Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади шемякин суд

Обновлено: 27.09.2023

1.Кто является автором повести «Шемякин суд»? а) Гоголь
б) Народ
в) Пушкин 2. Из-за чего поссорились братья:
а) бедный попортил осла богатого
б) бедный попортил лошадь богатого
в) богатый попортил лошадь бедного 3. Бедному пришлось привязать сани к:
а) голове лошади
б) телу лошади
в) хвосту лошади 4. Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади:
а) 5 рублей
б) 2 рубля
в) 3 рубля 5. Лошадь осталась у бедного брата:
а) да
б) остался только хвост
в) нет 6. Для бедного брата всё кончилось очень хорошо:
а) нет
б) да
в) отчасти 7. Бедный брат убил … человек:
а) четырех
б) трех
в) двух 8. Шемяка был честным и праведным судьёй, так ли это:
а) нет
б) да
в) для бедных-да, для богатых-нет 9. Оба брата были:
а) промышленники
б) бояре
в) земледельцы 10. Истцы откупились от бедного брата:
а) драгоценными камнями
б) деньгами
в) шубами 11. Бедный брат нарочно оторвал хвост лошади, так ли это:
а) нет
б) да
в) он не отрывал хвост 12. Бедный брат заплатил много денег судье, так ли это:
а) да
б) нет
в) он заплатил ему драгоценными камнями 13. Куда ехал направлялся человек, у которого бедный брат убил отца:
а) в баню
б) к лекарю
в) на базар 14. Откуда упал на поповича бедный брат:
а) с лестницы
б) с печи
в) с полатей 15. В каком преступлении был обвинен бедный брат:
а) убил ребёнка
б) поджёг дом
в) украл корову 16. Откуда бедный достал камень:
а) из платка
б) из шапки
в) из шарфа

17. С кем судился бедный брат:
а) с барыней
б) с Шемякой
в) с соседом 18. С кем судился бедный брат:
а) с князем
б) с братом
в) с боярином 19. С кем судился бедный брат:
а) с монахом
б) с протоиереем
в) с попом 20. Зачем бедный брат взял с собой камень:
а) чтобы утопиться, если приговор будет против него
б) чтобы при недовольстве приговором убить судью
в) чтобы побить окна в суде 21. На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью:
а) пока попадья не родит ребёнка
б) пока она брату не надоест
в) пока сама уйти не захочет 22. Что определяет образ жизни убогого брата:
а) желание разбогатеть
б) стремление взять побольше у богатого брата
в) забота о богатом брате 23. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста:
а) выявляет отсутствие в герое человеческого начала
б) характеризует психологическое состояние героя
в) показывает небрежение к добру брата 24. Повесть сохранилась во многих рукописях … веков:
а) 15 и 16
б) 17 и 18
в) 14 и 15 25. Въезжая в ворота, бедный брат забыл выставить:
а) “костыль”
б) тормоз
в) подворотню 26. К кому пошел ночевать богатый брат:
а) к голове
б) к попу
в) в первый попавшийся терем 27. Где находился мост:
а) у города
б) у хутора
в) у села 28. Шемяка, выслушав челобитную, говорит бедному:
а) «Отвечай!»
б) «Держи ответ!»
в) «Ответствуй!» 29. Сколько денег отдал поп бедному брату:
а) десять рублей
б) пятнадцать рублей
в) 3 рубля 30. Бедный пошел домой, радуясь и:
а) припеваючи
б) хваля Бога
в) хохоча

Тест по повести «Шемякин суд»

1.Кто является автором повести «Шемякин суд»? а) Гоголь
б) Народ
в) Пушкин 2. Из-за чего поссорились братья:
а) бедный попортил осла богатого
б) бедный попортил лошадь богатого
в) богатый попортил лошадь бедного 3. Бедному пришлось привязать сани к:
а) голове лошади
б) телу лошади
в) хвосту лошади 4. Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади:
а) 5 рублей
б) 2 рубля
в) 3 рубля 5. Лошадь осталась у бедного брата:
а) да
б) остался только хвост
в) нет 6. Для бедного брата всё кончилось очень хорошо:
а) нет
б) да
в) отчасти 7. Бедный брат убил … человек:
а) четырех
б) трех
в) двух 8. Шемяка был честным и праведным судьёй, так ли это:
а) нет
б) да
в) для бедных-да, для богатых-нет 9. Оба брата были:
а) промышленники
б) бояре
в) земледельцы 10. Истцы откупились от бедного брата:
а) драгоценными камнями
б) деньгами
в) шубами 11. Бедный брат нарочно оторвал хвост лошади, так ли это:
а) нет
б) да
в) он не отрывал хвост 12. Бедный брат заплатил много денег судье, так ли это:
а) да
б) нет
в) он заплатил ему драгоценными камнями 13. Куда ехал направлялся человек, у которого бедный брат убил отца:
а) в баню
б) к лекарю
в) на базар 14. Откуда упал на поповича бедный брат:
а) с лестницы
б) с печи
в) с полатей 15. В каком преступлении был обвинен бедный брат:
а) убил ребёнка
б) поджёг дом
в) украл корову 16. Откуда бедный достал камень:
а) из платка
б) из шапки
в) из шарфа

17. С кем судился бедный брат:
а) с барыней
б) с Шемякой
в) с соседом 18. С кем судился бедный брат:
а) с князем
б) с братом
в) с боярином 19. С кем судился бедный брат:
а) с монахом
б) с протоиереем
в) с попом 20. Зачем бедный брат взял с собой камень:
а) чтобы утопиться, если приговор будет против него
б) чтобы при недовольстве приговором убить судью
в) чтобы побить окна в суде 21. На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью:
а) пока попадья не родит ребёнка
б) пока она брату не надоест
в) пока сама уйти не захочет 22. Что определяет образ жизни убогого брата:
а) желание разбогатеть
б) стремление взять побольше у богатого брата
в) забота о богатом брате 23. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста:
а) выявляет отсутствие в герое человеческого начала
б) характеризует психологическое состояние героя
в) показывает небрежение к добру брата 24. Повесть сохранилась во многих рукописях … веков:
а) 15 и 16
б) 17 и 18
в) 14 и 15 25. Въезжая в ворота, бедный брат забыл выставить:
а) “костыль”
б) тормоз
в) подворотню 26. К кому пошел ночевать богатый брат:
а) к голове
б) к попу
в) в первый попавшийся терем 27. Где находился мост:
а) у города
б) у хутора
в) у села 28. Шемяка, выслушав челобитную, говорит бедному:
а) «Отвечай!»
б) «Держи ответ!»
в) «Ответствуй!» 29. Сколько денег отдал поп бедному брату:
а) десять рублей
б) пятнадцать рублей
в) 3 рубля 30. Бедный пошел домой, радуясь и:
а) припеваючи
б) хваля Бога
в) хохоча

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади?

1) сто рублей 2) два рубля 3) пять рублей 4) пять копеек

Укажите, где правда, а где ложь

-лошадь осталась у бедного брата

-для бедного брата всё кончилось очень хорошо

- бедный брат убил двух человек

- Шемяка был честным и праведным судьёй

Укажите, где правда, а где ложь.

оба брата были земледельцы

истцы откупились от бедного брата деньгами

бедный брат нарочно оторвал хвост лошади

бедный брат заплатил много денег судье

Куда ехал человек, у которого бедный брат убил отца?

1) на базар 2) в баню 3) к лекарю 4) в гости

Откуда упал на поповича бедный брат?

1) с полатей 2) со шкафа 3) с печки 4) с крыши

В каком преступлении был повинен бедный брат?

1) ограбил прохожего 2) украл корову3) поджёг дом 4) убил ребёнка

Во что бедный брат завернул камень?

1)в полу 2)в шапку 3)в плат 4) в шарф

С кем судился бедный брат?

1) с лошадью 2) с соседом 3) с братом 4) с попом

Зачем бедный брат взял с собой камень?

1) чтобы утопиться, если приговор будет против него;

2) чтобы побить окна в суде;

3) чтобы при недовольстве приговором убить судью;

4) чтобы по дороге его ветром не снесло.

чтобы при недовольстве приговором убить судью

На какой срок поп должен был отдать бедному брату попадью?

1) пока попадья не родит ребёнка

2) пока сама уйти не захочет

3) как они между собой договорятся

4) пока она брату не надоест

пока попадья не родит ребёнка

Кто братья по жизненному статусу?

1)Землемеры 2) землепроходцы

3) землепашцы 4) земледельцы

1)Житие 2) сказка 3) повесть 4) рассказ

Как перевести «дровни»?

1)Дрова 2) дровосек 3) воз 4) сани

Кто в произведении самый умный?

Выражение « Шемякин суд» обозначает:

Смешной веселый суд

Справедливый и честный суд

Народный крестьянский суд

Продажный несправедливый суд

Продажный несправедливый суд

Кого высмеивает повесть?

Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

При изучении данного произведения решил создать для учащихся интерактивную презентацию,которая способствовала бы более рациональному восприятию материала.Считаю,что использование подобных презентаций повышает кругозор учащихся,а также помогает более вдумчиво осознать специфику повести "Шемякин суд" . Затем провожу диспут по содержанию материала,чтобы выявить на что она направлена.

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Какую цену взял у богатого брата бедный брат за возвращение лошади? 1) сто рублей 2) два рубля 3) пять рублей 4) пять копеек

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Укажите, где правда, а где ложь -лошадь осталась у бедного брата -для бедного брата всё кончилось очень хорошо - бедный брат убил двух человек - Шемяка был честным и праведным судьёй

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Укажите, где правда, а где ложь. оба брата были земледельцы истцы откупились от бедного брата деньгами бедный брат нарочно оторвал хвост лошади бедный брат заплатил много денег судье

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

В каком преступлении был повинен бедный брат? 1) ограбил прохожего 2) украл корову3) поджёг дом 4) убил ребёнка

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Зачем бедный брат взял с собой 1) чтобы утопиться, если приговор будет 2) чтобы побить окна в суде; 3) чтобы при недовольстве приговором убить камень? против него; судью; 4) чтобы по дороге его ветром не снесло.

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

брату попадью? 1) пока попадья не родит ребёнка 2) пока сама уйти не захочет На какой срок поп должен был отдать бедному 3) как они между собой договорятся 4) пока она брату не надоест

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

Презентация по русской литературе 8 класс Шемякин суд

обозначает: Смешной веселый суд Выражение « Шемякин суд» Справедливый и честный суд Народный крестьянский суд Продажный несправедливый суд

«Повесть о Шемякином суде».

Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены. Написанное в книге
Возводит дома и пирамиды в сердце тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
Египетские «Тексты пирамид»
[ 2 ]

Цели уроков:
— знакомство с жанром древнерусской повести;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32).

2. Беседа о прочитанном:

— Перескажите содержание статьи.

— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.

ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА

1. Возникновение и развитие демократической литературы.
2. «Повесть о Шемякином суде».
3. Содержание и идейный смысл «Повести о Шемякином суде».
4. «Печальные мысли о судьбе человека».

— Вспомните, где мы с вами встречались с выражением «Шемякин суд».
(В разделе «Устное народное творчество», где мы зачитывали цитату из книги Сергея Наровчатова о предании-сказке о Шемякином суде, донесшем «память о необузданном звенигородском князе Дмитрии Юрьевиче, по прозвищу Шемяка, причинившем много беспокойства Московскому государству в первой половине XV века. Но, кроме беспокойства собственно государству, своевольный князь изрядно помытарил и потиранил простой люд. Вел он себя с ними, по словам летописи, „яко разбойник“. . „Шемякин суд“ как определение всякого злонеправедного суда вошел в поговорку. »[ 3 ].)

Итак, оказывается, у «Повести о Шемякином суде» есть фольклорный и летописный источники. Как вы думаете, почему и устное народное творчество, и демократическая литература донесли до нас этот сюжет? Обоснуйте свой ответ.

Повесть древнерусская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[ 4 ].

IV. Чтение фрагмента произведения. Чтение фрагмента «Шемякин суд» в учебнике (с. 32—36) или см. текст ниже .

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Каким в «Повести о Шемякином суде» представлен бедный крестьянин? Сходен ли его образ с образом крестьянина-бедняка в социально-бытовых сказках? Почему?

— Почему сложно посочувствовать убогому в этом произведении?
(Этот крестьянин, в отличие от своего брата, ленив, не трудолюбив, не хозяйственен и абсолютно не ценит ни братскую помощь, ни людей, ни зверей, ни вещи. Перед нами отрицательный тип поведения в обществе, который так или иначе осмеивается в древнерусской литературе. Такие люди, если их отторгало «общество» — крестьянская община, сбившись в «стаи», или «воровские отряды», становились разбойниками и грабителями, в начале XX века они массово шли в революцию, во время и после Гражданской войны в России для них наступила полная вольница под девизом «грабь награбленное», т. е. трудом и потом доставшееся другим. Народ и в Средние века хорошо понимал, к чему ведет потакание низменным страстям таких людей, поэтому-то и богатый брат осуждается: нельзя вешать себе на шею дееспособного нахлебника — это, по православному пониманию, страшный грех.)

— Как вы полагаете, почему священнослужитель и богатый крестьянин не пригласили бедного к столу? Из-за несоответствия социального статуса? Из жадности?
(Нет, по другой причине — вполне объяснимой: убогий нанес материальный вред своему брату, при этом постоянно наносил и моральный вред: «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог». Именно поэтому ответчика к столу и не приглашают: раз отправился в дорогу, рассчитывай только на самого себя; поп — приятель брата, а не убогого. Кто же захочет кормить явного нахлебника, да еще и обидчика приятеля?!)

— Расскажите, что произошло в городе. Почему убогий решился броситься в ров? Как это его характеризует?
(Убогий — безответственный человек, к тому же и трус. Зная, что придется отвечать за свои поступки, он даже готов себя убить, лишь бы этого избежать. В этом эпизоде явно сквозит народная ирония: бросаясь с моста, убогий не убился, а «удавил до смерти» пожилого человека. Иными словами, от ответственности не уйдешь, только еще больше и за большее отвечать придется. Перед нами чисто православная трактовка событий: православный человек никогда не решится на самоубийство — это смертный грех: на все Воля Господа! Значит, убогий — лентяй и безответственный человек, к тому же и безбожник. Суд Шемяки потому и неправедный, что полностью оправдывает безбожника и тунеядца, нахлебника и лжеца.)

— Расскажите, кто как вел себя в суде.

— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?

— Оправдываются ли их надежды? Почему?

— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?
(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)

— Как изображается судья? Почему?

— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?
(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)

Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора[ 5 ].

— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.

— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.
(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гибербола с гротеском.)

— Где «звучит» безобидный юмор?
(В сцене суда, когда убогий показывает судье камень, завернутый в платок, а судья думает об обещанной взятке.)

— Найдите явный сарказм в этом произведении.
(Объяснение истцов с ответчиком после суда. Самый конец фрагмента: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь».)

— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.

VI. Работа с эпиграфом к уроку .

— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?

— Как вы понимаете слова: «Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердце тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина»?

— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:

— работать с разделом учебника «Развивайте дар слова» (с. 36);
— читать повесть Е. П. Чудиновой «Ларец»
(по желанию: вторую часть дилогии — «Лилея») или произведение современной литературы на историческую тему для подростков и юношества — по выбору учителя и учащихся.

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.П.Чудинова. "Ларец", "Лилея" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.

ШЕМЯКИН СУД [ 6 ]

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[ 7 ]. Богатый много лет ссужал[ 8 ] убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[ 9 ] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[ 10 ] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[ 11 ] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[ 12 ] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь. ( вернуться к уроку )

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. ( вернуться )

2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.) ( вернуться )

3. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 142. ( вернуться )

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 753. ( вернуться )

5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 106. ( вернуться )

6. «Шемя́кин суд» — сатирическое произведение XVII века. Также «Суд Шемякин»; «Суд Шемякин»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о суде Шемяке»; «Повесть о неправедном судие Шемяке» — древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, лубочных картинах и народных сказках. В конце XVIII и начале XIX веков была литературно обработана Ф. Задубским, А. Осиповым, П. Свиньиным и издателями Никольского рынка. Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» Калачова (1859). ( вернуться )

7. Убог — бедный, нищий. ( вернуться )

8. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. ( вернуться )

9. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. ( вернуться )

10. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. ( вернуться )

11. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. ( вернуться )

12. Бить челом (иноск.) — кланяться, просить, жаловаться.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века письменное прошение, при котором «челом били». ( вернуться )

Повесть о Шемякином суде

Цели: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с…

Цели: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с…

познакомить учащихся с текстом повести;
раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;
развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах;
способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины

Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как само­стоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой жиз­ни того времени.

Демократическая сатира Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине

Демократическая сатира Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине

Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способст­вовавшими росту классового самосознания. Появление демократиче­ской сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе.

Таким образом, русская действительность «бунташного»

Таким образом, русская действительность «бунташного»

Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII сто­летия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сбли­жали се с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства.

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная…

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная…

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак».
Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче.

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный

И того-то, и хомута у тебя нет своего»

И того-то, и хомута у тебя нет своего»

«И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.
Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста.

Почему богатый не дал бедному хомут?

Почему богатый не дал бедному хомут?


Почему богатый не дал бедному хомут?

Каковы ваши впечатления о бедном?

О чем заставили вас задуматься его поступки?

Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

Чтение до первой остановки

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке - судье.
А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так
придётся еще и приставам проездные
платить.

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть.

Какая же будет реакция попа? Что он предпримет?

Какая же будет реакция попа? Что он предпримет?

Какая же будет реакция попа?
Что он предпримет?
Какие возникли вопросы?
Что взволновало?
Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

Чтение до второй остановки

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца на смерть. Схватили его, привели к судье.

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился.

Какие чувства вызывает у вас бедный?

Какие чувства вызывает у вас бедный?

Какие чувства вызывает у вас бедный?
Какие вопросы возникли?
Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления?
Для чего достал бедный завернутый камень?
Что мог подумать судья?

Чтение до третьей остановки

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех…

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех…

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу:

Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в…

Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в…

«Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал в третий раз судье.
Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».

Как теперь поведут себя истцы, после приговора

Как теперь поведут себя истцы, после приговора

Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?
Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: