Кто и каким образом осуществляет государственную регистрацию транспортных средств
Обновлено: 08.06.2023
После приобретения нового или подержанного транспортного средства необходимо зарегистрировать в ГИБДД - поставить на учет.
Где и как поставить машину на учет в ГИБДД
Поставить транспортное средство на учет можно двумя способами:
Документы для регистрации автомобиля
- паспорт гражданина РФ
- ПТС (паспорт транспортного средства)
- договор купли-продажи
- страховой полис ОСАГО
- доверенность, подписанная нотариусом (для доверенных представителей)
- квитанция об уплате госпошлины
Какой способ оформления выбрать
Важно: можно пройти осмотр ТС на специальной площадке подразделения ГИБДД заранее, до подачи документов по предварительной записи. В этом случае документы предоставляются с заявлением, уже содержащим отметки сотрудника, проводившего осмотр ТС.
Госпошлина на регистрацию автомобиля в ГИБДД
Назначение госпошлины | Через Госуслуги | Через банк |
выдача регистрационных знаков | 1400 | 2000 |
выдача регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы | 1050 | 1500 |
выдача свидетельства о регистрации ТС | 350 | 500 |
выдача свидетельства о регистрации ТС | 245 | 350 |
выдача паспорта ТС (в случае утери оригинала) | 560 | 800 |
Срок оказания услуги
Ваше ТС должны зарегистрировать в течение часа.
В каких случаях в регистрации ТС может быть отказано
- если сведения в документах не соответствуют действительности;
- если конструкция ТС (а также внесенные в нее изменения) не соответствуют требованиям, установленным законодательством;
- при наличии информации о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных или похищенных.
Можно ли зарегистрировать авто через МФЦ?
Через МФЦ пройти саму процедуру регистрации авто нельзя, так как обязательным условием является его осмотр сотрудником ГИБДД. Однако можно обратиться в МФЦ для упрощения процесса. Сотрудник центра проконсультирует, поможет записаться на прием в ГИБДД и правильно заполнить заявление.
В зависимости от видов транспортных средств их государственную регистрацию на территории Российской федерации осуществляют соответствующие уполномоченные органы:
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
Виды транспортных средств, подлежащие регистрации
Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД)
Автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования
п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора)
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования
Военные автомобильные инспекции (ВАИ) (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования
Транспортные средства воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций
Федеральное агентство воздушного транспорта
Гражданские воздушные суда (в т.ч. и сверхлегкие)
авиации общего назначения
Ст. 33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ
п. 2 Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287
Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС МЧС России)
Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях
п. 1 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340
Капитан морского порта либо государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС)
Маломерное судно (судно длиной не более 20 метров с количеством людей на борту не более 12), осуществляющее коммерческую деятельность
ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ
Спортивное парусное судно вне зависимости от размерений (за исключением спортивных парусных судов, не подлежащих государственной регистрации
Прогулочное немаломерное судно (более 20 метров или количество людей от 12 до 18, не занятое коммерческой деятельностью)
Немаломерное судно любое (за исключением указанных выше) вне зависимости от того, занято оно коммерческой деятельностью или нет
Капитан морского порта
Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие коммерческую деятельность
Внимание
Не подлежат государственной регистрации:
- плавсредство массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт;
- спортивное парусное судно длиной менее 9 метров и не оборудованное местами для отдыха (спальные места).
На такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится.
В случае несоответствия хотя бы одному из параметров, судно подлежит государственной регистрации.
Пример
Катер, приобретенный организацией, имеет массу (определенную в соответствии с ГОСТ 19356-79) до 200 кг, но на нем установлен двигатель (мотор), мощность которого составляет 15 л.с., что соответствует 11,03 кВт (15 л.с. / 1,35962). Соответственно, такой катер подлежит государственной регистрации.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Правовая основа государственной регистрации транспортных средств
- Статья 3. Цели государственной регистрации транспортных средств
- Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 5. Обязательность государственного учета транспортных средств
- Статья 6. Транспортные средства, подлежащие государственному учету
- Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
- Статья 8. Права и обязанности владельцев транспортных средств
- Статья 9. Государственный реестр транспортных средств
- Статья 10. Регистрационные действия
- Статья 11. Регистрационные данные транспортного средства
- Статья 12. Идентификационный номер
- Статья 13. Государственный регистрационный номер транспортного средства и государственный регистрационный знак транспортного средства
- Статья 14. Документы, идентифицирующие транспортное средство
- Статья 15. Документы, представляемые для совершения регистрационных действий
- Статья 16. Осмотр транспортного средства
- Статья 17. Постановка транспортных средств на государственный учет
- Статья 18. Прекращение и возобновление государственного учета транспортного средства
- Статья 19. Снятие транспортного средства с государственного учета и восстановление государственного учета транспортного средства
- Статья 20. Основания для отказа в совершении регистрационных действий
- Статья 21. Требования к специализированным организациям
- Статья 22. Государственная регистрация транспортных средств с участием специализированной организации
- Статья 23. Изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств
- Статья 24. Оценка соблюдения обязательных требований к участию в регистрации транспортных средств и обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств
- Статья 25. Ответственность субъектов совершения регистрационных действий
- Статья 26. Ответственность изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств
- Статья 27. Ответственность владельцев транспортных средств
- Статья 28. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
- Статья 29. Государственная регистрация транспортных средств, самоходных машин, военной и других видов техники военными автомобильными инспекциями
- Статья 30. Признание государственной регистрации транспортных средств, осуществленной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
- Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
- Статья 32. О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
- Статья 33. О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
- Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ
"О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"С изменениями и дополнениями от:
30 июля 2019 г., 11 июня, 29 ноября, 30 декабря 2021 г.
Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года
Президент Российской Федерации
3 августа 2018 года
Принят Закон о госрегистрации транспортных средств (ТС).
Указано, что регистрационные подразделения осуществляют регистрацию ТС как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в регистрации ТС.
Под специализированными организациями понимаются официальные автодилеры (юрлица или ИП), а также производители автомобилей. Они будут включаться в соответствующий реестр.
Такие организации смогут организовывать регистрацию от имени своих покупателей, а также, при наличии соответствующих полномочий, изготавливать регистрационные знаки.
Кроме того, изготавливать регистрационные знаки смогут и иные организации при соблюдении установленных требований.
Полиция должна будет обеспечить создание и ведение Реестра специализированных организаций, участвующих в регистрации ТС, и Реестра изготовителей регистрационных знаков. Она же будет проводить в отношении них проверки.
Закреплено, что ТС можно регистрировать на лиц не моложе 16 лет.
Указано, что если маркировка ТС или его основного компонента уничтожена из-за коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, то наносится дополнительная маркировка. Это будет делаться в порядке, установленном Правительством РФ. Также оно установит требования к дополнительной маркировке, порядок ее нанесения и применения.
Уточнено, что при возникновении права владения ТС его владелец обязан получить полис ОСАГО до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца (в настоящее время - до регистрации ТС).
Закон вступает в силу по истечении 1 года после опубликования.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ВС РФ в обзоре судебной практики разъяснил, как судам принимать решения в ситуациях с вопросами о собственности на автомобиль. Так, регистрация ТС носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности
Когда автовладелец становится собственником автомобиля? Какие документы нужны для подтверждения права собственности на движимое четырехколесное имущество? Имеет ли к этому отношение постановка машины на регистрационный учет, а также снятие с него в ГИБДД.
На эти, как оказалось, важные вопросы ответ дал Верховный суд в обзоре судебной практики. Это, по сути, конкретные рекомендации для всех остальных судов, как принимать решения в подобных ситуациях.
Некоторые страховые компании, а также некоторые судьи, как выяснилось, не знают, с какого момента наступает право собственности на движимое имущество, то есть автомобиль. В результате первые отказывают в выплате после аварии, а вторые поддерживают их в заблуждениях.
В общем, страховщики горазды искать отговорки, лишь бы не платить по счетам. Однако и суд первой инстанции подтвердил справедливость их претензий. Его поддержал и суд апелляционной инстанции. Мол, машину с регистрационного учета не снимали, на новый, за Чеховым, не ставили. А поэтому не принадлежит она Чехову, несмотря на то, что он заплатил за нее деньги и получил ее в собственность согласно договору купли-продажи и акту приема-передачи.
Однако Верховный суд с таким решением не согласился. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное - это недвижимое имущество. Право собственности в этом случае подлежит государственной регистрации. И только после этой процедуры, получив на руки соответствующий документ, владелец становится полновластным собственником. Но к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Кстати, к недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Они тоже подлежат государственной регистрации.
Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Таким образом право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи при подписании акта приема-передачи.
Надо сказать, что собственник автомобиля обязан зарегистрировать машину в ГИБДД в течение 10 суток. Владение автомобилем накладывает определенные обязательства. Хотя бы по уплате налога на транспортное средство. При этом не важно эксплуатируется оно или нет.
При этом в налоговой инспекции, а также в ГИБДД договор купли-продажи и акт приема-передачи считаются документами, которые подтверждают переход права собственности. А у страховщиков почему-то нет.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила регистрации), а также Административным регламентом исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил регистрации: регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета , надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств.
Правилами регистрации и Административным регламентом установлено, что для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы:
заявление, согласно приложению № 1 к Административному регламенту;
документ удостоверяющий личность;
документы подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
документы на транспортное средство и номерные агрегаты;
паспорт транспортного средства ;
регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств);
документы на номерные агрегаты;
документы удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
государственные регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; (если они выдавались);
реквизиты документа об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктами 34 и 35 Административного регламента, поступившие от граждан заявления и документы, предусмотренные пунктами 15 и 17 настоящего Административного регламента, рассматриваются и проверяются государственным инспектором безопасности дорожного движения по регистрационной работе или иным уполномоченным должностным лицом. Данные с заявления заносятся в базу данных в ручном или автоматизированном режиме. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность оформления представленных документов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий, определяется их подлинность с использованием технических средств.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Правилами и Административным регламентом исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств, определены условия, порядок, сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Подпунктом «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право «не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:
изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию Российской Федерации сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения;
имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;
владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности».
Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Пунктом 15, 17 Регламента установлено, что для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы:
документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты;
документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений;
документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий;
регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ";
оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 7 Правил, к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.
Так, Согласно пункта 10 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 192 и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 (далее – Положение о ПТС), дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси:
- подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства во всех остальных случаях.
Государственная регистрация автотранспортных средств является административным актом, носящим разрешительных характер и предусмотрена законодателем в целях их допуска к участию в дорожном движении.
Сама по себе добросовестность владения транспортным средством не может являться основанием для возложения на органы Госавтоинспекции обязанности допустить такое транспортное средство к участию в дорожном движении путем его регистрации и выдачи соответствующих документов, минуя процедуру, установленную законодательством Российской Федерации.
Автор статьи
Читайте также:
- Увольнение обязанного лица в связи с вступлением в законную силу приговора суда рб
- Ст 47 ч 1 п 7 что означает у судебных приставов
- Для чего по мнению автора по своей природе предназначена государственная власть какие качества права
- Вправе ли органы охоты предъявить встречный иск к отделению железной дороги
- Адвокат 21 века какой он