Кто осуществляет руководство негосударственным образовательным учреждением
Обновлено: 27.03.2023
1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
Комментируемая статья посвящена управлению негосударственными образовательными учреждениями. В соответствии с п. 1 данной статьи учредителю (учредителям) негосударственных образовательных учреждений предоставляются достаточно широкие полномочия при установлении порядка управления такими учреждениями. Общее руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет либо учредитель (учредители) непосредственно или по его поручению попечительский совет, формируемый им.
Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Общие положения об управлении некоммерческими организациями, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, закреплены в гл. 5 указанного Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях основная функция учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения состоит в обеспечении соблюдения данной организацией целей, в интересах которых она была создана.
К компетенции учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения относится решение следующих вопросов:
- изменение устава образовательного учреждения;
- определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов образовательного учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана образовательного учреждения и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств образовательного учреждения;
- участие в других организациях;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
- реорганизация и ликвидация образовательного учреждения.
Уставом негосударственного образовательного учреждения может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления (например, Ученый совет), к ведению которого может быть отнесено решение следующих вопросов:
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
- участие в других организациях.
Иные вопросы, отнесенные к компетенции учредителя (попечительского совета), составляют его исключительную компетенцию и делегироваться иным органам образовательного учреждения не могут.
Общее собрание учредителей (заседание попечительского совета) негосударственного образовательного учреждения правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно.
Негосударственное образовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Исполнительный орган негосударственного образовательного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным (следует отметить, что исполнительный орган государственного или муниципального образовательного учреждения может быть только единоличным). Он осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения и подотчетен учредителю (попечительскому совету).
К компетенции исполнительного органа негосударственного образовательного учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления данного учреждения, определенную комментируемым Законом, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и уставом негосударственного образовательного учреждения.
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.
10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.
13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.
(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.
Статья 26. Управление образовательной организацией
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставы организаций высшего образования действуют в части, не противоречащей нормам данного документа (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 320-ФЗ), и подлежат приведению в соответствие с ними до 31.12.2022 включительно.
5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)
5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
Комментарий к статье 36
Комментируемая статья посвящена управлению негосударственными образовательными учреждениями. В соответствии с п. 1 данной статьи учредителю (учредителям) негосударственных образовательных учреждений предоставляются достаточно широкие полномочия при установлении порядка управления такими учреждениями. Общее руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет либо учредитель (учредители) непосредственно или по его поручению попечительский совет, формируемый им.
Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Общие положения об управлении некоммерческими организациями, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, закреплены в гл. V указанного Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях основная функция учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения состоит в обеспечении соблюдения данной организацией целей, в интересах которых она была создана.
К компетенции учредителя (высшего органа) негосударственного образовательного учреждения относится решение следующих вопросов:
- изменение устава образовательного учреждения;
- определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов образовательного учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана образовательного учреждения и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств образовательного учреждения;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация образовательного учреждения.
Уставом негосударственного образовательного учреждения может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления (например, ученый совет), к ведению которого может быть отнесено решение следующих вопросов:
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
- участие в других организациях.
Иные вопросы, отнесенные к компетенции учредителя (попечительского совета), составляют его исключительную компетенцию и делегироваться иным органом образовательного учреждения не могут.
Общее собрание учредителей (заседание попечительского совета) негосударственного образовательного учреждения правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно.
Негосударственное образовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Исполнительный орган негосударственного образовательного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным (следует отметить, что исполнительный орган государственного или муниципального образовательного учреждения может быть только единоличным). Он осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения и подотчетен учредителю (попечительскому совету).
К компетенции исполнительного органа негосударственного образовательного учреждения относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления данного учреждения, определенную комментируемым Законом, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", иными федеральными законами и уставом негосударственного образовательного учреждения.
2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
Комментарий к статье 36
§ 1. Правила управления негосударственным образовательным учреждением отличаются от правил управления государственным, муниципальным учреждением, прежде всего, поскольку эти виды образовательных учреждений основаны на разных видах собственности.
§ 2. Для руководства образовательным учреждением учредителем может быть создан попечительский совет. Попечительский совет - орган управления негосударственным образовательным учреждением, формируемый учредителем из представителей бизнеса, культуры, науки, органов власти и управления.
Попечителем в царской России именовался руководитель некоторых учреждений, например попечитель учебного округа.
Схема внутреннего управления - это перечень органов управления негосударственного образовательного учреждения с указанием их подчиненности.
§ 3. Учредитель имеет право:
закрепить за попечительским советом функцию управления негосударственным образовательным учреждением;
сформировать попечительский совет, ввести в него представителей различных организаций;
определить компетенцию попечительского совета;
установить схему внутреннего управления;
определить процедуру назначения или выборов руководителя и его компетенцию.
Три последних правомочия определяются по согласованию с педагогическим коллективом.
Все перечисленные правомочия фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
§ 4. Статья 36 предусматривает два варианта управления негосударственным образовательным учреждением: или им управляет сам учредитель (учредители), или попечительский совет.
Непосредственное управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет руководитель.
В случае управления негосударственным образовательным учреждением самим учредителем он может выполнять обязанности руководителя, о чем делается запись в уставе. Если учредителей несколько, то функции руководителя выполняет один из них. В то же время в уставе определяется круг вопросов, которые решаются по согласованию между учредителями. Другой учредитель может занимать другие должности. Выполнение работы учредителями оплачивается согласно штатному расписанию.
Учредители могут войти в совет образовательного учреждения.
В негосударственном образовательном учреждении создаются и другие органы самоуправления: педагогический совет и т.д.
В случае управления попечительским советом непосредственное управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет руководитель. В уставе разграничивается компетенция этих органов управления.
§ 5. Статья предусматривает два способа определения руководителя негосударственного образовательного учреждения: назначение или выборы. Неопределенность правила делает законными разные варианты осуществления назначения руководителя.
Руководитель может быть назначен учредителем (учредителями) по трудовому договору (контракту) или попечительским советом.
Руководитель может быть выбран советом попечителей, педагогическим советом, общим собранием, советом негосударственного образовательного учреждения с последующим заключением трудового договора (контракта).
§ 6. Схема внутреннего управления закрепляется также в правилах внутреннего распорядка, в которых определяются группа администрации и компетенция каждого администратора.
§ 7. Право на управление негосударственным образовательным учреждением есть у обучающихся, персонала, родителей учеников. Они участвуют в управлении негосударственным образовательным учреждением через формы самоуправления: общие собрания, различные советы.
§ 8. Правительство устанавливает особенности обучения отдельных категорий обучающихся, например, Постановлением от 8 июля 1996 г. N 861 утвержден Порядок воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях .
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3754.
Автор статьи

Читайте также:
- Территория с определенными границами это государство или правовое государство
- Чем могут быть снабжены спасательные круги используемые на судах
- Исторический опыт реализации принципов правового государства презентация
- Установленная по закону совокупность полномочий государственных органов разрешать правовые споры это
- Сколько апелляционных судов в рф 2021