Назовите причины появления коррупции в государстве

Обновлено: 26.11.2022

Коррупция в России является одной из основных проблем, препятствующих эффективному развитию страны.

Коррупция осуждается во всем мире, она причиняет весьма серьезный ущерб обществу и государству, в конечном счете, каждому человеку. Она посягает на основы государственной власти, снижает доверие граждан к государственным и муниципальным органам, затрудняет экономическое развитие страны в целом. Коррупция создает у граждан представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.

Согласно статистике Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International , Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Анализ таблицы «Индекс восприятия коррупции за 2016 год» показал, что в рейтинге из 176 стран занимала 131 место [5]. Индекс восприятия коррупции отражает оценку уровня распространенности коррупции в государственном секторе. В негосударственном секторе коррупция измеряется посредством Индекса взяткодателей. По этому индексу (например, в 2011 году были опрошены более 3000 бизнесменов из развитых и развивающихся стран) российские компании оказались самыми коррумпированными в мире [5].

Таким образом, занимаемые Россией позиции создают для нее угрозы для экономического, инвестиционного, инновационного развития.

Цель статьи: выявление причин и последствий коррупции в российском обществе и эффективных способов антикоррупционной борьбы

В Комментарии к в Преамбуле к ФЗ от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что согласно Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. В Конвенции также перечисляются конкретные преступления: подкуп национальных публичных должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Коррупция имеет очень древние корни. Россия является одной из самых древних цивилизаций, значит, в России коррупция была изначально, с момента зарождения государственности, а именно в начале IX века. Ярослав Мудрый в «Русской правде» прямо указал на ответственность простых людей за содержание госслужащих и установил четкие и весьма суровые наказания за его невыполнение. Подчеркивалась недопустимость продажи вирником полученного хлеба, мяса и т.д. С этого момента на Руси сложилась система кормления. Длилась она несколько веков и окончательно была упразднена только при Екатерине II . Прибавьте сюда монголо-татарское иго, которое укрепило на Руси деспотическую форму правления.

Несколько веков шло становление российского менталитета, представления о нормальности такого явления, как «мздоимство», взяточничество. Все правители России, понимая, какие негативные последствия дает коррупция, вели борьбу с эти социальным злом, но безуспешно. Об этом свидетельствуют летописи уже с XIII века. Первый законодательный запрет коррупционных действий был принят при Иване III. Иван Грозный впервые в истории Русского государства ввел смертную казнь за взяточничество. В середине XVI века Царь издал указ, по которому чиновнику было положено содержание из государственной казны, а «приносы» от граждан объявлялись злом, наказуемым лишением жизни. Историки называют 8 тысяч казненных чиновников за время царствования Ивана I (37% от общего количества государственных служащих того времени).

Петр I считается одним из самых непримиримых борцов с коррупцией. Из истории нам известны случай расправы над государственными служащими, н-р, над князем Матвеем Гагариным – он был повешен в присутствии двора и родственников за взятку за отдачу на откуп винной и пивной продажи. Страшна смерть его доносчика – обер-фискала Алексея Нестерова, которому раздробили конечности и отрубили голову. Несмотря на грозность императора и показательные суды Петр I был бессилен бороться с коррупцией. Коррупция достигала астрономических размеров. Все последующие правители допускали одну и ту же ошибку, что и при Петре I и Иване Грозном. Они не могли обеспечить жалованьем госслужащих среднего и низшего уровня, что заставляло их жить за счет населения. К ним можно причислить и Екатерину I , и Елизавету Петровну.

Таким образом, историки основной причиной этого явления называют недостаточную финансовую мотивацию чиновников. Жалованье попросту не выплачивалось.

Екатерина II положила достойное жалованье чиновникам, но даже это не остановило казнокрадов и мздоимцев. Коррупцию не смогли остановить ни Александр I , ни Николай I . Причиной безуспешной в борьбе против коррупции стало несовершенство правового законодательства. Александр II ликвидировал этот недостаток, но тут же появилась другая причина, которая свела на нет борьбу против коррупции - рост количества чиновников. То же самое произошло в послереволюционной России, в которой разросся бюрократический аппарат. После установления Советской власти была объявлена непримиримая война взяткам. Декрет Совнаркома от 8 мая 1918 года «О взяточничестве» предусматривал уголовную ответственность за взятки (лишние свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Впервые, согласно этому документу, наказанию подвергались и виновные в даче взятки и подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. При этом все имущество осужденных подлежало конфискации. Беда была в том, что число чиновников постоянного росло и было в разы больше, чем в дореволюционной России. Система госуправления осталась коррумпированной

За всю историю России историки отмечают только Ивана Грозного и И.Сталина, которым удалось обуздать коррупцию. И дело не только в смертной казни. При И.Сталине была создана разветвленная сеть информаторов, система всеобщего доносительства, когда вероятность сокрытия преступления снизилась почти до нуля. Кроме того, был личный пример – глава государства сам жил скромно. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Кроме этого отмечается мощная социальная и идеологическая пропаганда среди населения.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

-кор ни коррупции уходят в историю России. Коррупция появилась с появлением государственной бюрократической машины;

-вся история Российского государства – это борьба с коррупцией с переменным успехом;

- в борьбе с коррупцией эффективными являются метод «кнута» и система всеобщего доносительства.

Всю свою историю с коррупцией в России боролось только само государство, т.е. само с собой, что заранее было обречено на неудачу. Народ безмолвствовал или устраивал бунты. Такое явление можно объяснить установившейся в стране деспотической формой правления, невежеством простого народа, который всегда был очень далек от «верхов». Народ привык уповать на доброго и справедливого царя (правителя, вождя, президента). Это в крови у нас. Это менталитет. Можно сказать, это часть нас. В людях с одной стороны сидит страх, веками насажденный в подданных правителями, с другой стороны – равнодушие и правовой нигилизм («Закон что дышло - куда повернул, туда и вышло»). Кроме этого коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Немаловажную роль в масштабном развитии коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы – в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.

Можно добавить ко всему названному: н изкий уровень развития экономики страны; отсутствие политической конкуренции; несовершенное законодательство и судебная система; большой разрывы уровня доходов разных групп населения; неразвитость гражданского общества; безнаказанность чиновников высокого уровня; большая численность государственного аппарата; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии, кумовство и политическое покровительство; снижение доверия граждан к государственным и муниципальным органам.

Означает ли это, что коррупция в России непобедима? По данным статистики, большая часть опрошенных респондентов не верят в успех.

В современной России сформированы основы антикоррупционной политики - приняты нормативно-правовые акты, отвечающие международным стандартам. Но ряд громких отставок губернаторов, их заместителей, высокопоставленных руководителей, а также запутанность громких судебных дел говорят о несовершенстве антикоррупционного законодательства и судебной системы в стране.

Список литературы

1. Гацко М.Ф.Государственная политика в области противодействия коррупции. Учебное пособие г. Ногинск, 2017 .

2. Кузовков Ю. В. История коррупции в России.- М.: Издательство Анима-Пресс. - 2010.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. От 21.11.2011) «О противодействии коррупции [СПС «Консультант-Плюс»].


В федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 года дается определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». [1]

Анализируя основные факторы коррупции, необходимо отметить, что основной причиной коррумпированности общества является кризис этого общества, связанный с высокой степенью пренебрежения к праву, отрицанием права. По мнению Е. В. Платова: «На протяжении многих веков в России доминировал авторитет не права, а власти, где единственным законом была воля князя, царя и др. Российский менталитет пропитан насквозь оправданием достижения цели любыми способами и средствами. Именно этими качествами обуславливается личная заинтересованность, «круговая порука» в системе государственной службы в ущерб профессионализму, компетентности и эффективности осуществления публичной власти». [2, с. 73]

Коррупция является следствием целого ряда причин.

1) недобросовестность исполнительной власти перед судебной и законодательной властями, что проявляется в деятельности патронажного механизма образования государственного аппарата, при котором просматривается кумовство, т. е. «угодный» человек продвигается на министерские и другие ключевые посты без обсуждения кандидата в законодательных и представительных органах власти;

2) излишнее наличие бюрократических разрешительных процедур, запретов на определенный вид деятельности;

3) недостаточный общественный контроль со стороны институтов гражданского общества за деятельностью чиновников, сопровождающийся видимостью прозрачности органов государственной власти и местного самоуправления;

4) недостаточно четкое распределение полномочий между государственными структурами с сохранением некоторой части совмещения служебных компетенций при халатном отношении государственных служащих к своим обязанностям;

5) несовершенство антикоррупционной политики, что проявляется в нерешительности руководства страны при принятии решений о привлечении высокопоставленных чинов к уголовной ответственности, когда во главу ставится не закон, а политическая целесообразность, степень родства и близости к правящим структурам власти, партийные интересы и т. д.

Для значительной части чиновников, по выражению В. В. Потомского: «коррупция стала основным способом первоначального накопления капитала и присвоения государственной собственности» [3, с. 7].

Несомненно, рыночные реформы в России в 1990-е годы ХХ века, выражающиеся в приватизации, неконтролируемом потреблении природных ресурсов, вымогательстве, квазирыночных методах управления, благоприятствовали разрастанию коррупции в государстве. Российские коммерсанты начали использовать коррупцию для достижения экономического успеха и для воздействия на политику. Это обусловлено тем, что:

– внедрение каких-либо обязательных требований и правил может нести угрозу существованию фирмы;

– некоторые вопросы не могли быть решены законными средствами, а если и могли, то законные способы решения проблем гораздо дешевле обходились бизнесмену.

На сегодняшний день, действующее законодательство, к сожалению, не обеспечивает уголовным делам с коррупционной направленностью реальную судебную перспективу. [4, с. 107] Не разработан надёжный алгоритм решения задач по исполнению существующих многочисленных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Коррупционеры по собственному усмотрению и в личных интересах интерпретируют законы.

Низкая эффективность деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов. Органы, призванные оказывать эффективное государственное противодействие коррупционным преступлениям законными средствами, сами подвержены коррупции. Что снижает доверие к ним граждан. И. С. Паршин по этому поводу пишет: «Коррупция в органах государственной власти напрямую зависит от доступа служащих к материальным ресурсам и их властных полномочий, от возможности распоряжаться такими ресурсами путём принятия выгодных для себя решений. Такими ресурсами могут быть бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, льготы и тому подобное». [5, с. 38]

Существенным фактором, обуславливающим коррупцию является неразвитое гражданское общество, которое не до конца понимает или не имеет возможности противостоять заинтересованному в ней меньшинству. Слабое проявление гражданами чувства собственного достоинства и терпимость к неравенству порождают равнодушное отношение общества к коррупции. [6, с. 298]

Экономической причиной коррупции является наличие в хозяйственной деятельности неучтенных денежных средств. Именно эти денежные средства служат питательной средой коррупции.

Эти причины определяются морально-психологической атмосферой в любой сфере жизни общества. К сожалению, ценностные ориентиры нашего общества, в большинстве своем, способствуют отсутствию нравственного барьера, пресекающего коррупционные действия. По этой причине происходит всеобщая деморализация сознания, не только должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и граждан обратившихся к ним для решения своих проблем. В результате, происходит отчуждение общества от основных государственных институтов власти. [7]

Кроме вышеназванных факторов существуют и другие причины, порождающие коррупцию. К ним можно отнести существование особых преимущества для отдельных категорий государственных служащих, непрозрачность системы государственного и муниципального управления, слабость судебной системы и другие.

Немаловажным фактором появления коррупции является неэффективная кадровая политика государства. Так, часто практикуется назначение на должность лиц, преданных начальству, или проведение конкурсных процедур под определенного человека. Не секрет, что чиновник с низкой квалификацией, но беспрекословно преданный руководству, есть идеальный реципиент коррупционных услуг. Безусловно подобная кадровая политика должна изживаться.

Необходимо отметить, что ликвидация причин, порождающих коррупцию в Российской Федерации, возможно снизит уровень коррумпированности общества, а возможно и обострит существующие проблемы общественных отношений, связанные с факторами, определяющими коррупционные процессы. Только комплексное и одновременное воздействие на все причины коррупции позволит избежать обострение проблем.

Таким образом системное воздействие на причины коррупции необходимо осуществлять как со стороны государства, так и со стороны всего общества.

2. Платов, Е. В. Причины коррупции в России / Е. В. Платов. Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2018. — № 4(24). С. 70–75

3. Потомский, В. В. Коррупция как социально-политическое явление: источники и причины возникновения в России / В. В. Потомский. Текст непосредственный // Вестник Поволжского института управления. — 2017. — № 17. — С. 4–10.

4. Гринько, С. Д. Факторы, способствующие распространению коррупции / С. Д. Гринько. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2019. — № 2. С. 107–111.

5. Паршин, И. С. Причины и условия коррупционной преступности / И. С. Паршин. — Текст: непосредственный // Российский следователь. — 2014. — № 1. С. 36–40.

6. Денисов С. А. Неразвитое гражданское общество как главный фактор развития коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А. И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С. 298–299

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, государственная власть, причина, местное самоуправление, причина коррупции, Россия, средство.


За последние десятилетия новейшей истории такое общественно опасное явление, как коррупция претерпело качественное изменение, превратившись из разряда отдельных самостоятельных преступлений, совершаемых некоторыми нечестными чиновниками, в массовую социальную реальность, которая стала привычной составляющей социально-экономической жизни в современной России. Более того, коррупция фактически стала системным и высокодоходным бизнесом для большинства чиновников различного уровня. В настоящее время коррупция превратилась в социальный институт, упорядочилась и приобрела устойчивые организационные формы, сложную разветвленную структуру, в нее вовлечены взаимосвязанные множественные группы людей, занимающих должности как во властных структурах различного уровня, так и в многочисленных бизнес-структурах. Одновременно коррупционная деятельность стала уже «стилем ведения бизнеса» нашего века, привычным для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей, менеджеров, а также простых обывателей, пытающих извлечь из коррупции свою выгоду [13, с. 259–264].

Некоторые люди уже считают коррупцию само собой разумеющимся явлением и неизбежным злом, к которому можно только приспособиться [10]. Отдельными гражданами коррупция воспринимается не столько как правонарушение, сколько как «норма жизни», которая всех устраивает и используется обеими сторонами коррупционной «сделки» [11].

На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей.

Коррупция в самом широком понимании — это использование служащим органа власти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересах третьих лиц или групп.

Сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого — чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала.

В юридической литературе, в том числе криминологической, те явления, которые порождают коррупцию (коррупционные правонарушения) или создают условия для ее проявления, называют причинами и условиями коррупции (коррупционных правонарушений).

Причины коррупции (коррупционных правонарушений) — это те социальные явления, которые порождают коррупционное поведение людей.

Условия (предпосылки) коррупции (коррупционных правонарушений) — это те явления, которые сами по себе не порождают коррупционные правонарушения, а способствуют действию причины. Без наличия определенных условий причина не может взаимодействовать со следствием.

Отдельные специалисты причины и условия коррупции обозначают терминами «детерминанты коррупционной преступности» [2, с. 61–62], «детерминанты коррупционной преступности» [3, с. 505]. Под детерминантами коррупции (коррупционных преступлений) понимают совокупность присущих данной общественно-экономической системе социальных явлений (причин и условий), обусловливающих, определяющих коррупцию (коррупционные преступления) как свое следствие.

Детерминанты (причины и условия, факторы) коррупции классифицируют по различным основаниям. Так, в зависимости от того, в какой сфере управления делами общества они проявляются, можно выделить детерминанты коррупции:

1) в государственном секторе управления;

2) в муниципальном секторе управлении;

3) в частном секторе управления, в котором государство и муниципальные органы власти не присутствуют.

По уровню действия различают:

1) причины правонарушений в целом;

2) причины коррупционных правонарушений;

3) причины конкретных коррупционных правонарушений;

4) условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений.

По своей природе детерминанты коррупции могут быть объективными и субъективными.

Н. Ф. Кузнецова писала, что непосредственные причины в социальной детерминации всегда субъективные, относятся к сфере сознания и социальной психологии. Объективные факторы являются причинами непосредственной причины [6, с. 29]. Причинами являются социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие (корыстолюбие, стяжательство, антигуманная агрессивность, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия, легкомыслие и безответственность, правовой нигилизм) [4, с. 168–169].

Н. В. Селихов видит первопричину коррупции в эгоистической мотивации поведения чиновников, их стремлении к наживе путем использования властных полномочии и служебного положения [12, с. 14].

Концепции субъективной непосредственной причины преступности и преступлений придерживаются и другие ученые [9, с. 11].

Их точка зрения выглядит убедительно для объяснения причин и условий коррупции, в частности тех, кто занимает высокое положение в обществе и государстве (министров, губернаторов, мэров, прокуроров, судей). В социальной среде взаимодействие причины и следствия происходит через сознание людей. Поэтому при объяснении причин коррупционного поведения необходимо учитывать нравственные, психологические и социально-психологические свойства личности, которые и являются непосредственными его детерминантами.

Объективные явления социальной действительности выступают в роли причин непосредственной субъективной причины. Если проследить всю причинно-следственную цепь коррупционного поведения лица, то можно выявить детерминирующую роль в этом поведении политических, экономических, правовых и прочих явлений. В связи с этим ученые делят детерминанты коррупции (коррупционных преступлений) по содержанию и сферам действия на политические, экономические, правовые, нравственно-психологические, организационно-управленческие и иные [2, с. 64–67; 5, с. 390–392; 8, с. 17].

Политические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) отсутствие политической воли руководства страны в борьбе с коррупцией на протяжении первых 15 лет существования Российской Федерации, а также подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;

б) отчуждение населения страны от власти и зависимость от чиновников граждан, которые вынуждены давать взятки, чтобы удовлетворить свои потребности;

в) отсутствие эффективного контроля за деятельностью высших должностных лиц государства, руководителей государственных органов субъектов РФ и муниципальных чиновников, в результате чего некоторые из них длительное время получали взятки и использовали свое служебное положение для незаконного обогащения. Например, с 2009 г. по 2015 г. члены организованной группы под руководством бывшего губернатора Сахалина А. Хорошавина получили от 8 предпринимателей взятки на общую сумму более 522 млн руб. [1, с. 5];

г) высокая численность государственных и муниципальных служащих, которая снижает возможность контролировать их работу, выделять достаточные средства на их содержание и повышает вероятность коррупционного поведения.

Экономические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) недостаточная для обеспечения нормального уровня жизни оплата труда служащих, провоцирующая в первую очередь низовую коррупцию;

б) экономическая нестабильность, высокая инфляция, при которой обесцениваются денежные средства, что стимулирует служащих искать иные (коррупционные) источники дохода. Например, по словам С. В. Максимова, в результате крупнейшего финансового кризиса в 1998 г. средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы, эквивалентной 200 долл. США, до 50 [7, с. 105];

в) высокие налоги и страховые взносы, детерминирующие уход от их уплаты посредством подкупа работников налоговых органов;

г) существование слоя достаточно богатых людей и организаций, которые могут позволить себе часть имеющихся денег потратить на подкуп;

д) извлечение прибыли путем использования коррупционных механизмов, например посредством устранения конкурентов или получения нерыночных преференций;

е) недостаточное финансирование предупреждения коррупции по сравнению с затратами на преследование за коррупционные правонарушения.

Правовые и правоприменительные детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) несовершенство антикоррупционного законодательства (например, законодательное понятие коррупции не охватывает посредничество в подкупе);

б) наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов (например, по правилам статей 75, 76, 76.2 УК РФ лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по усмотрению должностного лица правоохранительного органа или суда);

в) низкая раскрываемость коррупционных преступлений и высокая латентность коррупции;

г) излишний либерализм судов при назначении наказаний коррупционерам, когда большинство взяточников отделывается штрафом или условным осуждением;

д) сложная процедура привлечения к уголовной ответственности совершивших коррупционные преступления должностных лиц, в отношении которых действует особый порядок производства (глава 52 УПК РФ).

Нравственные и психологические детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) деформация морального сознания части людей в сторону наживы, приобретения выгод, преимуществ любыми способами, как законными, так и незаконными;

б) признание коррупции нормальным явлением (подобно чаевым официантам и швейцарам), без использования которой невозможно достижение различных целей;

в) нравственная и психологическая готовность части населения дать взятку за освобождение от ответственности за совершённое правонарушение, освобождение от наказания за преступление или его смягчение, освобождение от службы в армии, поступление в престижный государственный вуз более внимательное и снисходительное отношение учителя к ученику, получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, получение лучшего ухода в медицинском учреждении, получение вне очереди или в короткие сроки каких-либо благ, благосклонное отношение по работе со стороны руководителя и т. д. [7, с. 108–109];

г) низкий уровень правовых знаний и правосознания населения, обусловливающий его зависимость от чиновников, правоприменителей, пользующихся правовой неосведомленностью граждан;

д) осознание вседозволенности и незначительности риска быть привлеченным к ответственности за дачу — получение взятки;

е) традиции коррупционного поведения и конформизм, выражающийся в пассивном принятии существующего порядка, господствующих мнений, некритическом следовании общим мнениям и тенденциям;

ж) осознание частью граждан, что государственная или муниципальная служба является источником личного обогащения.

Организационно-управленческие детерминанты коррупции и коррупционной преступности:

а) низкая эффективность профилактической деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия коррупции;

б) недостаточная эффективность работы кадровых аппаратов по отбору на службу честных, морально устойчивых и преданных службе работников;

в) слабая контролирующая и надзорная деятельность вышестоящих органов власти, прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов;

г) отсутствие достаточно полной и объективной информации о распространенности, динамике и географии коррупционных правонарушений, пораженности коррупцией отдельных сфер государственного управления и хозяйствования.

  1. Бойко, А. У экс-губернатора Сахалина изъяли бриллиантов особняков на 2 миллиарда [Текст] / А. Бойко // Комсомольская правда. — 2017. — 10 февраля. — 16 с.
  2. Красноусов, С. Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе (понятие и противодействие) [Текст]: монография. — М., 2014. — 158 с.
  3. Криминология [Текст]: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. — М., 1997. — 912 с.
  4. Криминология [Текст]: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. — М., 2004. — 640 с. С. 168–169.
  5. Криминология [Текст]: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М., 2007. — 512 с.
  6. Кузнецова, Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации [Текст]: учебник / Н. Ф. Кузнецова. — М., 1984. — 208 с.
  7. Максимов, С. В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России [Текст]: студентам высших учебных заведений / С. В. Максимов. — М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2014. — 223 с.
  8. Мельник, Н. И. Понятие коррупции [Текст] / Н. И. Мельник // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. — 23 с.
  9. Миндагулов, А. Х., Рябыкин, Ф. К., Сердюк, Л. В. Причины преступности [Текст]: лекция / А. Х. Миндагулов, Ф. К. Рябыкин, Л. В. Сердюк. — Хабаровск.: Хабар, 1988. — 32 с.
  10. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р [Текст] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. — 2016.
  11. Овчинников, О. А., Тришкин, С. В. Правовые и социальные аспекты, оказывающие влияние на антикоррупционную ситуацию в России [Текст] / О. А. Овчинников, С. В. Тришкин // Административное право и процесс. — 2012. — № 5. — С. 7–11.
  12. Селихов, Н. В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты) [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / Н. В. Селихов. — Екатеринбург, 2001. — 20 с.
  13. Ягодин, Р. С., Волков, П. А. Противодействие коррупции [Текст] / Р. С. Ягодин, П. А. Волков / Ленинградский юридический журнал. 2017. — № 1 (51). — 273 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная преступность, коррупция, детерминант коррупции, правонарушение, коррупционное поведение, преступление, причина, условие коррупции, различный уровень, служебное положение.

Похожие статьи

Понятие коррупционного правонарушения по законодательству.

В статье рассмотрена проблема определения понятия «коррупционного правонарушения». Среди коррупционных правонарушений выделены преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Аглямова Г. М. Причины и условия коррупционной преступности в сфере местного

коррупционная преступность, Россия, коррупция, служащий, Российская Федерация

коррупционная преступность, преступление, служебное положение, получение взятки.

Детерминанты преступности коррупционной направленности

Множество причин и условий затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности, от идеологии и воспитания, до психологии и экономики. Итак, приступим к рассмотрению некоторых причин и условий, определяющих преступность коррупционной направленности.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Под коррупцией (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. [1,с.369].

Криминологическая характеристика коррупции | Статья в журнале.

Важной особенностью коррупции является своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица.

Коррупционное преступление | Статья в журнале.

Таким образом коррупционное преступление — это корыстное ненасильственное преступление, связанное с незаконным использованием должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на.

Коррупционные преступления: понятие, выявление основных.

В данной статье представлено определение коррупционной преступности, определен уровень ее общественной опасности, показаны основные факторы возникновения коррупции, а также предложены методы, направленные на профилактику и пресечение коррупции и.

должностное лицо, коррупция, преступление, коррупционный.

Субъекты коррупционных преступлений различаются и по должностному, служебному

Более высокий образовательный уровень субъектов коррупционных преступлений, по

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

Уголовно-правовое определение коррупции | Статья в журнале.

Коррупционные преступления — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, содержащие признаки коррупции и связанные с незаконным использованием лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в соответствующих.

Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской.

Прежде чем выделить причины коррупции в России, необходимо определить, что же такое коррупция. В научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления. Так, в статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной.


В статье рассматриваются основные предпосылки, влияющие на возникновение и развитие коррупционных преступлений. Анализируются основные формы и виды коррупционных проявлений и причины, способствующие их возникновению. В статье доказывается, что основой коррупции является ее социальная составляющая, порожденная правовыми, экономическими, информационными, культурно историческими причинами.

Ключевые слова: коррупция, причины, условия, общество, взяточничество

В современном российском обществе этическая сторона в оценке коррупции не всегда была однозначно негативной. К примеру, часть граждан считала и считает коррупционным подход в решении бытовых не только логичным, но и обоснованным. Более того, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по оценкам исследователей, являются оправдания взятки за освобождение от службы в армии; получение лучшего ухода и большего внимания к себе или близкому человеку в медицинских учреждениях; получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при недостатке профессиональных знаний и умений; более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку; поступление в престижный вуз; освобождение от наказание за преступление или его смягчение; освобождение от ответственности за любое правонарушение; получение вне очереди любых благ, «причитающихся по закону»; попустительство по работе со стороны руководителя и др. [1, c.77].

Коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать, как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.

Коррупции является порождение социальных противоречий в обществе, государстве, его властных структурах. Известный ученый-криминолог В. В. Лунеев в одной из своих работ писал: «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии…» [2, c. 269]. К специфическим особенностям российской коррупции следует отнести: теневую экономику, расхищение огромных богатств, высокую терпимость населения к коррупции, огромную дифференциацию между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества, а также проникновение коррупции во все эшелоны власти. Злоупотребление общественной властью в процессе управления — это чаще всего злоупотребление в системе органов государственной власти с целью получения выгоды. Основными причинами, порождающими коррупцию в последние годы в России, являются:

— экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР;

— насаждение обществу новых чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение);

— юридическая неграмотность большей части населения страны;

— несовершенство законодательной системы;

— неэффективность деятельности институтов государственной власти;

— отсутствие эффективно работающих механизмов гражданского общества;

— низкая заработная плата российского чиновника;

— неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти ввиду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества;

— монополизация экономики в условиях олигархического капитализма.

Можно выделить целый ряд условий, провоцирующих коррупционные процессы в обществе:

  1. Правовой нигилизм значительной части населения, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти [3, c. 51].
  2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
  3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения [4. C. 48–50].

Коррупция может даже и не приводить к прямому нарушению законов, но всегда проявляется в использование служебного (или иного) положения для личной выгоды вопреки общественному интересу. Можно изложить все причины возникновения и развития коррупции в Российском обществе, сведя их в шесть больших групп:

  1. Фундаментальные причины, к которым относится: несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективная судебная система.
  2. Правовые причины: слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.
  3. Организационно-экономические причины: слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.
  4. Информационные причины: непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции.
  5. Социальные причины: клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования.
  6. Культурно-исторические причины: сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести [5, c. 33].

Основополагающим механизмом коррупции в России, с точки зрения большинства исследователей, стала приватизация государственной собственности, депутатская неприкосновенность, разделение властей, персональная уния.

Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции. Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции. Постоянно изменяющаяся обстановка создает новые условия и возможности для коррупционных действий.

Какие же истинные причины и условия порождают коррупционное поведение в Российском обществе?

Основной причиной является не столько изъяны политической системы и несовершенство законодательства, но в первую очередь это личные качества человека.

Следует отметить, что практика предоставления преференций в обмен на личные блага или «по знакомству», или в силу служебного подчинения в ущерб общественным благам или интересам существует давно — пожалуй, с момента кристаллизации властеотношений.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом [6, c. 141–173]. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях.

По мнению многих исследователей каналами зарождения, поддержания распространения феномена в России являются государственная власть, избыточно дифференцированная структура общества, в которой ведущую роль играет новый социальный класс — детище реформ, бизнес. Образование вследствие приватизационных процессов класса крупных бизнесменов, в свою очередь, породило социально-профессиональные группы, живущие за счет коррупционного механизма распределения средств и ресурсов. Каналами российской коррупции являются не только государственные и муниципальные структуры, но и государственные учреждения, аппарат, бизнес.

По мнению И.Бусыгиной и М. Филиппова, имеется зависимость уровня коррупции от таких факторов, как «уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, «колея институционального развития», а также культурные характеристики» [7. c. 71].

Если вести речь о причинах коррупционных проявлений на государственной службе, то имеет смысл выделить наиболее важные из них: низкая профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, наличие противоречий в структуре госуправления, некачественное законодательство и двусмысленность некоторых положений законов, неустойчивость и несовершенство политических институтов, низкий уровень общественного контроля над властью со стороны гражданского общества.

Во многом развитию коррупции в системе госуправления «способствовал и тот факт, что государственные служащие не получали денежного вознаграждения. Это означало, что только состоятельные слои населения имели доступ к государственной службе. С другой стороны, ввиду отсутствия официального вознаграждения за службу, фактически нормой являлось получение неофициальных доходов от населения» [8. c. 76].

Граждане России, согласно опросам ведущих социологических служб страны (ВЦИОМ, Левада-Центр и ФОМ), считают коррупцию не только серьезной проблемой общества, но и вредной для государственной службы. Среди тех, кто, по их мнению, наиболее коррумпирован, выделены следующие основные категории: сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, чиновники региональной и местной власти, депутаты Госдумы, губернаторы, судьи.

Вместе с тем число убежденных в том, что «коррупции в последние годы стало больше», достигло одного из минимальных показателей за последние годы — 39 % [9, c. 3].

Как уже было отмечено, коррупция является многогранной проблемой, множественные аспекты которой не всегда выявляется. Поэтому она может принимать любые формы и происходить из самых разных источников. Формы также отличаются значительным разнообразием: от примитивных (получение взятки за совершение незаконных и законных действий) до завуалированных сложных (участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, продаже званий и должностей и т. д.) [10, c. 55].

Таким образом, коррупция становится следствием многих факторов, среди которых два главных: стремление носителей власти к наживе любыми средствами и изъяны в политико-правовой системе государства, позволяющие практически безнаказанно заключать коррупционные сделки. Коррупцию плодит не очень строгое законодательство, в том числе о расходовании госбюджета, которое позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, а кому передать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в центре и регионах питает российскую коррупцию.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально- этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Самая сложная задача — это изменение менталитета в широких слоях общества, без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

  1. Любкина Н. А. Политический механизм противодействия коррупции в современной России: дисс. канд. полит. наук. — М., 2012. — С. 77.
  2. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд. НОРМА, 1999. с. 269.
  3. Железняк Н. С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 51.
  4. Костенников М. В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 48–50.
  5. Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы/А. Наумов//Научная жизнь. — 2015. -№ 1. –С. 32–46.
  6. Цирин А. М., Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143–171.
  7. Бусыгина И. М. Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации? / И. М. Бусыгина, М. Г. Филиппов / Полис, — 2013. — № 1 — С71.
  8. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А. П. Кошкина. — Вып. 3. — Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. — 76 с.
  9. Коррупцию признали вредной для госслужбы // Коммерсантъ. 2014. — 18 ноября. — № 208. — С. 3.
  10. Шедий М. В. Типология коррупции и основные модели коррупционных стратегий поведения / М. В. Шедий // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 20111. -№ 8. — С. 45–56.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, гражданское общество, причина, Россия, государственная власть, государственная служба, российская коррупция, денежное вознаграждение, Российское общество, служебное положение.

Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах.

Экономические факторы:

- экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов;

- неудовлетворенность условиями оплаты труда;

- появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др.

Политические факторы:

- реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ;

- отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование;

- бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов;

- проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др.

Правовые факторы:

- отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;

- существование многочисленных пробелов в законодательстве и др.

Психологические факторы:

- низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих;

- признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров;

- создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов;

- сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.

Развитие коррупции характерно для общества, в котором, во-первых, мерой всего являются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. д.), ценность человека определяется размерами его личного состояния, независимо от способов получения последнего. Во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д. В-третьих, в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность и т. д.).

Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений.

Т Е М А 1 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цель: получение знаний о формах и методах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Задачи: 1) знать, каким образом можно предупредить коррупцию;

2) знать, что такое коррупционные правонарушения, что к ним относится;

3) знать, какие существуют меры борьбы с коррупцией в Республике Беларусь;

4) знать принципы борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией в Республике Беларусь.

Меры по предупреждению коррупции. Коррупционные правонарушения. Принципы борьбы с коррупцией. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.*

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: