Какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства

Обновлено: 24.09.2022

В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства?

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства.

Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание системы, социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий; 5) охрана груда и здоровья людей; 6) установление гарантированного минимального размера заработной платы (см. комментарии к ст. 37 - 39).

Нет, данный проект не соответствует конституционному принципу социального государства. 1. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ термин «социальное государство» обозначает такое государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако система пенсионного страхования не гарантирует достойное обеспечение жизни пенсионеров, т.к. существует категория граждан, которая является нетрудоспособной или ограниченно трудоспособной в связи с инвалидностью или болезнью и в силу этого не может делать страховые накопления, а следовательно в будущем не сможет получить достойную пенсию. 2. В соответствии с ч. 2 государство обязано гарантировать социальную защиту не только сиротам, но и поддерживать «семью, материнство, отцовство и детство, инвалидов и пожилых граждан». Также следует отметить, что проект данного ФЗ противоречит «Всеобщей декларации прав человека», в соответствии с которой:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим

от него обстоятельствам».

Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства, и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Нормативные основания решения задачи:

Конституция РФ

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,

пособия и иные гарантии социальной защиты.

ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

"1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим

от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой

Тема 4 Задача 7

В 2003 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 г. должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования пропорционально внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства, и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Задачка упрощенная с точки зрения изложения законодательства. Но это неважно для нас.

У нас отжившая свое ситуация, но ее можно актуализировать. Вносится в ГД проект, в котором предусмотрен определенный подход к организации системы пенсионного обеспечения – пенсии формируются за счет пенсионных взносов, а государство участвует в этом лишь постольку, поскольку пенсии для сирот аккумулируются. Соответственно вопрос – соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства?

Иногда студенты воспринимают эту последовательность вопросов как план ответа, и получается ерунда. Глобальная цель задачи – соответствует проект принципу или нет. Эти вопросы лучше рассматривать как уточняющие – ответы на них нужно вставлять в ответ на первый вопрос. Нужно понять, какие требования принцип социального государства предъявляет к социально-обеспечительной политике государства. А по пути можно порассуждать о мировых системах пенсионного обеспечения. Когда вопрос о соответствии принципу социального государства рассматриваем на контрасте, получается лучше.

Студенты любят читать буквари по пенсионному обеспечению, и в мешанине разглядеть логику составителей задачи сложно. Составители задачи строили ее в рамках лекционного курса. Большинство лекторов дают социально-обеспечительные подходы с точки зрения противопоставления либерального подхода и патерналистского.

Еще замечание: тут сказано про подходы к социально-обеспечительной политике. Не нужно думать, что социально-обеспечительная политика и принцип социального государства – это одно и тоже. Социальное государство – это один из возможных подходов к социально-обеспечительной политике.

Либеральный и патерналистский подходы – крайние. Критерии разделения: 1) степень участия государства в социальном обеспечении; 2) налоговая нагрузка; 3) психологический климат в обществе. Все это взаимосвязано.

Либеральный подход предполагает минимум участия государства в социальном обеспечении, он с идеей конституционализма сочетается хорошо. Он предполагает, что граждане по большей части обеспечивают себя сами. Он предполагает, что у граждан есть права, они гарантируются, их можно защищать законными способами, для этого предусмотрены правоохранительные органы, судебная система, но вопросы жизнеобеспечения себя и своих близких лицо решает сами, у него есть лишь только государственные органы для защиты его прав. Лицо использует свое имущество для предпринимательства, распоряжается своими доходами самостоятельно. В связи с тем, что государству незачем распределять материальные блага, в этом случае налоговая нагрузка небольшая, распределением в форме пенсий и так далее государство не занимается. Большую часть заработанного лицо оставляет у себя, имея в виду, что если что-то случится, то никто не будет нам помогать (инвалидность, утрата трудоспособности и так далее), мы сами должны уменьшать свои риски (страхование, накопление, инвестирование в ценные бумаги и так далее). В этом смысле экономика не всегда развивается равномерно – есть риски неуспеха в рыночной экономике. Для защиты от риска нужно страхование. Экономика развивается неравномерно, не все отрасли хозяйства приносят прибыль. Что касается психологического климата, то климат беспокойный, так как рынок предполагает конкуренцию и риск неуспеха. Люди иногда держатся за нелюбимую работу ради сохранения достатка.

Патерналистский подход – это другая крайность. Он предполагает максимальную вовлеченность государства в социальное обеспечение, предоставление всяких социальных пособий, пенсий, социальных выплат. Причем зачастую вне зависимости от того, есть ли в этом реальная потребность. Соответственно, чтобы деньги на это были, приходится увеличивать налоговую нагрузку на предпринимателей для распределения средств. Это может иметь разные последствия для экономики. При высокой налоговой нагрузке уменьшаются стимулы для развития, рынок не справляет с удовлетворением потребностей, государство часто появляется в качестве участника хозяйственной деятельности и подминает целые отрасли под себя. Яркий пример – социалистические государства с плановой экономикой. Психологический климат комфортный, тревоги по поводу сохранения источника доходов не так много, потому что есть много форм социальной поддержки, и если мы утрачиваем заработок или потеряли возможность трудиться, то государство нам поможет. Это удобно. Климат комфортен тем, что можно поискать себе любимое дело. Негативная сторона этого подхода в том, что развивается социальное иждивенчество, потому что не каждый будет работать или работать активно, если он может не работать и иметь такой же доход, либо лицо может не захотеть зарабатывать больше и отдавать соответственно больше.

В каждом из подходов есть и хорошее, и плохое. Чтобы сбалансировать это, предлагается концепция социального государства как некий компромисс. Принцип социального государства в разных государствах трактуется по-разному. Но он предполагает, что есть определенное перераспределение материальных ресурсов в обществе, но при этом оно не настолько ярко выражено, как в государстве патерналистском. В этом смысле социальное государство предполагает, что обеспечение с участием государства должно оказываться тем, кто сам не может себя обеспечивать, кто нуждается в поддержке. Но принцип социального государства не стоит сводить лишь к дележу материальных средств, важно, чтобы государство создавало стимулы для собственной активности граждан, государство должно заниматься тем, чем рыночная экономика не хочет заниматься, чтобы граждане развивались и потом сами себя обеспечивали, а кто не может этого делать – тех поддержать. То есть смысл в том, чтобы давать не всем, а только тем, кому это нужно. В Германии, например, создание стимулов выражено ярче, а у нас в некотором роде акцент сделан на дележе материальных ресурсов, и даже в практике КС это подвергается критике.

Есть ПКС о социальном государстве, их вообще много. Это постановление 2013 года. Было еще ПКС № 20-П от 1997 года, ОКС № 17-О от 2005 года и так далее.

КС ссылается на ст. 7 КРФ и на те статьи, которые полагает связанными с ней, чтобы интерпретировать принцип социального государства.

ПКС № 20-П от 1997 года: КС говорит, что провозглашенный принцип социального государства призывает государство заботиться о своих гражданах, и если в силу возраста, состояния здоровья человек работать не может и не может обеспечить прожиточный минимум, то гражданин имеет право на получение поддержки от государства.

ОКС № 17-О от 2005 года: конституционные предписания, связывающие государство социальными обязательствами перед населением, предопределяют юридическую меру притязаний индивидов, не имеющих возможности в силу объективных обстоятельств самостоятельно обеспечивать себе должный уровень жизни, на гарантию материального обеспечения на уровне дохода, необходимого для удовлетворения основных жизненных потребностей, и это означает необходимость надлежащего установления механизма для их удовлетворения. Здесь КС говорит еще и об уровне гарантий материальной обеспеченности.

В ПКС от 2013 года по сути то же самое написано – законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволила бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку для реализации своих прав. То есть не всем предоставляется поддержка, а только тем, кто по объективным причинам не может сам себя обеспечивать (не тем, кто не работал, потому что не хотел, а тем, кто мог бы, но не смог).

Вернемся к задаче. Государство обеспечивает только сирот, а все остальные обеспечиваются пропорционально внесенным страховым взносам. В смысле ПКС сироты – не единственная категория, которая по объективным причинам не может себя обеспечить. Если государство у нас пытается всех остальных людей оставить без поддержки, то этот подход разойдется с принципом социального государства, с тем, как КС этот принцип трактует.

Можно условие задачи развить. КС сказал, что вообще-то социальное обеспечение может осуществляться не только в виде пенсии, и в совокупности всякие пособия разные могут обеспечить удовлетворение определенного набора потребностей и так далее, поэтому мы можем домыслить и сказать, что если государство вообще откажется от иных категорий и будет поддерживать только сирот, то это будет нарушением принципа социального государства, но если для сирот государства установит пенсионное обеспечение, а другим категориям предоставит иные льготы, то это будет вполне приемлемо. Принцип социального государства в КРФ – это вопрос стратегии, но не тактики, в КРФ не говорится, как именно будет организована система социального обеспечения. Государство может давать одним пенсии, а другим – пособия, и если их будет достаточно, то ничего не будет нарушаться, это дискреция государства по разработке политики социального обеспечения. А полностью всем отказать и оставить только сиротам льготы государство не может. В ПКС от 2013 года в п. 2 все, что нам нужно – там еще про принцип поддержания доверия к государству. Мы можем ввести в аргументацию, что государство не может произвольно отказаться от поддержки той категории, которую оно раньше поддерживало, руководствуясь этим принципов – поддерживается правовая определенность, чтобы участники соответствующих правоотношений могли рассчитывать последствия своих действий и так далее, то есть что приобретенные на основании действующего законодательства права будут уважаться и соблюдаться и в дальнейшем.

В прямом прочтении есть основания полагать, что в таком виде законопроект противоречит ст. 7 КРФ, но если есть замещающие льготы для других категорий нуждающихся граждан, то он может и соответствовать ст. 7 КРФ.

Проблема: в какой мере государство может отказаться от социальных обязательств?

Существуют три модели государственной политики в социальной сфере:

В Советском союзе степень защиты была невероятно высока. Сейчас с переходом к рыночной экономике, политике капитализма государство пытается от социальных обязательств постепенно избавляться. Это связано с тем, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, главная задача которого – достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, Всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование (Комментарий к Конституции РФ, Зорькин). Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к тому, чтобы обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум (в отличие от патерналистского – которое обеспечивает такой уровень жизни, чтобы лицо свободно существовало – и либерального – такой набор благ, который позволяет прожить на уровне минимума). По словам В.Д. Зорькина, объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние.

Представляется, что в данной задаче критерий, который государство выбрало для определения степени своего участия в социальной сфере, неверный. С точки зрения социального государства должен быть другой критерий. Необходимо выяснить, мог ли создать себе человек изначально достойные условия жизни или не мог? Если не мог, то концепция социального государства обязывает его принять участие в судьбе гражданина. А если мог, но не хотел обеспечить себе уровень жизни, то тогда государство не обязано обеспечивать такому лицу достойный уровень, каждый сам делает свой выбор. Государство не может допустить иждивенчества, это расходится с концепцией социального государства. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность поразным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Поэтому для сирот и иных незащищённых категорий граждан мы обеспечиваем достойный образ жизни, а для тех, кто утратил дееспособность, но ранее не позаботился о своем будущем, мы обеспечиваем минимум. Реализация этого принципа видна в пенсионной реформе, когда пытались разделить пенсию на несколько частей: страховую и накопительную. Социальное государство выполняет функцию перераспределения социальных благ, но при этом оно не должно забывать о том, что необходимо стимулировать экономическую активность субъектов.

Постановление КС от 16 декабря 1997 года № 20-П

Российская Федерация - социальное государство. Государства бывают либеральными (в этой задаче приводится именно такой пример) и патерналистскими (когда государство «всех содержит»). В социальном государстве страховая модель - не единственная модель помощи. В объективной ситуации государство помогает именно тем, которые действительно нуждаются в помощи и не могут сами себе помочь (дети-сироты, дети – инвалиды). В субъективной ситуации – государство всех обеспечивает (тяжелое материальное положение и т.д.). Государство участвует и помогает где-то больше, где-то меньше.

В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства?

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства.

Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание системы, социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий; 5) охрана груда и здоровья людей; 6) установление гарантированного минимального размера заработной платы (см. комментарии к ст. 37 - 39).

Нет, данный проект не соответствует конституционному принципу социального государства. 1. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ термин «социальное государство» обозначает такое государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако система пенсионного страхования не гарантирует достойное обеспечение жизни пенсионеров, т.к. существует категория граждан, которая является нетрудоспособной или ограниченно трудоспособной в связи с инвалидностью или болезнью и в силу этого не может делать страховые накопления, а следовательно в будущем не сможет получить достойную пенсию. 2. В соответствии с ч. 2 государство обязано гарантировать социальную защиту не только сиротам, но и поддерживать «семью, материнство, отцовство и детство, инвалидов и пожилых граждан». Также следует отметить, что проект данного ФЗ противоречит «Всеобщей декларации прав человека», в соответствии с которой:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим

от него обстоятельствам».

Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства, и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Нормативные основания решения задачи:

Конституция РФ

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,

пособия и иные гарантии социальной защиты.

ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

"1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим

от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это: — охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности.

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:

1) отделение церкви от государства:государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;

во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;

в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания.

4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации: закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание. признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. принимает настоящий Федеральный закон»; закон устанавливает преимущества для «

4.3. Функции социального государства. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации.

4.1. Признаки социального государства

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников, доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства (правовая основа социальной политики).

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан.

8. Наличие системы социального страхования, существование бюджетных социальных выплат.

9. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования; б) социальной защищенности существование государственных систем социальной

защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

10. Наличие развитого социального законодательства существование институтов гражданского общества. ( законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в Германии ).

11. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны ( впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г. ).

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством

4.2. Принципы социального государства.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым .

Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень

экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

Среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение

• консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе – правовом принципе,

• социал-демократы и близкие к ним либералы – на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.

Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на:

1. принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

2. принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

3. принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения Доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

4. принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

5. В современном обществе должен действовать принцип «государство для человека» , последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте

социального государства. По их мнению, этот принцип выражается в признании:

морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, т. Е. позитивным;

человека в качестве единственного субъекта права собственности на все объекты собственности, существующие в государстве;

первичности обязанностей члена общества перед другими членами общества по отношению к его правам;

особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;

человека в качестве единственного субъекта налогообложения;

первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;

приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат — правительство;

человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.

6. Социальное партнерство как принцип социального государства

Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодательной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при по-

среднической роли государства . Постепенно, когда государство утрачивает свой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбе.

Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти принципы социальной политики государства во мно А взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения функциони-

рования этих принципов и требований в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы.

тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства.

Чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т. П., необходимо соблюдение определенных условий — стороны Должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей первый принцип, должны быть законы: об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические как средство получения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов — устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира.

Социальное партнерство в утвердившемся понимании — система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями — один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности. И в этом смысле социальное партнерство — один из главных принципов демократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается, с одной стороны: как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями; способ согласования противоположных интересов; метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле социальное партнерство — один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства.

7. Не менее значим принцип социального государства — участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни .

Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативноправовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реализации последнего из перечисленных принципов на основе системы социального партнерства как цивилизованного механизма сохранения гражданского мира и согласия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого баланса интересов работника, работодателя, государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отношений особая роль принадлежит профсоюзам. Сфера особого внимания профсоюзов — социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов семьи.

Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства — государства и, таким образом, социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательного субъекта, а одновременно выступает как один из принципов государства. Социальное партнерство — обязательный элемент государственного устройства, а в социальном государстве — важнейший принцип организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социальном государстве этот принцип — один из главных оснований усиления своей «социальности».

4.3. Функции социального государства. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации.

Функции социального государства — это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства.

Их появление связано со сменой доминирования отношений государство—общество на отношения государство — личность . Причем социальные функции появляются у государства только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее первой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом.

С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой, — включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями. В результате происходит «социализация» всех функций государства.

Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство призвано: создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением.

В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие социальные функции:

обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

обеспечение социального страхования для всех членов общества;

обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

социальную защиту нуждающихся;

сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

предоставление социальных услуг.

В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – специфические функции , к ним относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности ( в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность );

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Существует и другая типология, которая выделяет внешние и внутренние функции социального государства:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: