Какую роль в управлении государством в 17 веке играли приказы
Обновлено: 30.11.2023
Приказы - центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи - дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- Общегосударственные Приказы - общая система управления государством.
- Территориальные Приказы - система управления на отдельных территориях страны.
- Дворцовые Приказы - управление царским двором.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.
Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.
Общегосударственные Приказы
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
Областные Приказы
Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.
Дворцовые Приказы
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казенный - сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца - все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий - разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный - содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата - пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.
Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.
Приказы в истории - это учреждения государственной власти. Они возникли на Руси в 16-м в. Изначально их сущность заключалась в выполнении уполномоченными людьми каких-либо поручений. Когда появились приказы, они могли быть поручены определенному лицу, в этом случае они носили имя человека, которому велено было исполнить данное поручение. В дальнейшем они сформировались как отдельные органы государственного управления и заменили Боярскую думу. Деятельность приказов была направлена на выполнение функций исполнительной власти.
Состав приказов
Верховная власть имела право назначить и отстранить уполномоченных лиц от ведения дел. Каждый приказ состоял из двух отделов:
Судьи занимались решением вопросов, а дьяки приводили в исполнение вынесенное решение. Работа приказных была ежедневного характера. Часто имело место разделение исполнительного отдела на «стол» с руководящим в лице дьяка и «повытье», занимавшихся определенным видом дел, где начальником выступал подьячий. Согласование действий данных указов происходило с помощью письменных «памятей» и «указов». У наиболее крупных приказов имелись печати, а на документах требовалось проставление подписи уполномоченного лица – дьяка. Направленность действий определялась необходимостью выполнения конкретных задач.
Создание приказов
Создание приказной системы управления было обусловлено процессом формирования Русского государства и необходимостью решения новых, сложных задач. Каждый приказ имел самостоятельную организацию и занимался закрепленными за ним задачами. Но, несмотря на строгую организацию, приказная система не имела четкого разграничения деятельности субъектов структуры. Иногда род деятельности приказов не соответствовал выделенному направлению и названию. Многие учреждения совмещали функции, не относящиеся к их прямой деятельности. Это обуславливалось несовершенством управленческой структуры и приводило к неразберихе, взяточничеству и казнокрадству.
Классификация приказов
Чтобы разобраться, что такое приказы в истории, следует ознакомиться с их основными категориями. Приказная система состояла из двух основных групп:
- Общегосударственные - решали вопросы, связанные с государством, международными отношениями, установлением порядка, землевладением и финансовым регулированием.
- Территориальные приказы - это в Древней Руси местные органы власти. Эта группа приказов решала вопросы, возникающие на конкретной территории. В связи с этим сами учреждения прикреплялись к определенному городу или области.
Общегосударственные учреждения
К этой категории относилось несколько основных приказов.
Посольский выполнял функцию развития торговли и других дел в международном формате. Судейство иностранцев, выкуп и обмен также возлагались на этот приказ. В середине 17-го века для содержания этого учреждения был даже утвержден налог.
Организацией населения, пригодного к воинский службе, занимался Разрядный приказ. Его задачей было назначение военнослужащим пособий с занесением в списки, определение граждан на службы со всей страны. Также это учреждение определяло возможность награждения и жалования. Ему были подвластны все города, основанные в 17-м веке, включая судопроизводства и доходы, он также координировал работу военнослужащих всех чинов.
За строительство зданий и сооружений ответственным был назначен Каменный приказ. Все сопутствующие дела по постройке также возлагались на него.
Для сохранности печатей и штампов государственной важности сбора и сдачи печатных пошлин существовал Печатный приказ.
Приказ Большого дворца занимался делами дворцовых строений. Он организовывал всю деятельность, направленную на функционирование и улучшение условий во дворцах. Следует отметить, что приказы в истории - это структура, сложенная из множества взаимодополняющих друг друга частей.
Контроль за системой налогообложения осуществляли сразу несколько учреждений - Казна, приказ Большого прихода и прочие.
В эту группу относился и Холопий приказ, ответственный за дела, связанные с холопами.
Для управления и контроля за военной деятельностью было создано несколько приказов, основным из которых был Разрядный, заведовавший войсками и системой обороны государства. Также отдельные учреждения управляли стрельцами, артиллерией, полками, изготовлением оружия - мечей, сабель, огнестрела.
Осуществление судебной деятельности контролировала система приказов, главным из которых был Разбойный приказ. В его функции входило поддержание порядка в государстве, обеспечение безопасности и ведение дел уголовного характера.
Контроль за работой всех приказов осуществлял Большой Московский разряд - ставил в известность приказы о вынесенных указах царя и дополнял документы государственной важности предложениями, без ведома приказов.
Преобразование приказов
В начале 17-го века, после нашествия поляков и шведов, необходимо было принять меры по обеспечению военными ресурсами Русь и установлению порядка хозяйственной части. Это послужило основой направления деятельности приказной системы. Приказы в истории - это важный момент формирования и становления системы управления страной. Царское правительство вновь организовало работу не действующих приказов, а также сформировало много новых учреждений. Схожие функции в этот период времени перераспределялись между приказами с различным направлением деятельности. В военной и финансовой отраслях было открыто несколько дополнительных приказов, ведавших делами одинаковой направленности. Также в это время для решения срочных задач часто использовались временные приказы, которые, после выполнения необходимых требований тут же закрывались. В основном это были приказы финансовой и хозяйственной направленности, созданные с целью рационального использования имеющихся ресурсов.
К концу 17-го в. численность приказов составляла уже более 50, это была уже самостоятельная огромная структура, занимавшаяся делами различного рода. В это время верховные лица пытались объединить управление приказами с помощью назначения единственного управляющего. Приказные учреждения классифицировались на: общегосударственные, административные и судебно-полицейские, военные, финансовые, дворцовые и территориальные. Соответственно, каждый блок регулировал отдельное направление государственного порядка.
Распад приказной системы
Надо понимать, что приказы в истории - это шаг в развитии управленческой основы Руси, при этом существовало немало отрицательных сторон, вызванных незрелостью этой системы.
Автор статьи

Читайте также: