На каких принципах строилась новая судебная система бессословность

Обновлено: 24.09.2022

Судебный проиесс в пореформенный период включал новые принципы и институты, которые были выработаны в ходе судебной реформы 1864 г.: бессословность суда, процессуальное равенство сто­рон, обеспечение защиты и участие присяжных заседателей, свобод­ная оценка доказательств, принятие презумпции невиновности (нет виновного, пока не будет доказана виновность), отделение судебного процесса от административного вмешательства.

Вместе с тем в судебном процессе и позже сохранялись сущест­венные черты старого судопроизводства, особенно это касалось мест­ных судов.

В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке без разделения на стадии, и в нем соединялись следователь, обвинитель и судья. Здесь допускалось примирение сторон, чему дол­жен был способствовать сам судья. В качестве доказательств в миро­вом суде признавались: показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей; письменные доказательства; присяга; показания околь­ных людей (соседей, знакомых, односельчан).

В волостных судах еще более ярко проявился сословный, специ­альный порядок судопроизводства.

В общих судах предварительное следствие осуществляли следова­тели под надзором прокуроров или членов судебных палат, дознание по полицейским делам вели жандармы. На этой стадии участие защи­ты не допускалось. Следственные материалы после предъявления их обвиняемому направлялись прокурору. Тот составлял обвинительный

акт и направлял его в судебную палату. Палата выносила определение о предании суду. Затем дело переходило на рассмотрение окружного суда с присяжными (дело без присяжных сразу направлялось проку­рором в окружной суд).

В судебном заседании присутствовали три члена суда, секретарь суда (в суде присяжных — двенадцать постоянных и двое запасных заседателей). Допускался отвод судей. Права судей и заседателей объ­являлись равными.

Судебное следствие начиналось с оглашения обвинительного за­ключения, затем производились допрос обвиняемого, свидетелей, проверка иных доказательств.

Завершалось судебное следствие заключительными прениями -речами прокурора (или частного обвинителя) и защитника или объ­яснениями подсудимого. До вынесения вердикта прокурор не мог касаться вопроса о мере наказания.

Вердикт присяжных о виновности или невиновности подсуди­мого предшествовал вынесению приговора. Председатель суда вручал старшине присяжных опросный лист и давал наставление. Присяж­ные принимали решение большинством голосов. При вынесении вердикта присяжные не имели права пользоваться материалами дела в совещательной комнате. После вынесения вердикта (обвинитель­ного) прокурор делал заключение о мере наказания. Защитник вы­двигал возражения, затем последнее слово предоставлялось подсуди­мому. Действия, признанные заседателями, не могли опровергаться подсудимым и защитником.

Затем коронный суд в совещательной комнате определял меру наказания. Если суд признавал, что присяжными осужден невинов­ный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных (их решение было окончательным).

Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и при­говоры судебных палат считались окончательными. Они могли быть обжалованы или опротестованы (прокурором) в кассационном порядке в Сенат. Приговоры Сената и Верховного уголовного суда (с 1872 г. Особого присутствия Сената) могли отменяться только в порядке по­милования Императором. Приговоры окружных судов без участия присяжных считались неокончательными и могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату, вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.

В гражданском процессе принципы устности, публичности и со­стязательности проявились особенно широко. Гражданские дела на-


чинались с подачи искового заявления, на которое ответчик мог дать свои возражения. Стороны привлекали адвокатов и законных пред­ставителей, допускалось примирение сторон: выдвинутые обстоя­тельства доказывала заинтересованная сторона. По окончании слу­шания суд оглашал резолюцию по делу, а окончательное решение со­общалось в течение двух недель. Решение могло быть обжаловано в судебную палату в течение четырех месяцев.

Дальнейшее развитие гражданского судопроизводства было от­мечено возложением на него некоторых фискальных функций: в 1882 г. на суды возлагается решение дел о пошлинах с безвозмездно при­обретенных имуществ, в 1889 г. - дела о пошлинах с наследства.

В 1866 г. в сферу гражданского судопроизводства были включены дела об акционерных компаниях, в 1867 г. - об ипотеке, в 1868 г. — дела о межевых спорах и несостоятельности.

В 1881 г. из гражданского судопроизводства были произведены существенные изъятия по делам об убытках, причиненных высшими должностными лицами, к 1891 г. значительно сужена гласность граж­данского судопроизводства.

3. Как назывался главный правовой документ по отмене крепостного права, подписанный
Александром II 19 февраля 1861 г.
а) «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»
б) Указ «О вольных хлебопашцах»
в) Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»
г) «Положение о временнообязанных крестьянах»
4. Кто являлся собственником всех земель по реформе об отмене крепостного права:
а) помещики
б) крестьяне
в) государство
г) церковь
5. Что такое отрезки?
а) выкупной платеж
б) излишек земли, который «отрезали» у крестьянина
в) участок земли, который «отрезали» у помещика
г) новые повинности крестьян
6. Какой процент крестьянин самостоятельно выплачивал/отрабатывал от стоимости надела?
а) 80 %
б) полную стоимость – 100 %
в) 20 %
г) за него платило государство
7. Назовите документ, фиксировавший отношение помещика с временнообязанными
крестьянами?
а) срочный договор
б) уставная грамота
в) служебная записка
г) договор об освобождении крестьян
8. Отметьте один из недостатков крестьянской реформы:
а) сохранение крупного помещичьего землевладения
б) разрушение общины
в) крестьяне были лишены личной свободы
г) крестьяне не могли перейти в другое сословие
9. При выборах в органы местного самоуправления избирателей делили по принципу
имущественного ценза на разряды, которые назывались…
а) классы
б) курии
в) общества
г) сходы
10. На каких принципах строилась новая судебная система?
а) бессословность, гласность, публичность, состязательность
б) закрытые суды, отсутствует состязательность сторон
в) не для всех сословий, тайное следствие, отсутствует публичность
г) приговор суда без следствия, участие присяжных заседателей
11. Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г. вводил…
а) рекрутскую повинность
б) возможность не служить посредством откупа
в) всеобщую воинскую повинность
г) пожизненный срок службы в армии
12. С именем какого военного министра связана военная реформа?
а) А. А. Аракчеев
б) В. Н. Панин
в) П. А. Валуев
г) Д. А. Милютин
13. Согласно новому университетскому уставу 1863 г., университеты получили:
а) внутреннюю автономию
б) новые запреты и бюрократическую опеку
в) денежную поддержку
г) возможность отчислять студентов
14. К чему привела реформа цензуры, начатая в 1862 г.:
а) носила благожелательный характер и способствовала активизации печатной деятельности
в стране
б) ужесточила требования к изданиям
в) позволила издавать любую литературу, в том числе и запрещенную ранее
г) нельзя было закрыть издания неугодные правительству или императору
15. Установите соответствие:
Исторический деятель Сфера деятельности
1) Я. И. Ростовцев а) министр внутренних дел, разработчик земской реформы 1864
г.
2) П. А. Валуев б) генерал, Председатель Редакционных комиссий
3) М. Т. Лорис-Меликов в) генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной
комиссии
4) Д. А. Милютин г) военный министр, участник разработки положений военной
реформы

3) Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

5) Участок земли, который «отрезали» у помещика.

6) Государство помогало крестьянину совершить выкуп: оно оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % выкупной суммы крестьянин выплачивал помещику самостоятельно.

7) Уставная грамота.

8) Сохранение крупного помещичьего землевладения.

10) Бессословность, гласность, публичность, состязательность.

11) Всеобщую воинскую повинность.

13) Внутреннюю автономию.

14) Ужесточила требования к изданиям.

Я. И. Ростовцев - генерал, Председатель Редакционных комиссий.

П. А. Валуев - военный министр, участник разработки положений военной реформы.

М. Т. Лорис-Меликов - генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной комиссии.

Д. А. Милютин - министр внутренних дел, разработчик земской реформы 1864 г.

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.
9-Курия — особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах
10-Реформа обеспечивала гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
11= Устав о воинской повинности 1 января 1874 г. устанавливает общую воинскую повинность,
12-Военная реформа Александра 2 была проведена в России с 1861 по 1874 года, а ее непосредственным организаотом был Дмитрий Милютин, который в результате хотел сократить отсавание России от европейских стран в военном плане
13- Устав 1863 г. предоставил университетам довольно широкую автономию.
14--Ужесточила требования к изданиям.
15-Я. И. Ростовцев - генерал, Председатель Редакционных комиссий.

П. А. Валуев - военный министр, участник разработки положений военной реформы.

М. Т. Лорис-Меликов - генерал-губернатор, начальник Верховной распорядительной комиссии.

Д. А. Милютин - министр внутренних дел, разработчик земской реформы 1864 г.

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства) ;
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом) ;
гласность судопроизводства;
самостоятельность судей;
устность судопроизводства.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: "Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

Судебная реформа Александра II — комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861—1863 годах [⇨], утвержденная в 1864 году [⇨] и проведенная в 1866—1899 годах [⇨]. Реформа предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи [⇨] и мировые съезды [⇨]; окружные суды [⇨] и судебные палаты [⇨]) и Кассационных департаментов Сената [⇨] как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных [⇨], созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие [⇨], прокуратура [⇨], нотариат [⇨], создано сословие присяжных поверенных (адвокатура) [⇨]. Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями).

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства) ;
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом) ;
гласность судопроизводства;
самостоятельность судей;
устность судопроизводства.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: "Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Судебная реформа была "наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены "государственные преступления", к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.

«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике.

Судебная реформа 1864 года Александра 2

Принципы, лежащие в основе судопроизводства

— Бессословность суда, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом.

— Несменяемость судей и их независимость от администрации.

— Гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената) судопроизводства.

— Состязательность процесса (прокурор — присяжный поверенный (адвокат))

Изменения в судебной системе

— Создание института присяжных заседателей (из разных сословий) для рассмотрения сложных уголовных дел.

— Введение института судебных следователей (предварительное следствие изымалось из ведения полиции).

— Учреждение адвокатуры (присяжные и частные поверенные).

— Создание института нотариусов.

— Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи избираются земскими уездными собраниями и городскими думами на 3 года).

— Следствие по политическим делам ведёт жандармерия.

— К смертной казни могут приговорить лишь Особое присутствие Сената и военный суд.

— Изменение системы наказаний: отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания.

— Телесные наказания только для ссыльных, каторжных, в армии — для штрафников (плети), для крестьян — розги

Высшая судебная инстанция

Император - Мог корректировать решения судебных инстанций за счёт мер административного воздействия

Сенат - Кассационная инстанция

Судебный округ (несколько губерний)

Судебная палата - Первая судебная инстанция для политических преступлений

Окружной суд (Коронный судья (назначался императором), Присяжные заседатели)

Съезд мировых судей

Мировой суд - Мировые судьи (избирались уездными земскими собраниями)

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 1860–1870х гг.

Схема судебная реформа Александра 2 1864 года

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: