Определение и классификация видов информации в судебных аис

Обновлено: 16.08.2022

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

« Автоматизированные информационные системы. »

1. Понятие информационной системы

Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации - компьютера. Кроме того, тех­ническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без кото­рого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными система­ми. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

2. Классификация информационных систем по функциональному признаку

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. На рис. 1.1 представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

http://tsput.ru/res/informat/sist_seti_fmo/lekcii/img1/image001.jpg

Рис. 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку

2. Автоматизированные информационные системы

Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для поиска, сбора, накопления, хранения, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.

Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;
2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;
3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;
4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

Классификация АИС по направлению деятельности


АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных технологий, составляющих ИС, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.

http://inftis.narod.ru/is/is-pr3-1.jpg

Рис. 3.1. Основные компоненты и технологические процессы АИС.

Цель автоматизации информационных процессов - повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей.

Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС, используемые в медицине:

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

Классификация АИС определяет место каждой системы, ее связь с другими системами и пути возможного построения новых информационных систем. Так, например, сочетание АИСС и АСОД получило название автоматизированной информационно-расчетной системы, а в состав АСУ может входить одновременно несколько АРМ и ЭС.

Рассмотрим каждый из перечисленных в классификации типов АИС подробнее и приведем конкретные примеры использования соответствующих систем.

Автоматизированные системы обработки данных (АСОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяются в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации.

АИПС - система, обеспечивающая отбор и вывод информации по заданному в запросе условию.

АИСС называются системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей сведениями справочного характера. Они производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.

АРМ называется индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, ПК, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а так же такие прикладные программы, как, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п., т.е. офисные приложения. АРМ являются основной средой ИТ автоматизации профессиональной деятельности.

АСУ представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

Экспертная система (ЭС) – это система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения ЭВМ, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

Экспертная система основана на знаниях. Знания возникают как результат переработки информации, накопленной в определенной предметной области.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

· совершенствование системы документооборота;

· наличие и использование системы классификации и кодирования;

· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· устройства передачи данных и линий связи;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) – централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функцио­нальных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децент­рализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распреде­ленных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математи­ческих методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Тема 6. Информатизация судебной деятельности.

Задачи и функции информатизации судебной деятельности.

Особенности информационных систем Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Современные условия информационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Одним из главных направлений реформы судебной деятельности, начавшейся в 1991 году, является укрепление ее материально-технической базы и, в частности, повышение эффективности информационного обеспечения судей: компьютеризация их рабочих мест, создание современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа информации, использование и распространения, а также расширение возможностей внедрения информационных технологий.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, было положено начало внедрения информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.

Справедливости ради следует отметить, что особенности судебной деятельности, связанной с рассмотрением юридических споров, объективно не способствуют массовому внедрению информационных компьютерных технологий по сбору, обработке и анализу судебных доказательств. Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.

Одним словом, информатизация судебной деятельности имеет свою специфику. Но, тем не менее, за последние годы проделана большая работа по компьютеризации рабочих мест судебных работников, формированию и использованию ими больших массивов правовой информации.

Достаточно сказать, что информатизация охватывает большое число работников судебной сферы. Только в судах общей юрисдикции число пользователей правовой информации превышает 58 000 человек. К этой категории относятся судьи, работники аппаратов, а также государственные служащие системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Мы уже отмечали, что судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и мировых судей. Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов обусловлен миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах.[7]

В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одно судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране.[8]

Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.

Прежде всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и выносимым судебных решениям по аналогичным рассматриваемым делам.

Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.

Третьим важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.

Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом начале своего развития.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

-формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

-организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использование документов судопроизводства);

-внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

-автоматизированных сбор и обработка судебной статистики

-контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).

Единое информационное пространство судебной деятельности формируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.

Сверхзадачей системы ГАС «Правосудие» является повышение качества и оперативности выработки судебных решений.

Первоочередными направлениями информатизации судебной деятельности в рамках названной Концепции являются

-создание сети центров внедрения и поддержки новых информационных технологий ГАС «Правосудие» на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях с формированием в них служб эксплуатации комплексов средств автоматизации судов и органов Судебного департамента;

-согласование механизмов взаимодействия действующих и вновь создаваемых комплексов средств автоматизации судебных органов;

-интеграция судебных информационных ресурсов, а также обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам (правовым базам, информации следственных органов, учреждений судебной экспертизы и т.п.);

-формирование корпоративной телекоммуникационной сети и обеспечение рационального использования привлекаемых систем и средств связи и передачи данных;

-обеспечение информационной безопасности системы и защиты судебной информации;

-кадровое обеспечение и обучение работников для внедрения и эффективной эксплуатации новых информационных технологий ГАС «Правосудие»;

-формирование единого банка учебно-методических материалов, используемых в профессиональной подготовке судей и работников аппаратов судов на базе компьютерной техники.

В процессе создания и эксплуатации информационной системы планируется разработка соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов.

Работа по информатизации судебной системы идет в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года № 805. Названная программа предусматривает обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента.[9]

Существенным фактором развития информатизации судебной деятельности является реализация проектов финансирования судебной реформы в рамках грантовых проектов Российского фонда правовых реформ.

В частности на средства Фонда финансируется и реализовывается проект комплексной системы автоматизированного сбора и анализа решений районных судов города Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта апробируются современные технологии автоматизированного сбора, обработки, обобщения и анализа судебной практики, проверяются критерии формирования элементов баз данных судебной правовой информации и методы доступа к ней пользователей различной категории. Отрабатываются единые стандарты архивирования и классификации данных.

Реализация проекта информатизации судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга позволила существенно повысить качество информационного обеспечения судей и работников аппарата Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге. В рамках локальной вычислительной сети были установлены более 300 автоматизированных рабочих мест, что дало возможность использовать справочные правовые базы «Кодекс». «Гарант» и «Консультант-Плюс» и их регулярное обновление в сетевом режиме. Установленное программное обеспечение «Правосудие» позволило значительно сократить документооборот правоприменительной деятельности судей.

Работники судебных органов города проходят постоянное обучение навыкам работы с компьютерной техникой и технологиями на базе юридического факультета Санкт-Петербургского факультета.

В связи с этим, следует отметить еще один важный аспект информатизации судов. Речь идет о взаимодействии судебных органов и юридических вузов.

Формирование электронных ресурсов судебной правовой информации, в частности актов судебного применения (решений и постановлений) дает возможность существенного обогащения и повышения эффективности учебного процесса. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.

Анализ судебной практики дает возможность активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию по конкретным делам. Юрист-аналитик, вооруженный нужным информационным ресурсов и средствами его обработки становится незаменимым консультантом в судебных органах.[10]

Несмотря на сложности внедрения высокотехнологичных информационных технологий в судебной деятельности, все же суды испытывают острый дефицит специализированных программных средств.

В рамках названных проектов создаются функциональные информационные системы «Финансы», «Судебное делопроизводство и судебная статистика», «Делопроизводство системы Судебного департамента», «Судебное делопроизводство и статистика», «Судебная практика», «Судебная экспертиза» и другие.

В отдельных регионах процесс информатизации положительно сказывается и на процессуальной судебной деятельности. Например, в Свердловском областном суде внедрена информационная система проведения судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел в режиме видеоконференции. Эта система позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на организацию судебных процессов.

Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:

· информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;

· автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;

· информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;

· распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;

· информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;

· электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;

· подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.

Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:

· Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.

· С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг;

· Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:

а) регистрации депутатов Государственной Думы;

б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;

в) подсчета голосов и определения результатов голосования.

· Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.

Министерство юстиции РФ играет ведущую роль не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных «Правотворчество». Автоматизированная информационная подсистема «Правотворчество» представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на бумажных носителях. Особенностью баз данных правовой информации «Фонд» и «Эталон» является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату. Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:

· центральный аппарат Судебного Департамента;

· территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

· верховные суды республик, краевые и областные суды;

· суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - «Управление»).Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс «Корпоративный справочник Судебного департамента», обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.

2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - «Организационное обеспечение»).В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.

3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Финансы»).

Подсистема включает в свой состав:

· средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;

· комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

· комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

4.Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - «Ресурсы»).

5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - «Право»).

6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - «Статистика»).

7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Делопроизводство-СД»).

8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - «Кадры»).В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных «Штатное расписание», «Кадры», «Социальное страхование».

9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы - «Строительство»).

10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Обучение»).

12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственной власти (шифр подсистемы - «Взаимодействие ИТКС»).

13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - «Сотрудничество»).

14. Технологическая подсистема «Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)».

15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Техпомощь»);

16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - «Стандарт СД»).

17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - «ГИС СД»). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


«Особенности обучения и адаптация к школе детей с УО в начале года»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информационные системы судов судебной системы РФ
Презентация подготовлена на основании материала, размещенного в свободном доступе в сети «интернет».

Информационные системы судов общей юрисдикции
Основой информационного обеспечения деятельности столичных судов общей юрисдикции является Комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ), которая включает следующие компоненты:
Единый информационный портал судов общей юрисдикции;
Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики;
Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных в суде делах и материалах;
Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний;
Система видео-конференц-связи;
Центр обработки данных;
Компьютерная справочно-правовая система «Консультант-Плюс»;
Компьютерная справочно-правовая система «Гарант».

Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики
Информационная система представляет собой многофункциональный сервис, в котором централизованно собраны, учтены и обработаны данные в различном формате о находящихся в производстве суда гражданских, уголовных, административных делах, делах об административных правонарушениях и материалах. Информационная система включает в себя такие подсистемы как «Электронное дело», «Электронный архив», «Личный кабинет».
Подсистемы «Электронного дела» и «Электронного архива» представляют собой аппаратно-программный комплекс, при помощи которого материалы дел формируются в электронном виде в формате Word, а также из отсканированных документов. Так, благодаря современному оборудованию, установленному в московских судах, документы, поступающие в суд на любом этапе судопроизводства от разных участников процесса, оперативно переводятся в электронный вид при помощи поточных и планетарных сканеров, приобщаются к материалам электронного дела, аналогичным образом формируются и дела, уже сданные в архив.
Подсистема «Личный кабинет» позволяет участникам судебных разбирательств (истцам, ответчикам, обвиняемым, подсудимым, адвокатам, представителям и иным участникам) осуществить доступ к процессуальным документам в электронном виде, к видеозаписям судебных разбирательств, к расписанию судебных заседаний, дистанционно знакомиться с материалами дела, приносить заявления, ходатайства, иные процессуальные документы в электронном виде и т.п.

Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных в суде делах и материалах
Информационный ресурс, предназначенный для оперативного и своевременного размещения на Едином информационном портале актуальной информации о процессуальном движении дел и материалов.

Центр обработки данных
Центр обработки данных расположен на территории Московского городского суда в защищённом помещении, обеспеченном отказоустойчивой системой электропитания и пожаротушения. Центр обработки данных предназначен для:
1. обеспечения прикладных подсистем, входящих в состав КИС СОЮ, необходимыми вычислительными мощностями;
2. обеспечения наличия резервных копий данных прикладных подсистем.
(В данном центре в Москве сосредоточены информационные системы Московского городского суда и 35 районных судов города Москвы)

Внутренний портал судов общей юрисдикции столицы предназначен для организации совместной работы и повышения эффективности взаимодействия работников аппаратов районных судов и Московского городского суда.
Внутренний портал предоставляет работникам судов доступ к справочной информации, новостям и нормативным документам.

Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний
Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний предназначена для:
составления протоколов судебных заседаний, учета информации, относящейся к ходу судебных заседаний;
аудио- и видеозаписи судебных заседаний;
учета и хранения записей судебных заседаний;
подготовки и публикации записей и прямых трансляций судебных заседаний в сети Интернет;
предоставления доступа к записям и прямым трансляциям судебных заседаний руководству судов;
предоставления доступа к записям судебных заседаний участникам судебных процессов через личный кабинет Единого портала;
предоставление информации посетителям судов посредством информационных киосков.

Система видео-конференц-связи (ВКС)
ВКС обеспечивает организацию сеансов видеоконференцсвязи для проведения судебных процессов в региональных судах, районных, городских судах и Верховном Суде Российской Федерации с дистанционным участием в том числе осужденных, находящихся в СИЗО.
ВКС обеспечивает проведение судебных процессов в федеральных судах и Верховном Суде Российской Федерации с дистанционным участием:
осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН (в том числе региональных);
прочих лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, находящихся в судах.

Информационные системы верховного суда Рф
Основным, базовым элементом информационного обеспечения деятельности ВС РФ является Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство" (далее ИС СДД), разработанная в соответствии с требованиями процессуального законодательства РФ, иными нормативными правовыми актами, инструкциями, а также приказами и распоряжениями Руководства Верховного Суда.
ИС СДД включает следующие основные компоненты:
- Автоматизация судебного делопроизводства Апелляционной коллегии Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства в судебных коллегиях Верховного Суда по гражданским, уголовным, административным делам, по делам военнослужащих;
- Автоматизация судебного делопроизводства в Коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства Управления Верховного Суда по организационному обеспечению рассмотрения обращений;
- Электронный банк судебных документов;
- Информационно-справочная система Верховного Суда;
- Судебная статистика Верховного Суда;
- Подача документов в Верховный Суд в электронном виде;
- Ведение общего делопроизводства и документооборота и др.

Форма поиска судебного документа

Графический образ найденного документа

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА
(Главное окно компоненты)

Информационные системы арбитражных судов Рф
Программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство» предназначен для решения следующих задач:
автоматизации жизненного цикла судебного дела;
обеспечения информационных потребностей суда;
обеспечения участников споров информацией о ходе рассмотрения судебных дел, заявлений и жалоб;
подготовки судебных актов;
формирования судебной статистики.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Электронный обмен информацией между арбитражными судами РФ и лицами, участвующими в судебных делах в Арбитражном суде позволяет осуществить следующие функциональные возможности:

Оперативное получение информации о ходе и результатах рассмотрения судебных дел в судах вышестоящих и нижестоящих инстанций;
Сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками суда на регистрацию информации о делах и документах;
Исключение «двойной» регистрации одной и той же информации при движении дела в судах разных инстанций. Информация, например, о лицах-участниках, их адресах, реквизитах, введенная в суде первой инстанции один раз, становится доступной для судов вышестоящих инстанций.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Автоматизированное распределение исковых заявлений

Автоматизированное распределение исковых заявлений (заявлений) позволяет оперативно, равномерно, объективно распределять дела по судьям, учитывая количество дел, рассмотренных судьей за определенный период, количество дел, находящихся в рассмотрении, периоды отпуска судей, сроки рассмотрения дел, коэффициент сложности дела, коэффициент нагрузки судьи. Все дела в суде распределяются автоматически, причем контролируется, чтобы не было ручного изменения результатов автоматизированного распределения.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Использование шаблонов судебных актов
В арбитражных судах все судебные акты, сопроводительные письма, телеграммы могут изготавливаться в модуле подготовки документов на основе шаблонов, утвержденных Президиумом суда.
В настоящее время в модуле используется примерно 160 шаблонов с тегами (местом автоподстановки информации). Использование шаблонов судебных актов позволяет унифицировать стандартные зоны документов, единообразно оформлять судебные акты, соблюдать ГОСТы на изготовление документов.
Кроме того, в документ, изготовленный на основе шаблона, автоматически подставляется информация, уже введенная в базу ранее – наименования и адреса лиц-участников, номер дела, дата документа, судья, время и место заседания и т.п., что позволяет избежать ошибок и описок, а также ускоряет работу с судебными актами.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Электронная система автоматизации документооборота «Дело»

Для регистрации документов, не относящихся к конкретным судебным делам, используется электронная система автоматизации документооборота «Дело». Система позволяет регистрировать документы и их графические копии, отслеживать ход исполнения поручений и жалоб, с помощью поиска по реквизитам можно быстро найти нужный документ.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Интернет-приемная
Подача заявки на аккредитацию средств массовой информации
Информационный киоск для предоставления справочной информации
«Система единого штатного расписания»
Система «Аудиофиксация судебных заседаний»
Видеоконференцсвязь
Удаленный электронный доступ к ЕГРЮЛ и к ЕГРИП
Отправка интернет-телеграмм
Соглашения об обмене информацией по электронной почте с использованием электронно-цифровой подписи (далее ЭЦП)
Программный модуль «Учет литературы»
Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов
Интернет-музей
Мобильная картотека

База знаний «Правовые позиции КС РФ»
База знаний содержит обобщенные и систематизированные правовые позиции КС РФ, выраженные в постановлениях и определениях, за период с момента начала деятельности КС РФ. Располагает навигацией через Web-интерфейс.
Банк решений КС РФ и обжалуемых нормативных документов
Содержит тексты всех решений Конституционного Суда РФ и интегрированный с ними указатель проверяемых на конституционность разделов нормативных актов. Располагает атрибутно-полнотекстовым поиском информации через Web-интерфейс.

Информационная система «Постановления и определения КС РФ с алфавитно-предметным указателем»
Содержит постановления и определения КС РФ, отрубрицированные в соответствии с алфавитно-предметным указателем. Располагает алфавитной навигацией и атрибутно-полнотекстовым поиском информации через Web-интерфейс.

Электронная библиотека КС РФ
Электронная библиотека базируется на использовании технологий штрихового кодирования/RFID, поддержке форматов, стандартов и протоколов - MARC21, RUSMARC, ISO ILL и включает следующие функциональные подсистемы:

Электронная поддержка делопроизводства
Автоматизированная система делопроизводства (АИС «Делопроизводство») предназначена для формирования, учета, хранения и работы с документами различного служебного характера.
В возможности, представленные пользователю входит весь диапазон функций по регистрации входящих, исходящих, внутренних документов, составлению резолюции и поручений, ведению контроля за их исполнением, расширенный спектр действий по работе с регистрационными карточками документов и различные дополнительные сервисы.
АИС «Делопроизводство» позволяет осуществлять поиск по видам документов, оперативный контроль документов, а также:
- учет движения документов
- контроль исполнения резолюций
- формирование различных отчетов для построения отчетов с различными параметрами
- списание в архив
- подготовку документов.

Система автоматизированной публикации судебных решений
Система публикации решений предназначена для осуществления публикации решений на внутреннем портале и сайте Конституционного Суда РФ. Предоставляет функционал по рубрикации, публикации, поиску решений, а также просмотру самого текста решения и его замены, в случае необходимости.

База данных нормативных актов «Консультант-Плюс»
База данных по законодательству России, содержит нормативно-правовые акты РФ и субъектов, основные международные правовые акты, комментарии и разъяснения к нормативно-правовым актам и консультации по конкретным ситуациям. Механизм поиска позволяет производить поиск по нескольким критериям, поиск по классификатору правовой информации «Правовому навигатору», представлена возможность быстрого поиска.

База данных нормативных актов «Гарант»
База данных нормативных документов содержит акты органов власти (федеральных, региональных, муниципальных), материалы судебной и арбитражной практики, проекты законов. Обладает различными видами поиска документов: базовый поиск, поиск по реквизитам, поиск похожих документов, поиск по реквизитам, поиск по энциклопедии ситуации, поиск по толковому словарю, поиск документов действовавших в тот или иной момент времени.

База данных нормативных актов «Кодекс»
База данных нормативных и правовых документов по международному, федеральному и региональному законодательству, содержит материалы судебной практики, справочные и консультационные материалы. Обладает поиском по свободно сформулированным запросам (интеллектуальный поиск), атрибутным поиском, поиском по ситуации.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Профессиональное образовательное учреждение

«Колледж права и экономики»

АИС « Кодекс: судопроизводство»

40.02.03 Право и судебное администрирование

Выполнил обучающийся гр. ПСА-236 _______ Михайлова Ангелина Леонидовна

Оценка за выполнение и защиту _____________________

Проверил ________ Варлакова Наталья Ивановна

1 Важнейшие свойства АИС

2 Что получают пользователи АИС?

3 Достоинства АИС

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Одним из приоритетных направлений деятельности консорциума «Кодекс» является разработка и внедрение автоматизированных информационных систем делопроизводства и документооборота в судах Российской Федерации. Начало этой деятельности было положено в 2002 году, когда «Кодекс» внес свой вклад в судебную реформу, предложив уникальное решение по автоматизации процессов судебного документооборота - автоматизированную информационную систему (АИС) «Кодекс: Судопроизводство».
В 2002 году был дан старт внедрению системы «Кодекс: Судопроизводство» в федеральных арбитражных судах Северо-Западного и Волго-Вятского округов, арбитражных судах Самарской области и Республики Карелия. В 2003 году возможности разработки «Кодекс» оценили на практике сотрудники и специалисты Арбитражного суда Архангельской области.
С октября 2003 года началось внедрение АИС “Судопроизводство” в Арбитражном суде Чувашской Республики, который, так же как и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, уже использует АИС “Судопроизводство” в ежедневной практической деятельности.
С 2004 года АИС «Кодекс: Судопроизводство» внедряется в арбитражных судах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Татарстан, Ярославской области, Тюменской области и в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде.
В начале 2005 года началось массовое внедрение АИС «Кодекс: Судопроизводство» в арбитражных судах Российской Федерации. Сейчас АИС «Судопроизводство» эксплуатируется в 59 арбитражных судах РФ, в т.ч. в Постоянном судебном присутствии Арбитражного суда Пермского края.
Внедрение систем автоматизированного судопроизводства в судах позволило сформировать единое информационное пространство, объединяющее по вертикали арбитражные суды субъектов Российской Федерации и федеральные арбитражные суды округов. Пространства, сформированного системой «Кодекс: Судопроизводство». В настоящее время АИС «Судопроизводство» интегрирована в судах с системой служебного документооборота, с сайтами арбитражных судов; обеспечивает обмен информацией между системами судопроизводства внутри судебного округа по инстанциям; с некоторыми из участниками спора осуществляется информирование о принимаемых судебных актах в электронном виде. Ряд судов широко используют возможность информирования посетителей суда посредством отображения информации о проведении судебных заседаний, о времени и месте заседания, о результате рассмотрения спора.
В связи с расширением круга пользователей АИС «Судопроизводство» руководство компании в конце 2005 года приняло решение об открытии этого сайта. Сайт, в первую очередь, предназначен для арбитражных судов РФ, в которых внедряется АИС «Судопроизводство», а также обеспечивает оперативную связь разработчиков с пользователями системы и осуществляет информационную поддержку сопровождения АИС на объектах автоматизации.

1. Важнейшие свойства АИС

АИС «Кодекс»: Судопроизводство» обеспечивает комплексную полнофункциональную автоматизацию всех участков судопроизводства. Система охватывает все этапы судебного делопроизводства: первичную регистрацию судебного дела, распределение судебного дела, рассмотрение судебного дела, подготовку и регистрацию судебных решений по результатам рассмотрения, контроль и анализ рассмотрения дел, отправку документов.

Кроме того, АИС «Кодекс: Судопроизводство» представляет целый набор дополнительных функциональных возможностей и сервисов: доступ к текстам судебных решений и судебным документам, доступ к правовым базам «Кодекс», составление и публикация аншлагов, получение статистических сводок и отчетов, мониторинг, контроль рассмотрения дел, опубликование судебных решений в сети Интернет и др.

2. Что получают пользователи АИС?

На каждом этапе работы с документом заняты определенные группы пользователей, каждая из которых в рамках АИС «Кодекс: Судопроизводство» получает соответствующий набор функциональных возможностей и сервисов.

Группы пользователей

Функциональные возможности и сервисы


Председатель суда
Заместители

председателей


Председатели


Председатели


Судебная статистика:
Формирование Годового/полугодового статического отчета о работе суда;
Анализ статистических показателей работы по суду/коллегиям/составам/судьям.

Мониторинг и контроль рассмотрения дел:
Проведение мониторинга рассмотрения дел в суде в режиме реального времени (с начала года/за любой период времени/за текущий день);
Ежедневный анализ рассмотрения дел по суду/коллегиям/составам/судьям;
Контроль соблюдения сроков рассмотрения дел;
Анализ индивидуальной нагрузки судей;
Формирование рабочего календаря сотрудников суда.

Распределение судебных дел
Автоматическое/ручное распределение судебных дел
Перераспределение
Личные коэффициенты судей
Добавить отпуск/выходной

Доступ к текстам всех судебных решений

Сотрудник канцелярии суда

Сотрудник отела обобщения судебной практики

Работа с электронным полнотекстовым архивом судебных дел с указанием:

места хранения судебного дела;
классификации категории спора;
судебного состава, рассматривавшего дело.

Общественность

Доступ к судебным актам

3. Достоинства АИС

Автоматизированное создание полнотекстовых электронных банков судебных решений. Внедрение АИС «Кодекс: Судопроизводство» позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности суда - создание полнотекстового электронного банка судебных решений, принимаемых данным судом. Именно эта особенность и отличает систему «Кодекс» от разработок других производителей. Создание банка происходит автоматически, в процессе судебного делопроизводства, не требуя ни дополнительных ресурсов, ни финансовых затрат.

Формирование такого банка начинается непосредственно на рабочем месте сотрудника суда, который с помощью АИС “Судопроизводство” может подготовить и зарегистрировать любой документ, возникающий в процессе рассмотрения судебных дел. Все документы готовятся в знакомом большинству пользователей редакторе MS Word, и тут же размещаются в электронном банке. Пользователь работает с привычным программным интерфейсом и не тратит времени на постижение принципиально новых сервисов, поэтому внедрение АИС “Судопроизводство” не потребует большого времени на обучение или переучивание специалистов.

Предоставление оперативного доступа к судебным документам. Создание электронного банка судебных решений значительно облегчает работу руководителей, судей, помощников и специалистов суда, которым предоставляется оперативный доступ к судебным документам. Руководители могут получать необходимые типовые бланки, сводки и отчеты о деятельности суда, контролировать загрузку судей и ход рассмотрения дел, судьи - формировать индивидуальный банк документов судебной практики, использовать типовые бланки при работе над судебным актом, согласовывать подготовленные судебные решения с членами суда при коллегиальном рассмотрении и подписывать электронные документы. Специалисты суда могут в автоматизированном режиме готовить перечни документов и печатать конверты для отправки почтой заинтересованным сторонам, осуществлять проверку и редактировать электронную статистическую карточку судебных дел.


Автоматизированное распределение дел по судьям. Система обеспечивает автоматизированное распределение дел по судьям, используя такие «интеллектуальные» критерии, как категория спора, специализация судьи, равномерность загрузки судьи, а также его рабочий календарь. При этом автоматически формируется график судебных заседаний на конкретный день недели с указанием даты и зала проведения заседания. Кроме того, система позволяет осуществлять мониторинг загрузки судей и процессуальных сроков рассмотрения дел.

Удобство настройки системы. Важным достоинством системы является удобство ее настройки в зависимости от специфики организации судопроизводства конкретного суда. Так, в Арбитражном суде Республики Карелия используется смешанная автоматизированная схема распределения судебных дел, при которой дела для судей первой инстанции распределяются системой автоматически, а формирование судебных составов для рассмотрения апелляционных жалоб производит руководство суда на основании предоставленных системой сведений.

Аутентичность представляемой информации. В АИС «Кодекс: Судопроизводство» сохраняется понятная всем аналогия судебного дела как «папки с документами». Как и в традиционном документообороте, в судебном деле системы «Кодекс: Судопроизводство» отображаются все сопроводительные документы к делу, в том числе, по необходимости, исковое заявление в электронном виде, отзыв на исковое заявление, а также материалы дела: сканированные документы, фотографии и звуковые файлы. В электронной папке, кроме перечня всех документов, сопровождающих данное дело и карточки о деле, автоматизированным способом формируется «История дела».

На все судебные дела заводятся электронные статистические карточки, на основе которых и согласно рекомендациям Высшего Арбитражного суда РФ формируется полугодовая и годовая статистическая отчетность.

Публикация судебных решений на сайте арбитражного суда. Внедрение технологий электронного судопроизводства и создание банка судебных решений позволит решить проблему открытости судов, доступности для пользователей материалов судебной практики. Документы судебной практики могут автоматизированным способом публиковаться на сайте арбитражного суда в сети Интернет. Таким образом, консорциум “Кодекс” реализует одно из своих профильных направлений - развитие правовой информатизации в России и практическое содействие процессам правового просвещения и воспитания граждан.

Возможность организации электронного обмена документами между арбитражными судами всех инстанций. Дела и документы от арбитражных судов субъектов РФ могут передаваться судам вышестоящей инстанции, вплоть до Высшего Арбитражного суда РФ. В свою очередь, постановления вышестоящей инстанции будут в автоматизированном режиме переданы судам кассационной, апелляционной инстанций, а затем арбитражным судам субъектов РФ в соответствующем порядке. В процессе работы с документами может использоваться электронная цифровая подпись.

Внедрение АИС «Судопроизводство» позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности суда - создание полнотекстового электронного банка судебных актов, принимаемых данным судом. Именно эта особенность и отличает систему «Кодекс» от разработок других производителей. Создание банка происходит автоматически, в процессе судебного делопроизводства, не требуя ни дополнительных ресурсов, ни финансовых затрат, ни привлечения услуг сторонних организаций.

Формирование такого банка начинается непосредственно на рабочем месте сотрудника суда, который с помощью АИС «Судопроизводство» может подготовить и зарегистрировать любой документ, возникающий в процессе рассмотрения судебных дел. Все документы готовятся в знакомом большинству пользователей редакторе MS Word, и тут же размещаются в электронном банке. Пользователь работает с привычным программным интерфейсом и не тратит времени на постижение принципиально новых сервисов, поэтому внедрение АИС «Судопроизводство» не потребует большого времени на обучение или переучивание специалистов.

Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем в российских судах является одним из приоритетных направлений деятельности консорциума «Кодекс» в течение последних четырех лет. Проект «Кодекс: Судопроизводство» продолжает вызывать интерес у новых арбитражных судов по всей стране. В настоящее время система «Кодекс: Судопроизводство» охватывает более 20 арбитражных судов Российской Федерации. Накопленный опыт внедрения позволяет нам говорить о постепенном формировании единого информационного пространства «Кодекс», объединяющего по вертикали арбитражные суды субъектов Российской Федерации и федеральные арбитражные суды округов.

Весомым подтверждением того опыта, который был накоплен петербургскими разработчиками в деле автоматизации процессов судопроизводства в арбитражных судах, стало решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: в апреле 2006 года ЗАО «Информационная компания «Кодекс» признана победителем открытого конкурса по внедрению автоматизированной информационной системы «Судопроизводство» в арбитражных судах Российской Федерации .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: