Методы антикоррупционного воспитания сотрудников службы судебных приставов

Обновлено: 02.10.2022

Борьба с проявлениями коррупции, в том числе с возможностью совершить должностные преступления, является одной из главных задач Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее – УФССП России по Республике Бурятия) .

Одной из основных мер предупреждения коррупции, исключения проникновения в Службу лиц с криминальным прошлым, является проверка кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, которая в УФССП России по Республике Бурятия осуществляется отделом противодействия коррупции во взаимодействии с правоохранительными органами.

За текущий период 2013 года проверено 172 кандидатов на службу в УФССП России по Республике Бурятия. По результатам проверочных мероприятий в связи с выявлением фактов, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, в приеме на работу в УФССП России по Республике Бурятия отказано 9 кандидатам.

Так, в ноябре 2013 г. по материалам УФССП России по Республике Бурятия возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ (использование заведомо подложного документа) в отношении гражданина, предъявившего для участия в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы УФССП России по Республике Бурятия диплом о высшем профессиональном образовании, который фактически ему не выдавался.

Отделом противодействия коррупции совместно с контрольно-ревизионным отделом на постоянной основе проводятся проверки депозитных счетов в структурных подразделениях УФССП России по Республике Бурятия.

В августе 2013 г. по материалам УФССП России по Республике Бурятия правоохранительными органами возбуждено уголовное дело в отношении бывшего специалиста – эксперта (по ведению депозитного счета) Иволгинского районного отдела судебных приставов по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата).

Работник, используя свое служебное положение, путем злоупотребления доверием, похитила денежные средства, тем самым причинила УФССП России по Республике Бурятия материальный ущерб на сумму свыше 300 тыс. руб.

В отношении указанного лица вынесен обвинительный приговор, который вступил в законную силу.

Важным средством профилактики и противодействия коррупции в УФССП России по Республике Бурятия являются служебные проверки. С начала года в отношении работников УФССП России по Республике Бурятия и территориальных подразделений по различным основаниям проведены 162 служебные проверки, по результатам которых в 141 случае работники привлечены к дисциплинарной ответственности. Двое из них уволены за различные нарушения.

Одним из эффективных механизмов выявления коррупционных преступлений является использование уведомлений работодателя о склонении государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений.

В сентябре 2013 г. на основании одного из уведомлений государственного гражданского служащего правоохранительными органами в отношении взяткодателя возбуждено уголовное дело по ст. 291 Уголовного кодекса РФ

10 тысяч рублей было предложено должностному лицу УФССП России по Республике Бурятия за подготовку фиктивных документов для дальнейшего оспаривания в судебном порядке постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 107 тысяч рублей.

В целях обеспечения доверия населения и для принятия мер по профилактике, выявлению и пресечению совершения преступлений работниками Службы в УФССП России по Республике Бурятия установлен «телефон доверия», номер которого 8 (3012) 21-46-79 опубликован на официальном Интернет-сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, постоянно публикуется в региональных и местных СМИ, номер «телефона доверия» размещен на служебных автомашинах, а также на информационных стендах структурных подразделений.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия предлагает гражданам и организациям занять активную гражданскую позицию и принять участие в противодействии коррупции и ее проявлениями.

Если Вам стали известны факты получения и вымогательства взятки, злоупотребления и превышения должностных полномочий или иной противоправной деятельности со стороны сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия сообщите об этом по «телефону доверия» 8 (3012) 21-46-79 либо в отдел противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны 8 (301 2) 21-53-60, 55-97-10.

Отдел противодействия коррупции

Время создания/изменения документа: 06 декабря 2013 13:24 / 13 августа 2018 12:09

Медведев Владимир Викторович, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" (ХГУ им. Н.Ф. Катанова), Институт истории и права.

Работа посвящена предпосылкам и причинам развития коррупции, а также способам повышения эффективности противодействия ее проявлениям в органах государственной власти, в частности в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, органы государственной власти, коррупция, противодействие коррупции.

Ways of improvement of efficiency of activities with regard to fighting corruption in the agencies of state power: as exemplified by the activities of the Federal service of court marshals of the Russian Federation

The paper background and reasons of corruption, and to improve the effectiveness of its anti-manifestations in government, particularly in the Federal Bailiff Service of the Russian Federation.

Key words: Federal Bailiff Service of the Russian Federation, the bailiff, the public authorities, corruption and anti-corruption.

На сегодняшний день в системе государственных органов Российской Федерации наиболее подвержены воздействию коррупции органы исполнительной ветви власти. Они очень многочисленны, их работники наделены огромными полномочиями в сфере реализации закона. К исполнительным органам власти относится Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России), которая является единственным в своем роде органом, на который ложатся задачи по организации принудительного исполнения и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Серьезной проблемой является то, что некоторые судебные решения и решения иных правомочных органов не исполняются вследствие преступного (коррумпированного) поведения некоторых судебных приставов-исполнителей при исполнении последними своих служебных обязанностей. Такая противоправная деятельность в самом основании подрывает принципы законности и неотвратимости юридической ответственности в государстве.

Причины и предпосылки развития коррупции в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации

К сожалению, в последние годы в деятельности ФССП России нередко выявляют факты коррупции, как со стороны рядовых судебных приставов, так и стороны руководства. Следует подробнее рассмотреть наиболее распространенные мотивы совершения коррупционного преступления, а также основные недостатки организации и осуществления противодействия коррупции в деятельности ФССП России.

Чрезмерно большая рабочая нагрузка запросто может подтолкнуть работника службы к получению взятки. В данном случае некоторые судебные приставы рассматривают взятку как своеобразную компенсацию за тяжелый, чрезмерный труд. Следует сказать, что нагрузка на работников, в особенности на приставов-исполнителей, по России действительно очень высокая (до 2000 исполнительных производств в месяц, при норме 22,2 на одного пристава-исполнителя) . Сложившаяся ситуация создает благоприятную среду для развития коррупции в сфере принудительного исполнения - самой важной функции ФССП России. Выходом здесь может служить увеличение численного состава судебных приставов-исполнителей. Многие также видят выход в том, чтобы перераспределить нагрузку по всем субъектам. Необходимо проанализировать, в каких регионах нагрузка на приставов-исполнителей небольшая, и сократить численность штата, а в крупных регионах, где нагрузка очень высокая (например, в Красноярском крае), - увеличить количество работников. С данным мнением очень сложно согласиться, поскольку увольнение работников по этим причинам покажет только бесчеловечное отношение к людям, породит безработицу. Если, к примеру, будет увеличена штатная численность судебных приставов в Красноярском крае, соответственно уменьшится штат управления другого субъекта (произойдут увольнения). Со временем нагрузка на приставов-исполнителей в Красноярском крае войдет в норму, возникнет высокая нагрузка в другом регионе, и сокращения на этот раз произойдут в Красноярском крае, ведь в нем нагрузка сейчас небольшая. Данный способ представляет собой замкнутый круг, который будет иметь только отрицательные последствия для всей деятельности ФССП России.

Постановление Министерства труда РФ N 60, Министерства юстиции РФ N 1 "Об утверждении норм нагрузки судебных приставов" от 15 августа 2002 г.

Коррупции также способствует и невысокая оплата труда судебного пристава-исполнителя. Например, в Республике Хакасия она составляет от 16 до 22 тыс. руб., что при соотношении с рабочей нагрузкой - достаточно мало. Согласитесь, трудно удержаться от преступного соблазна при заработной плате в 16 тыс. руб., взыскивая при этом миллионные долги.

Принимая во внимание значимость должности, высокую нагрузку и ответственность, следует повысить оклад судебных приставов-исполнителей. Конечно, можно сэкономить на заработной плате, но, как говорится, скупой платит дважды. Низкий оклад приводит к снижению авторитета службы, высокая нагрузка, в свою очередь, приводит к текучести кадров, а все вместе - к появлению в органах службы коррупции.

Другой серьезной причиной совершения коррупционных преступлений являются некоторые пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность судебных приставов. Например, среди требований к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя до сих пор нет требования о высшем юридическом образовании. В настоящее время нормы об обязательном наличии высшего образования утверждены ФЗ от 06.12.2011 N 410-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты РФ", однако данный Закон начнет действовать только с 2014 г., и в итоге еще два года в службу будут принимать лиц без высшего юридического образования . Отсюда следует еще одна проблема - безграмотность многих работников. На должность судебного пристава-исполнителя принимаются лица, не знающие основных правовых актов (бывшие врачи, военные, строители и т.д.), а также актов, регулирующих деятельность ФССП России и организацию исполнительного производства. Соответственно, в ходе исполнительного производства они не знают, что разрешено, а что запрещено законом и какая в случае нарушения закона следует ответственность. В результате мы имеем злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) . Для решения проблемы безграмотности недостаточно только устранения пробелов в законодательстве, необходимо существенно изменить систему подготовки судебных приставов. Необходимо создать специализированные образовательные учреждения для подготовки судебных приставов, где помимо изучения основных законов и их применения акцент делался бы на изучении исполнительного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ФССП России.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в редакции от 01.03.2012) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Очень важным аспектом успешной антикоррупционной деятельности является взаимодействие территориальных органов, осуществляющих противодействие коррупции. Так, с 1 по 3 июля 2011 г. в Волгограде был проведен семинар-совещание начальников подразделений противодействия коррупции, на котором присутствовали представители 27 территориальных органов. На совещании были рассмотрены основные проблемы, возникающие при противодействии коррупции, предложены пути их решения, обобщен и распространен положительный опыт антикоррупционной деятельности .

Тем не менее при организации и проведении подобных мероприятий прослеживаются определенные недостатки:

  • данные семинары проводятся достаточно редко. Обычно руководителей отделов противодействия коррупции приглашают на подобные мероприятия раз в год. Учитывая серьезность проблемы разрастания коррупции, следует проводить семинары намного чаще (как минимум раз в квартал);
  • существенной проблемой является то, что на семинарах присутствуют начальники территориальных отделов разных федеральных округов. Необходимо учитывать, что в каждом территориальном округе коррупционные преступления совершаются по-разному. Например, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах бороться с коррупцией намного сложнее, поскольку здесь факт дачи/получения взятки пытаются максимально скрыть (дача взятки осуществляется через общих знакомых, очень редко деньгами, намного чаще подарками или, как это называют, "услуга за услугу"). Некоторые судебные приставы не сразу понимают, что им предлагают взятку. В Центральном федеральном округе преступные отношения более развиты, очень часто взятку предлагают в открытой форме, и, как правило, предлагают очень большую сумму. В результате методы борьбы с коррупцией в регионах очень разнятся, поэтому логичнее будет формировать семинарские группы по каждому федеральному округу в отдельности, чтобы распространять положительный опыт противодействия коррупции именно с учетом территориальных особенностей.

Пути повышения эффективности противодействия коррупции в деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

С учетом всех рассмотренных выше предпосылок развития коррупции внутри ФССП России можно сделать вывод о том, что коррупция развивается по двум основным направлениям. Во-первых, большую роль играет наличие условий для совершения преступления (пробелы в законодательстве, наделение судебного пристава широкими полномочиями, невысокий уровень контроля за его деятельностью и т.д.). Во-вторых, непосредственно личность самого служащего (его моральные устои, идеалы и цели, с которыми он поступает на государственную службу), поскольку слабохарактерный человек может легко склониться к совершению преступления.

Для предотвращения коррупционных правонарушений необходимо осуществление жесткого контроля в отношении действий и принимаемых решений судебными приставами-исполнителями. Особенно большое внимание следует уделять организации и проведению именно ведомственного контроля, поскольку в процессе его осуществления между контролирующим органом и подконтрольным объектом всегда существуют отношения служебной подчиненности (подведомственности) и в случае установления факта совершения правонарушения могут незамедлительно последовать отмена решения контролируемого и применение к нему соответствующих санкций.

Как правило, сущность формы ведомственного контроля сводится к проведению ведомственных проверок. Очевидно, что факты коррупции могут быть выявлены при их проведении, например по линии исполнительного производства (при проверке материалов исполнительного производства), либо проверке, проводимой контрольно-ревизионным отделом в сфере учета средств, поступающих во временное распоряжение судебных приставов. Проверки в большинстве своем проводятся плановые (предусмотренные в плане командирования работников управления на полугодие и утвержденные приказом управления) и подконтрольному органу (например, районному отделу) и его работникам о них заранее известно, есть время "замести следы". О внеплановых проверках проверяемый орган тоже заранее предупреждают (заранее направляется план проверки). В практику организации и осуществления ведомственного контроля в ФССП России следует ввести "внезапные проверки", когда отдел проверяется комиссией по основным направлениям его деятельности без предварительного уведомления. При таких проверках факты коррупции (например, присвоение судебным приставом-исполнителем денежных средств, полученных от должников) могут быть сразу выявлены, а виновные лица привлечены к ответственности. Большим плюсом проведения внезапных проверок будет служить и профилактическая функция. Как правило, после организации уже 2 - 3 таких проверок уровень законности и служебной дисциплины внутри службы заметно повышается и достаточно длительное время продолжает оставаться неизменным.

Также необходимо ужесточать требования к кандидатам при приеме на работу в органы ФССП России. Сразу же отказывать лицам, имеющим судимость либо поступки, порочащие их честь и достоинство как будущих работников службы. Вместе с тем в службу могут постараться попасть и лица без криминального прошлого, однако преследующие цель незаконного обогащения. В данном случае по примеру правоохранительных органов следует ввести проверку кандидатов на полиграфе. Детектор лжи в настоящее время достаточно распространенная и эффективная форма проверки и применятся во многих развитых странах. Использование полиграфа одобряют и психологи, поскольку на основе тестов и даже собеседования всю нужную информацию от человека получить невозможно. Такая проверка может быть делом сугубо добровольным, и кандидат вправе отказаться от ее прохождения. Однако подобный отказ может вызвать ряд вопросов у членов приемной комиссий и послужить косвенной причиной отказа в приеме на службу.

Не менее значимым способом проверки будет являться беседа кандидата со штатным психологом. На данный момент штатные психологи территориальных органов ФССП России только разрабатывают специальные тесты и анкеты для проверки кандидатов на службу, однако, кроме прохождения кандидатом стандартного тестирования, следует также ввести в этапы проверки обязательное собеседование с психологом. Беседа должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно выявить возможные скрытые мотивы поступления лица на государственную службу.

Одним из важнейших принципов противодействия коррупции является гласность и прозрачность деятельности Службы для общества. Необходимо не только освещать работу Службы в СМИ, но и активно подключать к своей деятельности представителей общественности. К ним можно отнести общественные советы, общественные правозащитные организации. Так, осуществляя совместную с правозащитными организациями деятельность, ФССП России сможет использовать различные формы взаимодействия, например организацию совместного приема граждан по вопросам деятельности ФССП России. Во время проведения подобных мероприятий работники Службы и юристы правозащитной организации будут рассматривать обращения и жалобы граждан на действия судебных приставов, устанавливать факты совершения правонарушений (например, судебным приставом-исполнителем при ведении исполнительного производства) и, если факт будет установлен, принимать необходимые меры. При таком подходе участие подобных структур обеспечит не только действенный общественный контроль, защиту прав и интересов граждан, но и эффективное предупреждение коррупции (не только низовой, но и вершинной).

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что борьба с коррупцией должна осуществляться параллельно по двум направлениям. Во-первых, как уже было сказано, необходимо устранить предпосылки появления коррупции. Во-вторых, продолжить осуществление постоянного, эффективного контроля - своевременно выявлять и пресекать попытки совершения коррупционного преступления.

Первое направление очень трудоемкое, поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не стоит. Наиболее эффективное предупреждение коррупции должно основываться на следующих факторах:

  • повышение заработной платы работникам службы (особенно работникам городского и районного звена), которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
  • увеличение штатной численности судебных приставов-исполнителей, особенно в крупных субъектах, где нагрузка очень высокая;
  • проведение профилактической работы с работниками службы;
  • ужесточение требований к кандидатам при приеме на работу в органы ФССП России. Среди прочих этапов конкурса ввести собеседование со штатным психологом и проверку кандидата на полиграфе.

По линии организации контроля и надзора за деятельностью работников ФССП России следует:

  • обеспечить более тесное взаимодействие контрольных органов ФССП России с органами прокуратуры для обмена положительным опытом при разработке программ противодействия коррупции;
  • усилить ведомственный контроль за работниками службы районного и городского звена;
  • привлечь для контроля за деятельностью ФССП России общественные формирования (общественные советы, общественные правозащитные организации).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
от 30 апреля 2015 года N 0012/8

Наставление по организации работы по противодействию коррупции в Федеральной службе судебных приставов

I. Общие положения

1.1. Наставление по организации работы по противодействию коррупции в Федеральной службе судебных приставов (далее - Наставление) определяет организацию работы и порядок выполнения задач, возложенных на подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений Федеральной службы судебных приставов.

1.2. Работа по противодействию коррупции организуется в соответствии с международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, нормативными правовыми актами и иными организационно-распорядительными и методическими документами Федеральной службы судебных приставов, а также настоящим Наставлением (пополняемый перечень нормативных правовых актов, организационно-распорядительных и методических документов приведен в приложении N 1*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.4. Выполнение мероприятий по противодействию коррупции в территориальном органе ФССП России возлагается на подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в структурном подразделении территориального органа ФССП России - на начальника отдела - старшего судебного пристава в пределах их полномочий.

1.5. Подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений являются: в центральном аппарате ФССП России - Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности (далее - Управление противодействия коррупции); в территориальном органе ФССП России - подразделение противодействия коррупции либо подразделение по вопросам государственной службы и кадров, в состав которого входят должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделение противодействия коррупции).

1.6. Основными задачами подразделения противодействия коррупции являются:

профилактика, выявление коррупционных и иных правонарушений;

обеспечение деятельности по соблюдению федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа ФССП России (далее - государственные служащие) запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

1.7. Подразделение противодействия коррупции осуществляет следующие функции:

1.7.1. Обеспечивает соблюдение государственными служащими ограничений и запретов, требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, а также соблюдение исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению).

1.7.2. Принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе.

1.7.3. Осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

1.7.4. Оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации и иных федеральных государственных органов о фактах совершения государственными служащими коррупционных и иных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

1.7.5. Обеспечивает реализацию государственными служащими обязанности по уведомлению представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации и иных федеральных государственных органов о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных и иных правонарушений.

1.7.6. Организует правовое просвещение государственных служащих по вопросам противодействия коррупции.

1.7.7. Организует проведение служебных проверок.

1.7.8. Обеспечивает проведение:

1.7.8.1. Проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.7.8.2. Проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими.

1.7.8.3. Проверки достоверности и полноты сведений о расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых государственными служащими.

1.7.8.4. Проверки соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению.

1.7.8.5. Проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора и (или) гражданско-правового договора после увольнения с федеральной государственной службы.

1.7.9. Взаимодействует с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

1.7.10. Обеспечивает сохранность и конфиденциальность сведений о государственных служащих, полученных в ходе своей деятельности.

1.7.12. Собирает и обрабатывает сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в установленном порядке государственными служащими, а также осуществляет контроль за своевременностью их представления.

1.7.13. Обеспечивает подготовку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих размещению на официальном интернет-сайте территориального органа ФССП России.

1.7.14. Осуществляет анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

1.8. На подразделения противодействия коррупции не может быть возложено выполнение несвойственных им функций.

1.9. Государственные служащие, виновные в нарушении законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции, несут юридическую ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

1.10. Основные термины, используемые в Наставлении:

конфликт интересов на государственной службе - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции");

коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции");

личная заинтересованность государственного служащего - заинтересованность государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции");

противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции");

В целях настоящего Наставления также используются следующие понятия:

под взаимодействием понимаются согласованные по задачам (мероприятиям), месту и времени совместные действия подразделений противодействия коррупции и других подразделений аппарата управления территориального органа ФССП России и его структурных подразделений, а также других органов исполнительной власти и иных государственных органов;

под кандидатом понимается гражданин (государственный служащий), допущенный к участию в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

под коррупционным правонарушением понимается деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;

под данными подразумевается информация, которая проверена;

под контролем понимается составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами;

под объектом проверки подразумеваются сведения, документ, кандидат, государственный служащий, организация, подразделение;

под проверкой понимается комплекс мероприятий по установлению соответствия реального, истинного состояния работы, документов, поведения, исполнения поручений, изложения информации требуемому состоянию, образцу, правилам;

под сведениями подразумевается информация, которая не проверена.

II. Организация работы по противодействию коррупции в территориальном органе ФССП России

2.1. Организация работы по предметно-зональному принципу

2.1.1. Координацию работы подразделения противодействия коррупции осуществляет руководитель территориального органа ФССП России.

2.1.2. Подразделением противодействия коррупции разрабатывается и руководителем территориального органа ФССП России утверждается положение о подразделении, определяющее общие правила организации и выполнения работы по линии противодействия коррупции (далее - Положение). Положение доводится до сведения работников подразделения противодействия коррупции под роспись.

2.1.3. Выполнение задач по противодействию коррупции в территориальном органе ФССП России осуществляется по предметно-зональному принципу.

2.1.4. Начальник подразделения противодействия коррупции распределяет обязанности между работниками подразделения, определяет каждому работнику подразделения конкретное направление деятельности или участок работы (предметный принцип). При распределении обязанностей обеспечивается принцип взаимозаменяемости.

2.1.5. Права, обязанности и ответственность работников отражаются в должностных регламентах. Направление деятельности или участок работы закрепляется за работником подразделения противодействия коррупции распоряжением руководителя территориального органа ФССП России, проект которого готовит начальник подразделения противодействия коррупции.

Должностные регламенты и распоряжение доводятся до сведения работников под роспись.

2.1.6. На основании представленных начальником подразделения противодействия коррупции предложений руководитель территориального органа ФССП России издает правовой акт (приказ, распоряжение) об организации зонального контроля. В правовом акте руководитель территориального органа ФССП России закрепляет за работниками подразделения противодействия коррупции для осуществления контроля отдельные подразделения аппарата управления и структурные подразделения территориального органа ФССП России (зональный принцип).

2.1.7. Копии Положения, правового акта об организации зонального контроля, должностных регламентов работников подразделения противодействия коррупции, а также распоряжения, закрепляющие за работниками подразделения противодействия коррупции направления деятельности или участки работы, помещаются в соответствующее номенклатурное дело.

2.2. Организация выполнения задач

2.2.1. Поступающие в подразделение противодействия коррупции (структурное подразделение) территориального органа ФССП России документы изучаются начальником подразделения противодействия коррупции (структурного подразделения) либо лицом, исполняющим его обязанности (далее - начальник подразделения).

2.2.2. В ходе изучения документов начальник подразделения уясняет: содержание поставленной задачи; цель предстоящих действий, способы подготовки и последовательность их выполнения; сроки выполнения; роль и место других подразделений аппарата управления территориального органа ФССП России и его структурных подразделений, а также других органов исполнительной власти, иных государственных органов при выполнении поставленной задачи.

Оценка обстановки производится с целью изучения и анализа факторов и условий, влияющих на выполнение поставленной задачи. При этом выявляются факторы и условия, затрудняющие или обеспечивающие выполнение поставленной задачи, оцениваются состояние и возможности территориального органа ФССП России.

2.2.3. Начальником подразделения после уяснения задачи и оценки обстановки вносятся предложения руководителю территориального органа ФССП России для принятия решения по выполнению задачи.

Предложения разрабатываются по следующим элементам: задачи (мероприятия), последовательность, способы и сроки их выполнения; организация взаимодействия, обеспечения и управления.

2.2.4. На основе предложений руководитель территориального органа ФССП России принимает решение, которое должно включать: цели предстоящих действий; направления сосредоточения основных усилий; задачи (мероприятия), последовательность, способы и сроки их выполнения; взаимодействие; используемые ресурсы и контроль.

Принятое решение оформляется в виде документа (приказ, распоряжение, указание, план, протокол оперативного совещания при руководителе территориального органа ФССП России), в котором указывается: в каких целях, кому, что, где и в какой срок необходимо выполнить.

2.2.5. Организация планирования работы по противодействию коррупции возлагается на начальника подразделения противодействия коррупции, который несет ответственность за качество подготовки планов и предложений к ним, полноту и своевременность реализации запланированных мероприятий.


Федеральная служба судебных приставов обладает полномочиями по принудительному исполнению судебных решений и постановлений. Федеральная служба судебных приставов имеет обширную сферу деятельности, взыскивая неоплаченные судебные штрафы, которые выписывают мировые судьи, органы местного самоуправления, компании за неуплату всего, начиная от штрафов за неуплату налогов, штрафов за парковку и заканчивая неоплаченными судебными штрафами и постановлениями судов. Роль судебных приставов, как должностных лиц, состоит в том, чтобы обеспечивать соблюдение закона от имени общества. Такие полномочия исполнительной власти приводит к развитию коррупциогенного фактора, а так сотрудники данного органа и производит действия по взысканию денежных средств физических юридических лиц, а не исполнение судебных решений и постановлений и может нести экономический вред государству, а также конституционным правам граждан в случае нарушения имущественных прав. Все эти нарушения процедуры взыскания с должника денежных средств и приводят к экономическому дисбалансу и низкому уровню доверия к государству.

Полагаем, что совершенствование деятельности данного органа в сфере противодействия коррупции следует начинать с разбора плана мероприятий по противодействию коррупции. Такой план разработан Федеральной службой судебных приставов и включает в себя деятельность по повышению эффективности деятельности органа, профилактики коррупционных правонарушений и повышению профессионального уровня федеральных государственных служащих. Такие ожидаемые результаты возлагаются без конкретного уточнения процента доверия граждан к деятельности судебных приставов, а также без учёта процентного соотношениям преступлений, связанных с получением взяток, по сравнению с предыдущими годами.

Рассматривая проблематику Тюменской области, следует отметить, что число исполнительных производств растёт в геометрической прогрессии, увеличиваясь с каждым годом.

Полагаем, что, рассматривая коррупционные преступления, также требуется исследование результатов опроса граждан о работе судебных приставов [1]. В 2018 году число граждан, оценивших положительно работу судебных приставов в Тюменской области, составило 13 из 77 опрошенных [2]. В 2019 году положительно оценили работу всего три гражданина из 22 [3]. А в 2020–2021 годах и средняя оценка деятельности органа составила 7,67 [4]. В случае рассмотрения средней оценки за предшествующие два года, необходимо учитывать обстановку пандемии и переход на дистанционную работу [5]. Переход к работе в дистанционном формате, с одной стороны, выявил некоторые трудности, связанные с подачей документов и исполнительных листов, прием граждан по предварительной записи по одноканальному телефону службы, а с другой стороны, предоставил возможность формирования более точной отчётности работы должностных лиц, и информационных и аналитических материалов по противодействию коррупции.

Рассматривая практику привлечения судебных приставов к уголовной ответственности по совершению служебного подлога и получению взяток в Уральском федеральном округе, следует отметить значительное число у судебных дел как по Тюменской области, так и по Свердловской области.

Так, приговором от 3 февраля 2020 г. судебный пристав Сиглов был осуждён по ч. 1 ст. 292 УК РФ, ч. 2 ст. 290 УК РФ. Сиглов, составил постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа якобы в связи с отсутствием у должника имущества, на которое могло быть обращено взыскание с целью повышения показателя эффективности его личной работы ФССП и досрочного закрытия исполнительных производств. Кроме того, Сиглов, являясь специалистом-экспертом отдела организации розыска, реализации имущества должников, осуществил реализацию арестованного автомобиля через своего знакомого, за что получил взятку в размере 35 000 рублей [6].

В данном уголовном деле усматривается две проблемы коррупционного характера. Во-первых, работа пристава-исполнителя заключается не только в защите охраняемых законом имущественных прав и свобод человека и гражданина, но и в составлении отчетности по всем исполнительным производствам, находящимся в производстве. В случае передачи данной обязанности статистическому отделу, у пристава-исполнителя будет больше времени для исполнения своих прямых должностных обязанностей. В погоне за высокими показателями, Сиглов не обратил взыскание задолженности налога на сумму более 140 тыс. рублей, тем самым причинив вред интересам граждан и организаций, а также государству в целом. Из достижения показателей вытекает и следующая проблема — отсутствие конкурентоспособной заработной платы пристава-исполнителя, которая бы не вынуждала его получать незаконный дополнительный доход в виде взятки.

Работа ФССП должна строиться на взаимодействии с другими службами. В обратном случае эффективность деятельности органов исполнительной власти будет на низком уровне. Так, например, в уголовном деле Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 07 июня 2019 года был осужден заместитель начальника КПП «Казанское» (Тюменская область) Амбалов за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 и ч. 1 ст. 341 УК РФ. Амбалов за 30 тыс. рублей удалил сведения о гражданине Республики Узбекистан, которому был запрещен въезд на территорию РФ из-за ограничений, внесенных ФССП России, в системе обработки информации «Каскад», а также поставил в паспорте печать о пересечении границы, подтверждая въезд гражданина Республики Узбекистан на территорию Российской Федерации [7]. Коррупционный фактор отмечается тем, что, вопреки решению суда о запрете въезда и информацией ФССП, внесенной в систему «Каскад», действия Амбалова привели к беспрепятственному пересечению государственной границы Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан.

На наш взгляд, снижение статистики по коррупционным преступлениям в системе органов принудительного исполнения возможно при реализации мероприятий по противодействию коррупции. Повышение квалификации приставов-исполнителей, разработка новых механизмов урегулирования конфликта интересов, анализ и систематизации причин и условий проявление признаков коррумпированности, могут привести к предотвращению и недопущению коррупционных преступлений в сфере исполнительной власти [8]. Немаловажным аспектом является взаимодействие с общественностью, опубликование в открытом доступе антикоррупционных экспертиз, результатов мероприятий по выявлению и предотвращению коррупционных преступлений сотрудниками ФССП, позволит повысить уровень доверия общества к системе исполнительной власти и государству, а также будет преследовать превентивную функцию в связи с распространением материалов в средствах массовой информации об отсутствии коррупции в ФССП России.

В целях повышения эффективности борьбы с коррупциогенным фактором в органах исполнительной власти рекомендуется проведение проверок не только в рамках антикоррупционный экспертизы, проводимой ФССП России, но и общественными организациями некоммерческими объединениями для повышения открытости таких проверок и укрепления доверия граждан к государству.

Таким образом совершенствование деятельности ФССП России по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции предполагает реализацию комплексного подхода, включающего мероприятия по повышению квалификации сотрудников, активизации работы по взысканию штрафов по делам о коррупционных преступлениях, анализу ведомственного контроля за законностью и обоснованностью применения мер административного, уголовного воздействия, а также по обеспечению совокупности мер исполнительного производства по розыску, установлению, аресту и изъятию имущества должников и передаче его на реализацию

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в государственных органах, а именно в Федеральной службе судебных приставов. Основания возникновения данной проблемы, а также возможные пути решения.

Ключевые слова

Текст научной работы

Коррупция представляет собой незаконное, противоправное, общественно опасное деяние, которое проявляется в различных сферах общественной жизни, предполагает гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Ущерб от коррупционных преступлений в 2017 году составил 10,3 млрд руб. Следственным комитетом суммарно по статьям о получении взятки, даче взятки и мелком взяточничестве в суд направлены 3 367 уголовных дел. По статье "мошенничество" — 1 178, "присвоение или растрата" — 599».

Чаще других фигурантами уголовных дел о коррупции становятся представители правоохранительных органов. Помимо этого среди нарушителей — должностные лица муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, образования и здравоохранения, а также военные.

К сожалению, коррупция пронзилась во все сферы государственной деятельности, не оставив в стороне и Федеральную Службу Судебных Приставов Российской Федерации.

Немаловажным новшеством является и функционирование «телефонов доверия» во всех территориальных подразделениях ФССП», благодаря которым любой гражданин может сообщить о коррупции. Как показывает практика, ежегодно увеличивается количество обращений, а равно и выявление фактов коррупции.

Кроме «телефонов доверия» существует немало способов выявления признаков коррупции в государственных структурах. Обобщив практику в данной сфере, можно выделить основные коррупционные схемы в области принудительного исполнения.

Во-первых, часто нарушается диспозиция статьи 159 Уголовного кодекса РФ, а именно распределение бюджета, средств, выделенных из федерального бюджета на региональные нужды, мошенничество с имуществом должника. Во-вторых, присвоение и растрата имущества (ст. 160 УК РФ). В-третьих, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также подделка отчетных данных — подлог (ст. 292 УК) и др.

11.01.2018 по материалам УФССП России по Кемеровской области сотрудником следственного отдела по г. Мыски следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудницы ОСП по г. Мыски УФССП России по Кемеровской области по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

В период с 19.04.2016 по 21.03.2017 женщина, используя свое должностное положение и имея сведения о поступлении на депозитный счёт денежных средств в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении её супруга, из корыстных побуждений совершила хищение вверенных ей денежных средств в качестве исполнения алиментных обязательств для последующего перечисления их бывшей супруге мужа в сумме 38925,00 руб., путем их присвоения, чем причинила ОСП по г. Мыски материальный ущерб.

Всем известно, что заработная плата судебного пристава небольшая, что является соблазном для должностного лица заработать «легкие деньги» посредством получения взятки. Данный факт можно рассмотреть с разных ракурсов.

К примеру, судебный пристав-исполнитель сам может предложить «оказать услуги за вознаграждение»: закрыть исполнительное производство, не налагать предусмотренных законом ограничений, избавить от дополнительных штрафов, «не заметить» имущество, подлежащее аресту и т.д. Однако не редки случаи, когда сам должник провоцирует на вышеназванные незаконные действия.

Аналогичная ситуация и с другой стороной исполнительного производства — взыскателями. За вознаграждение судебный пристав-исполнитель может уделить «особое внимание к делу», преднамеренно затянуть исполнение определенных действий или наоборот ускорить. За скорость и качество взыскатели готовы заплатить должностоному лицу.

Так, например, сентябре 2014 года, находясь в служебном кабинете, судебный пристав-исполнитель Дзержинского района г. Новосибирска из корыстной заинтересованности внесла в официальные документы заведомо ложные сведения об отсутствии у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание, с целью получения взятки в виде незаконного оказания ей услуг имущественного характера, а именно осуществление кузовного ремонта автомобиля принадлежащего сыну судебного пристава-исполнителя на сумму в значительном размере 41 000 рублей за незаконные действия, а именно за вынесение заведомо незаконного постановления об окончании исполнительного производства.

Выгоду коррупционным путем можно получить, используя различные схемы с арестованным имуществом и его реализацией. Рассмотрим один из примеров. В 2012 году было заведено уголовное дело на пристава исполнителя Виктории Андреевой города Печоре УФССП по Республике Коми, которая произвела оценку арестованного имущества должника, без привлечения оценщика, по значительно заниженной стоимости. Реальная стоимость имущества составляла 4,5 миллиона рублей, а по факту было оценено в 69 тысяч рублей. В ходе следствия был выявлен факт подделки сведений об участии понятых при описи имущества, также наименовании, модели и т.д. Пристав была осуждена по ст. ч.1 ст.293 УК РФ (халатность). Назначено наказание в виде 3 лет исправительных работ и лишения права занимать должности в органах службы судебных приставов сроком на 3 года.

Одним из самых трудно выявляемых коррупционных деяний считается служебный подлог, так как в этом случае необходима сложная и долгая экспертиза документации. Но такие преступления выявляются. Например, при окончании исполнительного производства с невозможностью взыскания нередки случаи составления фиктивного акта о невозможности взыскания. Такое обычно случается, когда судебный пристав-исполнитель в силу большой нагрузки не успевает или не желает качественно отработать «сложное дело», либо, когда не хочет портить свои показатели. Пристав осуществляет формальные действия, чтобы показать видимость работы и закрывает исполнительное производство.

До 1 января 2018г. большую проблему составляло присвоение и растрата наличных денежных средств при взыскании судебными приставами-исполнителями с должников по квитанционным книжкам. Однако ФССП РФ удалось минимизировать оборот наличных денежных средств посредством безналичных расчетов. Следует отметить, что вид живых купюр дают больше соблазна для присвоения. Данное преступление также совершаются сотрудниками депозитных отделов.

Следует отметить, что выявление признаков коррупции происходит не только при помощи обращений, но и благодаря активным действиям самой Федеральной Службы Судебных Приставов, которая разрабатывает различные меры по противодействию коррупции, а также выявляет и пресекает противоправные действия. Доказательством этому служит статистика уголовных дел, которые возбудили по материалам ведомственных проверок.

Достаточное количество случаев, когда сотрудники сами сообщают о фактах подкупа. Как показывает практика, за год возбуждается не менее 152 дел на взяткодателей.

По данным ФССП России 2017 г количество уголовных дел, возбужденных на сотрудников снизилось.

Уменьшается преступность по делам о мошенничестве, злоупотреблению и превышению должностными полномочиями. Однако по статьям за взятку, халатность, присвоение или растрату статистика также печально высока.

Управлением противодействия коррупции акцентируется внимание на устранении причин и условий, благоприятных для совершения незаконного присвоения и растраты, также реализации комплекса мер, направленного на предупреждение и выявления взяточничества.

Главной причиной коррупционированности структуры является маленькая заработная плата судебных приставов-исполнителей. Бывший главный судебный пристав А. О. Парфенчиков настаивал на законном вознаграждении для пристава за взыскание задолженности, что, по его мнению, было бы эффективной мерой предупреждения коррупции, снизило бы количество правонарушений и в целом повысило исполнительную дисциплину судебных приставов.

Преступление легче предупредить, чем устранять негативные последствия его совершения.

По моему мнению, необходимо повышать статус судебного пристава, престижность службы, создавать здоровую конкуренцию. Вместе с тем, требуется ужесточение уголовных наказаний по «коррупционным» статьям, поскольку в соотношении деяние — наказание, выбор будет очевидным. Следует последовательно повышать нравственность и в гражданах, и в госслужащих, чтобы не возникало желание нарушить закон.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В.М., Евдокимова К.Н., Оноховой В.В., Юрковского А.В. и других ученых, что «противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля».

Список литературы

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3»
  2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
  3. Гуреев В.А. К вопросу о предупреждении коррупционных рисков в органах принудительного исполнения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 12. С. 14-18.
  4. Скобликов П.А. Коррупционные ниши в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» // Российская юстиция. 2007. № 7. С. 22-27.
  5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные федеральными государственными служащими за 2017 год. Ч. 2
  6. Тасаков С. В. Нормы общественной нравственности и их роль в совершенствовании действующего уголовного законодательства// Российская юстиция. - 2017. - № 12. - С. 21-23. - (Уголовное право). - Библиогр.: с. 23

Цитировать

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: