигнуто благодаря применению принципа коллективного блага, который противостоял абсолютистской государственности, а также принципу индивидуального блага, противостоящему третьим сословиям.

К гражданским обязанностям относятся: семейные и служебные обязанности, социальный долг, участие в политической жизни страны. Политическое участие гражданина заключается в: голосовании на выборах, участии в митингах и демонстрациях, подписании петиций, членстве в партийных организациях и т. д.

Социальные опросы показали, что участие граждан в политике обусловлено рядом причин:

  • гражданская ответственность, чувство государственного долга;
  • уверенность в эффективности собственного участия в политической жизни государства;
  • чувство коллективизма, доверие граждан друг другу;
  • нестандартная, пиковая ситуация, провоцирующая граждан вмешиваться в политические процессы.

Американский ученый А. Даунс утверждал, что человек принимает решение о политическом участии в жизни страны тогда, когда «цена» от ожидаемых результатов намного превышает «стоимость» данного участия. При этом у гражданина происходит переоценка затраченных ресурсов (материальных, временных и психологических) на участие в политической жизни общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные критерии вовлеченности в политику:

  • интерес к политическим событиям;
  • осведомленность о важности политических действий;
  • активная гражданская позиция (прямое участие в политических процессах).

Структура гражданского общества — это объединение крепких, неразрывных связей внутри общества, которые обеспечивают целостность данного общества, сохраняя его разделение на отдельные элементы. Эти элементы принимают активное участие в формировании единой системы отношений (включая экономические, социальные, культурные отношения). В структуру гражданского общества входит политическая система, существование которой невозможно без информационной и духовно-культурной систем.

Взаимосвязь общества и государства

Взаимосвязь и соотношения общества и государства является кардинальной проблемой в теории государства и права. Конституция страны определяет меру ответственности и свободы государства перед обществом, гражданином, она устанавливает пределы вмешательства государственных органов в сферу жизни каждого члена общества. Конституция определяет границы автономии каждого индивида, наиболее существенные способы и формы ее проявления.

Общество возникло гораздо раньше государства. Потребность в образовании государства появилась с усложнением внутренней структуры общества, соответствующего социального расслоения. Государство возникло на месте родовой организации, являясь новой формой проявления прогрессивного общества. Одновременно с зарождением государства начинается история его взаимодействия с обществом, которая во многом является сложной и противоречивой. Государство является социальным институтом всего общества, выполняя многочисленные функции, которые обеспечивают жизнедеятельность общества.

Основные общественные задачи государства:

  • управление социальными процессами;
  • обеспечение порядка и общественной безопасности;
  • противостояние антисоциальным, разрушительным силам.

Государство должно быть мощной и организованной силой, владеть механизмом управления и принуждения. Государство функционирует в интересах всего общества, разрешает все возможные противоречия. В тоже время государство может выполнять деструктивную функцию, возвышаясь над обществом и одновременно сковывая, ослабляя, разрушая все общественные сферы. В целом, развитие государства и общества идет в одном направлении, становится более современным и цивилизованным.

Проблемы взаимодействия общества и государства

Государство и общество для более успешного и эффективного развития призваны взаимно дополнять друг друга. В современном гражданском обществе человек не соперничает с государством, он вовлечен в различные социальные отношения, в которых может одновременно и проявить себя как личность, и найти социальную защиту. В данном случае личность включена в различные социальные группы, которые не позволяют органам власти чрезмерно ограничивать ее свободу.

Развитие негосударственных институтов, как участников внутренней политики, ведет к определенному форматированию социального партнерства между государством и обществом. Тесная связь публичной политики и демократической политической системы обуславливают активную деятельность государства и публичных организаций, направленную на удовлетворение потребностей общества.

На современном этапе регулирование партнерства государства с обществом осуществляется благодаря публичной политике, в которой выделяют четыре главных направления:

  • экономическое — перераспределение средств для удовлетворения общественных нужд, производство благ общественного пользования;
  • социальное — деятельность общественных и государственных служб социального обеспечения;
  • гражданско-политическое — деятельность самостоятельных, негосударственных объединений и ассоциаций граждан;
  • социально-культурное — институт духовных и культурных ценностей общества.

Перечисленные направления позволяют государству достичь основных целей в конкретной области: правовой, экономической, административной. Развитие публичной политики приводит к развитию демократического общества и укрепляет партнерство между государством и обществом.

Одной из ведущих проблем политико-правовой сферы является взаимоотношение государства и индивида. Без учета этих взаимоотношений и их взаимодействия невозможно установление общественного порядка, необходимо для правителей, избранных демократическим путем или для господствующей элиты.

Характер взаимоотношений государства и личности выступает важным показателем состояния общества, целей и перспектив его развития.

При любом демократическом устройстве государства права, свободы, обязанности граждан должны составлять важнейший социальный и политический институты, объективно выступающие показателем достижений общества, критерием его цивилизованности и зрелости.

Социально-политический институт является средством доступа личности к механизмам власти, материальным и духовным благам, реализации своих интересов, законным формам волеизъявления.

Поиск оптимальных моделей взаимодействий и отношений государства и личности представляет серьезную проблему. Такие модели во многом зависят от:

  • характера общества;
  • наличия/отсутствия демократии;
  • типа собственности;
  • развитости экономики;
  • уровня культуры.

На модели взаимоотношений государства и личности влияют субъективные факторы: законы, власть, правящая элита.

Основные сложности проявляются в установлении такого порядка и такой системы, при которых личность могла бы без препятствий развивать свой потенциал (интеллект, талант, способности). И, одновременно, признавались бы общегосударственные цели. Такой баланс и находит свое отражение в правах, свободах, обязанностях человека.

Социальные проблемы личности в России

Современный юридический статус личности в России характеризуется:

  • недостаточной социально-правовой защищенностью;
  • крайней неустойчивостью;
  • неспособностью государственных структур обеспечить права, свободы, безопасность граждан, защиту его интересов, чести и достоинства;
  • отсутствием гарантирующих механизмов.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовой статус личности отображает глубокий политический, социально-экономический и духовный кризис государства.

Претерпела изменения материальная основа социального статуса, появилось многообразие форм собственности, наблюдается имущественное расслоение, повышается уровень безработицы, падает жизненный уровень.

Стабильность и единство правового статуса подорваны региональными и межнациональными конфликтами, процессами суверенизации.

Правовой статус личности дестабилизируется в результате: политического противостояния, социальной напряженности, сложной криминальной обстановки, в результате роста преступности, технологических и экологических катастроф, шоковых методов проведения реформ и др.

На правовое состояние личности большое влияние оказывают нравственно-психологические факторы: неадаптированность к новым условиям, потеря социальных приоритетов и ориентиров, духовной опоры.

Личность испытывает неуверенность в будущем, глубокий социальный дискомфорт.

В России существуют значимые для общества в целом и для отдельной личности процессы:

  • плюрализм мнений,
  • всеобщее голосование во время избирательных компаний,
  • свободное создание организаций и партий, представляющих различные заинтересованные группы.

Пути решения проблем государства и личности

Проблема гарантированности и полноты прав и свобод человека в современном мире приобрела особое значение.

Мировое сообщество ищет способы для создания единых правил в вопросах правовой и социальной защищенности граждан, пытается унифицировать, разработать единые процедуры и стандарты, способствующие признанию достоинства, характерного всем членам человеческого сообщества.

Основное в рассматриваемой проблеме – создание необходимых гарантий, условий, механизмов их реализации, то есть практическая сфера.

Гарантии - это система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Основная функция гарантий – исполнение государством, другими субъектами своих обязательств в сфере реализации прав человека.

Объект гарантий – общественные отношения, предусматривающие охрану и защиту прав личности, удовлетворение его имущественных интересов.

Основной принцип построения системы гарантий прав гражданина – всеобщность защиты прав, свобод и интересов всеми законными способами.

В демократическом государстве закону должны подчиняться все в одинаковой степени. Обязательность закона во взаимоотношениях с личностью для государственной власти проявляется в фактах возложения ответственности (дисциплинарной или уголовной) на должностных лиц за превышение власти, нарушение прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением.

Результативность деятельности государственно-правовых институтов основано на принципах законности. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

Одним из приоритетных направлений политики государства является формирование эффективной политической и правовой системы, способствующей всестороннему развитию гражданского общества и личности.

Основой правового государства должно быть стремление оградить своих граждан от произвола властей разных уровней. Государство, с одной стороны, должно быть ограничено правом в своих действиях, а с другой – должно обеспечивать достоинство и безопасность личности.

Каждая личность обязана исполнять обязанности, возложенные на нее, соблюдать и реализовывать законы. Это способствует нормализации взаимоотношений между личностью, властью и обществом. Личность должна моделировать себя в условиях постоянно усложняющейся социальной жизни, наличия более серьезной конкуренции в сравнении с предыдущим этапом.

Необходимым показателем взаимодействия личности и государства является взаимная ответственность. Этот принцип отражает правовые и нравственные начала между государством (носителем государственной власти) и личностью (участником осуществления политической власти).

Ключевым звеном взаимоотношений государства и личности является обеспечение необходимых условий для полноценной жизнедеятельнсоти общества.

Гражданское общество - противовес государству. Государство всегда будет пытаться разрушить гражданское общество, а оно должно иметь силы противостоять этому. Основные группы, из которых состоит гражданское общество, должны сорганизовываться для эффективной защиты своих социальных интересов. Западу удалось найти баланс между «принципом коллективного блага, отстаиваемым абсолютистской государственностью, и принципом индивидуального блага, отстаиваемым третьим сословием».

Само слово «гражданин» характеризует личность, чья активность не сводится к выполнению семейных или служебных обязанностей, а предполагает политическое участие. Формы политического участия достаточно разнообразны. Это голосование, контакты с политиками, участие в митингах и демонстрациях, подписание петиций, отправление писем, членство в организациях, денежные взносы.

Выделяют четыре причины политического участия:

- чувство гражданской ответственности и долга;

- субъективная уверенность в эффективности участия;

- доверие граждан друг другу;

- объективная ситуация, подталкивающая людей вмешиваться в политические дела.

По мнению американского ученого А. Даунса, решение о политическом участии принимается тогда, когда «стоимость» от ожидаемых результатов превышает «цену» участия, то есть материальные, временные и психологические затраты на участие.

Среди критериев вовлеченности в политику выделяют:

1) интерес к политическим событиям;

2) озабоченность, то есть сознание важности политических событий;

3) информированность, то есть осведомленность о протекании политических процессов;

4) активность - прямое участие в политических действиях.

Уровень политического участия можно разделить на несколько подуровней. «Высший из них - «внимательная публика»: 1) неорганизованная аудитория, перед которой выступают политические лидеры; 2) организованная аудитория («группы давления»). Это, как правило, люди с высоким интеллектом и уровнем образования, которые способны самостоятельно разбираться в политических проблемах и не будут объектом манипуляции со стороны СМИ. Следующей, более многочисленной стратой (примерно 20%) является «мобилизуемая публика», которую можно мобилизовать для активного участия в политической жизни (митинги, демонстрации, различные формы давления). В тактику давления входит массовая пропаганда с целью изменения общественного мнения, лоббирование (влияние на политиков и должностных лиц в системе исполнительной власти), возбуждение судебных дел».

В заинтересованные группы входит примерно 25% людей. Это профсоюзы, национальные ассоциации производителей, союзы потребителей, экологические организации.

Деятельность заинтересованных групп имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных можно отметить:

- социализация и рекрутирование граждан;

- артикуляция и аккумуляция интересов;

- дополнение официального представительства;

- средство разрешения конфликтов;

К отрицательным относят:

- неравномерность представления интересов;

- конкуренция групп и компромиссы, мешающие сбалансировать политику.

Выдвигают четыре критерия степени вовлечения в политическую деятельность:

1) Интерес к событиям;

2) Озабоченность - сознание важности политических событий;

4) Активность - прямое участие в осуществлении политики.

Вовлеченность населения в политическую деятельность зависит от профессиональных и экономических факторов, от уровня образования, мета жительства, возраста, пола.

Политологи сформулировали «законы участия»:

1) повышение уровня социоэкономического и культурного развития нации ведет к интенсификации гражданских установок людей;

2) рост доходов ведет к большему удовлетворению существующей политической системой.

Существуют причины отказа людей от политического участия. Оно может быть следствием апатии, вызванной убеждением, что затраты слишком велики по сравнению с выгодой или что «цена» участия вообще равна нулю. Апатия может быть положительной или отрицательной. В первом случае человек думает, что все будет хорошо и без его участия; во втором он считает, что ситуацию нельзя изменить к лучшему.

Причиной неучастия также может быть и аномия - отрицание самой политической и правовой основы общества, в котором живет человек.

Некоторым свойственно пассивное участие - заинтересованность в политических делах, которая не ведет ни к каким реальным результатам.

Качественное функционирование демократических институтов в любой стране мира предполагает правовое государство и эффективную деятельность институтов гражданского общества. В Конституции РФ, закрепившей общепризнанные демократические институты, обозначился вектор такого строительства. Между тем, ни у кого не вызывает сомнения, что на практике для становления правовой государственности предстоит пройти трудный и долгий путь, предполагающий решение множества задач. Анализ проблем правового взаимодействия гражданского общества и государства позволит решить наиболее важные из них и тем самым способствует менее болезненному прохождению этого периода.

При исследовании природы, структуры, закономерностей формирования гражданского общества, вопросов его взаимодействия с государством стоит обратиться к работам современных отечественных ученых-юристов: В.И. Авдийского, С.С. Алексеева, Т.А. Алексеевой, С.А. Авакьяна, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.И. Бобылева, К.С. Гаджиева, JI.T. Кривушина, С.Н. Кожевникова, Л.C. Мамута, О.В. Мартышина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В.Н. Руденко, В.А. Толстика, М.Х. Фарукшина, А.Ф. Черданцева, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина и других.


Взаимоотношение государства и индивида

Одна из приоритетных задач политико-правовой сферы – отношения между государством и личностью. При любой форме государственной власти невозможно поддерживать общественный порядок, не учитывая этих отношений.

Взаимоотношения государства и индивида характеризуют состояние общества в целом, цели и направление его развития.

Любое демократическое государство, с точки зрения общественных критерий, достигает своей зрелости только если в нём обязанности, права и свободы граждан являются важнейшими социальными и политическими институтами.
Социально-политический институт – возможность индивида влиять на механизмы управления властью, реализовывать свои интересы, получать материальные и духовные блага, иметь возможность законным образом выражать своё волеизъявление.

Поиск оптимальной модели взаимодействия между государством и человеком является достаточно серьёзным вопросом.

Его разрешение зависит от многих факторов:

  • Структура общества;
  • Форма государственного правления;
  • Виды собственности;
  • Уровень развития экономики;
  • Культурный уровень.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Немаловажную роль играют и субъективные факторы: правящая элита и издаваемые ею законы.
Идеальная модель представляет из себя систему, при которой человек имеет возможность полностью реализовать свои духовные и физические потребности (учёба, труд, творческое развитие и пр.) и при этом не нарушает общественные законы и признаёт общегосударственные цели. Этот баланс отражается на обязанностях, правах и свободах человека.

Социально-правовые проблемы России

На современном этапе юридический статус человека в России определяется следующими факторами:

  • Слабая правовая и социальная защищённость;
  • райней нестабильностью;
  • Отсутствие гарантий со стороны государственных структур в обеспечении защиты интересов и достоинства граждан, их прав и свобод;

Такой статус есть отражение глубокого социально-правового, политического и духовного кризиса государства.
Появление различных форм собственности изменило материальную основу социального статуса и привело к расслоению общества на классы, дало толчок росту безработице и снижению уровня жизни.

Правовой статус государства подорван межнациональными и региональными конфликтами. Единство и стабильность нарушены процессами суверенизации.

Правовой статус личности нарушен в результате негативных процессов, протекающих в государстве:

  • Политическое противостояние;
  • Рост преступности;
  • Техногенные и экологические катастрофы;
  • Проведение «непопулярных» реформ;
  • Социальная напряжённость.

Неприспособленность к новым условиям, утрата духовных приоритетов и социальных ориентиров – являются психологическими факторами, определяющими правовое состояние индивида.
Человек теряет уверенность в будущем, появляется ощущение социального дискомфорта.

Наряду с этим, в России имеют место процессы, достаточно важные как для отдельной личности, так и для государства в целом:

  • Плюрализм;
  • Всеобщее право на голосование;
  • Свобода в организации объединений и партий.

Условия взаимодействия государства и личности

Гарантия соблюдения прав и свобод человека в сегодняшнем мире имеет приоритетное значение.

Перед мировым сообществом стоит задача: создание единых норм правовой и социальной защищённости личности. Необходимо разработать и унифицировать единые стандарты правового признания достоинства всех членов человеческого сообщества.

Главное в данной проблеме – её практическая часть: создание гарантийных механизмов и условий для их функционирования.

Гарантии – это условия, обеспечивающие права и свободы граждан. Гарантийные механизмы – выполнение государством или другим субъектом, обязательств по отношению к соблюдению прав и свободы личности.
Объектом гарантий выступают общественные отношения, выполняющие защиту прав личности и удовлетворяющие его материальные интересы.

Основной принцип создания гарантийных механизмов – защита прав и свобод всех членов общества любыми законными методами.

В демократическом сообществе нормы закона одинаковы для всех. Этот принцип должен, в первую очередь, проявляться при возложении административной или уголовной ответственности на должностных лиц за нарушение свобод конкретных лиц, превышение должностных полномочий или злоупотребление властью.

Показатель деятельности политико-правовых институтов будет тем выше, чем жёстче будет соблюдаться принцип законности. По такому же принципу строится и правовая ответственность человека перед государством.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из главных направлений государственной политики является построение эффективной правовой системы, создающей условия для самореализации личности и общества в целом.

Правовое государство обязано оградить своих граждан от неправомерных действий властей любого уровня. С одной стороны, действия государства должны регламентироваться чёткими нормами права, с другой – он должно гарантировать защиту всех членов социального общества.

Отношения государства и личности строятся по взаимному принципу. Каждый человек обязан выполнять и уважать нормы законов и реализовывать свои потребности, не преступая их рамок. Это является гарантией эффективного функционирования взаимодействия государства со своими гражданами.

Принцип взаимной ответственности так же является неотделимым показателем взаимодействия государства и человека.Результатом эффективного взаимодействия государства и личности является создание оптимальных условий для жизнедеятельности общества в целом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: