Кто назначает судей федеральных судов в фрг

Обновлено: 24.09.2022

Общегерманский закон о судоустройстве и Уголовно-процес- суальный кодекс подготовлялись и принимались вскоре после объединения Германии и разгрома Франции. Возглавляемое «железным канцлером» Бисмарком прусское дворянство было опьянено победой, всячески возвеличивало «немецкий дух» и с шовинистическим усердием старалось вытравить все следы французского влияния в правовой и культурной жизни.

Поэтому при обсуждении вопроса об организации суда был выдвинут проект об упразднении института суда присяжных как французского учреждения, чуждого германскому национальному духу. Взамен этого института предлагалось возродить старо-немецкий суд шеффенов. В некоторых государствах Германии уже в 50-х годах XIX в. были введены суды шеффенов, состоявшие из смешанной коллегии, в состав которой входило несколько коронных судей и несколько заседателей (Ганновер, Вюртемберг, Ольденбург, Баден, Саксония). Им были подсудны дела о преступлениях меньшей, а в Саксонии и средней тяжести. Однако суд присяжных пустил довольно глубокие корни в ряде немецких государств со времени, когда он впервые был принесен в Германию на штыках наполеоновских армий. Этот суд, естественно, имел много сторонников среди буржуазии. В развернувшейся по ©опросу о судебной организации оживленной теоретической полемике выявилось два направления. Первое, возглавляемое Шварце, который сам называл себя «отцом шеффенского суда», ратовало за широкое введение шеффенов и за упразднение суда присяжных. Главнейшими основаниями замены присяжных заседателей шеффенами были названы следующие. 1) Институт присяжных в Англии, где он действует удовлетворительно, стоит в такой тесной связи с политическим и социальным строем этой страны, что перенесение его в другое государство представляется невозможным. Германия заимствовала его из Франции, законодательство которой совершенно исказило этот институт во вред задачам уголовного процесса.

Если Германия 1848 года могла согласиться на подобное чуждое заимствование, то объединившаяся и победоносная Германия 1871 года обязана дать ход своим национальным учреждениям, каким представляется суд шеффенов. 2) Институт присяжных заседателей введен во имя допущения народного элемента к участию в уголовно-судебной деятельности. Но так как суд присяжных требует для каждого дела слишком много лиц, то на практике их участие ограничивается наиболее важными делами. Осуществить вполне идею народного участия в суде без крайнего обременения общества может только институт шеффенов. 3) В суде с присяжными две отдельные коллегии — коронная и народная — совершенно изолированы друг от друга; при французской же обрисовке этого института они стоят в неправильных и враждебных отношениях друг к другу. Присяжные, являясь пассивными зрителями судебного следствия и постановки вопросов, в то же время облечены самым широким правом бесконтрольного решения этих вопросов. Коронные же судьи, которые устранены от оценки фактической стороны* дела, по вынесении присяжными вердикта должны без участия присяжных определить размер наказания, то есть дать оценку виновности подсудимого, от установления которой они устранены. 4) Французская обрисовка института присяжных связана с введением в процесс ряда мер, которые явно противоречат основным задачам разбирательства уголовных дел: а) нераздельная по существу судебная деятельность искусственно разбита на оценку фактическую и оценку юридическую; б) в нарушение требования обоснованности каждого приговора доказательствами присяжные выносят немотивированный вердикт; в) вопреки требованию о постановлении приговора судом по выдвинутому перед ним обвинению присяжные дают свои ответы не по обвинению, а по вопросам, которые ставятся им коронной коллегией, иногда существенно изменяющим первоначальное обвинение \ Кроме этих соображений, отраженных в официальной объяснительной записке к проекту закона о шеффенском суде, в литературе усиленно подчеркивалась недопустимость передачи решения основного вопроса уголовного дела людям, не обладающим ни профессиональным опытом, ни чувством служебного долга *.

Но за «патриотическими» лозунгами о введении немецкой формы суда довольно явно сквозило желание подчинить «представителей народа» в суде руководству судей-чиновников. Против других доводов противников суда присяжных были выдвинуты исчерпывающие доводы его сторонников. Сторонники суда присяжных, среди которых были крупные ученые, Глазер, Вальберг, Гнейст, — явно отражая настроения буржуазных кругов, подчеркивали, что суд присяжных уже пустил корни в Германии и пользуется доверием народа, что шеффенская форма участия народа в суде полностью подчиняет заседателей судьям-чиновникам, что отдельные недостатки французской формы института суда присяжных легко поддаются исправлению и частично уже устранены в законодательстве отдельных государств предоставлением присяжным права участия в выработке вопросов, на которые они должны дать ответы в своем решении. При этом делались ссылки на недавнее введение суда присяжных в России, в Австрии и в Италии как на доказательство общего признания преимуществ этой формы участия народа в отправлении правосудия. .В пользу сохранения суда присяжных единогласно высказался и X съезд германских юристов 1872 года. В объяснительной записке к последней редакции проекта закона о судоустройстве было подчеркнуто, что до сих пор суды шеффенов, введенные в некоторых германских государствах для разрешения менее серьезных дел, нигде не испробованы в качестве суда высшего порядка, в то время как суд присяжных пользуется в Германии величайшим доверием народа. «Сохраняя суд присяжных, можно ввести рядом с ним суд шеффенов или как суд среднего порядка, или только как суд низшего порядка». При утверждении законопроекта было принято именно это последнее положение467. Согласно закону о судоустройстве суд присяжных был сохранен для рассмотрения дел о наиболее тяжких преступлениях; дела о преступлениях средней тяжести были отнесены к подсудности коллегиального суда, состоявшего из одних коронных судей; и лишь дела о незначительных правонарушениях были отнесены к подсудности шеффенского суда, организованного в составе участкового судьи, назначаемого правительством, и двух очередных заседателей-шеффенов. Выполнение обязанностей шеффенов, как и присяжных, было объявлено почетным.

Избранными в состав шеффенов могли быть все граждане, достигшие 25 лет, неопороченные по суду, проживавшие не менее двух лет в общине, где происходит избрание, и не пользовавшиеся в течение последних трех лет пособиями по бедности из общественных сумм. В списки не включались также лица, находившиеся в личном услужении. Шеффенами, как и присяжными, не могли быть судьи, прокуроры, священнослужители и воинские чины. Составленные общинными представителями списки шеффенов проверялись участковым судьей, и на их основе составлялись комиссиями из представителей общин и местной администрации под председательством судьи годичные списки. Из этих списков участковый судья в публичном заседании составлял по жребию списки очередные. Шеффены приглашались к исполнению обязанностей на пять дней. Они участвовали вместе с участковым судьей в решении всех возникающих в ходе уголовного дела процессуальных вопросов, а по окончании судебного разбирательства выносили вместе с судьей решение о виновности и наказании подсудимого. Судебная система Германии была организована законом 27 января 1877 г. (Gerichtsverfassungsgesetz). Эта судебная система отражала стремление прусского господствующего класса, крупных землевладельцев (юнкеров) усилить влияние имперского правительства во всех входящих в Германскую империю государствах. И буржуазия помогла в проведении этой системы. Хотя Германия с 1871 года была федеральным государством, это очень мало отразилось на судебном устройстве, которое в основных своих чертах воспроизводило французскую систему. Все судьи назначались правительством. Система состояла из четырех звеньев: Низшим звеном был участковый суд (Amtsgericht), в котором дела рассматривались единоличным участковым судьей или судьей с двумя шеффенами. Вторым звеном был земский или окружной суд (Landsge- richt). Он являлся апелляционной инстанцией по делам участкового суда (в составе трех коронных судей), а также судом первой инстанции по делам о тяжких уголовных преступлениях (в составе трех судей и двенадцати присяжных заседателей).

Третьим звеном был высший земский или областной суд (Oberlandsgericht), являвшийся апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также ревизионной инстанцией по уголовным делам, рассмотренным судом присяжных в случае нарушения законов данной земли (государства). Четвертым звеном был Имперский (Верховный) суд (Reichs- gericht), заседавший в Лейпциге. Он являлся высшей ревизионной инстанцией по всем уголовным и гражданским делам, а также судом первой инстанции по делам о государственной измене и шпионаже. Кроме перечисленных здесь общих судов, Германская имперская конституция 1871 года предусматривала действие в «чрезвычайных обстоятельствах» военных и полевых судов. Такие суды были учреждены, например, во время стачек горнорабочих в Рурской области и в Силезии в 1889 году. Прокуратура в Германии в 1877 году была реорганизована по образцу французской. Прокуроры состояли при судах всех звеньев системы, от высшего — Имперского до участкового. Федеративное устройство Германии отразилось в меньшей централизации прокурорского аппарата. Прокуроры при судах первой и второй инстанции назначались правительствами отдельных государств и подчинялись соответствующему министру юстиции. Чины имперской прокуратуры назначались императором и подчинялись имперскому канцлеру и имперскому министерству юстиции. Прокуратуре была подчинена полиция, которая под ее руководством производила дознание по уголовным делам. Следственный судья, производивший расследование по более важным делам, не был подчинен надзору прокурора. Прокуроры не осуществляли также надзора за судебными учреждениями (§ 151 Strafprozessordnung) 468. Адвокатура организована в Германии на основе Положения 1 июля 1878 г. (Rechtsanwaltsordnung fur das Deutsche Reich) в качестве самостоятельной корпорации, отдельные звенья которой состоят при высших земских судах. Особое звено образуют адвокаты при Имперском суде. В состав адвокатуры могут быть приняты лица, обладающие высшим юридическим образованием и отвечающие всем условиям для назначения судьей.

Принятие в адвокатуру зависит от местного министерства юстиции, а в отношении адвокатов, состоящих при Имперском суде, — от канцлера на основании предварительного заключения местных адвокатских советов. Каждый адвокатский совет является высшим распорядительным органом и осуществляет надзор за профессиональной деятельностью адвокатов. Нарушения адвокатами профессионального долга -рассматриваются в специальном «суде чести», образуемом из членов совета. Суд чести может налагать следующие взыскания: замечание, выговор, денежное взыскание до 3000 марок и исключение из адвокатского сословия. В германской адвокатуре не проведено (как в Англии и Франции) деления на правозаступников и поверенных. Каждый адвокат не только выступает в суде, но и подготовляет дело, собирая необходимые доказательства, и принимает участие в исполнении судебных решений. Он имеет право договариваться с клиентами о гонораре и получать задаток. При такой организации немецкой адвокатуры она не имеет тесной корпоративной связи с судьями и не пользуется особенно высоким уважением последних. По словам одного немецкого автора, это объясняется тем, что «из-под адвокатской тоги защитника выглядывает портфель ходатая по делам» 469. 106.

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

Построение судебных органов в Федеративной Республике Германия определяется Основным законом данного государства и обусловлено федеральным устройством. Особое место судов ФРГ в механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии - 51, Италии - 101, Швеции – 100). Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети. Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений. Судебная власть – это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[10]

Федеральный конституционный суд Германии предусмотрен Конституцией ФРГ 1949 г. и сформирован в 1951 г., он стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Все основные полномочия Федерального конституционного суда определены в ст. 93 Основного закона. Правовую основу суда составляет Федеральный закон «О Федеральном конституционном суде».

Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, именуемые сенатами. Сенаты работают отдельно, весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Важные дела сенаты рассматривают совместно. Руководят президент и вице-президенты, избираемые по очереди Бундестагом и Бундесратом.

Федеральный конституционный суд рассматривает вопросы конституционности законов; соответствие нормативно-правовых актов земель федеральному праву; споры межу федерацией и землями и между землями; жалобы граждан на нарушение прав и свобод; иные вопросы. Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом. Проверка актов конституционного права, например, законов на основании международного права, не предусмотрена. Это является основной причиной того, что в решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г. или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов. Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не возглавляет ее – эти суды действуют самостоятельно в сферах своих компетенций. Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам и 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.

Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.

Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.

Суды по трудовым делам: Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей.

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Суды по трудовым спорам. Им подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием. К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как и суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности.

Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами. Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции. Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [11]

Согласно ст. 93 Основного закона ФРГ«судебная власть вверяется судьям»[12]. Законодательство Германии приравнивает судей к «чиновникам особого статуса». Судьи федеральных судов назначаются на должность судьи президентом Германии, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд – министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам – министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр Германии (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других – министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией – выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов.

В большинстве земель назначение на судейскую должность требует также согласования со всеми министрами – членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно, согласно ст. 97 Основного закона ФРГ.[13] Непосредственно федеральным парламентом Германии на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда. Судьи могут быть отстранены от должности либо по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров, либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции Германии или министром юстиции соответствующей земли. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда – 68 лет). Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации.

Германия – одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Немецкие юристы славятся мастерством юридического анализа, рядовые немцы – законопослушанием.

Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Закон о судьях от 19 апреля 1982 г.

Поскольку ФРГ – федеральное государство, судебная система включает федеральные суды и суды земель (их 16). Она, разветвленная и узкоспециализированная, имеет суды общей и специальной юрисдикции – численность судей в ФРГ в два раза превышает их число во Франции..

Система общих судов образует четыре уровня:

участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей);

земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов.

Земельный (окружной) суд действует и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений.

Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, разглашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности. Действует в качестве апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в ревизионном порядке, т.е. проверяет соответствие вынесенного судебного решения закону.

Высший федеральный суд или Федеральная судебная палата является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными.

В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ действуют, кроме того, такие федеральные специализированные суды как федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. На местах они имеют свои структурные подразделения и, таким образом, такая система судов образует два уровня.

Особое место в системе органов судебной власти в ФРГ занимает Федеральный Конституционный суд. Он толкует Основной закон, наделен правом объявлять недействительными парламентские законы, решения правительства и Президента. Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов, избираемых в равном числе Бундестагом и Бундесратом. В каждой земле есть и свой Конституционный суд.

Судей других федеральных судов назначает Президент ФРГ (ст. 60 Конституции ФРГ), судей земель – Министр юстиции. На занятие судейской должности может претендовать лицо, получившее юридическое образование в университете, прошедшее стажировку (3-5 лет) и сдавшее соответствующий государственный экзамен. Пожизненное назначение на судейскую должность возможно лишь поле пребывания на этой должности не менее трех лет.

Шеффеном (заседателем) может быть немец, достигший 30 летнего возраста и проживший в общине не менее года. Шеффены отбираются один раз в 4 года. Непрофессиональные судьи участвуют и в рассмотрении дел в специализированных судах.

Для участия в решении общих и социальных вопросов в федеральных и земельных судах создаются советы судей – органы судейского самоуправления.

Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров страны во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры соответственно – в подчинении министра юстиции земли. Следует отметить, что прокуроры земель не находятся в подчинении федеральной прокуратуры и образуют самостоятельную систему: при участковых судах состоят прокуроры, при земельных (окружных) судах – обер-прокуроры, при высших земельных судах – генерал-прокуроры.

Федеральные прокуроры назначаются Президентом страны по представлению Министра юстиции ФРГ и с согласия Бундесрата. Прокуроры земель – министрами юстиции земель.

Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах. Общенадзорной деятельностью она не занимается. Прокуратура осуществляет также предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция. До 1975 г. расследование дел осуществляли также следственные судьи, однако было признано, что они дублируют следствие, проводимое полицией и прокурором, поэтому этот институт был упразднен. Прокуратура участвует в уголовном процессе от начала до конца, т.е. возбуждает уголовное дело, руководит следствием, предъявляет обвинение, поддерживает его в суде, наконец, обеспечивает исполнение приговора.

Адвокат в ФРГ в соответствии с Федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. (§3) является профессиональным консультантом и представителем во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Палата адвокатов является корпорацией, за которой осуществляет государственный надзор (за соблюдением ею закона и устава) земельное управление юстиции.

Высшим органом палаты является собрание, которое решает наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов, и избирает сроком на четыре года исполнительный орган – правление. Оно же из своей среды выбирает президиум, который состоит из президента, вице-президента, секретаря и казначея.

Палаты адвокатов земель объединяются в федеральную палату адвокатов, надзор за которой осуществляет федеральное министерство юстиции. Федеральная палата адвокатов имеет свои органы самоуправления: общее собрание, состоящее из президентов палат адвокатов земель или других членов их президиумов; президиум во главе с президентом. Для рассмотрения проступков адвокатов действуют суд чести (в округе), трибунал чести (при высшем земельном суде) и федеральный трибунал по делам адвокатов. Меры взыскания: предупреждение, выговор, денежный штраф, запрет на профессию и представительство как временная мера (1-5 лет), исключение из адвокатуры.

Конституционные основы правового положения судей. Конституция ФРГ на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поручила осуществление последней судьям, одновременно гарантировав их независимость (ст.

92). Конкретные детали правового положения судей регулируются специальными законами. На уровне Федерации таким законом является Немецкий закон о судьях 1961 г., который закрепляет правовое положение судей как особой профессиональной группы. Согласно § 1 Закона о судьях, судебную власть в ФРГ осуществляют профессиональные судьи и судьи, выполняющие судебные обязанности на общественных началах.

На судейскую должность может быть назначено только лицо, которое является немцем в смысле ст. 116 Основного закона ФРГ, не оставляет никакого сомнения в том, что всегда будет защищать свободный демократический конституционный строй в соответствии с Основным законом, и имеет право претендовать на занятие судейской должности (§ 5—7; 9 Закона о судьях).

Критерии отбора для назначения и повышения по службе следуют из Основного закона ФРГ (абз. 2 ст. 33): «Каждый немец имеет равное право претендовать на занятие любой общественной должности в соответствии со своей пригодностью к ее выполнению профессиональными знаниями и умением». Назначение и повышение по службе — дело исполнительной власти, т.е. соответствующего министра. При назначении судей высших судов Федерации министр выносит решение только совместно со специальным комитетом по выбору судей, состоящим из министров федеральных земель, отвечающих за соответствующую сферу подсудности и равного количества членов, выбираемых Германским Бундестагом (абз. 2 ст. 95 Основного закона). В ряде земель работают комитеты по выбору судей, состав и компетенции которых урегулированы различным образом.

В Германии существуют четыре правовых статуса должности судьи: судья может быть назначен на должность пожизненно, временно, с испытательным .сроком или в силу поручения ему обязанностей судьи (§ 8 Закона о судьях).

Судья может быть назначен пожизненно, если он после получения права претендовать на занятие судейской должности не менее трех лет находился на судейской службе. На должность судьи с испытательным сроком назначаются те, кто находится на начальной стадии судейской карьеры. Этот

срок составляет от 3-х до 5-ти лет. В течение этого срока судья может быть уволен в связи с непригодностью к занимаемой должности. Не позднее чем через 5 лет, судья, назначенный на должность с испытательным сроком, назначается судьей пожизненно или с одновременным присвоением ему статуса пожизненного чиновника — прокурором (§ 12, п. 2). Указанный срок увеличивается на время использования судьей отпуска без сохранения содержания.

Временное назначение судей допускается только при наличии указанных в Федеральном законе предпосылок и только для выполнения установленных Федеральным законом задач (§ 11 Закона о судьях). Судьями, назначенными временно, являются, например, судьи Федерального Конституционного суда.

Согласно § 14 Закона о судьях, лицо со статусом пожизненного чиновника или лицо со статусом временного чиновника может быть назначено судьей, выполняющим судейские обязанности по поручению, если оно позже должно быть использовано в качестве судьи с пожизненным назначением. В данном случае законодатель имеет в виду лицо с пожизненным статусом чиновника, переходящим на работу в качестве судьи и проходящим испытательный срок, прежде чем стать судьей с пожизненным статусом.

Судья должен вести себя так, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости (§ 39 Закона о судьях) как при осуществлении своих служебных полномочий, так и вне их, в том числе и при занятии политической деятельностью. Это не исключает для судьи возможности публично высказываться по политическим вопросам. Он может быть членом какой-либо политической партии и выставлять свою кандидатуру на выборах в депутаты. Если он выбран депутатом и согласен взять на себя эту новую обязанность, то осуществление прав и обязанностей судьи, на это время прекращается (§ 36, п.

2 Закона о судьях). Этим самым достигается гармония с основным принципом, гласящим, что судья не имеет права совмещать осуществление задач, относящихся к компетенции законодательной власти с осуществлением задач, относящихся к компетенции законодательной власти (§ 4, п. 1 Закона о судьях). Такая же несовместимость имеет место в отношении задач судебной власти и задач исполнительной власти.

Судьи на общественных началах. Правосудие в Германии осуществляется не только с участием профессиональных, но и судей на общественных началах в соответствии с § 44—45а Закона о судьях. Кроме того, правовое положение судей на общественных началах регулируется отдельно для каждой сферы судебной деятельности или вида судопроизводства специальными предписаниями о соответствующем судоустройстве.

Судьи, выполняющие судейские обязанности на общественных началах в судах, рассматривающих уголовные дела именуются «Schoffe». Судья, выполняющий судейские обязанности на общественных началах в судебных палатах по торговым делам, именуется «Handelsrichter» (судья по торговым делам). Во всех остальных областях подсудности судья на общественных началах именуется «ehrenamtlicher Richter» (судья на общественных началах) (§ 45а Закона о судьях).

Независимость судей. Служебный надзор. Одним из основных правил правового государства является независимость судей, гарантированная в ФРГ ст. 97, абз. 1; ст. 20, абз. 3 Основного Закона, § 25 Немецкого Закона о судьях.

Согласно принципу правового государства, законодательство связано законом и правом. Исходя из этого, независимость судьи состоит в том, что он подчиняется только закону. Конституционными гарантиями независимости судьи являются защита от перевода на иное место службы и не- смещаемость судьи (ст. 97, абз. 2 Основного закона). Судьи, назначаемые планомерно и постоянно на штатную должность, могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренной законом.

При изменении судебной организации или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.

Исходя из законодательства, различают два аспекта судейской независимости: служебная или «деловая» независимость судьи и персональная независимость судьи[123].

Служебная независимость судьи означает свободу судьи от различных указаний и возможных воздействий органов правосудия при осуществлении судопроизводства. В настоящее время служебная независимость судьи может быть ограничена в первую очередь служебным надзором к нему с целью проверки надлежащего исполнения служебных обязанностей. Согласно Немецкому Закону о судьях, служебный надзор по отношению к судье допустим лишь постольку, поскольку он не нарушает независимости судьи (§ 26 (1)). При выявлении правонарушений в судебной деятельности принимаются соответствующие законодательные меры по предупреждению правонарушений. Судье может быть вынесен выговор после нарушения им предписанного порядка при осуществлении должностных обязанностей с требованием незамедлительного выполнения служебных задач в соответствии с установленным порядком (§ 26 (2) Закона о судьях).

В области надлежащего или общего судопроизводства служебный надзор осуществляется председателями соответствующих судов и министром юстиции.

Персональная независимость судьи состоит в его несме- щаемости, защите от перевода на другую должность, замещении или отстранении от должности.

В качестве судьи в суде могут работать только судьи с пожизненным статусом, за исключением случаев, когда федеральный закон устанавливает иное[124]. Судья с пожизненным статусом или судья с временным статусом может быть переведен на другую должность или отстранен от должности без его письменного согласия только: 1) на основании решения по обвинению судьи (ст. 98, абз. 2 и 5 Основного закона ФРГ); 2) в порядке официального дисциплинарного производства; 3) в интересах правосудия; 4) при изменении в устройстве судов.

Перевод судьи в интересах правосудия осуществляется в случае, если обстоятельства, лежащие вне сферы его судейской деятельности, настоятельно требуют применения меры такого рода, чтобы предотвратить нанесение серьезного ущерба правосудию. Исходя'из этого, судья с пожизненным или временным статусом может быть: 1) переведен на другую судейскую должность с такой же конечной ставкой основного должностного оклада; 2) временно уволен в отставку; 3) уволен в отставку[125].

При изменении в устройстве судов или судебных округов, работающих в этих судах судья с пожизненным или временным статусом может быть переведен на другую судейскую должность. Если отсутствует возможность использования судьи на судейской должности с такой же конечной ставкой основного должностного оклада, то он может быть переведен на судейскую должность с меньшей конечной ставкой основного должностного оклада[126].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть уволен без его письменного согласия в отставку ввиду несоответствия занимаемой должности только на основании вступившего в законную силу судебного решения[127].

Судья с пожизненным или временным статусом может быть делегирован в другой суд только с его согласия. Судья с пожизненным или временным статусом может быть без его согласия направлен для замещения какого-либо судьи в другом суде с той же областью подсудности на срок в общей сложности не более чем на три месяца в отчетном году[128].

Для разрешения вопросов дисциплинарного характера и определенных дел, затрагивающих служебное право, касающихся независимости судей или особенностей их службы в Германии действует Федеральный Суд по делам судейской службы — специальная палата Высшего Федерального Суда, суды по делам судейской службы земель. Для судей Федеральных судов, Служебный Суд Федерации является единственной судебной инстанцией, для судей на службе федеральной земли это инстанция ревизионная[129].

Суды по делам судейской службы выносят решения: 1) по дисциплинарным делам, в том числе и по делам судей в отставке; 2) о переводе судьи в интересах правосудия; 3) в отношении судей, назначенных пожизненно или временно,

0 недействительности назначения, об отмене назначения, об увольнении, об удалении в отставку ввиду недееспособности исполнять служебные обязанности; 4) по жалобам на действия, связанные с изменением в устройстве судов, делегированием судьи и другим делам, предусмотренным § 62-78 Закона о судьях.

Судейская независимость и современные теоретические концепции. Среди ученых нет единства мнений относительно аспектов судейской независимости. Так, немецкий ученый Айхенбергер, выделяет пять аспектов независимости судей: 1) независимость судьи, противопоставленная сторонам, участвующим в деле, — независимость судьи от сторон; 2) независимость судьи от органов несудебной власти, — судейская самостоятельность; 3) независимость судьи, противопоставленная органам судебной власти, — судейская самоопределенность; 4) независимость судьи, противопоставленная всякому социальному воздействию, — социальная независимость судьи; 5) независимость судьи, противопоставленная не относящимся к делу мотивациям, — внутренняя независимость судьи[130]. Ученый Беттерман выделяет три аспекта судейской независимости: независимость судьи от влияния сторон — как участников процесса; независимость судьи от государства или государственную независимость судьи и независимость судьи от общества — общественную независимость судьи[131].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: