Когда была создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Обновлено: 24.09.2022

Когда были образованы Росреестры и МФЦ какая организация предоставляла данные о наличии недвиженного имущества у граждан? Не БТИ ли?

Ответы на вопрос:

До 1998 года права в отношении сделок с недвижимым имуществом регистрировали органы БТИ, они же и предоставляли данные о наличии недвижимого имущества. Начиная с 1999 года функции перешли к специально созданным органам по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним (сейчас называемые органами Росреестра)

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 9 марта 2004 года № 314[4] «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указом Президента от 25 декабря 2008 года № 1847[5] переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), предусмотрен переходный период для передачи ей функций и полномочий упраздняемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография). С 1 марта 2009 года переходный период завершён.

Далее были образованы МФЦ.

История создания многофункциональных центров "Мои документы" 25 октября 2005 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Ч.3.ДАТОЙ государственной регистрации прав является день внесения соответствующих ЗАПИСЕЙ в Единый государственный реестр прав.

Исходя из выше изложенного:

Исходя из выше изложенного:

- ДО 1998 года регистрация ВСЕХ Сделок (купли-продажи, дарения, наследования и т.д.) на территории России производилась в БТИ.

Удачи вам Владимир Николаевич

г. Уфа 02.11.2020 г.

БТИ Данные о недвижимости граждан представлять имели до образования органов Росреестра (ранее это был учреждения Юстиции, управление по регистрации прав и прочее.. прочее)

Поэтому до ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сделок с ним»

БТИ ставили штамп договорах о регистрации вплоть до 1992 года и вносили сведения о правах собственников в реестровую книгу

Потом этим стали заниматься органы Администрации

И только после принятия закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Были организованы органы Росреестра

В Настоящее время именно Росреестр, ст. 8.1 ГК РФ.является органом, которое ведёт учёт объектов недвижимости

А МФЦ не является регистрирующим органом прав на недвижимость, это своего рода приём документов и передача их для отработки в Росреестр

До образования Росреестра и МФЦ сведения о наличии или отсутствия собственности выдавало БТИ (бюро технической инвентаризации).

С 31 января 1998 года вступил в силу федеральный закон №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

были установлены основные правила, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом.

В последующем полномочия по регистрации прав были переданы на федеральный уровень.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, была определена Росрегистрация. Служба была образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии

С момента вступления выше указанных законов в силу, если объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет в Росреестре, то о нем не будет сведений, в силу этого все объекты недвижимости должны быть на учете .



Деятельность


Государственные услуги и функции


Кадастровый учет и (или) регистрация прав


Сведения о создании учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Сведения о создании учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Наименование субъекта РФ, на территории которого осуществляли деятельность учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Дата начала работы

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия - Алания

Красноярский край
(в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;
Эвенкийский автономный округ)

01.01.1999
(08.10.1998)
(01.01.2000)

Архангельская область и
Ненецкий автономный округ

22.06.1998 (Архангельская область)
01.05.2000 (Ненецкий автономный округ)

Иркутская область
(в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ)

Камчатский край (ранее Камчатская область)
(в том числе Корякский автономный округ)

Магаданская область и
Чукотский автономный округ

01.01.2000 (Магаданская область)
22.02.2000 (Чукотский автономный округ)

Пермский край (ранее Пермская область)
(в том числе Коми-Пермяцкий автономный округ)

Забайкальский край (ранее Читинская область)
(в том числе Агинский Бурятский автономный округ)

Еврейская автономная область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

* Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории данных субъектов Российской Федерации были созданы и приступили к работе до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем, учитывая, что названный Федеральный закон вступил в силу 31.01.1998, в качестве даты начала осуществления государственной регистрации прав в установленном им порядке таким учреждением указана дата введения в действие данного Федерального закона (31.01.1998).

на недвижимое имущество и сделок с ним 20 лет!

2018 год – юбилейный для Росреестра и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации – отмечается 20 лет со дня создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно столько лет прошло с того дня, когда и в Омском регионе впервые распахнулись двери новой службы для граждан, пришедших зарегистрировать свои права на недвижимое имущество, и уже 19 января 1999 года было выдано первое свидетельство о праве собственности. Сегодня на вопросы газеты «Омская правда» отвечает руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ЧАПЛИН Сергей Александрович.

– Уважаемый Сергей Александрович, поздравляем вас и коллектив Управления с замечательным для регистрационной службы событием. Можно вспомнить, как с момента ее появления омичи для регистрации прав на свои земельные участки, дома и квартиры, дачи и гаражи потоком пошли «в юстицию»… Как всё начиналось?

– С «юстиции» все и начиналось. 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который стал точкой отсчета в создании системы государственной регистрации и становлении института государственных регистраторов в России. А 30 апреля того же года постановлением Губернатора Омской области было создано областное государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Другим постановлением Губернатора утверждено положение об Учреждении юстиции, согласно которому его задачами стали государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества на территории Омской области, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организация бессрочного хранения данного информационного ресурса. В этом же году, 17 сентября, приказом Минюста России начальником Учреждения юстиции – главным государственным регистратором прав Омской области был назначен Михайлюта Александр Павлович, который бессменно находился на этой должности до 31 декабря 2004 года – дня, который стал последним для омской регистрационной службы, действовавшей в формате Учреждения юстиции.

Обращу внимание на такой момент: учреждение создавалось постановлением Губернатора Омской области, но функционально находилось в сфере ведения Минюста России. Именно по этой причине первые шесть с небольшим лет люди ходили именно «в юстицию».

Также замечу, что эти годы были самым сложным этапом развития системы государственной регистрации прав, временем испытаний, серьезной и напряженной работы. Решались вопросы подбора квалифицированных кадров, подготовки государственных регистраторов, создания материально-технической базы, организации процесса государственной регистрации и взаимодействия с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными, судебными органами, иными организациями, связанными с вопросами оформления прав на недвижимость. Кроме того, Учреждение юстиции столкнулось с такими проблемами как отсутствие правоприменительной и судебной практики, методического материала по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В процессе становления, несмотря на все трудности, Учреждение заслужило уважение и признание со стороны государственных органов и иных учреждений и организаций. Созданная в Омской области система государственной регистрации прав на недвижимое имущество показала свою ценность не только в вопросах соблюдения прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений, но также имела большое значение для развития рынка недвижимости и экономики в нашем регионе.

– И вот сложный этап становления завершен, а люди продолжали ходить «в юстицию».

– И это следует объяснить результатом реорганизации территориальных органов и учреждений Минюста, происходившей в 2004 году. Тогда были упразднены Главное управление Минюста России по Омской области, Учреждение юстиции, о котором вели речь, при этом образовано Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое являлось территориальным органом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), действовавшей в сфере Минюста России. Слово «юстиция» в название новой службы не было включено, однако принадлежность её Минюсту сохранилась. Не случайно, наряду с основной задачей – государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним – службе были поставлены и новые, ранее находившиеся в сфере территориальных органов Минюста, задачи: контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния, государственная регистрация некоммерческих организаций (общественных и религиозных объединений), а также контроль и надзор за их деятельностью, контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков. Новая служба в Омском регионе приступила к своей деятельности с 1 января 2005 года, её руководителем стал государственный советник юстиции Российской Федерации второго класса Будылка Валерий Михайлович, ранее возглавлявший территориальный орган Минюста России.

– Многие вспоминают толпящихся людей у здания на Орджоникидзе, 56. Кто-то ночевал в машине, припаркованной у здания, чтобы стать первым в списке самоорганизованной очереди, кто-то подъезжал к 6 утра, чтобы оказаться в её голове, а не в хвосте…

– Этот период был характерен тем, что Главное управление, переименованное затем в Управление, занималось именно вопросом рассредоточения огромной очереди по городским округам с тем, чтобы у омичей было меньше проблем с подачей документов на регистрацию прав, получением документов после регистрации, чтобы офис приема-выдачи документов находился в районе проживания человека, был ближе к его дому, чтобы в нем были комфортные для заявителей условия. Нужно было решать вопросы по помещениям, взаимодействовать с мэрией Омска, Правительством Омской области. И офисы открывались. На Левом берегу Иртыша, в Нефтяниках, в Ленинском и Октябрьском округах города, а в Центральном округе уже был наш головной офис – по ул. Орджоникидзе. Ставилась задача, чтобы человек в очереди, согласно регламенту, находился не более 30 минут. И этот показатель был достигнут, что напрямую влияло на качество регистрационной деятельности Управления – по основным показателям оно занимало ведущие места в системе Росрегистрации. Этому способствовали сплоченность коллектива, направленная на решение задач государственной службы, его укрепление новыми профессиональными кадрами.

– А потом служба стала Росреестром, а люди по-прежнему шли «в юстицию»…

– Они ведь 10 лет ходили «в юстицию» и далее в обиходе продолжали употреблять это емкое выражение, хотя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года образовалась новая структура – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр), находящаяся уже в другом секторе отношений – в сфере деятельности Министерства экономического развития России. Наше Управление является территориальным органом Росреестра, который я возглавляю с 19 марта 2010 года. И скажу, основываясь на своем опыте, что люди уже твердо знают куда обращаться – они идут в МФЦ, то есть в офисы многофункционального центра, в которых сдают документы именно в Росреестр. А когда они хотят обратиться в Росреестр напрямую, направляют документы в Управление Росреестра по Омской области по почте или электронным способом – через сайт Росреестра в Интернете или через Единый портал государственных услуг, на котором также можно получить государственные услуги Росреестра.

– Насколько разнообразна деятельность регистрационной службы, которая реализуется в Омском регионе сегодня?

– Во-первых, ряд функций вернулся во вновь созданное территориальное Управление Минюста, а Управлению Росреестра добавлены функции по кадастровому учету недвижимости, оказанию государственных услуг в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также – в сфере ведения землеустройства, государственного мониторинга земель. Управление выполняет функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих. И все же главной задачей Управления была и остается государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Потому что в этом направлении мы работаем на людей самых различных трудовых профессий, составляющих большинство населения и имеющих в собственности не так уж много объектов недвижимости: квартиру, земельный участок с дачным домиком, у кого-то есть гараж. Мы стремимся создать для них такие условия, чтобы процесс постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и оформления прав на них был максимально упрощен, а предоставление государственных услуг в сфере недвижимости было максимально качественным и осуществлялось в более короткие сроки.

– И что-то уже сделано?

– Уже сегодня омичи не собирают справки для регистрации прав в различных инстанциях. За них это делает государственный регистратор по СМЭВ – системе межведомственного электронного взаимодействия.

Уже сегодня можно реализовать экстерриториальный принцип – зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, находящийся в другом регионе России, без поездки в этот регион. Достаточно обратиться в филиал кадастровой палаты, являющийся в Омске единственным пунктом приема заявлений на осуществление таких регистрационных действий.

История возникновения и развития деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество в России.

Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет глубокие исторические корни. Еще в древности люди стремились к тому, чтобы устанавливать какие-то внешние знаки, проводить какие-то ритуалы, которые свидетельствовали бы о существовании их прав на строение и землю.

Известно, что система государственной регистрации прав на недвижимое имущество сформировалась благодаря развитию залоговых отношений, так как лицо, предоставляющее кредит под залог недвижимости, должно иметь возможность получения достоверной информации об имуществе, предоставляемом в залог (не заложено ли оно другому лицу, не установлен ли сервитут?)

Прообраз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним начал формироваться с XVI века, когда впервые в России были предприняты попытки укрепления прав на недвижимость. С этой целью в XVI веке в период царствования Иоанна Грозного образуется Поместная изба, в ведении которой находилась в том числе регистрация изменений в сфере феодального землевладения (поместного, светского и церковного вотчинного). К XVI веку получило обязательный характер предписание предъявлять купчие в приказы. Подьячие записывали акты о продаже, дарении, мене в книги приказа, после чего приобретатель признавался собственником вотчины или поместья. В приказах, как в органах, обеспечивающих гарантии вещных прав, хранились дела о переходе земель, содержалась информация о составе имений и сделках с ними.

К XVII веку любая сделка по отчуждению недвижимости записывалась в приказах. Если объектом сделки являлась земля, то запись совершалась в Поместном приказе, если дом или двор - то в Земском приказе, а по городам - у воевод. По прошению приобретателя оформлялась отказная грамота, а иногда и вводная послушная грамота, которая обязывала крестьян повиноваться новому землевладельцу.

Полноценный государственный характер укреплению прав на недвижимость придал Петр I. С целью пресечения злоупотреблений в приказах со стороны подьячих он в 1719 году при Юстиц-коллегии создал «крепостную контору» (Палату крепостных дел), в которой совершалась запись крепостей на крестьян и земли. В 1721 году была учреждена Вотчинная коллегия – центральное правительственное учреждение, которое ведало делами, касавшимися землевладения и межевания совместно с крепостной конторой. Так было положено начало принципу публичности в вотчинных правоотношениях.

При Екатерине II функции регистрации залоговых прав перешли к губернским органам. Вместо Палаты крепостных дел совершение крепостных актов было возложено на гражданские палаты и уездные суды, при которых были организованы учреждения крепостных дел. Сюда же, в учреждения крепостных дел, приобретатели недвижимости должны были предъявлять также и акты для ввода во владение, призванные служить заменой справки, вводной, послушной и отказной грамот.

Со второй половины XIX века государственную регистрацию стали осуществлять нотариусы. При каждом окружном суде имелся нотариальный архив, им заведовал старший нотариус, состоявший на государственной службе.

В 1866 году было издано Положение о нотариальной части, в соответствии с которым акты на недвижимость (купчая крепость, закладная крепость и т.д.) должны быть совершены у младшего нотариуса и затем представлены на утверждение старшему нотариусу. Для совершения старшим нотариусом процедуры утверждения сделки ему в течение года должны были представить выписку из актов, в которую младший нотариус внес запись о совершении в нотариальной форме сделки с недвижимым имуществом. После уплаты пошлины и при отсутствии оснований для отказа старший нотариус утверждал представленную ему выписку, делал запись в крепостной книге и отметку в реестре крепостных дел. О содержании внесенной в книги записи старший нотариус обязан был сообщать земской или городской управе по месту нахождения недвижимости. На основании внесенной в крепостную книгу сделки старший нотариус выдавал сторонам выписку, которая являлась удостоверением права частных лиц на недвижимость.

При Александре III работа по совершенствованию системы регистрации велась в русле устранения недостатков «крепостного» (нотариального) порядка регистрации. Комиссия, работающая над составлением проекта Гражданского уложения, в 1892 году составила Вотчинный устав, который предусматривал введение института вотчинных книг, куда вносились записи о правах на недвижимость и сделках с ней при отчуждении недвижимости, ее залоге, при совершении сделок с недвижимым имуществом, требующих согласно закону совершения крепостного акта, при производстве межевания земли в порядке, установленном межевыми законами, и которые являлись единственным источником сведений о правовом положении каждого объекта недвижимости. Запись вносилась на основании заявления собственника при удостоверении его прав на это имущество, предоставлении сведений об ограничениях и обременениях на него. Авторы проекта предусмотрели создание специальных учреждений – «Вотчинных установлений», в ведении которых сосредоточивалось все производство по ведению вотчинных книг, внесение в них записей о правах на недвижимость и сделок с ней, а также совершение вотчинных актов.

После революции с последующими изменениями политического и экономического уклада нашей страны государственная регистрация прав на недвижимость утратила необходимость. Земля и другие виды недвижимости были национализированы. Исчез сам термин «недвижимость», его сменило понятие «основные фонды». В обороте находилась только личная собственность. Ведущее место занимали проблемы учета и инвентаризации, которые зачастую относили к государственной регистрации. Однако учет государственной собственности носил ведомственный, объектный или территориальный характер, что исключало потребность в единой государственной системе учета и инвентаризации недвижимого имущества.

Исторический опыт России по укреплению прав на недвижимость оставался невостребованным до конца XX столетия, пока вновь не возникла необходимость в государственной регистрации прав на недвижимость, обусловленная возрождением института частного права и проведением экономических реформ в стране. Развитие рынка недвижимости способствовало созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирующей единое правовое поле для рынка недвижимости на всей территории Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» установил, что каждому собственнику земельного участка должно выдаваться свидетельство на право собственности на землю, подлежащее регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации издал Указ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», предусматривавший необходимость создания единой системы регистрации и оформления документов о правах на недвижимость. Организация ведения земельного кадастра, регистрации прав на недвижимость возлагалась данным указом на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. Также планировалось создание поземельной книги.

Гражданский кодекс Российской Федерации впервые включил не отдельные положения о государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимости, а систему норм, призванную определить обязательность и правовое значение регистрации прав на объекты недвижимости.

21 июля 1997 года был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 31 января 1998 года до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции регистрацию прав должны были осуществлять органы кадастрового и технического учета (местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, БТИ). Создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во всех субъектах Российской Федерации завершилось 1 января 2000 г.

В октябре 2004 года была создана Федеральная регистрационная служба, а с 1 января 2005 года центральный аппарат и территориальные органы Федеральной регистрационной службы (правопреемники учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) приступили к осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Российской Федерации.

С 1998 по 2004 годы учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а с 2005 года по май 2008 года Федеральная регистрационная служба находились в ведении Минюста России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная регистрационная служба была переподчинена Министерству экономического развития Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.

В настоящее время систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации составляют:

-федеральный орган в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

-территориальные органы – управления Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенные на территории субъектов Российской Федерации.

Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457.

21 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на создание условий для функционирования единой федеральной системы в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость.


На создание единой информационной системы учета недвижимости ФГИС ЕГРН потребовалось около четырех лет. С октября этого года единая система заработала по всей стране, что значительно сократит сроки проведения регистрации прав и кадастрового учета, а сама процедура оказания государственных услуг в сфере оборота недвижимости серьезно упростится. Какую роль в решении этой задачи сыграла бывший глава Росреестра, а ныне вице-премьер правительства Виктория Абрамченко, в материале «Ленты.ру».

До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.

Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.

Виктория Абрамченко

Время перемен

Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.

За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.

По словам управляющего директора «Домклик» Сбербанка Алексея Лейпи, при Виктории Абрамченко Росреестр фактически перешел с бумажного оформления прав на цифровой формат. «Именно после прихода Абрамченко и ее команды на оказание услуг посмотрели по-новому. Росреестр начал создавать цифровые сервисы вместе с бизнесом для решения одной прикладной задачи — удобства потребителей. Например, развивалась электронная регистрация, когда купить квартиру и оформить на нее права собственности стало возможным в ипотечных центрах банков сразу на месте — без походов в МФЦ или сам Росреестр. Все внутренние процессы для обеспечения сделок проходили в электронной форме, а гражданин получал результат без хождения по инстанциям», — рассказывает Алексей Лейпи.


Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Объединить системы

Представляя нового руководителя ведомства, занимавший тогда должность первого вице-премьера правительства Игорь Шувалов отметил, что одной из первоочередных задач Росреестра должен стать запуск системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По его словам, новому руководству предстоит нелегкая работа по разработке электронной услуги, которая должна быть современной, прозрачной и способной помочь людям. «Вам нужно будет наладить работу ведомства, создать инфраструктуру, содействующую бизнесу, защищая собственника и одновременно делая налогообложение собственности понятным и прозрачным», — заявил первый вице-премьер. Он также отметил, что примером для Росреестра в сфере использования новейших технологий в области предоставления услуг гражданам может служить ФНС. «Технология работы в этом ведомстве построена так, что субъективное суждение или вмешательство чиновника там минимально. Поэтому и в Росреестре между услугой, которую необходимо оказать потребителю, и получателем этой услуги никого не должно быть. Это одна из основных задач, стоящих перед вашим ведомством», — подчеркнул Игорь Шувалов.

Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.


Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

«После федерализации cистемы регистрации прав, к сожалению, понизились доходы специалистов и начался отток квалифицированных кадров. Это был серьезнейший вызов не только для ведомства, но и для членов общественного совета Росреестра, на заседаниях которого открыто обсуждались проблемы, шли экспертные дискуссии и велся поиск решений. При этом необходимо было не просто удержать сотрудников, но и повысить компетенцию отраслевых специалистов Росреестра для качественных изменений учетно-регистрационных процедур. И Абрамченко это удалось: были внедрены новые стандарты оказания услуг, федеральный центр оказал необходимую поддержку, а профессия регистратора состоялась и стала важнейшей частью, обеспечивающей инфраструктуру рынка недвижимости» — говорит вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев.

Как рассказывала сама Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2020 года — в Росреестр она приходила на проект. «Этот проект был очень тяжелый и с точки зрения технологических решений, и с точки зрения организации», — отметила Абрамченко. «Передо мной и моей небольшой командой стояла задача запустить новую систему параллельно, не останавливая рынок недвижимости. Нужно было в боевом режиме, не останавливая ни на минуту регистрацию прав и кадастровый учет, запустить эти процедуры на новой системе. Это как если вы представите себе — перевести экипаж из одного движущегося автомобиля в другой, на высокой скорости, при том что второго автомобиля еще нет. Нам предстояло его создать из сотен разрозненных элементов, из разных узлов и систем. И мы с этим справились», — подчеркнула она.

Работа сделана

В новом правительстве Михаила Мишустина Виктория Абрамченко получила должность вице-премьера 21 января 2020 года. Она стала отвечать еще за сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды, лесной комплекс, но и продолжила курировать Росреестр, чтобы завершить внедрение новой системы. «Сейчас необходимо будет завершить внедрение ФГИС ЕГРН в 34 субъектах РФ. Я бы предложила начинать с больших территорий: Москвы, Московской области, с крупных субъектов Российской Федерации», — сказала Виктория Абрамченко, представляя коллективу Росреестра нового руководителя Олега Скуфинского.

Важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости завершился в конце октября. Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. «Работа по завершению перехода на единую централизованную систему была выполнена в максимально короткие сроки. Во взаимодействии с регионами с апреля текущего года к ФГИС ЕГРН были подключены крупнейшие по количеству сделок и объему данных субъекты РФ», — заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.


Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

«Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу, как ФГИС ЕГРН, — это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», — заявила вице-премьер. Она подчеркнула, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны отсутствует и в мире не существует ее аналогов. ФГИС ЕГРН — это более 10 петабайтов данных о недвижимости. Для сравнения: размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на Большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайтов.

Новые возможности

На практике сроки оказания государственных услуг благодаря системе нормативно сокращены в два раза, а в некоторых случаях — до трех рабочих дней, и даже меньше. «Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», — сообщила Виктория Абрамченко. В числе прочих изменений: получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости.

Как говорят эксперты рынка недвижимости, внедрение ФГИС ЕГРН — важный шаг по цифровизации рынка, который упростит сделки с жильем и в условиях пандемии. «Интегрированная база объектов недвижимости упростит межрегиональные сделки. Во-первых, покупатели и продавцы теперь могут находиться в разных городах. Во-вторых, сотрудникам Росреестра доступна информация не только о своем регионе, но и обо всех остальных», — прокомментировала ТАСС управляющий партнер риелторской компании «Метриум» Мария Литинецкая.

По ее словам, система позволяет удаленно получить информацию обо всех объектах недвижимости любого российского региона, у пользователей нет необходимости выходить из дома для получения выписки, оформить права на квартиру можно и из другого региона. «Во время пандемии коронавируса это становится особенно важно», — подчеркнула эксперт.

Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).

Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.

Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.

Сервис в пилотном режиме заработал в конце прошлого года в работающих на ФГИС ЕГРН регионах. «Я так понимаю, что были серьезные технические трудности, потому что в разных субъектах были разные программные обеспечения. Поэтому и в Москве сервис еще не запущен. Безусловно, теперь не надо ждать, там, три или раньше было и пять-десять дней. Можно получить это оперативно. Потому что вы получаете информацию не на какую-то прошедшую дату, а на текущий момент. И я думаю, что когда все регионы перейдут на единое программное обеспечение, то это повысит качество оказания государственных услуг и уровень защиты имущественных прав граждан», — комментировал запуск вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.

Другие задачи

До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов

«Практически каждое изменение законодательства требовало оперативных организационных изменений ведомства и технических доработок информационных систем для взаимодействия с отраслью. Например, когда вступил упрощенный порядок сделок с недвижимостью для владельцев с долевым участием. Россиянам уже не нужно тратить деньги и время на нотариуса, если в сделке участвуют все совладельцы. Это серьезно упростило процесс оформления договоров. При любых изменениях Росреестр быстро синхронизировался с сервисами бизнеса, проводил и так уже облегченные процедуры в цифровом виде», — подчеркивает Алексей Лейпи.

В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

«Необходимо устранить ведомственную разобщенность в вопросах определения границ земель и установления их правового режима. Поэтому мы систематизируем базы данных, чтобы учет и сведения обо всех землях были включены в единый государственный информационный ресурс», — приводила тогда пресс-служба вице-премьера слова Абрамченко.

Теперь перед Росреестром стоят новые задачи, курировать которые предстоит другому вице-премьеру. На днях кураторство над тематикой Росреестра было передано от Виктории Абрамченко Алексею Оверчуку. Он пришел в правительство из ФНС. Тематика, связанная с земельными отношениями и гражданским оборотом недвижимости, впервые выделена в отдельную сферу полномочий одного из вице-премьеров. По словам пресс-секретаря премьера Бориса Белякова, сейчас перед Росреестром поставлены новые задачи, связанные с созданием и развитием клиентских сервисов на базе цифровых технологий и международных практик. «В том числе Росреестру предстоит большая работа по интеграции геоданных с Федеральным адресным реестром ФНС», — отметил он.

Виктория Абрамченко продолжит курировать сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды. Кроме того, аналогичным «проектом» и по объему, и по значимости для Абрамченко в этом году стала работа по декриминализации и развитию лесного комплекса по итогам совещания, прошедшего 30 сентября у Президента России Владимира Путина.

«Изменение подходов к развитию отрасли мы рассматриваем через призму сразу нескольких направлений. Это и работа над нормативно-правовым регулированием, цифровизацией и усилением контроля. Именно эти блоки и соответствующие мероприятия вошли в план по декриминализации и развитию лесного комплекса», — сообщала позже Абрамченко.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: