Кто занимался сбором налогов в древних государствах
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 06.09.2024
История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.
Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?
Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население — «неблагородные», т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.
При этом к современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара — гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой — теория о долге гражданина перед государством.
Шестой уровень развития идеи налогообложения — убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения — один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались следующие налоги и сборы.
Основные виды налогов в Римской империи
1. Сбор на содержание надзора за рынком.
2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
3. Дорожная пошлина.
4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).
5. Сбор за ярлык для ослов.
6. Налог на наследство.
7. Сбор за обмен и размен денег.
8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати.
9. Сбор со скота.
10. Налог на владение рабами.
11. Налог в продовольственный фонд столицы.
12. Земельный налог.
13. Специальный налог на огороды.
14. Налог на вино.
15. Налог на пшеницу.
16. Налог на огурцы.
17. Сбор с квартирной платы.
18. Сбор с рыботорговцев.
19. Сбор с ломовиков.
20. Сбор с банщиков.
21. Сбор с проституток.
22. Подушная подать.
23. Налог на доход от фиников.
24. Налог на доход с земли под постройкой.
25. Сбор на воздвижение статуй.
26. Сбор на содержание неимущих.
27. Квартирный налог.
28. Пошлины с вина.
29. Сбор на содержание бань.
30. Сбор на содержание именитых гостей.
31. Сбор на содержание речной стражи.
32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
33. Сбор на содержание гарнизона.
34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.
Римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить эти операции с денежными знаками. А вот сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти — это прямой налог, поскольку выражать верноподданнические чувства полагалось всем гражданам Рима.
И это не все. Если вспомнить старое утверждение «Что облагается налогом, то убывает», то, может быть, именно в таком обложении налогами и состояла одна из основных причин гибели Римской империи? Во всяком случае, как это ни парадоксально, к концу существования этой великой империи древности государственный аппарат в ней располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались к тому времени преимущественно за счет налогов на добычу полезных ископаемых, поборов с народов покоренных римлянами колоний и даров. При этом отсутствовали налоги на доходы — их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости). Интересно отметить, что римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км не только ради облегчения перевозок грузов, но и для того, чтобы ускорить собираемость налогов со всех территорий огромной империи.
Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.
Увы, печальный опыт римского «налоготворчества» мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.
После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля — ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.
Но затем и этого показалось мало, и в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили. Надо сказать, что налоги издавна отражали изобретательность правителей всех стран и народов, а не только римских императоров. Например, в России известна история о том, как Петр I ввел налог на… бороды, чтобы, «ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться. Уплата такого налога подтверждалась специальным жетоном, который каждый бородач должен был носить с собой, чтобы его случайно не побрили насильно в наказание за неуплату.
Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: «Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог».
Изучая построенные на этой идее древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие. О том, что слово «изобилие» отнюдь не является преувеличением, свидетельствуют два очень схожих высказывания, разделенных семнадцатью веками. Первое принадлежит знаменитому римскому оратору Цицерону, который почти 2000 лет назад описал тогдашнюю систему налогообложения в своей стране фразой: «Только мысль бесплатна».
А в 1668 году его слова почти дословно повторил агент английского короля в Голландии, сообщивший, что в Голландии налогами обложено «все, кроме воздуха и воды». Увы, отчет был неверен: в действительности голландцы платили и за воздух (владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра), и за воду — реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.
Впрочем, не только в Голландии, но и в других странах правители взваливали на своих граждан непомерное налоговое бремя. Не случайно даже народная героиня Франции, впоследствии канонизированная католической церковью Жанна Д’Арк (1412–1431 года), возглавившая французскую армию в 1429 году и сумевшая сначала освободить Орлеан от полугодовой осады англичан, а затем и короновать на трон принца Карла, в качестве главной награды попросила у нового короля лишь освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми. Может быть, еще и поэтому именно эту святую французы так любят и считают покровительницей своей страны.
Непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких «налоговых бунтов»). Одним из самых знаменитых стало «бостонское чаепитие».
Причина этих событий в том, что ранее Англия ввела для жителей колоний налог на покупку чая. Поначалу американцы не очень этим огорчились, так как многие из них наловчились привозить из Голландии чай контрабандой и за счет этого уклоняться от уплаты налога (примерно так работают сегодня российские «челноки»). Но затем англичане приняли закон, согласно которому «легальный» чай можно было ввозить в колонии без уплаты пошлины. В результате этот чай оказался даже дешевле, чем контрабандный, что лишило американских «челноков» дохода, но зато гарантировало англичанам получение чайного налога. Бостонцы потребовали, чтобы корабли, привезшие «чай с налогами», ушли обратно в Англию, но британский губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон заявил, что корабли останутся в порту, пока бостонцы не уплатят британской казне сумму налога, причитающуюся за этот чай. И тогда 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили.
В ответ на это британские власти закрыли бостонский порт для всех кораблей, что, в свою очередь, стало сигналом для всеобщего восстания североамериканских колонистов против владычества Британии. Результатом стали потеря Британией этих своих колоний и рождение независимого государства — Соединенных Штатов Америки.
Эти и многие подобные события в конце концов заставили государственных деятелей и ученых задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.
В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов — земли — множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот «неприятный» налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии. И это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым. В чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует, и потому по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира. Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой — не подавляло бы экономической активности в стране.
Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г.Джорджем. Он полагал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может «убыть» и ее от налогообложения не скроешь). Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.
Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.
История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть гланую роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые (например, на содержание госслужащих) налоги, когда определенная госудаственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Налоговое бремя в древности было чрезвычайно высоким. И позднее непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение жителей самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких "налоговых бунтов").
1.2. Почему платили налоги?
К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
1.3. Кто платил налоги?
Ответ на этот вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того, как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.
1.4. С чего платили налоги?
Как показывает история, налоги взимались с чего угодно. Например, в Древнем Риме: от налога на огурцы до сбора с проституток.
2. Древний мир (до V в. д.н.э.)
и Античность (V в. д.н.э. - V в. н.э.)
2.1. Древний Египет
В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.
Рис. Налоги Древнего Египта
2.2. Древняя Греция
В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.
2.3. Древний Рим
Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций. и определялась сумма налога (ценз).
Шли годы. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.
Основные налоги Римской империи,
взимавшиеся в разных провинциях:
1. Сбор на содержание надзора за рынком.
2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
3. Дорожная пошлина.
4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).
5. Сбор за ярлык для ослов.
6. Налог на наследство.
7. Сбор за обмен и размен денег.
8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати. 9. Сбор со скота.
10. Налог на владение рабами.
11. Налог в продовольственный фонд столицы.
12. Земельный налог.
13. Специальный налог на огороды.
14. Налог на вино.
15. Налог на пшеницу.
16. Налог на огурцы.
17. Сбор с квартирной платы.
18. Сбор с рыботорговцев.
19. Сбор с ломовиков.
20. Сбор с банщиков.
21. Сбор с проституток.
22. Подушная подать.
23. Налог на доход от фиников.
24. Налог на доход с земли под постройкой.
25. Сбор на воздвижение статуй.
26. Сбор на содержание неимущих.
27. Квартирный налог.
28. Пошлины с вина.
29. Сбор на содержание бань.
30. Сбор на содержание именитых гостей.
31. Сбор на содержание речной стражи.
32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
33. Сбор на содержание гарнизона.
34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.
Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких налоговых льгот не имели, что служило символом их подчиненного положения. Налоги на доходы отсутствовали - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости).
Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики.
Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.
Рис. Налоги Древнего Рима
2.4. Налоги в Китае
Непривилегированное население делилось официально на «хозяйские дворы» (чжу ху) и «пришлые дворы» (кэ ху). Первые по имущественному состоянию подразделялись на три категории. Высшую и отчасти среднюю категории составляли феодалы-землевладельцы, использовавшие труд арендаторов, но не имевшие социальных преимуществ, так называемые «помещики-простолюдины». К концу XI в. они составили приблизительно ,1/10 часть всех налогоплательщиков — «хозяйских дворов».
«Пришлые дворы» в большинстве были безземельными арендаторами. Характерно, что в XI—XII вв. для их обозначения все чаще употребляется термин «дянь ху» (арендаторы). Арендные отношения сопровождались потерей получателем земли части личной свободы, попаданием в кабалу к хозяину. Условия аренды также были весьма тяжелыми, часто это была испольщина (отдавалось 1/2 урожая). Иначе говоря, это была кабальная, феодальная, а отнюдь не свободная аренда .
В начале воцарения Сун наблюдалось расширение пахотных площадей и некоторое увеличение налогоплательщиков по сравнению с периодом Пяти династий. Но процесс концентрации земли приводил к потере крестьянами своего хозяйства, превращению их в арендаторов и сокращению налоговых поступлений. К тому же земельные собственники всячески пытались избежать налогообложения, сократить его. Попытки правительства бороться с этими явлениями не имели успеха .
В результате быстро росло налоговое бремя на крестьянство, что усугублялось нуждами на содержание огромного бюрократического аппарата и изнурительными войнами. Это, в свою очередь, вело к крестьянским восстаниям, которые приобретают довольно широкий размах уже в 90-х годах X в. (например, восстание в Сычуани). В 40-х годах XI в. вспыхивают крупные восстания в Шаньдуне и Хэбэе. В 1120—1122 гг. происходит известное восстание под руководством Фан Ла в Чжэцзяне. Но в целом, несмотря на размах крестьянского движения, оно не переросло в крестьянскую войну и правительству Сун удавалось подавлять восставших.
2.5. Налогообложение в Древней Руси
Началом финансового устройства в Древней Руси является установление даней. По сути, первоначально они были почти единственным источником доходов и служили удовлетворению потребностей князя и дружины. В дальнейшем содержание государственного аппарата потребовало уже реализации других задач. Каждая новая потребность вызывала новую повинность или подать. Для содержания исполнительных органов было установлено так называемое кормление; чрезвычайные подати взимались во время военных действий; для содержания войска появляются не чрезвычайные, а постоянные подати (стрелецкие деньги, хлеб и т. д.).
В целом понятие налога в Древней Руси основывалось на древнем понятии о государстве. Государь рассматривался не как Глава государства, а как вотчинник, и доходы его не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд.
Все население делилось на две большие группы. Первая - класс, свободный от податей (княжеские слуги; духовенство; обеленные - люди, относящиеся к податному сословию, но по каким - либо причинам освобожденные). Вторая - податное сословие (городские обыватели; земледельцы).
На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".
Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.
Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.
3. Средние века
(V - XVI вв. н.э.)
В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.
4. Новое время
(XVI - XIX вв. н.э.)
Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.
Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.
Рис. Европейские налоги
Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.
Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:
- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства).
- Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью").
- Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его").
- Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").
5. Новейшее время (c XIX в. н.э.)
Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX в., основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.
6. Заключение
Хорошая система налогообложения - динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.
В этой статье я расскажу, как и почему в Римской империи появились налоги и как выглядела эта система. Небольшой ликбез в прошлое для всех, кому интересно.
Как появилась идея
В ту пору, когда, казалось, Рим стал по-настоящему могуч и беспредельно силен, появилась некая червоточинка, которая начала разъедать его изнутри. Вдруг выяснилось, что легионы Суллы, Красса, Помпея, Лукулла, Гая Мария, Цезаря да и любого щедро платящего военачальника преданы лично тому, кто им платит. Стало понятно, что люди с оружием в руках — орудие не Рима, а конкретного вождя.
По сути, граждане Рима передали власть диктаторам — тогда многим казалось, что так и нужно сделать, ибо только диктатура, только железная рука была единственным средством, способным сохранить их права и свободы.
Из-за этого легионы надо было кормить, и кормить щедро — они были чуть ли не единственной реальной опорой власти. И пока легионам было что завоевывать, их вожди, с какого-то момента ставшие императорами, могли покупать лояльность легионеров за счет перераспределения награбленного у побежденных.
Карта Римской империи времен расцвета
Границы империи расширялись, но не могли это делать бесконечно: для охраны периметра от диких и деятельных варваров не хватало людей, которых в итоге приходилось набирать из числа местных дикарей — и экспансия империи медленно, но обреченно сворачивалась, пока не остановилась вовсе.
Завоевывать и грабить побежденных империя больше не могла, и содержание легионов, чья роль в удержании власти росла год от года, становилось главной задачей императоров.
Если не грабеж, то налоги — собственно, никакого другого решения никому из правящих не приходило в голову.
Какие были налоги
К этому времени давно уже были забыты республиканские основы, на которых держался Рим, который в старые добрые времена не тратился на содержание армии.
В республиканские времена легионы комплектовались за счет добровольцев, которые приходили на службу со своим оружием. Кроме того, Рим не тратился на чиновников, так как служение отечеству было работой общественной и бесплатной.
Налоги были косвенными — на импорт и экспорт, например (таможенная пошлина достигала 2,5%). Существовала еще военная подать — прогрессивный налог, который мог достигать 1% для богатейших людей республики.
Косвенных налогов было невероятное количество (их перечень занял бы слишком много места), но они поначалу были столь необременительны, что военная подать заботила граждан куда как больше.
Впрочем, размер любого налога во все времена и во всех странах имеет склонность к ползучему росту, что происходило и в Риме, разумеется.
Было очень много добровольных выплат, сродни греческой «литургии» (служению), когда состоятельные люди оплачивали общественные работы по благоустройству города.
Например, знаменитые римские дороги строились легионерами, а руководили работами и оплачивали их знатнейшие римляне, чьими именами эти дороги и были названы.
Строительство дорог в Риме. Какая-то их часть сохранилась до нашего времени
Все поменялось во времена, когда роль армии и бюрократии в общественном устройте резко выросла, и когда пришло время покупать лояльность.
Риму нужны были деньги — очень, очень много денег — и их стали выколачивать из подвластных провинций, причем делалось это самыми беспощадными средствами.
В полуторастолетний «золотой период» империи, примерно до 180 г. н.э., Риму удавалось балансировать на грани общей рентабельности, но после кончины Марка Аврелия, большого мастера «налогового маневрирования», оставившего, пустую казну, что-то пошло не так.
Или, наоборот — так. Так, как только и могло случиться.
Марк Аврелий еще мог себе позволить освобождение от налогов, например, Дакии, приняв в качестве весомого аргумента то, что «налоги — оскорбление для их свободы», или отказать своим воинам в повышении жалования, объяснив им, что «ваши деньги будут оплачены кровью и потом ваших родственников», но никто из его последователей не обладал достаточным авторитетом для подобных решений.
После смерти Марка Аврелия, который отмечал, что и беднейшие и богатейшие жители империи постоянно балансировали на грани полного разорения, императоры Рима стали меняться часто (в среднем царствуя по три года). Легионеры продавали свою лояльность тем, кто платил больше.
Соответственно, траты императоров росли.
Император Септимий Север завещал своим сыновьям: «. обогащайте воинов, на остальных не обращайте внимания!».
Динарий c изображением Марка Аврелия
Рим истощался. Народ массово увиливал от выплаты налогов, потому что налоговый режим постоянно ужесточался.
Жесточайшие меры выколачивания налогов не давали результата, и люди покидали свои поля, уменьшая тем самым, как мы сказали бы сейчас, налогооблагаемую базу.
Впервые в истории Рима было отмечено массовое бегство жителей за пределы империи, которая так же оказалась вдруг наполнена пиратами и грабителями, от которых за последние 150 лет процветания люди уже успели отвыкнуть, торговля стала опасным делом и находилась в упадке, доходы от нее за сто с небольшим лет, за период от Марка Аврелия до Диоклетиана, упали почти в двадцать раз.
Настоящей бедой стала порча денег — римский динарий, основа налоговой реформы Октавиана, становился все легче и легче, уже к началу III века серебра в монете осталось только 50%, и современники думали, что это уже — предел падения, и что хуже быть уже не может.
Разумеется, они ошибались, ибо никакое падение не имеет пределов, и к 60-м годам доля серебра составляла уже только 5%.
Соответственно, галопирует инфляция, что нам известно по сохранившимся записям о ценах на зерно, которые выросли за 200 лет в 100 раз.
Римские рабы, работа на полях
Империю истощали так называемые «денежные дары», которые исторически были добровольными подарками граждан победителю в сражении, но постепенно стали обязательной выплатой со стороны богачей в пользу императора, что не делало богачей лояльнее — среда знати всегда оставалась потенциальным источником смуты, о чем, в свою очередь, знали императоры, применяя превентивные меры к пресечению возможных мятежей. Эти меры были удобны еще и тем, что имущество заговорщиков, действительных или мнимых, переходило в казну.
В городах, получивших еще со времен правления Октавиана мощный импульс к развитию, обязанности содержать их — и сами города, и расквартированные там легионы — были возложены на городские советы, в которые были включены десять самых богатых жителей города, декурионов.
Свирепствовали индикции — нерегулярные (но очень часто применяемые) реквизиции имущества на нужды армии.
Граждане Рима были обложены первым налогом (за ним скоро последуют другие) — 10% на наследство. Народ роптал, но его быстро убедили, что так нужно для сохранения его свободы.
Массовым явлением становится расплата с налоговиками членами своей семьи. Конечно, случаи, когда детей отдавали в рабство за долги, случались во все времена и всегда были трагедией, но именно в III веке подавляющее большинство рабов в империи — это должники или дети должников.
Эта ситуация, мягко говоря, мало нравилась подданным, и восстания вспыхивают повсеместно, а источник волнений, почти всегда — сборщик налогов.
Раздача хлеба беднякам
В итоге к концу III века положение Римской империи стало критическим, если не сказать — плачевным.
Что об этом думали современники?
Судя по тому, что мы знаем, в обществе была сильна мечта о сохранении империи, пусть даже и такой — безрадостной и беспощадной, опасной и нищей.
И общество думало, что решение этого вопроса — за сильной властью, железной рукой, которая смогла бы вернуть «старые добрые времена».
Именно в разгар этих настроений и таких вот ожиданий, в 284 году, императором стал Диоклетиан, правление которого радикально изменило Римскую империю.
По сей день историки спорят — ускорил ли Диоклетиан гибель Рима или, наоборот, отсрочил ее — мы об этом поговорим попозже, в следующей заметке.
Автор статьи
Читайте также: