Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства

Обновлено: 01.02.2023

43. Деятельность прокурора после поступления к нему уголовного дела с обвинительным заключением и обвинительным актом.

рокурорский надзор за законностью приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, — самостоятельный вид прокурорского надзора. Он основывается на положениях УПК РФ и Федеральном законе «О прокуратуре», федеральных законах, приказах, распоряжениях Генеральной прокуратуры.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и принести протест в порядке надзора, если сочтут, что они незаконны или необоснованны.

Незаконность приговора, определения, постановления означает нарушение норм УПК РФ, обоснование принятого решения недопустимыми доказательствами, применение закона, противоречащего УПК РФ.

Незаконность решения является в соответствии с УПК РФ безусловным поводом к его отмене.

Необоснованность решения означает несоответствие выводов суда доказательствам, на которые суд ссылается при обосновании своих выводов. Необоснованность приговора, определения, постановления может выражаться в наличии в этом документе неустраненных противоречий между доказательствами, противоречии между доказательствами по делу и принятым решением.

Если опротестование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору.

В законе четко перечислены лица, имеющие право принести протест в порядке надзора, и их компетенция.

Право на принесение протестов в порядке надзора имеют:

а) Генеральный прокурор РФ и его заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;

б) прокурор субъекта РФ — на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Опротестование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускаются лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Протесты на вступившие в законную силу приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также постановления судей Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.

Для решения вопроса об опротестовании вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение протеста в порядке надзора, может в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело. Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения протеста в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения протеста в порядке надзора, он возвращает дело в суд и сообщает заинтересованным лицам об этом.

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает протест. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель. В результате рассмотрения дела протест прокурора может быть удовлетворен или отклонен.

44. Процессуальное положение и полномочия прокурора в суде при рассмотрении уголовных дел.

ри участии прокурора в рассмотрении судами уголовных дел прокуратура решает такие задачи, как обеспечение участия прокурора в уголовном судопроизводстве и обеспечение законности приговоров, постановлений и определений суда. Каждая из этих
задач состоит из частей, которые должен решить прокурор: обеспечить присутствие прокурора в судебном процессе, обеспечить необходимое участие квалифицированного работника, тщательно изучить материалы уголовного дела и подготовиться к судебному заседанию, своевременно рассмотреть законность приговоров, постановлений и определений суда.
Прокурор, осуществляя уголовное преследование, выступает в суде в качестве государственного обвинителя.
Первоначальные действия прокурора по уголовному судопроизводству начинаются с рассмотрения и утверждения им обвинительного заключения или акта. После этого прокурор передает дело в суд. Производство по уголовному делу начинается со стадии предварительного слушания, на ней решаются вопросы о возможности вызова в суд новых свидетелей, специалистов, экспертов, об исключении или дополнении вещественных доказательств, возможности назначения рассмотрения дела в отсутствии кого-либо из участников процесса. На подготовительной стадии прокурор может заявить ходатайство об отводе составу суда, высказать свое мнение о других ходатайствах. На стадии судебного следствия государственный обвинитель всесторонне исследует все доказательства по делу и руководствуется своим внутренним убеждением, а также, если он приходит к выводу, что основания для обвинения подсудимого не подтвердились, он должен отказаться от предъявленных обвинений. После вынесения приговора, определения, постановления суда по делу прокурор имеет право обжаловать данные документы, если есть несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, присутствует нарушение Уголовно-процессуального
кодекса РФ, неправильно применены нормы материального права и несправедливо назначено наказание. Обжаловать приговор, постановление или определение прокурор может в суде второй инстанции, надзорной инстанции, а также регламентирует порядок возбуждения производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

45. Процессуальное положение и деятельность прокурора в суде по гражданским делам.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали (ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору (п. 2 ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (п. 3 ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст. 37 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 38 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

46. Формы реализации прокурором своих полномочий по участию в гражданском процессе.

Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел — это одна из обязательных форм деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и интересов государства и граждан, а также других охраняемых законом прав. Прокурор может вступить в гражданский процесс на любой стадии, если этого требуют публичные интересы. Непосредственное участие прокурора в гражданском процессе способствует объективному рассмотрению гражданских дел, соблюдению процессуального и материального права. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав граждан (которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам сами не могут защищать свои права и интересы в суде), неопределенного круга лиц (беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей), а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При подаче заявления прокурор пользуется всеми процессуальными правами и процессуальными обязанностями истца (знакомится с материалами дела, заявляет ходатайства и отводы, рассматривает и исследует все вещественные доказательства по делу, имеет право обжаловать действии судебного пристава), кроме права заключить мировое соглашение и обязанности по уплате государственной пошлины. Прокурор может отказаться от заявления, которое подано в защиту другого лица, но рассмотрение по делу продолжается, если истец или его представитель отказываются от иска, суд прекращает производство по делу. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс для дачи заключения о выселении, восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Прокурор имеет право обжаловать решения суда в апелляционном суде в форме апелляционного представления, в суде надзорной инстанции в форме надзорного представления и в кассационном суде с кассационным представлением, если он участвовал в данном деле в суде первой инстанции. Генеральный прокурор вправе обратиться в Пленум ВСРФ с представлением о даче суда разъяснений по практике гражданских дел. Непосредственную работу в прокуратурах районов и городов ведут определенные работники — заместители и помощники. В прокуратурах субъектов существуют отделы, которые называются отделами по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе.
Генеральная прокуратура дает разъяснения и руководящие положения нижестоящим прокурорам (информационные письма). Участие прокурора обязательно при рассмотрении дела об усыновлении в закрытом судебном заседании, при признании гражданина недееспособным, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации.

47. Реализация прокурором своих полномочий по участию в гражданском процессе путем обращения в суд.

48. Участие прокурора в арбитражном суде.

Прокуроры осуществляют предоставленные им полномочия по участию в арбитражном судопроизводстве путем предъявления в арбитражные суды:
1) заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) исков о признании недействительными сделок, а также исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований (ст. 52 АПК РФ).
Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:
1) рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам подсудности споров;
2) участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам; участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
3) рассмотрение обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам и заявлениям иных лиц;
4) участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ решения о вступлении в дело в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций;
5) апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;
6) участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
7) рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
8) изучение по поручению Генеральной прокуратуры РФ, прокурора субъекта РФ в арбитражном суде дел, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;
9) анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;
10) координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений.

49. Прокурорский надзор за исполнением законов таможенными органами

. Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются в Таможенном кодексе – надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ. 227, 228, 248.
Отдельные положения есть в ТК – например обязательное участие в делах об увольнении.
Подчеркивая особую значимость для охраны прав и свобод человека и гражданина, общества и государства тех или иных видов деятельности, законодатель счел необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за исполнением законов. Об этом есть прямое указание в ФЗ «Об ОРД», «О внешней разведке», «О б учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О федеральных органах правительственной связи и информации».

50. Международное сотрудничество органов прокуратуры.

Прокуратура сотрудничает со странами Содружества Независимых Государств. Во всех этих странах самым основным и главным направлением является надзор за соблюдением законов. Сотрудничество с этими странами заключается в проведении совместных программ по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, бандитизмом, захватом заложников, заказными и серийными убийствами, похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации, проникновением через границы стран СНГ из государств, не входящими в Содружество, фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, так как этим наносится ущерб странам СНГ, нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порнографическим бизнесом и проституцией, незаконным вывозом стратегических ресурсов, оружия, наркотиков, национальных культурных ценностей на территории государств — участников СНГ, а также по координации деятельности правоохранительных органов, сотрудничеству в области борьбы с экологическими правонарушениями, о совместных усилиях по борьбе с транснациональной преступностью, которая представляет собой угрозу безопасности стран Содружества.
В декабре 1997 г. Координационный совет Генеральных прокуроров (является региональной организацией) принял решение образовать исполнительный секретариат, в котором работают представители всех генеральных прокуратур на постоянной основе. Секретариат решает конкретные вопросы сотрудничества по гражданским и уголовным делам, организует совместную деятельность прокуратур Содружества Независимых Государств, обеспечивает контроль за использованием принимаемых на Координационном совете решений, проводит международные совещания, конференции, семинары, анализирует состояние и динамику преступности на территории этих стран, участвует в разработке проектов международных соглашений и договоров, в подготовке межгосударственных и межведомственных программ сотрудничества правоохранительных органов. Это должно способствовать оперативному исполнению отдельных требований и поручений, связанных с международным розыском, проведением оперативно-розыскных и следственных действий, выдачей и депортацией лиц, уклоняющихся от правосудия.
В Генеральных прокуратурах стран СНГ создаются коллегии в составе Генерального прокурора (председателя), его первого заместителя и заместителей по должности, других ответственных работников прокуратуры, они являются совещательными органами.
Генеральные прокуроры стран СНГ заключили долгосрочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Совместно подготавливают методические пособия для следователей и прокуроров, издают сборники по обмену опытом, проводят семинары и научно-технические конференции.

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в целях улучшения состояния законности при осуществлении уголовного преследования и обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.

1.4. При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.

При рассмотрении в ходе досудебного производства в судебных заседаниях вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей принципиально отстаивать избранную точку зрения, приводя четкие и убедительные аргументы.

1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

1.7. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (военным прокурорам - на гауптвахтах) регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать в соответствующие следственные органы.

В случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

1.9. На всех стадиях досудебного производства особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.

1.11. По результатам проверки постановления о прекращении уголовного дела и признании данного решения законным и обоснованным обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст. 133 - 135 УПК РФ.

1.12. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству. Государственным обвинителям активно участвовать в исследовании представляемых доказательств. Всемерно способствовать принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. При формировании своей позиции относительно наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

При существенном расхождении позиции государственного обвинителя с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, обвинительном постановлении, докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение. Считать недопустимым любое давление на государственных обвинителей, принуждение их к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Отказ от обвинения возможен только после всестороннего исследования доказательств и должен быть мотивирован.

Учитывать, что апелляционные представления на незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения приносятся в установленные законом сроки.

Уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных, кассационных и надзорных представлений, которые должны соответствовать требованиям закона и быть конкретными, ясными, мотивированными, основанными на материалах дела.

Обжаловать судебные решения при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении уголовного закона и (или) существенном нарушении уголовно-процессуального закона, повлекших значительные вредные последствия.

1.13. Систематически информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

1.14. Организовать изучение материалов проверок и уголовных дел на предмет законности действий и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами прокуратуры и органами предварительного расследования мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, при наличии инициированной ими процедуры рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека.

В случае выявления нарушений принимать меры к их устранению.

Не реже одного раза в полугодие анализировать характер, причины и условия нарушений, явившихся основанием для обращения в Европейский Суд по правам человека, в рамках компетенции обеспечить своевременное их предупреждение и пресечение.

2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляющим непосредственный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в том числе управлениям в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам областной подсудности по фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное уголовно-судебное управление, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью и управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (в части принятых процессуальных решений органами предварительного расследования ФСБ России).

2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.

Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора, контроля исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.

О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствующих докладных записках о соблюдении конституционных прав граждан следует отражать информацию о состоянии надзорной деятельности в соответствии с положениями пункта 1 настоящего приказа.

2.4. Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания и судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам. Принять меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных нарушений закона.

2.5. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

3. Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управлениям в федеральных округах и другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы.

При выездах на места с проверками и оказании помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом участке и проверять ход исполнения настоящего Приказа.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. N 141 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.

Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и изменением уголовно-процессуального законодательства, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. В полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

1.3. Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.

В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1), о возбуждении уголовного дела и материалов к ним (приложение N 2), поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю.

Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.

В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.

Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

Проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.

Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Руководствуясь ч. 2 ст. 10 УПК РФ, своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

1.5. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

Тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству предлагать руководителю следственного органа одновременно с направлением ходатайства в суд направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям о законности, обоснованности и мотивированности.

В каждом случае прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства согласовывать с руководителем прокуратуры.

Излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, исходить из положений ст. 97, 100, 106 - 109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

При наличии предусмотренных законом оснований в каждом случае принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

По каждому случаю освобождения из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Кроме того, рассматривать в таких случаях вопрос о необходимости принятия мер реагирования на допущенные нарушения следователя, руководителя следственного органа, прокурора, утвердившего обвинительное заключение.

1.6. Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки.

При этом учитывать, что указанные следственные действия производятся без судебного решения лишь в том случае, если промедление может повлечь за собой утрату следов преступления и других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.

1.7. Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного.

При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.

1.8. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, направлять руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.

В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа.

Учитывать, что требования об устранении нарушений федерального законодательства руководителям следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, руководителям следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) по субъектам Российской Федерации уполномочены направлять прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.

Указанные требования в адрес Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его заместителей, а также руководителей следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) направляются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.

При несогласии Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с предъявленным требованием об устранении нарушений федерального законодательства материалы докладываются Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

1.9. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

1.10. Полномочия прокурора о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, использовать с целью обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, а также с учетом общественной значимости расследуемого уголовного дела.

1.11. Контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.

Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.

1.12. При утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

1.13. В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

1.14. В соответствии со ст. 124 УПК РФ рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

Не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.

По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. 119 и 120 УПК РФ.

1.15. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.

В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

1.16. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования. По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.

О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. В связи с изданием настоящего Приказа признать недействующими Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.1997 N 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" и от 05.07.2002 N 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства".

4. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: