Кассационный суд франции это

Обновлено: 23.07.2024

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов. Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Кассационная жалоба (или обжаловать в кассационном порядке , или обращение ) является, во Франции , чрезвычайного призыв предстал перед Кассационным судом (для судебных инстанций ) или перед Государственным советом (для административных судов ), против решения справедливости вынесенного в крайнем случае .

Это средство правовой защиты доступно сторонам судебного разбирательства после решения, вынесенного по апелляции , или после решения суда первой инстанции, которое не может быть обжаловано .

Это не третья судебная инстанция, вступающая в дело после апелляции, когда это возможно, потому что судья кассационной инстанции не пересматривает дело. Он только проверяет соблюдение правил процедуры и правильное применение закона судьями первой инстанции . Решение или постановление отменяется (или отменяется ) только в том случае, если процедура была нарушена или нормы права применялись неправильно.

Существование этого средства правовой защиты является «основной гарантией того, что, согласно статье 34 Конституции, только закон устанавливает правила. "

Резюме

Условия и положения

Кассационная судья только судьи по форме и по закону (ошибка юридической интерпретации, процедурной ошибки и т.д.) , а не по существу (определение вины, оценка размера ущерба, например). Он судит оспариваемое решение, а не спор .

Служение адвоката в Государственном совете и Кассационном суде (известное как « адвокат советов ») обязательно, за исключением уголовных и некоторых других очень редких исключений.

Условия приемлемости в кассационном суде

С 2017 года изучается реформа, настоятельно рекомендованная некоторыми магистратами Кассационного суда , с четкой целью резко ограничить количество апелляций, и это с помощью более сложной системы предварительной фильтрации, чем та, которая уже действует. По сути, апелляции подлежат предварительному разрешению, и их приемлемость зависит, среди прочего, от интереса, представляемого апелляцией в отношении развития закона, гармонизации судебной практики или защиты основных свобод. По словам Бертрана Лувеля , первого председателя Кассационного суда, кассационная жалоба, изначально задуманная как чрезвычайное средство правовой защиты, испытала бы серьезное отклонение, о чем свидетельствует статистика: фактически, согласно статистическим данным, три четверти апелляций будут удовлетворены. его, обреченного на верную неудачу.

По гражданским делам

Решения, которые могут быть обжалованы в кассационной инстанции
Против окончательного приговора

Статья 605 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) указывает, что кассационная жалоба может быть подана только в отношении судебного решения, вынесенного в крайнем случае (спорные и изящные судебные решения, согласованные, целесообразные). В случае, если какая-либо апелляция исключена законом, кассационная жалоба остается возможной в той мере, в какой судья совершил превышение полномочий или когда имеет место нарушение права на защиту.

Апелляция неприемлема, если решение подлежит обжалованию или если срок истек, поэтому решение является окончательным и имеет силу res judicata . Неважно, были ли решения противоречивыми или вынесены по умолчанию. Если срок подачи возражения истек, можно обжаловать решение по умолчанию. Это можно объединить с апелляцией, например, с апелляцией о пересмотре.

Исключения

Решение должно быть крайней мерой, за исключением нескольких случаев: статьи 618 о коллизии судебных решений, или когда имеется апелляция в интересах закона, или в случае превышения полномочий, поданных Генеральным прокурором в суд Кассация (см. Ниже) .

Стороны кассационной жалобы
Главное обращение

В статье 609 УПК указывается, что любая заинтересованная сторона может подать апелляцию. Следовательно, необходимо быть стороной в судебном разбирательстве, которое вынесло оспариваемое судебное решение, и иметь правоспособность.

Теперь сторона может подать апелляцию, даже если решение, которое ей не выгодно, не приносит пользу ее оппоненту. Это расширение статьи 611 УПК, которая в отношении спорных вопросов гласит, что апелляция допустима, даже если обвинительный приговор был вынесен в пользу или против лица, не участвовавшего в рассмотрении дела. Таким образом, эти тексты позволяют стороне, приговоренной к наложению гражданского штрафа, подавать кассационную жалобу по этой причине, даже если эта просьба выгодна третьей стороне, государству. Прецедентное право ранее отказывалось из-за отсутствия ответчика.

Случайное / спровоцированное обращение

В статье 614 УПК уточняется, что приемлемость апелляции соответствует правилам подачи апелляции, при этом уточняется, что, если случайная апелляция допустима в любом случае, апелляция должна быть подана в течение установленного двухмесячного периода. подать свою защиту.

Добровольное вмешательство

Кассационный суд делается для регулирования закона в судебном порядке . Принудительное вмешательство третьей стороны кажется трудным и исключено. Возможно только добровольное вмешательство на вспомогательной основе, но оно должно быть оправдано исключительными обстоятельствами.

Апелляции прокурора

Апелляция обвинения обычно допустима только в том случае, если она ранее была стороной, но есть два случая, когда закон прямо признает заинтересованность обвинения в подаче апелляции независимо от этого статуса стороны: случай апелляции в интересах стороны закон и призыв к превышению власти.

В целях соблюдения и соблюдения закона и принципов права Генеральный прокурор может обжаловать любое решение, которое не было своевременно оспорено сторонами. Цель состоит в том, чтобы положить конец правовой незащищенности и социальным беспорядкам, которые могут возникнуть в результате нарушения закона судом. Это позволяет избежать непоследовательности или противоречия прецедентному праву. Для этого типа апелляции у прокурора нет ограничения по времени, но он может исполнить его только после истечения срока, установленного сторонами. Тогда именно пленарное собрание Суда призвано вынести решение о соответствии судебного решения закону, но только в интересах закона и, следовательно, без ссылки или последствий для первоначальных сторон в споре.

В случае превышения полномочий прокурор будет действовать только по приказу Министерства юстиции (процессуальное действие, как приговор, может быть превышением власти, то есть посягательством судебной власти на исполнительную).

Сроки

Как правило, срок для подачи кассационной жалобы составляет два месяца с момента вручения решения кассационной инстанции. Он может быть короче: по избирательным вопросам - десять дней. Апелляция не приостанавливает действие предыдущих судебных решений, но позволяет в случае кассационной инстанции возобновить рассмотрение дела.

Обращаться

С процессуальной точки зрения кассационная жалоба оформляется письменным заявлением, которое сторона (или ее представитель, наделенный особыми полномочиями) направляет в канцелярию Кассационного суда.

Помощь советникам адвоката (адвоката Кассационного суда) обязательна, за исключением избирательных вопросов. Следует отметить, что эта помощь является обязательной в вопросах социального обеспечения, помощи в сфере образования, чрезмерной задолженности, экспроприации и трудового законодательства (начиная с Указа № 2004-836 от 20 августа 2004 г. ).

По уголовным делам

Решения, которые могут быть обжалованы в кассационной инстанции

Кассационная жалоба может быть подана только на решения, «постановления и приговоры, вынесенные в крайнем случае», согласно статье L411-2 Кодекса организации судей.

В УПК указано, что отдельные решения не могут быть обжалованы, в этом случае обжалование в кассационной инстанции возможно только в случае «превышения полномочий».

Стороны кассационной жалобы

Кассационная жалоба подается прокурором или стороной, которой подана жалоба.

Сроки

По уголовным делам срок подачи кассационной жалобы составляет пять чистых дней со дня оглашения решения. (Этот пятидневный период не может начаться до тех пор, пока решение не будет вручено отсутствующим или непредставленным лицам, или после окончания периода для подачи возражения.)

Что касается прокурора, срок подачи апелляции составляет десять дней со дня вручения. Однако по истечении этого срока прокурор в Кассационном суде может подать апелляцию в интересах закона (статья 621 УПК).

Обращаться

Кассационная жалоба подается секретарю суда, вынесшего оспариваемое решение, или начальнику пенитенциарного учреждения при задержании заявителя кассационной инстанции.

При рассмотрении уголовных дел для осужденного помощь адвоката не является обязательной. Другие участники уголовного процесса освобождаются от должности адвоката в советах, если они представят свои кассационные средства в течение десяти дней.

Условия допустимости перед Государственным советом

Исключительное средство

Кассационная жалоба в Государственный совет открыта для сторон против любого судебного решения, вынесенного в крайнем случае административным судом , административным апелляционным судом или специализированным административным судом.

Условия крайнего срока

Крайний срок, в большинстве случаев, составляет два месяца с момента уведомления о решении суда, которое заявитель желает обжаловать. Дата поступления запроса в регистр Государственного совета учитывается только при расчете этого периода.

Министерство юриста

Помощь адвоката в Государственном совете и Кассационном суде обязательна, за исключением двух случаев:

  • обжалование решений центральной комиссии социальной помощи ,
  • обжалование решений региональных военных судов по пенсиям по инвалидности.

Запрос

Запрос должен содержать элементы, необходимые для разрешения спора:

  • выводы, то есть то, что именно заявитель требует от Государственного совета (например, полная или частичная отмена оспариваемого решения суда);
  • изложение фактов;
  • правовые основания, показывающие, почему судья последней инстанции вынес решение в соответствии с неправильной процедурой или применил закон ошибочно;
  • К нему должно прилагаться решение апелляционного административного суда, решение административного суда или решение специализированного административного суда, которое заявитель оспаривает, и все соответствующие подтверждающие документы.

Он должен быть предоставлен в количестве экземпляров, равном количеству сторон в споре плюс два.

Кассационная процедура

Возбуждение дела или кассационное обжалование

Открытие дела в судебном порядке

Просьбы, поданные в Кассационный суд, должны быть законными, а не де-факто. Эти средства должны быть уже применены перед судьей первой инстанции, решение которого оспаривается, за исключением случаев средств чистого права или средств общественного порядка, на которые, следовательно, можно ссылаться в любое время, или средств, вытекающих из самого оспариваемого решения.

Обычно мы выделяем следующие случаи возбуждения кассационной инстанции:

  • Нарушение закона (в смысле нарушения закона). Верховенство закона может быть правилом формы (процедура, состав судов, гласность судебного разбирательства, в частности) как правилом существа, и оно могло быть нарушено отказом в применении, ложным заявлением или ложным толкованием.
  • Отсутствие юрисдикции материальной юрисдикции
  • Несоблюдение форм, требуемых под страхом недействительности для исполнения процессуальных документов или постановлений
  • Отсутствие или недостаточная мотивация:
    • Отсутствие мотивации (полное отсутствие оснований, противоречие причин, непонимание выводов), что является техническим дефектом.
    • Отсутствие правовой основы (недостаточное обоснование), что является существенным недостатком, когда основания для оспариваемого решения недостаточны для того, чтобы позволить Кассационному суду проверить правильность применения закона.

    Есть и другие, менее частые случаи открытия:

    • Противоречивость судебных решений (два непримиримых судебных решения)
    • Превышение власти (посягательство судебной власти на законодательную или исполнительную, в частности, когда суд присваивает себе право, которым он не обладает или которое он нарушает основополагающий принцип процедуры)
    • Утрата правовой основы из-за вступления в силу нового закона

    Дело открытия в административном порядке

    Аналогичная ситуация и перед Государственным советом, но с некоторыми нюансами. Так :

    • На фактическую ошибку можно ссылаться в кассационном порядке в Государственном совете, если она вытекает из документов по делу, представленных судье первой инстанции.
    • Денатурирование понимается в более широком смысле, потому что это может касаться любого документа, представленного судье первой инстанции (в том числе относительно фактов).

    Суверенитет судьи первой инстанции и контроль квалификации

    Если судья первой инстанции суверенен в оценке фактов , Кассационный суд, как и Государственный совет, может, с другой стороны, проверить юридическую квалификацию тех же фактов.

    Последствия кассационной жалобы

    Последствия в судебной системе

    Семантически «кассация» означает цензуру, то есть неодобрение, выраженное Кассационным судом в отношении оспариваемого решения, из-за неправильного применения нормы права. На процессуальном уровне кассация автоматически влечет за собой «отмену» оспариваемого решения. Это различие отражено в резолютивной части кассационных постановлений употреблением стандартного выражения « отменяет и отменяет [оспариваемое решение]».

    В очень редких случаях упоминается только аннулирование, а не кассация: это решение соответствует гипотезе, согласно которой оспариваемое решение должно быть отменено по иной причине, чем неправильное применение нормы права судом, чье оспариваемое решение исходит (например: вступление в силу нового правила общественного порядка, немедленно применимого к рассматриваемым делам и не применимого в день оглашения оспариваемого решения, и в этом случае Кассационный суд принимает все последствия, но без цензуры или «отмены» оспариваемое решение).

    Кассация может быть полной или частичной. Это будет частичным, если неправильное применение нормы права относится только к одному или нескольким пунктам оспариваемого решения, и эти пункты не имеют взаимозависимости с другими пунктами этого решения.

    Если кассационный суд отменяет и отменяет решение суда, он обычно передает дело в суд, отличный от того, который вынес решение, но всегда в той же степени (например, другой апелляционный суд или апелляционный суд) .другой районный суд). Однако в довольно частых случаях дело передается в один и тот же суд, но в обязательном порядке в составе магистратов, помимо тех, кто вынес оспариваемое решение. Направление после кассационной инстанции не приводит к автоматическому направлению в назначенный суд, который должен быть рассмотрен сторонами в течение четырех месяцев с момента уведомления о решении о передаче дела.

    В меньшинстве дел Кассационный суд отменяет оспариваемое решение, не передавая дело в другой суд, либо потому, что вынесенная кассационная жалоба не подразумевает, что решение снова принимается по существу дела, либо потому, что факты, как они были суверенно отмечены и оценены судьями первой инстанции, позволяют напрямую применять соответствующие нормы права (статья L 411-3 Кодекса организации судей).

    Кассация может быть опубликована или не опубликована.

    Административные эффекты

    Механизм только частично аналогичен административным судам . Когда Государственный совет отменяет приговор или приговор последней инстанции, он может передать дело в суд того же характера, что и тот, решение которого он отменил, но он также может, для надлежащего отправления правосудия, судить себя по делу. по существу (этим он чаще всего занимается после кассационной инстанции).

    Во Франции , то апелляционный суд в судебном порядке является общим правом суд отвечает за решение по апелляциям решений , вынесенных в случаях уже оценивало судами первой инстанции: по уголовным делам уголовного суда или полиции суда и, по гражданским делам , судебный суд, арбитражный суд, промышленный суд, паритетный суд по вопросам аренды в сельской местности.

    Если одна из сторон не удовлетворена решением, вынесенным в первой инстанции, она может «обжаловать» это решение посредством заявления, сделанного в канцелярии апелляционного суда в пределах юрисдикции суда, вынесшего указанное решение.

    Пока суды первой инстанции выносят «приговор», апелляционный суд выносит «приговор», который может подтвердить, изменить или отменить первое решение. После решения Апелляционного суда можно подать апелляцию в Верховный суд . Если апелляция допустима, дело не рассматривается в третьей инстанции, так как только правильное применение норм права осуществляется в рамках кассационной инстанции.

    Гораздо более незначительным является то, что апелляционный суд также обладает юрисдикцией рассматривать апелляции об отмене арбитражных решений, если стороны контракта не отказались от них.

    В настоящее время во Франции действует 36 апелляционных судов, в том числе шесть за рубежом и апелляционный суд более высокой инстанции в Сен-Пьер и Микелон .

    На материковой части Франции каждый суд имеет юрисдикцию в отношении нескольких департаментов или городов (в целом от двух до четырех), за исключением Меца , юрисдикция которого соответствует одному департаменту Мозеля . Они часто расположены в городах, в которых находились юрисдикции старого режима, которые были парламентами .

    Резюме

    История

    Право на обжалование, хотя и очень старое, со временем эволюционировало. При Ancien Régime (XVI век - 1792) три организации имели право вершить правосудие: лорды, духовные лица и король. В настоящее время функция апелляции состоит в том, чтобы сообщить о своем положении Королю через его родственников с единственной целью - отстоять королевское правосудие. Право на апелляцию было способом подтвердить суверенитет короля.

    В 1748 году в своей книге «De esprit des lois» Монтескье (1689-1755) представляет себе мир, в котором три власти (исполнительная, законодательная, судебная) разделены. Этот мир станет реальностью в 1789 году с началом Французской революции. Даже если полномочия разделены, право на обжалование не имеет гораздо больших возможностей, поскольку второе решение выносится одним и тем же судом. Это принцип так называемого «кругового» звонка.

    Тот, кто будет создавать «иерархическую» апелляцию, - это Наполеон Бонапарт (1769-1821) в 1800 году. Тот, кто еще не стал императором, будет создавать апелляционные суды. Эти суды созданы специально, чтобы вторично судить тех, кто апеллирует. Его название будет меняться в зависимости от режимов. При Наполеоновской империи они назывались имперскими судами, в то время как в республиканский период они приняли то название, которое мы знаем сегодня: апелляционные суды.

    До 1958 года апелляции на решения мировых судей и промышленных судов подавались в гражданский суд, при этом существовал районный суд для рассмотрения апелляций паритетных судов по вопросам аренды в сельской местности и комиссия. Региональное социальное обеспечение для рассмотрения апелляций первой инстанции комитеты. Таким образом, апелляционные суды рассматривают по гражданским делам только апелляции на решения гражданского и арбитражного судов . С другой стороны, по уголовным делам апелляционные суды уже слышали об апелляциях исправительных и полицейских.

    В рамках реформы судебной карты в 2008 году министр юстиции Рашида Дати хотела сохранить, теоретически, только один апелляционный суд на административный регион , при этом территориальные пределы каждой из этих юрисдикций не выходили за рамки региональных рамок. Таким образом, можно было поставить под сомнение существование нескольких апелляционных судов, таких как суды Ажена, Буржа, Шамбери, Гренобля, Меца, Нима или По. Другие увидели бы изменение своей территориальной компетенции путем добавления или отзыва департаментов их юрисдикции. Наконец, столкнувшись с противодействием местных выборных должностных лиц и профессиональных юристов, такие изменения не были внесены, и реформа, которая действительно имела место, не изменила ничего в списке и источниках судебных заседаний. В своем годовом отчете за 2015 год Счетная палата подчеркивает, что юрисдикция апелляционных судов не совпадает ни с территориями 22 регионов до 2016 года, ни с территориями девяти межрегиональных децентрализованных служб Министерства юстиции, тюремная администрация и правовая защита молодежи. Он рекомендует сократить количество апелляционных судов, чтобы оно соответствовало тринадцати столичным регионам, установленным Актом III о децентрализации .

    Организация


    В магистратах суда апелляционной инстанции , как правило , опытные, они начали свою карьеру в суде первой степени:

    • Первый президент (место / апелляционный суд) и государственный обвинитель (обвинение / апелляционный суд): магистраты вне иерархии
    • Председатель палаты (местонахождение / апелляционный суд) и генеральный адвокат (прокуратура / апелляционный суд): магистраты вне иерархии
    • Советник (местонахождение / апелляционный суд), генеральный заместитель (прокуратура / апелляционный суд)

    Каждый апелляционный суд возглавляет первый президент, которого также называют «главой суда». Другими магистратами места являются председатели палат и советники, имена которых напоминают парламенты Ancien Régime. Вице-президенты и судьи, которые подчиняются первому президенту и которые могут выполнять свои функции либо в апелляционном суде, либо в любом суде в пределах юрисдикции, также могут быть назначены в апелляционный суд . Первый президент, председатели палат и советники апелляционного суда - единственные магистраты, которые могут председательствовать в суде присяжных .

    В магистратах полномочий генерального прокурора являются общим прокурором ( «главным прокурором»), общие адвокатами и общих депутатами. Генеральный прокурор обеспечивает применение уголовного законодательства во всей юрисдикции Апелляционного суда и надлежащее функционирование органов прокуратуры, находящихся под его юрисдикцией. Генеральный прокурор или его заместители представляют обвинение в суде присяжных при Апелляционном суде.

    Каждый двор состоит из различного количества комнат, некоторые из которых могут быть специализированными. В состав апелляционного суда входят как минимум:

    • исправительно-апелляционная палата,
    • номер инструкции ,
    • штрафная палата,
    • социальная палата,
    • специальная комната для несовершеннолетних,
    • Другие палаты обычно включают по крайней мере одну торговую палату и одну гражданскую палату.

    Апелляционные суды включают в реестр , составленный из государственных чиновников .

    Формы судейства

    Коллегиальные судебные группы состоят из трех магистратов (первый президент, председатель палаты и советник или председатель палаты и два члена совета) с обычным обучением и пять магистратов с формальным обучением (особенно в случае увольнения после кассации).

    Палаты Апелляционного суда также обладают юрисдикцией в отношении единоличных судей, которые затем осуществляют единоличное председательство на слушании.

    В редких случаях апелляционный суд собирается в форме «собрания палат», в которое входят магистраты двух палат (три для апелляционного суда Парижа ).

    Высшая судебная инстанция Франции - Кассационный суд (La Cour de cassation). Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции 27 апелляционных судов), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

    Его современная структура выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам.

    Кассационный суд — это Верховный суд страны и заморских территорий Франции. Он был создан в 1790 году и остается как бы «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на свое название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами. Поэтому можно сказать, что Кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат.

    Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

    Закон предусматривает два случая, при которых «вопрос принципиального характера» приобретает особое значение: во–первых, при различии мнений судей, рассматривавших сходные дела, и, во–вторых, когда после отмены в кассационном порядке приговора решение нижестоящего суда повторяет отмененное решение.

    Кассационный суд может не передавать дело на новое рассмотрение и прекратит производство, если отмена обжалованного постановления не влечет за собой необходимости вновь рассматривать дело по существу.

    Хотя Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских юристов, не может рассматриваться как третья инстанция, число дел, попадающих в его сферу, поразительно велико, причем довольно быстро возрастет.

    3. суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

    Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при "старом режиме", предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат: пять по гражданским делам и одну по уголовным.

    Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

    Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.[10]

    Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

    При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: