Кодификация права международной ответственности статьи об ответственности государств 2001 года

Обновлено: 16.08.2022

"отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами:

1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственность государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

Ответственность государств за международно-противоправные деяния Часть первая. Международно-противоправное деяние государства Глава I. Общие принципы

Статья 1. Ответственность государства за международно-противоправное деяние

Любое международно-противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства.

Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства

Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:

а) совершается государством в соответствии с международным правом; и

b) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.

Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного

Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутреннему праву.

Глава II. Квалификация поведения государства

Статья 4. Поведение органов государства

1. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства в ссответствии с международным правом независимо от того, осуществляет этот орган законодательные, исполнительные, судебные или любые иные функции, независимо от положения, занимаемого им в организации государства, и независимо от его характера как органа центральной власти или административно-территориального деления государства.

2. Понятие "орган" включает любое лицо или образование, которое обладает таким статусом в соответствии с внутренним правом государства.

Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти

Поведение лица или образования, не являющегося органом государства в соответствии со статьей 4, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, должно рассматриваться как деяние данного государства в соответствии с международным правом, при условии, что лицо или образование в данном случае действует в этом качестве.

Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством

Поведение органа, предоставленного в распоряжение государства другим государством, должно рассматриваться как деяние первого государства в соответствии с международным правом, если данный орган действует в осуществление элементов государственной власти государства, в распоряжение которого он предоставлен.

Статья 7. Превышение власти или нарушение указаний

Поведение органа государства, или лица, или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, должны рассматриваться как деяние данного государства по международному праву, если орган, лицо или образование действует в этом качестве, даже если оно превышает свою власть или нарушает указания.

Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства при осуществлении такого поведения.

Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически осуществляет элементы государственной власти в отсутствие официальных властей или их недееспособности и в таких условиях, которые требуют осуществления этих элементов власти.

Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения

1. Поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства по международному праву.

2. Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существующего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву.

3. Настоящая статья не затрагивает квалификации любого поведения государству, как-либо связанного с поведением данного движения, которое рассматривается как деяние этого государства в силу статей 4-9.

Статья 11. Поведение, признанное и принятое государством как его собственное

Поведение, которое не может быть присвоено государству на основании предшествующих статей, тем не менее, будет рассматриваться как деяние этого государства по международному праву, если и в тех пределах, в каких это государство признает и принимает данное поведение как свое собственное.

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1).

отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме,

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1), пункты 72 и 73.

подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,

1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

  • Приложение. Ответственность государств за международно-противоправные деяния
    • Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)
      • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
        • Статья 1. Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
        • Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства
        • Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного
        • Статья 4. Поведение органов государства
        • Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
        • Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
        • Статья 7. Превышение полномочий или нарушение указаний
        • Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства
        • Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
        • Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения
        • Статья 11. Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
        • Статья 12. Наличие нарушения международно-правового обязательства
        • Статья 13. Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
        • Статья 14. Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
        • Статья 15. Нарушение, состоящее из составного деяния
        • Статья 16. Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
        • Статья 17. Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
        • Статья 18. Принуждение другого государства
        • Статья 19. Действие настоящей главы
        • Статья 20. Согласие
        • Статья 21. Самооборона
        • Статья 22. Контрмеры в связи с международно-противоправным деянием
        • Статья 23. Форс-мажор
        • Статья 24. Бедствие
        • Статья 25. Состояние необходимости
        • Статья 26. Соблюдение императивных норм
        • Статья 27. Последствия ссылки на обстоятельство, исключающее противоправность
        • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 28 - 33)
          • Статья 28. Юридические последствия международно-противоправного деяния
          • Статья 29. Сохранение обязанности по исполнению обязательства
          • Статья 30. Прекращение и неповторение деяния
          • Статья 31. Возмещение
          • Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право
          • Статья 33. Объем международно-правовых обязательств, установленных в настоящей части
          • Статья 34. Формы возмещения
          • Статья 35. Реституция
          • Статья 36. Компенсация
          • Статья 37. Сатисфакция
          • Статья 38. Проценты
          • Статья 39. Усугубление вреда
          • Статья 40. Применение настоящей главы
          • Статья 41. Особые последствия серьезного нарушения обязательства согласно настоящей главе
          • Глава I. Призвание государства к ответственности (ст.ст. 42 - 48)
            • Статья 42. Призвание к ответственности потерпевшим государством
            • Статья 43. Уведомление о требовании потерпевшим государством
            • Статья 44. Допустимость требований
            • Статья 45. Утрата права призывать к ответственности
            • Статья 46. Множественность потерпевших государств
            • Статья 47. Множественность ответственных государств
            • Статья 48. Призвание к ответственности государством, иным, чем потерпевшее государство
            • Статья 49. Цель и пределы контрмер
            • Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
            • Статья 51. Пропорциональность
            • Статья 52. Условия, относящиеся к применению контрмер
            • Статья 53. Прекращение контрмер
            • Статья 54. Меры, принимаемые государствами, иными, чем потерпевшее государство
            • Статья 55. Lex specialis
            • Статья 56. Вопросы ответственности государств, не регулируемые настоящими статьями
            • Статья 57. Ответственность международной организации
            • Статья 58. Индивидуальная ответственность
            • Статья 59. Устав Организации Объединенных Наций

            Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83
            "Ответственность государств за международно-противоправные деяния"

            рассмотрев главу IV доклада Комиссии международного права о работе ее пятьдесят третьей сессии*, в которой содержится проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния,

            отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме**,

            подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 a статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

            отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,

            1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

            2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

            3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

            4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

            85-е пленарное заседание,

            12 декабря 2001 года

            * Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (A/56/10 и Corr.1).

            ** Там же, пункты 72 и 73.

            Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

            Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

            Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83 "Ответственность государств за международно-противоправные деяния"

            • Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)
              • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
                • Статья 1. Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
                • Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства
                • Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного
                • Статья 4. Поведение органов государства
                • Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
                • Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
                • Статья 7. Превышение полномочий или нарушение указаний
                • Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства
                • Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
                • Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения
                • Статья 11. Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
                • Статья 12. Наличие нарушения международно-правового обязательства
                • Статья 13. Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
                • Статья 14. Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
                • Статья 15. Нарушение, состоящее из составного деяния
                • Статья 16. Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
                • Статья 17. Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
                • Статья 18. Принуждение другого государства
                • Статья 19. Действие настоящей главы
                • Статья 20. Согласие
                • Статья 21. Самооборона
                • Статья 22. Контрмеры в связи с международно-противоправным деянием
                • Статья 23. Форс-мажор
                • Статья 24. Бедствие
                • Статья 25. Состояние необходимости
                • Статья 26. Соблюдение императивных норм
                • Статья 27. Последствия ссылки на обстоятельство, исключающее противоправность
                • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 28 - 33)
                  • Статья 28. Юридические последствия международно-противоправного деяния
                  • Статья 29. Сохранение обязанности по исполнению обязательства
                  • Статья 30. Прекращение и неповторение деяния
                  • Статья 31. Возмещение
                  • Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право
                  • Статья 33. Объем международно-правовых обязательств, установленных в настоящей части
                  • Статья 34. Формы возмещения
                  • Статья 35. Реституция
                  • Статья 36. Компенсация
                  • Статья 37. Сатисфакция
                  • Статья 38. Проценты
                  • Статья 39. Усугубление вреда
                  • Статья 40. Применение настоящей главы
                  • Статья 41. Особые последствия серьезного нарушения обязательства согласно настоящей главе
                  • Глава I. Призвание государства к ответственности (ст.ст. 42 - 48)
                    • Статья 42. Призвание к ответственности потерпевшим государством
                    • Статья 43. Уведомление о требовании потерпевшим государством
                    • Статья 44. Допустимость требований
                    • Статья 45. Утрата права призывать к ответственности
                    • Статья 46. Множественность потерпевших государств
                    • Статья 47. Множественность ответственных государств
                    • Статья 48. Призвание к ответственности государством, иным, чем потерпевшее государство
                    • Статья 49. Цель и пределы контрмер
                    • Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
                    • Статья 51. Пропорциональность
                    • Статья 52. Условия, относящиеся к применению контрмер
                    • Статья 53. Прекращение контрмер
                    • Статья 54. Меры, принимаемые государствами, иными, чем потерпевшее государство
                    • Статья 55. Lex specialis
                    • Статья 56. Вопросы ответственности государств, не регулируемые настоящими статьями
                    • Статья 57. Ответственность международной организации
                    • Статья 58. Индивидуальная ответственность
                    • Статья 59. Устав Организации Объединенных Наций

                    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

                    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

                    1 Исследователь теории международно-правовой ответственности И. Лукашук отмечает, что документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В древнеиндийских Законах Ману говорилось: враг – это ваш сосед. В собрании политической мудрости Древней Индии – Артхашастре, принадлежащего перу легендарного Каутильи (4-3 век до н.э.), относительно мирных договоров сказано, что они должны заключаться с равными или более сильными, а ан слабых надо нападать. Задачи послов – приобретение друзей, интриги, организация ссор между друзьями, использование секретных сил. Субъектами международных отношений были не государства, а их правители. Войны были обычным явлением. Не существовало норм об ответственности государств.

                    Развитие международного права в 19 веке связано с увеличением числа межгосударственных договоров, возникновением первых международных организаций (Всемирный почтовый союз в 1874), который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников.

                    Первая попытка разработать проблему международной ответственности была сделана во второй половине 19 века немецким юристом А.-Г. Гефтером. Он перенес в международное право гражданско-правовые понятия об ответственности из контракта и ответственности из деликта.

                    2 Развитие института международной ответственности связано с развитием всего международно-правового регулирования, т.е. с развитием системы международных договоров. Вопросам ответственности государств посвящен ряд положений Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Конвенция 1907 года о соблюдении законов и обычаев сухопутной войны установила, воюющая сторона, которая нарушила соответствующие нормы, будет нести материальную ответственность и обязана выплатить компенсацию.

                    Основы правил поведения субъектов международного права заложил Устав ООН 1945 года. Правовые основания международной ответственности заложены в положениях Венских конвенции о праве международных договоров, о дипломатических сношениях. Правила поведения государств на море и использование морских путей и природных ресурсов сведены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

                    Значительное число норм, относящихся к ответственности, содержится в праве международных договоров, например, прекращение нарушенного договора, признание ничтожным договора, навязанного силой.

                    3 Несмотря на все возрастающую роль конвенционного права, международные обычаи по-прежнему остаются основным источником права международной ответственности. Роль обычая в этой области права объясняется отсутствием единого кодифицированного акта, который бы регулировал все отношения по поводу привлечения к международно-правовой ответственности. Однако при определении наличия обычно-правовой нормы возникает проблема доказывания opinio juris.

                    О pinio juris это убеждение субъектов международного права в юридической полноценности правовой нормы. На практике это означает признание государством определенного правила поведения в качестве нормы международного права. При создании договорной нормы opinio juris имеет явно выраженный характер, при создании обычной нормы – молчаливый. Доказательство существования opinio juris представляет проблему при определении нормы обычного права. Как правило вопрос об opinio juris возникает в связи с обычными нормами. В решении Международного Суда о континентальном шельфе Северного моря говорится, что действия, образующие установившуюся практику, «должны быть такими, или осуществляться таким образом, чтобы демонстрировать убежденность, что эта практика является обязательной в результате существования нормы права, предписывающей её… Поэтому соответствующие государства должны сознавать, что они следуют тому, что достигает уровня юридического обязательства. Регулярность действий или даже их обычный характер сами по себе не достаточны». Наличие международного opinio juris необходимо для того, чтобы обычай носил юридический характер в отличие от обыкновений вежливости, целесообразности, традиции.




                    4 Однако, специального международно-правового документа, в котором в систематизированном виде были бы изложены положения об основаниях и порядке наступления международной ответственности государств, не было. Кодификация права международной ответственности в виде отдельных документов начала проводиться с середины 20-х годов 20 века. В этой работе принимали участие и Институт международного права, и юридический факультет Гарвардского университета в 1929 году («Международная ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или имуществу иностранцев»).

                    Официальная кодификация права международной ответственности государств проводилась Комиссией международного права ООН с 1953 по 2000 годы. К 1979 году Комиссия представила Проект Статей об ответственности государств, в котором первая часть – происхождение международной ответственности, часть вторая – содержание, формы и объем ответственности, третья часть- имплементация ответственности. Всего 19 статей. Проект включал наименования международных правонарушений. Содержались также положения об обстоятельствах, исключающих международную ответственность (форс-мажор, самооборона, бедствие и р.).

                    12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, которая в качестве приложения содержит документ «Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Документ содержит 59 статей, определяющих основные правила квалификации деяния государств, общие принципы привлечения к ответственности, обстоятельства, исключающие ответственность, принципы возмещения ущерба, признание потерпевшим государством. Принятые статьи не касаются ответственности международных организаций, индивидуальной ответственности лиц, действующих от имени государства. Статьи не затрагивают международной ответственности за ущерб, причиненный правомерной деятельностью, ответственности за риск.

                    В части 1 Документа «Международно-противоправное деяние государства» предлагается поведение органа государства рассматривать как деяние этого государства и в качестве возможности для наступления международно-правовой ответственности (ст. 4). К деянию государства приравниваются поведение лиц, осуществляющих элементы государственной власти, поведение под руководством или контролем государства, поведение кого-либо, которое будет признано государством как его собственное. Статья 12 дает понятие международного правонарушения. Статья 14 использует понятие длящегося международного правонарушения. Глава 4 предусматривает возможность международной ответственности за соучастие, например. Оказание помощи в противоправном деянии, действие под контролем государства-нарушителя. В Главе 5 перечисляются обстоятельства при наличии которых исключается противоправность деяния – согласие., самооборона, форс-мажор, бедствие, состояние необходимости. Часть 2 Документа дает содержание международной ответственности. Международная ответственность трактуется как юридическое последствие международного правонарушения, разработаны специальные принципы ответственности. В качестве форм возмещения вреда называются реституции, компенсация, сатисфакция, проценты. Часть 3 содержит ряд процессуальных положений призвания к международной ответственности государства-нарушителя, права потерпевшего государства. Порядок признания потерпевшим государством, множественность потерпевших государств. Статья 48 допускает возможность призвания нарушителя к ответственности государством, которое не является потерпевшим государством.

                    Основная литература: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 17

                    Автор статьи

                    Куприянов Денис Юрьевич

                    Куприянов Денис Юрьевич

                    Юрист частного права

                    Страница автора

                    Читайте также: