Нормы выбросов вредных веществ современных воздушных судов

Обновлено: 10.08.2022

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 декабря 2020 года N 2055

О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2020 года N 2055

Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория).

2. В целях настоящего Положения под предельно допустимыми выбросами понимаются предельно допустимые выбросы, используемые в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха", а также нормативы допустимых выбросов, указанные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".

3. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для стационарных источников устанавливаются следующие нормативы выбросов:

а) предельно допустимые выбросы (нормативы допустимых выбросов);

б) технологические нормативы выбросов;

в) предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

г) технические нормативы выбросов.

4. Технологические нормативы выбросов разрабатываются и устанавливаются в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и принятыми в рамках реализации положений указанной статьи нормативными правовыми актами.

5. Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при котором вредное физическое воздействие от такого и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.

Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

6. При определении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, а также методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ.

8. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Определение фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Особенности учета фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении нормативов допустимых выбросов устанавливаются методикой, указанной в пункте 6 настоящего Положения.

9. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Для планируемых в целях строительства объектов нормативы допустимых выбросов рассчитываются на основании материалов оценки воздействия на окружающую среду при разработке соответствующих разделов проектной документации, подготавливаемой в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

10. Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со статьей 31_1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - комплексное экологическое разрешение), нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.

Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

11. Для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях:

а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

12. Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).

13. Для объектов I категории до получения в установленные законодательством Российской Федерации сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы.

Для объектов II категории (за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение) и объектов III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 23_1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

14. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее соответственно - сроки достижения нормативов, предложения по срокам достижения нормативов).

Предложения по срокам достижения нормативов для объектов I категории не могут превышать 7 лет. При этом предусмотренные планом сроки достижения нормативов на объекте I категории могут быть утверждены позднее установленных законодательством Российской Федерации сроков получения комплексного экологического разрешения для такого объекта.

План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, на утверждение с приложением плана.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, в рамках установленных статьями 6 и 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" полномочий в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов (с приложением плана) или мотивированный отказ в их утверждении.

Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

15. Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:

а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в ранее утвержденном плане (при наличии ранее утвержденного плана);

б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации ранее утвержденного плана (при наличии ранее утвержденного плана);

в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения нормативов допустимых выбросов.

16. Для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:

полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;

информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.

В случае если объект расположен в пределах территорий 2 и более субъектов Российской Федерации, полномочия в границах которых осуществляются 2 и более территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет указанные документы и заявление в один из таких территориальных органов по своему усмотрению.

17. К заявлению прилагаются следующие материалы:

а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

б) проект нормативов допустимых выбросов.

18. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели, помимо сведений, указанных в пункте 17 настоящего Положения, также представляют проект плана.

19. Для установления разрешением на выбросы нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут направлять соответствующие документы и заявление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

20. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов и принимают решение об установлении нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).

Срок рассмотрения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявки и материалов на получение разрешения на выбросы, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не может превышать 30 рабочих дней.

Срок рассмотрения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявки и материалов на получение разрешения на выбросы не может превышать 75 рабочих дней со дня получения таких заявки и материалов.

В случае выявления некомплектности или неполноты представленных документов, а также наличия технических ошибок рассмотрение заявки и материалов на получение разрешения на выбросы может быть приостановлено на 30 рабочих дней, о чем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется с указанием причин приостановки и уведомлением о документах, которые необходимо представить, и (или) об ошибках, которые необходимо устранить. При этом общий срок рассмотрения заявления и материалов продлевается на срок указанного приостановления. Непредставление или непредставление в установленный срок недостающих документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на выбросы.

21. Основаниями для отказа в установлении нормативов допустимых выбросов являются представление недостоверной или искаженной информации, а также:

а) наличие подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов);

б) несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых загрязняющих веществ;

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 28.12.2017))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

П. 2.2 ст. 12 не применяется при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (ФЗ от 26.07.2019 N 195-ФЗ).

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

3. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.

5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОНОМНОГО ТЯГОВОГО И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Нормы и методы определения

Emissions of harmful substances and smoke of the fulfilled gases of independent traction and motorcarload rolling stock. Norms and methods of definition

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ") и Обществом с ограниченной ответственностью "Экология транспорта" Научно-исследовательского института механики и прикладной математики Ростовского государственного университета (ООО "Экология транспорта" НИИМ и ПМ РГУ)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июля 2016 г. N 89-П)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2016 г. N 1697-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33754-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2017 год; поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2019 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на тепловозы, дизель-поезда, рельсовые автобусы, автомотрисы и другие типы автономного тягового и моторвагонного подвижного состава и устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов.

Настоящий стандарт не распространяется на паровозы, газотурбовозы и газотепловозы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.051-87* Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.255-2011.

ГОСТ 305-2013* Топливо дизельное. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53639-2009.

ГОСТ 13320-81* Газоанализаторы промышленные автоматические. Общие технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50759-95.

ГОСТ 30574-98 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний

ГОСТ 31967-2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 база дымомера оптического типа L, м: Толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же ОГ, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

3.2 влажные ОГ: ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.3 вредные вещества (ВВ): Вещества, содержащиеся в ОГ и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.

3.4 выброс ВВ: ВВ, поступающие в атмосферу с ОГ.

3.5 газоанализатор: Прибор для измерения количественного состава смесей газов.

3.6 диоксид углерода CO: Газообразный продукт полного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.

3.7 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла.

3.8 дымомер: Прибор для измерения дымности ОГ.

3.9 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

3.10 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.

3.11 кислород O: Химически активный газ, являющийся окислителем для топлива при нормальных условиях, молекула которого состоит из двух атомов.

3.12 координата элементарного режима: Режим работы, характеризуемый постоянными характерными для данного интервала времени характеристиками режима движения и/или работы силовой установки.

3.13 концентрация диоксида углерода, С, %: Объемная доля в ОГ диоксида углерода.

3.14 концентрация кислорода, %: Объемная доля в ОГ кислорода.

3.15 концентрация оксида углерода, С, об. %: Объемная доля в ОГ оксида углерода.

3.16 концентрация оксидов азота, приведенных к NO, C, об. %: Объемная доля в ОГ оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота NO.

3.17 коэффициент ослабления светового потока N, %: Показатель дымности ОГ, измеренный оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеивания ОГ, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

3.18 концентрация углеводородов, приведенных к СH, С, об. %: Объемная доля в ОГ суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана СН.

3.19 оксид углерода СО: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.

3.20 оксиды азота NO: Смесь различных оксидов азота, образующихся в процессе горения топлива в двигателе.

3.21 относительная продолжительность элементарного режима: Доля работы по времени для данной координаты элементарного режима.

3.22 отработавшие газы (ОГ): Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из двигателя в его выпускную систему.

3.23 пункт экологического контроля (ПЭК): Совокупность технических средств, расположенных в специально оборудованном помещении, на рабочем месте, необходимых для проведения регулярных проверок ТПС и МВПС на соответствие техническим нормативам ВВ и дымности ОГ и обеспечивающих выполнение метрологических требований, а также требований безопасности и охраны труда, сформулированных в данном стандарте.

3.24 режим испытаний: Фиксированный режим работы ТПС и МВПС, реализуемый в процессе испытаний.

3.25 реостатные испытания: Вид статических испытаний силовой установки ТПС и МВПС, при котором нагрузка на тяговые двигатели имитируется нагрузкой на сопротивление (водяной или воздушный реостат).

3.26 система пробоподготовки (СПП): Совокупность элементов и устройств, обеспечивающих транспортировку пробы ОГ из выхлопной трубы ТПС и МВПС к измерительным приборам без изменения физико-химических свойств ОГ в заданных температурных условиях и с заданной производительностью.

ГОСТ Р 58577-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРОЕКТИРУЕМЫМИ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ НОРМАТИВОВ

Regulation for establishment of permissible limits of pollutant emissions by economic entities being projected and in operation and methods of determination of the limits

Дата введения 2020-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (АО "НИИ Атмосфера")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

Основой для проведения работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

При определении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух (далее - метод сводных расчетов).

Настоящий стандарт позволит повысить эффективность воздухоохранной деятельности на предприятиях, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также будет способствовать установлению обязательных для применения и исполнения требований к методам нормирования выбросов в атмосферный воздух.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов ЗВ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

1.3 Настоящий стандарт предназначен:

- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с источниками выбросов в атмосферный воздух ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха;

- государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, а также проектных, научных или иных организаций, предоставляющих услуги в области охраны атмосферного воздуха.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

предельно допустимый выброс: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

временно разрешенный выброс: Показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса.

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

технологический норматив выбросов: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

экологический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

2.6 сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, автотранспортных потоков, движущихся по городским улицам и дорогам, и иных источников города (региона): Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ согласно данным, в которых используется информация о параметрах выбросов источников загрязнения атмосферы, расположенных на территории города (региона).

2.7 квота концентрации загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием) для конкретного источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в определенной точке местности: Ограничение на значения приземных концентраций загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием), которые могут создаваться выбросами источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в рассматриваемой точке местности, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к качеству атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферы.

2.8 головная организация: Организация, определенная в установленном порядке для формирования и поддержания компьтерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов.

3 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ВРВ - временно разрешенный выброс;

ГО - головная организация;

ЗВ - загрязняющее вещество;

ИЗАВ - источник загрязнения атмосферы;

ИТС НДТ - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям;

КЭР - комплексное экологическое разрешение;

ОБУВ - ориентировочно-безопасный уровень воздействия;

ПДВ - предельно допустимый выброс;

ПЭК - производственный экологический контроль;

СЗЗ - санитарно-защитная зона;

ТНВ - технологический норматив выбросов.

4 Общие положения

4.1 Основой для проведения работ по нормированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации выбросов (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

Исходя из данных о результатах инвентаризации определяют источники выбросов и перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха.

4.2 Нормирование выбросов ЗВ в атмосферу предусматривает учет не только гигиенических, но и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

4.3 При определении нормативов допустимых выбросов (ПДВ, ВРВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов.

где x, y - координаты произвольной точки местности в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта;

Выполнение условия (1) для действующих хозяйствующих субъектов проверяется вне территорий существующих СЗЗ, а для хозяйствующих субъектов, расположенных в сложившейся жилой застройке, - на границе ближайшей жилой застройки и зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования, в частности мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (далее - зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования).

4.3.2 До внедрения в городе (населенном пункте) системы сводных расчетов и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов ЗВ в атмосферу для каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяют следующее условие:

- учитываемая максимальная разовая фоновая концентрация j-го вещества, создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми за пределами промышленных территорий, в долях ;

При использовании действующих методов расчета рассеивания ЗВ, для которых установлены среднесуточные предельно допустимые концентрации () и (или) среднегодовые концентрации (), величину рассчитывают с учетом следующей формулы:

Экологические нормативы при авиаперелетах для стран ЕС. Справка

Основным международным органом, регулирующим вопросы защиты окружающей среды от воздействия авиации, является специализированное учреждение ООН – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), на которую возложена ответственность за разработку стандартов, рекомендуемой практики и инструктивного материала по различным аспектам деятельности международной гражданской авиации.

Основным международным органом, регулирующим вопросы защиты окружающей среды от воздействия авиации, является специализированное учреждение ООН – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), на которую возложена ответственность за разработку стандартов, рекомендуемой практики и инструктивного материала по различным аспектам деятельности международной гражданской авиации.

Для защиты окружающей среды Международной организацией гражданской авиации введены следующие виды ограничений: на шум самолетов и эмиссию (выбросы) вредных веществ от авиационных двигателей.

Международные стандарты по экологии гражданских самолетов существуют в виде тома I "Авиационный шум" и тома II "Эмиссия авиационных двигателей" Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.

В соответствии с международным и национальным стандартами по состоянию на 2009 год нормируется эмиссия несгоревших углеводородов (HC), оксида углерода (CO), оксидов азота (NOх), дыма (SN) и запрещается преднамеренный выброс топлива в атмосферу в зоне аэропортов. Нормируемым параметром эмиссии газообразных вредных веществ является условный валовый выброс каждого вещества, отнесенный к тяге двигателя на взлетном режиме. Эмиссия дыма нормируется по максимальному замеренному значению условного числа дымности SN, определяемого по загрязнению бумажного фильтра выхлопными газами.

Количество допустимых выбросов рассчитывается для каждого самолета индивидуально в зависимости от его модели, мощности двигателя, вида используемого топлива и протяженности совершаемых рейсов.

Впервые международный стандарт на эмиссию был принят в 1981 году. С 1996 года стали действовать более жесткие (на 20%) нормы на эмиссию NOх. В 2004 году они были еще ужесточены (приблизительно на 16%) для новых двигателей и модификаций существующих, созданных после 31 декабря 2003 года.

Политика в области охраны окружающей среды от воздействия авиации определяется рядом межгосударственных соглашений, важнейшими из которых являются: Чикагская конвенция (1944), последние дополнения в нее были внесены в 2007 году; Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г.); Киотский протокол по парниковым газам, влияющим на климат (1997 г.); Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.).

Контроль за соблюдением соглашений и регулированием политике зашиты окружающей среды от воздействия авиации осуществляет созданный в рамках ИКАО Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР).

В решении проблем эмиссии авиационных двигателей участвует не только ИКАО, но и ряд организаций ООН: Межправительственная группа экспертов по изменению климата; Всемирная метеорологическая организация и др.

С 1 января 2012 года в силу вступает решение Европарламента от 8 июля 2008 года, согласно которому авиакомпании будут обязаны приобретать квоты на эмиссию углекислого газа (Европейская система торговли квотами на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (EU ETS)).

Авиакомпании в общей сложности должны будут приобрести квоты на выброс 1,5 млрд. тонн газа, что обойдется им в сумму от 10 до 45 млрд. евро.

Перевод гражданской авиации на Систему EU ETS является экономически эффективным способом контроля за выбросами в данном секторе и позволяет реализовать подход, принятый Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). С 2011 года будут рассматриваться выбросы загрязняющих веществ, возникающих в результате полетов внутри ЕС, а с 2012 года – всех полетов, имеющих пунктом отправления или назначения аэропорты ЕС. Предусматриваемые требования предполагается применять как к операторам воздушных судов стран ЕС, так и к иностранным операторам. Авиакомпании смогут продавать избыточные квоты в случае сокращения уровня своих выбросов и должны будут покупать дополнительные квоты в случае его повышения. Ожидается, что повышение стоимости билетов в результате перевода авиации на данную систему будет достаточно ограниченным, в значительной степени ниже, чем повышение, которое имело место в последние годы вследствие изменения цен на нефть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: