Конституционно правовые основы статуса президента республики беларусь как главы государства

Обновлено: 29.05.2023

Президент в любом государстве является главой государства, а в некоторых государствах является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. В конституционной практике такой статус президента относится к сильным президентам.
В РБ до 1996г. президент РБ являлся и главой государства и главой исполнительной власти. После референдума 1996г. президент РБ стал исключительно главой государства. Правовой статус президента определен конституцией, а именно разделом 4 главой 3, законом о президенте, а порядок его избрания детализирован избирательным кодексом. Согласно конституции президент является главой государства, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это положение закреплено в ст79 конституции. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории РБ не менее 10 лет перед выборами. Президент избирается на 5 лет народом РБ на основе всеобщего, равного, свободного и прямого избирательного права при тайном голосовании. До референдума 2004г. в конституции было закреплено положение о том, что одно и то же лицо может быть президентом не более 2 сроков.

Раскрыть основы правового статуса Президента Республики Беларусь.

Президент является главой государства, гарантом конституции, прав и свобод человека .Президент является высшим должностным лицом РБ, олицетворением единства народа, гарантирующим реализацию основного направления внутренней и внешней политики, представляющий РБ в отношении с государством и организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, её национальной безопасности и стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществляющий посредничество между органами государственной власти. Президент несёт ответственность перед народам РБ ,за исполнением своих обязательств. Президент осуществляет свою деятельность в целях развития РБ как унитарного, демократического, социального, правового государства, создающий условия для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, защиты прав и свобод человека, обеспечения равенства каждого перед законом. Президент представляет своё членство в политической партии и в общественном объединение, преследуемой политические цели на протяжении всего срока полномочий. Президент РБ может быть :Гражданин РБ по рождению, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами .Президент РБ избирается народам на основе всеобщего равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент не может быть :Депутат ,член совета республики, не может занимать другие должности в государстве, общественных и иных учреждений. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется законом. Препятствовать законной деятельности не допускается и преследуется по закону .Срок полномочия президента 5 лет, полномочия президента начинаются с момента принесения присяги и прекращение с момента принесением присяги вновь избранным президентом. Президент может быть досрочно освобождается от должности по состоянию здоровья.

Охарактеризовать порядок избрания Президента Республики Беларусь, порядок и основания досрочного прекращения его полномочий.

Кандидаты на должность президента выдвигаются граждане РБ, при наличии не менее 10 тысяч подписей избирателей. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании принимало участие более ½ граждан, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более ½ граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал достаточного количества голосов, то проводиться 2 тур по 2 кандидата, получивших наибольшее количество голосов.
Президент вступает в должность после принесения присяги (инаугурации) – официального и торжественного обещания высшего должностного лица государства добросовестно исполнять возложенный на него обязанности. Процедуру инаугурации проходят все вновь избранные президенты в торжественной обстановке, а произносимое обещание адресуется избирателям, представителям ветвей власти и всему народу государства. Текст присяги закреплен в ст.85 конституции. Даная статья также закрепляет положение, что присяга приноситься в торжественной обстановке в присутствии депутатов палаты представителей и членов совета республики, судей конституционного, верховного и высшего хозяйственного судов не позднее 2 месяцев со дня избрания президента. С момента принятия присяги вновь избранным президентом полномочия предыдущего президента прекращаются. Ст.84 конституции закрепляет основные полномочия президента.

Президент может в любое время подать в отставку. Она принимается палатой представителей. Ст. 88 конституции закрепляет положение о возможном прекращении полномочий президента, а именно: президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности президента. В этом случае решения принимаются большинством голосов (не менее 2/3) от полного состава палат парламента, а основанием является заключение специально созданной палатами комиссией. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены и другого тяжкого преступления. В случае смещения президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривает верховный суд.
В случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей, на основании, предусмотренном конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят премьер-министру.

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, в законе "О Президенте Республики Беларусь" и иных законодательных актах.

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

  • Президент избирается сроком на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется законом.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: "Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Президиума Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного и Верховного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.

Полномочия Президента Республики Беларусь

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь.

Президент:

Помимо этого Президент обладает иными полномочиями в сферах государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, социально-экономической политики, внешней политики, деятельности государственных органов и иных организаций по дебюрократизации государственного аппарата, а также по работе с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Акты Президента Республики Беларусь

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам.

Президент без галстука

Самые близкие люди - семья, самые теплые воспоминания - малая родина, то, что знакомо с детства - коса и поле… Чем увлекается белорусский лидер вне строгих рамок протокольных мероприятий? Самые интересные кадры из личного фотоархива Президента.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Правовое положение Президента Республики Беларусь определяется Конституцией, Законом «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. (с изм. и доп.), другими нормативными правовыми актами, в которых регулируются вопросы, касающиеся деятельности Президента Республики Беларусь.

В соответствии со ст.70 Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политик, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государственными и международными организациями.

Как правильно отмечается в юридической литературе, в качестве Главы государства президент «…не относится ник одной из ветвей власти, стоит над этими ветвями, обеспечивая их взаимодействие и преемственность» (см.: Петров А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.П.Петров. – Минск: Амалфея, 2011, с. 443).

Статья 3 Закона «О Президенте Республики Беларусь» устанавливает, что «Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспечения равенства каждого перед законом».

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность. Он также координирует деятельность государственных органов и осуществляет посредничество между ними.

Тем самым, Президент занимает особое место в системе государственных органов. Для выполнения своих функций он наделяется широкими полномочиями.

Полномочия Президента Республики Беларусь

Полномочия Президента Республики Беларусь определяются в Конституции (ст.ст.84, 85), Законе «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. (в редакции Закона от 7 июля 1997 г.), других законодательных актах.

В юридической литературе полномочия Президента Республики Беларусь подразделяются на группы: в сфере выборов и референдумов; в области формирования органов исполнительной власти; в области формирования других государственных органов; в сфере взаимодействия с парламентом; в области формирования органов судебной власти; в области безопасности и обороны; в области внешней политики; в области нормотворчества.

В сфере выборов и референдумов:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией.

В области формирования органов исполнительной власти:

1) с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра;

2) определяет структуру Правительства, назначает и освобождает членов Правительства, принимает решение о его отставке;

3) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента и другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте;

4) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

5) отменяет акты Правительства;

6) назначает на должности или дает согласие на назначение руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

В области формирования других государственных органов:

1) назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

2) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

3) назначает 6 членов Конституционного суда;

4) с согласия Совета Республики назначает на должность Генерального прокурора Республики Беларусь;

5) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка;

6) с согласия Совета Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля.

В сфере взаимодействия с Парламентом:

1) распускает палаты Парламента в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

2) назначает 8 членов Совета Республики;

4) назначает своего представителя в Парламенте;

5) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту;

6) подписывает законы либо возвращает их со своими возражениями в Палату представителей;

7) вносит в трехдневный срок на утверждение Совета Республики решение о введении чрезвычайного и военного положения или мобилизации.

В области формирования органов судебной власти:

1) назначает 6 судей Конституционного суда;

2) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда;

3) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда из числа судей этих судов;

4) назначает всех иных судей Республики Беларусь;

5) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, председателей и судей Верховного суда.

В области безопасности и обороны:

1) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

2) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь;

3) вводит в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

4) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь чрезвычайное положение;

5) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.

В области внешней политики:

1) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

2) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

3) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

В области нормотворчества:

1) обладает правом законодательной инициативы;

2) дает согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

3) вносит предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

4) подписывает законы;

5) имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

6) издает декреты, указы и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Кроме указанных полномочий, Президент Республики Беларусь обращается с посланиями к народу Республики Беларусь; награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; осуществляет помилование осужденных.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)


Институт президентства имеет продолжительную историю своего развития и становления. Впервые термин ”президент“ был использован в Конституции США 1787 года, в которой заложена идея о том, что исполнительная власть возлагается на одно должностное лицо – Президента, наделенного существенным объемом полномочий и занимающего ведущее место в политической системе общества. Среди европейских государств первыми президентскими республиками стали Франция и Швейцария (1848 год). В дальнейшем на протяжении ХХ столетия в различных формах институт президентства нашел свое закрепление и в других странах.

На сегодняшний день институт президентства учрежден более чем в 150 государствах, характерен для всех современных государств республиканской формы правления, в том числе и для стран Содружества Независимых Государств. При этом, несмотря на смысловое единство, в мировой практике встречаются различные наименования данного института. Например, во Франции используется термин ”президент Французской Республики“ (Président de la République Française), в Перу – ”президент республики“ (presidente de la republica), в Германии – ”Федеральный президент“ (Bundespräsident), в Казахстане – ”Первый Президент Республики Казахстан – Лидер Нации“ (Елбасы).

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Несмотря на провозглашение Беларуси суверенным и независимым государством в 1990 году, на протяжении еще нескольких лет в стране сохранялась структура высших органов государственной власти, характерная для БССР.

Ситуация изменилась в 1994 году с принятием Республикой Беларусь – новым суверенным государством – важнейшего политико-правового акта, обладающего высшей юридической силой, – Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Президент наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.

Вместе с тем анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве. В этой связи возникла необходимость перераспределения полномочий между ветвями власти и пересмотра роли Главы государства в обеспечении их взаимодействия и слаженной работы.

В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года ”О Президенте Республики Беларусь“ (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З), принятом на основе и во исполнение конституционных положений.

В новой редакции Конституции сохранены требования к кандидатам в Президенты, установленные Конституцией 1994 года. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом. В то же время наряду с предусмотренными ранее требованиями закреплены дополнительные требования к кандидатам в Президенты: быть гражданином Республики Беларусь по рождению и постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Это обусловлено необходимостью обеспечения более тесной связи кандидата в Президенты, призванного отстаивать интересы собственного народа, с Республикой Беларусь, а также направлено на исключение влияния других государств на формирование высших органов государственной власти.

Аналогичные требования относительно гражданства по рождению и ценза оседлости реализованы в конституционных нормах зарубежных государств. В частности, требование быть урожденным, а не натурализованным гражданином предъявляется к кандидату на пост президента США, Болгарии, Греции, Финляндии, Казахстана, Мексики, Монголии. В США кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет, в Казахстане – не менее 15 лет.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Статья 81 Конституции также предусматривает, что Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь. Тем самым закреплен важный демократический принцип проведения всеобщих прямых выборов Президента Республики Беларусь. В отличие от нашей Конституции в некоторых государствах выборы президента косвенные, что в определенной степени ограничивает активное избирательное право граждан и препятствует их непосредственному волеизъявлению. Например, в США Президент избирается коллегией выборщиков; в Греции, Венгрии, Чехии, Турции, Израиле – Парламентом; в Италии – специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами Парламента также из представителей территорий, на которые делится государство.

Конституция закрепляет важнейшие функции Президента, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества, и определяет его не только Главой государства, но и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Функция Президента как гаранта Конституции, обеспечивающего эффективное взаимодействие между органами государственной власти, имеет важнейшее значение для практической реализации принципа разделения властей, предусмотренного статьей 6 Конституции. Согласно Конституции Президент занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Наиболее наглядно роль Президента в системе разделения властей иллюстрируют его взаимоотношения с различными ветвями власти. Так, например, в сфере законодательной ветви власти Президент:

назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

подписывает законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления, имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству.

В отношении исполнительной ветви власти Президент:

определяет структуру Правительства Республики Беларусь, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка;

непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления, отменяет решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Следует отметить, что на протяжении всего периода развития рассматриваемого института Президентом пересматривается система республиканских органов государственного управления, уточняются функции органов исполнительной власти с учетом их адаптации к изменяющимся экономическим и социальным процессам в государстве. Значимым шагом по упорядочиванию системы республиканских органов государственного управления, сокращению их общего количества стал переход от трехзвенной системы республиканских органов государственного управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь) к двухзвенной (министерства и государственные комитеты).

Кроме того, Президентом на постоянной основе проводится оптимизация структуры государственных органов и численности их работников. Ярким примером такой деятельности является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168 ”О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников“, которым на 25 % сокращена численность государственных служащих в Республике Беларусь.

В целях обеспечения независимости и беспристрастности выполнения специальных задач и функций, а также повышения эффективности межведомственного взаимодействия в Беларуси создан целый ряд специализированных государственных органов, подчиненных непосредственно Главе государства (Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и др.).

В сфере взаимодействия с судебной ветвью власти Президент:

с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов;

с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

осуществляет помилование осужденных.

Вопросы совершенствования судебной системы и осуществления правосудия также находятся в центре внимания Главы государства. Основы такого совершенствования заложены в Послании о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 ”О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь“. Кроме того, в целях обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 ”О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь“ образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Некоторыми полномочиями Президент наделен в силу своего особого конституционно-правового статуса. Так, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Кроме того, Президент как Глава государства решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Для оперативного решения возникающих в государстве вопросов нашли широкое применение временные декреты, которые издаются Президентом в силу особой необходимости и сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 ”О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков“).

Немаловажное значение в политико-правовом, экономическом и социальном развитии государства имеют акты стратегического характера – директивы – указы программного характера, издаваемые Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. Всего было издано 5 директив. Ими определены стратегические направления развития государства в сферах обеспечения общественной безопасности и дисциплины, дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения, экономической безопасности, развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь. Принимая во внимание активное развитие отношений всестороннего стратегического партнерства Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, последней из изданных директив является Директива Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 ”О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой“, которой определены принципы и основные направления сотрудничества между государствами.

Наделение Президента такими полномочиями одновременно означает ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

В части взаимодействия с населением Президентом созывается Всебелорусское народное собрание, делегаты которого представляют все регионы республики. Основной целью проведения Всебелорусского народного собрания является обсуждение населением итогов реализации программы социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта новой программы на очередные пять лет. В определенном смысле данный форум – это отчет органов власти перед населением, на котором определяются стратегические задачи на перспективу.

Важной формой взаимодействия Главы государства с населением страны и его представителями (Парламентом) является обращение Президента с ежегодными Посланиями к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, в котором дается оценка текущей ситуации в стране, отражаются основные направления внутренней и внешней политики, ставятся конкретные задачи на ближайшую перспективу.

Следует отметить, что одним из показателей эффективности проводимой политики государства является уровень доверия населения республиканским институтам власти, особое место среди которых занимает именно Президент. Согласно результатам многочисленных социологических опросов подавляющее большинство населения страны доверяет Главе государства.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий созданы Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Администрация Президента Республики Беларусь обеспечивает реализацию полномочий Президента в области права, кадровой, социально-экономической и внешней политики, идеологии, а также иных функций Главы государства в различных сферах.

В части полномочий Президента в сфере национальной безопасности и обороны деятельность Президента обеспечивается Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, организационно-техническое обеспечение деятельности Президента осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Важно отметить, что для обеспечения стабильности функционирования института президентства Конституция предусматривает возможность изменения главы 3 раздела IV Конституции, содержащей конституционно-правовые нормы о статусе Президента, только путем референдума.

В целом институт сильной президентской власти, включающий не только статус арбитра между различными государственными органами, но и наделение его реальными полномочиями по определению государственной политики и ее реализации, характерен для многих стран на стадии формирования суверенного независимого государства. Сходный конституционно-правовой статус Президента как Главы государства закрепляется, например, в Армении, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации. Это обусловлено процессами стремительной трансформации политических, экономических и социальных отношений в этих государствах после распада СССР. Новый уклад общественной жизни, появление и развитие рыночных отношений, необходимость реформирования законодательства требуют слаженного взаимодействия всей системы органов государственной власти, а также принятия взвешенных политических решений. На этапе первоначального развития суверенной Беларуси институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти.

Принимая во внимание изложенное, можно констатировать, что институт президентства, несмотря на свою небольшую историю существования и развития в нашем государстве, завершил свое формирование и является неотъемлемым элементом системы высших органов государственной власти, выступает одним из важнейших ее символов и олицетворяет единство народа Беларуси.


Институт президентства имеет продолжительную историю своего развития и становления. Впервые термин ”президент“ был использован в Конституции США 1787 года, в которой заложена идея о том, что исполнительная власть возлагается на одно должностное лицо – Президента, наделенного существенным объемом полномочий и занимающего ведущее место в политической системе общества. Среди европейских государств первыми президентскими республиками стали Франция и Швейцария (1848 г.). В дальнейшем на протяжении ХХ столетия в различных формах институт президентства нашел свое закрепление и в других странах.

На сегодняшний день институт президентства учрежден более чем в 150 государствах, характерен для всех современных государств республиканской формы правления, в том числе и для стран Содружества Независимых Государств. При этом, несмотря на смысловое единство, в мировой практике встречаются различные наименования данного института. Например, во Франции используется термин ”президент Французской Республики“ (Président de la République Française), в Перу – ”президент республики“ (presidente de la republica), в Германии – президент страны (Bundesprasident), в Казахстане – ”Первый Президент Республики Казахстан – Лидер Нации“ (Елбасы).

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Несмотря на провозглашение Беларуси суверенным и независимым государством в 1990 году, на протяжении еще нескольких лет в стране сохранялась структура высших органов государственной власти, характерная для БССР.

Ситуация изменилась в 1994 году с принятием Республикой Беларусь – новым суверенным государством – важнейшего политико-правового акта, обладающего высшей юридической силой, – Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Президент наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве. Вместе с тем, фактически, роль Президента сводилась к руководству исполнительной ветвью власти.

Анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве. В этой связи возникла необходимость коренного пересмотра конституционных норм с целью перераспределения полномочий между ветвями власти и усиления роли Главы государства в обеспечении их взаимодействия и слаженной работы.

В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года ”О Президенте Республики Беларусь“ (в ред. Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З), принятом на основе и во исполнение конституционных положений.

В новой редакции Конституции сохранены требования к кандидатам в Президенты, установленные Конституцией 1994 года. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом. В то же время наряду с предусмотренными ранее требованиями закреплены дополнительные требования к кандидатам в Президенты: быть гражданином Республики Беларусь по рождению и постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Это обусловлено необходимостью обеспечения более тесной связи кандидата в Президенты, призванного отстаивать интересы собственного народа, с Республикой Беларусь, а также направлено на исключение влияния других государств на формирование высших органов государственной власти.

Аналогичные требования относительно гражданства по рождению и ценза оседлости реализованы в конституционных нормах зарубежных государств. В частности, требование быть урожденным, а не натурализованным гражданином предъявляется к кандидату на пост президента США, Болгарии, Греции, Финляндии, Казахстана, Мексики, Монголии. В США кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет, в Казахстане – не менее 15 лет.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Статья 81 Конституции также предусматривает, что Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь. Тем самым закреплен важный демократический принцип проведения всеобщих прямых выборов Президента Республики Беларусь. В отличие от нашей Конституции в некоторых государствах выборы Президента косвенные, что в определенной степени ограничивает активное избирательное право граждан и препятствует их непосредственному волеизъявлению. Например, в США Президент избирается коллегией выборщиков; в Греции, Венгрии, Чехии, Турции, Израиле – Парламентом; в Италии – специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также из представителей территорий, на которые делится государство.

Конституция закрепляет важнейшие функции Президента, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества, и определяет его не только Главой государства, но и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Функция Президента как гаранта Конституции, обеспечивающего эффективное взаимодействие между органами государственной власти, имеет важнейшее значение для практической реализации принципа разделения властей, предусмотренного статьей 6 Конституции. Согласно Конституции Президент занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Наиболее наглядно роль Президента в системе разделения властей иллюстрируют его взаимоотношения с различными ветвями власти. Так, например, в сфере законодательной ветви власти Президент:

назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

подписывает законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами самоуправления, имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству.

В отношении исполнительной ветви власти Президент:

определяет структуру Правительства Республики Беларусь, с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

с согласия Совета Республики назначает на должность, Председателя и членов Правления Национального банка;

непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления, отменяет решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Следует отметить, что если на первом этапе становления института президентства в рамках реализации Главой государства полномочий по определению структуры Правительства при формировании его нового состава после выборов Президента пересматривалась вся система республиканских органов государственного управления, то в дальнейшем происходит лишь уточнение и переориентация отдельных функций органов исполнительной власти при сохранении относительно устойчивой структуры Правительства в целом.

В то же время Президентом на постоянной основе проводится оптимизация структуры и численности государственных органов. Ярким примером является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168 ”О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников“.

В целях повышения эффективности выполнения возложенных на государство функций создаются новые государственные органы. В числе последних образованы Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202) и Следственный комитет Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 409).

В сфере взаимодействия с судебной ветвью власти Президент:

с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов;

с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

осуществляет помилование осужденных.

Вопросы совершенствования судебной системы и осуществления правосудия также находятся в центре внимания Главы государства. Основы такого совершенствования заложены в Послании о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454. Кроме того, в целях обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 ”О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь“ образован единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам –Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Некоторыми полномочиями Президент наделен в силу своего особого конституционно-правового статуса. Так, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Кроме того, Президент, как Глава государства, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Для оперативного решения возникающих в государстве вопросов нашли широкое применение временные декреты, которые издаются Президентом в силу особой необходимости и сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 ”О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков“).

Немаловажное значение в политико-правовом, экономическом и социальном развитии государства имеют акты стратегического характера – Директивы – указы программного характера, издаваемые Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. Всего было издано 5 Директив. Ими определены стратегические направления развития государства в сферах обеспечения общественной безопасности и дисциплины, дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения, экономической безопасности, развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь. Принимая во внимание активное развитие отношений всестороннего стратегического партнерства Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, последней из изданных Директив является Директива Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 ”О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой“, которой определены принципы и основные направления сотрудничества между государствами.

Наделение Президента такими полномочиями одновременно означает ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

В части взаимодействия с населением Президентом созывается Всебелорусское народное собрание, делегаты которого представляют все регионы республики. Основной целью проведения Всебелорусского народного собрания является обсуждение населением итогов реализации программы социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта новой программы на очередные пять лет. В определенном смысле это отчет органов власти перед населением, на котором определяются стратегические задачи на перспективу.

Важной формой взаимодействия Главы государства с населением страны и его представителями (Парламентом) является обращение Президента с ежегодными Посланиями к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, в котором дается оценка текущей ситуации в стране, отражаются основные направления внутренней и внешней политики, ставятся конкретные задачи на ближайшую перспективу.

Следует отметить, что одним из показателей эффективности проводимой политики государства является уровень доверия населения республиканским институтам власти, особое место среди которых занимает именно Президент. Согласно результатам многочисленных социологических опросов подавляющее большинство населения страны доверяет Главе государства.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий созданы Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Администрация Президента Республики Беларусь обеспечивает реализацию полномочий Президента в области права, кадровой, социально-экономической и внешней политики, идеологии, а также иных функций Главы государства в различных сферах.

В части полномочий Президента в сфере национальной безопасности и обороны деятельность Президента обеспечивается Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, организационно-техническое обеспечение деятельности Президента осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Важно отметить, что для обеспечения стабильности функционирования института президентства Конституция предусматривает возможность изменения главы 3 Конституции, содержащей конституционно-правовые нормы о статусе Президента, только путем референдума.

В целом институт сильной президентской власти, включающий не только статус арбитра между различными государственными органами, но и наделение его реальными полномочиями по определению государственной политики и ее реализации, характерен для многих стран на стадии формирования суверенного независимого государства. Сходный конституционно-правовой статус Президента как Главы государства закрепляется, например, в Армении, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации. Это обусловлено процессами стремительной трансформации политических, экономических и социальных отношений в этих государствах после распада СССР. Новый уклад общественной жизни, появление и развитие рыночных отношений, необходимость реформирования законодательства требуют слаженного взаимодействия всей системы органов государственной власти, а также принятия взвешенных политических решений. На этапе первоначального развития суверенной Беларуси институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти.

Принимая во внимание изложенное, можно констатировать, что институт президентства, несмотря на свою небольшую историю существования и развития в нашем государстве, завершил свое формирование и является неотъемлемым элементом системы высших органов государственной власти, выступает одним из важнейших ее символов и олицетворяет единство народа Беларуси.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: