Капитальные вложения в объекты государственной муниципальной собственности это
Обновлено: 06.06.2023
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) > Часть II. Бюджетная система Российской Федерации > Раздел III. Расходы бюджетов > Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов > Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
1. Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.
2. Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не допускается.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 504-ФЗ.
Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
б(1)) в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий (далее - межбюджетные субсидии с пообъектным распределением), - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями;
В соответствии со статьями 79.1 и 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
3. Субсидии предназначены для реализации в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации) мероприятия по созданию базовой и совершенствованию существующей инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации, включающего строительство и реконструкцию объектов Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (многофункциональные пожарные депо, в том числе быстровозводимые контейнерного типа и пожарные посты) (далее - мероприятие), и предоставляются с учетом требований, установленных статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходы при создании базовой и совершенствовании существующей инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности субъекта Российской Федерации осуществляются на обеспечение безопасной жизнедеятельности населения в целях формирования условий для выполнения требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к оперативному реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации.
в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;
"в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;";
1. На основании пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации определить, что к объектам, организация и проведение государственной экспертизы проектной документации которых отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, также относятся объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, за исключением объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий).
В соответствии с пунктом 3 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете) раздельно по каждому объекту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство образования и науки Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, не включенные в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
- государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий, организуется и проводится уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;
3. Субсидии предназначены для реализации в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации) мероприятия по созданию базовой и совершенствованию существующей инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации, включающего строительство и реконструкцию объектов Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (многофункциональные пожарные депо, в том числе быстровозводимые контейнерного типа и пожарные посты) (далее - мероприятие), и предоставляются с учетом требований, установленных статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходы при создании базовой и совершенствовании существующей инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности субъекта Российской Федерации осуществляются на обеспечение безопасной жизнедеятельности населения в целях формирования условий для выполнения требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к оперативному реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации.
БК РФ Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
1. Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.
Абз. 1 п. 2 ст. 79.1 не распространяется на средства, указанные: в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ - до 01.01.2023; в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ - до 01.01.2025.
2. Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Абз. 2 п. 2 ст. 79.1 не распространяется на средства, указанные в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ, до 01.01.2023.
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не допускается.
Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 79.1 БК РФ
1. Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 7 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 504-ФЗ
ГАРАНТ:
До 1 января 2025 г. положения абзаца первого пункта 2 статьи 79.1 настоящего Кодекса не распространяются на средства, предоставляемые из федерального бюджета в соответствии с решениями, предусмотренными частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ
До 1 января 2023 г. положения абзаца первого пункта 2 статьи 79.1 настоящего Кодекса не распространяются на средства, указанные в части 19 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ
2. Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
ГАРАНТ:
До 1 января 2023 г. положения абзаца второго пункта 2 статьи 79.1 настоящего Кодекса не распространяются на средства, указанные в части 19 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не допускается.
3. Утратил силу с 7 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 504-ФЗ
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие расходы (ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ ). Как осуществляется финансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности? Каковы особенности бухгалтерского учета таких операций? Какие изменения следует внести в не исполненные по состоянию на 01.01.2013 государственные контракты (договоры)? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Способы финансового обеспечения капитальных вложений
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 утверждены Правила осуществления в 2013 г. за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Постановление N 1456, Правила N 1456).
Постановлением N 1456 предусмотрено, что федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных автономных учреждений, при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 г. вправе:
а) предоставлять учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти - получателями средств федерального бюджета и учреждениями в соответствии с Правилами N 1456;
б) передавать по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов в соответствии с Правилами N 1456.
Кроме того, органы власти вправе принять решение о сохранении порядка предоставления инвестиций, установленного для получателей средств федерального бюджета при условии соблюдения ими следующих положений:
- ведение учреждениями бюджетного учета должно производиться в соответствии с Инструкцией N 162н , составление и представление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской (финансовой) отчетностей об исполнении федерального бюджета - в порядке, установленном Инструкцией N 191н ;
- в заключаемых после 01.01.2013 государственных контрактах должны быть предусмотрены условия, позволяющие реализовать с 01.01.2014 соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством РФ, с внесением необходимых изменений в реестр контрактов в соответствии со ст. 18 Закона о госзакупках .
Рассмотрим основные моменты предоставления учреждениям субсидий на капитальные вложения и передачи им полномочий органов власти.
Предоставление субсидий на капитальные вложения
Каковы правила выделения субсидий на капитальные вложения? Порядок выделения субсидий на капитальные вложения установлен п. п. 14 - 19 Правил N 1456. Разъяснения по применению положений этих пунктов приведены в Письме Минфина России N 02-14-05/5145 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013 (далее - Письмо N 02-14-05/5145).
Предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между органами власти и учреждениями в отношении каждого объекта, которые содержат (п. 16 Правил N 1456):
- описание предмета соглашения (договора) о предоставлении субсидии;
- права и обязанности сторон соглашения (договора) о предоставлении субсидий и порядок их взаимодействия;
- условия о соблюдении бюджетными учреждениями при использовании субсидий на капитальные вложения положений Закона о госзакупках;
- положения, устанавливающие обязанность учреждения по открытию лицевых счетов в ОФК для учета операций по получению и использованию субсидий на капитальные вложения;
- сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий на капитальные вложения;
- положения, устанавливающие право органов власти, предоставляющих субсидии, и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения учреждениями условий, установленных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
- порядок возврата не использованных на начало очередного финансового года субсидий в случае отсутствия решения органа власти о наличии потребности их направления на те же цели;
- порядок возврата использованных сумм субсидий в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждениями целей и условий, определенных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий на капитальные вложения.
На каких лицевых счетах отражается поступление и расходование субсидий на капитальные вложения? Для учета операций по осуществлению автономными учреждениями капитальных вложений в объекты, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, а также бюджетные инвестиции, открываются в ОФК отдельные лицевые счета с кодом 31 в соответствии с Порядком N 7н . На это указано также в п. 9.2 Письма N 02-14-05/5145.
Приказ Казначейства России от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
Таким образом, субсидии на капитальные вложения поступают на отдельный лицевой счет автономных учреждений. Согласно п. 7.2 Письма N 02-14-05/5145 санкционирование расходов на этом лицевом счете осуществляется в соответствии с Порядком N 72н .
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.
Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии на капитальные вложения? Денежные средства в виде субсидий, получаемые учреждениями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых ими работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
В Письме N 02-14-05/5145 разъясняется, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Следовательно, работы, выполненные за счет субсидии на капитальные вложения, НДС не облагаются.
Учитываются ли субсидии на капитальные вложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль? Согласно положениям пп. 14, 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных автономным учреждениям.
Таким образом, доходы в виде субсидий, получаемые автономными учреждениями на осуществление капитальных вложений, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Как отражаются в бухгалтерском учете операции, произведенные за счет средств субсидий на капитальные вложения? Автономные учреждения, получающие субсидии на капитальные вложения, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкциями N N 157н , 183н и составляют бухгалтерскую отчетность по Инструкции N 33н . Данные операции отражаются с кодом вида финансового обеспечения (деятельности) 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 21 Инструкции N 157н).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Порядок отражения операций по поступлению и расходованию субсидии на капитальные вложения, а также постановки на учет объекта государственной собственности, приобретенного (построенного) за счет этих средств, представлен в Письме N 02-14-05/5145. Приведем в таблице корреспонденции счетов.
Либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Передача полномочий органами власти
В каком порядке производится передача полномочий? Передача полномочий регулируется положениями п. п. 6 - 13 Правил N 1456.
Согласно этим Правилам передача органами власти своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов учреждениям осуществляется на основании соглашений (договоров), заключаемых на безвозмездной основе органами власти с учреждениями.
Причем соглашения (договоры) о передаче полномочий заключаются в отношении каждого объекта и должны в том числе содержать:
- предмет соглашения (договора) о передаче полномочий;
- положения, устанавливающие права и обязанности организаций по заключению и исполнению от имени РФ в лице органов власти государственных контрактов;
- ответственность организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
- положения, устанавливающие права органов власти и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, предусмотренных заключенными соглашениями (договорами) о передаче полномочий.
На каком лицевом счете учитываются бюджетные инвестиции по переданным органами власти своим полномочиям учреждениям? Операции автономного учреждения по бюджетным инвестициям, по переданным полномочиям получателя бюджетных средств подлежат учету на лицевом счете с кодом 14 (далее - лицевой счет по переданным полномочиям) (п. 8 Правил N 1456).
Для его открытия учреждение должно представить в территориальный орган Федерального казначейства необходимые документы. Сделать это оно обязано в течение пяти рабочих дней со дня получения соглашения (договора) о передаче полномочий. Основанием для открытия лицевого счета по переданным полномочиям является копия соглашения (договора) о передаче полномочий.
Возникающие в рамках государственных контрактов бюджетные обязательства принимаются и исполняются учреждениями в пределах отраженных на лицевом счете по переданным полномочиям лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю бюджетных средств на указанные цели.
Санкционирование кассовых выплат по исполнению денежных обязательств, возникающих на основании государственного контракта, осуществляется учреждением от имени органа власти в соответствии с Порядком N 87н .
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
В каком порядке осуществляется ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по переданным полномочиям? Автономные учреждения в рамках переданных органами власти полномочий осуществляют ведение учета операций, связанных со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объекта государственной собственности РФ и приобретением объекта в государственную собственность РФ, в соответствии с Инструкцией N 162н и составляют бюджетную отчетность согласно Инструкции N 191н (п. 13 Правил N 1456 и п. 12.1 Письма N 02-14-05/5145).
Приведем корреспонденцию счетов по отражению в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по осуществлению капитальных вложений при передаче учреждениям полномочий государственного заказчика в лице органа власти.
Либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Внесение изменений в государственные контракты (договоры)
Какие изменения следует внести в государственные контракты (договоры), не исполненные на 01.01.2013, для реализации с 2014 г. соответствующих способов финансового обеспечения бюджетных инвестиций? В силу п. 5.1 Письма N 02-14-05/5145 в этих целях учреждениям следует внести следующие изменения в условия государственных контрактов (договоров), не исполненных на 1 января 2013 г., заключенных ими как получателями бюджетных средств:
- при предоставлении им субсидии на осуществление капитальных вложений заменить сторону договора - Российскую Федерацию на учреждение, изменить вид договора - государственный контракт на контракт, заменить реквизиты единого счета федерального бюджета ОФК и лицевого счета получателя бюджетных средств на счет ОФК, на котором учитываются операции со средствами учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет учреждения;
- при передаче учреждению органом власти своих полномочий государственного заказчика заменить наименование государственного заказчика - учреждения на орган власти, заменить реквизиты лицевого счета получателя бюджетных средств на реквизиты лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
При принятии органом власти решения о сохранении в 2013 г. порядка финансового обеспечения капитальных вложений должны быть изменены также условия государственных контрактов (договоров), ранее заключенных автономными учреждениями, а именно:
- вид договора - государственный контракт на договор строительного подряда и (или) договор на выполнение проектных и изыскательских работ;
- сторона договора - Российская Федерация на федеральное автономное учреждение, осуществляющее капитальные вложения;
- реквизиты счетов - единый счет федерального бюджета ОФК и лицевой счет получателя бюджетных средств на счет ОФК, на котором учитываются операции со средствами учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет учреждения.
бухгалтерский учет и налогообложение"
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Инвестиции в форме капитальных вложений в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете имеют различное толкование. В чем состоят эти различия? Рассмотрим этот и другие вопросы в материале далее.
Отличие инвестиций от капитальных вложений
Закон «Об инвестиционной деятельности. » от 25.02.1999 № 39-ФЗ (далее — закон № 39-ФЗ) в преамбуле дает определение инвестиций и капитальных вложений. Согласно определению, понятие «инвестиции» является более широким. Под инвестициями подразумеваются вложения денежных средств или активов, которые приравнены к денежным средствам, включая имущественные права и права, имеющие денежную оценку, в объекты предпринимательства или иной деятельности. Инвестиции совершаются в целях получения прибыли или полезного эффекта (абз. 2 ст. 1 закона № 39-ФЗ).
Капвложения — это один из видов инвестиций. В этом случае вложение денег (или иных активов) производится в основные средства (основной капитал), включая проектно-изыскательские работы (абз. 4 ст. 1 закона № 39-ФЗ).
Таким образом, отличие капвложений от инвестиций состоит в том, что капитальные вложения — это частный случай инвестиций, ограничивающийся вложениями в основные средства.
Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н утверждены ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которые распространяются на подрядные организации. При этом договоры подряда должны иметь срок исполнения более года либо срок исполнения, затрагивающий разные отчетные периоды. В то же время «строительство объектов» (чему посвящены ПБУ 2/2008) напрямую связано с капитальными вложениями. То, что для подрядной организации является «объектом строительства», для заказчика — объект капитальных вложений.
В бухгалтерском учете инвестиций в форме капитальных вложений у заказчиков строительства (до момента введения основных средств в эксплуатацию) необходимо руководствоваться положениями, регулирующими формирование внеоборотных активов (сч. 08). После ввода актива в эксплуатацию руководствуются положениями по учету основных средств (ПБУ 6/01).
ВАЖНО! С 01.01.2022 года обязательны к применению 2 новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Применять положения новых стандартов можно и раньше, закрепив такое решение в учетной политике предприятия. ПБУ 6/01 утратит силу.
Подробнее об изменениях, которые нужно учесть при применении новых стандартов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите беплатный демо-доступ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все нюансы нововведений.
На практике довольно много ошибок бухгалтеры совершают при оценке стоимости основных средств. Изучить этот вопрос вам поможет статья «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».
Инвестиционная деятельность в форме капвложений
Закон № 39-ФЗ устанавливает, что объектом инвестиций в форме капитальных вложений может быть вновь создаваемое имущество, а также имущество, модернизирующееся и относящееся к любому виду собственности: государственной, муниципальной, частной, общественной.
Субъектами инвестиций в форме капвложений являются:
- инвесторы (в том числе и иностранные);
- заказчики;
- подрядчики,
- пользователи объектов капвложений.
Закон не запрещает совмещать роли субъектам инвестиционных отношений. Так, предприятие может быть одновременно и инвестором, и заказчиком, и подрядчиком. На практике очень часто встречается совмещение роли инвестора и заказчика. В случае договора генерального подряда генподрядчик выступает в роли заказчика (для подрядчиков, которых он привлекает) и в роли подрядной организации — перед заказчиком и инвестором строительства.
Сегодня государство влияет на инвестиционную деятельность в форме капвложений косвенно, изменяя налоги, вводя льготирование или, наоборот, дополнительное обложение, снижая или повышая уровень технического контроля в отдельных отраслях строительства.
Участники строительного рынка, а именно там осуществляются инвестиции в форме капитальных вложений, выступающие в роли подрядчиков, организовывают самостоятельный контроль качества строительства. Ответственность за возводимые здания, сооружения, за их соответствие техническим требованиям и стандартам сегодня полностью лежит на подрядных организациях, если не доказано, что вина за нарушение технических требований лежит на другой стороне (инвесторе, заказчике).
О том, как правильно в учете отразить капитальные вложения во внеоборотные активы, можно узнать подробнее из статьи «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Капитальные вложения в балансе
При составлении баланса предприятия, как правило, не выделяют в отдельную строку незавершенное строительство, которое в большей мере отражает состояние капвложений в процессе инвестиционного строительства. Но при условии, что незавершенное строительство составляет существенную часть активов, предприятие может показать этот актив отдельной строкой баланса (п. 6 ПБУ 4/99).
Строка 1150 «Основные средства» суммирует данные о земельных участках, объектах природопользования, зданиях, машинах и оборудовании, прочих ОС и о незавершенном строительстве. Состояние капвложений можно рассчитать, сравнив сумму по строке 1150 на начало периода с суммой по этой строке на конец периода.
Как заполнить строку 1150 «Основные средства» в бухгалтерском балансе, читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
О правилах составления баланса предприятиями на УСН можно подробнее узнать из статьи «Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?».
Итоги
Капитальные вложения — такой вид инвестиций, при котором создаются материальные ценности в форме зданий, сооружений, иных объектов основных средств, включая результаты проектно-изыскательских работ. В бухучете капвложения отражают по сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». В балансе капвложения включаются в строку 1150 в составе основных средств предприятия, а при существенности суммы — выделяются отдельной строкой.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Автор статьи

Читайте также:
- Требования к антикоррупционному поведению судьи обязанности ограничения запреты
- Пересмотр судебных актов как гарантия обеспечения целостности правовой системы
- Что значит суды лайлама
- Правовое государство это такая организация политической власти которая основана на тест
- Можно ли обжаловать судебный приказ в апелляционном порядке кас