Нужно ли возвращать субсидию государству

Обновлено: 30.11.2023

Расхождение в годовом отчете о выполнении задания плановых и фактических показателей вызвано вводимыми в 2020 году ограничительными мерами. Повлияет ли это на сумму и саму необходимость возврата субсидии в бюджет?

Объем финансового обеспечения задания, определяемый на основании Положения № 640 и аналогичных нормативных актов, действующих «на местах», рассчитывается исходя из обычных условий финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Здесь не принимаются во внимание чрезвычайные ситуации (Письмо Минфина РФ от 13.08.2020 № 02-06-10/73034). Введение ограничительных мер не относится к обычным условиям, а значит, и расчет финансового обеспечения (суммы возврата субсидии) должен быть иным.

Для учреждений из наиболее пострадавших отраслей, приостанавливавших (частично или полностью) свою работу, законодатели предусмотрели две меры поддержки.

Сначала органы власти определили перечень расходов, которые в 2020 году не надо учитывать при расчете остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет при невыполнении задания. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.05.2020 № 1390-р, принятому в отношении федеральных учреждений, в список таких расходов вошли ключевые затраты – оплата труда, уплата налогов и сборов, страховых взносов, расходы на коммунальные платежи и содержание имущества. На эти цели федеральным БУ и АУ разрешено направлять субсидию на госзадание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности независимо от объема оказанных услуг (выполненных работ).

К сведению: если учреждение в 2020 году приостанавливало работу и из-за этого не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не будет считаться невыполненным. Эта норма действует для АУ всех уровней подчинения.

Некоторые регионы поддержали федеральную инициативу и ввели у себя аналогичные меры. Так поступили, к примеру, Тульская область (Положение, утвержденное Постановлением Правительства Тульской области от 25.08.2015 № 396) и Алтайский край (Распоряжение Правительства Алтайского края от 28.07.2020 № 244-р).

Затем законодатели пошли дальше. Они распространили меры поддержки на учреждения всех уровней подчинения, приостанавливавших (хотя бы частично) свою деятельность в 2020 году. Причем новые меры были адресованы не учреждениям из наиболее пострадавших отраслей, а всем, кто подвергся воздействию ограничительных мер в связи с профилактикой и борьбой с распространением коронавирусной инфекции.

Согласно ч. 3, 5 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ (далее – Закон № 327-ФЗ) требования к выполнению государственного (муниципального) задания, выданного учреждениям на 2020 год, значительно смягчены. Если АУ приостанавливало работу и из-за этого не достигло количественных и (или) качественных показателей, задание не будет считаться невыполненным. Возвращать остаток субсидии, выделенной на 2020 год, не придется.

Общефедеральные нормы имеют два важных для учреждений последствия.

1. Требования смягчаются для всех – «на местах» не нужно принимать дополнительные нормативные акты. Иными словами, если в регионе ранее не была предусмотрена возможность изменить допустимые отклонения к показателям задания и не было иных послаблений для тех, кто пострадал от ограничительных мер, такой акт уже не понадобится. Не возвращать остатки субсидии автономные учреждения могут на основании норм названного закона.

2. Вместо перечня расходов учреждений, не учитываемых при расчете суммы возврата субсидии, сейчас речь идет о сохранении остатка субсидии, образовавшегося из-за невыполнения задания, в полной сумме. В первом случае частичный возврат средств подразумевается, а во втором – нет.

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.


Петр Койнов, заместитель начальника региональной налоговой инспекции, магистр экономики по направлению налоговый менеджмент:

Малый и средний бизнес уже начал получать деньги от государства – по последним данным, субсидии выплатили 44 тысячам предпринимателей, в том числе, работающим в Свердловской области. Порядок получения этих средств прописан в Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Кто может получить такую субсидию?

Претендовать на получение субсидии могут не все. Компании, которым полагаются такие выплаты, должны соответствовать нескольким критериям:

Первое. Компания должна быть включена в реестр малого и среднего бизнеса не позднее 1 марта 2020 года. Если бизнес не был включен в этот реестр, подавать заявление на включение сейчас бесполезно: организация все равно не пройдет по этому критерию.

Второе. Компания должна работать в одной из отраслей, которые правительство РФ сочло наиболее пострадавшими от коронавирусной инфекции. Перечень этих отраслей содержится в постановлениях правительства NN434, 479, 540 и 657. При выдаче субсидий учитывается основной вид деятельности компании, который был указан в ОКВЭД до 1 марта 2020 года. ОКВЭД, как и включение в реестр МСП, проверяется автоматически. При этом не учитывается, какую выручку получил предприниматель по своему основному виду деятельности и в какой отрасли он работает фактически. К сожалению, это не исключает ситуацию, когда основной вид деятельности не попадает в перечень поддерживаемых отраслей (например, «реклама»), а фактически предприниматель работал как раз в наиболее пострадавшей сфере бизнеса (к примеру, организовывал конференции). Тем не менее, менять сейчас данные в ОКВЭД бесполезно: такой предприниматель все равно не сможет претендовать на субсидию.

NB! Если ваша компания фактически работала в пострадавшей отрасли, однако в ОКВЭД это не зафиксировано, нужно обратиться в Региональный ситуационный центр, созданный на базе Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, где каждый конкретный случай будут рассматривать индивидуально. На уровне налоговой инспекции эти вопросы решить не получится .

Третье. Претендент на субсидию не должен находиться в стадии закрытия или банкротства, и по его поводу не должно быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Четвертое. У компании не должно быть задолженности по налогам, превышающей трех тыс. рублей. Согласно постановлению N658, задолженность определяется как сальдированный результат, при ее расчете учитывается и переплата, и долг компании. Пени и штрафы в данном случае не учитываются. На этот критерий предприниматель может повлиять: если у компании по состоянию на 1 марта есть задолженность по налогам свыше трех тыс. рублей, ее можно погасить и после этого подать заявление на субсидию.

NB! Задолженность по налогам за март и апрель учитываться не будет, тем более, что президент России пообещал списание налогов за апрель, май и июнь компаниям, работающим в наиболее пострадавших отраслях.

Пятое. Компания должна сохранить 90% коллектива в апреле и мае по сравнению с численностью сотрудников на 1 марта 2020 года. Кроме того, право на субсидию сохраняется у компании, которая за этот период уволила одного сотрудника. Например, если по состоянию на 1 марта в компании работало пять человек, а в апреле или мае вы одного из них уволили, вы все равно можете обращаться за субсидией, хотя фактически у вас осталось 80% от первоначального коллектива.

NB! Данные о количестве сотрудников налоговая получает из отчета по форме СЗВ-м, который сдается в Пенсионный фонд, поэтому не стоит тянуть с его подачей. Чем раньше вы сдадите отчет, тем быстрее сможете оформить субсидию. Выплаты распространяются на всех сотрудников, указанных в отчете СЗВ-м, их статус значения не имеет: они могут работать по совместительству или находиться в декрете, выплаты на них распространяются в полном объеме.

Сколько денег получит предприниматель?

На каждого работника выплачивается 12 130 рублей. Соответственно, объем выплаты каждому конкретному бизнесу будет равняться этой сумме, умноженной на количество сотрудников. Если речь идет об ИП, 12 130 рублей умножаем на количество сотрудников плюс один. Если у предпринимателя нет наемных работников, он получает эту сумму на себя. Субсидию можно потратить на выплату зарплаты или на текущую деятельность организации – аренду, коммунальные платежи и т.д.

Как оформить субсидию?

Нужно ли будет возвращать эти деньги государству, отчитываться по ним или платить с них налоги?

Субсидии не облагаются никакими страховыми взносами и налогами, это – безвозмездная помощь бизнесу от государства. Федеральный закон 121-ФЗ внес изменения в законодательство, согласно которым субсидия не будет облагаться налогом на прибыль, НДФЛ и по упрощенной системе налогообложения. Более того, эти средства не включаются в ведомости расчета с сотрудниками, сама сумма субсидии не будет отражаться ни в доходах, ни в расходах. Никакой отчетности о расходовании этих средств и соответствующих проверок пока не предусмотрено – государство подошло к решению этого вопроса достаточно лояльно и демократично, однако в налоговой напоминают: тратить эти средства надо разумно.

Комментарий эксперта

Виктор Иваницкий, кандидат экономических наук, аттестованный аудитор, квалификация ДипИФР МСФО АССА, магистр права:

Закон 121-ФЗ от 22.04.2020 действительно дополнил статью 217 НК РФ (доходы, не облагаемые НДФЛ) пунктом 82 следующего содержания: «доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса». Этот же федеральный закон дополнил п.1. ст. 251 НК РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль) пунктом 60, в котором указано: «в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации».

То есть, при буквальном прочтении получается, что для ИП на ОСН такая субсидия действительно не будет доходом. Однако если предприятие (или ИП) выплатило полученную субсидию в полном размере своему работнику, то в этом случае налогоплательщиком является работник. Формально, для него эти деньги не являются субсидией, полученной от государства (он ее получает их от предприятия или ИП), и оснований для освобождения таких доходов по п.60 ст. 217 НК РФ нет. Конечно, представители ФНС высказывают мнение, что, если предприятие или ИП получает субсидию и в полном размере выплачивает ее работнику, обложения НДФЛ не возникает, но хотелось бы полностью исключить такое двойное прочтение.

Представим обычную российскую семью, которая купила квартиру в ипотеку, сделала по ней налоговый вычет, потом нарожала детей, частично погасила маткапиталом кредит и в завершении использовала субсидию для многодетных семей на оплату ипотеки. Казалось бы — радость какая, государство подарило семье больше миллиона. В некоторых регионах — это половина стоимости жилья. Но в один не очень прекрасный день семья получает письмо от налоговой с требованием вернуть часть налогового вычета, а это почти 100 000 рублей. «Выберу.ру» разбирается почему это происходит, и правомерно ли требование налоговой.

Что такое налоговый вычет?

Если вы работаете и устроены официально, то уплачиваете государству налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13%. Да, никто эти деньги не держал, не видел и лично не носил в налоговую, это всё делает работодатель, являясь налоговым агентом. Это не отменяет того, что деньги принадлежат работнику.

Обычно НДФЛ поступает в бюджет, но есть случаи, когда государство разрешает забрать деньги обратно. Это и называется налоговый вычет — возможность вернуть часть уплаченного НДФЛ.

Налоговый вычет можно получить за социально значимые траты: покупку жилья, лечение, обучение.

В данном случае нас интересует имущественный вычет за покупку недвижимости. Допустим, квартира стоила 2 600 000. Государство разрешает вернуть НДФЛ с суммы, не превышающей 2 000 000, то есть — 260 000 рублей.

Как быть с «подарками» от государства?

А вот это и есть самый интересный вопрос. Налоговый вычет делается только за собственные потраченные средства. Субсидия и маткапитал не относятся к собственным средствам и вычитаются из суммы для расчёта вычета. Например, если бы семья сначала использовала все виды господдержки, а потом только делала налоговый вычет, то расчёт был следующий.

2 600 000 — 450 000 — 466 617 = 1 683 383

Итого налоговый вычет: 218 839

Как видим, по сумме есть разница, а, значит, человек, воспользовавшись господдержкой при полностью использованном налоговом вычете, остался должен.

Что делать?

Согласно ст. 81 п. 1 налогоплательщик обязан уведомлять ФНС об ошибках в декларации, которые привели к уменьшению налога. Для этого надо подать уточнённую декларацию.

Сроки подачи в НК РФ не прописаны. Однако если налоговая найдёт переплату по вычету раньше, то выставит требование по возврату.

Этот момент лучше обдумать до получения субсидии, поскольку максимальная сумма переплаченного вычета от маткапитала и субсидии достигает 119 160.

Правительство не устаёт нас радовать, раздавая подблажки в связи с коронавирусом.Власти продлили автоматическое назначение субсидий на оплату ЖКХ. Пока можно получать деньги и не думать о справках. Но представьте, что ваш доход изменился, и право на субсидию исчезло, а ответственное ведомство продлило выплаты. Неужели придётся возвращать государству деньги?

Что такое автоматическое продление?

В апреле 2020 года правительство выпустило постановление, по которому повторная субсидия на оплату ЖКХ назначалась автоматически без сбора справок и прочих подтверждающих документов.

Сначала автоматического продление действовало до 1 октября 2020, затем — до 31 декабря 2020. Сейчас оно оформляется до 1 марта 2021 года.

Если субсидия истекает до указанной даты, то она назначается автоматически ещё на 6 месяцев.

Например, вам назначили субсидию до апрель 2020 года. Поскольку первое постановление уже действовало, выплату продлили автоматически до октября 2020 года. Однако сроки вновь изменили, поэтому до апреля 2021 года документы можно не подавать. Поскольку срок действия последнего постановления оканчивается в марте, то и на этот раз выплаты продлятся на 6 месяцев без подтверждения дохода — до октября 2021 года.

Что делать, если субсидию пересчитают?

Как видим, почти полтора года выплата приходила без подтверждающих документов. Никто не проверял доход получателя субсидии, хотя за этот период он мог увеличиться. Незаконно выплаченные деньги придётся вернуть?

Переплату возвращать не придётся. Но если финансовое положение семьи ухудшилось, то выплаты пересчитают в большую сторону и доплатят.

Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются

Так говорится в Постановление Правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с изменениями на 28 июля 2020 года)».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: