Можно ли заключить договор мены государственного имущества

Обновлено: 24.09.2022

1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.

2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.

3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

4. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

5. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

ЗК РФ Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.

2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.

3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

4. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

5. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Ст. 39.22 ЗК РФ. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Мена государственного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Мена государственного имущества

Судебная практика: Мена государственного имущества

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Мена государственного имущества

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2022) Указанные органы также могут устанавливать сервитут, выдавать разрешения на использование, заключать соглашения или принимать решения о перераспределении, заключать договоры мены в отношении участков, госсобственность на которые не разграничена.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как обменять земельный участок, находящийся в государственной собственности, на земельный участок в частной собственности
(КонсультантПлюс, 2022) Для обмена участками нужно заключить договор мены с уполномоченным государственным органом (например, с комитетом по управлению государственным имуществом субъекта РФ). Этот договор должен соответствовать требованиям не только гражданского, но и земельного законодательства.

Нормативные акты: Мена государственного имущества

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение) Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 28.05.2022) Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

1. Решение о мене казенного имущества между муниципальным районом и Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальными образованиями принимается при наличии экономического обоснования, подготовленного органом администрации муниципального района в сфере управления муниципальной собственностью совместно с органом администрации муниципального района в сфере экономики:

1) Советом муниципального района в форме решения, если рыночная стоимость объекта имущества, подлежащего отчуждению, превышает один миллион рублей на дату принятия решения;

2) Главой муниципального района в форме распоряжения, если рыночная стоимость объекта имущества, подлежащего отчуждению, составляет менее одного миллиона рублей на дату принятия решения.

В качестве стороны по договорам мены от имени муниципального района выступает орган администрации муниципального района в сфере управления муниципальной собственностью, а также органы администрации муниципального района, юридические и физические лица в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Решения о мене имущества, находящегося в муниципальной собственности, приобретенного муниципальными учреждениями за счет средств, полученных ими от осуществления деятельности, приносящей доходы, а также движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями и не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества, принимаются ими самостоятельно. В качестве стороны по договорам мены такого имущества выступают муниципальные учреждения.

3. Решение о мене объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении, оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий принимается ими с предварительного согласия Главы муниципального района.

Согласие на отчуждение имущества муниципального унитарного предприятия по договору мены оформляется соответствующим распоряжением Главы муниципального района.

Соответствующее распоряжение Главы муниципального района (в том числе, если необходимость согласования сделки предусмотрена уставом муниципального унитарного предприятия) не может быть принято в случае непредставления соответствующим муниципальным унитарным предприятием экономического обоснования предполагаемой сделки, отсутствия оценки рыночной стоимости объектов, предполагаемых к отчуждению по договору мены.

4. Решения о мене объектов движимого имущества, закрепленных за муниципальными предприятиями, принимаются ими самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, уставом муниципального предприятия.

5. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, в качестве стороны по договорам мены имущества, находящегося в муниципальной собственности, выступают соответствующие муниципальные предприятия, казенные предприятия.

6. Имущество, приобретаемое по договорам мены муниципальными унитарными предприятиями, поступает в их хозяйственное ведение или оперативное управление.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Об утверждении порядка организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты

1. Утвердить порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (прилагается).

2. Опубликовать постановление администрации города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.

3. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на начальника Департамента землепользования города Южно-Сахалинска.

Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБМЕНУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЙ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРОЕКТОМ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТОМ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУР ИЛИ НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ УКАЗАННЫЕ ОБЪЕКТЫ

1. Общие положения

1.1. Порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (далее - Порядок), разработан в соответствии со статьями 39.21, 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 26.04.2006 N 274/15-06-3 "О Порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск".

1.2. Порядок определяет общие условия, организацию работ, взаимодействие отраслевых (функциональных) органов администрации города Южно-Сахалинска, структурных подразделений аппарата администрации города Южно-Сахалинска, указанных в п. 2.1 настоящего Порядка, и расходные обязательства бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" по финансированию.

1.3. Порядок применяется в случаях обмена земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

1.4. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.

1.5. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в муниципальную собственность указанных объектов.

1.6. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

1.7. При заключении договора мены земельных участков земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

1.8. При заключении договора мены земельных участков цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в муниципальную собственность), должна быть равнозначной.

2. Порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты

2.1. Основанием для подготовки проекта договора по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, является утвержденный проект планировки территории и проект межевания территории, которыми предусмотрено размещение на земельном участке, находящемся в частной собственности, объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

2.2. С целью подготовки договора мены ДЗП города Южно-Сахалинска обеспечивает проведение оценки для установления рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2.3. После подготовки проекта договора ДЗП города Южно-Сахалинска:

- направляет проект договора собственнику земельного участка;

- направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области документы для государственной регистрации перехода права земельного участка в муниципальную собственность;

- включает (исключает) земельные участки в реестр муниципального имущества, принадлежащего городскому округу "Город Южно-Сахалинск".

3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в государственной неразграниченной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

3.1. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".

3.2. Финансированию за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" в целях обмена земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, подлежит стоимость услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

3.3. Главным распорядителем средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", предусмотренных на оплату услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является ДЗП.

4. Ответственность за нарушение требований Порядка

За несоблюдение требований настоящего Порядка должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц

Действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: