Лишение статуса единой теплоснабжающей организации судебная практика

Обновлено: 06.02.2023

Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО ) урегулировано законодательством в двух возможных контекстах:

  1. при утверждении схемы теплоснабжения;
  2. в случае прекращения (по различным основаниям) статуса ЕТО у организации, ранее обладавшей таким статусом.

Оба контекста требуют от уполномоченных субъектов (Минэнерго России или орган местного самоуправления) принятия решения о присвоении статуса ЕТО той или иной организации.

Между тем, порядок формализации присвоения статуса ЕТО в законодательстве урегулирован нечетко, что порождает правовую неопределенность и, как итог, провоцирует споры относительно юридической корректности закрепления такого статуса за конкретными организациями.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 28 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190 ), ЕТО в системе теплоснабжения – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808 ), закрепляет, что статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения .

Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что присвоение статуса ЕТО при утверждении схемы теплоснабжения реализуется путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в самой схеме теплоснабжения .

Что касается присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей , то порядок формализации решения о присвоении статуса ЕТО в данном случае законодательно не конкретизирован.

Одновременно с этим формулировки вышеприведенных норм ФЗ № 190 и Правил № 808 не позволяют однозначно констатировать их неприменимость к случаю присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей.

Отсюда возможен вывод о том, что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, также (как и в случае с присвоением статуса ЕТО в связи с утверждением схемы теплоснабжения) должно реализовываться только путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в схеме теплоснабжения. И никак иначе.

Практика присвоения статуса ЕТО и оценка её законности

На практике же присвоение статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей), как правило, производится путем издания уполномоченным органом отдельного решения о присвоении статуса ЕТО. Внесение же информации о назначении новой ЕТО в схему теплоснабжения происходит не одновременно с изданием такого решения, а позже – в момент плановой актуализации схемы теплоснабжения.

Насколько такая практика законна?

Регламентированный пунктами 13-19 Правил № 808 порядок присвоения статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей) не содержит обязательного требования о необходимости изменения схемы теплоснабжения одновременно с принятием решения о присвоении статуса ЕТО конкретной организации.

Более того, согласно пункту 19 Правил № 808 сведения о присвоении организации статуса ЕТО подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации .

Согласно пункту 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (далее – Требования № 154 ), схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения, в т.ч. в части актуализации информации о решениях о присвоении статуса ЕТО .

При этом, пунктами 37, 38 Требований № 154 урегулирован следующий порядок актуализации схем теплоснабжения.

Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, а глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.

Таким образом, мы видим, что актуализация схемы теплоснабжения производится в строго определенные (плановые) сроки, и напрямую не связывается с моментом изменения (назначения) ЕТО в системе теплоснабжения.

Вывод

С учетом изложенного можно предположить , что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, не требует одновременного внесения изменений в схему теплоснабжения .

Данный вывод отчасти подтверждается и эпизодической судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2015 № Ф01-4761/2015 по делу № А43-26379/2014: " позиция о том, что в п. 3 Правил № 808 приставка "при" указывает на срок, в который должно произойти присвоение статуса ЕТО, подразумевая единовременно определение организации в схеме теплоснабжения как ЕТО и наделение ее особыми полномочиями (статусом) основана на неверном толковании действующей нормы. ").

Несмотря на это, всё же очевидно, что повышение определенности в этом вопросе требует более четкой правовой регламентации.

Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, устанавливается, помимо прочего, что единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:

заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;

заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Подписанным Постановлением устанавливается, что организация утрачивает статус единой теплоснабжающей организации при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии теплоносителя, предусмотренных условиями указанных договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение иных обязательств, предусмотренных такими договорами.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.

Кроме того, устанавливается, что, если единая теплоснабжающая организация определена на несколько систем теплоснабжения, уполномоченный орган принимает решение об утрате статуса единой теплоснабжающей организации только в тех зонах деятельности, определенных в соответствии со схемой теплоснабжения, в которых факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств единой теплоснабжающей организацией подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного орган, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, либо в отношении которых организацией подано заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, и пункта 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования). Нормативный правовой акт опубликован 5 марта 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 10, ст. 1242.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила), которые опубликованы 20 августа 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 34, ст. 4734, а также 21, 28 августа, 11, 25 сентября 2012 г. в издании "Российская Бизнес-газета", N 31 (начало), 32 (продолжение), 34 (продолжение), 36 (окончание).

Пунктами 11, 12, 13 Требований предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.

Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований и пункта 5 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 28 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 15, части 7 статьи 23, части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Свои требования мотивирует тем, что оспариваемые нормы в их взаимосвязи не предусматривают включение в проект схемы теплоснабжения обоснования предложения по определению единой теплоснабжающей организации и решения по определению единой теплоснабжающей организации. Данные обстоятельства, по мнению административного истца, не обеспечивают открытость процедуры разработки и утверждения схемы теплоснабжения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - административного ответчика по делу, в письменных возражениях на административное исковое заявление указало, что оспариваемые в части нормативные правовые акты утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют законодательству Российской Федерации, прав и свобод административного истца не нарушают.

Выслушав объяснения представителей административного истца К.О. и С., возражения представителя административного ответчика К.К., пояснения специалиста Д., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктами 1, 2, 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения, требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Следовательно, оспариваемые в части Требования и Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, установленных федеральным законом.

Для целей Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2). В свою очередь, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2). Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 15).

В силу части 7 статьи 23 названного федерального закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Требования к схемам теплоснабжения утверждены также постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154. Пункт 4 этих требований предписывает включение в схему теплоснабжения перечисленных в нем десяти разделов, в том числе раздела 8 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)".

Согласно пункту 15 Требований к схемам теплоснабжения такой раздел определяет единую теплоснабжающую организацию (организации) и границы зон ее деятельности.

Вопреки доводам административного истца пункты 11, 12 и 13 Требований и пункт 5 Правил в их правовой взаимосвязи не противоречат положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ. Не имеется и иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым оспариваемые нормативные положения не соответствуют.

Так, пункты 11, 12, 13 Требований, регулирующие соответственно отношения, связанные с размещением поступившего на рассмотрение проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте, опубликованием органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения, рассмотрением такого проекта путем сбора замечаний, предложений, организации публичных слушаний, а также необходимые сроки для выполнения всех подобных процедур, не устанавливают никаких предписаний относительно определения единой теплоснабжающей организации (организаций).

В соответствии с приведенными выше нормами федерального закона критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации предусмотрены в пунктах 3 - 19 Правил. При этом пункт 5 Правил регламентирует порядок подачи лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности и обязанность уполномоченных органов разместить сведения о принятых заявках на соответствующем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Непосредственные критерии определения единой теплоснабжающей организации установлены пунктом 7 Правил, а не оспариваемым пунктом. К ним относятся владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, размер собственного капитала, способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Окончание предусмотренных пунктами 11, 12, 13 Требований процедур согласно пункту 17 этого же нормативного правового акта предполагает не только утверждение главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, руководителем органа исполнительной власти городов федерального значения схемы теплоснабжения или направление проекта схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (для городов с населением 500 тыс. человек и более), но и возвращение такого проекта на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения по своему правовому содержанию в нормативном единстве с иными предписаниями Требований и Правил обеспечивают открытость процедуры разработки и утверждения схемы теплоснабжения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, то есть соответствуют требованиям части 7 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ.

Не устанавливают они и ограничений для включения в проект схемы теплоснабжения обоснования предложения по определению единой теплоснабжающей организации, статус которой, в свою очередь, присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тыс. человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (пункт 3 Правил).

Содержание пунктов 11, 12, 13 Требований и пункта 5 Правил, несмотря на утверждения административного истца, не имеют противоречий и с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, устанавливающей в качестве одного из заключительного положения правило, что определение в соответствии с данным федеральным законом единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено уполномоченными органами в схеме теплоснабжения не ранее даты установления тарифов в соответствии с частью 4 статьи 11 этого федерального закона, но не позднее 31 декабря 2011 г.

Несогласие административного истца с правоприменительным решением конкретного уполномоченного органа об утверждении схемы теплоснабжения города Благовещенска (Амурская область) на период до 2030 года, которое может быть обжаловано в судебном порядке, не означает, что оспариваемые нормативные положения противоречат федеральному закону или иному акту, имеющим большую юридическую силу, в указанных им аспектах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, и пункта 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Егорова Константина Владимировича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2017, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2018 по делу N А62-3316/2017

индивидуальный предприниматель Егоров Константин Владимирович обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - администрация), содержащегося в письме от 16.03.2017 N 427/02-57, об отказе в признании бесхозяйной сети теплоснабжения протяженностью 47 м в двухтрубном исполнении, проходящей от тепловой камеры 7 до стены здания N 1 по ул. Космонавтов, г. Вязьма, и принятии ее в муниципальную собственность; о возложении на администрацию обязанностей осуществить юридические действия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую сеть и определить организацию, сети которой непосредственно соединены с указанной бесхозяйной сетью, или единую снабжающую организацию в системе снабжения, в которую входит указанная бесхозяйная сеть и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества) и общество с ограниченной ответственностью Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" (далее - общество, ООО "ТК "Смоленскрегионтеплоэнерго").

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ему на праве собственности принадлежат помещения N 1, 2, 2-а, 3 - 7, 7а, 8, 8а первого этажа дома N 1 по ул. Космонавтов г. Вязьма, а также подвальные помещения N 4 и 5 в вышеуказанном доме.

Другая часть помещений в указанном здании является собственностью Российской Федерации, права от имени которой осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях.

Теплоснабжение указанного здания производится ВФ ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" на спорной тепловой сети в двухтрубном исполнении протяженностью 47 м от ТК-7 до стены здания.

При разрешении спора суды пришли к необоснованному выводу об отсутствии оснований для признания спорного объекта бесхозяйным.

Судом первой инстанции применены по аналогии закона нормы жилищного законодательства, в частности, статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491),пункты 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания.

Ссылаясь на указанные нормы права, судами указано, что по общему правилу точка поставки энергоресурсов тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома. Законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен.

Однако суд не указал, в каких случаях не исключается эта возможность.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ, вынесение инженерных сетей за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым и это имущество не принадлежит. Исключения возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491.

Подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи и детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В данном случае решение собственников о включении в состав общего имущества спорного участка тепловой сети не принималось, тепловая сеть расположена на земельном участке, который не сформирован, государственная собственность на который не разграничена, распоряжается данным участком Администрация МО "Вяземский район".

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, подтверждающих наличие сведений о правообладателе тепловой сети, правопритязаний на нее третьих лиц в материалах дела не имеется, у судов отсутствовали основания признать спорную сеть отвечающую критериям общего имущества.

Вывод о принадлежности участка тепловой сети к общему имуществу здания основан на подписанном сторонами акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Однако, данный вывод судов не соответствует обстоятельствам дела. Акт балансового разграничения сторонами не подписывалось, подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности.

Согласование сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности не может служить однозначным основанием для отказа в признании сетей безхозяйными.

Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного теплопровода не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, предпринимателю на праве собственности принадлежит помещение "Экспресс-кафе-бара", общей площадью 298,8 кв. м: на 1 этаже помещения N 1, 2, 2-а, 3 - 7, 7а, 8, 8а; подвальные помещения N 4, 5, находящиеся в доме N 1 по ул. Космонавтов, г. Вязьма, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным 20.09.2013 (67-АБ 975841).

Остальные помещения площадью 658,8 кв. м, расположенные в доме N 1 по ул. Космонавтов г. Вязьма, являются собственностью Российской Федерации в силу постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 как объект культурного наследия.

Поставка тепловой энергии в дом N 1 по ул. Космонавтов г. Вязьма (далее - здание) осуществляется ООО "ТК "Смоленскрегионтеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) по заключенному с ИП Егоровым договору от 01.12.2009 N 400112 с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2017, и по заключенному с ТУ Росимущества по Смоленской области государственному контракту от 29.02.2016 N 400006.

К указанным договору и госконтракту между ресурсоснабжающей организацией и потребителями подписаны акты по разграничению эксплуатационной ответственности теплотехнических устройств и сооружений, согласно которым теплоснабжение здания осуществляется от ТК-7 котельной "Кронштадтская, 6", границей эксплуатационной ответственности является ответные фланцы запорной арматуры в тепловой камере N 7 котельной "Кронштадтская, 6" (далее - граница); в эксплуатационной ответственности потребителей находится тепловая сеть от границы и система внутреннего теплопотребления здания.

Тепловая сеть от границы до стены здания имеет протяженность 47 м (далее - спорная теплосеть).

В соответствии с утвержденными обществом техническими условиями от 12.07.2016 N 16/50 на установку узла коммерческого учета теплоэнергии и теплоносителя у потребителя по объекту: помещение "Экспресс-кафе" по ул. Космонавтов, 1, предпринимателем (договор от 25.07.2016 с ООО "ТеплоЭнергетическое Предприятие" на монтаж узла учета) осуществлен монтаж узла учета теплоэнергии.

По договору аренды от 23.11.2011 N 63 объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности, переданы в аренду теплоснабжающей организации ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго", в перечне передаваемых в аренду объектов коммунальной инфраструктуры спорная теплосеть отсутствует.

В перечне бесхозяйных теплосетей на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области спорная теплосеть отсутствует. Решением депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 27.12.2013 N 121 утвержден проект схемы теплоснабжения Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

В соответствии с постановлением администрации от 14.09.2016 N 1461 ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" определено единой теплоснабжающей организации по г. Вязьма.

Предприниматель, считая, что спорная теплосеть является бесхозяйной, обратился 01.03.2017 в администрацию с заявлением, в котором просил принять в муниципальную собственность бесхозяйную теплосеть, обратиться в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества; определить теплосетевую организацию или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

Администрация в письме от 16.05.2017 N 427/02-57 сообщила предпринимателю, что спорная теплосеть не может быть признана бесхозяйной, так как построена для эксплуатации здания по ул. Космонавтов, дом 1, находящееся в собственности предпринимателя и федеральной собственности, которые в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несут бремя содержания принадлежащего им имущества.

Не согласившись с отказом администрации, изложенном в письме от 16.05.2017, предприниматель обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Из пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации; в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).

Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (пункт 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307).

Поскольку граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования. При установлении обоих собственников (законных владельцев) точка поставки будет находиться на границе их сетей.

Если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, части 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил N 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса.

Судами установлено, что спорная теплосеть создана и используется для поставки тепловой энергии в нежилое здание по ул. Космонавтов, дом 1, г. Вязьма. Под указанным нежилым зданием земельный участок не сформирован.

В соответствии с актами разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (приложения к договору N 400112, заключенному между Обществом и предпринимателем, и к госконтракту, заключенному между обществом ТУ Росимущества по Смоленской области) спорная теплосеть находится на эксплуатационной ответственности собственников здания, соответственно, оснований считать эту теплосеть бесхозяйной не имеется.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

Отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Егорова Константина Владимировича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Правительство РФ издало постановление от 25.11.2021 № 2033, которым определило критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям. Разработчики данного постановления позиционировали его как направленное на повышение надежности теплоснабжения. Но решит ли постановление эту задачу?

Правительство РФ издало постановление от 25.11.2021 № 2033, которым определило критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям. Разработчики данного постановления позиционировали его как направленное на повышение надежности теплоснабжения. Но решит ли постановление эту задачу?

Установленные законом критерии теплосетевых организаций

К таким критериям, в частности, отнесены:

  1. владение более 12 месяцев на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловыми сетями и (или) водопроводными сетями (определенной протяженности) определенной протяженности, используемыми для передачи тепловой энергии или оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения;
  2. доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок, которая не должна превышать 20 процентов общей тепловой нагрузки, присоединенной к принадлежащим ТСО на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловым сетям;
  3. наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы;
  4. наличие официального сайта в сети «Интернет».

Кроме того, безотносительно к вышеуказанным критериям в качестве ТСО признаются следующие лица:

  1. теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации;
  2. организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которого являются тепловые сети;
  3. юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иными законными владельцами тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок.

Постановлением № 2033 предусмотрено, что установленные критерии применяются с 01.09.2022 . При этом тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям ТСО, не устанавливаются .

Что касается ранее утвержденных (для организаций, не соответствующих критериям ТСО) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, то они не применяются и подлежат отмене органами регулирования с 01.09.2022 .

До этого момента собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, в отношении которых утверждены тарифы, по-прежнему выполняют функции ТСО.

Последствия для лиц, не соответствующих критериям теплосетевых организаций

Утвердив критерии ТСО, Правительство РФ никак не урегулировало дальнейшую судьбу сетей, принадлежащих субъектам, не подпадающим под критерии ТСО.

Не определены и источники компенсации расходов, связанных с необходимостью обслуживания данных сетей их собственниками.

Если раньше такая компенсация закладывалась в тарифы на передачу тепловой энергии, утверждаемые собственникам тепловых сетей, то с отменой тарифного регулирования для них (в связи с несоответствием собственников критериям ТСО) данный источник финансирования будет ими утрачен.

При этом в силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания тепловых сетей по-прежнему сохраняется за их собственниками.

Это значит, что в условиях отсутствия источника финансирования собственники тепловых сетей, не соответствующие критериям ТСО, будут нести ответственность за потери, возникающие в их сетях, а также за некачественное теплоснабжение потребителей, обусловленное ненадлежащим состоянием тепловых сетей.

Одновременно с этим в силу части 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники сетей по-прежнему обязаны обеспечивать беспрепятственный бесплатный переток тепловой энергии через принадлежащие им сети.

В определенных же статьей 374 НК РФ случаях (при отнесении участков тепловых сетей к недвижимому имуществу) принадлежность тепловых сетей собственникам, не отвечающим критериям ТСО, потребует от них оплаты налога на имущество.

Проще говоря, собственники тепловых сетей, не отвечающие критериям ТСО, лишаются единственного финансового источника содержания таких сетей, при этом за данными лицами сохраняются все обязанности и риски собственника.

Что делать лицам, не соответствующим критериям теплосетевых организаций

Теоретически можно попробовать продать, либо передать тепловые сети в аренду или в безвозмездное пользование лицу, которое отвечает критериям ТСО. Но нужно ли это ТСО?

Либо же можно «доукомплектовать» имеющиеся сети (например, купить, арендовать или принять в безвозмездное пользование новые участки сетей), чтобы обеспечить свое соответствие критериям ТСО. Но всегда ли найдутся такие владельцы сетей, желающие расстаться с ними?

Как вариант, можно предложить ТСО или ЕТО (которые реально заинтересованы в надежности теплоснабжения потребителей) заключить договор, по которому собственник сетей за плату примет на себя обязательство по обслуживанию принадлежащих ему сетей. Но согласятся ли ТСО или ЕТО на такую сделку? И смогут ли в этом случае ТСО или ЕТО впоследствии обосновать экономическую обоснованность своих расходов и компенсировать их через утверждаемые тарифы или через нерегулируемую цену? Ведь обязанность собственника сетей по их надлежащему содержанию предполагается в силу требований закона и без дополнительной оплаты.

Есть и более радикальный вариант решения проблемы – отказаться от права собственности на сети (ст. 236 ГК РФ). Но тут придется принять на себя все риски (в том числе и уголовно-правовые), связанные с некачественным теплоснабжением присоединенных потребителей, в период пока тепловые сети будут бесхозяйными и не обретут нового собственника.

Помимо этого можно попробовать вывести тепловые сети из эксплуатации. Но тут потребуется согласование органов местного самоуправления и всех без исключения потребителей, присоединенных к таким сетям. Вероятность же получения таких согласований крайне низка.

Таким образом, очевидно, что возможность нивелирования негативных последствий, обусловленных несоответствием собственников тепловых сетей критериям ТСО, не в полной мере зависит от самих собственников. Это значит, что на сегодняшний день они, по сути, не располагают инструментами эффективного управления своими экономическими рисками.

В данном контексте, при невозможности реализации вышеизложенных способов решения проблемы, в качестве целесообразного можно рассматривать, например, обращение в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке законности норм Постановления № 2033, по сути лишающих собственников, не отвечающих критериям ТСО, конституционного права на свободу экономической деятельности с использованием принадлежащих им тепловых сетей.

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Маловероятно, что собственники, лишенные каких-либо экономических стимулов к содержанию своих тепловых сетей, будут мотивированы к их надлежащему обслуживанию и обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Отсюда можно предположить, что Постановление № 2033, анонсированное в свое время как направленное на повышение надежности в теплоснабжении, скорее всего повлечет за собой обратный эффект.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: