Моряками давно подмечено что если судно направляется к родным берегам

Обновлено: 02.12.2022

Тренировочный вариант №3 ВПР 2022 по русскому языку 8 класс. Всероссийская проверочная работа 2022 по русскому языку 8 класс варианты.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Каме(н,нн)ые ма(сс,с)ивные ворота ра..пахиваясь(3) вели на широкий двор усыпа(н,нн)ый как в ц..рке мелким ж..лтым песочком. Сам дом выходил на двор двумя чист..нькими под..ездами. Между под..ездами была устрое(н,нн)а затянутая теперь в..ющейся зеленью те(р,рр)аса.(4) И эта те(р,рр)аса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник огороже(н,нн)ый деревя(н,нн)ой зелёной реш..ткой. В глубине двора стояли крепкие хозяйстве(н,нн)ые постройки. (В)доль дома т..нулась живая стена душистых акаций и с..реней зелёной щ..ткой поднимавш..хся из(за) красивой чугу(н,нн)ой реш..тки с изящ..ными столбиками. Когда вы вход..те(2) в переднюю, вас охват..вает та атм..сфера довольства, которая стояла в этом доме испокон веку. Обе половины дома пре..ставляли ряд светлых уютных комнат с бл..стящими полами и свеженькими обоями. Потолки были расписа(н,нн)ы пёстрыми узорами, и (не)большие белые двери всегда бл..стели, точно они вчера были так выкраше(н,нн)ы.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)подготовлен к уроку; ещё (не)затопленные острова; (не)разрывно сочетается
2) (не)переставая читать; ничем (не)интересуясь; (не)тронутая тишина
3) вовсе (не)грустная; зал (не)освещён; ещё (не)поспевшая клубника
4) (не)прибегая к помощи; (не)слабый, а сильный; крайне (не)осторожно

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) известие получе(н,нн)о, наруше(н,нн)ая тишина, дети организова(н,нн)ы и усидчивы
2) копчё(н,нн)ый окорок, нескоше(н,нн)ая трава, страуси(н,нн)ое яйцо
3) глиня(н,нн)ый горшок, правило выуче(н,нн)о, име(н,нн)ой пистолет
4) засуше(н,нн)ый листок, история стра(н,нн)а, порва(н,нн)ый кафтан

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Согнутый, торты, ненадолго, послала.

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Вопреки прогнозов метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной.
2) Любуясь спокойным течением реки, отдыхающие стояли на палубе белого прогулочного катера.
3) Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, а также красивым.
4) По окончании конгресса его участники прибудут во Владивосток, откуда отправятся в Москву.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

Текст 2

(1)В нашей семье отец был всегда непререкаемым авторитетом. (2)В мальчишеских играх не было места матери. (3)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, так незаметно… (4)В нашей семье не было принято говорить нежности. (5)Мы не целовали маму перед сном. (6)И не говорили в порыве чувств: «Я тебя
люблю…»
(7)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (8)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным. (9)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не
замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(10)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (11)И только однажды она смогла увлечь меня своим планом. (12)Речь шла о полёте на самолёте! (13)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти вишни можно было
выгодно продать.
(14)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (15)Но сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие. (16)Деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (17)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря
которому я могу сейчас ощутить её характер в своём. (18)Я так же фантазирую, читаю, мечтаю о великих делах. (19)Так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках
лучшей доли на рынке нынешнего дня.
(20)Только став взрослым, я начал это понимать. (21)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас.
— (22)Спасибо, мама, я тебя люблю.
(По Ю. Нечипоренко)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

9. Определите, какое средство языковой выразительности используется в словосочетании штурмовать небо в предложении 19. Запишите ответ.

10. В предложениях 1–3 найдите слово с лексическим значением «лицо, пользующееся влиянием, признанием». Выпишите это слово.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) лучшей доли
2) жили рядом
3) мы жили
4) обратились в чувства

12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

13. Определите тип односоставного предложения 4. Запишите ответ.

14. Среди предложений 3–5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово.
Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

15. Среди предложений 15–17 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

16. Среди предложений 20–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


17. Среди предложений 17–19 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

ОТВЕТЫ

1. Каменные массивные ворота, распахиваясь(3), вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким жёлтым песочком. Сам дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами. Между подъездами была устроена затянутая теперь вьющейся зеленью терраса.(4) И эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник, огороженный деревянной зелёной решёткой. В глубине двора стояли крепкие хозяйственные постройки. Вдоль дома тянулась живая стена душистых акаций и сиреней, зелёной щёткой однимавшихся из-за красивой чугунной решётки с изящными столбиками. Когда вы входите(2) в переднюю, вас охватывает та атмосфера довольства, которая стояла в этом доме испокон веку. Обе половины дома представляли ряд светлых уютных комнат с блестящими полами и свеженькими обоями. Потолки были расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были так выкрашены.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)


2. Морфемный разбор слова

Морфологический разбор слова
Распахиваясь(3)
1. Вели (что делая?) распахиваясь – деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., возвр.
3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения
Между подъездами была устроена затянутая теперь вьющейся зеленью терраса.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом.
Грамматическая основа: терраса (подлежащее, выражено именем существительным) была устроена (составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой и кратким причастием).
Второстепенные члены предложения: (терраса) затянутая теперь вьющейся зеленью – согласованное определение, выражено причастным оборотом (причастием с зависимыми
словами); (была устроена) между подъездами – обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом (возможно: косвенное дополнение, выражено именем
существительным с предлогом).

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: вовсе не грустная, зал не освещён, ещё не поспевшая клубника;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: вовсе не грустная (прилагательное с усилительным отрицанием вовсе не), зал не освещён (краткое причастие), ещё не поспевшая (причастие, есть зависимое слово) клубника.
Ответ может быть дан в иной формулировке

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: засушенный листок, история странна, порванный кафтан;
2) объяснение условия выбора написания НН: засушенный (причастие сов. вида, есть приставка) листок, история странна (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН), порванный кафтан (причастие сов. вида, есть приставка).
Ответ может быть дан в иной формулировке

6. Вопреки прогнозам метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной. Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, но и красивым

7. Основная мысль текста:
Самый близкий человек — это мама, и нужно всегда её ценить и не жалеть для неё слов любви.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

8. Верный вариант ответа:
В чём состоял бизнес-проект мамы.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9. Верный ответ: метафора

10. Верный ответ: авторитет

11. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: лучшей доли, жили рядом, обратились в чувства;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: лучшей доли (согласование), жили рядом (примыкание), обратились в чувства (управление)

12. Верный ответ: отец был авторитетом

13. Верный ответ: безличное предложение

14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно, бесспорно, безусловно, разумеется.
Могут быть подобраны другие синонимы

15. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 16;
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного, с двух сторон выделяется запятыми, так как находится в середине предложения.
˟
ИЛИ [сущ., |п.о.|,…].
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе

16. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 20;
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в начале предложения и поэтому выделяется с одной стороны запятой.
˟
ИЛИ [|д.о.|, гл.].
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнение 1. Определите, нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или подчинительным союзом и союзным словом). Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.

а) нужна запятая;

б) не нужна запятая.

1. Она (Каштанка) знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

(А.Чехов)

2. Я уже подумал, что если в решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (А.Пушкин)

3. Какая это великая истина, что когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант. (В.Белинский)

4. На задаваемые вопросы он (Дерсу) отвечал, что если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя. (В.Арсеньев)

5. Ночами темно так, что сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (И.Соколов-Микитов)

6. Корчагин знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет. (Н.Островский)

7. Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь. (И.Гончаров)

8. Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла. (К.Паустовский)

9. Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби. (М.Пришвин)

10. Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу. (В.Шефнер)

11. Егорушка вспомнил, что когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами. (А.Чехов)

12. В его (о. Христофоре) позе было что-то вызывающе надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его поза, тем ярче выступали на первый план его короткие брючки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, ощипанная фигурка. (А.Чехов)

13. Выпив молча стаканов шесть, Кузьмичев расчистил перед собой на столе место, взял мешок, тот самый, который когда он спал под бричкой, лежал у него под головой, развязал на нем веревочку и потряс им. (А.Чехов)

14. У Васи был еще другой мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что когда он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему. (А.Чехов)

15. Спать его (Егорушку) положили на сундуке и предупредили, что если он ночью захочет покушать, то чтобы сам вышел в коридорчик и взял там на окне цыпленка, накрытого тарелкой. (А.Чехов)

16. К ним (часам) все так привыкли, что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не замкнешь. (М.Булгаков)

17. В это самое мгновение мне пришло на мысль, что когда я обернусь назад, то непременно увижу Смита. (Ф.Достоевский)

18. Она (старуха) подняла глаза и увидала, что как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи. (В.Распутин)

19. Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М.Горький)

20. Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить. (В.Арсеньев)

21. Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск. (В.Короленко)

22. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обычно не отменяется. (В.Арсеньев)

23. Сначала страшно показалось Вакуле, когда он поднялся от земли и пролетел, как птица, под самым месяцем, так что если бы он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Н.Гоголь)

24. Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы оставался один хвост. (Н.Гоголь)

25. За огородом следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей. (И.Тургенев)

Упражнение 2. Определите вид связи придаточного предложения с главным. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. По тому(1) как засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей(2) угадывалось (3) что поднялось солнце(4) и (5) что занявшийся день обещает быть ясным, морозным.

2. Когда мореплаватель открывает новый остров (1) он наносит на карту(2) каждый ручеёк и холмик (3) так как он изучает(4) ещё никем не изученную (5) природу.

3. В один из весенних вечеров (1)когда на земле уже не было снега(2) и в больничном саду пели скворцы(3) доктор вышел проводить до ворот (4) своего приятеля почтмейстера.

4. Как только был дан сигнал(1) пароходы(2) силуэты которых(3) ясно вырисовывались вдали(4) быстро приблизились к маяку.

5. Получив письмо от генерала(1) он довольно искусным образом выпроводил Василису Егоровну(2) сказав ей(3) будто бы отец Герасим (4) получил из Оренбурга какие-то чудные известия(5) которые содержит в великой тайне.

6. Наутро (1) как только мы явились к месту ежедневной работы (2) нас встретили неожиданные изменения (3) которые были вызваны (4) ночным землетрясением.

7. Тушину казалось(1) что уже давно (2) едва ли не вчера (3) была та минута (4) когда он увидел неприятеля (5) и сделал первый выстрел.

8. Мой спутник признался (1) что нигде и никогда(2) не видел такого множества дичи(3) и добавил(4) что эти места(5) знакомые ему до сих пор только понаслышке (6) поистине великолепны для охоты (7) и по праву могут рассчитывать на широкую известность.

9. Не доезжая до заставы (1) у которой вместо часового (2) стояла развалившаяся будка(3) француз велел остановиться (4)вылез из брички(5) и пошёл пешком (6) объяснив знаками ямщику(7) что бричку и чемодан дарит ему на водку.

10. Гости со вниманием слушали повесть о смерти медведя (1) и с изумлением посматривали на Дефоржа(2) который(3) не подозревая (4) что разговор шёл о его храбрости (5) спокойно сидел на своём месте (6) и делал нравственные замечания (7) резвому своему воспитаннику.

1) 123
2) 13
3) 13
4) 124
5) 1235
6) 123
7) 1234
8) 13456
9) 13467
10) 2345


Наша Земля существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на ее поверхности испытала большие изменения.

Образовавшиеся в теплой воде первых морей сгустки белкового вещества, мало-помалу усложняясь, превратились в ряд разнообразных растительных и животных организмов, которые через бесчисленные поколения достигли современного состояния.

Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толщах земной коры в виде окаменелостей, которые позволяют нам составить довольно полное представление о том, какие растения и животные населяли поверхность Земли в минувшие времена, в течение так называемых геологических периодов, которых насчитывают одиннадцать с тех пор, как сформировалась органическая жизнь. И чем дальше отстоит данный период от современности, тем больше разница между формами свойственной ему органической жизни и современными.

Изучением форм этой минувшей жизни, их особенностей, условий существования и причин изменения — вымирания одних, развития и совершенствования других — занимается отрасль науки, называемая палеонтологией.

Ее изучают в некоторых высших школах. Но и каждому человеку интересно получить хотя бы общее представление о формах и условиях минувшей жизни. Эту задачу и попытался я решить в написанной мною книжке в виде научно-фантастического романа. Можно было бы описать, как на плитках камня находят отпечатки растений и по отдельным листьям составляют себе представление о целом дереве пли кусте; как из камня освобождают разные раковины, кораллы и остатки других морских беспозвоночных, очищают их и определяют их наименования; как выкапывают с большими предосторожностями кости позвоночных животных и составляют из них целые скелеты, по которым судят и о прежней внешности этих существ.

Но такие описания были бы очень длинны и скучны; они нужны только учащимся, будущим палеонтологам, а широкому кругу читателей не дали бы живого представления о прежних формах жизни. Поэтому я выбрал форму романа. Но как повести читателя в этот мир давно исчезнувших существ и обстановки, в которой они жили?

Я знаю только два романа, в которых сделана подобная попытка.

Один — это роман Жюля Верна “Путешествие к центру Земли”, в котором ученые спускаются вглубь по жерлу одного из вулканов Исландии и находят подземные пустоты, населенные загадочными существами и исчезнувшими животными, описанными смутно. А обратно на поверхность ученые выплывают по жерлу другого вулкана на плоту по кипящей воде и, наконец, даже по расплавленной лаве.

Все это очень неправдоподобно.

Жерла вулканов не открытая труба, идущая далеко вглубь, — они заполнены застывшей лавой; на плоту по кипящей воде, тем более по раскаленной лаве, плыть нельзя.

Геологические ошибки в этом романе побудили меня в 1915 году сочинить “Плутонию”. До этого случая я еще ничего не писал для молодых читателей и не собирался этого делать.

Второй — роман Конан Дойля, в котором путешествующие по Южной Америке открывают высокое, очень трудно доступное плато, отрезанное от всей окружающей местности и населенное первобытными людьми, большими человекоподобными обезьянами и некоторыми исчезнувшими в других местах Земли животными. Забравшиеся на плато исследователи подвергаются разным приключениям.

Однако и в этом романе также много неправдоподобного; он знакомил читателя только с миром, близким к современному, и произвел на меня такое слабое впечатление, что я забыл его название, хотя читал его два раза и не очень давно, — гораздо позже, чем роман Жюля Верна.

Хороший научно-фантастический роман должен быть правдоподобен, должен внушать читателю убеждение, что все описываемые события при известных условиях могут иметь место, что в них нет ничего сверхъестественного, чудесного. Если в романе нагромождены разные чудеса — это уже не роман, а сказка для маленьких детей, которым можно рассказывать всякие небылицы.

Уже первые издания романа “Плутония” показали, что он удовлетворяет условию правдоподобности. Я получил от читателей немало писем, в которых одни совершенно серьезно спрашивали, почему не снаряжаются новые экспедиции в Плутонию для изучения подземного мира; другие предлагали себя в качестве членов будущих экспедиций; третьи интересовались дальнейшей судьбой путешественников, выведенных в романе. Поэтому автору приходится объяснять читателям, что, для того чтобы познакомить их с животными и растениями нескольких минувших периодов в такой форме, как будто они существуют и в настоящее время где-то в недрах Земли, ему пришлось принять в качестве истины гипотезу, предложенную в начале прошлого века и серьезно обсуждавшуюся тогда учеными. Она подробно изложена в предпоследней главе (“Научная беседа”), в которой организатор экспедиции защищает ее справедливость. В действительности же она уже давно отвергнута наукой.

Автор надеется, что и это издание “Плутонии”, подобно прежним, побудит молодых читателей ближе познакомиться с геологией и заняться этой интересной наукой, которая выясняет состав и строение нашей планеты и рассказывает, какие растения и животные населяли ее в минувшие периоды, как они изменялись и сменяли друг друга, пока из среды животных не выдвинулось мыслящее существо — человек, ставший властелином Земли.

НЕОЖИДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Профессор Каштанов, известный путешествиями на Новую Землю и Шпицберген и исследованием Полярного Урала и занимавший кафедру геологии в университете, только что вернулся из своей лаборатории. Осенний семестр кончился, лекции и экзамены прекратились, и профессор с удовольствием мечтал о трехнедельных зимних каникулах; не для безделья — о нет! Еще не старый, полный сил и здоровья, Каштанов думал отдохнуть только дня два—три, а затем вновь приняться со свежими мыслями за ученую статью о геологическом соотношении Урала и Новой Земли.

Присев к письменному столу в ожидании обеда, Каштанов пересмотрел полученную за день почту, перелистал несколько научных брошюр, присланных ему авторами, пробежал каталог научных новинок


Эта книга предназначена для школьников-эрудитов, желающих научиться нестандартно думать, для тех, кому не хватает пищи для ума, а также для начинающих знатоков. Несомненно, она будет полезна и взрослым для проверки своих знаний в той или иной сфере.

Вы спросите: почему вопросов именно столько? Исключительно потому, что круглые числа традиционно вызывают недоверие. А если вас это смущает, то добавьте к этим вопросам те, которые у вас возникли в процессе работы с книгой, и получите искомое кругленькое число.

Подавляющее большинство вопросов составлено по принципам классической игры «Что? Где? Когда?», согласно которой ответить на них можно, опираясь на уровень знаний школьной либо вузовской программы. В некоторых случаях информация для ответа заключена в формулировке самого вопроса, поэтому читать вопросы рекомендуется очень внимательно.

В книге, помимо авторских, использованы вопросы банка великолукского клуба интеллектуальных игр «ВО!», различных российских и зарубежных турниров по «Что? Где? Когда?», «Брэйн-рингу», международной газеты знатоков и кавээнщиков «Игра» и Интернет-базы вопросов Олега Степанова.

Материалы можно использовать как тематически (для школьных олимпиад и турниров), так и комплексно (по 1—2 из каждого раздела). Оптимальное количество вопросов «на один присест» 15—25, в зависимости от возраста и подготовленности.

Несмотря на все мои старания, дотошные знатоки, несомненно, обнаружат множество неточностей, некорректных вопросов и просто ошибок. Буду благодарен всем замечаниям. При этом, правда, прошу учесть, что игровой характер жанра не обязательно требует строгого научного подхода при работе с источниками получения информации. Ведь специфика игры «Что? Где? Когда?» требует не столько энциклопедических знаний, сколько способности мыслить.

Автор и составитель

1. Согласно космогоническим представлениям, у Земли есть свое имя, которое несет закодированную информацию. Его Вы произнесете, сказав по-древнеарийски: «3-я планета от Солнца». Попробуйте.

3. Примерно на высоте 50 км над Землей молекулы свободного кислорода встречаются с ультрафиолетовой частью солнечного излучения и распадаются на отдельные атомы, которые, присоединяясь к вновь поступающим молекулам кислорода, образуют молекулы озона. Этот слой и защищает все живое от космической радиации. А что спасает Землю от космического холода?

4. На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке строго на север?

5. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?

6. В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды?

7. Еще в XVI в. к этой идее одобрительно отнесся король Испании Филипп II, но, вняв аргументам одного епископа, решил, что людям не стоит соединять то, что разъединил Бог. Что же хотели соединить еще в XVI в.?

8. Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое событие?

9. Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар?

10. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?

11. По расчетам О. Х. Муна, 5 июня 8499 г. до н. э. на Земле произошел взрыв, в 30 000 раз превосходивший по мощности взрыв в Хиросиме. В результате водяной столб высотой 10 км смыл все живое, над планетой установилась мгла на 2000 лет. В памяти человечества это запечатлено как хаос, единство неба и земли. Именно с этой даты начинается календарь майя. Что послужило причиной взрыва?

12. В XVIII в. потребовались две экспедиции, в разные концы земного шара, чтобы решить спор между сторонниками апельсина и лимона. Какой научный факт был установлен в их результате?

13. В 1909 г. некий американец, совершив длительное путешествие, приблизился к центру Земли на такое расстояние, как никто другой до него. Назовите его фамилию.

14. На сколько миль западнее вы окажетесь, если проплывете 20 миль по Панамскому каналу из Атлантического океана в Тихий?

15. Нелепо спрашивать что больше: метр или секунда, но, тем не менее, вопрос: «Сколько миль в секунде?» вполне уместен. Попытайтесь дать на него обоснованный ответ.

16. В 1912 г. ученый А. Вегенер обратил внимание, что каменный уголь залегает во всем Северном полушарии, хотя получается из растений, растущих в тропических лесах. Сопоставив это еще с одним наблюдением на географической карте, он пришел к грандиозному выводу. Какому?

17. 22 июня на параллели 66° 33 ? северной широты солнце не заходит за линию горизонта, а на параллели 66° 33 ? южной широты вообще не освещает поверхность. Как называются эти параллели?

18. По какому временному поясу (Гринвич, Москва, Нью-Йорк) можно определить время на Северном полюсе?

19. В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустершейся надписью по латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно выверенное место?

20. «Южная», «Закатная», «Пенная», «Восходящая», «Противомедвежья»… Назовите шестую.

21. Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю?

22. Изобретение китайца Чжан Хэна революционизировало картографию, но Том Сойер жаловался, что не различает этого с высоты полета воздушного шара. Что это?

23. Однажды, склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер вспомнил о детской игре puzzle – картинках-головоломках. Какое открытие помогли совершить ему очертания берегов Южной Америки и Западной Африки?

24. В каком месте земного шара строят только два типа жилищ: либо на сваях, либо на глубине 5—6 м?

25. Эта точка находится на равном удалении от Европы, Азии, Африки и Америки. Как она называется?

26. В уральском городе Златоуст установлен столб с табличкой, на разных сторонах которой написано по одному слову. Какие это слова?

27. Древние вавилоняне ориентировались по десяти сторонам света: С, Ю, В, З, СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ… Назовите две оставшиеся.

28. Геофизики подсчитали, что температура Земли от поверхности в глубину увеличивается на 1° через каждые 33 м. Таким образом, на глубине 40 км она должна достичь 1200 °, при которой большинство горных пород находится в расплавленном состоянии. Тем не менее, ученые утверждают, что они, вероятнее всего, находятся в твердом состоянии. Почему?

29. В 1898 г. во время прокладки телеграфного кабеля из Европы в Америку тот оборвался и утонул. Его конец искали металлическими кошками, которые часто поднимали на поверхность с глубины 3000 м аморфные куски затвердевшей стекловидной лавы. Французский геолог Термье выступил в парижском Океанографическом институте с утверждением, что лава в таком виде могла затвердеть только на воздухе. Какие он привел при этом аргументы?

30. Один раз в 285 млн лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле?

31. Если мысленно прочертить орбиту вращения Земли вокруг Солнца, то у нас очень мало шансов обнаружить ее там в действительности. Почему?

32. Как называется меридиан, лежащий по другую сторону Земли от Гринвичского?

33. Согласно мифам, Зевс полюбил красавицу Ио, и, чтобы укрыть ее от посторонних глаз, превратил в белоснежную корову. Жена Зевса Гера, догадавшись обо всем, напустила на Ио свирепого овода, убегая от которого, та перебралась из Европы в Азию. В каком месте ей это удалось?

34. Город Турин лежит на 45-ом градусе северной широты. К чему он ближе: к северу или экватору?

35. В 1552 г. последний корабль Магеллана «Виктория» завершил кругосветное путешествие. По возвращении в Испанию, вдруг выяснилось, что, несмотря на тщательные записи, путешественники потеряли нечто очень важное. За это все члены экипажа были подвергнуты унизительному церковному наказанию и публичному покаянию. Что же они потеряли?

36. Известно, что благодаря Луне, в Мировом океане дважды в сутки происходят приливы и отливы. Но Луна так же ответственна за так называемые «твердые приливы». Что это такое?

37. Как называется геологический период, во время которого уровень Мирового океана был ниже уровня нынешнего на 135 м?

38. Геофизики утверждают, что последнее большое перемещение частей суши было связано с тем, что от Антарктиды откололась часть материка и, в результате дрейфа на север, столкнулась с находящимся здесь основным массивом. Что явилось самым наглядным свидетельством этого столкновения?

39. Каким образом маятник Фуко объясняет нам крутизну берегов любой реки?

40. 19% солнечной энергии принимает на себя Земная атмосфера, 47% – поглощает сама Земля. А куда деваются оставшиеся 34?

1. Тер (три) ра (бог солнца).

2. Антарктическая станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря. Как известно, с увеличением высоты на 1 км, температура понижается в среднем на 6,5 °. Таким образом, для чистоты сравнения от арктической температуры необходимо отнять как минимум 22,5 °.

3. Да все тот же озоновый слой: подвергаясь бомбардировке космических лучей, озон нагревается до температуры +100 ° (см. тему «Воздух», вопрос 14).

4. На Северный магнитный полюс (на расстоянии 1600 км от географического).

5. Одному метру (именно так и был рассчитан его эталон).

6. На полюсах (в качестве правильного ответа засчитывается упоминание любого из них).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: