Какое право получил правительствующий государь согласно данному законодательному акту

Обновлено: 01.12.2022

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 32 >> Задание 32.1

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочтите отрывок из законодательного акта и ответьте на вопросы:

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш , и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…

В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства.

Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию Божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

1. Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».

2. Назовите закон 1714 г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714 г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту?

3. Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

42) C5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

«Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры)».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

43) Варианты ЕГЭ по истории 2014г. Вариант №1 (365)

Прочтите отрывок из законодательного акта.

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскоюзлостиюнадмен был сын наш …, и что не раскаянием его оное намерение, но милостиюБожиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…

В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощиюБожиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

С1.Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».

С2.Назовите закон 1714г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту?

С3.Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».

44) Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли.

Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на испанское или французское вино были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран – низкими?

48) Назовите изменения в социальной сфере жизни российского общества, происшедшие в период правления Петра I (укажите не менее трех позиций). Приведите примеры законодательных актов (не менее двух примеров), с которыми связаны эти изменения.

45)Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1695–1696 гг. Петр I с целью получения выхода к морю совершил два Азовских похода. В итоге последнего из них Азов был взят. Однако вскоре Петр I меняет ориентацию внешней политики России, и на первый план выступает борьба не за выход к южным морям – Черному и Азовскому, – а борьба за выход в Балтику.

Что послужило причиной переориентации внешнеполитического курса? Укажите не менее двух причин. Приведите не менее двух примеров, фактов, подтверждающих, что Петр I с 1699 г. начал подготовку к борьбе за выход к Балтийскому морю.

46) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

47) Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.:

1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.

2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими обе точки зрения.

48)Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведённых Петром I. Что было в них общим (2 характеристики), а что – различным (не менее 3).

49) С5 – 2008г. Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I в сфере культуры:

1. Преобразования Петра в сфере культуры привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разделению культуры на народную (национальную) и дворянскую (ориентированную на западноевропейские ценности).

2. Преобразования Петра в сфере культуры привели к значительному продвижению в развитии российской науки, системы образования, приобщению страны к достижениям европейской культуры.

Какую из названных точек зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

50) Прочтите отрывок из законодательного акта.

«…дед наш, Пётр Великий… в тогдашнее ж время российскому дворянству… повелел вступить в военные и гражданские службы … Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства… (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило… усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы… отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству…

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают…

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, …разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет…

7. …о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, …причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, …однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом…

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

С1. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

С2. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

С3. Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?

51) Прочтите отрывок из указа.

«…всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:

1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте… обучены были…

2) Прочие все братья… должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, …для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех… от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы…

5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, – с каждого ж 100 душ по человеку.

6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».

С1. Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?

С2. Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

С3. Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.

52) Ниже приведены две точки зрения на правление императора Петра III:

1. «Он боялся всего в России, называл ее проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней непременно придется погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней, ничего не узнал в ней и всего чуждался; она пугала его, как пугаются дети, оставшиеся одни в обширной пустой комнате».

(В.О. Ключевский, историк)

2. «Типичные черты политики "просвещенного абсолютизма" за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно… Так называемый Век Екатерины начался, по существу, еще за несколько лет до ее восшествия на престол».(А.Б. Каменский, историк)

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими и ту и другую точку зрения.

«. дед наш, Пётр Великий. в тогдашнее ж время российскому дворянству. повелел вступить в военные и гражданские службы . Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства. (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило. усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы. отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству.

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы. просить да не дерзают.

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, . разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет.

7. о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, . причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, . однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом.

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

17. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

18. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

19. Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?

20. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Реформы 50-х гг. XVI в., проведенные Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чем заключались причины ее введения (не менее двух причин) и каковы были ее последствия (не менее трех последствий).

21. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862-972 гг.; 2) 1533-1584 гг.; 3) 1894–1914 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

2) восстание Уотта Тайлера

3) восстание под предводительством К. Булавина

2. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Появление всех их в России, кроме двух, относится к царствованию Александра II.

1) земская управа; 2) коллегии; 3) временнообязанные крестьяне; 4) суд присяжных; 5) отходничество; 6) мировой судья.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название учреждения, о созыве которого идёт речь.

«Депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого), от дворян (по одному от уезда), от купцов (по одному от города), а также от государственных крестьян и казаков (по одному от провинции). Крепостные крестьяне, составлявшие более половины всего крестьян­ства, избирательного права не имели. В июле 1767 года в Московском Кремле собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, депутаты были «временно» распущены в связи с начавшейся русско-турецкой войной».

5. Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ ПОЗИЦИИ
А) славянофилы Б) анархисты В) декабристы Г) социал-демократы 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошёл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»

Б) «Новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с женой, детьми и тёщей, месяца мая 28, и, стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ещедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: 1) не бережёт смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых…»

1) Описываемые события произошли в IX в.

2) Александр Невский в XIII в. княжил в городе, в котором происходили описываемые события.

3) Описываемые события происходили с период политической раздробленности Древнерусского государства.

4) Современником описываемых событий был Ярослав Мудрый.

5) События, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства.

6) Описываемые события произошли в XI в.

7. Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

3) А. А. Ханжонков

4) В. О. Ключевский

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) ______________ битва на­ча­лась с на­ступ­ле­ния гер­ман­ских войск, со­глас­но под­го­тов­лен­ной не­мец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем опе­ра­ции «Цитадель».

Б) ______________ кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла в 1943 г., в ходе пе­ре­го­во­ров об­суж­да­лись во­про­сы от­кры­тия вто­ро­го фронта.

В) ______________ операция советских войск но­си­ла ко­до­вое на­зва­ние «Багратион».

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

9. Установите соответствие между событиями внешней полити­ки и именами царей: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

А) русско-японская война

Б) подписание Парижского мирного договора

В) Великое посольство

Г) Ливонская война

10. Прочтите от­ры­вок из по­ли­ти­че­ской речи и ука­жи­те фа­ми­лию автора.

«Какая, господа, разница, теперь, на 27-м ме­ся­це войны, разница, ко­то­рую осо­бен­но за­ме­чаю я, про­вед­ший не­сколь­ко ме­ся­цев этого вре­ме­ни за границей. Мы те­перь перед но­вы­ми трудностями, и труд­но­сти эти не менее слож­ны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед ко­то­ры­ми мы сто­я­ли вес­ной про­шло­го года. Пра­ви­тель­ству по­на­до­би­лись ге­ро­и­че­ские сред­ства для того, чтобы бо­роть­ся с общим рас­строй­ством на­род­но­го хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м ме­ся­це войны, какими были на 10-м и ка­ки­ми были на первом. Мы по-прежнему стре­мим­ся к пол­ной победе, по-прежнему го­то­вы нести не­об­хо­ди­мые жерт­вы и по-прежнему хотим под­дер­жи­вать на­ци­о­наль­ное единение. Но я скажу открыто: есть раз­ни­ца в положении. Мы по­те­ря­ли веру в то, что эта власть может нас при­ве­сти к победе. (голоса: "Верно"), ибо по от­но­ше­нию к этой вла­сти и по­пыт­ки исправления, и по­пыт­ки улучшения, ко­то­рые мы тут предпринимали, не ока­за­лись удачными.

Когда вы целый год ждете вы­ступ­ле­ния Румынии, на­ста­и­ва­е­те на этом выступлении, а в ре­ши­тель­ную ми­ну­ту у вас не ока­зы­ва­ет­ся ни войск, ни воз­мож­но­сти быст­ро под­во­зить их по един­ствен­ной уз­ко­ко­лей­ной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упус­ка­е­те бла­го­при­ят­ный мо­мент на­не­сти ре­ши­тель­ный удар на Балканах, – как вы на­зо­ве­те это: глу­по­стью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, во­пре­ки нашим не­од­но­крат­ным на­ста­и­ва­ни­ям (…) на­ме­рен­но тор­мо­зит­ся дело, и по­пыт­ка ум­но­го и чест­но­го ми­ни­стра решить, хотя бы в по­след­нюю минуту, во­прос в бла­го­при­ят­ном смыс­ле кон­ча­ет­ся ухо­дом этого ми­ни­стра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, поль­зу­ет­ся нашим промедлением, – то это: глу­пость или измена? (голоса слева: "Измена"). Вы­би­рай­те любое. По­след­ствия те же».

11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.


1) Ели­за­ве­та I Тюдор

2) им­пе­ра­тор Александр I

4) М. М. Сперанский

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

12. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и по­литического деятеля.

В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тя­жёлое положение страны: правительственные запасы беспре­рывно уменьшаются; «города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточ­но»; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг. Пра­вительство, с целью «предотвратить грозящую родине смер­тельную опасность», вновь увеличило твёрдые цены, угро­жало применением крайних мер воздействия против ослуш­ников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) события, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.

2) правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили опи­санные события

3) события, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России

4) автор воспоминаний констатирует беспомощность пра­вительства в решении продовольственной проблемы

5) правительство пыталось организовать сдачу земледель­цами хлеба исключительно на добровольных началах

6) в названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики


13. Назовите российского монарха, в чьё правление велась война, события которой обозначены на схеме.

14. Укажите название государства, действия войск которого обозначены
в легенде схемы цифрой «2».

15. Укажите город, обозначенный на схеме цифрой «6».

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «1» в легенде схемы обозначены действия войск под командованием Сигизмунда II Августа.

2) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «3» и «4», были утрачены Российским государством по итогам войны, которой посвящена схема.

3) Цифрой «7» на схеме обозначено место подписания Столбовского мира со Швецией.

4) На схеме обозначено государство, прекратившее своё существование
в результате войны, которой посвящена схема.

5) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», является столицей современного государства –

6) Цифрой «8» на схеме обозначен город, не входивший в состав Российского государства на момент начала войны, которой посвящена схема.

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Лет­ний дво­рец в с. Коломенском Б) «Капитанская дочка» В) «Чапаев» Г) «Домострой» 1) Автором дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся ве­ли­кий рус­ский поэт М. Ю. Лермонтов. 2) Этот со­вет­ский ки­но­фильм по­свя­щен со­бы­ти­ям Граж­дан­ской войны. 3) Данное тво­ре­ние со­зда­но в XV в. 4) Данное про­из­ве­де­ние по­свя­ще­но со­бы­ти­ям Кре­стьян­ской войны под ру­ко­вод­ством Еме­лья­на Пугачева. 5) Автор дан­но­го про­из­ве­де­ния вхо­дил в со­став Из­бран­ной Рады. 6) Этот па­мят­ник был со­здан в прав­ле­ние Алек­сея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:



18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Памятник русского литейного искусства, представленный в нижнем правом углу почтового блока, был создан в XVII в.

2) Почтовый блок выпущен в честь события, произошедшего в период, когда столицей Российского государства была Москва.

3) На почтовом блоке изображён храм – место коронации русских царей
и императоров.

4) Все архитектурные сооружения, представленные на почтовом блоке, были сооружены при одном и том же правителе.

5) В левом нижнем углу почтового блока изображён памятник русского литейного искусства, созданный мастером Андреем Чоховым.

19. Какие памятники возведены в городе, которому посвящён данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.


Часть 2.

Прочтите отрывок из законодательного акта.

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш , и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…

В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию Божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

20. Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».

21. Назовите закон 1714 г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714 г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

22. Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».

23. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину.

24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Дружина князя Киевского

Дружина князя Киевского

Дружина князя Киевского запись закреплена

КОММЕНТАРИЙ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ no.13

Тук-тук, кто там? А это разбор второй части номер 13 к вам пожаловал! Скорее читайте подробный анализ 6-ти заданий и собирайте все морковки! В комментарии к посту напишите, сколько морковок вы собрали

ЗАДАНИЕ 20

Здесь нужно было проанализировать исторический источник и ответить на 3 вопроса: какое название получил данный законодательный акт? какой государь (государыня) его издал(-а)? укажите хронологические рамки его (её) правления. В чём же заключались ошибки?

1. Название законодательного акта пишем в кавычках: «Манифест о вольности дворянства»
2. Многие невнимательно прочитали условие и почему-то вместо годов правления Петра III указали год принятия манифеста. Включаем внимание на все 100%
2. Зайки, не забывайте выделять подпункты в ответах и прописывать их целиком

⛔

Неправильный ответ:
Манифест о вольности дворянства; Пётр III; 1762 г.

✅

Верный ответ:
1) Данный документ получил название «Манифест о вольности дворянства»;
2) Данный документ издал Пётр III;
3) Рамки правления Петра III: 1761—1762 гг.

ЗАДАНИЕ 21

Тут вам предлагалось поработать с историческим документом и назвать любые три положения, отражающие смысл принятого законодательного акта. Что было не так в ответах на это задание?

1. 21 задание в ЕГЭ предполагает работу с историческим документом: его можно и нужно цитировать, разбирать на части и приводить нужные положения. Тезисы, которые во фрагменте не упоминаются, эксперты вправе не зачесть, ведь здесь важно ваше умение работать с источником
2. Как ни странно, но даже при указании положений из текста вы иногда допускали неточности. Например, говорили, что все дворяне, находящиеся на службе, могли её покинуть, но это противоречит положению источника: «находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять»

⛔

Неправильный ответ:
Отмена обязательной службы для дворян; разрешение уезжать за границу; все дворяне могли уволиться со службы

✅

Верный ответ:
1) Дворяне по своему желанию могли проходить государственную службу («вce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают»);
2) Военные не имели права покинуть армию во время войны и за три месяца до её начала («военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы. просить да не дерзают. »);
3) Вводилось обязательное получение образования («брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают»);
4) Не увольнялись из армии те дворяне, которые менее чем за 12 лет ещё не дослужились до офицерского чина («находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять»)

ЗАДАНИЕ 22

В этом задании нужно было ответить на вопросы: был ли реализован массово данный законодательный акт в первой половине 1760-х? какое основное внешнеполитическое событие произошло в правление данного государя (государыни)? в каком последующем акте были закреплены права и привилегии дворян? Здесь было очень много ошибок, давайте разбираться.

1. «Манифест о вольности дворянства» в первой половине 1760-х гг. фактически не реализовывался, следовательно, все остальные ответы здесь были некорректны
2. Внешняя и внутрення политика — вещи столь же противоположные, как южный и северный полюсы, на которых никогда не встретят пингвин и полярный мишка Неуместно было здесь упоминать про начало секуляризации церковных земель и др. Верный ответ был один: заключение мира с Пруссией в Семилетней войне, ориентация на союз с ней

⛔

Неправильный ответ:
Да, манифест в полной мере реализовался; основное событие периода: начало секуляризации; Жалованная грамота дворянству 1785 г.

✅

Верный ответ:
1) Нет, «Манифест о вольности дворянства» в первой половине 1760-х гг. фактически не реализовывался;
2) Основное внешнеполитическое событие, произошедшее в правления Петра III: заключение мира с Пруссией в Семилетней войне, ориентация на союз с ней;
3) Законодательный акт — «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.)

ЗАДАНИЕ 23.1

А здесь нам предложили объяснить, чем отличалось царствование Екатерины Великой и Петра I. Где были неточности:

1. В заданиях на сравнение следует характеризовать правления обоих императоров, а не одного: как иначе эксперт увидит отличия в царствовании разных монархов?
2. Следует быть очень осторожными при сравнении внешней политики: разные направления (западное и южное) сравнивать некорректно, следует ограничиться одним и подробно его расписать (в нашем случае южное)
3. При сравнении нужно апеллировать конкретными фактами, а не приводить общие слова вроде «Пётр не выполнил задачу по выходу к Чёрному морю», необходимо указать на неудачи Прутского похода

⛔

Неправильный ответ:
1. Екатерина II проводила политику просвещенного абсолютизма;
2. Дворянство превратилось в привилегированное сословие;
3. Усилилось крепостничество

✅

Верный ответ:

1) Пётр I уменьшал привилегии дворянства (например, введение обязательной пожизненной службы), а Екатерина II, наоборот, превратила их в привилегированное сословие (например, в «Жалованной грамоте дворянству» было закреплено их право на землю и крепостных, вводился запрет лишать дворянского титула);
2) Пётр I совершил неудачный Прутский поход, а Екатерина II благодаря русско-турецким войнам (1768—1774; 1787—1791 гг.) получила право строить флот на Черном море, причерноморские земли, то есть ее политика по отношению к Турции была успешной;
3) Пётр I пытался брать опыт у многих европейских стран, которые он посетил во время «Великого посольства», а Екатерина II была ориентирована больше на Францию (политика просвещенного абсолютизма);
4) Пётр I, чтобы выиграть Северную войну, посылал огромное количество крестьян на войну, что вело к разорению сельского хозяйства, а Екатерина II пыталась, наоборот, развивать его, поэтому она создает Вольное экономическое общество, которое оказывало помощь помещикам в ведении сельского хозяйства;
5) В отличие от Петра I, Екатерина развивала предпринимательство (например, манифест «о свободе предпринимательства», где отменялась необходимость просить разрешения правительственных органов для открытия предприятий)

ЗАДАНИЕ 23.2

Условие звучало следующим образом: «В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий)». В чём заключались ошибки:

1. Опять же сравнение: приводим характеристики и гвардии, и стрелецкого войска
2. Не забывайте выполнять все пункты задания: очень многие пропускали первый вопрос и не приводили названия гвардейских полков (Пре­об­ра­жен­ский, Семёновский, Измайловский)
3. Ребята, стрелецкое войско так же, как и гвардия, являлось регулярным, то есть различием это не является

⛔

Неправильный ответ:
1. Преображенский полк.
2. 1) во главе гвардейского полка был монарх;
2) гвардейцы занимались только военной службой

✅

Верный ответ:

1) Название: Пре­об­ра­жен­ский (Семёновский, Измайловский) полк;
2) Отличия гвардии от стрельцов:

В отличие от стрельцов, в гвар­дей­ских полках могли слу­жить иностранцы;
Стрельцы появились ещё в XV веке, что показывает, что данный тип войск уже устарел, а гвардия, которую Петр I создавал в конце XVII века, являлась более совершенной и способной противостоять армии такого развитого государства, как Швеция;
Стрельцы комплектовались из свободного городского и сельского населения, а в гвардии преобладало дворянское сословие;
Служба у стрельцов была наследственной, а в гвардейские полки дворяне могли просто записывать своих детей, несмотря на то что сами родители не служили;
В конце XVII века в связи с созданием полков нового типа стрельцы перестали существовать как войсковая часть, утратили прежнее значение и лишились многих привилегий, а гвардия была привилегированным войском

ЗАДАНИЕ 23.3

В этом задании нам предлагалось объяснить, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований. Мчим разбирать недочёты:

1. В 23 задании обращение к конкретным фактам не менее важно, чем в задании 24. Так, недостаточно сказать, что необходимость в реформировании системы управления была вызвана «Бунташным веком», нужно обязательно привести примеры восстаний
2. Не знаем, с чего вы вдруг решили, что церковный раскол привёл к духовному кризису в обществе. Так или иначе, но этот факт спорый и вполне может стать дискуссионным высказыванием для задания 24. Поэтому здесь этот аргумент мы не приводим
3. Избегайте повторений мыслей: конечно, петровские преобразования были вызваны экономическим и культурным отставанием от Западной Европы, но вот «Великое посольство» помогло Петру убедиться в этом отставании, а значит, эти два факта нельзя отделять друг от друга и писать в разные пункты ответа

⛔

Неправильный ответ:

1) России был необходим выход к Балтийскому морю (а что мешало его получить?);
2) Необходимость России в мощной армии (это к 1-му аргументу);
3) Необходимость в приобщении к европейским традициям (зачем?);
4) Необходимость укреплять обороноспособность (а кто на нас нападал?);
5) Необходимость создавать военные учебные заведения для получения военного образования (с какой целью?)

✅

Верный ответ:

1) Отсутствие удобных портов для реализации торговли с европейскими странами, военное отставание России от европейских стран вынудили Петра I развивать армию (например, перевооружение армии, введение рекрутской повинности);
2) Бун­таш­ный характер XVII в. (в данный период происходило множество бунтов, таких как Соляной, Медный, Соловецкое восстание) по­рож­дал необходимость укреп­ле­ния и со­вер­шен­ство­ва­ния государственного ап­па­ра­та управления, усиления самодержавия;
3) Отставание России от Европы в культурном плане (низкий процент образованных людей, отсутствие университетов) вынудило Петра I развивать образование, чтобы повысить международный авторитет;
4) Предыдущие правители заложили основы данных преобразований, поэтому Петр I должен был довести их до конца (например, отмена местничества как основа для Табеля о рангах, основание Славяно-греко-латинской академии)

ВЫВОДЫ

😚

Итак, солнышки, умение грамотно решать задания второй части приходит с опытом: не забывайте внимательно читать условие задания, в задании 23 и 24 обращаться к конкретным фактам, а при сравнении характеризовать оба сравниваемых элемента

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: