Нормы расхода топлива на механические транспортные средства суда машины механизмы и оборудование

Обновлено: 24.09.2022

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории отдела нормирования расхода топлива БелНИИТ "Транстехника" BY/112 1.0497 от 07.12.2006 .

С 2020 года БелНИИТ "Транстехника" не сообщает рекомендуемые нормы расхода топлива, нормы расхода топлива устанавливаются только по результатам испытаний, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нормы расхода топлива в области транспортной деятельности не устанавливает (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2020 г. № 470).

Для разработки нормы расхода топлива необходимо подать заявку по адресу 220005, г. Минск, ул. Платонова, 22А или на e‑mail tt@niit.by (в сканированном виде) .

Формы заявок на разработку нормы расхода топлива:

К заявкам на разработку нормы расхода топлива на автомобиль ОБЯЗАТЕЛЬНО прилагать копию свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорт).

Режим работы: понедельник – четверг 8.00–17.00, пятница 8.00–14.30, перерыв на обед 12.30–13.00

Порядок работы с БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, осуществляющими оплату за разработку норм расхода топлива за счет средств республиканского (местного) бюджета:

На основании заявки на разработку норм расхода топлива подготавливается коммерческое предложение и направляется по электронной почте заказчику. После проведения заказчиком процедуры закупки и направления уведомления о ее результатах, заключается договор на разработку норм расхода топлива по форме подрядчика.

В случае отсутствия заявки на разработку норм расхода топлива и направлении приглашения к участию в процедуре закупки, срок для подготовки и подачи предложения должен составлять не менее 5 (пяти) рабочих дней, а приглашение должно содержать технические характеристики, указанные в формах заявок на разработку норм расхода топлива, и копию свидетельства о регистрации транспортного средства.

Если бюджетная организация для проведения процедуры закупки и заключения договора пользуется услугами центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций (далее – Центр), то заявку должен направлять Центр, с указанием в интересах какой организации он действует.

Юлия Вольхина

Каждая компания, которая использует транспорт в служебных целях, ведет учет расхода бензина. Обязательные для всех нормативы расхода не установлены, поэтому организация имеет право разработать свои нормы и утвердить их в учетной политике. Эксперт Контур.Бухгалтерии Бюджет на примерах разбирает расчет ГСМ для разных видов транспорта.

  • Зачем нормировать расход ГСМ
  • Как рассчитать норму расхода ГСМ по рекомендациям Минтранса
  • Как определить поправочный коэффициент (D) при расчете нормы ГСМ
  • Расчет нормативного расхода топлива для легкового автомобиля
  • Расчет нормативного расхода ГСМ для автобуса
  • Расчет нормативного расхода ГСМ для грузовых бортовых автомобилей
  • Расчет нормативного расхода для самосвалов
  • Можно ли не использовать нормы расхода ГСМ Минтранса

Зачем нормировать расход ГСМ

Норма расхода ГСМ — это мера потребления горюче-смазочных материалов при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Ее устанавливают приказом руководителя один раз и фиксируют в учетной политике.

С помощью нормы компания понимает, сколько денег каждый месяц придется тратить на покупку топлива, горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей для каждого авто и всего автопарка в целом. Это дает возможность грамотно планировать бюджет.

Экономически обоснованные расходы на ГСМ можно списывать для уменьшения налогов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Превышение нормативов нужно будет обосновать дополнительно.

Как рассчитать норму расхода ГСМ по рекомендациям Минтранса

Рекомендации Минтранса утверждены распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р. В соответствии с ними нормы расхода ГСМ делятся на несколько видов:

  • Базовая. Показывает, сколько положено расходовать автомобилю по его техническим характеристикам. Как правило, их указывает завод-изготовитель в документах.
  • Транспортная. Включает в себя базовую норму, зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки пассажиров, а также массы перевозимого груза.
  • Эксплуатационная. Включает базовую или транспортную норму, поправочные коэффициенты, условия эксплуатации

В рекомендациях даны формулы расчета норм для каждого вида транспорта: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, эвакуаторов и медицинских машин. Для каждого вида требуется свой набор переменных.

В таблице перечислим их и расскажем, где организация их может взять.

В рекомендации Минтранса или документации завода-изготовителя

Пробег за определенный период. В зависимости от периодичности заполнения путевого листа

Сумма надбавок и снижений,прописанных в рекомендациях Минтранспорта

  • 1,3 л — для дизельного топлива;
  • до 2 л — для бензина (Рекомендации Минтранса)

Рассчитать по формуле:
W = Gгр × Sгр

В Приложении 4 Рекомендаций Минтранса или документации завода-изготовителя

  • 1,3 л для дизельного топлива;
  • до 2 л — для бензина (Рекомендации Минтранса)
  • до 0,25 л жидкого топлива;
  • до 0,33 л сжиженного нефтяного газа;
  • до 0,25 куб. м природного газа.

Норма определяется на каждую единицу самосвального подвижного состава. Например, если есть два прицепа, то берем норма ×2.

  • до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Как определить поправочный коэффициент (D) при расчете нормы ГСМ

Расход топлива зависит не только от особенностей каждого транспортного средства, но и от внешних факторов: дорожно-транспортных, климатических, эксплуатационных. Чтобы учесть их влияние, при подсчете норм применяют поправочный коэффициент. Он исчисляется в процентах и понижает или повышает норму расхода ГСМ (п. 4 Методических рекомендаций Минтранса).

Конкретные ситуации, в которых нормы расхода растут или снижаются, прописаны в п. 5 и 6 Методических рекомендаций соответственно. Например, расход топлива увеличивается в больших городах, в горной местности, у старых машин, зимой и не только. А снизить его можно, если автомобиль работает на дорогах общего пользования — ездит по трассе.

Отдельно в рекомендациях Минтранс определил:

  • Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода ГСМ. В каждой области зимняя надбавка действует в разное время. Например, в Московской области с 1 ноября по 31 марта, а в Свердловской — с 1 ноября по 15 апреля (Приложение 2).
  • Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями. Минтранс рекомендует обогревать салоны в холодное время года при среднесуточной температуре ниже + 5 С. В перечень Минтранса вошли не все марки отопителей, расход топлива можно смотреть в документах завода-изготовителя (Приложение 4).

Если автомобиль работает в междугородних перевозках и перемещается между разными климатическими зонами, рекомендовано применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Расчет нормативного расхода топлива для легкового автомобиля

Норму расхода топлива легкового автомобиля рассчитывают по формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D)

Пример расчета. У типографии «Воробушки» есть служебный автомобиль KIA RIO. Известно, что:

  1. Пробег машины за месяц — 76 км (S).
  2. Базовая норма расхода топлива по рекомендациям Минтранса (Hs) — 8,2 л/100 км.
  3. Автомобилем организация пользовалась в феврале 2022 года в черте города Екатеринбург, поэтому применяются надбавки (D):
    • 25 % — за езду в городе с населением от 1 до 5 млн человек;
    • 10 % — зимние условия эксплуатации для Свердловской области.

Нормативный расход топлива для организации «Воробушки» за февраль 2022 года составляет: Qн = 0,01 × 8,2 л/100 км × 76 км × (1 + 0,01 × (25 + 10)) = 8,4132 литров

Расчет нормативного расхода ГСМ для автобуса

Расход топлива для автобуса рассчитывают по следующей формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hot × T

Пример расчета. У ООО «Металлург» есть автобус Нефаз 5299-10-16. О нем известно, что:

  1. Пробег автобуса за март — 330 км (S);
  2. Базовая норма расхода топлива по рекомендациям Минтранса — 35,2 л/100 км (Hs);
  3. Езда со включенным обогревателем в общей сложности за месяц — 108 часов (T);
  4. В автобусе установлена обогревательная система BW-300 Webasto, которая по данным завода-изготовителя расходует до 4 литров дизеля в час (Hot);
  5. Автобус в марте 2022 года доставлял сотрудников в г. Новокузнецк до работы, поэтому применяются надбавки (D):
    • 15 % — зимняя надбавка для Кемеровской области;
    • 15 % — работа в населенных пунктах с численностью от 250 тыс. до 1 млн человек;
    • 10 % — частые технологические остановки, связанные с посадкой и высадкой пассажиров.

Нормативный расход топлива для автобуса за март 2022 года составляет: Qн = 0,01 × 35,2 л/100 км × 330 км × (1 + 0,01 × (15 + 15 + 10)) + 4 л/ч × 108 часов = 594,624.

Расчет нормативного расхода ГСМ для грузовых бортовых автомобилей

Расход топлива для грузовых бортовых автомобилей рассчитывают по следующей формуле:

Qн = 0,01 × (Hsan × S+ Hw × W) × (1 + 0,01 × D)

Пример расчета. Организация рассчитывает норму расхода дизеля для Грузовика Volvo F10 в мае. О нем известно, что:

  1. Базовая норма расхода топлива — 20,9 л/100 км.
  2. Работал в горной местности на высоте 800–2000 м, поэтому применяется надбавка 10 % (D);
  3. Пробег за май — 570 км (S), из которых 200 км (Sгр) с грузом 2 тонны (Gгр);
  4. Собственная масса полуприцепа — 9 тонн (Gпр).

Вычислим норму расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза: Hsan = Hs + Hg × Gпр = 20,9 л/100 км + 1,3 л/100 т км × 9 т = 32,6 л/100 км.

Вычислим объем транспортной работы: W = Gгр × Sгр = 2 т × 200 км = 400 т км.

Вычислим норму расхода топлива: Qн = 0,01 × (32,6 × 570 км + 1,3 × 400 т км) × (1 + 0,01 × 10)= 210,122 л

Норма расхода для тягачей рассчитывается по тому же принципу, что и для грузовых автомобилей.

Расчет нормативного расхода для самосвалов

При расчете используйте формулу:

Qн = 0,01 × Hsan × S × (1 + 0,01 × D) + Hz × Z

Пример расчета. Организация рассчитывает норму расхода топливо для самосвала КамАЗ-55111. О нем известно:

  1. Пробег за месяц — 380 км (S), из которых 300 км перевозка щебня 30 тонн;
  2. Самосвал работал в карьере, поэтому применяется надбавка 25 % (D);
  3. Совершил 12 ездок (Z);
  4. Базовая норма расхода топлива в снаряженном состоянии — 27,7 л (Hs);
  5. Норма расхода топлива на перевозку полезного груза — 1,3 л (Hw);
  6. Собственная масса прицепа = 4,5 тонн (Gпр);
  7. Норма расхода топлива на каждую ездку с грузом — 0,25 л (Hz).

Определим норму расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом: Hsan = Hs + Hw × Gпр = 27,7 л/100 км + 1,3 л/ 100 т км × 4,5 т = 33,6 л/100 км

Определим нормативный расход топлива: Qн = 0,01 × 33,6 л × 380 км × (1 + 0,01 × 25) + 0,25 л × 12 = 127,68 × 1,25 + 3 = 162,6 л

Можно ли не использовать нормы расхода ГСМ Минтранса

Организация может руководствоваться нормами Минтранса или разработать свои. Сделать это следует, например, в следующих случаях:

  • если в распоряжении ведомства не указаны транспортные средства, которые использует организация;
  • если организация превышает нормы: автотранспорт сильно изношен.

Чтобы утвердить свои нормы расхода, организация может:

  • создать комиссию, которая установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в акте,
  • получить заключение от станции технического обслуживания.

Обратите внимание, что учет норм ГСМ— право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемую базу можно уменьшить на полную стоимость израсходованного бензина. Все расходы нужно подтвердить документально.

Подготовила Елена Яркина, копирайтер

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

15. Нормы расхода топлив для специальных

и специализированных автомобилей

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

- автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

- автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Qн = (0,01 x Hsc x S + Hт x T) x (1 + 0,01 x D), л (5)

где Hsc - норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc' = Hsc + Hw x W,

где Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;

W - объем транспортной работы, т.км );

S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hт - норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 x (Hsc x S' + Hs" x S") x (1 + 0,01 x D), (6)

где Hsc - индивидуальная норма расхода топлив на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S' - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs" - норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S" - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).

Совмином принято Постановление N 470, регулирующее отношения в сфере нормирования расхода топлива для механических транспортных средств (ТС), судов, машин, механизмов и оборудования. Постановление N 470 вступает в силу 13.08.2020.

Этим постановлением Совмин определил, что нормы расхода топлива для механических ТС, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливает руководитель организации и индивидуальный предприниматель (ИП):

— на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией .

Данная норма в части установления норм расхода топлива организациями коррелирует с аналогичной нормой, установленной Указом N 503. Иными словами, со вступлением в силу Постановления N 470 порядок нормирования топлива для налога на прибыль в 2020 году сохраняется. При расчете данного налога организации учитывают затраты на топливо исходя из норм, установленных руководителем самостоятельно или путем обращения в аккредитованную лабораторию .

Постановлением N 470 также определен порядок установления организациями и ИП норм для механических ТС, судов, машин, механизмов и оборудования начиная с 12.07.2015 и до вступления данного постановления в силу. Это сделано с целью урегулирования сложившейся в республике ситуации с нормированием расхода топлива. Напомним, что до 01.01.2020 при налогообложении прибыли организации могли учесть затраты на топливо, рассчитанные исходя из норм, установленных в соответствии с законодательством . К таким нормам относились нормы, установленные соответствующими госорганами в рамках предоставленных им полномочий. Так, в области транспортной деятельности нормы расхода топлива устанавливал Минтранс . Если соответствующими госорганами нормы не были установлены, то в течение определенного срока можно было использовать так называемые временные нормы.

Справочно
Нормы расхода топлива для не используемых в транспортной деятельности специальных механических ТС, судов, машин, механизмов и оборудования, полномочия на установление которых соответствующим госорганам Совмин не предоставил, определялись организациями самостоятельно. Исходя из таких норм рассчитывались затраты на топливо для налога на прибыль .

Если уполномоченный орган норму не утвердил, организации обычно обращались в аккредитованную лабораторию БелНИИТ «Транстехника» за их разработкой. Но по разъяснению МНС затраты на топливо, рассчитанные по таким нормам, признавались сверхнормативными и не учитывались для прибыли. Для урегулирования сложившейся ситуации в 2019 и 2020 годах Минтранс рядом постановлений утвердил нормы расхода топлива в области транспортной деятельности, определив, что они действуют с 11.04.2016. Постановлением N 470 Совмин установил, что с 12.07.2015, если нормы на механические ТС, суда, машины, механизмы и оборудование не установлены актами законодательства или локальными актами республиканских органов госуправления, иных госорганов (организаций), могут применяться нормы, установленные руководителем самостоятельно или на основании результатов испытаний аккредитованных лабораторий .

Обратите внимание!
Более подробно порядок применения подп. 1.3 п. 1 Постановления N 470 будет изложен нами в отдельных аналитических материалах после получения разъяснений от соответствующих госорганов.

Помимо вышеизложенного, данным постановлением Совмин предоставил республиканским органам госуправления право определять требование о согласовании норм, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок их согласования .

Отменены предоставленные ранее отдельным госорганам полномочия по установлению норм расхода топлива. В их числе Минтранс, Минлесхоз, Минэнерго, Минсельхозпрод и пр. .

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН*

MECHANISATION OF CONSTRUCTION. CALCULATION OF THE OUTLAY OF THE FUEL FOR CONSTRUCTION AND ROAD MACHINES OPERATING

* См. ярлык "Примечания".

ОКП 48 1000, 48 2000, 48 3000

Дата введения 2001-12-18

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России.

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 “Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования”

Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10-15% всех затрат на эксплуатацию машин.

Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.

Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.

Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.

Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин.

Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).

Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования

ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов

Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.

Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.

Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.

Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.

Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.

Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.

Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.

Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.

При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.

4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.

4.3 Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.

4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93.

4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).

Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.

4.6 Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:

- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;

- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);

- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;

- объем и структура строительных работ (производства);

- показатели действующих стандартов на машины;

- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);

- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.

4.7 Нормы расхода топлива классифицируются:

- по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);

- по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;

Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).

- по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;

- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;

- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).

4.8 Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.

4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.

Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.

4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.

Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.

4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.

Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

5 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.

5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины , кг/маш.-ч, определяют по формуле


, (1)

где - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт·ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);

- номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);

- интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее - интегральный коэффициент);

- переводной коэффициент граммов в килограммы.

5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле:


, (2)

где - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, =1,03 для всех машин;

- коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице A.1 приложения А);

- коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);

- коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом ), определяется по таблице А.2 приложения А;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: