На основании приговора международного уголовного суда тюремное заключение осужденный отбывает

Обновлено: 02.10.2022

УК РФ Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания

1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ - в часах.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста - один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за три дня, а в срок обязательных работ - из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

3.2. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 - 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 - 279 и 360 настоящего Кодекса.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

3.4. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются по правилам, установленным частями третьей и третьей.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

При назначении наказания суд, как международный, так и национальный, должен исходить из того, чтобы наказание, применяемое к виновному, соответствовало тяжести и опасности совершенного преступления и способно было оказать на виновное лицо воспитательное воздействие.

Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), указывается, что при выборе не связанных с тюремным заключением мер суд должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.

Уставом Международного трибунала по Югославии 1993 г. предусмотрено, что Трибунал при назначении наказания учитывает такие факторы, как тяжесть преступления и конкретные обстоятельства, касающиеся личности подсудимого (ст. 24).

В Римском Статуте Международного уголовного суда также подчеркивается, что при определении меры наказания Суд принимает во внимание такие факторы, как тяжесть преступления и личность осужденного (ст. 78).

Общим правилом международного уголовного права является то, что для национального суда смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, учитываемые им при назначении наказания, определяются внутригосударственным правом с учетом норм международного права.

В Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. это правило сформулировано следующим образом:

«Каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли (ст. 76).

Многими международными конвенциями рекомендуется признавать в качестве смягчающих ответственность такие обстоятельства, как способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного вреда, раскаяние лица в содеянном и др.

В ст. 26 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 Г. предлагается каждому государству-участнику рассмотреть вопрос о возможности смягчения, в соответствующих случаях, наказания обвиняемого лица, которое существенным образом сотрудничает в расследовании или уголовном преследовании в связи с каким-либо преступлением, охватываемым данной Конвенцией.

Как уже отмечалось, исполнение приказа командира не является извинительным обстоятельством, однако оно может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства. Устав Международного трибунала по Югославии по этому вопросу устанавливает: факт, что обвиняемый действовал по приказу правительства или начальника, не освобождает его от уголовной ответственности, однако может рассматриваться как основание для смягчения наказания, если Международный трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия (ст. 7).

Суд государства при назначении наказания руководствуется законодательством своей страны об отягчающих обстоятельствах в соответствии с нормами международного права.

Подробный перечень обстоятельств, отягчающих правонарушения, содержится в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г. Конвенция обязывает Стороны обеспечить судам и иным компетентным органам возможность принимать во внимание обстоятельства, отягчающие правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К этим отягчающим обстоятельствам отнесены:

а) участие в правонарушении организованной преступной группы, в состав которой входит правонарушитель;

б) участие правонарушителя в других видах международной организованной преступной деятельности;

в) участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которым содействовало совершение данного правонарушения;

г) применение правонарушителем насилия или оружия;

д) тот факт, что правонарушитель является должностным лицом и данное правонарушение связано с его должностью;

е) вовлечение или использование несовершеннолетних;

ж) тот факт, что правонарушение совершено в исправительном учреждении, в учебном заведении, общественном учреждении либо в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий;

з) предыдущее осуждение, особенно за аналогичные правонарушения, за рубежом или в своей стране, насколько это допустимо в соответствии с национальным законодательством соответствующей Стороны (ст. 3).

Возможность учета отягчающих обстоятельств при квалификации преступления или при назначении наказания отмечается в ряде международных документов.

В Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительным протоколом 1949 г. указывается:

Приговоры, вынесенные ранее в других государствах за преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, принимаются во внимание, поскольку это допускается внутренним законодательством, для:

1) установления факта рецидива;

2) лишения преступника политических и гражданских прав (ст. 7).

Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. устанавливается возможность учета прежней судимости лица, определенной по законодательству другого государства. В ст. 22 этой Конвенции предусмотрено:

Каждое государство-участник может принимать такие законодательные или другие меры, какие могут потребоваться для учета, на таких условиях и в таких целях, какие оно считает надлежащими, любого ранее вынесенного в другом государстве обвинительного приговора в отношении лица, подозреваемого в совершении расследуемого преступления, для использования такой информации в ходе уголовного производства в связи с преступлением, охватываемым данной Конвенцией.

Возможность учета прежней судимости за преступление, признанное таковым обвинительным приговором суда иностранного государства, установлена в Российской Федерации. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» от 12 ноября 2001 г. судам рекомендуется признавать лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы:

лицо, осужденное к лишению свободы по приговору суда другого государства (включая страну - участницу Содружества Независимых Государств), которое в связи с последующей передачей его в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывало лишение свободы в исправительном учреждении Российской Федерации в соответствии с судебным решением о принятии приговора к исполнению, а также лицо, имеющее судимость по приговорам других стран - участниц Содружества Независимых Государств до прекращения существования СССР.

Признание лица, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы (лишение свободы обязательно должно быть назначено приговором суда), является основанием для определения такому лицу исправительной колонии строгого режима согласно п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ. Таким образом, обвинительный приговор иностранного государства в случае принятия этого приговора к исполнению в Российской Федерации в последующем учитывается при определении рецидива преступлений и вида исправительного заведения, назначаемого осужденному.

В соответствии со ст. 190 УК Испании при определении рецидива преступлений, связанных с занятием проституцией, учитывается судимость за аналогичное преступление, признанное таковым по приговору суда иностранного государства.

Согласно Закону Великобритании о сексуальных преступлениях 2003 г. при назначении наказания за сексуальные насильственные преступления учитывается судимость насильников за преступления, за которые они были осуждены за рубежом. В этих целях в Великобритании на основе указанного Закона введена обязательная регистрация всех сексуальных насильников, прибывающих из-за рубежа.

Суд государства может привлекать к уголовной ответственности лицо не за одно, а за два и более преступлений, совершенных этим лицом. Определять наказание в таких случаях суд будет применяя правила своей правовой системы.

Международный уголовный суд назначает наказание лицу, виновному в совершении нескольких преступлений, в соответствии с нормами международного права. В ст. 78 Римского Статута Международного уголовного суда определены правила назначения наказания по совокупности преступлений. Они состоят в том, что при осуждении лица за совершение более чем одного преступления, Суд назначает наказание за каждое преступление и общее наказание с указанием всего срока лишения свободы. Этот срок не должен быть меньше срока, предусмотренного самым суровым отдельным наказанием, которое было назначено, и не должен превышать 30 лет лишения свободы или меры наказания в виде пожизненного лишения свободы[74]. Указанное правило допускает назначение наказания по совокупности преступлений как по принципу поглощения, так и принципу сложения наказаний.

Статутом регламентированы вопросы зачета срока предварительного заключения. При назначении наказания в виде лишения свободы суд засчитывает срок предварительного содержания под стражей по постановлению суда при наличии такого срока. Суд может засчитать любой срок, иным образом отбытый под стражей в связи с деянием, лежащим в основе преступления.

В соответствии с МП любое лицо, виновное в совершении преступления по МУП, должно быть привлечено к уголовной ответственности и подлежать наказанию. Общее правило состоит в том, что национальный суд назначает наказание согласно своему внутригосударственному праву в соответствии с нормами МП. Как правило, международными конвенциями о преступлениях международного характера и преступлениях против мира и безопасности человечества не предусматриваются конкретные санкции за эти преступления. Отчасти это объясняется большим многообразием в системах наказаний по уголовному законодательству стран мира. Поэтому при имплементации международного или преступления международного характера государства устанавливают в своем национальном законе виды наказаний, характерные для её системы права.

При этом, государства обязаны соблюдать общепринятые стандарты и правила обращения с правонарушителями, установленные международно-правовыми нормами.

На 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. были приняты Минимальные стандарты и правила обращения с заключенными, которые впоследствии вошли в Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Этими стандартами предусматриваются права заключенных при отбывании лишения свободы на обращение с ними в соответствии с общепризнанными нормами независимо от особенностей национальных пенитенциарных систем.

Во многих международных конвенциях содержатся общие рекомендации по назначению наказания за то или иное международное преступление или преступление международного характера. Например, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота н/с или п/в 1988 г. говорится, что за преступления, охватываемые Конвенцией, государства предусматривают применение таких наказаний, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции или конфискацию.

В соответствии с нормами МУП в качестве наиболее приемлемых мер наказаний за преступления установлены:

лишение свободы, включая тюремное заключение.

Особое место среди наказаний занимает смертная казнь. Совет Европы в 1950 г. принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ст.2 которой устанавливает:

Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Протоколом № 6 Совета Европы относительно отмены смертной казни 1983 г. (в ред. Протокола 1994 г.) закреплено:

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Международным Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляется:

В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

Вторым факультативным протоколом к Международному Пакту о гражданских и политических правах 1989 г. установлено:

Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Факультативного протокола, не подвергается смертной казни.

Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции.

Не допускается никаких оговорок к настоящему Протоколу, за исключением оговорки, сделанной в момент ратификации или присоединения, которая предусматривает применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера, совершённых в военное время.

Национальное законодательство о смертной казни в настоящее время характеризуется разным подходом к решению вопроса о сохранении в качестве наказания смертной казни. Можно выделить три решения этого вопроса.

Одни государства сохраняют в своем уголовном законодательстве смертную казнь как наказание и применяют её (половина штатов США, Китай, Турция, Япония и др.)

Вторая группа государств имеет в национальном уголовном законодательстве смертную казнь, но не применяет это наказание (Англия, РФ и др.).

Страны третьей группы не предусматривают в уголовном законе наказания в виде смертной казни (Австрия, Германия, Эстония и др.).

Наиболее применимым наказанием за преступления в МУП является лишение свободы.

Вместе с тем международными нормами рекомендуется шире применять в отношении правонарушителей другие меры воздействия, не связанные с тюремным заключением.

Особую категорию составляют несовершеннолетние правонарушители.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении н/л (Пекинские правила) 1985 г., устанавливают принципы правосудия, применяемые к н/л:

ограничение личной свободы н/л должно быть крайней мерой и по возможности сведено до минимума;

лишение личной свободы н/л следует применять за совершение серьезного деяния с применением насилия против другого лица или за неоднократное совершение других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

при рассмотрении дела н/л вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором;

смертный приговор ни за какое преступление, совершённое н/л, не выносится;

н/л не подвергаются телесным наказаниям;

компетентный орган власти должен иметь право в любой момент прекратить судебное разбирательство.

Что касается международных уголовных судов, то они при назначении наказания руководствуются положениями норм МУП, а при необходимости судебными прецедентами.

Наказания, вынесенные международным уголовным судом, отбываются в государстве, изъявившем желание принять осужденного Международным судом для отбывания такого наказания. Кроме этого, наказание, вынесенное судом одного государства, может исполняться на территории другого государства. Исполнение наказаний в таких случаях осуществляется на основе международных конвенций и двусторонних договоров об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Международная Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г., закрепляют конкретные процедурные условия принятия судами решения об исполнении таких приговоров. В частности, ст.10 Конвенции предусматривается, что назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. При этом суд государства, гражданином которого является осужденный, принимая решение об исполнении приговора, переквалифицирует деяния осужденного на соответствующие статьи своего УК и определяет по закону своего государства, если позволяют санкции статей, такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору.

Наказания, вынесенные Международным уголовным судом и Международными трибуналами (т. е. за международные пре­ступления), отбываются в государстве, изъявившем желание принять осужденного.Международный уголовный суд имеет перечень государств, которые формально предложили свою исполнительную систему для исполнения наказания в виде лишения свободы, вынесенного Судом. Государство в любой момент может выйти из данного перечня путем информирования об этом секретаря Суда. Если же Суд не назначит ни одно из государств местом отбывания нака­зания, то последнее должно отбываться в исправительном учреж­дении, предоставленном государством пребывания штаб- квартиры Суда. В такой ситуации расходы по исполнению нака­зания несет сам Суд.Условия отбывания наказания в виде лишения свободы рег­ламентируются национальным законодательством государства отбывания и должны соответствовать существующим междуна­родным стандартам обращения с заключенными.После отбытия наказания государство может разрешить пре­бывание данному лицу на его территории, либо в соответствии с национальным законодательством передать лицо другому госу­дарству, которое согласно его принять. Если ни одно государство не пожелало нести расходы по перемещению лица, то данная обязанность ложится на плечи Суда1 8.Наказание в виде лишения свободы, определенное пригово­ром Международных трибуналов по Югославии и Руанде также отбывается в определенном государстве на основе перечня стран. Которые заявили Совету Безопасности ООН о своей готовности принять осужденных лиц. Надзор за отбыванием наказания меж­дународными преступниками осуществляется Международным трибуналом. Так, решением Международного трибунала по Юго­славии Милан Мартич, признанный виновным в убийствах, пыт­ках и преследовании жителей Хорватии по национальному при­знаку, будет отбывать наказание в виде лишения свободы сроком 35 лет в тюремном учреждении Эстонии на основании договоренности между СБ ООН и Правительством Эстонской Республики.Наказание, вынесенное судом одного государства, может исполняться на территории другого государства. Исполнение на­казание в таком случае осуществляется на основе международ­ных конвенций и двусторонних договоров об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам. Международная конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражда­нами которого они являются 1978 г., закрепляет конкретные про­цедурные условия принятия судами решения об исполнении та­ких приговоров. Так, согласно ст. 10 назначенное наказание от­бывается на основании приговора суда того государства, в кото­ром лицо было осуждено. При этом суд государства, граждани­ном которого является осужденный, принимая решение об ис­полнении приговора, переквалифицирует деяния осужденного на соответствующие статьи своего уголовного законодательства и определяет по закону своего государства, если позволяют санк­ции статей, такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору.

Уголовная ответственность за международные преступления установлена как национальным уголовным законодательством, так и, в первую очередь, нормами международного уголовного права.

Высокая общественная опасность данных преступлений приводит к мысли о том, что вряд ли могут существовать санк­ции, адекватно карающие за международные преступления. Тем не менее, международное сообщество, покаравшее преступников Второй мировой войны, не применяло к ним никаких жестоко- стей, которые сами эти преступники считали обычной нормой поведения по отношению к порабощенным народам121.

Следует отметить, что если в отношении фашистских пре­ступников Международный трибунал вынес ряд смертных приго­воров, то в настоящее время смертная казнь, даже как исютючи- тельная мера наказания, не может быть применена. И такой вид наказания не предусмотрен Статутом Международного уголовно­го суда. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протокола № 6 к ней никто не может быть при­говорен к смертной казни. Однако ст. 2 Протокола закрепляет, что государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В подобной ситуации государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответст­вующие положения своего законодательства.

Статут Международного уголовного суда предусматривает следующие виды наказаний за международные преступления:

лишение свободы на определенный срок до 30 лет;

пожизненное лишение свободы за исключительно тяжкий характер преступления и с учетом индивидуальных обстоя­тельств виновного;

конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав добросовестных третьих лиц.

Последние два вида могут быть назначены как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

По своему содержанию закрепленные в Статуте виды нака­зания не имеют какой-то специфики и схожи с такими же наказа­ниями национального уголовного права. Единственная особен­ность в правовой регламентации данных наказаний заключается в том, что в Статуте установлена приблизительная шкала наказа­ний и указаны самые общие критерии определения мер наказа­ния. В Статуте отсутствует четкая градация видов и размеров на­казания за каждое конкретное преступление, как это традиционно закреплено в национальных уголовных кодексах.

Международные уголовные суды при назначении наказания руководствуются положениями норм международного уголовно­го права. Уставы международных трибуналов по Руанде и Юго­славии предусматривают, что в качестве наказания за преступле­ния назначается тюремное заключение. Сроки определяются ис­ходя из общей практики вынесения приговоров о тюремном за­ключении в судах Руанды и Югославии. В то же время нацио­нальная практика не всегда имеет преимущественное значение при определении размера наказания. Так, Судебная камера Меж­дународного трибунала по Югославии в одном из дел указала, что при назначении наказания суд опирается на современную концепцию назначения наказания. Согласно концепции наказа­ние должно соответствовать не только преступлению, но и пре­ступнику. В результате генерал Бласкич за преступления гено­цида был приговорен к 45 годам лишения свободы, хотя УК Югославии предусматривал 15 лет заключения.

При назначении наказания суд должен исходить из того, чтобы наказание соответствовало тяжести и опасности совер­шенного преступления, и способно было оказать на виновное ли­цо воспитательное воздействие.

При определении меры наказания Суд в соответствии с пра­вилами процедуры и доказывания принимает во внимание такие факторы, как тяжесть преступления и личность осужденного. Су­дом также учитываются смягчающие и отягчающие обстоятель­ства, степень причиненного вреда, характер противозаконного поведения и средства, использовавшиеся для совершения престу­пления и другие обстоятельства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: