Можно ли лишить государство права голоса в работе органов международной организации

Обновлено: 06.02.2023

г) государство не может быть лишено права голоса ни при каких обстоятельствах.

14. В состав Международного Суда ООН входят:

а) по одному судье от каждого члена ООН;

б) 5 постоянных судей и 10 непостоянных;

15. Сторонами по делам, разбираемым Международным судом ООН (г. Гаага) могут быть:

а) субъекты международного права;

б) государства, международные организации, физические и юридические лица государств-членов ООН;

в) физические и юридические лица государств-членов ООН;

г) только государства;

16. Назовите международную организацию, основной задачей которой является укрепление мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры:

17. Назовите международную организацию, созданную в 1967 году, основной целью деятельности которой является содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка:

18. Специализированные учреждения ООН — это:

а) вспомогательные органы ООН, которые не были предусмотрены в Уставе ООН и создаются ООН для решения специальных вопросов;

б) международные неправительственные организации, осуществляющие сотрудничество с ООН;

в) межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН специальным соглашением;

г) специально оборудованные места отдыха для персонала ООН.

К полномочиям какого органа Организации Объединенных Наций в соответствии со ст. 63 Устава ООН относится координация деятельности специализированных учреждений?

а) Генеральной Ассамблеи;

б) Совета Безопасности;

в) Экономического и Социального Совета;

г) Совета по опеке;

д) Международного суда;

е) Секретариата ООН;

20. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Временный коллективный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей»:

а) международная конференция;

б) международная организация;

в) орган международной организации;

г) дипломатическое представительство.

Рекомендуемая литература

Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. – М., 1998.

Ашавский Б.М. Межправительственные конференции: Международно-правовые вопросы. – М.,1980.

Беджауи М.М. Право международных организаций на обращение в Международный Суд ООН: итоги и перспективы // Государство и право. – 1995, № 6.

Блищенко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // Моск. журнал международного права. – 1997, № 1.

Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций: Международно-правовой очерк. – Л., 1960.

Богданов О.В. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке: Международно-правовые аспекты. – М.,1976.

Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций: Правовое положение представителей государств при международных организациях, в их органах и на международных конференциях. – М., 1972.

Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Р. Понятие конфедерации и СНГ // Моск. журнал международного права. – 1994, № 2.

Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. – М., 1991.

Зайцева О.Г. Международные организации: Принятие решений. – М., 1989.

Игнатова Н.С. Содружество Независимых Государств и проект Евразийского Союза // Правоведение. – 1995, № 2.

Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. – М., 1976.

Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. – М.,1971.

Козик Л.П., Кохно П.А. СНГ: реалии и перспективы. – М.,2001.

Кольяр К. Международные организации и учреждения. – М., 1972.

Коныгин Е.А., Мойнов С.Г. Всемирная метеорологическая организация. – М.,1983.

Королев Ю.А. Проблемы соотношения законодательства государств-участников СНГ и актов органов Содружества // Государство и право. – 1995, № 2.

Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация // Государство и право. – 1994, №4.

Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. – М., 1979.

Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. – М., 1988.

Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. – М., 1960.

Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. – Владикавказ, 1995.

Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. – М., 1995.

Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. – М., 1997.

Морозов Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории.— 2-е изд.— М., 1974.

Москвин Л.Б. СНГ: между прошлым и будущим // Вестник Моск. университета. Сер.12. "Политические науки". – 1997, № 5.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. – М., 1998.

Олтеану О.М. Международная правоспособность Европейского сообщества // Вестник Моск. университета. Серия 11. Право. – 1994, № 1.

Основы права Европейского Союза. Учеб. пособие / Под ред. Кашкина С.Ю. – М.,1997.

Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств. "Круглый стол" журнала "Государство и право" // Государство и право. – 1993, №7.

Прохорова Г.Н. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – М., 1972.

Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. – М., 1976.

Толегухин А.Э. О наднациональном характере Европейского Союза // Моск. журнал международного права. – 1997, №4.

Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. – М., 1993.

Федоров В. Н. ООН и проблемы войны и мира.— М., 1988.

Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского Сообщества. – М., 1998.

Шестаков Л.Н. Россия член Совета Европы: некоторые правовые вопросы // Вестник Моск. Университета. Серия 11. Право. – 1997, № 4.

Шибаева Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций, 2-е изд. – М., 1988.

Шибаева Е.А. Специализированные учреждения ООН: (Международно-правовые аспекты). – М., 1966.

Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. – М., 1986.

Шкунаев В.Г. Международная организация труда вчера и сегодня. – М., 1968.

Шреплер Х.-А. Международные организации. Справочник. – М., 1995.

Шумилов В.М. Международное право: Учебник для бакалавриата вузов (2-е изд., переработанное) - М.: ИМО, 2012. - 528 c.

Шумский В.Н. Организационно-правовые основы Содружества Независимых Государств: опыт сравнительного анализа. //Государство и право. – 1998, № 11.

Эмин В.Г. Региональные конфликты и международные организации. – М.,1991.

Энтин М.Л. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы // Моск. журнал международного права. – 1996, № 3.

Basic Facts about United Nations. – New York, 1995.

Robbie S. Procedure at International Conference: A Study of the Rules of Procedure of Conferences and Assemblies of International Inter-Governmental Organizations. – Cambridgе, 1997.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать рекомендации Членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Статья 11

  1. Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности.
  2. Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является Членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам или Совету Безопасности или и Совету Безопасности и заинтересованному государству или государствам. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.
  3. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
  4. Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10.

Статья 12

  1. Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
  2. Генеральный Секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то Членов Организации, немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.

Статья 13

  1. Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях:
    1. Содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;
    2. Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

    Статья 14

    С соблюдением положений статьи 12, Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений настоящего Устава, излагающих Цели и Принципы Объединенных Наций.

    Статья 15

    1. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.
    2. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

    Статья 16

    Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании Глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не относящихся к числу стратегических.

    Статья 17

    1. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.
    2. Члены Организации несут ее расходы по распределению, установленному Генеральной Ассамблеей.
    3. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.

    ГОЛОСОВАНИЕ

    Статья 18

    1. Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.
    2. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, в соответствии с пунктом 1с статьи 86, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы.
    3. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

    Статья 19

    Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

    ПРОЦЕДУРА

    Статья 20

    Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным Секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства Членов Организации.

    Статья 21

    Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры. Она избирает своего Председателя на каждую сессию.

    Статья 22

    Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

    Сразу 13 государств мира могут лишиться права голоса на Генеральной ассамблее ООН. Генеральный секретарь организации Кофи Аннан направил специальное письмо председателю 59-й Генеральной Ассамблеи ООН, в котором говорится о необходимости скорейшего лишения права голоса некоторых стран.


    Упомянутые 13 стран, очевидно, лишаются права голоса по причине неуплаты членских взносов в ООН, передает IRNA со ссылкой на информированный анонимный источник в Министерстве иностранных дел Таджикистана.

    "Таджикистан со времени обретения независимости до настоящего момента накопил долг в 1,2 млн долл. за членские взносы в ООН", - сообщил источник. В то же время, таджикский дипломат заметил, что недавно Генеральный секретариат ООН одобрил просьбу Таджикистана о продлении выплаты долга до 2005г., и поэтому страна не должна лишаться права голоса на Генассамблее ООН.

    Помимо Таджикистана, в списке 13 стран-должников также находятся Молдавия и Грузия. В представительстве ООН отметили, что Грузии грозило лишение права голоса и в прошлом году, однако Генеральная Ассамблея ООН "пошла навстречу стране ввиду ее тяжелого материального положения".

    Наряду с тремя государствами СНГ в "черном списке" стран, которые не выполнили свои обязательства по финансированию организации, фигурируют Центральноафриканская Республика, Чад, Коморские Острова, Гвинея-Бисау, Ирак, Либерия, Малави, Нигер, Сан-Томе и Принсипи, а также Сомали.

    Отметим, что в соответствии со статьей 19 Устава ООН, государство - член организации, за которым числится задолженность по уплате денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма долга равняется или превышает сумму взносов за два полных предыдущих года.

    Генассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если просрочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам.

    Стоит отметить, что 59-я сессия Генассамблеи ООН уже начала свою работу в Нью-Йорке. Председательствует на ней министр иностранных дел Габона Жан Пинг. Участники должны уделить первостепенное внимание вопросам обеспечения безопасности в связи с ростом террористической угрозы, а также обсудить положение на Ближнем Востоке. Однако важнейшим в деятельности Генассамблеи является подготовка к реформированию самой Организации Объединенных Наций.

    Фото: Shutterstock

    Иран, Венесуэла, Судан, Антигуа и Барбуда, Конго, Гвинея, Папуа—Новая Гвинея и Вануату лишись права голоса в Генеральной Ассамблее ООН из-за задолженности перед организацией. Об этом сообщает AFP со ссылкой на соответствующее письмо генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша.

    Согласно уставу организации, право голоса страны-члена приостанавливается, если ее задолженность равна или превышает сумму взносов, которые она должна была уплатить за предыдущие два года.

    Фото: Andrew Burton / Getty Images

    Однако, если непогашенный долг считается «вызванным условиями, не зависящими от члена», ассамблея может разрешить этой стране продолжить голосование, отмечает издание.

    В 2022 году к этим странам в ООН отнесли Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи, а также Сомали.

    В июне 2021 году Иран и ЦАР потеряли право голоса в Генассамблее ООН также из-за неуплаченной задолженности.

    В январе 2020 года из-за неуплаты членских взносов ООН лишил права голоса семь стран — Венесуэлу, Ливан, ЦАР, Гамбию, Лесото, Йемен и Тонго. В феврале того же года в МИД России сообщили, что главный неплательщик взносов ООН — США. Их долг на тот момент превысил $1 млрд. Как заявили в МИДе в октябре 2019 года, США нарочно не платят взносы, чтобы дестабилизировать работу международной организации.

    Фото: Scott Barbour / Getty Images

    На чужой стороне: как сохранить свои активы за рубежом

    Фото: Shutterstock

    «Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права

    Фото: David Ryder / Getty Images

    Спать по 8 часов в день и лениться: здоровые привычки Джеффа Безоса

    Как снять санкции с человека или компании. Пошаговая инструкция

    Движение назад: почему Netflix переходит к бизнес-модели кабельного ТВ

    Фото: Markus Spiske / Unsplash

    На базары не вернемся: как трансформируется розница в текущем кризисе

    Фото: Kevin Frayer / Getty Images

    Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: