Легальность государственной власти это подчиненность нормам права монополия на принуждение
Обновлено: 19.03.2023
Отличие государства от всех других общественных организаций и институтов состоит в том, что оно является главным и единственным носителем политической власти. Ранее уже указывалось, что власть самым тесным образом связана с насилием. Это вытекает из самой сущности государства и власти, которые призваны внести рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. В этом контексте главное предназначение государства состоит в том, чтобы ограничивать страсти, преобразовывать их в упорядоченные интересы и тем самым обеспечивать свободу общества и индивида перед лицом злоупотребления силой, бездной социального хаоса.
Принцип обязательности законов, принимаемых в государстве, для всех без исключения граждан обеспечивается тем, что государство вправе использовать всю силу закона, права и аппарата насилия для регулирования общественных отношений. Обосновывая этот принцип, М. Вебер утверждал, что государство невозможно определить исходя только из преследуемых им целей. Для этого, говорил он, необходимо учитывать прежде всего используемые им средства. К примеру, как уже указывалось, всякое государство создается для реализации общего блага или общего интереса всех его граждан.
Но ведь в принципе такая же цель, правда в иных формах и масштабах, ставится и перед любой общественной организацией или институтом. Скажем, профсоюз защищает экономические интересы лиц наемного труда, семья стремится к поддержанию и увеличению благосостояния каждого из домочадцев, церковь призвана уберечь духовное здоровье своей паствы и т.д. И конечно, мысль Вебера о том, что отличительный признак государства — это в первую очередь средства, которые оно использует, вполне справедлива. Та-
ким средством, присущим исключительно государству, он считал «монополию на легитимное (или законное) насилие».
Ни одно государство не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции — реализации общей воли — одними уговорами, полагаясь на сознательность и добрую волю своих подданных. Мировая история по большому счету еще не знала государства без механизмов и средств предотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы исправительных учреждений. Насилие или угроза применения насилия являются мощным фактором, сдерживающим людей от всякого рода поползновений на жизнь, свободу, собственность других членов общества.
Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Мэстр, который говорил: «бог, сотворивший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром».
Хотя сущность государства и власти, политического в целом и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных структур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Это вполне естественно, ибо государство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только Уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. В данном контексте власть является как бы данью, отдаваемой греховной природе человека, средством, призванным бороться с несовершенством человека и социального мира в целом.
Таким образом, государство отличается от других форм организации сообществ людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Более того, государство вправе в случае необходимости не только при- м енить к своим подданным насилие, но и потребовать от
них служения государству с оружием в руках, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами.
Необходимо учесть, что в принципе насилие может быть применено — и нередко применяется — родителями в отношении своих детей, руководителем предприятия — в отношении своих подчиненных и т.д. Однако все дело в том, что в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат закону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения к ним самим насилия. Что касается государства, то формы, средства, условия и т.д. использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном или узаконенном насилии со стороны государства.
Важно учесть также не только легитимность насилия, применяемого государством, но и то, что ему — и только ему — принадлежит это исключительное право. Коль скоро все граждане независимо от социального положения, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности равны перед законом, то ни один из них не вправе (кроме тех случаев, которые предусмотрены законом) применить насилие в отношении другого человека. Это касается и разного рода организаций, объединений, союзов, заинтересованных групп и т.д.
Другими словами, право применения или угрозы применения насилия отнято у всех индивидов и коллективов, составляющих общество, и сосредоточено в одном месте — у государства. Государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией, на применение насилия. Таким образом, государство обладает публичной властью, т.е. прерогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться им, что обеспечивается его монополией на легитимное насилие.
При этом следует отметить, что в современном государстве сила, насилие и принуждение облекаются в форму писаных или неписаных законов, разного рода запретов и предписаний, которые в существенной своей части строго определены и при необходимости исполняются с использованием силы. При всем том власть отнюдь не сводится всецело к функции насилия. Во властных отношениях подчиненный — будучи одной из сторон — тоже является участником этих отношений.
Формы : индивидуальная работа, фронтально-коллективная.
Методы: словесный, частично поисковый, рассказ, метод примера .
1.1 Проверка наличия студентов на уроке.
1.2 Проверка готовности студентов к уроку.
1.3 Повторение пройденного материала.
1.3.1 Дать определение «патриархальной теории происхождения государства» ( Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно );
1.3.2 Дать определение «марксисткой теории происхождения государства» ( государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма );
1.3.3 Дать определение «теории насилия» ( государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов )
2.1Проверка домашнего задания (заполнение таблицы)
2.2 Работ в микро группах
Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.
Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;
3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;
4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;
6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;
7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;
8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
9) распоряжение национальными ресурсами;
10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;
11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.
В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.
Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.
Задача 1
В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства?
Задача 2
Между студентами Ивановым и Петровым возник спор: что такое государство? Иванов утверждал: «Это географическое образование!» Петров доказывал: «Это организация политической власти!» Кто из них прав?
Задача 3
При определении признаков государства студент Сидоров указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Кто из них прав? Назовите признаки государства.
1. Род характеризуют следующие признаки:
а) кровное родство;
б) члены рода ведут совместное хозяйство;
в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;
г) общность людей, проживающих на определенной территории.
2. «Неолитическая революция» — это:
а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
б) переход от вождизма к государству;
в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;
г) одно из общественных разделений труда.
3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:
а) законодательная, исполнительная и судебная власти;
б) городская община, дворец, храм;
в) государство — гражданское общество — население;
г) народное собрание — сенат — магистратуры.
4. Первичные государства были:
а) рабовладельческими;
г) чаще всего городами-государствами.
5. Мононормы регулируют общественные отношения в:
а) буржуазном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) первобытном обществе;
г) феодальном обществе.
6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:
а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;
б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;
в) эстетических норм, технических норм;
г) с помощью всего вышеперечисленного.
7. Легальность государственной власти — это:
а) подчиненность нормам права;
б) монополия на принуждение;
в) общеобязательный характер ее велений;
г) все ответы правильные.
8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:
9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?
в) общественного договора;
10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:
а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;
б) административно-территориальная организация населения;
в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
11. Укажите, представителем какой теории происхождения
государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?
б) теории насилия;
г) патриархальной.
12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
3. Домашнее задание
1. Составить схему «Признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций»
2. Понятие методологии науки. Методы теории государства и права. Принципы познания государственно-правовых явлений.
3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Соотношение теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
4. Функции теории государства и права. Роль теории государства и права в подготовке юристов.
Тема 2. Происхождение государства. Взаимосвязь общества и государства.
Вопросы для обсуждения
1. Догосударственное общество. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
2. Причины возникновения государства.
3. Пути возникновения государства. Западный и восточный путь возникновения государства и права.
4. Причины возникновения права.
5. Пути возникновения права.
6. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, органическая, насилия, ирригационная, классовая, расовая и др.
1. Род характеризуют следующие признаки:
а) кровное родство;
б) члены рода ведут совместное хозяйство;
в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;
г) общность людей, проживающих на определенной территории.
2. «Неолитическая революция» — это:
а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
б) переход от вождизма к государству;
в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;
г) одно из общественных разделений труда.
3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:
а) законодательная, исполнительная и судебная власти;
б) городская община, дворец, храм;
в) государство — гражданское общество — население;
г) народное собрание — сенат — магистратуры.
4. Первичные государства были:
г) чаще всего городами-государствами.
5. Мононормы регулируют общественные отношения в:
а) буржуазном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) первобытном обществе;
г) феодальном обществе.
6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:
а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;
б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;
в) эстетических норм, технических норм;
г) с помощью всего вышеперечисленного.
7. Легальность государственной власти — это:
а) подчиненность нормам права;
б) монополия на принуждение;
в) общеобязательный характер ее велений;
г) все ответы правильные.
8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:
9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?
в) общественного договора;
10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:
а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;
б) административно-территориальная организация населения;
в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
11. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?
б) теории насилия;
12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
а) организационная сила, обеспечивающая устойчивый порядок в обществе;
б) надстройка общества;
в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;
г) политическая, структурная и территориальная организация общества.
2. В понятие «публичная власть» входят:
б) региональные организации;
в) органы принуждения;
г) политические партии.
3. Укажите один из признаков первобытного общества:
а) наличие аппарата управления;
б) слитность прав и обязанностей членов общества;
в) наличие аппарата принуждения;
4. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
5. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:
а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;
б) административно-территориальная организация населения;
в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
6. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:
а) выражение интересов всего рода;
б) принудительность исполнения;
в) отсутствие различий между правом и обязанностью;
г) устная форма передачи из поколения в поколение.
7. Власть в первобытном обществе опиралась:
а) на систему органов власти;
б) на обычай и авторитет;
в) на вооруженную силу;
г) на политические организации.
8. Мононорма — это:
в) правило поведения, содержащее признаки многих социальных регуляторов;
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновенияправового нигилизма считают: 1) деспотичный характер государственной власти;2) особенность исторического развития государства;3) использование репрессивного законодательства;4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:1) широкое распространение и повсеместность;2) неподконтрольность;3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);5) соединение нигилизма с разными формами протеста;6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.Правовой нигилизм выражается в следующих формах:1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия 4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;5) осуществление правового порядка в государстве;6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.
32. Понятие и признаки государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):1. Монополия на издание общеобязательных велений;2. Монополия на применения государственного принуждения.
Признаки государственной власти:
· Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
· Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
· Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
· Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
· Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
· Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).
· Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.
В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих главах).
Структуру государственной власти составляют:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
Легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу. Легитимность власти наглядно проявляется в ее поддержки населением (результаты голосования на выборах, референдумов; опросы население, анкетирование и др.).
Существует несколько оснований и форм легитимации государственной власти. Крупнейший немецкий ученый М.Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно-религиозных традиций и обычаев мусульманские страны).
Харизматическая легитимность (харизма - божественный дар) обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей - вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства (культ личности Сталина в СССР).
Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которым все без исключения равны.
В узком смысле легитимность признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти.
Легальная государственная власть - понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности.
1. Легитимность и легальность властвующего субъекта. Конституция РФ ст. 3 провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность и легальность.
2. Легальность государственных органов. Государственные органы приобретают свойство легитимности и легальности по-разному. Представительные и другие выборные органы становятся легитимными и легальными на основе предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия от первоисточника власти. Нелегитимная нелегальная власть (незаконная) власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легально образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия
33.Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.Виды подзаконных актов:1.указы Президента РФ;2.постановления Правительства РФ;3.приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;4.решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);5.решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);6.нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;7.локальные нормативные акты.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.
Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.
Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
34.Правовое воздействие и правовое регулирование.
Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры). Виды правового воздействия: 1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.
2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.
Соотношение правового воздействия и правового регулирования:
1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно
2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.
3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)
Типы правового регулирования:
- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Способы правового регулирования:
1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Контрольные тесты
Род характеризуют следующие признаки: а) кровное родство;
в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности; г) общность людей, проживающих на определенной терри-
в) переход от присваивающего хозяйства к производящему; г) одно из общественных разделений труда.
В государствах древности (раннеклассовых) формируют- ся три центра управления:
Первичные государства были: а) рабовладельческими;
г) чаще всего городами-государствами.
Мононормы регулируют общественные отношения в: а) буржуазном обществе;
г) феодальном обществе.
В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:
в) эстетических норм, технических норм; г) с помощью всего вышеперечисленного.
Легальность государственной власти — это: а) подчиненность нормам права;
в) общеобязательный характер ее велений; г) все ответы правильные.
Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:
в) Аристотель; г) Ф. Аквинский.
Какая из концепций происхождения государства полага- ет, что государство возникло как результат обдуманного, рацио- нального выбора людей?
в) общественного договора; г) ирригационная.
Укажите один из признаков власти в условиях перво- бытного общества:
б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Госу- дарства потому вначале и управлялись царями, что они образо- вывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. »?
в) естественно-правовой; г) патриархальной.
Укажите, какая из нижеперечисленных форм была ос- новной организацией первобытного общества:
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
б) надстройка общества;
в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;
г) политическая, структурная и территориальная организа- ция общества.
В понятие «публичная власть» входят: а) профсоюзы;
г) политические партии.
Укажите один из признаков первобытного общества: а) наличие аппарата управления;
Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основ- ной организацией первобытного общества:
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
Укажите один из признаков власти в условиях первобыт- ного общества:
б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:
в) отсутствие различий между правом и обязанностью; г) устная форма передачи из поколения в поколение.
Власть в первобытном обществе опиралась: а) на систему органов власти;
г) на политические организации.
г) религиозная норма.
в) отделение скотоводства от земледелия;
г) переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Первые государства возникли: а) на ближнем Востоке и в Египте; б) в Северной Америке;
в) в IV — III тыс. до н. э.; г) в I тыс. до н. э.
Укажите одну из причин возникновения государства на Древнем Востоке:
б) потребность в строительстве масштабных ирригацион- ных систем;
Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:
б) А. Августин, Ф. Аквинский;
в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий;
д) Г. Спенсер; е) Аристотель;
ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.
Укажите, какая из теорий объясняет происхождение го- сударства как результат добровольного соглашения людей:
в) общественного договора; г) классовая.
Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»:
г) проявлением свойств человеческой психики.
Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной воз- никновения и развития государства?
б) организация общества для самосохранения и развития; в) естественный процесс развития человеческой семьи;
г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.
Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства?
б) появление частной собственности на орудия и средства производства;
в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой;
Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:
б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, об- разовались классы. Потребовалась сила, чтобы управлять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой и стало государство;
в) человеческие расы физически и психологически неравно- ценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны гос- подствовать над остальными с помощью государства и законов;
д) государство происходит из семьи в результате ее разрас- тания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государ- ственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи;
е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других — подчиняться. На- род — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Власт- вуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
Укажите, кому из теоретиков возникновения государства могли принадлежать слова: «Война, грубая сила — вот пови- вальная бабка государства. Государство создается завоевателя- ми и поддерживает их власть, господство над побежденными»:
б) Ф. Аквинскому; в) Л. Гумпловичу;
г) Л. Петражицкому.
Материалистическая теория объясняет возникновение го- сударства:
б) коренными изменениями в экономической сфере; в) завоеванием одного народа другим;
Автор статьи

Читайте также: