Нормативные правовые акты правовая природа и виды экзамен на судью

Обновлено: 10.08.2022

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Толкование и конкретизация права - сущность и различия

Толкование и конкретизация права — немного о сущности понятий и их различии.

В прошлые разы мы поговорили о том, что такое толкование и конкретизация права. Сейчас предлагается соотнести сущность этих двух понятий и выяснить, в чём состоит различие между ними. Очередной вопрос в целях подготовки к сдаче экзамена на судейскую должность «Толкование и конкретизация права — сущность и дифференциация».

Под сущностью толкования права следует понимать, скорее всего такую способность толкования, выражающегося в выяснении и разъяснении воли законотворца, которая позволяет корректировать правоприменение в «верную» сторону. Толкование при этом, не требует изменения самой нормы.

Конкретизация права же направлена на коррекцию существующих правил путём их уточнения, придания нормам большей определённости, «сужения» от более общих до более частных правоотношений. Сущность этого процесса похожа на сущность толкования – корректировка, исправление, дополнение и уточнение норм, достигаемое, однако, иным способом – непосредственным изменением текстов норм.

Различие между сущностью минимально, однако, прямо противоположен механизм осуществления т. и к.

Толкование приводит к применению нормы в контексте замысла законодателя при наличии возможности применять норму в ином, не явном для широких масс ключе. Двусмысленность, неопределённость и размытость существующих норм преодолевается без изменения их текстового наполнения. Органы, уполномоченные давать разъяснения (толкования) издают что-то вроде руководства к действию, поясняя, как именно норму следует применять.

В качестве практического примера можно приводить большинство разъяснений процессуальных кодексов, которые даёт в своих постановлениях Верховный суд РФ. В постановлении Пленума № 46 от 23.12.2021 г. разъяснил некоторые моменты, связанные с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Так, например, ВС отметил, что для передачи документов в канцелярию или получения исполнительного листа диплом юриста не требуется. Норма, предписывающая представителю стороны быть дипломированным юристом, закреплена в ч. 3 ст. 59 АПК РФ. Однако, она является наиболее общей и устанавливает право представителя выступать таковым лишь при наличии корочки или научной степени в области юриспруденции. В то же время, конкретики о том, что является квалифицированной юридической помощью по делу, а что – нет, кодекс не содержит.

В подобных ситуациях на помощь приходит толкование права (правовых норм).

Важной составляющей большого числа толкований является взаимосвязь норм, в целях их правильного применения.

Примером такого толкования материального права может служить разъяснение, данное ФНС РФ в письме Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2020 г. N БС-4-21/2741@. В нём служба доводит до сведения организаций позицию о том, что они не освобождаются от уплаты налога на недвижимость, которая включена в перечень, содержащийся в ст. 378.2 НК РФ. В разъяснении указано на взаимосвязь положений Налогового кодекса РФ и региональных налоговых норм.

Приведённые практические примеры направляют правоприменение по верному пути. Это позволяет уменьшить вероятность возникновения споров и сопряжённых с ними издержек. Либо же более чётко регламентировать процесс, как в случае с АПК РФ.

Конкретизация права непосредственно изменяет саму норму, трансформируя её в сторону уточнения. В этом случае уже по полной включается нормотворческий процесс. Тут участвуют субъекты законодательной инициативы, законодательные органы, проводятся обсуждения, публикации и прочее.

В качестве примера конкретизации федеральной нормы можно привести Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 г., принятое во исполнение Указа главы государства. Этот документ обозначил наиболее общие условия назначения выплаты на детей от 3 до 7 лет, отдав право на конкретизацию региональным законодателям.

ПП-384 установлены самые общие рамки требований, обязательных для включения в региональные документы. Однако, в правительственном постановлении содержится указание на то, что регионы могут устанавливать свои собственные требования к имущественной обеспеченности заявителей, например. Или какие-то иные, не противоречащие федеральной норме.

В указанном постановлении№ 384 имеется общее требование к заявителю, соблюдение которого даёт право на получение выплаты — ребёнок должен быть гражданином РФ

Однако, региональные акты уточняют это положение. Так, например, Приказом Минтруда и соцзащиты Тульской области установлен дополнительный ценз – постоянное проживание ребёнка не территории области. Федеральная норма такого требования не содержит.

Приведённое уточнение является региональной конкретизацией федеральной нормы.

В качестве другого примера широкого свода конкретизаций выступают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Налоговый кодекс. Остановимся на КРФ об АП. Его особенная часть, содержащая в себе составы правонарушений, с более или менее стабильной периодичностью пополняется новыми нормами. Это нормы зачастую конкретизируют уже имеющиеся в кодексе.

Статья 5.61 КРФ об АП «Оскорбление» содержит часть вторую, устанавливающую наказание за, соответственно, оскорбление, содержащееся в публичном выступлении. С 15 января 2021 года эта норма уточнена, конкретизирована указанием сети «Интернет» в качестве критерия публичности.

Так, общее указание только на средства массовой информации не позволяло привлечь к ответственности за оскорбление в Интернет. Поскольку Всемирная сеть не попадает под понятие СМИ, по смыслу ст. 2 закона о «СМИ». Соответственно, потребовалась конкретизация нормы.

Таковые основные различия между толкованием и конкретизацией. Ещё по теме «Толкование и конкретизация права — сущность и дифференциация»:

Нормативный правовой акт — это акт изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, содержащий правовые нормы.

А правовые нормы — это обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование, изменение или прекращение общественных отношений.

Данные определения являются изложением существенных признаков указанных в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»:

«9. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.»

Правовая природа НПА — источник права.

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
  • Федеральные законы:
    • Федеральные конституционные законы.
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).
    • Указы Президента России.
    • Постановления Правительства России.
    • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т. д.).
    • Законы субъектов федерации.
    • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
    • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • административно-правовые
    • комплексные (муниципальные, экологические)

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Юристу необходимо знать не только практические вопросы, ежедневно решаемые в правоприменительной практике, но и не забывать теорию. Чтобы не забывались теоретические знания, мы создадим подборку шпаргалок по вопросам, которые сдают юристы на квалификационном экзамене для судьи суда общей юрисдикции. Вопросы взяты с сайта ВККС в июле 2016 года. Если со временем вопросы изменятся, то скажите — внесем изменения.

    После нескольких вопросов уточняем:

    • это не рефераты по темам, и не материал для написания курсовой;
    • это сухая выжимка основных тезисов и ключевых моментов;
    • информация изложенная в ответах не является окончательной — тот кто их пишет, сдал экзамены на судью общей юрисдикции на 4. И именно из-за того, что не использовал практику ВС РФ и АС РФ при ответах, а основывался на чистой теории права. Судебная практика будет добавляться в ответы только после того, как напишу все теоретические вопросы.

    Целью данных материалов является освежить в голове существующие знания. Если Вы идете на экзамен, то по этой шпаргалке Вы должны вспомнить основные моменты, которые позволят Вам поднять из глубин памяти факты, теории, спорные моменты, примеры из практики и т.п.

    «Воды», различных точек зрения, разъяснений, толкований, прецедентов — здесь нет.

    Примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи судов общей юрисдикции

    по теории права

    по конституционному праву

    по гражданскому праву

    по гражданскому процессу

    1. Конституционные принципы российского судопроизводства.
    2. Источники и формы гражданско-процессуального права.
    3. Состав суда при рассмотрении гражданских дел.
    4. Принципы гражданского судопроизводства.
    5. Принцип состязательности в гражданском процессе.
    6. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Споры о подведомственности.
    7. Лица, участвующие в деле при рассмотрении гражданских дел. Представительство в суде.
    8. Доказательства в гражданском процессе. Процесс и пределы доказывания.
    9. Судебные расходы.
    10. Сроки рассмотрения гражданских дел.
    11. Сроки подготовки гражданских дел.
    12. Судебный приказ.
    13. Мировое соглашение.
    14. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству.
    15. Судебное разбирательство.
    16. Процессуальные требования, предъявляемые к судебному решению.
    17. Процессуальные сроки: подача искового заявления; рассмотрение дела в суде; обжалование решений по гражданскому делу.
    18. Процессуальные требования, предъявляемые к судебному решению.
    19. Решение суда. Заочное решение суда.
    20. Приостановление и прекращение производства по делу.
    21. Отводы в судебном заседании по гражданскому делу.
    22. Арест имущества: порядок, исполнение, обжалование.
    23. Протокол судебного заседания по гражданскому делу.
    24. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
    25. Производство в надзорной инстанции по гражданским делам. Пределы и особенности надзорного производства по гражданским делам.
    26. Производство в апелляционных инстанциях по гражданским делам. Пределы и особенности апелляционного производства по гражданским делам.
    27. Кассационная жалоба.
    28. Основания к отмене судебных решений в кассационном и надзорном порядке.
    29. Пересмотр решений и определений вступивших в законную силу в гражданском процессе.
    30. Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам.
    31. Установление фактов, имеющих юридическое значение.
    32. Резолютивная часть решения по иску, жалобе, заявлению.
    33. Судебные представления по гражданскому делу: субъекты, порядок рассмотрения, последствия удовлетворения.

    по уголовному праву

    1. Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
    2. Общие и специальные нормы уголовного закона.
    3. Уголовный закон, его структура. Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
    4. Оценочные понятия в уголовном законе.
    5. Судебное толкование уголовного закона.
    6. Субъект преступления.
    7. Стадии совершения преступления. Оконченный состав. Приготовление. Покушение.
    8. Добровольный отказ от преступления.
    9. Разграничение преступлений и иных правонарушений.
    10. Понятие преступления. Категории преступлений. Изменение категории преступления.
    11. Отграничение единого преступления от продолжаемого, длящегося, составного.
    12. Назначение наказаний по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
    13. Уголовно-правовое значение рецидива преступлений.
    14. Классификация объектов преступления и ее правовое значение.
    15. Объективная и субъективная сторона преступления.
    16. Уголовно-правовое значение аффекта.
    17. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
    18. Множественность преступлений.
    19. Основания уголовной ответственности за неоконченное преступление. Основания уголовной ответственности за соучастие в преступлении.
    20. Формула квалификации оконченного и неоконченного преступления.
    21. Виды и формы соучастия.
    22. Квалификация преступления, в совершении которого принимали участие двое (вменяемый и невменяемый), трое (два лица, обладающие всеми признаками субъекта, и лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности). Позиция по этому вопросу Верховного Суда РФ и практика Вашего субъекта.
    23. Системы и виды наказаний.
    24. Назначение наказания. Проблемы назначения наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
    25. Эффективность предусмотренных в УК РФ видов наказаний.
    26. Обязательное смягчение и усиление наказания.
    27. Система наказаний по Российскому уголовному праву.
    28. Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания.
    29. Уголовно-правовые последствия судимости.
    30. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
    31. Преступления против несовершеннолетних.
    32. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступления (общей и специальной; части и целого) и при назначении наказания (отягчающих и смягчающих обстоятельств).
    33. Классификация квалифицирующих признаков убийства.
    34. Действующие постановления Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о преступлениях против личности.
    35. Преступления против собственности.
    36. Характеристика насилия, опасного и не опасного для жизни и здоровья в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
    37. Уголовная ответственность за кражу (ст. 158 УК РФ).
    38. Момент окончания кражи, грабежа и разбоя по Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
    39. Принудительные меры медицинского характера.
    40. Убийство. Проблемы квалификации. Отграничение умышленного убийства от смежных составов.
    41. Бандитизм. Проблемы квалификации. Отграничение бандитизма от смежных составов.
    42. Уголовная ответственность за хулиганство (ст. 213 УК РФ).
    43. Получение и дача взятки. Проблемы отграничения взяточничества от смежных составов.
    44. Нормы УК РФ, направленные на защиту семьи и несовершеннолетних.
    45. Практика применения норм УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности.
    46. Уголовная ответственность за получение и дачу взятки (ст.290 УК РФ и ст.291 УК РФ).
    47. Уголовная ответственность за изнасилование (ст. 131 УК РФ).
    48. Контрабанда (уголовно-правовые аспекты).
    49. Преступление против жизни и здоровья.
    50. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
    51. Преступления в сфере незаконного оборота оружия.
    52. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
    53. Преступления против свободы, чести и достоинства.
    54. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
    55. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.
    56. Понятие должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201, 285 УК РФ) по закону и в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
    57. Виды преступлений, посягающих на отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом.
    58. Виды преступлений, посягающих на отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению правосудия.
    59. Особенности условного осуждения.
    60. Действие уголовного закона во времени.
    61. Особенности назначения штрафа.

    по уголовно-процессуальному праву

    1. Конституционные принципы российского судопроизводства.
    2. Понятие и юридическая сущность уголовного судопроизводства.
    3. Уголовно-процессуальный закон, его структура. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Толкование уголовно-процессуального закона.
    4. Участники уголовного судопроизводства. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.
    5. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
    6. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
    7. Участие сторон в уголовном процессе.
    8. Правовой статус суда в уголовном процессе. Состав суда.
    9. Стадии уголовного судопроизводства.
    10. Судебный контроль в стадии предварительного расследования при производстве отдельных следственных действий.
    11. Порядок рассмотрения судами ходатайств органов предварительного расследования о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу.
    12. Порядок и процессуальные особенности рассмотрения в кассационной инстанции частных жалоб (представлений) на акты судебного контроля в стадии предварительного расследования.
    13. Принципы уголовного процесса.
    14. Понятие и юридическая сущность уголовного преследования.
    15. Досудебное производство. Предварительное следствие.
    16. Реабилитация.
    17. Доказывание и доказательства.
    18. Меры процессуального принуждения.
    19. Производство в суде первой инстанции.
    20. Предварительное слушание.
    21. Судебное разбирательство.
    22. Постановление приговора.
    23. Отводы в судебном заседании по уголовному делу.
    24. Участие защиты в уголовном процессе.
    25. Сущность кассационного производства по уголовному делу.
    26. Протокол судебного заседания по уголовному делу.
    27. Потерпевший в уголовном процессе.
    28. Вступление приговора в законную силу и приведение его в исполнение.
    29. Подозреваемый в уголовном процессе.
    30. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.
    31. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
    32. Прекращение уголовного дела. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. Действие и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
    33. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
    34. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
    35. Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу.
    36. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела.
    37. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела.
    38. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному праву.
    39. Основания к отмене или изменению приговора.
    40. Заключение под стражу и его сроки.
    41. Процессуальный порядок условно-досрочного освобождения от наказания.
    42. Сущность надзорного производства.
    43. Судебная проверка законности и обоснованности ареста и продления срока содержания под стражей.
    44. Состязательность в уголовном процессе.
    45. Производство экспертизы по уголовному делу.
    46. Собирание и оценка доказательств.
    47. Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура.

    по трудовому праву

    1. Источники и формы российского трудового права.
    2. Источники и формы международного трудового права.
    3. Прямое применение Конституции РФ при рассмотрении трудовых споров.
    4. Заключение трудового договора.
    5. Рабочее время и время отдыха.
    6. Изменение трудового договора.
    7. Оплата и нормирование труда.
    8. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику.
    9. Трудовой распорядок, дисциплина труда.
    10. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
    11. Разрешение трудовых споров.
    12. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
    13. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

    по административному праву

    1. Законодательство об административных правонарушениях.
    2. Административное правонарушение и административная ответственность.
    3. Административное наказание и его виды. Назначение административного наказания.
    4. Классификация административных правонарушений.
    5. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
    6. Производство по делам об административном правонарушении. Участники производства, их права и обязанности.
    7. Предмет доказывания, доказательства. Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях.
    8. Применение мер, обеспечивающих производство по делам об административном правонарушении.
    9. Виды административных взысканий.
    10. Возбуждение и рассмотрение дел об административном правонарушении.
    11. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

    Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

    Начало и срок действия нормативных актов

    Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

    В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

    В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

    на временные акты;

    акты неопределенно длительного действия.

    Виды нормативных актов

    Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

    Закон

    Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

    Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

    Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

    Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

    Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

    Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

    общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

    акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

    муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

    Международные законы

    Особый вид нормативных актов – международные законы.

    Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

    В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

    Иерархическая система нормативно-правовых актов

    В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

    1) Конституция (Основной закон);

    2) федеральные законы;

    3) указы Президента;

    4) постановления Правительства;

    5) нормативные акты министерств и ведомств.

    Особую группу образуют:

    а) международные договоры России;

    б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

    Уровни нормативных актов

    Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

    Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

    Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

    Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

    Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: