Кто не приходит на суд божий

Обновлено: 20.04.2024

Слова о том, что верующий «на суд не приходит», особенно любимы многими протестантами. Однажды уверовав в Воскресшего Господа, они затем всю последующую жизнь стремятся убедить себя и окружающих в своей непреложной спасенности. Для православного человека, воспринимающего спасение не как одноактное событие, а как труд всей жизни, эти слова звучат иногда наивно, но чаще всего – экзальтированно и поверхностно.

Мы уверовали и спасены в надежде, но Царство Божие силою берется и только употребляющие усилие восхищают его. Но вспомним и еще одно слово Христово, относящееся к спасению. Он сказал: «Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (Лук. 6:37)
Эти слова стоит вспомнить ради того, чтобы сопоставить их со словами о том, что уверовавший на суд не приходит.

Если истинно верующий не судится, и если не осуждающий не будет осужден, то не значит ли это, что перед нами слова Господа об одном и том же? Не значит ли это, что человек, истинно уверовавший, и человек, не осуждающий, это один и тот же человек?

Если это так, то истинная вера проявляется именно, как отказ от осуждения, как приход души в состояние некоей неспособности судить о любых грехах, кроме своих.

Стоит посмотреть на способность осуждать (и не осуждать) и на любовь осуждать (и не осуждать), как на критерий гибельности или спасительности своего состояния. Гибельно верующий (да извинят мне такое выражение) не имеет более сладких занятий, чем превозношение себя на фоне осуждения других. Спасительно же верующий видит себя одного в неприглядном виде, видит грязь свою в свете Евангелия, и отказывается выгибать грудь колесом и смотреть на других людей сверху вниз.

Пример человека верующего, но погибающего, при этом уверенного в своей избранности и в погибели остальных, мы видим в притче Господа о мытаре и фарисее. Нас в данном случае интересует последний.

Фарисей решительно отделил себя от всех людей! Это поразительно, но это правда. Он в своих благодарениях говорил Господу: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лук. 18:11) Вот так. Ни больше, ни меньше. (Читаем дальше и проверяем себя на «вшивость»)

Всех же людей, от которых фарисей себя мысленно отделил, он определил емко и кратко: «грабители, обидчики, прелюбодеи». Затем, не удовольствовавшись перечислением чужих грехов, фарисей ищет пищу для осуждения перед глазами, и быстро находит. «Или как этот мытарь» Далее он перечисляет свои дела, которыми искренно гордится. Это пост и десятина. Поскольку фарисей молится, то он имеет и молитву.

Имея молитву, пост и милостыню, чего не хватает ему? Да всего не хватает, поскольку то, что он имеет – никуда не годно. И невдомек этому влюбленному в свои добродетели самохвалу, что в это же самое время в душе мытаря происходит нечто трогательно-великое, благодаря чему мытарь уйдет из храма «оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится »

Говорить об этом стоит для того, чтобы вглядеться в евангельское зеркало. А вглядеться в него стоит для того, чтобы понять: не больны ли мы самым худшим и самым неисцельным видом недугов – религиозной гордостью? Недавно только вышедшие на ниву Господню, недавно положившие впервые руку на плуг, многие из нас уже научились поднимать брови, смотреть свысока, приклеивать ярлыки. Уже они во всем разбираются, уже знают о «подводных течениях» и «тайных движениях». Толком еще грехи свои не оплакав, мы, при таком подходе, уже делаем бесполезными все будущие труды, потому что приобретаем «мнение» о себе и не боимся судить поспешно.

Сложность в том, что жизнь религиозная почти всегда есть жизнь, так или иначе, законническая, протекающая внутри правил и уставов, внутри традиции. А ничто так не питает гордыню и самовлюбленность, как строгое соблюдение уставов и правил. Эта же законническая строгость сильно влияет на отношение к окружающим людям. На них наклеиваются ярлыки, вроде «свой», «чужой», «скверный», «пропащий», и картина мира в глазах ярого законника становится удивительной со знаком «минус».

Фарисейство – жуткое явление, и нам дано познать это не столько из книг, сколько внутри собственных сердец. Собственно и саму притчу о мытаре и фарисее Господь произнес «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лук. 18:9) То есть Он для нас ее произнес, поскольку данный недуг свойственен всем вообще, но белее всего тем, кто стремится к праведности.

Очевидно, не просто так, а ради великой пользы и по причине крайней необходимости, мы читаем эту притчу и толкуем ее в преддверии Великого поста.

Учение о праведности, о простоте и чистоте, о примирении и прощении, наконец о смирении, есть тайны Божии, открытые нам для активного приведения их в жизнь. Если какому-то народу Бог открывает нечто, то затем Он же и требует действий в духе откровения. За пренебрежение тайнами и за отказ от движения в указанном направлении наказание как раз и приходит. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4:6)

Нам открыто Евангелие, значит не нам судить тех, кому оно не открыто, но нам исполнять открытое. И воцерковление долгожданное, без которого не поднимется из грязи и праха страна и народ ее, должно быть правильным, глубоким, не истеричным, и не самовлюбленным.

Будем верить право, чтоб не идти на суд, и не будем судить других, чтобы не судиться в ту же меру. Но наипаче послушаем апостола, говорящего: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5)
Вот это последнее – самое горькое: быть не тем, чем должны быть; не быть, но казаться.

Но время есть еще, значит, с Божией помощью, исправляться и можно, и нужно.


Христос, давая обетование, что слушающий Его слово и верующий в Пославшего Его, наследует вечную жизнь, заканчивает еще одним обетованием: такой человек «на суд не приходит», но переходит «от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Что это означает? Апостол Павел в своих посланиях описывает два разных образа жизни, которые ведут к разным последствиям в вечности. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Эти слова перекликаются с тем, что говорил Христос: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Если время земной жизни человек тратит для приобретения земных благ, т. е. развлечений, получения плотских удовольствий, накопления богатства, достижения славы, то он пожнет тление, потому что земная жизнь рано или поздно завершится. Все его усилия, которые были потрачены ради достижения земных целей, тут останутся и не будут там востребованы. В вечность мы их с собой не заберем. Не заберем дачи, автомобили, банковские счета, там даже не поможет положение в обществе, не будет привилегий по службе — все останется здесь. Вспомните безумного богача из притчи Христа. Какая его судьба? А ведь в земной жизни он пользовался достатком и почестью, выполнялся каждый его каприз.

А человек, «сеющий в дух», т. е. совершающий дела веры и любви, терпением украсивший свою душу, соединяется с Богом еще тут, в земной жизни. Таковой на «суд не приходит», потому что он единства достиг с Богом уже здесь, на земле. Нет смысла встречаться с Богом на Суде, если он уже и так с Ним. Суд будет всеобщий, для всех людей, но не стоит его понимать по образу земного суда, где бывают речи, слушания, заседания, прокуроры, адвокаты, судьи уходят на совещание… Небесный Суд не таков, он произойдет мгновенно, и к нему надо готовиться еще в этой жизни.

Приведем аналогию. У ряда преподавателей вузов есть такая система. Те студенты, которые посещали занятия, учились хорошо, проявляли активность в учебе в течение всего семестра, приходили на зачет как все прочие, но не сдавали его, а сразу получали от преподавателя «автоматом» в зачетку хорошую оценку. Почему? Потому что они с преподавателем тесно работали все это время, а ему и так было понятно, что эти студенты знают материал. А те, кто пропускали уроки, уклонялись от лабораторных работ, конечно, сидели, готовились и сдавали зачет в обязательном порядке. Кто был активен в течение учебного года, того преподаватель знает, и он легко сдавал зачет. Кто же с ним первый раз встречается на зачетной сессии, тому суд.

И, наконец, в том же контексте Господь говорит еще об одном интересном обетовании: человек «перейдет от смерти к жизни». Что такое смерть? Смерть духовная — это отчужденность человека от Бога, а жизнь — это единство с Ним. Если человек уже в своей земной жизни соединился с Богом, то он уже здесь перешел от смерти в жизнь, и физическая смерть ему уже нестрашна, так как он был с Богом на земле, так с Богом останется и после смерти, в вечности.

Все мы рождаемся в отчуждении от Бога и начинаем преодолевать это отчуждение в таинстве Крещения. Даже если ребенок рождается от крещеных воцерковленных родителей, то все равно он рождается в отчуждении от Бога. Он должен быть крещен, потому что крестится не физическая природа человека (тело), а его ипостась. От родителей мы заимствуем только физическую природу, а ипостась у каждого своя. К примеру, когда крестится женщина в положении, ожидающая ребенка, то крестится только она. Ребенок, хотя он внутри нее находится, когда родится, считается некрещеным. Он после рождения должен быть крещен.

Если человек в своей земной жизни актуализирует свое Крещение, то есть будет стараться жить по вере, то он через это будет преодолевать свою отчужденность от Бога. Он в своей жизни будет учиться быть с Богом, поступать по Его заповедям. И тогда, после завершения земной жизни, Господь принимает его в Свой чертог — Царство Небесное. А если кто в дни земной жизни был чужд этого процесса, то он, подобно пяти неразумным девам, услышит иные слова: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12).

Господь каждого из нас призывает идти по пути жизни, чтобы обрести вечность. И от нас зависит, какой путь жизни мы изберем. Еще в Ветхом Завете через пророка Моисея Господь сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 30:19–20).

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна


Приходит ли верующий на суд или не приходит, если написано: «… слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Ин. 5:24), а в послании Петра написано, что суд начнется с верующих: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет. 4:17)? Что же получается: верующие будут судиться? Как понять эти места Писания?

Действительно, верующий во Христа на суд не приходит, потому что он верует, что Иисус Христос – это Сын Божий. Если мы верим, что «… Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,…» (Рим. 8:3), если верим, что Бог искупил в Сыне Своем Иисусе Христе наши грехи, – тогда мы на суд не приходим. Если мы верим, что Иисус был осужден вместо нас и понес наказание вместо нас – тогда мы также на суд не приходим: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:5). Если же человек не верует, что Христос – Сын Божий, – тогда Бог будет судить его, и, соответственно, человек понесет наказание за свои грехи. Суд будет в любом случае, вот только над Христом или над человеком – выбирает сам человек. И тот, кто не верует во Христа, – тот должен сам за себя отвечать перед Богом. А для того, кто верует во Христа, – суд уже совершился, только вместо него на суде был Иисус Христос. Верующий уже оправдан Иисусом Христом, поэтому, на суд не приходит.

Но, почему тогда написано, что суду должно начаться с дома Божьего? Все зависит от нашей личной веры. Иисус говорил: «… по вере вашей да будет вам.» (Мф. 9:29) и «… вера твоя спасла тебя;» (Мк. 5:34). Наша личная вера и будет определять наше спасение. Но, дело в том, что вера не статична, вера – это не документ, не свидетельство о спасении. Вера – динамична, ее нельзя положить в карман или сохранить в сейфе. Человек может верить, а через некоторое время соблазниться и поступить по плоти – как Давид, Соломон, Аса, Петр, Анания и Сапфира и т.д. Дело все в том, что, если мы через веру родились свыше от Духа Божьего, – мы все равно еще остаемся живы по плоти. У верующего человека, в отличии от неверующего, есть выбор поступить как по плоти, так и по духу. Павел увещевает верующих, не поступать по плоти, потому что Бог освободил нас от власти плоти, дав нам Духа Святого: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.» (Рим. 8:12,13). Верующий человек побеждает свою плоть только тогда, когда поступает по духу. Но, надо понимать, что верующий человек, даже если он имеет Духа Божьего, – может поступать и по плоти.

Если человек (после того, как уверовал) продолжает осознанно грешить и поступать против Господа, – значит, он теряет веру в прощение. Тогда он понимает, что пойдет на суд: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.» (Евр. 10:26,27). Если человек осознанно грешит – он понимает, что пренебрег искупление Христа. Он понимает, что виновен перед Господом, если пренебрегает пролитую за него Кровь Христа. Если человек не хочет оставить свой грех, не хочет раскаиваться в содеянном и продолжает делать то, что противно Господу, – конечно, он понимает, что заслужил суда Божьего!

Конечно, вы скажете, что верующие также грешат. Да, грешат. Но, верующие не хотят грешить, а если и грешат, – то неосознанно, по неосторожности. И если согрешили – быстро раскаиваются перед Богом и больше не грешат: они восстанавливают свою веру, и тогда на суд не приходят. А те верующие, которые хотят грешить и постоянно грешат, – конечно же, теряют веру, конечно же, пойдут на суд. Петр говорит, что тому, кто не оставляет свои грехи, – будет еще хуже, чем неверующему: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.» (2 Пет. 2:20,21).

Итак, у верующего тоже есть греховная плоть, греховные помыслы: осуждение, похоть, гордость, превозношение, зависть и т.д. Поэтому, Господь учит верующего человека, что надо распять свою плоть, что надо взять свой крест, чтобы не прийти на суд: «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. 10:38). Речь идет о том, что, уверовав в Иисуса Христа, мы должны проникнутся такой благодарностью к Богу за то, что Он принял наше наказание на Себя, чтобы уже не думать о себе, а думать только о Нем. Мы должны настолько познать сердце любящего нас Христа, чтобы в своем сердце сопережить со Христом всю боль, которую перенес Христос на Кресте ради нашего спасения. Павел писал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал. 2:19,20).

Итак, вера не статична, потому что есть плоть, которая постоянно искушает нас. Поэтому, Господь нам сказал: «… бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.» (Мф. 24:42). Бодрствовать – это значит, постоянно поступать по Духу, чтобы не поступать по плоти: «… поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,…» (Гал. 5:16). Плоть постоянно искушает верующего человека. Написано, что имея веру, можно потерпеть «… кораблекрушение в вере.» (1 Тим. 1:19). Искушения настолько тонкие, что можно сначала не заметить их, а потом уже будет поздно. А можно сделать вид, что не замечаешь того, что искушаешься, и продолжать лукавить перед Господом: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.» (Евр. 3:12). Можно родиться свыше, быть верующим, иметь очень близкие отношения со Христом, но, потом снова пуститься в мир греха и потерять эту жизнь со Христом. Поэтому, Писание нас увещевает, чтобы мы твердо хранили свою веру: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,…» (Евр. 3:14). Если наше сердце чистое, если нет грехов – тогда мы имеем дерзновение к Богу: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5:8). То есть, если мы имеем веру, – значит, мы на суд не придем.

Павел нам писал, что веру нужно сохранить: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;» (2 Тим. 4:7).

Сохранить веру можно только добрым подвигом (сражением). Чтобы победить себя – надо сделать усилие и совершить действие. Веру нужно практиковать: любить братьев, делать добро, жертвовать собой ради других, кормить нищих, помогать вдовам, сиротам и всем нуждающимся. Если не делать добро – плоть будет постоянно искушать и может добиться своего: «… если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе.» (Быт. 4:7). Если мы не будем творить добро ближним – тогда наша плоть победит нас, тогда вера угаснет: «… вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.» (Иак. 2:17). Вера без дел умирает. Если мы, будучи верующими людьми, не поступаем по своей вере, – мы построили свой дом на песке и можем потерять веру. А кто поступает по своей вере – тот построил дом свой на камне и тогда не потеряет веры своей: «… всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Мф. 7:24-27).

Итак, действительно, верующий на суд не приходит – речь идет о тех верующих, которые сохранят свою веру. Чтобы сохранить свою веру – надо поступать по вере. Вы спросите: а как поступать по вере? – это поступать во всем по Слову Божьему, поступать так, как поступал Иисус Христос: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.» (1 Ин. 4:17).

Верующий должен сохранить свою веру до последней минуты жизни и не поколебаться! Господь сказал: «Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.» (Евр. 10:38). Чтобы не поколебаться – нужно действовать и исполнять то, что написано в Слове, а не только слушать проповеди и читать Библию. Чтобы стать верующим – достаточно только слушать: «… вера – от слышания, а слышание – от слова Божия.» (Рим. 10:17), а чтобы сохранить веру – надо поступать так, как ты веришь: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,…» (Гал. 5:16). Поэтому, вера начинается от слушания Слова Божьего, но, утверждаешься вера делами, поступками.

Итак, как все-таки понять, что суд начнется с дома Божьего, если все в доме Божьем верующие? Получается, что в церкви есть верующие, которые не придут на суд, а есть верующие, которые придут на суд. Просто те верующие, которые придут на суд, – это уже не совсем верующие: это бывшие верующие, которые не сохранили свою веру, которые не взяли свой крест, которые ходят в грехе, лукавят перед Христом, думая, что Он не видит, или даже думают, что Он одобряет их дела. Это те, которые давно потеряли в своем сердце связь с Богом, но, которые еще ходят формально в церковь или причисляют себя к церкви. Поэтому, написано: «… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое.» (2 Кор. 5:10).


* для того, чтобы поделиться статьей в любой социальной сети с мобильной версии сайта, нужно нажать в конце статьи, выбрать из предложенных вариантов тот, который нужен именно вам, нажать на его иконку, и подтвердить действие на странице своего профиля.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

В Писании неоднократно упоминается о суде Божьем. Иисус Христос в Евангелии говорит, что «… слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Ин. 5:24), а в другом месте Писания сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия;» (1 Пет 4:17). Как нам понять, кто же все-таки придет на суд и откуда этот суд начнется, если в Библии есть, казалось бы, противоречивые стихи относительно Божьего суда? Как разобраться в этом непростом, но важном вопросе?

Это можно понять так, что и в церкви есть не совсем верующие люди. Именно поэтому «начаться суду с дома Божия». Павел обращался к верующим в Коринфской церкви: «… к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.» (1 Кор. 15:34).

Также Павел писал верующим церкви в Филиппах: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.» (Флп. 3:18,19).

Можно быть в церкви, но оставаться младенцем, который не знает Бога. Можно быть верующим, но еще плотским: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.» (1 Кор. 3:1).

Младенец должен возрасти во спасение: «… как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;» (1 Пет. 2:2).

Как определить веру? Как исследовать самого себя: в вере ли я? Самый первый и главный признак – это любовь: есть ли у нас любовь к ближнему? Имеем ли мы любовь и сострадание к грешникам, к врагам, к дальним, или к ближним? «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.» (1 Ин. 3:14).

Второй признак – более грубый, не совсем точный, но, в то же время – более ясный и понятный: готовы ли мы умереть сегодня? Имеем ли мы «… желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;» (Флп. 1:23)? Можем ли мы «… расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.» (Евр. 10:34)?

Вот так можно каждый день проверять себя: в вере ли я? Насколько у нас есть любовь к ближнему, желание отказаться от этого мира и соединиться с Богом? Или мы такие, как богатый юноша, который все исполнял, но, когда Господь сказал: «… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.» (Мф. 19:21,22). Печалимся ли мы, когда нам нужно отдать все свое имение другим людям? Или мы радуемся своему спасению, и расхищению своего имения, потому что нас ожидает наследство нетленное на небесах и жизнь вечная?

Пять мудрых и пять неразумных дев – они все являются невестой Христа, они все являются церковью Христовой! Неразумные девы также пришли на брак со светильниками к Господу, они хотели соединиться с Господом, но Господь сказал им: «… истинно говорю вам: не знаю вас.» (Мф. 25:12).

Также и козлы с овцами – это все одно стадо, в котором пастырь – наш Господь. Но, козлы не творили любви, не делали добрые дела, не сострадали, не помогали. А овцы – любили и делали добро всем.

Поэтому, когда написано: «время начаться суду с дома Божия» – речь идет о том, что суд начнется с церкви! И те ветви, которые на Лозе не приносят плода, – их срубают и бросают в огонь, хотя они и были на Лозе Христа. Пока наша плоть жива, пока мы еще живы на этой земле, – мы можем искушаться этой плотью и не сохранить свое спасение. Написано: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца.» (Евр. 3:14).

А кто побеждает свою плоть Духом Божьим, тот делает, как написано: «… поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,…» (Гал. 5:16). Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.» (Откр. 3:21). То есть, это битва внутри человека плоти и Духа (Гал5:17). Это труд любви: «… дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,… » (1 Фесс. 1:3).

Неактивна зірка
Неактивна зірка
Неактивна зірка
Неактивна зірка
Неактивна зірка

Приходит ли верующий на суд, или не приходит, если написано: «… слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Ин. 5:24), а в другом месте – «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет. 4:17)? Как понять эти места Писания?

Иисус говорил, что «… по вере вашей да будет вам.» (Мф. 9:29), и «… вера твоя спасла тебя;» (Мк. 5:34). Мы спасаемся не по вере Христа, не по вере пастора, а по своей вере! То, что верующий на суд не приходит, лучше всего объяснить, читая: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3:19-21). То есть, суд состоит в том, что человек или идет к свету, или не идет к свету. Если человек идет к свету (к Богу) – он на суд не приходит. Если же человек не идет к свету (к Богу) – он приходит на суд! Если нет дерзновения приблизиться к Богу – тогда человек придет на суд. Речь идет о том, что суд – это не тогда, когда за нами придут ангелы, которые понесут нас на небо, или бесы, которые потянут нас во тьму! Это не так! Можно представить себе такой образ: смерть – это комната, из которой есть две открытые двери: одна – светлая, ведущая к свету, а вторая – темная, ведущая во тьму. Если мы будем иметь дерзновение к Богу – тогда мы спасемся, и попадем к свету. Если мы не будем иметь дерзновение к Богу – мы пойдем на суд, мы сами пойдем во тьму. Главное – понять, что никто не будет никого никуда водить! Мы сами войдем! Написано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф. 7:21). Речь не идет о том, что кого-то введут в Царство Небесное! Человек должен сам войти! А уже чтобы войти – нужно иметь чистое сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5:8). Поэтому, речь идет о том, что суд – Божий, но, судьями мы будем по большей мере сами себе. Написано: «… ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,…» (1 Ин. 3:20,21). То есть, все зависит от нашей веры! Написано: «… верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Ин. 5:24). Но, также написано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф. 7:21)! То есть, верующий должен прийти ко Христу! Он должен взять свой крест, потому что написано: «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. 10:38). Речь идет о том, что, уверовав в Иисуса Христа, мы должны родиться свыше, приблизиться ко Христу, и уже на Кресте – распять самого себя. Написано: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.» (1 Кор. 11:31,32). То есть, верующий может и не осудить себя, и не прийти на Крест!

Есть места Писания – «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.» (2 Пет. 2:20), и «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].» (Евр. 6:4-6) – то есть, верующий может отойти, но в то же время написано, что верующий не судится. Как же так может быть? – дело в том, что вера – динамична. Человек может верить, а через 5 минут – упасть, отречься. Поэтому, Господь четко нам сказал: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.» (Мф. 24:42). Нельзя думать, что если человек поверил, то он уже верующий! Вера – от Бога, Он – автор и совершитель веры: «… взирая на начальника и совершителя веры Иисуса,…» (Евр. 12:2). Веру нужно взращивать! Можно претерпеть кораблекрушение в вере, можно возрастать в вере, а можно и сохранять веру, как написано: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;» (2 Тим. 4:7). Хранить веру можно добрыми делами: любить братьев, жертвовать собой, возгревать веру добром, ведь написано: «… если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4:7). Если мы не будем творить добро, созидать самого себя в любви, не будем возгревать свою веру – она угаснет. Господь сказал: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.» (Откр. 2:4). Поэтому, действительно, «верующий на суд не приходит» – речь идет о тех, кто сохранил веру. Это люди, которые жили в первые века, о которых написано, сколько пыток они претерпевали за веру в Иисуса Христа, но, все равно не отрекались от Него, и уповали на Него в любых обстоятельствах, болях, скорбях. Мы сейчас живем каждый со своими болями, скорбями, но, мы должны при всем этом сохранить веру – то есть, уповать на Бога в любом случае! Мы не можем сохранить веру, когда начинаем суетиться, чтобы решить какие-то вопросы, когда мы выкручиваемся по плоти. Господь сказал: «Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно.» (Ис. 30:7). Сила наша – уповать на Господа! Верующий должен сохранить веру до последнего вздоха, и не поколебаться! Господь сказал: «Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.» (Евр. 10:38). Одно дело верить, когда все хорошо, а другое дело – верить, как верил Иов, когда все его дети умерли, когда «… отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.» (Иов. 2:4-6); когда «… сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.» (Иов. 2:9,10). Поступаем ли мы в скорбях так, как Иов? Поступаем ли мы, как написано: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1 Фесс. 5:18). Знаете, одно дело называться верующим, а другое дело – быть верующим. Быть верующим в скорбях, и говорить, как Иов говорил: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.» (Иов. 19:25).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: