Методы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг

Обновлено: 06.02.2023

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию вопросов совершенствования процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации. В работе охарактеризована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления госуслуг. Проанализированы способы предоставления госуслуг. Рассмотрено влияние цифровой трансформации на процесс предоставления государственных и муниципальных услуг. Проведен анализ данных, характеризующих процесс предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях. Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

Елизавета Кулик

Южный федеральный университет (ЮФУ)

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

пн - пт, 10:00 - 18:00 МСК

Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание "Научный корреспондент". Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.


Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг

Разработка и утверждение административных регламентов:

завершение регламентации, приведение административных регламентов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, в соответствие с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

приказы федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2012 г.

федеральные органы исполнительной власти,

утверждение порядка разработки и утверждения административных регламентов государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с использованием методических рекомендаций, одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы

нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

IV квартал 2011 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

завершение регламентации, приведение административных регламентов государственных и муниципальных услуг, предоставляемых соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствие с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

II квартал 2012 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

обеспечение перехода от оптимизации и регламентации государственных и муниципальных услуг к оптимизации и регламентации комплексных сервисов по предоставлению важных социально значимых услуг

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2012 г.

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

мониторинг хода регламентации государственных и муниципальных услуг (функций)

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2012 г.,

I квартал 2013 г.

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

разработка проекта нормативного правового акта, обеспечивающего закрепление единообразного подхода к порядку утверждения административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), включающих в том числе описание административных процедур, связанных с проведением проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)

нормативный правовой акт

I квартал 2012 г.

Завершение формирования реестров государственных и муниципальных услуг

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2012 г.,

I квартал 2013 г.

федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

Оптимизация платных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, посредством проведения мероприятий по упорядочению взимания платы с заявителей при предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти с учетом необходимости выявления случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2012 г.,

I квартал 2013 г.

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Оптимизация оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг:

утверждение перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг

постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 2011 г.

утверждение методик определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг

приказы федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2011 г.

федеральные органы исполнительной власти

мониторинг исполнения требований к перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2011 г.,

IV квартал 2012 г.,

IV квартал 2013 г.

утверждение перечней услуг, методик определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг

нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления

IV квартал 2011 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

мониторинг практики взимания платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2012 г.,

IV квартал 2013 г.

Утверждение перечня услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных и муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме

нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

IV квартал 2011 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

Комплексная организация (реинжиниринг) государственных и муниципальных услуг:

утверждение методических рекомендаций по организации проведения мониторинга качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), содержащих показатели оценки (рейтинга) предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных услуг (функций)

протокол Правительственной комиссии по проведению административной реформы

II квартал 2011 г.

организация мониторинга наиболее массовых и значимых для граждан и бизнеса государственных и муниципальных услуг (функций), а также удовлетворенности граждан и предпринимателей качеством предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), подготовка предложений по оптимизации порядка их предоставления

ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2012 г.,

I квартал 2013 г.

федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления

Разработка проекта нормативного правового акта, устанавливающего разграничение понятий "государственная функция" и "государственная услуга"

1. Основные принципы оптимизации процедур

Основными принципами оптимизации процедур предоставления услуг являются:

приоритет дистанционного взаимодействия между заявителем (гражданином или юридическим лицом, обратившимися за получением услуги) и органами (организациями), предоставляющими услуги. Для процедур, связанных с взаимодействием между заявителем и органами (организациями), предоставляющими услуги, должна быть обеспечена возможность осуществлять указанное взаимодействие дистанционно. Обязательность личной явки гражданина должна сохраняться только при необходимости установления личности и очного подтверждения дееспособности, а также при необходимости представления материальных объектов, которые не могут быть направлены с использованием почтовой (курьерской) связи или через представителя;

приоритет автоматических процедур предоставления услуг. Административные процедуры предоставления услуг должны выполняться в автоматическом режиме без участия ответственного лица, за исключением случаев, когда автоматизация соответствующих действий невозможна или экономически неэффективна. Процедуры, результаты которых определяются действиями или решениями ответственного лица, должны быть выделены и закреплены нормативно. Для процедур, выполняемых в автоматическом режиме, и исполняющих их информационных систем должны быть определены ответственные за их работу должностные лица. Для каждой информационной системы должны быть определены и реализованы совершаемые с их помощью механизмы оперативного регламентированного преодоления ошибочных действий (бездействия);

сокращение сроков предоставления услуг, сокращение числа документов, упрощение процедур. В отношении каждой услуги должна быть рассмотрена возможность сокращения числа входных документов, сокращения сроков предоставления услуги, сокращения числа процедур и другие возможности снижения регулирующего воздействия для заявителей, в том числе отказ от самой услуги в случае признания ее избыточной.

Комплексная оптимизация государственных

и муниципальных услуг

Отдельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг является совершенствование порядка предоставления наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг. В качестве приоритетных на федеральном уровне выделяются следующие из них:

выдача документов, удостоверяющих личность;

регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания;

сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством и выдача соответствующих удостоверений (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);

регистрация транспортных средств (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);

постановка объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрация прав на объекты недвижимости и сделок с ними;

назначение пенсий и социальных пособий;

регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

постановка на учет в налоговом органе, учет во внебюджетных фондах.

При реализации настоящей Концепции предполагается ежегодное утверждение Правительством Российской Федерации планов по оптимизации также и иных наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

В рамках комплексной оптимизации наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено существенное снижение нагрузки на заявителя за счет увеличения количества мест получения государственных и муниципальных услуг, сокращения количества предоставляемых документов, сокращения сроков получения государственных и муниципальных услуг, возможности предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.

На региональном и муниципальном уровнях целесообразно проводить следующие мероприятия:

ежегодное формирование перечней услуг, подлежащих оптимизации на основе оценки их качества, востребованности и значимости для граждан и бизнеса;

выявление основных проблем для граждан и юридических лиц, возникающих при предоставлении им соответствующих услуг;

формирование планов по решению выявленных проблем с принятием конкретных нормативных правовых актов.

Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2021 году

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2021 г. № 530

МОСКВА

Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2021 году

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень государственных услуг, в отношении которых органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие услуги, вправе утвердить временные порядки их предоставления в 2021 году.

2. Установить, что во временных порядках, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, могут предусматриваться:

а) приостановление личного приема заявителей в органах государственных внебюджетных фондов (далее - органы, предоставляющие услуги), ограничение личного приема и выдачи документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, путем организации приема по предварительной записи, а также организация предоставления таких услуг посредством дистанционного взаимодействия, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), подвижной радиотелефонной связи и иных средств связи (далее - дистанционное взаимодействие), либо выездного взаимодействия;

б) получение в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении, в том числе предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

в) представление заявителем документов и информации, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также документов (информации и сведений из документов), выдаваемых по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, за исключением случаев, когда нанесение отметок на эти документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной услуги, а также запросов о предоставлении государственных услуг в форме электронных копий документов. Документы, указанные в настоящем подпункте, а также запросы о предоставлении государственной услуги могут быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке при условии организации взаимодействия физического лица с указанной инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

г) возможность идентификации заявителей посредством дистанционного взаимодействия, в том числе телефонной связи, путем использования кодового слова (секретного кода либо секретного вопроса и ответа), состоящего из букв и (или) цифр, установленного на основании заявления гражданина об установлении кодового слова для аутентификации личности, поступившего на бумажном носителе или в электронном виде, с одновременной проверкой представленных заявителем сведений о себе (фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета и (или) идентификационного номера налогоплательщика). Проверка сведений, представленных заявителем, осуществляется посредством сопоставления этих сведений с данными, хранящимися в государственных информационных системах, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Заявление в электронном виде об установлении кодового слова для аутентификации личности должно быть подписано заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, указанной в подпункте "в" настоящего пункта, либо подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. В случае если результат предоставления государственной услуги предусматривает предоставление заявителю денежных средств, материальных ценностей и иного имущества, а также влечет изменение правового статуса заявителя, запрос о предоставлении государственной услуги, поданный в порядке дистанционного взаимодействия, может предусматривать требование о наличии графического образа собственноручной подписи заявителя и ее расшифровки.

4. Установить, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), расположенный на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории такого субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 11 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вправе в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории, изменить порядок осуществления деятельности сети многофункциональных центров, установленный Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", в части:

а) организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах по предварительной записи;

б) сокращения перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется в многофункциональных центрах;

в) сокращения количества окон в многофункциональных центрах, осуществляющих прием заявителей;

г) организации выездного обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе на безвозмездной основе;

д) организации сопровождения заявителей по получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе дистанционного;

е) организации иных мер, направленных на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

5. Решение об изменении графика предоставления многофункциональным центром государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами, предоставляющими услуги, принимается по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

6. Органам, предоставляющим услуги, многофункциональным центрам обеспечить информирование заявителей об особом порядке предоставления государственных услуг, организованном в соответствии с настоящим постановлением, посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа, предоставляющего услуги, многофункционального центра, а также через контакт-центры многофункциональных центров.

7. В отношении актов, принятых органами, предоставляющими услуги, во исполнение настоящего постановления применяются положения пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

8. Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

9. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить представление на еженедельной основе в Министерство экономического развития Российской Федерации первичных данных о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), включая сведения о результатах формирования и рассмотрения запросов заявителей.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 апреля 2021 г. № 530

ПЕРЕЧЕНЬгосударственных услуг, в отношении которых органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие услуги, вправе утвердить временные порядки их предоставления в 2021 году

Пенсионный фонд Российской Федерации

1. Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

2. Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

3. Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

4. Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

5. Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

6. Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

7. Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

8. Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

9. Установление федеральной социальной доплаты к пенсии.

10. Осуществление ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы.

11. Предоставление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении.

12. Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

15. Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

16. Выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат).

17. Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

18. Выплата социального пособия на погребение умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской Федерации

1. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (приобретенные ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

2. Назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица, при наличии прямых последствий страхового случая.

3. Прием документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

4. Предоставление гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

5. Принятие решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

6. Назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: