Можно ли права личности возводить в культ правового государства

Обновлено: 24.09.2022

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Идея правового государства волновала всех и всегда, начиная с древнего мира, средних веков, эпохи Просвещения и особенно в наше время. Взгляды различных историков, философов и юристов по вопросу понятие и цели правового государства сводились к определению содержания закона имеющего силу и установленного в интересах меньшинства (Платон). Закон должен властвовать над всем (Аристотель). Правовое государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам (Кант).

Все эти идеи оказали влияние на концепцию разделения властей. Примечательно в этом контексте суждение Монтескье, чье учение о разделении властей сыграло существенную роль в становлении концепции правового государства. Речь идет о разделение трех властей – если не знать этой концепции, значит не иметь представление о правовом государстве.

В современной концепции правового государства права человека занимают центральное положение. Права и обязанности человека определяют смысл и содержание Конституции и закона. На основе этого строится и правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализует и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинство и присущей ему свободы.

Государство – это политическая организация, члены которой объединяются в единое целое властными отношениями, для достижения между властными отношениями компромисса.[22]

Смысл правового государства раскрывает статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Профессор В.А. Туманов определяет правовое государство - как демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с ним.[23]

Правовое государство обладает следующими признаками:[24]

· гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов;

· верховенство Конституции РФ и принципа законности;

· демократическая форма правления;

· разделение властей и независимость судебной власти;

· взаимная ответственность государства и гражданина.

К функциям государства относятся:[25]

  • защита и охрана прав и свобод граждан;
  • обеспечение достоинства личности;
  • обеспечение взаимного общения человека и власти (в основу такого общения заложено равенство власти, гражданина, общества, а также права и их равенство перед законом).

Российская Федерация на сегодняшний день не является правовым государством, в котором права человека развиваются параллельно правовому государству, поскольку права и свободы не стали высшей ценностью.[26]

Причины, по которым государство не является правовым:

  1. права человека – это теория, а не реальность;
  2. низкая правовая культура;
  3. ослабленность российской государственности (государство воспринимается, как противостояние интересам общества;
  4. права и свободы человека, закрепленные в Конституции, не снимают вопроса о совершенствовании механизмов и процедур призванных защищать эти права и свободы (ст.45 Конституции РФ).

Правовое положение человека в правовом государстве основано на принципе приоритета прав человека. Важность этого принципа проявляется: а) во взаимоотношениях личности и государства; б) основной целью государства является провозглашение и конституционное закрепление интересов гражданина; в) государство призвано служить человеку, человек не может рассматриваться как оружие государства; г) статья 2 Конституции РФ закрепляет права человека в качестве высшей ценности; д) статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.

В вопросе определения правового статуса личности в правовом государстве важное значение имеет изучение и соотношение категорий человек, личность и гражданин.

Человек – это биологическое высокоорганизованное существо, обладающее от рождения чувствами, разумом и достоинством, отличающим его от других живых существ.[27]

Гражданин – это человек, обладающий устойчивой юридической связью с определенным государством.[28]

Индивид – это человек одаренный определенными качествами, присущими только ему.[29]

Понятия «личность» и «человек» идентичны, поэтому Конституция РФ устанавливает «основы правового статуса человека и гражданина», а не «основы правового статуса личности». А вот отличаются они по формально-юридическому признаку, и еще понятие «личность» носит универсальный характер.ненадо или сформулировать по другому

Конституция РФ 1993 года не разделяет права человека и права гражданина и не дает их классификацию по видам. Положения Конституции РФ 1993 года основываются на следующем:

1. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод, как человека, так и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены лишь с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в условиях чрезвычайного положения, за исключением таких прав, как право на жизнь (статья 20 Конституция РФ), достоинство личности (статья 21 Конституция РФ), неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиты чести и достоинства (статьи 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).

3. Права и свободы должны соответствовать международным стандартам.

4. Равенство прав и свобод.

5. Нормы о правах и свободах должны быть действующими.

6. Осуществление прав и свобод не должны затрагивать права и свободы других лиц.

А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин рассматривают категории права человека и права гражданина через основы правового статуса личности.[30]

1. человек – член гражданского общества, а гражданин – член политического общества;

2. человек - высокоорганизованное существо, обладающее качествами, отличающими его от других живых существ разумом, а гражданин – тот же человек, но обладающий дополнительными свойствами: наличие юридической связи с государством, имеют избирательное право, имеют право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать Отечество.

В отношении правового статуса личности сформировались 3 подхода:

1 подход: Н.В.Витрук включил в правовое положение личности следующие элементы: юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии;

2 подход: включил в правовое положение личности, следующие 2 элемента: права и обязанности и дополнительные элементы (гражданство, правоспособность, юридическая ответственность по отношению к обязанностям);

3 подход: Л.Д.Валодин рассматривает правовой статус и правовое положение личности как синонимы. По его мнению, необходим критерий, по которому определялось бы место индивида в обществе и государстве.

Таким образом, анализ подходов позволяет выделить три уровня:

1 – права, свободы и обязанности – ядро правового положения;

2 - гражданство, прасубъектность и юридические гарантии;

3 – принципы правового положения личности, как исходные начала, определяющие нормативное содержание прав, свобод и обязанностей.

Буробин Виктор

Картина, изображающая II Всероссийский съезд Советов, где лидер большевиков В.И. Ленин, за спиной которого видны советские руководители Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Яков Свердлов, провозгласил о взятии власти вооруженным путем, висящая в зале Ученого совета одного из лучших, как казалось, юридических вузов – МГЮА им. О.Е. Кутафина, дополнилась в июне 2017 г. мемориальной доской выступавшему здесь в 1924 г. Иосифу Сталину.

Вопрос не сегодняшнего, а завтрашнего дня
Раньше присутствие этой картины в академии, вызывающей в силу изображения на ней лиц, уничтоживших русское Право, достаточно противоречивые чувства у любого юриста, объяснялось ее художественной и исторической ценностью, а также нахождением в здании задолго до прихода в него МГЮА. И с этим многие мирились как с неизбежным злом. Теперь, разместив в храме науки доску И. Сталину у входа в актовый зал, юридическое учебное заведение недвусмысленно заявило о тех образцах, которые оно берет за основу при организации процесса обучения и воспитания молодых правоведов.

Событие грандиозное, сопоставимое – а мне представляется, даже более значимое, во всяком случае, для юридической корпорации, – с установлением и снятием недавно с позором мемориальной доски К. Маннергейму на здании Военного инженерно-технического университета в Санкт-Петербурге.

И здесь дело не в сохранении исторического прошлого, как это пытаются представить, не в исполнении Постановления Совмина РСФСР 1960 г., где, кстати, нет ни слова о восстановлении культа личности И. Сталина и отсутствуют какие бы то ни было правовые основания для размещения такой доски в МГЮА.

Подобного примера увековечивания памяти лиц, ассоциирующихся с внесудебными репрессиями, мы не найдем ни в одном юридическом вузе страны.

Это вопрос не прошлого, а сегодняшнего и, главное, завтрашнего дня, избрания пути, в том числе и правового, по которому пойдет страна. Не будем забывать, что обучаем мы юристов – будущую элиту страны. А право – наука социальная, требующая от каждого правоведа нравственных устоев. Вся деятельность юридической корпорации неразрывно связана с поиском гармонии развития глобального мира, общества и каждого человека в нем, с духовным поиском, с размышлениями над проблемами добра и зла, с определением справедливого, сущего и должного, с общечеловеческими ценностями и нравственностью.

Какого юриста мы хотим воспитать и получить на выходе из вуза, где студенты ежедневно в качестве примера видят портреты и мемориальные доски тем, кто насильственным путем взял власть, уничтожил право, а потом провел геноцид собственного народа? При которых главные общечеловеческие правовые ценности – верховенство права, право человека на жизнь, свободу, собственность и поиск личного счастья – отрицались, и их место занимала власть, опирающаяся непосредственно на насилие.

Настало время «сбережения нашего народа»
По подсчетам А.И. Солженицына и А.Н Яковлева, число репрессированных лиц в нашей стране за время руководства фигурантами картины и мемориальной доски составляет 66,7 млн человек. В.В. Лунеев указывает на 40 млн репрессированных. В.Н Кудрявцев и А.И. Трусов полагают, что их число находится в пределах от 8,6 до 13 млн человек.

Только за 1937–1938 гг. к высшей мере наказания были приговорены 681 692 человека.

Политическим репрессиям подверглись миллионы, целые народы, реабилитация невинно осужденных не закончена до сих пор, и, по мнению А.И. Солженицына, в России настало время «сбережения нашего народа».

Можно ли считать, что это хороший юридический опыт, требующий подражания?

Право как основа европейской цивилизации
В мире есть ведь и другие примеры. На здании юридического факультета самого старого в Европе Болонского университета расположена фреска, изображающая юриста Ирнерия, возродившего вместе с другими глоссаторами Римское право, распространившееся по всей Европе. В начале XI в. благодарные граждане города похоронили его и еще нескольких выдающихся юристов как национальных героев в богато украшенных саркофагах, которые и сейчас находятся на площадях Болоньи. Когда я проходил рядом с этими усыпальницами, меня переполняло чувство гордости за коллег-юристов, за высокое Право и такую его оценку гражданами.

Английским судьям, создателям права справедливости, воздвигнуты многочисленные памятники как в самой Англии, так и в бывших английских колониях.

Эти правовые образцы способствовали тому, что с XX в. наиболее значимой и привлекательной для людей стала европейская цивилизация. И произошло это не от того, что у европейцев, включая Америку, оказались самые сильные политические деятели, армия, наука, технические достижения, или что какая-то из европейских философских теорий «захватила» умы людей, или что все люди мира вдруг убедились: христианство – лучшая из религий.

Нет – решающим фактором в победе европейской цивилизации и в ее привлекательности для человечества стали европейское Право и созданные на его основе политические и гражданско-правовые институты: выборы власти народом, реализация принципа разделения властей, независимое правосудие, в том числе суд присяжных, состязательный процесс, признание и реализация прав человека, неприкосновенность собственности, свобода печати, личности и предпринимательской деятельности. В результате претворения этих принципов в действительность главными достижениями цивилизации стали существенно возросшая цена человеческой жизни и очевидный прогресс общества.

Именно такое Право, а не право «диктатуры пролетариата» советского периода, которое время от времени пытаются реанимировать, надо взять за фундаментальную основу.

Не потерять «накопленную мудрость»
В России сегодня около 2 млн человек имеют аттестат об окончании высшего учебного заведения по специальности «юрист». Среди них около 35 тыс. судей, 70 тыс. адвокатов, 50 тыс. прокуроров, 70 тыс. следователей, 8 тыс. нотариусов и около 300 тыс. «неорганизованных» юристов, оказывающих услуги на юридическом рынке.

Добавим сюда значительное количество профессоров и преподавателей права. Это целая армия правоведов, которая при нормальных условиях может обеспечить в России цивилизованно организованную жизнь государства, общества и личности.

Между тем осознание себя единой корпорацией, силой, способной на это, у российских юристов не произошло. В большой мере причина состоит в том, что в стране за 70 лет коммунистической власти с ее полным отрицанием общечеловеческих правовых ценностей произошел цивилизационный разрыв поколений, были уничтожены генетические правовые коды нашего народа, полностью и даже несколько раз за короткий срок, XX в., истреблены прежние элиты.

Наша страна, преодолевая ошибки тяжелого антигуманного правового прошлого, медленно двигается от тоталитарного права и политической юстиции к праву общечеловеческому и демократическому.

Оказалось, что нужно приложить очень много усилий, чтобы выработанные человечеством на протяжении многих веков юридические знания, так называемая накопленная мудрость, не потерялись бы или не были бы отвергнуты, а пришли к людям через юристов, передавались из поколения в поколение и улучшили нашу жизнь, сделав ее немного более справедливой и счастливой. Поэтому каждый юрист в демократическом обществе должен иметь ясное представление о краеугольных принципах права, об отношении этих принципов к историческому прошлому человечества и идеалам его будущего, сформировать представление о должном и справедливом, впитать общемировые стандарты правового поведения человека и государства, уважение к закону, либеральным ценностям, осознать, что верховенство Права – это основа развития общества.

Историкам и юристам еще предстоит изучить и выявить причины и закономерности случившегося в нашей стране. Надо понять, что же произошло тогда в сознании наших людей, в нашем Праве и почему. Только разобравшись по-настоящему, можно попытаться создать условия для недопущения подобного в будущем.

Реванш не должен состояться
В масштабах страны проблема ответственности за незаконные политические преследования до сих пор не решена. Но государственная оценка этого все же есть. Она содержится в президентских указах и законах РФ о реабилитации, а также в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 года № 79 “О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР”, от 25 августа 1991 года № 90 “Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР” и от 6 ноября 1991 года № 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР».

В нем установлено, что «в стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС. Руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах – зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов».

Такая оценка не позволяет нам вернуться к правовым образцам той эпохи. Каждому юристу в российском демократическом обществе нужно впитать общемировые стандарты правового поведения, уважения к закону, либеральным ценностям, осознать, что права человека являются основой любого общества, сформировать представление о должном и справедливом, о верховенстве Права.

Реванш не должен состояться. Последствия возврата к бесправному недавнему нашему прошлому никого не могут устроить.

Давайте уберем из академии картины и доски гонителям Права, вернем МГЮА его незапятнанную до сей поры репутацию, связанную с именем О.Е. Кутафина, а нам всем – веру в возможность установления верховенства Права в России.

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;

· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;

· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

· высокий уровень политического и правового сознания людей;

· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;

· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: