Кем утверждается заявка на обеспечение безопасности судебных приставов исполнителей

Обновлено: 29.01.2023

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по управлению учетными записями пользователей в подсистемах автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов.

2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьеву Т.П.

службы судебных приставов -

главный судебный пристав

Приказом ФССП России

от 2 апреля 2014 г. N 116

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧЕТНЫМИ

ЗАПИСЯМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ПОДСИСТЕМАХ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации работы по управлению учетными записями пользователей в подсистемах АИС ФССП России разработано в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" в целях организации системного, упорядоченного подхода к управлению учетными записями, своевременному созданию, блокированию учетных записей работников центрального аппарата (территориальных органов) ФССП России для содействия работникам в выполнении работы. Положение направлено на повышение эффективности мер по исключению:

неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации (обеспечение конфиденциальности информации);

неправомерного уничтожения или модифицирования информации (обеспечение целостности информации);

неправомерного блокирования информации (обеспечение доступности информации).

1.2. Процесс управления учетными записями и правами доступа пользователей является неотъемлемой частью администрирования системы защиты информации в подсистемах АИС ФССП России.

1.3. Для осуществления управления учетными записями пользователей в АИС ФССП России используется сервис управления учетными записями подсистемы технологического мониторинга и администрирования АИС ФССП России (далее - Подсистема ТМА).

Подсистема ТМА предназначена для администрирования системного каталога, обеспечения контроля состояния подсистем и информационных потоков АИС ФССП России, механизмов гарантированной доставки и обновления подсистем, процессов аутентификации и авторизации пользователей и подсистем.

1.4. Функциями Подсистемы ТМА АИС ФССП России в части обеспечения администрирования системного каталога и управления учетными записями являются:

управление (заведение, блокирование) учетными записями пользователей, а также подсистем (технологических пользователей);

реализация необходимых методов (дискреционный, ролевой), типов (чтение, запись, выполнение или иной тип) и правил разграничения доступа;

разделение прав доступа (ролей) пользователей, администраторов и лиц, обеспечивающих функционирование информационной системы;

назначение минимально необходимых прав и привилегий пользователям, администраторам и лицам, обеспечивающим функционирование информационной системы;

оповещение администратора, осуществляющего управление учетными записями пользователей, об изменении сведений о пользователях, обязанностях, правах доступа, ограничениях.

1.5. Для аутентификации и авторизации пользователей подсистем АИС ФССП России федерального и регионального уровней используется распределенный ведомственный системный каталог на базе OpenLDAP, входящий в состав Подсистемы ТМА.

1.6. Ведомственный системный каталог на базе OpenLDAP может использоваться для аутентификации и авторизации пользователей в иных информационных системах территориальных органов ФССП России.

II. Пользователи и уровни доступа в подсистемах

АИС ФССП России

2.1. К пользователям в подсистемах АИС ФССП России в целях настоящего документа относятся работники центрального аппарата (территориальных органов) ФССП России, выполняющие свои должностные обязанности (функции) с использованием АИС ФССП России в соответствии с должностными регламентами (инструкциями).

В качестве пользователей дополнительно рассматриваются работники, привлекаемые на договорной основе для обеспечения функционирования АИС ФССП России (ремонт, гарантийное обслуживание, регламентные и иные работы) в соответствии с организационно-распорядительными документами ФССП России и в отношении которых в АИС ФССП России проведена процедура предоставления доступа к ресурсам АИС ФССП России.

В качестве технологических пользователей рассматриваются подсистемы АИС ФССП России, а также подсистемы, не являющиеся подсистемами АИС ФССП России.

2.2. Пользователь АИС ФССП России в центральном аппарате (территориальном органе) ФССП России, в зависимости от присвоенных прав доступа, имеет возможность работы на трех уровнях доступа: федеральном, региональном и местном.

Федеральный уровень предоставляет право работы в подсистемах ведомственной статистики, межведомственного взаимодействия, нормативно-справочной информации, ведомственного служебного портала, сервиса технической поддержки АИС ФССП России.

Региональный уровень доступа предоставляет право работы в подсистеме ТМА, подсистемах ведомственной статистики и электронного документооборота АИС ФССП России территориального органа ФССП России.

На местном уровне пользователи получают доступ к подсистеме "Отдел судебных приставов" (далее - ПК ОСП) АИС ФССП России территориального органа ФССП России.

2.3. Для создания резервных копий, выполнения системных задач, диагностики баз данных в подсистемах АИС ФССП России используется системная учетная запись sysdba.

III. Заведение учетных записей пользователей, в том числе

технологических пользователей в подсистемах АИС ФССП России

3.1. В центральном аппарате (территориальных органах) ФССП России определяется должностное лицо, входящее в состав подразделения по обеспечению информационной безопасности, ответственное за управление учетными записями в подсистемах АИС ФССП России (далее - администратор по УУЗП);

3.2. Доступ к ресурсам АИС ФССП России в центральном аппарате (территориальных органах) ФССП России предоставляется пользователям, прошедшим процедуру заведения учетной записи.

3.3. Процедура заведения учетной записи:

для государственного гражданского служащего центрального аппарата (территориального органа) ФССП России, работника, замещающего должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы, проводится на основании приказа о назначении на должность, приказа о командировании;

для лица, не являющегося работником центрального аппарата (территориального органа) ФССП России, проводится на основании согласия субъекта о неразглашении информации, в отношении которой установлены требования по обеспечению ее конфиденциальности, с указанием реквизитов государственного контракта или иного документа, предусматривающего допуск субъекта к ресурсам АИС ФССП России;

для технологических пользователей подсистем АИС ФССП России, в том числе подсистем, не являющихся подсистемами АИС ФССП России, производится на основании приказов, соглашений, регламентов и (или) иных документов, определяющих порядок работы (доступа) в подсистемах АИС ФССП России.

3.4. Процедура заведения учетной записи в подсистемах АИС ФССП России проводится не позднее одного рабочего дня с момента передачи регистрационной информации кадровым подразделением центрального аппарата (территориального органа) ФССП России в подразделение по обеспечению информационной безопасности центрального аппарата (территориального органа) ФССП России и включает в себя следующие работы в указанном порядке:

Формирование учетной записи пользователя и первичного пароля. После регистрации пользователя и проведения верификации администратор по УУЗП производит действия по формированию учетной записи пользователя и первичного пароля. Первичный пароль не противоречит п. 5.1 Положения и сменяется пользователем при первой аутентификации.

Назначение прав доступа путем использования групповых шаблонов наборов ролей. Права доступа на работу в подсистемах АИС ФССП России учетной записи пользователя назначаются в соответствии с должностными обязанностями пользователя или иным документом, определяющим порядок работы пользователя в подсистемах АИС ФССП России. При этом права доступа назначаются путем использования справочника "Шаблоны наборов ролей" (Приложение N 1), определяющего для каждого направления деятельности либо должности минимальный необходимый набор прав доступа.

Назначение прав доступа технологическому пользователю производится в соответствии с приказом ФССП России (территориального органа ФССП России), соглашением ФССП России (территориального органа ФССП России) или иным документом, регламентирующим порядок работы технологического пользователя в подсистемах АИС ФССП России.

Выдача реквизитов учетной записи. Заключительным этапом по созданию учетной записи пользователя является выдача реквизитов учетной записи пользователю и ознакомление пользователя с ограничениями, указанными в пункте 6.1 Положения.

IV. Процесс управления учетными записями пользователей

в подсистемах АИС ФССП России

4.1. В случае необходимости изменения прав доступа, присвоенных пользователю, отсутствия необходимости в дальнейшей работе в определенных подсистемах АИС ФССП России в подразделение по обеспечению информационной безопасности центрального аппарата (территориального органа) ФССП России направляется заявка на изменение прав доступа (допускается направление заявок посредством использования сервиса технической поддержки АИС ФССП России). В случае если необходимо назначение прав доступа, предоставляющих доступ к защищаемой информации, доступ предоставляется по согласованию с лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных в центральном аппарате (территориальном органе) ФССП России. По результатам рассмотрения заявки администратор по УУЗП проводит работы по добавлению/исключению прав доступа.

4.2. В структурных подразделениях территориального органа ФССП России в подсистеме ПК ОСП проводится дополнительная работа по управлению учетными записями пользователей, исполняющих обязанности судебных приставов-исполнителей, а именно по указанию участков судебных приставов-исполнителей и внесению иной необходимой для полноценной работы пользователей подсистемы ПК ОСП информации. Проведение указанных работ организует начальник отдела - старший судебный пристав соответствующего структурного подразделения территориального органа ФССП России.

4.3. Информация о кадровых перемещениях, изменениях в реквизитах (фамилия, имя и т.д.), уходе в отпуск, увольнении работника кадровым подразделением вносится в подсистему кадрового учета АИС ФССП России либо в случае отсутствия подсистемы кадрового учета АИС ФССП России в сервис "Заявки кадрового учета" подсистемы электронного документооборота АИС ФССП России и обрабатывается администратором по УУЗП в течение одного дня. В случае неисправности подсистемы электронного документооборота АИС ФССП России допускается передача информации в подразделение по обеспечению информационной безопасности на бумажном носителе для последующего безотлагательного внесения информации администратором по УУЗП.

4.4. Начальник либо заместитель начальника подразделения по обеспечению информационной безопасности центрального аппарата (территориального органа) ФССП России инициирует проверку актуальности учетных записей пользователей, пересматривает и при необходимости корректирует их с периодичностью, определяемой лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных центрального аппарата ФССП России.

V. Управление паролями в подсистемах АИС ФССП России

5.1. Пароли, используемые для аутентификации в подсистемах АИС ФССП России, формируются в соответствии с приведенными ниже требованиями:

длина пароля составляет не менее шести символов;

в числе символов пароля присутствуют буквы в верхнем и (или) нижнем регистрах, цифры и специальные символы;

пароль не включает в себя легко вычисляемые сочетания символов (имена, фамилии и т.д.), а также общепринятые сокращения (USER, ADMIN, ALEX и т.д.);

при смене пароля новое значение отличается от предыдущего не менее чем в 4 позициях;

периодичность смены паролей учетных записей администраторов подсистем АИС ФССП России составляет не более 3 месяцев, иных пользователей - не более 6 месяцев;

пароль отличен от паролей, которые пользователь уже использует для доступа к иным информационным системам, личным учетным записям в интернет-сервисах, к системам электронного взаимодействия, и не используется вторично в дальнейшем.

5.2. Пароль является конфиденциальной информацией, и не разглашается, и не передается кому-либо, в том числе и администратору по УУЗП в центральном аппарате (территориальном органе) ФССП России. Ответственность за безопасное хранение пароля лежит на его владельце.

5.3. Пароль не подлежит хранению в бумажной или электронной формах в общедоступных местах.

5.4. В случае утери пароля пользователь обращается в подразделение по обеспечению информационной безопасности центрального аппарата (территориального органа) ФССП России с просьбой о сбросе пароля. При подозрении на то, что пароль стал известен вторым лицам, либо при установленном факте несанкционированного использования реквизитов учетной записи пользователь в устной форме незамедлительно обращается к администратору по УУЗП с просьбой блокирования учетной записи до момента предоставления заявки на смену пароля либо выяснения обстоятельств выявленного инцидента. Заявки пользователей рассматриваются администратором по УУЗП в течение часа с момента поступления заявки.

5.5. В случае перевода в иное структурное подразделение пользователь производит смену пароля принадлежащей ему учетной записи.

5.6. В подсистеме нормативно-справочной информации АИС ФССП России отделом обеспечения информационной безопасности Управления информационных технологий ФССП России создан и ведется справочник недопустимых паролей, распространяемый на федеральный, региональный и местный уровень подсистем АИС ФССП России. Использование справочника в подсистемах АИС ФССП России направлено на исключение возможности задания пользователем простых паролей и, как следствие, подбор пароля пользователя злоумышленником.

VI. Ограничения использования учетных записей

6.1. Не допускается:

использование учетных записей с правами администраторов пользователями, а также назначение таких прав без имеющихся на то оснований, утвержденных организационно-распорядительными документами;

использование системной учетной записи sysdba для выполнения работ, не указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, и передача реквизитов системной учетной записи sysdba лицам, не уполномоченным на выполнение соответствующих работ;

использование системной учетной записи sysdba для интеграции подсистем АИС ФССП России с подсистемами, не являющимися подсистемами АИС ФССП России;

применение обезличенных учетных записей пользователей работниками;

использование одной учетной записи несколькими работниками;

передача реквизитов учетной записи иным работникам, в том числе администраторам подсистем АИС ФССП России;

использование учетных записей уволенных работников.

6.2. Нарушение правил, указанных в пункте 6.1, рассматривается как инцидент информационной безопасности.

6.3. Контроль за соблюдением ограничений использования учетных записей в центральном аппарате ФССП России осуществляется подразделением по обеспечению информационной безопасности, в территориальных органах ФССП России - подразделениями по обеспечению информационной безопасности и начальниками отделов (структурных подразделений).

  • Приложение. Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
    • Приложение N 1.Журнал приема-передачи технических средств охраны
    • Приложение N 2. Постовая ведомость расстановки судебных приставов по ОУПДС
    • Приложение N 3. Журнал учета распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи
    • Приложение N 4. Заявка на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц ФССП РФ при исполнении служебных обязанностей
    • Приложение N 5. Журнал регистрации заявок на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц ФССП РФ при исполнении своих служебных обязанностей
    • Приложение N 6. Журнал учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу РФ

    Приказ Федеральной службы судебных приставов от 17 декабря 2015 г. N 596
    "Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня 2016 г., 29 мая 2020 г., 25 мая 2022 г.

    1. Утвердить прилагаемый Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

    2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

    Информация об изменениях:

    Пункт 3 изменен с 8 июля 2022 г. - Приказ ФССП России от 25 мая 2022 г. N 271

    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Воронина В.В.

    Регистрационный N 40234

    Утвержден порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

    В частности, они обеспечивают безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; обеспечивают безопасность доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств; поддерживают общественный порядок в зданиях, помещениях судов; осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд; оказывают органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

    Определены полномочия руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Федерации (заместителя), старшего судебного пристава (заместителя).

    Охрана зданий, помещений судов, организация безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса обеспечивается в соответствии с табелем постам. Последний содержит план дислокации постов; схему расположения средств пожаротушения, сигнализации и связи; перечень находящихся под охраной судебных приставов по ОУПДС объектов; маршруты движения судебных приставов; обязанности судебных приставов на каждом посту.

    В случае необходимости обеспечения безопасности должностных лиц указанные лица подают заявку старшему судебному приставу (форма прилагается). Заявка подается не позднее, чем за 2 суток (кроме случаев, не терпящих отлагательства) и регистрируется в журнале (приведен).

    Кроме того, приводятся постовая ведомость, журнал учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через границу.

    Приказ Федеральной службы судебных приставов от 17 декабря 2015 г. N 596 "Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

    Регистрационный N 40234

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Федеральной службы судебных приставов от 25 мая 2022 г. N 271

    Изменения вступают в силу с 8 июля 2022 г.

    Приказ ФССП России от 29 мая 2020 г. N 441

    Изменения вступают в силу с 16 июня 2020 г.

    Приказ ФССП России от 29 июня 2016 г. N 395

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

    1.3. Основанием для привлечения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы), в определенное время, к обеспечению безопасности исполнительных действий служит заявка (Заявка на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий - приложение N 4 к Приказу Минюста России от 03.08.1999 N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3) судебного пристава-исполнителя (далее - заявка), утвержденная начальником отдела - старшим судебным приставом (далее - старший судебный пристав).

    II. Подготовка к обеспечению безопасности

    2.1. Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за трое суток до даты проведения исполнительных действий.

    При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.

    2.2. Заявка рассматривается старшим судебным приставом (в течение одного рабочего дня), который знакомится с исполнительным производством и, исходя из материалов, а также другой информации, решает вопрос о необходимости участия судебных приставов в обеспечении безопасности исполнительных действий.

    В случаях, не терпящих отлагательств, заявка рассматривается старшим судебным приставом незамедлительно.

    2.3. После утверждения заявки старшим судебным приставом она передается работнику, ответственному за ведение документации, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС) для регистрации в журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов - приложение N 7 к Приказу (далее - журнал).

    Указанный работник регистрирует заявку в журнале и передает судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному старшим судебным приставом, для обеспечения исполнительных действий под роспись.

    2.4. При подготовке к исполнению заявки старший судебный пристав:

    - изучает материалы исполнительного производства;

    - определяет количество судебных приставов, направляемых для обеспечения безопасности исполнительных действий (назначает старшего группы);

    - определяет экипировку и вооружение;

    - проводит инструктаж судебных приставов;

    - при необходимости выезжает с судебными приставами и судебными приставами-исполнителями к месту совершения исполнительных действий.

    Судебный пристав-исполнитель сообщает судебному приставу (старшему группы) адрес места совершения исполнительных действий, информацию о расположении объекта (тип строения, описание прилегающей территории, количество занимаемых этажей и др.).

    2.5. Инструктаж судебных приставов, привлекаемых к обеспечению безопасности исполнительных действий, как правило, проводит старший судебный пристав за день до совершения исполнительных действий.

    В ходе инструктажа старший судебный пристав проверяет:

    - знание судебными приставами своих прав и должностных обязанностей;

    - исправность оружия, специальных средств и средств связи (внешним осмотром);

    - наличие предметов форменной одежды.

    2.6. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

    - недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий;

    - проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;

    - неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

    2.4. Старший судебный пристав, исходя из материалов исполнительного производства и другой информации, может обращаться к руководителю территориального органа ФССП России - главному приставу субъекта Российской Федерации (далее - Руководитель) по вопросу привлечения судебных приставов группы быстрого реагирования Специализированного отдела по организации оперативного дежурства (далее - судебные приставы ГБР) к обеспечению безопасности исполнительных действий.

    Для решения указанного вопроса старший судебный пристав направляет служебную записку (с приложением заявки) на имя руководителя, в которой обосновывается необходимость привлечения судебных приставов ГБР к обеспечению безопасности исполнительных действий.

    Служебная записка с приложением заявки, утвержденной старшим судебным приставом, направляется нарочным или факсимильной связью (с последующим направлением по почте) в аппарат территориального органа ФССП России.

    2.5. Руководитель рассматривает заявку.

    В случае положительного решения вопроса об участии судебных приставов ГБР в исполнительных действиях дает указание о направлении заявки начальнику Специализированного отдела по организации оперативного дежурства для исполнения.

    2.6. Начальник Специализированного отдела по организации оперативного дежурства:

    - регистрирует заявку в журнале;

    - уточняет по телефону у старшего судебного пристава, утвердившего заявку, дату и время проведения инструктажа и сообщает фамилии, имена и отчества судебных приставов, назначенных для обеспечения исполнительных действий;

    - поручает указанным судебным приставам прибыть в соответствующее подразделение территориального органа ФССП России для инструктажа и об обеспечении безопасности исполнительных действий.

    2.7. При привлечении судебных приставов ГБР для обеспечения исполнительных действий заявка регистрируется только в Специализированном отделе по организации оперативного дежурства.

    III. Исполнение судебными приставами заявок

    на обеспечение безопасности исполнительных действий

    3.1. На время осуществления безопасности исполнительных действий судебные приставы обеспечиваются служебным автотранспортом и средствами связи.

    Судебные приставы выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебными приставами-исполнителями.

    3.2. По прибытии к месту совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы):

    - докладывает старшему судебному приставу о прибытии на место совершения исполнительных действий и начале их совершения;

    - оценивает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении принудительного исполнения;

    - указывает судебным приставам с учетом рекомендаций судебного пристава-исполнителя места их расположения, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя, выбирая расположение таким образом, чтобы оно позволяло вести постоянное наблюдение за ходом исполнительных действий.

    3.3. В ходе совершения исполнительных действий:

    3.3.1. Судебные приставы:

    - не допускают вмешательства посторонних лиц в процесс совершения исполнительных действий;

    - находятся в месте, определенном старшим группы;

    - ведут постоянное наблюдение за должником и другими лицами, участвующими в исполнительных действиях;

    - обеспечивают безопасность судебного пристава-исполнителя, соблюдают правила личной безопасности.

    3.3.2. Старший группы:

    - контролирует действия судебных приставов;

    - при необходимости, по радиосвязи или телефону, запрашивает у старшего судебного пристава усиление.

    3.4. В случае воспрепятствования проведению исполнительных действий судебный пристав:

    - в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП;

    - задерживает лиц, совершивших административные правонарушения, с последующей передачей их сотрудникам милиции;

    - при необходимости обращается за помощью к сотрудникам милиции и других правоохранительных органов.

    3.6. Судебным приставам при обеспечении безопасности исполнительных действий запрещается:

    - совершать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

    - принимать участие в исполнительских действиях в качестве понятого или специалиста;

    - отвлекаться от несения службы;

    - вступать с участниками исполнительных действий в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания, относящиеся к обеспечению безопасности исполнительных действий;

    - разглашать маршрут движения и порядок действий группы судебных приставов.

    IV. Оформление отчетных документов по результатам

    обеспечения исполнительных действий

    4.1. По окончании исполнительных действий судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет (Отчет об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях - приложение N 8 к Приказу), завизированный судебным приставом-исполнителем.

    4.2. О случаях противоправных действий в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы) информирует старшего судебного пристава, а после окончания исполнительных действий составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей.

    4.3. В случае совершения противоправных действий в отношении судебных приставов и возникновения чрезвычайных происшествий в ходе обеспечения безопасности исполнительных действий старший судебный пристав представляет специальные донесения в дежурную часть территориального органа ФССП России в соответствии с установленным порядком.

    4.4. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают начальнику отдела - старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, направляют прокурору письменный рапорт.

    IV. Организация обеспечения безопасности должностных лиц

    ФССП России при исполнении служебных обязанностей

    4.1. В случае необходимости обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей указанные лица подают заявку старшему судебному приставу (приложение N 4). Заявка подается не позднее 2 суток до дня привлечения судебных приставов по ОУПДС к обеспечению безопасности должностных лиц ФССП России (кроме случаев, не терпящих отлагательства) и регистрируется в журнале (приложение N 5).

    4.2. Старший судебный пристав принимает решение о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, их количестве.

    4.2(1). Заявка на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня при исполнении служебных обязанностей направляется для организации исполнения по месту совершения исполнительных действий (по территориальному принципу) руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, который поручает ее исполнение старшему судебному приставу по месту совершения исполнительных действий (по территориальному принципу).

    (п. 4.2(1) введен Приказом ФССП России от 25.05.2022 N 271)

    4.3. Перед обеспечением безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей старший судебный пристав организует взаимодействие должностных лиц и судебных приставов по ОУПДС, проводит с ними инструктаж и назначает старшего группы судебных приставов.

    4.4. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС, назначенных старшим судебным приставом для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, выезжают совместно с должностным лицом ФССП России на место исполнения ими служебных обязанностей.

    4.5. При обеспечении безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебные приставы по ОУПДС принимают меры по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, обеспечивают сохранность служебной документации.

    4.6. О результатах обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава), а в случае возникновения происшествий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов по ОУПДС) письменно докладывает старшему судебному приставу.

    4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных

    или процессуальных действий

    4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

    4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

    4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

    обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

    предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

    следить за соблюдением общественного порядка;

    не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

    обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

    незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

    4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

    самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

    вскрывать помещения и хранилища;

    самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

    4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

    прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

    согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

    4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

    4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

    сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

    задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

    при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

    обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме - незамедлительно.

    4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

    составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее - отчет);

    представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

    делает отметку об исполнении в "Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов".

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: