Коллективный орган самоуправления в городе ведал судом сбором налогов ополчения что это
Обновлено: 06.06.2023
ВОЕВО́ДА (от старослав. «водить воев»), 1) в 10 – кон. 17 вв. военачальник в Др.-рус. государстве, Рус. государстве, России; с 16 в. осуществлял также и мобилизацию . До 15 в. слово «В.» неоднократно встречается в летописях (впервые – в «Повести временных лет», в рассказе о походах киевского кн. Святослава Игоревича ). Порядок воеводских назначений сложился с завершением формирования единой системы службы «по отечеству» (впервые отразилась в разряде – росписи войск – похода на Новгород 1478 вел. кн. московского Ивана III Васильевича ). Существовали полковые воеводы, командовавшие большим полком, полками левой и правой руки, передовым и сторожевым. Воевода большого полка командовал рус. войском или разрядом (5–6 полками) на отдельном стратегич. направлении, если в походе отсутствовал великий князь (царь). На эту должность в соответствии с принципами местничества обычно назначались наиболее родовитые лица из ближайшего царского окружения. Последние назначения относятся к Крымским походам 1687 и 1689. У полкового В. обычно имелся помощник, обладавший достаточным опытом в управлении войсками – второй воевода . Его компетенция и круг обязанностей устанавливались в каждом отдельном случае, а роль постепенно изменялась – от воен. советника при знатном, но неопытном командире до фактического командира отдельного соединения. Назначения В. большого полка и вторых В. оформлялись царской грамотой или приговором Боярской думы в случае начала войны (в 16 – нач. 17 вв. также в случае возможной войны – «по вестям»). Выделение артиллерии в отдельный род войск привело к появлению должности воеводы у наряда . Впервые он упомянут в разряде похода на Вел. кн-во Литовское 1534, последние назначения произведены в Смоленскую войну 1632–34. Как отдельные должностные лица в разряде Казанского похода 1551 названы ертаульные воеводы , командовавшие сторожевым конным отрядом, двигавшимся перед гл. силами (должность ликвидирована, видимо, в связи с созданием в 1571 регулярной линии Сторожевой и станичной службы). Во 2-й пол. 16 в. появились воеводы гуляй-города («гулявые» В.). Они выбирали места для установки гуляй-города и командовали гарнизоном крепости в случае нападения. Имели в подчинении 1 тыс. всадников «для разъездов и шпионства», в гарнизон гуляй-города входили артиллеристы. В 1-й пол. 17 в. «гулявый» В. превратился в командующего обозом. Во 2-й пол. 17 в., по мере распространения полков нового строя , разрядные полки во главе с В. фактически превратились в разновидность дворянского ополчения. С кон. 17 в. случаи назначения В. документами не фиксируются.
2) В 16–18 вв. глава местного воен.-адм. управления в Рус. гос-ве, России, Рос. империи. Городовые воеводы («годовые»; реже назывались осадными) назначались в пограничные города (крепости) или города, имевшие стратегич. значение, для организации их обороны или ведения боевых действий в прилегающих районах (впервые роспись В. «по городам» встречается в разрядах под 1516). До сер. 16 в. назначение городовых В. производилось в исключит. случаях, с упразднением института наместников (1555) постепенно стало повсеместным. Окончательно воеводская форма управления оформилась в нач. 17 в., когда в связи с событиями Смутного времени потребовалось значит. усиление власти местной администрации. Должность городового В. носила характер разового поручения (на 1–2 года), в редчайших случаях, по челобитным от населения, срок воеводских полномочий мог быть продлён. Назначение на должность производилось из дворян по царскому указу на основании челобитной того или иного лица о пожаловании его в городовые В.; в зависимости от степени важности города подбирались и соответствующие В. (напр., в Новгород назначались гл. обр. лица, имевшие чин боярина, реже – окольничего). Круг обязанностей В. определялся в индивидуальном порядке на основе данного ему наказа. Городовые В. организовывали выборы лиц в органы местного самоуправления (губные, земские и др.), надзирали за их деятельностью, следили за исполнением сословных служб дворянской корпорацией и посадом, контролировали взимание казённых сборов, утверждали в правах владения духовных и светских владельцев, следили за состоянием дорог и укреплений, ямской службой, иногда – казёнными и дворцовыми предприятиями. К юрисдикции городовых В. относились осн. уголовные и гражд. дела, за исключением т. н. изменных дел. Городовые В. командовали гор. гарнизоном, проводили мобилизацию дворянских сотен, гор. служилых и даточных людей, посылали их на службу, ведали обороной города и уезда (осуществляли походы собств. силами при региональных пограничных столкновениях и содействовали полковым воеводам в случае войны), иногда на них возлагались и дипломатич. обязанности. При них находились 1–2 помощника – вторые воеводы . Роль помощников могли также исполнять лица из местного гор. самоуправления (напр., городовой приказчик или губной староста). В ряд крупных городов назначались 2–3 полноправных В. (напр., в Астрахани в разные периоды находились трое В., а постоянно – двое: один ведал городом, другой – острогом). При городовых В. с кон. 16 в. создавались спец. канцелярии: приказные, судные и съезжие избы (с 1670-х гг. окончательно утвердился термин «приказная изба»). Губернской реформой 1708 должность городовых В. была упразднена. Однако указом имп. Екатерины I от 15(26).7.1726 для общего адм. управления городом и уездом должности В. восстановлены в тех городах, где они раньше существовали, иногда В. назывались «городничими», «комиссарами», «управителями». Назначались Сенатом, получали инструкции от него, возглавляли гор. воеводскую канцелярию. Должность окончательно ликвидирована в ходе губернской реформы 1775.
Провинциальные воеводы (деятельность начали в 1720–21, должность введена в 1719 при разделении губерний на провинции ) руководили провинц. магистратами, осуществляли надзор за исполнением законов и сбором подушных денег, заботились о безопасности провинции, исправности крепостных сооружений, способствовали развитию пром-сти, осуществляли «попечение» над учебными заведениями и госпиталями и пр. Они принимали на апелляцию судебные дела, рассматривавшиеся городовыми воеводами, судили церковных крестьян, приказных людей и др. Должность упразднена в ходе губернской реформы 1775, однако прекращение деятельности провинциальных В. происходило постепенно.
3) В Польше с 11 в. наместник короля в мирное время, гл. предводитель войска (после самого короля) – в военное; назначался королём из представителей знатных родов и сосредоточивал в своих руках значит. власть. После распада Польши (2-я четв. 12 в.) на неск. княжеств должность В. существовала в каждом из них. С 13–14 вв. В. стал руководителем местного управления и представлял интересы населения своего воеводства, руководил всеобщим ополчением шляхты воеводства («посполитым рушеньем»). Одновременно являлся членом королевского совета, а позднее – Сената. Должность ликвидирована после 3-го раздела Речи Посполитой. С 13–14 вв. должность В. существовала и в Вел. кн-ве Литовском. В Болгарии во время тур. владычества В. (войвода) – команд. повстанцами. Адм. и воен. должность В. существовала и в др. слав. странах, а также в Венгрии и Валахии.
Ты́сяцкий – должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи») , в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа.
Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году.
В период феодальной раздробленности с развитием городов усиливается роль городского ополчения, при этом возрастает и роль тысяцких, нередко поддержка тысяцкого решала вопрос о том, кто будет сидеть на княжеском столе. В некоторых случаях должность тысяцкого становилась наследственной.
С усилением Московского княжества роль тысяцких падает, и в 1374 московский князь Дмитрий Иванович Донской упраздняет в Москве эту должность.
Вечевой строй Новгородской республики наложил свой отпечаток на сущность должности тысяцкого. Также как и в других древнерусских городах, должность тысяцкого вырастает из сотенной структуры Великого Новгорода, но в отличие от других городов здесь сотенная система деления города сосуществует с более органичной кончанской системой (деление города на концы и улицы) , уходящей корнями в историческую топографию Новгорода и подчиненной боярскому управлению. Связанная с организацией княжеского управления в городе и распространяющаяся на пришлое население посада, сотенная система испытывает давление со стороны кончанского боярства, стремящегося поставить под республиканский контроль все органы власти в городе. Данное стремление в конце XII века воплощается в учреждении должности тысяцкого, избирание которого происходит на вече, что укрепляет позиции боярства, еще больше уменьшает роль князя в управлении государством и приводит к подчинению сотен общегородскому вечу и вхождению их в состав концов.
Первым новгородским тысяцким летописный список называет Миронега. Его избрание на должность тысяцкого происходит в период между 1185 и 1191 годами.
В отличие от других древнерусских городов в Великом Новгороде в XII – XIII веках деятельность тысяцких в первую очередь связана с представительством от житьих (меньших бояр) и черных людей (низшего, непривилегированного слоя жителей Новгорода) . В функции тысяцкого также входят торговый суд (в компетенцию торгового суда входили тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде) и организация наблюдения над торговыми мерами. Тысяцкие являются непременными участниками торговых договоров Новгорода, участвуют в переговорах с иностранными государствами и в посольствах к русским князьям.
Первые новгородские тысяцкие не были боярами, а избирались из житьих, и в своей деятельности тысяцкие не были подотчетны ни посаднику, ни боярам. Таким образом, через институт тысяцких осуществлялось участие в управлении государством и других сословий, помимо боярства.
Со второй четверти XIV века в тысяцкие начинают избирать бояр, которые таким образом захватывают второй (после должности посадника) из ключевых постов в управлении. Первым, кого избирают посадником после исполнения обязанностей тысяцкого стал боярин Остафья Дворянинец, в дальнейшем должность тысяцкого для многих деятелей республики становится ступенью перед избранием в посадники. Со времени посадничества Остафьи Дворянинца боярство окончательно берет под свой контроль сотенную систему, торговый суд, представительство же других сословий во власти становится фиктивным.
Наряду с изменениями в количественном составе посадников в конце XIV века вместо одного избирают уже шесть тысяцких, а ко второй половине XV века число тысяцких становится равным восьми, из их числа избирается степенной (главный) тысяцкий.
После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству должность тысяцкого окончательно упраздняется.
Ты́сяцкий – должностное лицо в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи») , в дальнейшем помимо военной функции тысяцкий приобретает и функции управителя городского округа.
Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году.
В период феодальной раздробленности с развитием городов усиливается роль городского ополчения, при этом возрастает и роль тысяцких, нередко поддержка тысяцкого решала вопрос о том, кто будет сидеть на княжеском столе. В некоторых случаях должность тысяцкого становилась наследственной.
С усилением Московского княжества роль тысяцких падает, и в 1374 московский князь Дмитрий Иванович Донской упраздняет в Москве эту должность.
Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам. В случае военной опасности тысяцкий становился одним из командующих новгородским ополчением.
Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или феодала. Города росли, богатели и уже не нуждались в покровительстве сеньора, который зачастую ограничивал их права. Некоторым крупным городам удаётся добиться независимости. Что обозначает каждый из терминов, связанных с устройством города?
Коммуна — город, освободившийся от власти сеньора.
Бургомистр — глава городского совета в Германии.
Мэр — глава городского совета во Франции и Англии.
Городской совет — коллективный орган самоуправления в городе, ведал судом, сбором налогов, ополчением.
Skysmart на схожие темы
Выбери на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходила Война Алой и Белой розы. Напиши его номер.
Высшее сословно-представительное учреждение во Франции, которое было впервые созвано в 1302 году по инициативе Филиппа IV Красивого.
Город, в прошлом называемый Византий, расположился на берегу пролива Босфор, тем самым став крупным транспортным узлом в Евразии, через который шла как сухопутная, так и морская торговля.
Государства халифата дали миру немало видных учёных и поэтов. Соедини имена наиболее известных из них с их характеристиками.
Длительный процесс отвоевания земель Пиренейского полуострова, занятых мусульманскими эмиратами, который продолжался около восьми столетий.
Для выплаты жалованья чиновникам и ведения войн этому королю требовалось много денег. Он решил прибегнуть к порче королевской монеты, за что получил прозвище «король-фальшивомонетчик». О ком идёт речь?
© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Установление царской власти .
Иван IV, прозванный в народе — Грозный, сын Василия III , был первым царем Руси.
Правителем он стал в три года в 1533 году, после смерти отца,
До исполнения Ивану 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская, то ест она была регентом.
Иван был свидетелем борьбы за власть боярских группировок — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет.
Когда происходило венчание Ивана IV на царство?
Венчание на царство произошло 16 января 1547 году. (Ивану IV было 16 лет).
Обряд венчания проводил митрополит Макарий, он возложив князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.
Причины принятия царского титула:
- демонстрация полной независимости Руси от Орды и, более того, равенств с нею;
- подчеркивание претензии Русского государства на византийское наследие;
- царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским.
- обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики: став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей.
- в Византии император фактически возглавлял даже церковь, все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси, власть царя стала почитаться как божественная.
После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ для создания органов сословно-представительной монархии.
Реформы середины XVI в.
Приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. Избранная рада провела ряд реформ.
- дворянин А. Ф. Адашев,
- священник Сильвестр,
- князь М. И. Воротынский,
- князь А. М. Курбский,
- боярин И. В. Шереметев,
- дьяк И. М. Висковатый,
- Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.
Основные реформы Избранной рады.
- Созыв Земского обора – высшего органа управления.
Февраль1549 года - Иваном IV был созван Земский собор - Собор примирения.
Цель: решение проблемы злоупотребления местных чиновников и отмена кормлений.
Земский собор – высший орган управления, собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян.
- Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Это был главный приказ, его возглавлял А.Ф. Адашев.
- Посольский приказ руководил внешней политикой России.
- Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, распределением служилых людей по полкам, обеспечением земельным и денежным жалованьем.
- Поместный приказ— ведал землевладением.
- Земский приказ – ведал управлением Москвы, сбором налогом с тяглового населения и судом над ними.
- Стрелецкий приказ – ведал стрелецким войском.
- Разбойный приказ – занимался судом над «лихими людьми».
- Ямской приказ– организация почтовой службы.
- Казанский приказ – ведал присоединёнными территориями.
- Реформа органов местного самоуправления.
В 1556 г. — реформа местного управления.
- наладить контроль центра над местным управлением,
- покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков,
- увеличить сбор налогов.
Основное содержание реформы местного управления.
1556 г. – отмена кормлений («кормление» — содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.)
- Введены должности выборных старост из дворян– губные старосты. Губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом. Старост избирали землевладельцы округа из своей среды.
- В помощь старостам выбирались "целовальники" (при вступлении в должность они целовали крест).
- Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а не дворяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты (то есть «от земли).
- В городах избирались городовые приказчики.
ВАЖНО!
Все избранные на выборные должности получали жалованье.
- вершили суд,
- следили за соблюдением законов и порядка,
- осуществляли сбор податей (денежных налогов).
Права самоуправления получило и духовенство.
Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.
- усиление контроля за деятельностью местных властей;
- появление заинтересованности в выборной должности, так как за неё платили жалованье,
1550 – принятие нового Судебника.
Цель: усиление царской власти.
- большая часть статей касалась управления и суда.
- пресекался произвол наместников.
- появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства, а также следили за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся – впервые было введено наказание для несправедливых судей.
- наказания других лиц зависело оно от сословной принадлежности потерпевшего;
- был подтверждён Юрьев день (право перехода в определённый период от одного помещика к другому), но значительно повышено пожилое (плата за пользование землёй помещика).
- 1550- создание стрелецкого войска.
- 1550- создание выборной «тысячи лучших слуг» - личной охраны царя.
- 1552- формирование конных сотен.
- 1556- «Уложение о службе».
- 1571- Пограничный устав.
- Развитие артиллерии.
1556 г.- принятие "Уложения о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы.
- начинало службы в армии с 15 лет.
- Вотчинники (бояре)несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли.
- Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф.
В итоге – значительное увеличение численности русской армии. Периодическое проведение военных смотров.
1550 г. – создание первого постоянного полурегулярного (так как в мирное время занимались не военным делом, а ремеслом) стрелецкого
войска, которое содержалось на средства казны.
Основной военной силой оставалось дворянское ополчение.
- Значительное повышение боеспособности армии.
- Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян),способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.
Таким образом, комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов позволил увеличить эффективность и численность войсковых соединений, заложил основы будущей регулярной армии, улучшил общую координацию армии, обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.
Церковная реформа – это комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.
Цель: попытка Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.
1551 г.- Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства ( название собор получил по количеству глав принятого документа – 100).
Цель: решение вопросов о жизни и быте служителей Православной Церкви, унификация обрядов и святых.
- приведение к единообразию церковных обрядов,
- признание всех местных святых общерусскими,
- разработаны правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня,
- запрещение заниматься священникам ростовщичеством,
- ограничение роста церковного землевладения,
- организация школ для подготовки священников,
- установление правил строительства церквей, написания икон.
- Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения.
- Земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении.
- собор способствовал централизации власти в стране,
- усилилась роль церкви.
Была проведена всеобщая перепись.
Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.
Введение новой системы налогообложения: прежний подворный налог был заменен поземельным - "большая соха".
Размеры сохи зависели от сословной принадлежности. Так у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой.
Ущемлялись и интересы церкви.
Помещики пользовались наибольшими привилегиями.
Опричнина и закрепощение крестьян.
В 1560 г. Иван IV распустил Избранную раду.
1565 г.- введение опричнины.
Цель опричнины – укрепление личной власти царя, используя метод усиления власти путем террора.
Опричнина – это и часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников.
Опричники принадлежали и полностью подчинялись царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.
- опричнину – часть государства, которой управлял царь,
- земщину – здесь властью была Боярская Дума.
От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым.
Самой кровопролитной расправой было шестинедельная расправа опричников над жителями Новгорода (1569-1570).
Установление царской власти .
Иван IV, прозванный в народе — Грозный, сын Василия III , был первым царем Руси.
Правителем он стал в три года в 1533 году, после смерти отца,
До исполнения Ивану 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская, то ест она была регентом.
Иван был свидетелем борьбы за власть боярских группировок — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет.
Когда происходило венчание Ивана IV на царство?
Венчание на царство произошло 16 января 1547 году. (Ивану IV было 16 лет).
Обряд венчания проводил митрополит Макарий, он возложив князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.
Причины принятия царского титула:
- демонстрация полной независимости Руси от Орды и, более того, равенств с нею;
- подчеркивание претензии Русского государства на византийское наследие;
- царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским.
- обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики: став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей.
- в Византии император фактически возглавлял даже церковь, все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси, власть царя стала почитаться как божественная.
После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ для создания органов сословно-представительной монархии.
Реформы середины XVI в.
Приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. Избранная рада провела ряд реформ.
- дворянин А. Ф. Адашев,
- священник Сильвестр,
- князь М. И. Воротынский,
- князь А. М. Курбский,
- боярин И. В. Шереметев,
- дьяк И. М. Висковатый,
- Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.
Основные реформы Избранной рады.
- Созыв Земского обора – высшего органа управления.
Февраль1549 года - Иваном IV был созван Земский собор - Собор примирения.
Цель: решение проблемы злоупотребления местных чиновников и отмена кормлений.
Земский собор – высший орган управления, собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян.
- Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Это был главный приказ, его возглавлял А.Ф. Адашев.
- Посольский приказ руководил внешней политикой России.
- Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, распределением служилых людей по полкам, обеспечением земельным и денежным жалованьем.
- Поместный приказ— ведал землевладением.
- Земский приказ – ведал управлением Москвы, сбором налогом с тяглового населения и судом над ними.
- Стрелецкий приказ – ведал стрелецким войском.
- Разбойный приказ – занимался судом над «лихими людьми».
- Ямской приказ– организация почтовой службы.
- Казанский приказ – ведал присоединёнными территориями.
- Реформа органов местного самоуправления.
В 1556 г. — реформа местного управления.
- наладить контроль центра над местным управлением,
- покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков,
- увеличить сбор налогов.
Основное содержание реформы местного управления.
1556 г. – отмена кормлений («кормление» — содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.)
- Введены должности выборных старост из дворян– губные старосты. Губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом. Старост избирали землевладельцы округа из своей среды.
- В помощь старостам выбирались "целовальники" (при вступлении в должность они целовали крест).
- Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а не дворяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты (то есть «от земли).
- В городах избирались городовые приказчики.
ВАЖНО!
Все избранные на выборные должности получали жалованье.
- вершили суд,
- следили за соблюдением законов и порядка,
- осуществляли сбор податей (денежных налогов).
Права самоуправления получило и духовенство.
Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.
- усиление контроля за деятельностью местных властей;
- появление заинтересованности в выборной должности, так как за неё платили жалованье,
1550 – принятие нового Судебника.
Цель: усиление царской власти.
- большая часть статей касалась управления и суда.
- пресекался произвол наместников.
- появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства, а также следили за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся – впервые было введено наказание для несправедливых судей.
- наказания других лиц зависело оно от сословной принадлежности потерпевшего;
- был подтверждён Юрьев день (право перехода в определённый период от одного помещика к другому), но значительно повышено пожилое (плата за пользование землёй помещика).
- 1550- создание стрелецкого войска.
- 1550- создание выборной «тысячи лучших слуг» - личной охраны царя.
- 1552- формирование конных сотен.
- 1556- «Уложение о службе».
- 1571- Пограничный устав.
- Развитие артиллерии.
1556 г.- принятие "Уложения о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы.
- начинало службы в армии с 15 лет.
- Вотчинники (бояре)несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли.
- Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф.
В итоге – значительное увеличение численности русской армии. Периодическое проведение военных смотров.
1550 г. – создание первого постоянного полурегулярного (так как в мирное время занимались не военным делом, а ремеслом) стрелецкого
войска, которое содержалось на средства казны.
Основной военной силой оставалось дворянское ополчение.
- Значительное повышение боеспособности армии.
- Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян),способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.
Таким образом, комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов позволил увеличить эффективность и численность войсковых соединений, заложил основы будущей регулярной армии, улучшил общую координацию армии, обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.
Церковная реформа – это комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.
Цель: попытка Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.
1551 г.- Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства ( название собор получил по количеству глав принятого документа – 100).
Цель: решение вопросов о жизни и быте служителей Православной Церкви, унификация обрядов и святых.
- приведение к единообразию церковных обрядов,
- признание всех местных святых общерусскими,
- разработаны правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня,
- запрещение заниматься священникам ростовщичеством,
- ограничение роста церковного землевладения,
- организация школ для подготовки священников,
- установление правил строительства церквей, написания икон.
- Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения.
- Земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении.
- собор способствовал централизации власти в стране,
- усилилась роль церкви.
Была проведена всеобщая перепись.
Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.
Введение новой системы налогообложения: прежний подворный налог был заменен поземельным - "большая соха".
Размеры сохи зависели от сословной принадлежности. Так у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой.
Ущемлялись и интересы церкви.
Помещики пользовались наибольшими привилегиями.
Опричнина и закрепощение крестьян.
В 1560 г. Иван IV распустил Избранную раду.
1565 г.- введение опричнины.
Цель опричнины – укрепление личной власти царя, используя метод усиления власти путем террора.
Опричнина – это и часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников.
Опричники принадлежали и полностью подчинялись царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.
- опричнину – часть государства, которой управлял царь,
- земщину – здесь властью была Боярская Дума.
От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым.
Самой кровопролитной расправой было шестинедельная расправа опричников над жителями Новгорода (1569-1570).
Автор статьи

Читайте также:
- Перечисли признаки на основе которых можно сделать вывод о правовом характере государства параграф 4
- Судебная практика по делам о признании о
- Юридическая ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение
- Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции
- Подписание межгосударственных соглашений о взаимном признании дипломов высшего образования это