Когда судебный надзор появился в россии как самостоятельный процессуально правовой институт

Обновлено: 24.09.2022

Эволюция надзорного производства в российском уголовном процессе

Возникновение надзорного производства исторически связано с периодом образования советского государства и поиском новых форм судопроизводства, призванных компенсировать последствия коренного слома дореволюционной судебной системы. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. были упразднены общие судебные установления, приостанавливалось действие института мировых судей, упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Принятый вслед за ним Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. упразднял институт апелляционного обжалования и допускал лишь кассацию как единственную форму проверки правосудности судебных решений. Образовавшаяся множественность кассационных инстанций, а также тот факт, что судейские кадры зачастую пополнялись из лиц, не имеющих юридического образования, неизбежно вели к разобщенности судебной практики. Преодолеть сложившуюся ситуацию было решено за счет создания проверочной инстанции, вышестоящей по отношению к кассации, которая могла бы взять на себя функции обеспечения единства судебной практики и контроля за деятельностью нижестоящих судов.

Первым шагом к этому стало принятие Положения о Высшем судебном контроле, утвержденного Декретом ВЦИК и СНК 10 марта 1921 г. В целях установления правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР на Народный комиссариат юстиции были возложены функции: а) общего надзора за деятельностью судебных органов; б) признания не имеющими законной силы приговоров или судебных решений, хотя и вступивших в законную силу, но требующих пересмотра. Осуществление административным органом (Наркомюстом) судебной функции надзора являлось временной мерой, введенной на довольно непродолжительный срок. Следующим шагом в развитии надзорного производства стало принятие Положения о судоустройстве 1922 г., учредившего Верховный Суд РСФСР, и последовавшее за этим введение нового УПК РСФСР 1 Первый УПК РСФСР 1922 г. действовал меньше года и каких-либо заметных изменений в развитие надзорного производства не внес. . Согласно УПК РСФСР 1923 г. право пересматривать судебные решения в надзорном порядке перешло к судебному органу - Верховному Суду РСФСР, действовавшему в составе Пленума и Президиума. Наличие единой надзорной инстанции подчеркивало исключительный характер пересмотра вступивших в законную силу судебных решений и полностью отвечало первоначальной задаче упорядочивания судебной практики.

Позднее в связи с большим объемом проверочных производств полномочия надзорной инстанции были дополнительно возложены на пленумы и президиумы губернских судов 2 Постановление ВЦИК от 17 декабря 1928 г. В УПК РСФСР 1923 г. процедуры производства в порядке надзора в Верховном Суде РСФСР и в губернских судах были дифференцированы (ст. 427-430, 440-444 УПК РСФСР 1923 г.). . В 1938 г. с принятием Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и ликвидацией пленумов и президиумов губернских судов круг надзорных инстанций вновь значительно сузился. Однако уже в 1954 г. он был снова расширен за счет образования президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей. С увеличением числа надзорных инстанций проявилась тенденция, направленная на превращение надзорного производства в еще одну ординарную форму проверки судебного решения (наряду с кассацией).

С принятием УПК РСФСР 1960 г. надзорное производство надежно укрепилось в системе проверочных инстанций и сохранилось в практически неизменном виде вплоть до введения действующего УПК РФ 2001 г. К основным чертам советского надзора можно отнести, во-первых, широкий предмет пересмотра, включавший проверку как законности, так и обоснованности вступившего в законную силу судебного решения. Во-вторых, ограниченный круг субъектов права надзорного опротестования судебных решений, к которым относились только должностные лица суда и прокуратуры 3 Протесты могли приносить только Прокурор РСФСР, Председатель Верховного Суда РСФСР и их заместители, председатели верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, прокуроры республики, края (области), города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 371 УПК РСФСР). Данное положение выступало гарантией стабильности вступившего в законную силу решения, создавая фильтр, препятствующий попаданию в суд надзорной инстанции явно необоснованных жалоб. . В-третьих, сложную трехэтапную структуру производства, состоявшую из: 1) рассмотрения жалоб (ходатайств, представлений) субъектами надзорного опротестования; 2) изучения дела и в необходимых случаях принесения надзорного протеста уполномоченным субъектом; 3) непосредственно рассмотрения дела в судебном заседании надзорной инстанции.

Характеризуя развитие надзорного производства в постсоветский период (до введения Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ) следует отметить, что при создании УПК РФ было принято важное решение изменить концепцию судебного надзора, максимально сориентировав его на защиту прав человека и в первую очередь лица, привлеченного к уголовной ответственности. Во-первых, ст. 405 УПК РФ в первоначальной редакции устанавливала абсолютный запрет ухудшать положение осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено) при пересмотре вступившего в законную силу решения суда. Это придавало надзорному производству действительно особый характер инстанции, действующей исключительно в интересах и в пользу осужденного. Однако «новаторская» позиция законодателя не нашла поддержки: Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П ст. 405, как ограничивающая право стороны обвинения на обжалование вступившего в законную силу решения суда, была признана противоречащей Конституции РФ, а надзорное производство вновь стало сложно отличить от обыкновенной проверочной инстанции 4 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива «Содействие», общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан». .

Во-вторых, полномочия высших должностных лиц суда и прокуратуры по опротестованию судебных решений, вступивших в законную силу, с принятием УПК РФ утратили свою исключительность в контексте надзорного производства. Порядок, при котором жалобы прочих участников судебного разбирательства выступали лишь поводами для принесения протеста и сами по себе не влекли рассмотрение дела в надзорной инстанции, ушел в прошлое. На смену ему пришло равное право сторон на надзорное обжалование приговоров и иных судебных решений, реализуемое прокурором посредством принесения надзорного представления, а иными участниками - путем подачи надзорных жалоб. Возложение на суд, согласно принципу состязательности, единственной функции осуществления правосудия предопределило лишение судей несвойственных им полномочий по принесению надзорных протестов. Предоставление права заинтересованным участникам судебного разбирательства самостоятельно обращаться с жалобами непосредственно в суд стало важным процессуальным механизмом защиты права каждого на судебную защиту и на обжалование решений суда.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ, давший начало новейшему этапу развития системы судов проверочных инстанций, надзорное производство затронул в значительно меньшей степени, нежели апелляционное и кассационное. По существу порядок производства остался прежним: были сохранены процедура и предмет пересмотра. Наиболее заметным изменением стала ликвидация инстанционности надзорного производства, вызванная тем, что функции надзорной инстанции в настоящее время возложены только на Президиум Верховного Суда РФ.

Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Во-первых, провозглашенный конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.

Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто явно необоснованно).

В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения.

Главной особенностью судебного надзора является то, что он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия.

Таким образом, надзорный пересмотр – это деятельность суда по проверке прежде всего правомерности вступивших в законную силу судебных решений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

При понимании существа надзорного пересмотра важно знать отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.

Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:

1) предметом кассационного обжалования служат только решения и определения суда первой инстанции, а в надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов любой инстанции;

2) по делу вследствие неоднократной отмены решений с направлением его на новое рассмотрение может состояться несколько судебных актов, однако возможность кассационного обжалования касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной

Глава XIX. Производство в надзорной инстанции

Глава XIX. Производство в надзорной инстанции §1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанцииВ разделе IV ГПК регламентируется производство по пересмотру решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Раздел состоит из двух глав (гл. 36—37). В

ТЕМА 18. ПРОИЗВОДСТВО В КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ТЕМА 18. ПРОИЗВОДСТВО В КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ 18.1. Понятие и задачи кассационного производства Сущность института обжалования состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать жалобу, а прокурор – принести кассационное

ТЕМА 20. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

ТЕМА 20. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ 20.1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и

Глава 41. Производство в суде надзорной инстанции

Глава 41. Производство в суде надзорной инстанции Статья 376. Право на обращение в суд надзорной инстанции 1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в

Статья 379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора

Статья 379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в статье 377 настоящего Кодекса подсудностью, по поручению председателя или

51. Производство в надзорной инстанции

51. Производство в надзорной инстанции Надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 16 ст. 5 УПК РФ).Судами надзорной инстанции

Глава 48. Производство в надзорной инстанции

Глава 48. Производство в надзорной инстанции Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда Статья 402 в той мере, в какой она не позволяет лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении

Глава 33 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений. Производство в надзорной инстанции

Глава 33 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений. Производство в надзорной инстанции Порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений установлен в ст. 376 ГПК РФ: 1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением

Глава 41. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Глава 41. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ СТАТЬЯ 376. Право на обращение в суд надзорной инстанции 1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в

СТАТЬЯ 380.1. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора

СТАТЬЯ 380.1. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора (введена Федеральным законом от 04.12.2007 № 330-ФЗ)Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376–378

СТАТЬЯ 384. Определение о передаче надзорной жалобы или предоставления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 384. Определение о передаче надзорной жалобы или предоставления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в

Глава 48. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Глава 48. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда 1. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель,

4.26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм главы 48 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции» от 11 января 2007 г. № 1[570]

4.26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм главы 48 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции» от 11 января 2007 г. № 1[570] В связи с вопросами, возникающими у судов при пересмотре

НАДЗОР СУДЕБНЫЙ — деятельность вышестоящих судов по проверке, в пределах своей компетенции, законности и обоснованности решений, приговоров. определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций. ВС республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области и автономного округа осуществляют Н.с. за судебной деятельностью районных (городских) народных судов. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, — Верховный Суд РФ. Согласно ст. 126 Конституции РФ, ФЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" ВС осуществляет в предусмотренных ФЗ РФ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды. Полномочия Н.с. в отношении арбитражных судов принадлежат ВАС (ст. 127 Конституции РФ, Закон о судебной системе). Н.с. осуществляется путем выявления и устранения допущенных судами ошибок и нарушений закона, отмены и изменения незаконных и необоснованных судебных решений. Н.с. не составляет какой-либо особой деятельности вышестоящих судов, а осуществляется путем рассмотрения дел: по кассационным и частным жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, не вступившие в законную силу (см. Кассация), по протестам в порядке надзора на судебные решения, вступившие в законную силу (см. Надзорное производство), по заключениям прокуроров в связи со вновь открывшимися обстоятельствами (см. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам). ВС на основе изучения и обобщения, рассмотренных дел дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Н.с. гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивает правильное и единообразное применение законов.

58. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ

58. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ Трудовые споры – это разрешаемые в установленном порядке неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда и их применения.Причины

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР Судебный надзор представляет собой процедуру, следуя которой судебная власть может контролировать действия, предпринимаемые исполнительной и законодательной ветвями власти, а также другими подчиненными им органами управления, с тем чтобы обеспечить

Передача под надзор

Передача под надзор ПЕРЕДАЧА ПОД НАДЗОР — согласно ст. 90 УК одна из принудительных мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести. Состоит в возложении на родителей

Прецедент судебный

Прецедент судебный ПРЕЦЕДЕНТ СУДЕБНЫЙ (лат. praecedens, praecedentis — идущий впереди, предшествующий) — решение суда (другого государственного органа) по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими

Судебный переводчик

Судебный переводчик СУДЕБНЫЙ ПЕРЕВОДЧИК — не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и привлеченное органом или лицом, в производстве которого находится дело, для участия в следственных и судебных действиях в

Судебный поединок

Судебный поединок СУДЕБНЫЙ ПОЕДИНОК — способ разрешения споров путем вооруженной борьбы сторон, применявшийся в средневековом судебном процессе. В русских юридических источниках XIII–XVI вв. носит название «поле».С.п. назначался не только между спорящими сторонами, но и

Судебный приказ

Судебный приказ СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ — в гражданском процессе постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании вещи от должника. С.п. имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится через 10 дней после

Судебный пристав

Судебный пристав СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ — особое государственное должностное лицо, на которое возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды),

Судебный иск к компании Samsung

Судебный иск к компании Samsung Южнокорейская компания Samsung Electronics и две ее дочерние компании, Samsung Electronics America и Samsung Semiconductor, расположенные на территории США, обвиняются в нарушении патентного права на жидкокристаллическую технологию. Представители Samsung никак не

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном гл. 48 УПК 8 . Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска (ст. 402 УПК).

Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Отличия производства в суде надзорной инстанции от производства в суде апелляционной и кассационной инстанции:

1) Надзорные жалобы направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, в то время как апелляционные и кассационные жалобы приносятся через суд, постановивший решение;

2) Апелляционное и кассационное производство по пересмотру судебных решений возбуждается по инициативе лиц, участвующих в деле и в соответствии с требованиями УПК имеющих право обжалования. Суд апелляционной и кассационной инстанции, получив соответственно апелляционную или кассационную жалобу, соответствующую требованиям закона, обязан возбудить производство по делу.

3) Надзорное производство может быть возбуждено исключительно по инициативе суда надзорной инстанции, если судья, заместитель председателя или председатель соответствующего суда примет такое решение.

В порядке надзора в соответствии со ст. 403 УПК могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – впрезидиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа;

2)судебные решения, указанные в п. 1, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;

3)приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

4)судебные решения, указанные в пункте 3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию ВС РФ;

5)определение Кассационной коллегии ВС РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания – в Президиум ВС РФ.

Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

- копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

- копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовномуделу;

- в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 405 УПК 9 .

Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной ст. 403 УПК, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1)об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2)о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Председатель ВС РФ либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановлениео возбуждении надзорного производства и передаче надзорныхжалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а ВС РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиума ВС РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиум ВС РФ выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10 ст. 407 УПК 10 .

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1)оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения – без изменения;

2)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4)отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5)отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6)внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных п. 2-6, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.

Пределы прав суда надзорной инстанции определяются ст. 410 УПК. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело. В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе:

1)устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2)предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

3)принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке. Объектами

19.1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

19.1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных

19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции

19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать

19.3. Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

19.3. Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.Дело,

Статья 379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора

Статья 379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в статье 377 настоящего Кодекса подсудностью, по поручению председателя или

Статья 384. Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции

Статья 384. Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции 1. Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:1) дату и место вынесения определения;2) фамилию и инициалы судьи,

Статья 386. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Статья 386. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции 1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.2. Дело,

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции Статья 410 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего уголовно-процессуального регулирования не допускают

Лекция №14. Пересмотр вступивших в законную силу решений суда в суде надзорной инстанции

Лекция №14. Пересмотр вступивших в законную силу решений суда в суде надзорной инстанции В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или

СТАТЬЯ 380.1. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора

СТАТЬЯ 380.1. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора (введена Федеральным законом от 04.12.2007 № 330-ФЗ)Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376–378

СТАТЬЯ 383. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 383. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или

СТАТЬЯ 384. Определение о передаче надзорной жалобы или предоставления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 384. Определение о передаче надзорной жалобы или предоставления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с

СТАТЬЯ 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Суд надзорной инстанции направляет лицам,

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции 1. Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации – не позднее 30 суток со дня принятия

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции 1. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.2. Если по уголовному делу осуждено

Судебный надзор Верховного Суда РФ. Надзорная функция - одна из трех функций, возложенных на Верховный Суд РФ согласно ст. 126 Конституции РФ: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики ». Во исполнение положений Конституции РФ действующий УПК РФ в главе 48 1 закрепил, что единственной судебной инстанцией, осуществляющей функцию судебного надзора, является Президиум Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 412 1 ).

Существо надзорных функций Верховного Суда РФ составляет проверка законности приговора, определения, постановления суда, вступившего в законную силу. Надзорная инстанция, не входя в исследование фактической стороны уголовного дела, анализирует только правильность применения норм материального и процессуального права.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:

  1. судебные решения, вынесенные по первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными и иными, приравненными к ним судами, если эти решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. судебные решения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  3. судебные решения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного Суда РФ в апелляционном порядке;
  4. судебные решения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного Суда РФ в кассационном порядке;
  5. постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Среди названных решений особого внимания заслуживает последний пункт, поскольку он имеет принципиальное значение при решении вопроса, являются ли непоколебимыми надзорные решения высшей судебной инстанции или они также подлежат потенциальному пересмотру самой же надзорной инстанцией? Ясно, что действующая редакция закона не оставляет сомнений во втором варианте ответа. При этом эффективность такого пересмотра довольно спорна по следующим соображениям.

Неотъемлемым правом каждого лица, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства, является право на справедливое судебное разбирательство, которое означает, что уголовное дело должно быть рассмотрено публично компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Обеспечение беспристрастности суда основывается на классическом юридическом принципе пето judex in propria causa и традиционно достигается за счет запрета повторного участия судьи в рассмотрении дела, если ранее тем или иным образом он уже принимал участие в его рассмотрении, а также в случае его прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела (ст. 61 и 63 УПК РФ). Обоснованные сомнения в беспристрастности судьи, по признанию Конституционного Суда РФ, возникают тогда, когда на рассмотрение судьи ставятся вопросы, относительно которых им ранее уже выносились соответствующие решения, так как судья не должен подвергать критике принятые им же решения либо осуществлять их пересмотр . Проверка Президиумом Верховного Суда РФ своих же надзорных постановлений, фактически разрешенная п. 5 ч. 3 ст. 412 1 УПК РФ, представляет собой производство, направленное на переоценку ранее сделанных выводов на основе повторного рассмотрения уже исследованных ранее материалов дела (дополнительные материалы в обоснование доводов жалобы сторонам представлять запрещено). Использование механизма пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, просто в целях проведения повторного рассмотрения недопустимо и противоречит принципу res judicata.

При этом участию судьи в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора не может препятствовать его предыдущее участие в вынесении по данному уголовному делу решений по тем или иным процессуальным вопросам, не касающимся предмета предстоящего судебного разбирательства. К примеру, это может быть постановление Президиума Верховного Суда РФ, вынесенное в порядке разрешения вопроса о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 417 УПК РФ).

Процессуальное руководство деятельностью нижестоящих судов: указания надзорной инстанции нижестоящим судам. В числе стоящих перед надзорной инстанцией задач (помимо выявления и исправления судебных ошибок и обеспечения единообразного толкования и применения закона), следует выделить еще одну - руководство деятельностью нижестоящих судов. В ее основе лежит право суда вышестоящей инстанции давать обязательные для исполнения указания нижестоящим судам. Такие указания могут быть даны только в предусмотренном процессуальном порядке и в установленных законом пределах, позволяющих гарантировать независимость нижестоящего суда при осуществлении правосудия.

Президиум Верховного Суда РФ, действуя как суд надзорной инстанции, вправе давать указания только в рамках производства по надзорной жалобе (представлению) и только тому суду, в который дело будет возвращено после отмены судебного решения. Они формулируются судом в мотивировочной части надзорного постановления и являются обязательными для суда, в который передано уголовное дело для нового рассмотрения.

Указания Президиума Верховного Суда РФ нижестоящим судам представляют собой требования об устранении выявленных в ходе надзорного производства нарушений закона. На практике такие требования формулируются достаточно широко, например: «при новом рассмотрении уголовного дела суду следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся доказательства по делу, рассмотреть содержащиеся в надзорной жалобе доводы, дать действиям осужденного правильную юридическую оценку и принять законное и обоснованное решение» 1 Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2010 г. по делу № 5-Д10-7. .

Важным моментом при оценке содержания указаний надзорной инстанции является то, что такие указания не могут касаться существа дела, предрешать выводы суда нижестоящей инстанции о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществах одних доказательств перед другими или определять, какое судебное решение должно быть принято по окончании производства (ч. 3 ст. 412 12 УПК РФ). Разрешение всех этих вопросов - исключительная компетенция суда, в производстве которого находится уголовное дело 3 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» (п. 3). . Какое бы то ни было вмешательство в отправление правосудия недопустимо. Это абсолютный запрет, следующий из конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: