Методы эксплуатации воздушных судов

Обновлено: 26.11.2022

04.6. Заход на посадку

04.8. После посадки

04.9. Особенности пилотирования самолета (вертолета) в турбулентной атмосфере

04.10. Особенности пилотирования самолета при выходе на большие углы атаки

Раздел 04а (только для вертолетов).

Применение на различных видах работ и в различных условиях эксплуатации

04а.1. Полеты на малой высоте

04а.2. Полеты с грузом на внешней подвеске

04а.3. Полеты по обеспечению сельскохозяйственных работ

04а.4. Полеты по обеспечению работ при тушении лесных пожаров

04а.5. Полеты по обеспечению аэрофотосъемочных работ

04а.6. Полеты вертолета в судовом варианте

04а.7. Полеты по обеспечению санитарных работ

04а.8. Полеты по обеспечению геологоразведочных работ

04а.9. Полеты по обеспечению работ Госавтоинспекции

04а.10. Особенности полетов в горах

04а.11. Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных, заснеженных площадках

Действия в сложных ситуациях

(см. подраздел 2.7)

Действия в аварийных ситуациях

06.1. Аварийные контрольные карты

06.2. Пожар двигателя

06.3. Пожар на самолете (вертолете)

06.4. Разгерметизация кабин (только для самолетов)

06.5. Полет со всеми неработающими двигателями. Полет с одним работающим двигателем (самолет (вертолет) с тремя или четырьмя двигателями)

06.6. Полет со всеми неработающими генераторами

06.7. Аварийная посадка на суше

06.8. Посадка на воду

Дополнительно для вертолетов:

06.9. Земной резонанс

06.10. Аварийный сброс груза с внешней подвески

06.11. Режим "вихревого кольца".

Примечание. Содержание раздела устанавливается на основании анализа возможных последствий отказов функциональных систем и внешних воздействий, проводимого при сертификации самолета (вертолета) конкретного типа с целью выявления аварийных ситуаций.

07.1. Основные определения

07.1а. Расчет полета

07.2. Сводка характерных скоростей

07.2а. Характеристики тяги (только для вертолетов)

07.4. Набор высоты

07.5. Крейсерский полет

07.6. Снижение и ожидание

07.7. Заход на посадку и посадка

07.9. Аэродинамические поправки

Эксплуатация систем и оборудования

08.1. Силовая установка

08.2. Вспомогательная силовая установка (ВСУ)

08.3. Топливная система

08.7. Управление самолетом (вертолетом)

08.8. Автоматическое управление самолетом (вертолетом)

08.11. Кондиционирование воздуха

08.12. Регулирование давления воздуха

08.13. Кислородное оборудование

08.14. Противообледенительная система (ПОС)

08.15. Противопожарная система (ППС)

08.16. Навигационное оборудование

08.17. Пилотажное оборудование

08.17а. Эксплуатация пилотажно-навигационного оборудования при комплексном использовании входящих в него элементов

08.18. Аппаратура УВД

08.18а. Система электронной индикации

08.19. Связное оборудование

08.20. Светотехническое оборудование

08.20а. Двери и люки

08.20б. Бытовое оборудование

08.21. Бортовые средства механизации погрузочно-разгрузочных работ

08.23. Аварийно-спасательное оборудование

08.25. Внешняя подвеска (только для вертолетов)

Примечание. Последовательность расположения подразделов в разд.8 может изменяться при необходимости, вызванной конструктивными особенностями самолета (вертолета) и его систем, с учетом взаимосвязи и назначения конкретных систем.

09.1. Листы контрольного осмотра

09.2. Карта контрольной проверки

09.3. Перечень минимального оборудования

09.4. Инструкция по заправке топливом

09.5. Инструкция по устранению несоконусности вращения лопастей несущего винта

09.6. Завершение рейса на самолете с неубранным шасси

09.7. Перегонка самолета с одним неработающим двигателем

09.8. Транспортировка двигателя на внешней подвеске (для самолетов, конструкция которых предусматривает подобную транспортировку)

од эксплуатацией авиационной техники под­разумевается комплекс мероприятий, — включаю­щих использование ее летным экипажем для выполне­ния задания на полет, а также поддержание ее в исправ­ном и готовом к вылету состоянии инженерно-техниче­ским персоналом.

Если одним из основных факторов по обеспечению безотказной работы в полете авиационной техники яв­ляется требование технически грамотной эксплуатации ее летным экипажем, то в наземных условиях для той же цели она должна быть подвергнута ряду осмотров и подготовок инженерно-техническим составом. В зависи­мости от налета на авиационной технике и сроков ее эксплуатации выполняются регламентные работы, про­филактические (средние), капитальные (восстанови­тельные) и текущие ремонты. Все это в сочетании с со­блюдением требований хранения авиационной техники и грамотным выполнением на ней указанных работ по­зволяет исключить случаи ее отказа в полете по вине летного и инженерно-технического состава, осуществля­ющего эксплуатацию авиационной техники.

Многолетний опыт эксплуатации показывает, что, малейшая оплошность или небрежность, допущенная лет: ным или наземным экипажем при эксплуатации авиа­ционной техники, может привести к гибели людей и до­рогостоящей техники. Ведь для устранения появившейся в полете неисправности самолет не остановишь, как автомобиль. В связи с этим к летному и инженерно-тех-

ническому составу, осуществляющему эксплуатацию авиационной техники, предъявляются высокие требова­ния: он должен твердо знать конструкцию и. правила эксплуатации, а также иметь хорошие практические на­выки по своей специальности. Только после проверки этих знаний и навыков летный и инженерно-технический состав допускается к самостоятельной работе.

Как известно, знания конструкции, если их постоян­но не совершенствовать, с течением времени ослабе­вают, кое-что забывается, а приобретенные практиче­ские навыки довольно быстро теряются даже после небольшого перерыва в работе. Поэтому знания конст­рукции и правил эксплуатации должны проверяться после временных перерывов (отпуск, длительная коман­дировка), при переучивании на другие типы авиацион­ной техники, по прибытии на новое место работы, на периодических зачетных сессиях, а также в случае гру­бых нарушений правил эксплуатации.

Эксплуатация каждого типа авиационной техники должна проводиться в строгом соответствии с сущест­вующей документацией — наставлениями и инструкци­ями. Так, например, летный состав в полете и при под­готовке к нему полностью руководствуется требовани­ями инструкции летчику. Инженерно-техническому со­ставу для приведения авиационной техники в состояние готовности к полетам приходится руководствоваться бо­лее обширной документацией по объему: наставлениями по инженерно-авиационной службе, инструкциями по технической эксплуатации, едиными регламентами тех­нической эксплуатации (правилами и перечнем выпол­няемых работ по всем службам), технологией выполне­ния осмотров и регламентных работ (сборниками реко­мендаций, как и в какой последовательности необходи­мо выполнять работы), а также дополнениями и изме­нениями, которые на основании обобщения передового опыта эксплуатации постоянно вносятся вышестоящими организациями в виде указаний и директив. Да это и понятно, ибо на 1 час полета приходится затрачивать несколько десятков человеко-часов работы на земле.

Таким образом, эксплуатация авиационной техники включает:

— технически правильное использование авиацион­ной техники в полете;

— подготовку к полетам;

— выполнение регламентных работ и ремонта;

— систематическую проверку ее технического со­стояния;

Наиболее трудоемкий период эксплуатации — подго­товка авиационной техники к полетам. Именно в этот период закладывается гарантия, что на авиационной тех­нике не возникнут неисправности, угрожающие безопас­ности полетов. В зависимости от того, в каком состоя­нии находится самолет, и от того, готовят его к — первому или последующим полетам в данный летный день или. же осматривают после того, как он, выполнив задание, заруливает на стоянку, т. е. в зависимости от объема работы, ‘подготовка авиационной техники к полетам подразделяется на несколько видов.

В начале летного дня самолет, как правило, подвер­гается непродолжительной проверке, так как уже нака­нуне он был приведен в исправное состояние. Обычно предполетная работа сводится к проверке работоспособ­ности некоторых систем, агрегатов, их герметично­сти и др.

Еще меньшими по объему являются подготовка и осмотр при снаряжении самолета к последующему (по­вторному) полету. В этом случае производят беглый осмотр для выявления возникших в полете неисправно­стей, учитывая заявление летного экипажа о работоспо­собности самолета, дозаправку всех систем и укладку запланированного груза или посадку пассажиров. При­близительно аналогичный характер носит подготовка по окончании летного дня. Наиболее трудоемка предвари­тельная подготовка авиационной техники накануне лет­ного дня, в процессе которой открываются все люки и производится тщательный осмотр всех агрегатов и си­стем. Этот вид подготовки действителен на несколько летных дней, но ограничен календарными сроками.

После определенного налета, наиболее характерного для данной авиационной техники, на ней одновременно по всем службам выполняются регламентные работы, основная цель которых обеспечить надежность авиа­ционной техники в межрегламентный период, т. е. до очередных регламентных работ. Как правило, в период выполнения регламентных работ производятся смазоч-

ные работы, проверка изменения ранее замеренных па­раметров и сравнение их с нормами допусков, указан­ных в Инструкции по технической эксплуатации (техни­ческих условиях), замена неисправных элементов, де­талей, агрегатов, регулировочные работы и мелкий ре­монт, который в ‘процессе подготовки к полетам выпол­нить затруднительно. Регламентные работы в большин­стве случаев выполняются инженерно-техническим со­ставом, узко специализирующимся на тех или иньїхі операциях, что при наличии специального оборудования’ значительно повышает их качество.

После -выполнения регламентных работ авиационная техника подвергается дополнительной детальной провер­ке во время передачи ее техническому персоналу, произ­водящему подготовку к полетам. Проверку осущест­вляют на специально отведенных площадках специали­сты всех служб в объеме перечня комплексных осмотров. Одновременно инструментально контролируется работо­способность оборудования автоматизированного контро­ля при работающих силовых установках.

Кроме того, ‘прежде чем допустить авиационную тех­нику к обычным полетам, ее подвергают дополнитель­ной проверке в контрольном полете. Контрольный полет по заранее разработанным программам выполняется также после сборки новой авиационной техники, ее ка­питального ремонта, замены двигателей и других слож­ных регулировочных работ в системах управления. Учи­тывая, что во время контрольного полета не исключены некоторые отклонения работоспособности отдельных агрегатов и систем от технических условий, полет обыч­но выполняют в районе аэродрома и не совмещают с какими-либо другими заданиями. В контрольном полете все внимание экипажа сосредоточивается на регистра­ции показаний приборов, результаты которых записы­ваются в карточку контрольного полета. Последняя после заполнения и анализа хранится в документации авиационной техники. В настоящее время все большее число параметров, подлежащих контролю, регистрирует­ся автоматически, что позволяет летному составу боль­ше внимания уделять проверке летных качеств авиа­ционной техники в полете, ее устойчивости и управляе­мости, а также работоспособности вновь установленных приборов и агрегатов.

Эксплуатация воздушных судов гражданской авиации (ВС ГА) реализуется последовательной сменой состояний летной и технической эксплуатации ВС по этапам жизненного цикла с начала эксплуатации и до списания каждого экземп­ляра ВС.

Летная эксплуатация ВС включает использование ВС по назначению, т. е. непосредственно полет, который определяется летно-техническими характери­стиками (ЛТХ) ВС, а именно: высота, скорость и продолжительность полета, взлетная и посадочная масса, масса коммерческой нагрузки и другие показатели, характеризующие летные качества ВС.

Техническая эксплуатация ВС включает: транспортирование, хранение, тех­ническое обслуживание и ремонт ВС, которые определяются эксплуатационно­техническими характеристиками (ЭТХ) ВС, устанавливающими способность ВС обеспечивать заданные уровни надежности и готовности ВС к ремонту в реаль­ных условиях эксплуатации с определенными затратами труда, времени и средств. ЭТХ ВС представляют собой совокупность показателей, таких как: на­дежность, эксплуатационная и ремонтная технологичность, интенсивность лет­ной эксплуатации, режимы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ВС в целом и другие показатели, характеризующие технические качества ВС.

Летные и эксплуатационно-технические характеристики ВС задаются для разработки ВС, обосновываются на этапах проектирования и изготовления ВС, подтверждаются при испытаниях и реализуются в эксплуатации, поэтому фор­мирование ЛТХ и ЭТХ является основой для формирования систем летной и технической эксплуатации ВС на всех этапах его жизненного цикла от разработ­ки и до списания.

Процедуры задания ЛТХ ВС, их обеспечения при проектировании и оценки при испытаниях и в эксплуатации достаточно отработаны и регламентированы руководящей, нормативной, методической и эксплуатационной документацией как отечественной, так и зарубежной разработки.

Задать и обеспечить ЭТХ ВС значительно сложнее, так как их фактическая реализация подтверждается только на этапах эксплуатации ВС в конкретных условиях производственной деятельности авиапредприятий ГА. Следует отме­тить, что до недавнего времени ЭТХ ВС рассматривались как побочный резуль­тат обеспечения летных качеств ВС и, как правило, при разработке ВС не зада­вались.

Затраты на техническую эксплуатацию каждого экземпляра современных типов ВС, включая доработки, выполнение ТОиР и стоимость запчастей и обо­рудования за весь срок эксплуатации ВС до списания в 2—3 раза превышают его начальную стоимость. Эффективность процессов технической эксплуатации, выражаемая через ЭТХ ВС, определяет и эффективность эксплуатации в целом как каждого экземпляра ВС, так и всего парка данного типа ВС. Поэтому теория и практика формирования ЭТХ ВС в конечном счете определяет эффективность эксплуатации каждого экземпляра ВС и типа ВС в целом.

Формирование ЭТХ ВС на этапах разработки типа ВС выполняется предпри­ятиями промышленности, а на этапах эксплуатации — предприятиями ГА, при этом различие в методологической базе не позволяет выполнять комплексное формирование ЭТХ ВС во взаимосвязи технических, информационных и орга­низационных составляющих процесса технической эксплуатации на всех этапах жизненного цикла ВС.

Исследования, выполненные в ГосНИИ ГА, ЛИИ им. М. М.Громова, МГТУ ГА, ЦАГИ, ГосНИИ «Аэронавигация», ОКБ-разработчиках ВС показали целесо­образность программно-целевого формирования ЭТХ типа ВС в последователь­ности этапов его разработки, испытаний и эксплуатации с учетом действующих норм и положений отрасли ГА и организационных структур авиапредприятий.

Отсутствие методологии комплексного и адаптивного к условиям эксплуата­ции ВС формирования ЭТХ ВС по этапам жизненного цикла приводит к неоп­равданному увеличению сроков формирования эффективных ЭТХ ВС на этапах освоения эксплуатации типа ВС и их корректировке на протяжении всего срока эксплуатации типа ВС до списания, при этом внесение изменений в конструк­цию и эксплуатационную документацию находящихся в эксплуатации экземп­ляров ВС с целью их адаптации к реальным условиям эксплуатации и производ­ственной деятельности авиапредприятий вызывает большие организационно­технические затруднения и значительные дополнительные материальные затра­ты на обеспечение технической эксплуатации.

В течение последних лет в ГА России с участием автора проведен ряд иссле­дований по разработке систем технической эксплуатации типов ВС: Ту-204, Ту-334, Бе-200, Як-42 и других — на основе их программы ТОиР с последующей адаптацией полученных результатов к реальным условиям эксплуатации кон­кретных экземпляров ВС и производственной деятельности авиапредприятий. Внедрение программ ТОиР для указанных типов ВС обеспечило сокращение удельных затрат труда, времени и средств в системе их технической эксплуата­ции в 1,5-2 раза по сравнению с удельными затратами по аналогичным типам ВС, находящимся в эксплуатации, что подтверждает эффективность методоло­гии комплексного и адаптивного формирования ЭТХ ВС на этапах разработки, испытаний и эксплуатации ВС на основе программ ТОиР.

В процессе формирования эффективных ЭТХ для различных типов ВС и реализации полученных результатов в практике их технической эксплуатации в предприятиях ГА определилась необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач по:

формированию основных положений программы ТОиР типа ВС;

нормированию и оценке ЭТХ ВС на этапах его жизненного цикла;

формированию характеристик форм и видов ТОиР и режимов ТОиР изделий авиационной техники в зависимости от условий эксплуатации ВС;

выбору методов и схем информационного обеспечения процессов эксплуа­тации ВС как ограничений и условий функционирования системы технической эксплуатации (СТЭ) типа ВС в целом.

Решению указанных задач формирования ЭТХ ВС по результатам теорети­ческих исследований и практического опыта разработки испытаний и эксплуа­тации различных типов ВС ГА и посвящается данная книга.

Содержание книги базируется на результатах исследований и публикациях автора и изложено с единых методологических позиций по всем указанным на­правлениям, включая теорию, практику и примеры реализации рассмотренных проблем формирования ЭТХ ВС ГА. Приведенные в книге выдержки из норма­тивных документов отрасли ГА России, разработанных под руководством и при участии автора, обеспечивают непосредственное начальное применение поло­жений этих документов без обращения к цитируемым источникам. Для иллюст­рации некоторых теоретических положений отдельных разделов в данной книге приведены статистические материалы и другие данные из НИР и прикладных работ, не являющихся предметом авторского права.

ГОСТ Р 53863-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Air transport. Maintenance and repair system of aviation equipment. Terms and definitions

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. N 240-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения".

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.

Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ

2 Термины и определения

Общие понятия

1 система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТО и Р: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.

2 техническое обслуживание авиационной техники; ТО AT: Комплекс работ или работа по поддержанию работоспособности или исправности изделия авиационной техники при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

3 ремонт авиационной техники; ремонт AT: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

4 изделие авиационной техники; изделие AT: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Примечание - Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию.

5 воздушное судно; ВС: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

6 исправное воздушное судно; исправное ВС: Комплектное воздушное судно, имеющее остаток ресурса и срока службы, на котором выполнены установленные работы технического обслуживания, устранены последствия повреждений и отказов в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

7 воздушное судно, готовое к полету; ВС, готовое к полету: Исправное воздушное судно, подготовленное к полету и снаряженное в соответствии с заданием на полет, с оформленной установленной документацией.

8 переоборудование воздушного судна; переоборудованное ВС: Комплекс работ по изменению конструкции воздушного судна одного варианта в другой в целях изменения его назначения в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

9 объект технического обслуживания и (или) ремонта; объект ТО и (или) Р: Изделие авиационной техники, обладающее потребностью в определенных работах технического обслуживания и (или) ремонта и приспособленностью к выполнению этих работ.

10 технологичность конструкции изделия авиационной техники; технологичность AT: Совокупность свойств конструкции изделия авиационной техники, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.

11 эксплуатационная технологичность изделия авиационной техники; эксплуатационная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания.

12 ремонтная технологичность изделия авиационной техники; ремонтная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности.

13 контролепригодность изделия авиационной техники; контролепригодность AT: Свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю технического состояния заданными средствами в заданных условиях.

14 техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние AT: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание - Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

15 исправное состояние изделия авиационной техники; исправность AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором оно соответствует всем требованиям технической и эксплуатационной или ремонтной документации.

16 предельное состояние изделия авиационной техники; предельное состояние AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

17 критерий предельного состояния изделия авиационной техники; критерий предельного состояния AT: Признак или совокупность признаков предельного состояния изделия авиационной техники, установленные в эксплуатационной или ремонтной документации.

Примечание - В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же изделия могут быть установлены два и более критериев предельного состояния.

18 техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование AT: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.

1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).

2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.

19 диагностический параметр изделия авиационной техники; диагностический параметр AT: Признак или параметр объекта диагностирования авиационной техники, используемый в установленном порядке для определения технического состояния изделия.

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

20 технологическое обслуживание авиационной техники; технологическое обслуживание AT: Комплекс работ по подготовке изделия авиационной техники к использованию по назначению, хранению, транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия.

21 метод технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники; метод ТО и (или) Р AT: Совокупность технологических и организационных правил выполнения работ технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники.

22 техническая эксплуатация авиационной техники; техническая эксплуатация AT: Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия авиационной техники.

23 нормальная эксплуатация авиационной техники; нормальная эксплуатация AT: Эксплуатация изделий авиационной техники в соответствии с действующей эксплуатационной документацией.

24 подконтрольная эксплуатация авиационной техники; подконтрольная эксплуатация AT: Эксплуатация в целях получения дополнительной информации об авиационной технике.

25 реальная эксплуатация авиационной техники; реальная эксплуатация AT: Эксплуатация авиационной техники в сложившихся в эксплуатирующей организации условиях.

периодичность технического обслуживания (ремонта); периодичность ТО (Р): Интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Примечание - Под видом технического обслуживания (ремонта) понимают техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков: этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т.д.

27 наработка изделия авиационной техники; наработка AT: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.

Примечание - Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).

28 цикл технического обслуживания авиационной техники; цикл ТО AT: Наименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия авиационной техники, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания.

29 назначенный ресурс изделия авиационной техники; назначенный ресурс AT: Суммарная наработка изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

30 назначенный срок службы изделия авиационной техники; назначенный срок службы AT: Суммарная календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

31 временный назначенный ресурс изделия авиационной техники; временный назначенный ресурс AT: Часть назначенного ресурса изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.

32 временный назначенный срок службы изделия авиационной техники; временный назначенный срок службы AT: Часть назначенного срока службы изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.

33 межремонтный ресурс изделия авиационной техники; межремонтный ресурс AT: Установленная в нормативно-технической документации наработка изделия авиационной техники между смежными ремонтами.

34 межремонтный срок службы изделия авиационной техники; межремонтный срок службы AT: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники между смежными ремонтами.

35 послеремонтная гарантийная наработка изделия авиационной техники; послеремонтная гарантийная наработка AT: Наработка изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.

36 послеремонтный гарантийный срок службы изделия авиационной техники; послеремонтный гарантийный срок службы AT: Календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.

37 ресурс изделия авиационной техники до первого ремонта; ресурс AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации наработка изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.

38 срок службы изделия авиационной техники до первого ремонта; срок службы AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.

39 работа по техническому обслуживанию или ремонту изделия авиационной техники; работа ТО или Р: Технологически завершенный комплекс операций технического обслуживания или ремонта, выполняемый на изделии авиационной техники.

40 объем технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; объем ТО или Р: Совокупность работ технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники и (или) трудоемкость их выполнения.

41 режим технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; режим ТО или Р: Условия выполнения технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники, включающие перечень и периодичность выполнения работ и, при необходимости, значения эксплуатационных характеристик применяемых средств.

ГОСТ Р 55255-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Air transport. System of maintenance and repair of aviation equipment. Organization of works on diagnostics of aviation equipment technical state. Basic provisions

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает единый порядок организации работ по диагностике технического состояния гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов на основе достоверного контроля и прогнозирования их технического состояния на всех этапах эксплуатации, содержит рекомендации по применению методов, средств контроля и диагностирования авиационной техники, организации системного контроля процессов технической диагностики авиационной техники для обеспечения поддержания норм летной годности гражданских воздушных судов.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на все предприятия воздушного транспорта, эксплуатационные и ремонтные, независимо от форм собственности, осуществляющие организацию и контроль выполнения работ по диагностированию авиационной техники. Действие настоящего стандарта распространяется на техническое обслуживание и ремонт всех воздушных судов, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов России, независимо от места их базирования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

Действует ГОСТ Р 8.753-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы материалов (веществ). Основные положения".

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 контроль технического состояния (технический контроль): Определение вида технического состояния изделия.

3.1.2 метод контроля: Правила применения определенных принципов и средств контроля.

3.1.3 техническая диагностика: Оценка знаний, исследующая техническое состояние объектов диагностирования, разрабатывающая методы их определения, а также принципы построения и организацию использования систем.

3.1.4 система технического диагностирования: Совокупность средств, исполнителей, подготовленная к диагностированию или осуществляющая его по правилам, установленным соответствующей документацией.

3.1.5 техническое диагностирование (диагностирование технического состояния): Процесс определения технического состояния изделия с определенной точностью, результатом которого является заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причин дефектов.

3.1.6 объект диагностирования: Изделие или часть его, техническое состояние которых подлежит определению.

3.1.7 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в каждый момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

3.1.8 вид технического состояния: Совокупность технических состояний, удовлетворяющих требованиям, определяющим исправность или работоспособность изделий.

3.1.9 исправное состояние (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.10 неисправное состояние (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.11 работоспособное состояние (работоспособность): Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативных документов и технической и (или) конструкторской проектной документации.

3.1.12 неработоспособное состояние (неработоспособность): Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативными документами и технической и (или) конструкторской документацией.

3.1.13 поиск места отказа: Определение части изделия (сборочной единицы, элемента), отказ которой вызвал неисправность (неработоспособность) этого изделия.

3.1.14 прогнозирование технического состояния: Процесс определения технического состояния изделия на предстоящий интервал времени (при необходимости - определение интервала времени), в течение которого сохранится техническое состояние изделия, имеющегося в данный момент.

3.1.15 контролируемый сигнал: Сигнал, поступающий на вход средств контроля технического состояния изделия и несущий информацию о техническом состоянии объекта.

3.1.16 алгоритм контроля (технического диагностирования): Совокупность предписаний, определяющая последовательность действий исполнителей и средств контроля (диагностирования), необходимых и достаточных для выполнения контроля (диагностирования).

3.1.17 аттестованное значение стандартного образца: Значение аттестуемой характеристики СО, установленное при его аттестации и приводимое в паспорте и других документах на СО с указанием его погрешности.

3.1.18 погрешность аттестованного значения стандартного образца: Отклонение аттестованного значения от истинного значения аттестуемой характеристики экземпляра СО, а также любой его части (доли, навески), используемой для измерений.

3.1.19 специальное средство измерений: Средство измерений, разработанное для конкретного изделия или группы изделий авиационной техники, применяемое при испытаниях, техническом обслуживании и (или) ремонте или применяемое для обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры и не подлежащее применению в сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: