Конституционные принципы правосудия их общее понятие система истоки значение характеристика

Обновлено: 06.02.2023

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос.деятельности, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ, это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием. == В Конституции РФ принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

== Обязательны не только для граждан, должн.лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов.

== (=истоки) Рождены практикой развития и совершенствования правосудия в РФ. Они также учитывают положительный опыт других стран, а также опыт международного сотрудничества.

Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность – это соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. и негос. учреждениями и организациями, их служащими и должн.лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Речь идет о действиях суда и о решениях суда. Нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст. 2 Конституции РФ).

Речь идет о неприкосновенности личности (жизнь, здоровье, произвольный арест), частной жизни, жилища.

Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 Конституции РФ)

Средства, обеспечивающие эти свойства, объединяются в три группы правил:

- правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая требования к кандидатам на эти должности,

- правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (подведомственности), а также его состава (подсудимости),

- правила, соблюдения которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе ФЗ. Независимым должен быть как сам гос.орган - суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия. Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами - судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юр.и и физ. лицами. Предусматривается ряд гарантий независимости судей:

- специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом; - запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности; - определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; - неприкосновенность судьи; - право судьи на отставку; - система органов судейского сообщества; - особый порядок предоставления материального и социального обеспечения и пр.

Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

- вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств. Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям. Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения: - осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи - пользоваться помощью специалиста - защитника. - обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно. - могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться, например в делах по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые др.случаи, установленные в УПК РСФСР.

Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

Лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере - то суд должен играть роль арбитра. То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен. Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора. Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.

Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 Конституции)

На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители СМИ. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса. ФЗ предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании: - во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны, - в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших. В любом случае провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения) производится открыто.

Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции)

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции).

Проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регулирующих порядок организации деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи.

Система всех принципов судоустройства и судопроизводства выглядит так:

Институциональные принципы: отражают место судебной власти в системе гос. власти, устанавливают общие основы взаимоотношений с др.гос. и частными институтами: (паритетность, справедливость, законность, независимость, самостоятельность, осуществление только судом, универсальность, доступность, беспристрасность, процедурность).

Принцип универсальности судебной власти означает неограниченность судебной защиты нормативными актами и иными предписаниями законодателя и других властных структур (т.е. для реализации права на судебную защиту не нужно ждать законодательного предписания), устанавливает судебную защиту для неограниченного круга лиц, распространяется на все права и свободы.

Организационные определяют организацию судебной системы, структуру ее органов, статус судей: (принцип федерализма и единства судебной власти, территориальность, специализация, инстанционность, независимость и неприкосновенность судей, несменяемость, профессионализм).

Принцип федерализма и единства судебной власти:

Принцип федерализма определяет характер организации и деятельности судов в РФ как в сложном государстве, разделение власти в котором проводится и по вертикали – на федеральную и государственную власть субъектов РФ.

Принцип единства судебной системы (вытекает из смысла статей 71, 118, 128 КРФ). Согласно ч.3 ст. 128 КРФ полномочия, порядок образования и деятельность КС, ВС и иных федеральных судов устанавливается федеральными конституционными законами

Функциональные – направлены на отношения, которые возникают при судебном разбирательстве дел: (гос.языка судопроизводства, гласность, колегиальность и единоличное рассмотрение дел, участие народа при осущ. Правосудия, равенство сторон, состязательность, презумпция невиновности, обеспечение права на защиту, право на обжалование, обязательность суд.решения).

В случае противоречий в законодательстве, определяющем судоустройство и судопроизводство, следует руководствоваться общими принципами, поскольку в их основе положения Конституции РФ и международно-правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, также прав личности, вовлеченной в процесс судопроизводства. К таким актам, прежде всего, относятся: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1996 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Конституция РФ, ориентируясь на международно–правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия: осуществление правосудия только судом (ст.118), независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120), обеспечение прав граждан на судебную защиту (ст.46), равенство граждан перед законом и судом (ст.19) и др.

Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в законодательстве о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, военных судах, о статусе судей. Принципы правосудия закрепляются и в процессуальном законодательстве: Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Особенностью принципов правосудия является то, что, во-первых, содержащиеся в них положения, обязательны для исполнения не только судьями, но и другими участниками судопроизводственного процесса, во-вторых, они должны служить ориентирами для законодательной власти в правотворческой деятельности.

Принципы правосудия - важнейшие, основополагающие начала деятельности судебной власти в РФ.

Значение принципов правосудия в правовой действительности государства велико.

- принципы правосудия отражают общий характер организации судебной власти в РФ.

- принципы правосудия являются важнейшими положениями функционирования судебной власти и судебной системы РФ.

- закрепленность принципов правосудия в действующем законодательстве.

- в принципах правосудия получают развития правовые и нравственные идеи и идеологические доктрины.

Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

К основным принципам правосудия в РФ относятся:

- Принцип законности.- Принцип осуществления правосудия только судом.

- Принцип равенства граждан перед законом и судом.

- Принцип независимости судебной власти.- Принцип независимости судов и судей.

- Принцип презумпции невиновности.

- Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- Принцип состязательности и равноправия сторон.

- Принцип открытости и гласности судопроизводства.

- Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Принцип обязательности судебных решений.

- Принцип государственного или национального языка в судах.

- Принцип свидетельского иммунитета.

- Принцип диспозитивности судопроизводства.

- Принцип государственного языка судопроизводства.

- Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

- Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда.

- Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

- Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.

Конституционный суд РФ: задачи и место в судебной системе, полномочия Конституционного Суда РФ

Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Будучи одним из высших федеральных органов судебной власти, КС РФ действует самостоятельно и независимо. КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке. КС РФ не вправе принимать к рассмотрению и разрешать никакие вопросы по собственной инициативе. Он может это делать только по запросам или жалобам органов и лиц. При этом он не вправе выйти за рамки запроса или жалобы. Такое положение призвано обеспечить объективность и беспристрастность.

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ, являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Официальным изданием КС РФ является «Вестник КС РФ», в котором публикуются принимаемые судом решения и иные материалы.

Таким образом, деят-ть КС РФ способствует совершенствованию внутригосударственных средств правовой защиты, используемых в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Решения КС РФ принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, если иное не предусмотрено законом.

Решение КС окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование решению влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81 Закона о Конституционном Суде РФ).

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос.деятельности, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ, это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием. == В Конституции РФ принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

== Обязательны не только для граждан, должн.лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов.

== (=истоки) Рождены практикой развития и совершенствования правосудия в РФ. Они также учитывают положительный опыт других стран, а также опыт международного сотрудничества.

Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность – это соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. и негос. учреждениями и организациями, их служащими и должн.лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Речь идет о действиях суда и о решениях суда. Нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст. 2 Конституции РФ).

Речь идет о неприкосновенности личности (жизнь, здоровье, произвольный арест), частной жизни, жилища.

Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 Конституции РФ)

Средства, обеспечивающие эти свойства, объединяются в три группы правил:

- правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая требования к кандидатам на эти должности,

- правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (подведомственности), а также его состава (подсудимости),

- правила, соблюдения которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе ФЗ. Независимым должен быть как сам гос.орган - суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия. Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами - судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юр.и и физ. лицами. Предусматривается ряд гарантий независимости судей:

- специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом; - запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности; - определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; - неприкосновенность судьи; - право судьи на отставку; - система органов судейского сообщества; - особый порядок предоставления материального и социального обеспечения и пр.

Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

- вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств. Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям. Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения: - осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи - пользоваться помощью специалиста - защитника. - обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно. - могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться, например в делах по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые др.случаи, установленные в УПК РСФСР.

Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

Лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере - то суд должен играть роль арбитра. То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен. Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора. Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.

Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 Конституции)

На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители СМИ. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса. ФЗ предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании: - во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны, - в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших. В любом случае провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения) производится открыто.

Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции)

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции).

Проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.

В Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., закреплен ряд демократических принципов правосудия, таких как:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.2, 18, 45).

- принцип законности (ст.15).

- осуществление правосудия только судом (ст.118).

- независимость судей (ст.120).

- самостоятельность судов (ст.10).

- несменяемость судей (ст.121).

- неприкосновенность судей (ст.122).

- открытость судопроизводства (ст.123).

- равноправие и состязательность сторон (ст.123).

- равенство всех перед законом и судом, недопущение какой-либо дискриминации (ст.19).

- право граждан на судебную защиту (ст.46).

- гарантия получения квалифицированной юридической помощи, в т.ч. защитника (адвоката) (ст.48).

- презумпция невиновности (ст.49).

- возможность пользования в суде родным языком (ст.26).

- участие граждан в отправлении правосудия (ст.32).

Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.

Суды общей юрисдикции; Военные суды; Арбитражные суды делятся на следующие звенья:

Районные суды; Суды армий, флотилии, соединений и гарнизонов; Арбитражные суды субъектов РФ

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Суды военных округов, флотов, видов и групп войск; Федеральные арбитражные суды округов (10 округов)

Верховный Суд РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ; Высший Арбитражный Суд РФ

Звено судебной системы - это суды, наделенные тождественными полномочиями. В России на звенья делятся подсистемы судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военные) и арбитражных судов.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о виновности (невиновности) подсудимого в совершении преступления и о применении (неприменении) уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности (недоказанности) предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу, а также в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации и их соотношение

Общая характеристика действующей судебной системы РФ.

Конституция РФ, ФКЗ "О судебной системе" 1996г

Суды в Российской Федерации делятся на федеральные и суды субъектов РФ.

Федеральные суды образуют три самостоятельные ветви.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции РФ).

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ (ст.126 Конституции РФ). Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, средним звеном - верховные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) суды, суды автономной области и автономных округов. К системе судов общей юрисдикции (через Военную коллегию Верховного Суда РФ) примыкает подсистема военных судов. Первым звеном военных судов являются гарнизонные суды, средним звеном - окружные (флотские) суды.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ (ст.127 Конституции РФ). Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. Средним звеном арбитражных судов являются федеральные арбитражные суды округов.

Низшим звеном системы судов общей юрисдикции, на уровне субъектов РФ, являются мировые судьи, подчиненные федеральным районным судам.

Также субъектами РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды, чьи функции примерно аналогичны функциям Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: