Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах

Обновлено: 10.08.2022

от 3 августа 2010 года N 595

(с изменениями на 1 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 июня 2013 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию.

В соответствии со статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Реализация настоящего постановления осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 2010 года N 595

Положение об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах *

(с изменениями на 1 ноября 2012 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах (далее - пожарный надзор).

2. Целями пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

5. Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении пожарного надзора в лесах в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

6. Должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), осуществляют пожарный надзор в лесах в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.

7. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами. *7)

Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.

7_1. Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих пожарный надзор в лесах, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

8. Должностные лица, осуществляющие пожарный надзор в лесах, имеют право:

а) осуществлять пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами и гражданами;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

б) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;

в) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;

г) давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

д) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;

е) оказывать содействие компетентным органам, уполномоченным производить в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в лесах;

ж) вызывать представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях и материалам о пожарах в лесах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

з) налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации на граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в лесах, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

9. Должностные лица, осуществляющие пожарный надзор в лесах, обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

в) проводить мероприятия по пожарному надзору в лесах на основании и в строгом соответствии с распоряжениями соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

г) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения мероприятий по пожарному надзору в лесах только во время исполнения должностными лицами служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

д) не препятствовать представителям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан присутствовать при проведении мероприятий по пожарному надзору в лесах, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету их проверок;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

е) предоставлять должностным лицам юридического лица, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по пожарному надзору в лесах, необходимую информацию;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

ж) знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина либо их представителей с результатами мероприятий по пожарному надзору в лесах;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности в лесах, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 530. - См. предыдущую редакцию)

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

4. Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

1) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

2) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

2) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

7. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

8. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, которым передаются полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции.

Фактическое распределение полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ, а также органы государственной власти, реализующие такие функции, аналогичны органам федерального государственного лесного надзора и установленному ЛК РФ разделению полномочий между ними (см. комментарий к ст. 96 ЛК РФ).

Так, к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) относится принятие целого массива нормативных правовых актов, направленных на регулирование лесных отношений в сфере осуществления федерального государственного пожарного надзора, в том числе:

1) правила пожарной безопасности в лесах (включая леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, - по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ) (пп. 5.3.31 Положения о Рослесхозе) (ныне действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417);

2) порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (пп. 5.3.31(2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (далее - Положения о Рослесхозе)). По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров Рослесхоз принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с разработанным межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования (пп. 5.4.28, 5.20(1) Положения о Рослесхозе);

3) правила тушения лесных пожаров (пп. 5.3.31(3) Положения о Рослесхозе);

4) порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (пп. 5.3.31(4) Положения о Рослесхозе);

5) акт, устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов (пп. 5.3.31(5) Положения о Рослесхозе);

6) акт, определяющий виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов (пп. 5.3.31(6) Положения о Рослесхозе).

Кроме того, Рослесхоз непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет федеральный государственный пожарный надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области; лесов, расположенных на землях обороны и безопасности; в случаях, когда переданные Российской Федерацией полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Согласно пп. 5.4.19(1) Положения о Рослесхозе в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области, Рослесхоз уполномочен принимать меры пожарной безопасности и осуществлять тушение лесных пожаров.

Также к полномочиям Рослесхоза, существенно расширенным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 804, с 18 октября 2011 г. относится согласование сводных планов тушения лесных пожаров на территориях субъектов РФ (пп. 5.4.27 Положения о Рослесхозе).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Во всех остальных случаях полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ.

Правовую основу осуществления Федерального государственного пожарного надзора в лесах составляют ЛК РФ, законодательство РФ о пожарной безопасности (в частности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 N 595, а также нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ по вопросам исполнения переданных на региональный уровень полномочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

2. В ч. 2 комментируемой статьи органам государственной власти РФ и субъектов РФ разрешено передавать свои полномочия по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах подведомственным учреждениям. Так, например, Приказом Рослесхоза от 16.05.2011 N 178 был утвержден Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

3. Часть 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, указывающую на утвержденное Правительством РФ Постановлением от 03.08.2010 N 595 Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.

Важно отметить, что данное Положение устанавливает права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, и порядок осуществления ими своих полномочий.

В частности, должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор в лесах, имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами (а также в соответствии с текущей редакцией ЛК РФ индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями);

2) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;

3) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;

4) давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

5) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;

6) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

3 августа 2010 г.

Положение
об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 2010 г. N 595)

С изменениями и дополнениями от:

4 февраля 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

2. Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения

4. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный пожарный надзор в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных в абзацах первом и втором настоящего пункта.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения

5. Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного пожарного надзора в лесах в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения

6. Должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, осуществляют государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.

7. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.

Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по государственному пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.

8. Должностные лица исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, имеют право:

а) осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;

в) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;

г) давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

д) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;

е) оказывать содействие компетентным органам, уполномоченным производить в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в лесах;

ж) вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях и материалам о пожарах в лесах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

з) налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в лесах, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

9. Должностные лица исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и граждан;

в) проводить мероприятия по государственному пожарному надзору в лесах на основании и в строгом соответствии с распоряжениями соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и граждан в целях проведения мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах только во время исполнения должностными лицами служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий;

д) не препятствовать представителям юридических лиц и граждан присутствовать при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету их проверок;

е) предоставлять должностным лицам юридического лица или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, необходимую информацию;

ж) знакомить должностных лиц юридического лица или гражданина либо их представителей с результатами мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах;

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности в лесах, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) проводить в ходе мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах разъяснительную работу, касающуюся применения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

л) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

10. Организация и проведение мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

11. Плановые и внеплановые проверки при осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, на территориях лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, проводятся по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения

12. Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного пожарного надзора в лесах осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановление Правительства РФ от 3 августа 2010 г. N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2010 г. N 32 ст. 4336

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 530

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 284

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1098

О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)

(с изменениями на 1 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с частью 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год проверки в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1098

Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)

(с изменениями на 1 декабря 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного надзора), а именно:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда;

г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - государственные лесные инспекторы) в пределах их компетенции, являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместители главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) начальники управлений, заместители начальников управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "г" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

з) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности;

и) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

к) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "з" и "и" - настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности.

5. Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливается указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции.

6. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя, ведающим вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора.

7. Государственные лесные инспектора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

8. Государственные лесные инспектора наряду с правами, установленными Федеральным законом, и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

а) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

б) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

9. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:

воспроизводство лесов и лесоразведение;

б) производственные объекты:

лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;

средства предупреждения и тушения лесных пожаров;

другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

10. Учет объектов государственного контроля (надзора), указанных в пункте 9 настоящего Положения (далее - объекты контроля), осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы органов государственного надзора, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона, не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля органы государственного надзора используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

11. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

12. Органы государственного надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) умеренный риск;

13. Критериями отнесения объекта контроля к категории риска являются:

а) для значительного риска - установление в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, факта причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (в том числе выразившегося в незаконной рубке деревьев, загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии на леса или в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшем возникновение лесного пожара) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

б) для умеренного риска - совершение в течение 2 лет, предшествующих моменту отнесения органом государственного надзора объекта контроля к одной из категорий риска, административного правонарушения без причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (статьи 8.5_2, 8.25-8.27, 8.31, 8.32_3, 8.45_1, часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом;

в) для низкого риска - отсутствие обстоятельств, предусмотренных для значительного и умеренного риска.

14. Установление факта причинения контролируемым лицом вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения осуществляется согласно вступившему в законную силу постановлению о назначении административного наказания, приговору суда и (или) иному судебному постановлению.

15. Отнесение объекта контроля к категории риска и изменение присвоенной категории риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя, ведающего вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора по месту нахождения объекта контроля, одновременно по должности являющегося главным государственным лесным инспектором в пределах его компетенции.

16. При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии риска, относящие объект контроля к более высокой категории риска.

17. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к категории риска такие объекты контроля считаются отнесенными к низкой категории риска.

18. По запросу контролируемого лица орган государственного надзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска объекта контроля.

19. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля - деятельности контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 2 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 3 года один из видов мероприятий из числа мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения.

20. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

21. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: