На каких судах установка гирокомпаса является обязательной
Обновлено: 01.06.2023
Оборудование торговых судов магнитными компасами сформулированы в Международной Конвенции по Охране Человеческой Жизни на Море – СОЛАС (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS), в Резолюции ИМО А.382(10), в требованиях по оборудованию судов признанных Классификационных обществ, входящих в Международную Ассоциацию Классификационных Обществ -МАКО (International Association of Classification Societies – IACS), в России это Российский Морской Регистр Судоходства – РМРС, а также в требованиях морских администраций стран, входящих в ИМО.
В Конвенции СОЛАС, требования по оборудованию торговых судов магнитными компасами изложены в Главе V «Безопасность мореплавания», Правиле 19 «Требования к оснащению судов навигационными системы и оборудование», Параграфе 2 «Судовое навигационное оборудование и системы»:
2.1. Все суда независимо от размера должны иметь:
1. правильно настроенный стандартный магнитный компас или другие средства, не зависящие от источника питания, для определения курса судна и отображения показаний на главном рулевом посту;
2.2. Все суда валовой вместимостью 150 тонн и выше и пассажирские суда независимо от размера должны, в дополнение к требованиям пункта 2.1, быть оснащены:
.1. запасным магнитным компасом, взаимозаменяемым с магнитным компасом, как указано в пункте 2.1.1, или другим средством для выполнения
функций, упомянутых в пункте 2.1.1, посредством замены или дублирования оборудования;
2.5. Все суда валовой вместимостью 500 тонн и выше должны, помимо выполнения требований пункта 2.3, за исключением: пункты 2.3.3 и 2.3.5, а также требования пункта 2.4 иметь:
.1. гирокомпас или другое средство для определения и отображения их курса корабельными немагнитными средствами и передачи информации о курсе для ввода в оборудование, указанное в пунктах 2.3.2, 2.4 и 2.5.5.
В Резолюции А.382(10), одобренной 14 ноября 1977 года на 10-й сессии сформулированы требования к судовым магнитным компасам и необходимости уничтожать девиацию и составлять таблицу остаточной девиации.
Правительствам стран членов ИМО рекомендуется обеспечить, чтобы:
1. Все суда были оснащены:
а) стандартным магнитным компасом, соответствующим требованиям изложенным в приложении II;
b) рулевым магнитным компасом, соответствующим требованиям изложенным в приложении II, если только информация о курсе, предоставляемая стандартным компасом, требуется в соответствии с подпунктом (а), является доступной и четко различимой рулевому в основном посту управления рулем;
с) адекватные средства связи между местом установки стандартного компаса и местом управления судном подлежат одобрению Администрации.
2. Запасной магнитный компас, заменяющий стандартный компас, должен быть на судне, если только не установлен рулевой компас, упомянутый в подпункте 1(b), или гирокомпас.
3. Каждый магнитный компас должным образом компенсируется (уничтожается девиация), и его таблица или кривая остаточной девиации всегда доступна на борту в непосредственной близости от компаса.
У Российского Морского Регистра Судоходства требования по оборудованию торговых судов магнитными компасами изложены в Правилах по оборудованию морских судов, Часть V «Навигационное оборудование», НД № 2-020101-105. Данные правила изданы в 2018 году.
Требования РМРС по магнитным компасам изложены в следующих главах:
Глава 2 «Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов», параграф 2.2.1 приведена таблица, в которой указано сколько и каких магнитных компасов должно быть установлено на судне определенной валовой вместимости.
Глава 5 «Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию», параграф 5.2 «Магнитный компас» изложены подробные технические и эксплуатационные требования к судовым магнитным компасам, а также к шлюпочным магнитным компасам.
Требования Российского Речного Регистра к судовым и шлюпочным магнитным компасам изложены в Правилах классификации и постройки судов, Часть VIII «Навигационное оборудование», Глава 2 «Размещение навигационного оборудования», параграф 2.3 «Размещение магнитного компаса» и Глава 3 «Требования к навигационному оборудованию», параграф 3.3 «Требования к магнитному компасу».
Наличие таблицы девиации магнитного компаса обязательно на судах внутреннего и река-море плавания в соответствие с РД 212.0182-02 «Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта» , разработанного в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ (в 2018 г вступил в силу КВВТ в новой редакции), а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов. 10. Приложения, Приложение А, Перечень судовых документов, Судовые документы для судов внутреннего плавания, III. Прочие документы: — таблица девиации магнитного компаса.
Требование к наличию на судне достоверной таблицы девиации магнитного компаса изложены в Чек-листах Классификационных обществ по подготовке судна к освидетельствованию Портовым контроле (Port State Control). Например в Чек – листе Классификационного общества Американского Бюро Судоходства (ABS – American Bureau of Shipping) в Главе XII Navigation equipment указано, что таблица остаточной девиации должна составляться ежегодно (Is table or curve of compass deviation ( calibrated annually ) provided?)
У Классификационного общества Lloyd’s Register в брошюре «Reducing the risk of Port State Control detentions» в Чек-листе «A pre-port arrival pocket checklist for ship owners and operators» в разделе 2 «Bridge area» в пункте 3 указано «Magnetic compass – Easily readable and correctly adjusted (deviation card)».
Индийский Регистр Судоходства (Indian Register of Shipping) в своем Техническом циркуляре № 44/2016 от 21 ноября 2016 года прямо указывает на важность магнитного компаса:
«The magnetic compasses are a very important tool for the safety of navigation. Vessel owners and masters must ensure that magnetic compasses are maintained in good working order, adjusted and a table or curve of residual deviation is available. »
Требования к магнитным компасам содержатся в ISO 25862:2009 (en) «Ships and marine technology — Marine magnetic compasses, binnacles and azimuth reading devices». ISO — The International Organization for Standardization, это Международная организация по стандартизации.
Морская Администрация Австралии (Australian Maritime Safety Authority), в 2016 году издало Извещение № 19/2016 «Maintenance and Adjustment of Magnetic Compasses» в котором сказано:
«Vessel owners and masters each have responsibilities for ensuring that magnetic compasses are maintained in good working order, adjusted and a table or curve of residual deviations is available.
The performance of the compass should be monitored and, for a vessel more than 100GT, deviations recorded in a compass deviation book at regular intervals, ideally at least once every watch and shortly after a large alteration of course.
Failure to maintain a magnetic compass in good working condition or to monitor deviations may result in a vessel being delayed or detained and potentially the vessel owner and/or master being prosecuted. »
Кроме того сказано, как часто требуется уничтожать девиацию магнитных компасов и вычислять таблицу остаточной девиации:
«If the observations for a magnetic compass on a vessel show a deviation of the compass on any heading of more than 5 degrees, the compass must be adjusted by a qualified compass adjuster or the master of the vessel to correct the deviation.
Annex G of ISO 25862:2009 also recommends that a compass should be adjusted when:
1. they are first installed;
2. they become unreliable;
3. repairs or structural alterations have been made to the vessel that could affect its permanent or induced magnetism;
4. electrical or magnetic equipment close to the compass is added, removed or altered;
5. they show any physical defects;
6. if a record of compass deviations has not been maintained, or the recorded deviations are excessive; or
7. deemed necessary by the master for the safety of navigation, and no less often than every two years ; every dry docking or after significant structural work. »
Таким образом, необходимость установки на торговом судне исправного и соответствующего технико-эксплуатационным требованиям магнитного компаса, а также наличие актуальной таблицы девиации, подтверждается довольно весомым перечнем нормативных источников и не должно вызывать сомнений у капитанов и штурманов, не зависимо от того, какой флаг несет их судно.
Капитанам и судоводителям работающим на речных судах и судах река-море плавания следует обращать особое внимание на соблюдение требований РД 212.0182-02 «Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта» , как официального нормативного документа, разработанного на основании Кодекса Внутреннего Водного Транспорта России. Соблюдение его требований контролируется транспортной прокуратурой и в случае выявления нарушений последует принятие мер прокурорского реагирования. А оно вам надо?
**Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное пунктами 4, 4.2, 4.3, 11 таблицы, а также - визуальной информации о курсе на аварийный пост управления рулем. Визуальная информация о курсе на аварийном посту управления рулем должна обеспечиваться репитером гирокомпаса.
** Гироскопический компас должен запитываться от основного и аварийного источников электрической энергии.
Правила по оборудованию Морских судов РМРС Часть V Навигационное оборудование
3.5 ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ ОСНОВНОГО ПРИБОРА ГИРОКОМПАСА
- находиться, по возможности, в диаметральной плоскости судна ближе к миделю и на уровне одной из действующих ватерлиний;
- быть изолировано от сырости и от проникновения в него пыли, копоти, пара, воды, дыма и вредных испарений. Рекомендуется предусматривать кондиционирование воздуха;
- помимо основного должно быть обеспечено переносным и аварийным электрическим освещением и иметь систему двусторонней связи с ходовым мостиком. Связь должна быть парной или входящей в группу управления судном (АТС может применяться как дублирующее средство связи);
- в помещении не допускается установка приборов и оборудования, не относящихся к техническим средствам судовождения;
- прокладка трубопроводов через помещение не допускается, за исключением трубопровода системы охлаждения гирокомпаса.
3.7.2.1 Помещение, где устанавливается основной прибор гирокомпаса, должно удовлетворять требованиям 3.5.
3.7.2.2 Основной прибор гирокомпаса при небольших габаритах допускается устанавливать в рулевой или штурманской рубке.
3.7.2.3 Гирокомпас должен получать питание от главного распределительного щита и аварийного распределительного щита по двум независимым фидерам.
3.7.2.4 Должно быть предусмотрено автоматическое переключение питания гирокомпаса от главного распределительного щита на распределительный щит аварийной электростанции (при наличии аварийного дизель-генератора) в случае прекращения подачи основного питания (см. также часть XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов).
3.7.2.5 К основному прибору гирокомпаса должен быть обеспечен свободный доступ. Должны быть предусмотрены беспрепятственное и легкое снятие крышек, а также удобный доступ к клеммным колодкам.
3.7.2.6 Репитер для пеленгования должен быть установлен на верхнем мостике при обязательном выполнении требований 3.7.1.2, или должно быть установлено по одному репитеру на каждом крыле ходового мостика с таким расчетом, чтобы обеспечивался обзор при пеленговании не менее 180 о на борт от направления прямо по носу.
3.7.2.7 Путевые репитеры должны устанавливаться в местах, откуда производится управление судном. Размещение путевого репитера должно обеспечивать рулевому удобство пользования им. При установке в рулевой рубке центрального пульта системы управления курсом и/или траекторией судна с вмонтированным в него репитером гирокомпаса установка отдельного путевого репитера не требуется. При наличии на судне аварийного поста управления рулем репитер гирокомпаса должен быть установлен в непосредственной близости от него.
3.7.2.8 Линии 0 - 180 о основного прибора гирокомпаса и репитеров для пеленгования должны располагаться в диаметральной плоскости или параллельно ей с точностью, указанной в 3.7.1.1.
3.7.2.9 Агрегаты питания и их пускорегулирующая аппаратура должны быть установлены в агрегатном помещении (если оно имеется) или совместно с основным прибором с таким расчетом, чтобы имелась возможность производить замеры частоты вращения агрегатов питания и уход за подшипниками. Кнопки пуска и дистанционного управления агрегатом питания должны устанавливаться в помещении, где установлен основной прибор гирокомпаса, или в рулевой рубке.
3.7.2.10 Допускается одновременная установка на судне гирокомпаса и магнитного компаса с дистанционной электрической передачей показаний и использование одних и тех же репитеров. В этом случае в рулевой рубке должен быть предусмотрен световой сигнал с надписью «Репитеры включены от магнитного компаса», который должен включаться при переводе репитеров на работу от датчика магнитного компаса.
3.7.2.11 Гирокомпасы с водяным охлаждением, конструкцией которых предусмотрена нормальная их работа при температуре охлаждающей воды до 30 о С, должны получать воду для охлаждения от специального охлаждающего устройства, установленного на судне.
3.7.2.12 На суда валовой вместимостью менее 300 требования 3.5.1.4 не распространяются. Рекомендуется выполнение требований 3.5.1.1 - 3.5.1.3, 3.7.2.3.
5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
5.3 ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС
- время приведения гирокомпаса в меридиан - не более 6 ч;
- установившаяся погрешность показаний на любом курсе должна быть в пределах ±0,75 о х секанс широты, при этом среднее квадратичное значение разностей между отдельными отсчетами курса и средним значением курса должно быть менее чем 0,25 о х секанс широты;
- погрешность показаний от пуска к пуску должна быть в пределах ±0,25 о х секанс широты;
- скорость отработки следящей системы гирокомпаса - не менее 6 о /с.
- время приведения гирокомпаса в меридиан при бортовой и килевой гармонической качках до 5 о с периодом от 6 до 15 с и при максимальном ускорении 0,22 м/с2 должно быть не более 6 ч;
- погрешность показаний основного компаса в эксплуатационных условиях с учетом изменений параметров судовой сети, а также возможных изменений магнитных полей на судне должна быть в пределах ±1 о х секанс географической широты;
- погрешность показаний, обусловленная быстрым изменением скорости судна на 20 уз., не должна превышать ±2 о ;
- погрешность показаний, обусловленная быстрым изменением курса судна на 180 о при скорости до 20 уз., не должна превышать ±3 о ;
- остаточная погрешность показаний после коррекции влияния скорости, курса и, при необходимости, широты при постоянной скорости до 20 уз. не должна превышать ±0,25 о х секанс широты;
- погрешность показаний, обусловленная бортовой качкой до 20 о , килевой качкой до 10 о и рысканьем судна до 5 о с периодом от 6 до 15 с при максимальном горизонтальном ускорении не более 1 м/с2, не должна превышать 1 о х секанс широты;
- расхождения в показаниях репитеров и основного прибора гирокомпаса не должны превышать ±0,5 о .
5.3.3 В комплекте гирокомпаса должен быть предусмотрен корректор для корректировки показаний компаса по скорости судна и широте места.
5.3.4 Рекомендуется в комплекте гирокомпаса предусматривать курсозаписывающее устройство (курсограф), обеспечивающее запись курса по времени с точностью ±1 о .
5.3.5 Система дистанционной передачи показаний гирокомпаса должна быть рассчитана таким образом, чтобы обеспечивалась одновременная работа собственных репитеров, установленных в другом навигационном оборудовании, курсографа (при его наличии), а также передача информации о курсе в другое навигационное оборудование.
5.3.6 Конструкции картушки репитеров, пеленгаторных устройств, устройств освещения и других приборов должны обеспечивать снятие отсчетов курса и пеленга в соответствии с требованиями 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.8 (кроме требований к аварийному автономному питанию освещения, применяемому роду тока и напряжению), 5.2.9 и 5.2.10.
Выдержка из требования Российского Речного Регистра по оснащению судов навигационным оборудованием.
Нормы навигационного оборудования судов классов "М", "О", "Р" и "Л"
Наименование | Разряд бассейна плавания и категория судна | ||||||||
М | О | Р и Л | |||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
1. Главный магнитный компас (основной) | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
2. Путевой магнитный компас (запасной) 1,2,3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - |
3. Радиолокационная станция (РЛС) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - |
4. ГНСС приемоиндикатор (ГЛОНАСС/GPS) с функцией приема дифференциальных поправок | 1 | 1 4 | 1 4 | 1 | 1 4 | 1 4 | 1 4 | 1 4 | 1 4 |
5. Приемоиндикатор Автоматической идентификационной системы (АИС) | 1 | 1 4 | 1 4 | 1 | 1 4 | 1 4 | 1 4 | 1 4 | 1 4 |
Примечания
1. При наличии дистанционной передачи показаний, в том числе оптической, от главного (основного) магнитного компаса к основному посту управления путeвой (запасной) компас можно не устанавливать.
2. Суда класса "М" длиной менее 20 м и суда класса "О", не оснащенные путевым (запасным) компасом, оснащаются шлюпочным магнитным компасом с диаметром картушки не менее 75 мм.
3. На судах, на которых установка магнитного компаса не предусмотрена, при установке шлюпочного магнитного компаса диаметр картушки должен обеспечивать считывание показаний с расстояния не менее 70 см.
4. Только на пассажирские суда и суда, перевозящие опасные грузы, независимо от валовой вместимости.
Условные обозначения:
Основной символ класса «Л» «Р» «О» «М»
Нормативная высота волны, м 0,6 1,2 2,0 3,0
Обеспеченность высот волн, % 1 1 1 3
I - Суда валовой вместимостью 300 рег. тонн и более
II - Суда длиной 25 м и более но валовой вместимостью менее 300 рег. тонн
III - Суда длиной менее 25 м.
Нормы навигационного оборудования судов классов "М-СП", "М-ПР" и "О-ПР"
Средства навигации Морских судов (Таблица)
Средства навигации Морских судов (Таблица)
Какое оборудование должно устанавливаться на все морские суда в зависимости от района плаванья? Классификация и разъяснение правил.
Количество для судов валовой вместимости
Компас магнитный основной 2
В комплект компаса должен входить пелорус или пеленгаторное устройство, обеспечивающее взятие пеленгов по дуге горизонта в 360° и независимое от любого источника электрической энергии
Компас магнитный запасной
Должен быть взаимозаменяемым с основны м магнитным компасом. Не требуется, если обеспечивается полно е дублировани е основног о магнитного компаса (см. прим. 6 )
Приемоиндикатор системы/систем радионавигации 3
Текущие координаты местоположения судна должны определяться автоматически
Радиолокационная станция 4 со средством:
.1 электронной прокладки (СЭП)
.2 автосопровождения (САС)
.3 автоматической радиолокационной прокладки (САРП)
Одна радиолокационная станция должна работать в диапазоне 9 ГГц(длина волны — 3 см)
Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)
Не требуется на судах, не совершающих международных рейсов
Устройство дистанционной передачи курса 7
Компас гироскопический 8
В комплект гироскопического компаса должен входить репитер (репитеры), обеспечивающий взятие пеленгов по дуге горизонта в 360° 9
Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды
Лаг абсолютный 10
Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта
Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) 1
Система управления курсом или траекторией судна
Измеритель скорости поворота
Система приема внешних звуковых сигналов
Требуется на судах с закрытым ходовым мостиком и судах со знаком ОМВО
Регистратор данных рейса (РДР) 12
Не требуется на судах, не совершающих международных рейсов
Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) 13
Должно быть обеспечено дублирование в соответствии с 5.15.90 — 5.15.107
Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР) 18
Не требуется на судах, не совершающих международных рейсов. Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, должны быть оснащены данным оборудованием независимо от размера
Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)
Суда должны быть оснащены системой КДВП в сроки, определенные в 1.1.7
.1 углового положения пера руля
.2 частот ы вращения , усили я и направления упора гребного винта
.3 шага и режим а работы винта (винтов) регулируемого шага 14
.4 усилия и направления упора под руливающего устройства (устройств) 15
Показания индикаторов должны быть видны с места, откуда обычно осуществляется управление судном
Радиолокационный отражатель 16
Лот простой (ручной), комплект
На пассажирских судах и судах специального назначения валовой вместимостью более 300 требуются два хронометра
Глобус звездный или равнозначный прибор
В ограниченных районах плавания R2 , R2-RSN , R2-RSN(4,5), R3, R3-RS N — не требуется
Не требуется на судах ограниченного района плавания R3
1 Включая пассажирские суда, независимо от размеров.
2 Должна обеспечиваться дистанционная передача показаний основного магнитного компаса к основному посту управления рулем.
3 Используемая система радионавигации (глобальная навигационная спутниковая система или наземная радионавигационная система) должна быть доступна для использования в любое время в течение предполагаемого рейса.
4 Если требуется установка двух радиолокационных станций, они должны работать независимо друг от друга.
5 Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное пл. 4 , 4.1 , 11 таблицы.
6 Не требуется на судах, построенных 1 июля 200 2 года или после этой даты (см. 1.1.5).
7 Не требуется, если на судне установлен гироскопический компас, обеспечивающий передачу информации о курсе в оборудование, предусмотренное пп. 4 , 4.1 , 11 таблицы.
8 Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное пунктами 4 , 4.2 , 4.3 , 1 1 таблицы, а также — визуальной информации о курсе на аварийный пост управления рулем. Визуальная информация о курсе на аварийном посту управления рулем должна обеспечиваться репитером гирокомпаса.
9 На судах валовой вместимостью менее 1600 требуется, насколько это практически возможно.
10 Измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта должно обеспечиваться в продольном и поперечном направлениях.
11 Не требуется на грузовых судах, не совершающих международных рейсов.
12 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы регистратором данных рейса независимо от размера.
13 Суда , совершающие международные рейсы, должны быть оснащены электронной картографической навигационно-информационной системой в сроки, определенные в 1.1.8. На судах, к которым требования 1.1.8 не применимы, установка ЭКНИС не требуется при наличии на судне откорректированных бумажных морских навигационных карт для выполнения предварительной и исполнительной прокладок на протяжении предполагаемого рейса.
14 Устанавливается при наличии винта (винтов) регулируемого шага.
15 Устанавливается при наличии подруливающего устройства (устройств).
16 Не требуется, если эффективная площадь рассеяния судна достаточна для его обнаружения с помощью радиолокационной станции в диапазонах 9 и 3 ГГц (длина волны — 3 и 10 см, соответственно).
17 Условия снабжения изложены в части III «Сигнальные средства».
18 Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района А1 , освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР.
1 . Несамоходные суда, предназначенные для буксировки и толкания в море или для длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов, имеющие на борту людей, должны быть снабжены биноклем, ручным лотом и кренометром.
2 . На судах смешанного (река-море) плавания, совершающих рейсы по внутренним водным путям (знаки ограничения района плавания в символе класса судна R2-RS N и R3-RSN) , должна быть предусмотрена дополнительная радиолокационная станция, отвечающая требованиям 5.7.59 . В случае, если на таких судах установлена радиолокационная станция, в полной мере отвечающая всем требованиям 5.7 , наличие дополнительной радиолокационной станции не требуется.
3 . На судах валовой вместимостью до 300 0 допускается установка второй радиолокационной станции с минимальным диаметром рабочей зоны не менее требуемого 5.7.2.
4 . На судах, оборудованных радиолокационной станцией со средством прокладки (СЭП, САС или САРП) и/или системой управления траекторией судна, должен быть установлен лаг, измеряющий скорость судна относительно воды.
5. На судах валовой вместимостью 50 0 и более, но менее 10000, построенных до 1 сентября 1984 г., наличие лага не требуется при условии, что он не был предусмотрен проектом судна при его постройке.
6. На судах, контракты на постройку которых подписаны 1 января 200 7 г. или после этой даты, в качестве запасного магнитного компаса допускается использовать гироскопический компас, который должен получать питание от основного и аварийного источников электрической энергии, а также от переходного источника, которым может являться аккумуляторная батарея. При этом такой гироскопический компас не может рассматриваться как требуемый п.7 настоящей таблицы в отношении судов валовой вместимостью 500 и более.
Гирокомпас одно из навигационных устройств мостика судна. Он регулярно применяется для управления судном.
Гирокомпас одно из навигационных устройств мостика судна. Он регулярно применяется для управления судном, обнаружения объектов и слежения за курсом. Гирокомпас широко используется в морской навигации и флоте.
Принцип работы
Он работает также, как гироскоп. Находясь в раскрученном состоянии, гироскоп, благодаря кардановому подвесу сохраняет своё неизменное положение и при этом указывает всегда в одном направлении.
Конструкция гирокомпаса
- Основной компас. Благодаря гироскопу, определяет географический полюс;
- Репитер компаса. Данные с основного компаса пересылаются репитерам в электронном виде;
- Записывающее устройство курса. Все изменения курса движения судна автоматически записываются на встроенную память прибора или принтером на бумагу;
- Приборная панель. Управляет операционной системой и корректирует данные гирокомпаса;
- Прибор сигнализации. Оповещает об ошибке или изменении подачи питаемого напряжения с судна;
- Панель усилителя. Осуществляет контроль над работой системы;
- Генератор. Преобразовывает постоянный ток в переменный, а также создаёт питание на элементы гирокомпаса.
Состав и строение гирокомпасов может частично отличаться. Однако, неотъемлемой частью абсолютного любого из них является гироскопическая система.
Плюсы использования
Основным преимуществом перед магнитным компасом — обнаруживает истинный географический полюс Земли, в то время как магнитный компас находит магнитный полюс. На его точность не влияет электромагнитное поле и детали судна.
Минусы использования
- Зависим от электричества;
- Если настройки будут сбиты, то необходимо время для настройки гирокомпаса. Например, если настройки были сбиты на 20 градусов, то необходимо будет его восстанавливать 5 часов. Однако, корректировка показаний гирокомпаса требуется довольно в редких случаях;
- В зависимости от скорости могут появляться неточности в показаниях.
Гирокомпасы в компании "Маринэк"
Компания «Маринэк» занимается комплексным оснащением судов всеми видами оборудования, а также дооснащением и переоснащением, включая все этапы взаимодействия, от разработки проекта до монтажа, пусконаладки и последующего технического обслуживания. Обращаясь в «Маринэк», вы получаете не только гирокомпас, судовое оборудование или отдельную услугу, а весь комплексный сервис по оснащению плавсредства всем необходимым исходя из его назначения.
Опыт специалистов «Маринэк», партнерство со всеми ведущими производителями судового оборудования позволяют инженерам компании использовать в проектах наиболее востребованное и зарекомендовавшее себя оборудование, включая гироскопические компасы, предлагать оптимальные способы размещения данного оборудования на судне и возможности расширения его функционала. Также благодаря специалистам «Маринэк» можно всегда однозначно установить соответствие любых видов судового оборудования актуальным требованиям российских регулирующих органов, возможность их использования в открытых и внутренних водах.
Автор статьи

Читайте также:
- Кто имеет право задавать вопросы судье докладчику конституционного суда рф
- К каким пользователям бухгалтерской информации относится арбитражный суд
- Государственная символика российской федерации правовой статус виды и описание
- Приставы дешево оценили имущество что делать
- Можно ли подать в суд на сро